Описание наины из поэмы руслан и людмила. Стихи в голосе - искусство художественного чтения - выбор композиции. Ты много сделал для России

Описание наины из поэмы руслан и людмила. Стихи в голосе - искусство художественного чтения - выбор композиции. Ты много сделал для России

ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Символ веры

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

Веровать в Бога - значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом , потому что Он есть истинный Бог , ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом , то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом , то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным , потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век , чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения - Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес - как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас - Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат - римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием - пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца - эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную , то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца - Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом , потому что он, как и Сын Божий, - истинный Бог . Дух Святой называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном - Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков - это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Церковь едина , потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая , потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная , или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская , потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной , или Правоверующей .

Крещение - это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино , потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых - это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь , завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

Во что ты веришь?

Такой вопрос могут задать любому, кто называет себя верующим.

Первые христиане, наверное, отвечали на него просто и кратко: «Верую в Иисуса Христа, Сына Божия, Распя¬того и Воскресшего».
Но в разные времена в разных странах появля¬лись люди, которые, хотя и называли себя христианами, придумывали и распространяли ложные, неправиль¬ные учения о Боге.

Церковь наша потому и называется Православной, что она право - истинно и правильно - славит Бога. И чтобы все мы, называющие себя православными хри¬стианами, вместе со всей Церковью правильно славили Бога, нам нужно общее для всех объяснение нашей веры в самых кратких и в то же время полных словах, не оставляющих места никакой неправде.

И такие слова Церковь нам дает. Называются они Символом веры (символ - это знак, выражающий це¬лое и глубокое понятие). Символ веры составлен в дав¬ние времена на первом и втором Вселенских Соборах (собраниях святых отцов Церкви со всего мира). Сим¬вол веры - краткое и точное изложение основных ис¬тин христианской веры, которое нужно знать всякому христианину.

В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим:

ВЕРУЮ: во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
ИСПОВЕДУЮ едино крещение во оставление грехов.
ЧАЮ воскресения мертвых
и жизни будущаго века. Аминь.

Единаго - единственного, одного;
видимым же всем и невидимым - всему видимому и невидимому;
Имже вся быша - Которым все сотворено;
за ны - за нас;
одесную - по правую сторону (то есть в наибольшей чести);
паки - опять; паки грядущаго - Который опять придет;
Иже - Который; Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном;
глаголавшаго пророки - говорившего через пророков.
чаю - с надеждой ожидаю.

Символ веры делится на двенадцать частей.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую в единого Бога Отца: верю, что Бог - один, что Он все содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил Небо и землю, то есть видимый и невидимый (материальный и духовный) мир.

Словами: Верую во единаго Бога Отца - мы говорим прежде всего о том, что мы - верующие, что мы уверены в том, что Бог есть, всем сердцем принимаем это и стремимся жить в согласии с этим - свидетельствовать это нашими словами и делами. Говорим мы о главном в нашей вере - о тайне Святой Троицы: что наш единый Бог - это Отец, и Сын, и Дух Святой.

Вера - это уверенность в невидимом, как в видимом. Когда-то, споря с верующими, неверующие говорили им: «А как же космонавты летали в космос, а Бога и ангелов не видели?» Но мы, христиане, в первых же словах нашего Символа веры и говорим о том, что Бог - это Дух, невидимый, непостижимый, высочайший, всесовершенный, а небом называем невидимый мир духовных существ, ангелов, которых Бог со¬творил прежде Солнца, Земли и людей.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истин¬на, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Зачем было умирать Христу?

