Можно ли сажать в среду после пасхи. Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Можно ли сажать в среду после пасхи. Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя

На период от Пасхи до Троицы в исчислении дней недели по церковному календарю изменяется порядок: она начинает-ся с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наи-большим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой не-деле, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с наво-зом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

  • Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.
  • В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, об-ходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.
  • Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до се-мян, приготовленных для весеннего сева.
  • В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В на-роде этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили празд-ничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести по-рядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!", затем на могилах родственников моли-лись, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раз-давали милостыню нищим.
  • В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя

  • В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чу-чело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
  • Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
  • В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать су-чья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоун а! Сады садз ь i пал iць ".
  • Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В наро-де считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
  • Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминове-ния предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности до-пущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физи-ческого захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с пред-ставителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хо-зяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуаль-ных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались при-готовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминаль-ной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную кор-зину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправ-лялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища .

  • В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих род-ственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
  • Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опоз-навательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
  • белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоро-нена девушка;
  • белый фартук на крест на могиле женщины;
  • белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоро-нен мужчина или молодой человек.
  • Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
  • Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных ат-рибутов:
  • блюдце;
  • чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
    • пасхальное неосвященное яйцо;
    • что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копче-ной полендвицы или домашней колбасы);
  • домашнее печенье, одну конфету;
    • неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непар-ность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
    • После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" — хозяйка брала пас-хальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильно-му холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), раз- резали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапе-за начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
  • Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присут-ствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), при-несенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старей-шина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а пос-леднюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чар-ку снова доливали и передавали следующему из присутствую-щих по старшинству. Тот и последующие участники обряда сно-ва и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне вод-ку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохране-ние живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

  • Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупи-лась, то не обходилось без голошений и слез.
  • Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по-рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходит-ся на позднюю весну). Это может обернуться продолжитель-ной летней засухой и как следствие — неурожаем, а такжеповлечь за собой смерть кого-либо из близких родственни-ков, поэтому сначала следовало навести порядок на моги-лах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен-ных работ.

  • Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
  • Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
  • На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

" Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.

