Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему "Поздняя весна. Насекомые". Проект для детей старшей группы на тему: Насекомые Старшая группа рассматривание картины на тему насекомые

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему "Поздняя весна. Насекомые". Проект для детей старшей группы на тему: Насекомые Старшая группа рассматривание картины на тему насекомые

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа « Что дети знают о насекомых?»

Задачи : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые».

Индивидуальная работа по ФЭМП (Даша Ф., Дима, Леша).

Задачи : упражнять детей в счете, учить отсчитывать нужное количество предметов, использовать освоенные умения для решения различных задач.

Дежурство по занятиям (Лида).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно.

Самостоятельная деятельность детей в зоне коррекционно-развивающих игр.

Задачи: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ».

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Эти удивительные насекомые».

Цель : познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия (Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр.309).

Аппликация «Божьи коровки на лужайке» (коллективная работа).

Цель: формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки.

Музыка

Прогулка

Наблюдение за бабочками.

Задачи : предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры «Встречные перебежки», «Третий лишний».

Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия, расширять игровые замыслы. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость.

Труд : уборка на участке.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Егор, Сережа, Саша).

Задачи : закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.

Дидактическая игра «Помоги найти».

Задачи: учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды).

Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.

Спортивная ходьба «Готовимся к олимпиаде».

Задачи : упражнять детей в правильном выполнении основных движений, учить регулировать скорость движения в зависимости от самочувствия. Повышать функциональные возможности детского организма.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».

Задачи: прививать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Даша Н.).

Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана.

Формирование навыков культурного поведения «Прощание с гостем».

Задачи: познакомить детей с правилами в момент прощания, рассмотреть модели поведения в различных ситуациях.

Вторая половина дня/вечер

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Детский сад»: дидактическая игра «Кто это делает?»; разучивание песни «Мы дружные ребята».

Задачи: способствовать обогащению и систематизации опыта и знаний детей, учить осмысливать и использовать в игре полученную информацию.

Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений о весне (Семен, Катя, Никита В.).

Задачи: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общения.

Рисование на свободную тему. Работа в раскрасках по теме недели.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.

Сюжетно-ролевая игра «Доктор».

Задачи: закреплять умение детей поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Прогулка

Наблюдение : деревья в мае.

Задачи : предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений.

Подвижная игра «Гуси – гуси».

Задачи: формировать у детей умение действовать по словесному сигналу, развивать диалогическую речь.

Ужин

Задачи: формировать умение самостоятельно организовывать игры, договариваться с партнерами, подбирать инвентарь.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа по этике и культуре поведения «Разговор с младшим».

Задачи : формировать у детей навыки культурного поведения при общении с малышами, правильно строить взаимоотношения с ними, исполнять роль старших, брать на себя ответственность.

Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Дежурство по занятиям (Миша).

Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: умение выполнять в игре типичные социальные роли (семьянин, гражданин, работник), действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Даши Ф., Дани Х., Дани П.); выставка детского творчества.

Организованная образовательная деятельность

Развитие речи «Насекомые».

Цель: познакомить детей с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Рассказать, чем питаются насекомые, какую пользу приносят, учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», стр. 28, альбом 4).

Рисование «Бабочки летают над лугом».

Цель : учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Развивать эстетическое восприятие (Т.С. Комарова, стр.110).

Физкультура (по плану физ. руководителя)

Прогулка

Наблюдение за муравьиной тропой.

Задачи : у точнить знания о поведении муравьях, месте обитания, взаимоотношении; формировать основы экологической культуры.

Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пустое место».

Задачи: учить детей соблюдать правила игры. Развивать речь, ловкость и быстроту реакции.

Труд: подметание веранды.

Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками (Тимофей, Даня П., Егор).

Задачи : развивать координацию движений.

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание, формировать умение действовать в соответствии с сигналом.

Игры с песком.

Задачи: в процессе изготовления построек из песка знакомить детей с его свойствами, учить выполнять постройки из песка для последующей игры с ними.

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать выполнение детьми элементов игры. Развивать глазомер, формировать умение регулировать силу и направление удара.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки «Медведь и комар».

Задачи : продолжать развивать интерес к художественной литературе, развивать память детей.

Дежурство по столовой

(Полина).

Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи: учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы. Формировать требовательное отношение к своему внешнему виду.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Чего больше?» (Саша, Дима,).

Задачи : упражнять детей в счете в пределах десяти. Закреплять умение разбивать множество на части и устанавливать отношения между множеством и его частью.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты .

Настольно-печатная игра «Зеленый город».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, учить детей играть вместе, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

Прогулка

Наблюдение за солнцем.