Бог есть любовь. И Сам Господь Иисус Христос сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Евангелие от Иоанна, гла¬ва 15, стих 13). Он и положил за нас душу - заслонил нас Собой от вечной смерти, принял на Себя, по воле Бога Отца и Своему милосердию, ответственность, боль и наказа¬ние за грехи всего мира. Это называется искуплением.
Бывает, хотя и редко, что человек заслоняет другого от пули собственной грудью или, подменив собою друга, идет вместо него на казнь. Мы понимаем, что это - величайший подвиг любви. Но в состоянии ли мы понять, что Христос совершил такой подвиг за всех людей? Точнее - за каждого из нас. Он умер на Кресте (это са¬мая позорная и мучительная казнь, какая только существовала) - за тебя.
Понять и почувствовать все это можно, если жить с Христом - жить жизнью Церкви.

Но люди по-прежнему свободны: они и теперь мо¬гут не принять Христовой жертвы, остаться «сами по себе», по-прежнему не захотеть быть вместе с Богом. Только тогда человек освобождается Христовой жертвой от своих грехов, когда он сам стремится быть с Христом, нашим Спасителем, верит в Него, любит Его, исполняет Его заповеди и соединяется с Ним в Таин¬ствах Церкви (Крещении, Причастии, Покаянии).

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было о том предсказано в пророческих писаниях Библии.
Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как истинный и совершенный Человек. Но Он - Истинный Бессмертный Бог, смерть не властна над Ним, - и Он воскрес!

Его смерть и положение во гроб были наказанием за наши грехи - Его Воскресение и восстание из гроба стали знаком нашего помилования.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем вознесся телом на Небеса и сел одесную - по правую сторону - Бога Отца, то есть имеет с Ним равную силу и равную честь, теперь уже не только как Сын Божий, но и как Богочеловек.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Я верую, что Господь Иисус Христос опять (паки) придет на землю, чтобы судить всех людей - как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут. Он воздаст каждому по делам его, отделит праведных от грешных и из праведных образует Царство Свое, кото¬рому никогда не будет конца.

(Вспомни, как в утренней молитве святого Макария Великого мы просим Господа: «и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное».)

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верю, что Святой Дух дает всему жизнь - то есть Он, наравне с Отцом и Сыном, Творец всего. Верю, что Дух Святой исходит от Бога Отца, и что Ему следует точно так же поклоняться, как мы поклоняемся Отцу и Сыну, и так же прославлять Его, как мы прославляем Бога Отца и Бога Сына. Верю и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению на¬писаны все священные книги.

Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. С тех пор Он живет в святой Церкви и продолжает действовать в верующих, научая их вере и укрепляя их силы к деланию добра.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Я верую в единую, святую, соборную (в которой участвуют все), основанную апостолами Церковь.

Господь Иисус Христос сошел на землю, чтобы человека возвести на Небо, чтобы люди могли вновь соединиться с Богом. Основанное Им единство всех верующих с Богом и есть Церковь. Церковь - от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священством и Таинствами. Глава Церкви - Сам Христос.

Церковь едина, то есть одна - только Христова. Церковь едина - составляет единство, потому что в ней люди, соединяясь с Богом, с Главой Церкви Иисусом Христом, соединяются и друг с другом и становятся одним духовным целым; потому что один Дух Святой одушевляет все в ней. И цель у Церкви одна - освящать людей. В Церкви одно учение, единые Таинства. Сам Символ веры - тоже выражение единства Церкви: мы, члены Церкви, верим в одни и те же истины и одними и теми же словами выражаем эту веру.
А еще единство Церкви в том, что едины Церковь земная - в которой мы сейчас - и Небесная, к которой принадлежат святые ангелы и все, скончавшиеся в вере и святости, в любви ко Христу. Глава и Небесной, и земной Церкви - Иисус Христос, а в молитве веры и любви мы общаемся со святыми, с ангелами и с нашими умершими близкими.

Церковь свята, потому что ее освятил Господь наш Иисус Христос Своим учением, молитвой, страданиями и Таинствами. И хотя в Церкви есть согрешающие, она не перестает быть святой: так красоте дерева не мешает то, что на нем есть еще не распустившиеся или поблек¬шие листья. Цель Церкви в том и состоит, чтобы освящать грешных людей, прежде всего через покаяние. А те, кто не хотят каяться и не исправляются в своих грехах, отсекаются от Церкви, как засохшая ветвь срубается с дерева.