Время посадки овощей
Нельзя сажать огурцы, фасоль, мак, тыкву, если луна светит, иначе будет пустоцвет. Любые овощи лучше всего сажать в понедельник через неделю после Пасхи. Хозяйка не должна хвастаться ни перед кем своими семенами овощей. Иначе вместо посаженного вырастут другие растения. По этой же причине, сажая семена овощей, не надо их перекладывать из руки в руку. Нельзя было одалживать семена картофеля и других овощных культур в день их посадки. Нельзя сажать в «кривую» среду на шестой неделе после Пасхи, иначе вырастут кривые, небольшие и червивые культуры.
Картофель - 15 мая, затем после 22 мая. Картофель сажали в субботу и во время полнолуния, выбирая такой день, когда на небе барашки-облака и солнце ярко светит - будет обильный урожай. Если по небу плывут «головастые» тучи, картофель вырастет большим.
Перед св. Юрьем не сажали картофель, чтобы не был угреватым. Белорусы не сажали картофель по вторникам и четвергам, на четвертой неделе после Пасхи, чтобы его не точили черви.
Крестьяне считали: если сажаешь, полешь, копаешь или перебираешь картофель, то ничего нельзя есть, иначе овощи съедят мыши. Крестьяне считали, что картофель будут есть черви, если он посажен между православным и католическим Юрьем.
Капуста - в Чистый четверг сажают рассаду, чтоб ее не ела мошка. 29 апреля сеют капусту на рассаду. Лучший день для посадки капусты - суббота. Нельзя это делать в понедельник - будет гнить, в четверг - съедят черви, нельзя сажать на четной недели после Пасхи.
Белорусы считали, чтобы черви не ели капусту, надо вбить в гряды во время посадки колышек, а чтоб крот не подкапывал - положить камень на одну из грядок. Чтоб рассада не боялась мороза, ставили в рассадник бутылочку освященной воды.
Лук - 25 марта головки лука кладут в дым, полагая, что он будет лучше расти.
В Чистый четверг или предпасхальную субботу перебирают лук для посадки. Самый лучший день посадки - 21 мая: лук будет иметь хорошие головки и надземную часть.
Во время посадки лука не надо есть, чтоб лук не был горьким. Но если хозяйка хочет, чтобы лук был горьким, то сажает его в постные дни: среду и пятницу, а если нет - сажает его в любые другие дни. Когда хозяйка злится, сажая лук, то он тоже вырастет горьким. Белорусская крестьянка, закончив посадку лука, вытирала ноги и руки о траву, чтобы лук был хорошим и долго зеленел.
Мак - после 22 мая.
Морковь - 1 мая, 21 мая. Морковь надо сажать, пока не зацвела черемуха, иначе рост овощей пойдет в ствол.
Морковь и лук советуют сажать вместе таким образом: 1 или 2 рядка лука и 1 или 2 рядка моркови. Так делается потому, что лук отпугивает морковную муху, а морковь отпугивает луковую муху - в результате лук и морковь помогают один другому и вырастают здоровые овощи. А поскольку лук боится морозов, то его можно посадить вместе с морковью где-то 21 мая.
Огурцы - можно садить
6 мая. А посадишь семена огурцов на Пахома (28 мая), будет их много. Нельзя сажать в постные дни, иначе они не дадут нужный урожай. Лучше заниматься посадкой рано утром в такой день, когда небо покрыто кучевыми облаками: считается, что тогда овощи будут лежать кучами. Семена огурцов, посаженные в среду и пятницу, обычно дают плоды с горьковатым вкусом. Если в день посадки нет солнца, то они или пропадут вовсе, или будут дупловатые. Чтобы на огурцах не было пустоцвета, их надо сажать вечером.
Помидоры боятся морозов, поэтому их рассаду высаживают в грунт в конце мая, а их семена на рассаду сажают в землю в начале марта, и можно, если рассада выросла слишком большой, их высаживать под пленку в землю в конце апреля или в начале мая.
Репа - сажать репу надо за неделю до Петра (29 июня), а чтобы она была большая и сладкая, не надо, сажая ее, смотреть по сторонам и вверх.
Свекла не боится морозов, ее семена сажают в начале мая: 1 мая.
Я спросила у опытных дачников о сроках сева некоторых овощей. И вот что они мне ответили. Они сажают семена огурцов в середине или в конце мая, а если под пленку - раньше. А некоторые высаживают их после уборки чеснока на его место в начале июня.

В Вербное воскресенье не только проводят освещение ивовых веток, этот день имеет очень большое значение в культуре православия.

В данный день произошло вхождение Иисуса Христа в Иерусалим после его воскрешения. Все люди встречали Иисуса с пальмовыми ветвями в руках. Поскольку в нашей стране не растут пальмы, то их заменяют на вербовые ветки. Данному дню предшествует вербная неделя у которой имеются свои приметы и традиции.

Каждый год сроки сдвигаются, во многих районах погода настолько теплая, что можно начинать первые работы в саду и огороде. Чтобы получить ранний урожай, огородники стремятся посеять как можно больше разных культур. Однако, в старину на Вербное воскресенье никто ничего не сажал.

Если верить приметам, то посаженные овощи на Вербное воскресенье будут расти как верба. Получается, что все силы уйдут на ботву, листья и стебли, а урожай будет очень маленьким. Если посадить в данный день ягоды, то они будут съедобными. Именно поэтому любые работы в огороде в данный день старались откладывать на понедельник.

Разрешалось проводить другие работы на вербной неделе. Можно было вскапывать землю, убирать траву, удобрять почву, подрезать деревья. Запрещалось что-либо сажать в саду. Согласно приметам, если сажать в воскресенье многолетние цветы, то они будут бледными и мелкими, а также будут плохо расти.