Задачи: обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени от колышка.

Подвижные игры «Краски», «Мышеловка».

Задачи : учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.

Ужин

Игры со строительным материалом.

Задачи : формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки . Развивать воображение и фантазию.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

«Беседа о бабочках».

Задачи: уточнить знания о внешнем виде, месте обитания бабочек, развивать речь.

Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой ».

Задачи: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами беззащитного насекомого.

Индивидуальная работа по развитию речи (Полина, Семен, Юля).

Задачи: упражнять детей в образовании сравнительной степени прилагательных, учить использовать сравнительную степень прилагательных в различных речевых конструкциях.

Дежурство по занятиям (Егор).

Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки».

Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Самостоятельные игры по выбору детей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса, ориентирование их на совместное с ребенком чтение художественных произведений.

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЭМП) «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».

Цель : продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», «под» и т.д. (В.П. Новикова «Математика в детском саду», стр.79).

Музыка (по плану муз. руководителя)

Прогулка

Наблюдение: черемуха в мае.

Задачи : предложить детям рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением на черемухе листьев и цветов.

Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Гуси-лебеди».

Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.

Труд: полив растений клумбы.

Индивидуальная работа по развитию движений (Соня, Саша, Даша Н.).

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Задачи: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Задачи: закреплять названия объектов природы (насекомые, птицы, звери, рыбы, деревья, цветы).

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи: формировать коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми; разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе.

Игры с песком.

Задачи: учить делать постройку для последующей игры.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой (Лида).

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Умывалочка».

Задачи: учить детей мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Работа в уголке сенсорного воспитания.

Задачи: систематизировать знания детей о разнообразных свойствах воды, стимулировать включение разных органов чувств.

Дидактическая игра «Кто я?» (Сережа, Дима, Тимофей).

Задачи: учить детей составлять рассказы-описания о себе в настоящем, прошедшем и будущем временах. Развивать творческие способности детей.

Работа в прописях.

Задачи: развитие графо-моторных навыков.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.

Задачи : развитие мелкой моторики.

Игры со строительным материалом: конструирование по замыслу.

Задачи: учить детей создавать постройки и обыгрывать их.

Прогулка

Наблюдение за растениями.

Задачи: предложить детям рассмотреть растения на участке, обратить внимание на новые признаки роста и развития растений, рассказать о них.

Подвижная игра «Третий лишний».

Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Ужин

Игровая деятельность по интересам детей .

Задачи : развивать у детей самостоятельность, активность, умение интересно и с пользой проводить досуг.

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Я среди людей».

Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын-дочь, брат-сестра, внук-внучка). Определять свое место и роль в окружающем мире.

Индивидуальная работа по развитию речи: дидактическая игра «Один – много» (Дима, Катя, Сережа).

Задачи: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (пчела – пчёлы – пчёл)

Самостоятельная деятельность детей в игровой зоне.

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.

Предложить родителям дома подобрать и наклеить в альбом картинки с изображением насекомых.

Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Дани П., Сережи, Кати).

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Муравьи – санитары леса».

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, воспитывать любовь к природе, углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Физкультура (улица)

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Задачи : организовать наблюдение за бабочкой лимонницей, предложить детям составить рассказ по результатам наблюдения, описать бабочку, ее действия.

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

Труд : уборка территории группового участка.

Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мяча вдаль (Егор, Даня Х.,

Семен)

Задачи: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Дидактическая игра « Испорченный телефон».

Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».

Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма. Учить детей ориентироваться на территории детского сада, соблюдать маршрут движения.

Самостоятельная игровая деятельность.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка«Сказка про Комара-Комаровича».

Задачи : прививать интерес к художественной литературе.

Дежурство по столовой

(Даша Ф.).

Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.

Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».

Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения насекомых, развивать выразительность речи.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» (Леша, Миша, Сережа).

Задачи: упражнять в вытягивании сомкнутых губ вперед.

Индивидуальная работа в прописях (Даня П., Лида, Саша).

Задачи: развитие графо-моторных навыков детей.

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты.

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке: рассматривание иллюстраций любимых книг.

Задачи: учить детей видеть, как художник передает в рисунках характеры персонажей.

Прогулка

Наблюдение за погодой .

Задачи : предложить детям охарактеризовать погоду, составить коллективный сравнительный рассказ «Погода утром и вечером» с опорой на сигнальные символы, обозначающие основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).

Спортивная игра бадминтон.

Задачи : совершенствовать технику выполнения ударов по волану, учить детей играть, ориентируясь на партнера. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Ужин

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Задачи: используя косвенный метод руководства, подвести детей к самостоятельному созданию игрового замысла; формировать умение использовать предметы-заместители.