Церковь Соборная, потому что собирает, объединяет всех истинно верующих людей всех мест, времен и народов. Поэтому Церковь еще называют Вселенской (от слова «Вселенная»).

Церковь Апостольская, потому что Господь распространял и утверждал Свою Церковь через Своих учеников - апостолов, и Церковь постоянно и неизменно сохраняет полученное от апостолов учение и силу Свято¬го Духа, действующего в ней.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Я открыто объявляю, что для прощения грехов и духовного возрождения нужно только один раз при¬нять Крещение, то есть троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Признаю также, что, кроме Крещения, в Церкви есть еще другие Таинства, освящающие жизнь человека.

Таинства Церкви - священные действия, через которые тайным образом действует на человека благодать - спасительная сила Божия. Таинств семь. Вот их названия: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
В Миропомазании (оно обычно совершается сразу после Крещения) человек получает благодать Святого Духа, духовно укрепляющую его.
В Причащении питается духовно, соединяется со Христом.
В Покаянии исцеляется от духовных болезней - грехов.
В Священстве получает благодать духовно возрож¬дать и воспитывать других с помощью учения и Таинств.
В Браке получает благодать, освящающую супружество, рождение и воспитание детей.
В Елеосвящении (соборовании) врачуется от болезней телесных через исцеление от болезней духовных.

11. Чаю воскресения мертвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю, что будет та¬кое время, когда души умерших людей опять соединят¬ся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресшие тела будут духовны и бессмертны. Апостол Павел сравнивает воскресение тела с прорастанием зерна: зернышко истлевает в земле, от него как бы и не остается ничего - но из него вырастает трава или дерево.

Преобразится тогда и весь наш мир, так что в нем уже не будет смерти, разложения, никакой порчи: будут «новые небеса и новая земля».
Вот как сказал о всеобщем воскресении мертвых Сам Господь: Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 25-29).

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Я ожидаю также, что, когда воскреснут мертвые и со¬вершится над всеми суд Христов, для праведников начнется вечная блаженная жизнь, бесконечная радость близости к Богу, а для нераскаянных грешников - вечная мука, невозможность соединения с Богом, Которого они отвергли в своей земной жизни и волю Которого отказались исполнять.

Слово Аминь («Истинно», «Истинно так», «Да будет», оканчивающее Символ веры, - подтверждение, что все сказанное в двенадцати его частях - истина, только так может быть выражено и не может быть изменено.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распрятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славаю судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Сборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых,

И жизни будущаго века. Аминь.

Видимым же всем и невидимым – всего видимого и невидимого, то есть видимого (материального) и невидимого (духовного) мира. Прежде всех век – прежде всякого времени, до начала времени. Имже вся быша – от Которого все произошло, весь мир произошел. Вочеловечшася – сделавшегося истинным человеком. За ны – за нас. По Писанием – как было предсказано в Писании. Одесную – по правую руку. И паки грядущаго – и Который опять придет. Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима – Которому надлежит поклоняться и Которого славить вместе, наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки – говорившего через пророков. Едино крещение – одно в жизни крещение. Жизни будущаго века – другой, вечной жизни.

Символ веры – краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому православному христианину. В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем , то есть открыто объявляем, во что же мы верим. Никто, веруя иначе, расходясь в чем-либо с Символом веры, не вправе называть себя православным христианином. И возник Символ именно в борьбе с ересями, с неправыми мнениями о Боге и мире. Символ составлен и утвержден на 1-м (Никейском, в 325 г.) и 2-м (Константинопольском, в 381 г.) Вселенских соборах (поэтому он называется также Никео-Цареградским Символом веры).

Итак, Смвол веры – это краткое изложение основ христианской веры, основные христианские догматы, та рамка, за пределами которой уже – не-православие.