Пожалуй самый строгий запрет был у картофеля, его не разрешалось садить в среду и субботу. В Древней Руси картофель считали вторым хлебом, который занимал большую часть рациона людей того времени. Именно поэтому плохой урожай картофеля грозил народу голодной зимой.

Люди старались соблюдать все правила, именно поэтому все работы с посадками в воскресенье откладывались. Если в данный день посадить картофель, то он мог болеть, да и урожай плохо будет храниться до весны.

Однако, невзирая на все запреты, в воскресенье разрешалось садить культуры, которые растут вверх, а именно — огурцы, капуста, лук - батун. Но, лучше отложить посадку до субботы.

Многие православные и верующие люди в данный день стараются не проводить никаких работ в огороде. Невзирая на то, что церковь не запрещает работать в саду, но лучше провести этот день в кругу своих родных и близких.

В сам праздник запрещено что-либо делать по дому, шить, вязать, стирать и прочее. Ремонт также следует отложить на другой день. Можно делать только повседневную работу без которой невозможно обходиться. Сюда относят: приготовление обеда и мытье посуды.

Согласно древним традициям, в вербное воскресенье необходимо посадить в землю освещенные вербовые ветви, и если они дадут ростки, то это будет хороший знак. Эта ветвь будет расти, защищать дом от плохих и завистливых людей, негативной энергетики, а также сможет улучшить состояние всех, кто живет в доме.

На вербной неделе имеется очень много примет и традиций, согласно одной из них, горох следует сеять в четверг или субботу. Каким бы сильным не было желание, в данный день все таки не нужно проводить какие-либо работы в саду и огороде.

Страстная неделя это особый период в жизни всех православных христиан. Она проходит между Вербным воскресеньем и Пасхой, в это время православные чаще молятся, так как неделя связана со страданиями и смертью Спасителя. На страстной седьмице в храмах и монастырях совершаются уникальные службы, проходящие только один раз в году. Поэтому все верующие стремятся в эти дни посетить храмы, помолиться, можно набрать святой воды и успеть сделать все приготовления к Пасхе. В начале недели женщины занимались закупкой продуктов, убирали старые вещи, очищали чердаки, и делали другие работы по дому.

Что можно, а чего нельзя?

Начиная с четверга, все православные начинали готовиться к Пасхе. Женщины пекли куличи, варили и красили яйца, занимались уборкой, а мужчины были заняты постройкой качелей, заготовкой дров на праздничные дни. В полях в Страстную неделю крестьяне не работали, а занимались только приготовлениями к Пасхе.

В четверг поминали предков, считалось что в этот день небо открывается и они возвращаются на землю. Некоторые православные народы в этот день посещали кладбище, оставляли там угощение, раздавали лепешки и устраивали поминальные обеды дома.

Кроме того, этот день назвали Чистый четверг. В этот день можно не только делать уборку, но и мыться в бане и приносить свежую родниковую воду. Люди старались очистить не только дом, но и тело и мысли. На следующий день наступает страстная Пятница. Все работы по дому и на огороде прекращались, нельзя было шить, вязать стирать, сажать овощи и заниматься уборкой, можно только отдыхать.

Нельзя было употреблять алкоголь в этот день, а те, кто напивался, по примете могли стать алкоголиками. Кроме того, особенно большим грехом в этот день считалось сажать что-то в огороде. Нельзя было не только что-то сажать в огороде, но и копать землю и делать любую другую работу. По примете считалось, что посеянные и посаженные культуры в страстную пятницу не дадут урожая, а человека занимавшегося такой работой на огороде в этот день постигнет несчастье.