Конспект НОД "Насекомые" Старший возраст

воспитатель: Бровкина М.А.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;

2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;

3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;

4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);

5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.

6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.

Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную, увидишь жизнь!

О ком это стихотворение?

Ответы детей: О насекомых.

Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?

Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.

Загадки:

1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь. (Жук)

3. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион. (Муравей).

4. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

5. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

6. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)

7. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

8. Одежды не шью,

А ткать всегда тку. (Паук)

9. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт. (Божья коровка)

10. Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)

Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:

Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.

Физминутка:

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

Жук, пчела, муравей, кошка;

Слон, бабочка, шмель, гусеница;

Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

Паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра назови ласково:

Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.

Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.

Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Насекомые»

Старшая группа

Воспитатель: Бровкина М.А.

Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».

Задачи :

  1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
  2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
  3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
  4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
  5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
  6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:

Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.

Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную, увидишь жизнь!

О ком это стихотворение?

Ответы детей: О насекомых.

Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?

Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.

Загадки:

  1. Летит. Пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда хожу,

А жужжу. Когда кружусь. (Жук)

  1. На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов, в нём миллион. (Муравей).

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

  1. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится, медком. (Пчела)

  1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)

  1. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

  1. Одежды не шью,

А ткать всегда тку. (Паук)

  1. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поёт,

А по листику ползёт. (Божья коровка)

  1. Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)

Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:

Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.

Физминутка:

Я большая стрекоза.

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела

Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:

Жук, пчела, муравей, кошка;

Слон, бабочка, шмель, гусеница;

Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;

Паук, светлячок, саранча, кровать.

Игра назови ласково:

Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.

Игра «Найди дорожку к другу»:

Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.

Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.


Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление родительного падежа, существительных во множественном числе), составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»
  • Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики
  • Развитие сенсорных процессов

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе

Лексический материал:

стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Сегодня наше занятие, ребята, начнется необычно- со сказки…Далеко-далеко, там за теплыми морями, где никогда не бывает зимы, в одном сказочном царстве жила маленькая фея. Жители этого маленького царства были цветы. Цветы очень любили свою хозяйку, дарили ей свой цветочный нектар, из которого она творила необыкновенные, добрые чудеса. Близился день рождения маленькой феи и цветы решили устроить бал в честь этого события. Но вот беда цветы не могли танцевать, потому что крепко вросли своими корешками в землю. Цветы рассказали хозяйке о своей беде. Маленькая фея решила помочь своим любимым цветам. Ночью она приготовила волшебную росу из сладкой цветочной пыльцы и с первыми лучами солнца обрызгала все цветы в своем городе. О, чудо! Из цветов выпорхнули бабочки, так похожие на яркие, небывалой красоты цветы, что отличить их было невозможно. Дети сравнивают бабочек с цветами(красивые, легкие, грациозные). Увидев это чудо, остальные жители цветочного городка поспешили на праздник- день рожденья маленькой феи. Постарайтесь узнать с помощью музыки, кто пришел на праздник. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д. Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе.

У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел- по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.

Комары- кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.

Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.

Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.

Речевая подвижная игра «Стрекоза» (импровизация движений)

Стреко-стреко-стрекоза,
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови насекомых»

Активизация словаря по теме «Насекомые»

«Хлопушка»
Хлопни в ладоши, если услышишь, что я назову насекомое.

«Подбери слово»
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается»
Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик…
Бабочка летает, а улитка…
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а червяк…
Улитка ползает, а стрекоза…
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар…
Таракан ползает, а стрекоза…
Бабочка порхает, а муха…

«4-й лишний»
Употребление сложных союзов «потому что»

Шмель, пчела, оса, лиса.
Муравей, муха, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, кузнечик, бабочка, белка.

«Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а трарканище.

«Кого я видел »
Употребление родительного падежа существительных множественного числа. Ребенок берет игрушечное насекомое с полянки и произносит…

Это жук. Я видел много жуков.
Это паук. Я видел много пауков.

«Раздели слово на слоги»
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй.

«Собери картинку »
Складывание пазлов.

«Отгадай, кого я хочу назвать»
Развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Мель-мель-мель, назову я..
Са-са-са, называю я..
Мар-мар-мар, называю я комар.
Ла-ла-ла,называю я..

Ребята так кто же пришел на бал к фее имениннице? Правильно насекомые. Все гости дарили имениннице подарки (распределить картинки по звонкости-глухости и твердости-мягкости на планшете)

III. Итог занятия.

Обзорное занятие по теме «Насекомые» старшая группа обновлено: 14 мая, 2014 автором: Оксана Шилова

Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»

Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.

7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


Приложенные файлы