Но этот «перечень» догматов построен от первого лица, личностно:

Верую во единаго Бога Отца…

И во единаго Господа Иисуса Христа…

и в Духа Святаго, Господа…

во едину Святую, Соборную и Апостольскую

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Аминь (истинно так!).

Символ веры – личное исповедание веры православного христианина. Это исповедание того, ради чего и чем мы живем или должны жить, самого главного в жизни, в мире. Это то что Бог через Церковь говорит нам и что мы исповедуем перед Богом и людьми. Поэтому Символ веры – и молитва, собеседование души с Богом и Бога с душою.

Как молитва Символ веры очень труден: всякий раз, произнося (хотя бы мысленно) эти истины, их надо сознательно принимать в сердце свое, стремиться жить ими. Но это компас, без которого собьешься с дороги, ведущей в жизнь, и с этим компасом необходимо сверяться хотя бы ежедневно. Вот почему он включен в ежедневное келейное правило. Входит он и в самое краткое молитвенное правило для мирян, преподанное нам преподобным Серафимом. Без него нельзя прожить и дня.

Каждое слово Символа веры чрезвычайно глубоко и емко; Краткие объяснения не могут ввести в эту глубину (поэтому в этой книге таковые и не даются). Объяснение Символа веры составляет основную часть – «О вере» - «Пространного христианского катехизиса» святиеля Филарета Московского, книги, которую следует хорошо знать каждому православному христианину.

Святитель Феофан Затворник в своих письмах давал советы, как преодолевать сомнения в истинах веры. Эти строки имеют прямое отношение к роли Символа веры в нашей духовной жизни и показывают, каким должно быть молитвенное восприятие его.

«Вообрази истину и молись о ней, во время молитвы вращай ее в уме и молитвы составляй из нее же. Придет момент, когда истина сия войдет в сердце и обымет все существо души, питая ее и обвеселяя. Это есть сроднение души с истиною; после сего сомнения уже не могут колебать ее. Они могут в памяти приходить, но бывают далеко от души, как говор или топот за стеной».

«Чтобы истину проводить в сердце, вот как делать надо!.. Берите истину какую-либо и полнее уясните в сознании, как она исповедуется, и за тем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется… Молитвы наши все исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину, молитесь: «Господи! Как тогда, ходя по земле, исцелял Ты всякие недуги, прокаженных очищал, слепым даровал зрение, - прииде теперь и ко мне и просвети очи ума моего, и проказу грехов сними с меня». Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины впадут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами. Средство это, иными словами, есть – вкусить истину, радоваться ею, с утешением и сладостью воспоминать об ней, и теплотою сердечно вращать ее в уме. Помоги вам Господи достигнуть сего!»

У слова символ – несколько значений; так было в греческом языке, из которого это слово пришло, так и в русском. Особенно обросло это слово философскими осмыслениями (о символе в философском значении написаны сотни томов книг). Вот разные определения из разных словарей: то, что служит условным знаком какого-либо понятия; в науке – то же, что знак; в искусстве, в широком смысле, символ есть образ в аспекте своей знаковости и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемостью образа; полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Исходное греческое слово означает: стык, скрещение, соединение, слияние, встреча, сочленение. Означало это и опознавательный знак, по которому можно было узнать друг друга вернее, чем по паролю: монету или кость раскалывали на две половинки; если предъявленная половинка полностью подходила к вашей, было ясно, что перед вами – именно тот человек.

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина (догмат) православной веры.

1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Как читается Символ веры?

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.

Как перевести Символ веры на русский язык?