Существует еще много примет, которые православные старались исполнять. Так, например, в этот день нельзя было смеяться, считалось, что потом человек будет весь год плакать, чтобы не навлечь неудачи и беду на семью, нельзя было втыкать острые предметы в землю. Но страстная неделя и Пасха во многих регионах страны выпадают на период, когда начинаются садовые и огородные работы. Поэтому перед людьми всегда встает вопрос: «можно ли работать на огороде на страстной неделе»?

Церковнослужители отвечают, что никаких запретов церковь не устанавливает. Но считает, что лучше всего посвятить эти дни молитвам и посещениям храма, чтобы внутренне, душой подготовиться к великой Пасхе.

Но если огородные работы отложить нет возможности, то можно не работать на огороде в четверг, пятницу и субботу. Не стоит в эти дни работать на участке до изнеможения, страстная неделя для верующих предназначена молитвы, поста и духовного развития.

Пасха это святой, любимый и отмечаемый всеми праздник. В этот день принято красить яйца, освещать куличи и ходить друг к другу в гости. В этот день по церковным канонам не принято выполнять какие-либо работы на огороде, даче, садовом участке. Домашнюю работу можно делать, если она связана с приготовлениями к пасхе, например, выпечка куличей, приготовление яиц и так далее. Вся неделя перед пасхой, еще её называют страстная, направлена на подготовку к светлому празднику.

Подготовка к празднику

  1. Начиная с понедельника нужно очистить дом от старых вещей, закупить все необходимые продукты для праздника.
  2. В среду начинают генеральную оборку дома и наведение порядка. Натирают и моют полы, стирают белье, вытирают пыль во всех углах.
  3. В Чистый четверг разрешается подстричь волосы годовалым детям, сходить в церковь. Этот день символизировал не только очищение дома, но и очищение мыслей и души. С четверга начинались все приготовления блюд к пасхе.
  4. В пятницу и субботу продолжали красить яйца, выпекать куличи и готовить другие блюда. В этот день разрешено провести последнюю уборку перед праздником.

Таковы древние традиции этой недели. Но в силу многих обстоятельств, большинство садоводов и огородников хотели бы трудиться на своем огороде. Поэтому часто возникает вопрос: «можно ли работать в пасхальную неделю на огороде, и сажать овощи?». Часто праздник выпадает на выходные, и конечно же все дачники стремятся как можно больше успеть на огороде. Церковь, отвечая на вопрос «можно ли работать в пасху», говорит, что Господь не запретил работать в этот день, а дал благословение на отдых. Поэтому в пасху конечно желательно делать что-то на земле, а встретиться с близкими, сходить в церковь или просто отдохнуть дома. Но если все-таки есть острая необходимость выполнять работы в праздник на огороде, то можно это делать.

Работа на земельном участке

Лучше начинать работу на огороде после дневной службы. В пасхальную неделю работать тоже можно, современный мир таков, что необходимо работать, не взирая, на праздничные дни. Но все обязанности и дела необходимо делать добросовестно и тщательно.

  1. В пасхальную неделю на огороде лучше ничего не сажать. Земля в этот период считается мертвая, и если в нее что-то посадить, то урожая растения не дадут.
  2. Перед пасхой лучше всего занимать уборкой участка и приведением его в порядок. Вывезти мусор, очистить землю от сорняков, а деревья и кустарники от поврежденных и сухих веточек.

Священнослужители считают, что если работа на огороде доставляет удовольствие, то ей можно заниматься.

По традиции после пасхи наступает Светлая неделя. Считается, что всю неделю нужно веселиться, ходить в гости и радоваться. В понедельник все мужчины ходят по гостям, поздравляя с наступлением пасхи.

Обязательными подарками считаются крашенные яйца и куличи. Во вторник, в гости ходят женщины, а мужья остаются дома. В Светлую неделю разрешено крестить детей, но нельзя проводить панихиды и скорбеть. В Древней Руси в Светлую неделю нужно было только веселиться, работать не заставляли даже крестьян. Организовывали смотр невест, разжигали костры, устраивали хороводы и пляски для всего народа.