Верую – верю, я убежден;
Единороднаго – единственного;
прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности;
единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (ту же природу) с Богом Отцом;
Им же вся быша – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено;
воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое;
вочеловечшася – сделавшегося человеком, но не переставая быть Богом;
воскресшаго – ожившего (после смерти):
по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день;
восшедшаго – вознесшегося;
одесную – по правую сторону Бога Отца;
паки – опять, снова, вновь, еще;
мертвых – умерших, которые тогда воскреснут;
Его же Царствию не будет конца – после Суда настанет бесконечное Царство Его;
Животворящаго – дающего жизнь;
спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять (чтить) Его наравне с Отцом и Сыном, то есть Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну;
Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков;
Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной;
исповедую – открыто признаю (свидетельствую) словом и делом;
чаю – (желаю) ожидаю;
И жизни будущаго века – и вечной жизни (которая настанет после всеобщего Суда).

1. Я верю в Бога, Единого, Который держит все в Своих руках, Который создал небо и землю, все, что мы видим и не видим.
2. (Я верю) в единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного Богом до того, как началось время. Он Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, Он рожден Богом, а не сотворен, и по существу Он тот же Бог, от Которого все произошло.
3. Для нас людей и нашего спасения Он (Иисус Христос) сошел с небес, силой Духа Святого родился от Девы Марии и стал Человеком.
4. Он был распят в правление Пилата Понтийского, Он страдал и был погребен.
5. И воскрес в третий день, как это было сказано в Священном Писании.
6. Он поднялся (взошел) на небеса и теперь пребывает вместе с Отцом Своим.
7. Он придет опять, со славою, судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
8. (Я верю) в Духа Святого, Господа, Который все делает живым, Которого мы славим, Которому поклоняемся вместе с Отцом и Сыном и Который говорил через пророков.
9. (Я верю) в единую Соборную (в которой участвуют все), основанную Апостолами Церковь.
10. (Я) признаю единое крещение для оставления грехов.
11. (Я) ожидаю с нетерпением на Воскресение мертвых.
12. И будущей вечной жизни.

Когда и зачем составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так называемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 году по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 году для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

Значение Символа – сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это – единства Церкви.

О чем говорится в каждом из членов Символа веры?

В первом члене говорится о Боге, а именно, – о первой ипостаси Святой Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира.
Во втором члене – о второй ипостаси Святой Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием.
В третьем члене – о воплощении Сына Божия.
В четвертом члене – о страдании и смерти Иисуса Христа.
В пятом члене – о воскресении Иисуса Христа.
В шестом члене – о вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом члене – о втором пришествии Иисуса Христа на землю.
В восьмом члене – о третьей ипостаси Святой Троицы, Святом Духе.
В девятом члене – о Церкви.
В десятом члене – о Крещении, (где подразумеваются и другие Таинства).
В одиннадцатом члене – о будущем воскресении мёртвых.
В двенадцатом члене – о жизни вечной.

Почему в Символе веры говорится о вере в Единого Бога, Вседержителя, Творца?

Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.

Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе (власти) и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.

Почему Иисус назван «Христом», «Господом», «Сыном Божиим», «Единородным», «истинным Богом», разве у Бога может быть Сын? Что значит «Единосущный Отцу»?

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один (и единственный) есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

Как Сын Божий мог сойти с небес? Зачем?

Нас ради человек и нашего ради спасения – Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес – как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (см. Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас – Он крестною смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти.

Как Сын Божий мог страдать, умереть и воскреснуть? Как Он может сидеть на небе рядом с Богом Отцом?

Распятие Иисуса Христа было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а Человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что добровольно восхотел пострадать.

Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. Воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

Слова седяща одесную (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

Почему Дух Святой назван «Господом», «Животворящим»? Что значит «глаголавшего через пророков»?

Дух Святой называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, – истинный Бог. Он называется Животворящим, потому что вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном – Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19).

Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21). Причастным Духу Святому можно сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11:13).

Почему Церковь названа Единой, Святой, Соборной и Апостольской?

Церковь Едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т.е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водою и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Зачем в Символе веры упоминается единое Крещение?

Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Что значит «воскресение мертвых» и «жизнь будущего века»?

Воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей соединятся снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущего века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова.