Как стать более внимательной на работе. Как развить внимание

Как стать более внимательной на работе. Как развить внимание
Как стать более внимательной на работе. Как развить внимание

Малыш часто отвлекается во время занятий, у подростка снижается успеваемость из-за несобранности на уроках, а взрослый регулярно забывает, куда положил пульт или ключи... Проблема у всех одна и связана с недостаточностью внимания, не являющегося познавательным процессом, но организующего их функционирование. Внимание - состояние сознания, позволяющее чётко и полно отражать действительность. Как можно стать внимательнее и что для этого необходимо?

Свойства внимания

Уникальный инструмент сосредоточения на чём-то или ком-то обладает рядом свойств, которые можно развивать. Внимание характеризуется:

  • объёмом - количеством объектов, воспринимаемых одновременно в доли секунды (в норме от 4 до 6);
  • устойчивостью - длительностью удерживания;
  • концентрацией (ясностью восприятия), позволяющей не отвлекаться на менее значимые сигналы;
  • переключаемостью - скоростью перехода от одного к другому, более важному объекту;
  • распределением - способностью к параллельным процессам;
  • направленностью (предметностью) - выделением определённых сигналов как главных внутри себя или вовне.

Для будущей успешности в обучении с дошкольником необходимо заниматься, тренируя не только познавательные процессы (память, мышление, воображение), но и внимание. В досознательный период ребёнок ситуативен, поэтому для занятий необходимо создать определённые условия:

  • комфорт, связанный с соблюдением режима дня, отсутствием необходимости исполнения других потребностей, приспособленностью помещения;
  • эмоциональная насыщенность занятия со сменой деятельности, привлекательной для малыша;
  • чёткое и пошаговое изложение инструкций в доброжелательном тоне, ибо это организует малыша и развивает будущее планирование;
  • помощь в борьбе с отвлекающими факторами в виде вербальных ориентиров: «Мы сначала доделаем задание, а потом поиграем с машинкой»;
  • поддержка интереса.

Создав необходимую атмосферу, можно приступить к выполнению упражнений, решающих проблему, как стать внимательнее.

Упражнения для малыша

Игра «Три пункта» на объём внимания

Ребёнку, расположившемуся в удобной позе, даётся три задания. В инструкции они перечисляются одновременно. Задача: выполнить все действия правильно и в указанной последовательности. Для этого ему даётся весёлая команда: «Раз, два и три, быстрей беги». Пример задания: 1. Три раза хлопнуть в ладоши. 2. Назвать вторую букву алфавита. 3. Взять в руки мягкую игрушку.

При успешном выполнении задания можно усложнять: 1. Хлопни в ладоши такое количество раз, сколько лет тебе исполнилось. 2. Напиши на бумаге три первых буквы алфавита. 3. Возьми в руки вещь, название которой начинается с буквы «в».

Игра «Знаки» на переключение внимания

Такую забаву лучше проводить с группой, но можно и с одним малышом. Как ребёнку стать внимательным, если он не умеет ориентироваться в обстановке? Этому помогают знаки-переключатели, придуманные взрослыми в ходе любой игры: слова «Стоп игра», звон будильника или колокольчика, картинка, демонстрируемая участникам.

Игра «Корректор» на распределение внимания

Занятие подходит для старшего дошкольника, который знает буквы. Ему даётся текст с крупным шрифтом, где нужно найти и зачеркнуть все буквы «О». Если в ходе игры малыш делает это хаотично, его следует поправить. Усложнения задания: 1. Вычеркнуть одну букву и подчеркнуть другую. 2. Выполнить задание на время. 3. Устроить соревнование с другим ребёнком или со взрослым. Сознательно пропустив буквы, поручить обоим проверить задание у соперника.

Как стать более внимательным подростку

Подросток способен выполнять более сложные задачи, увеличивая объём внимания. Ему можно предложить табличку, где в различных геометрических фигурах проставлены цифры, например 8, 3, 9. Фигуры могут быть любые: треугольник, квадрат, круг. Перед началом демонстрации табличек следует предупредить, что будут показаны числа. Подняв их на секунду, можно предложить записать цифры в ряд, найти сумму, произведение. Затем попросить назвать фигуры, в которых они изображены. На следующих занятиях количество цифр и табличек следует увеличить, если школьник легко справляется с заданием.

Интересная математическая задача на состоит в требовании записать две цифры в столбик. Следующая пара цифр будет состоять: верхняя - из единицы суммы двух первых, а нижняя - просто перенесённая верхняя. Например, взяты 3 и 5. Вверху будет 8, внизу - 3. Следующая пара цифр формируется по тому же признаку. Получится 1 и 8. Интрига заключается в том, что участнику даётся новое задание, в котором единицы суммы пишутся внизу, а переносится вверх нижнее число. После освоения нового задания участнику предлагается их хаотичная смена по определённому сигналу.

Помощь компьютера

Без современных технологий сложнее определять и развивать такое свойство внимания, как концентрация. Компьютерная видеоигра Play attention со специальным нарукавником, куда встроен датчик, регистрирует степень концентрации внимания, а также уровень мышления. Игра сделана по принципу методик, применяемых американскими астронавтами.

Огромное число компьютерных программ отвечает запросам, как стать внимательнее. Помимо игр созданы комплексы упражнений на развитие основных свойств внимания. "Супервнимание" - одна из них, включающая в себя одиннадцать наборов задач: "Поиск", "Замена", "Сортировка", "Ошибки", "Сумма", "Корректор", "Тройка", "Дыхание", "Фигура", "Шашка", "Ритм". Данные комплексы доступны в интернете, они основаны на интересе детей школьного возраста.

Групповые тренинги

В крупных городах имеются психологические центры, проводящие групповые тренинги для старших подростков и взрослых различной направленности. Одни из самых популярных - по развитию памяти и образного мышления. Параллельно все они решают проблему, как стать внимательным человеком, потому что основаны на восприятии, наблюдении, сосредоточенности. Упражнения опираются на основные свойства внимания, развивая и совершенствуя их. Создана целая наука эйдетика - инструментарий для работы с любым объёмом информации людей разного возраста.

Существует методика по активизации правого полушария мозга (Санкт-Петербург), курс «Суперпамять» на базе Президентской школы (Москва), использующие идеи и практику Джона Эткинсона. Для прохождения тренинга нужна мотивация, основанная на имеющихся проблемах либо при работе с информацией, либо в повседневной жизни.

Сконцентрировать внимание на чем-то, замечать детали и «складывать» их в логическую цепочку, действуя при этом быстро и безошибочно, некоторым людям удается без труда. Это говорит о том, что внимательность — такое качество, которое у разных людей проявляется по разному. При этом практика показывает, что внимание, внимательность могут быть значительно улучшены с помощью тренировки .

Вспомним, что внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным . Например, человек не умеет читать, но заметил вывеску, буквы, которые бросаются в глаза. Это внимание непроизвольное. Чтобы учиться читать, потребуется усилие, работа памяти — произвольное внимание. Умея читать, человек автоматически прочитывает вывеску, даже не затрудняясь, так проявляется послепроизвольное внимание. Говоря о том, что внимание можно тренировать, мы имеем ввиду произвольное внимание. Как же его повысить?

Рассмотрим несколько несложных правил, как стать более внимательным

  1. Внимание к мелочам является требованием ко многим профессиям, и природную способность заменяют алгоритмом последовательных действий. То есть человеку дается инструкция, что, как и в какой последовательности делать, на каком этапе проверить один элемент, на каком — другой. Собственно, алгоритм действий помогает вниманию не только в профессиональных вопросах. Выученное с детства правило: при переходе улицы сначала посмотри налево, затем — направо, — спасло не одну жизнь, заставило многих людей при определенных обстоятельствах быть намного внимательнее, чем обычно. Действовать согласно правилу, алгоритму — это первый совет, как повысить внимательность. Составьте для себя некий список дел или процессов, которые вам надо выполнить, например, по работе и придерживайтесь его. Первое время вы будете напоминать себе о своем алгоритме, в дальнейшем процесс пойдет автоматически.
  2. Впрочем, очень важно не пускать все на «автоматический самотек» — очень часто наша невнимательность связана именно с этим: мозг настолько привыкает делать что-то на автомате, что уже не обращает внимания на то, что мы делаем, что видим или ощущаем в данный момент (именно этим пользуются карманники). Чтобы повысить внимательность, важно приучиться не просто скользить глазами по окружающей обстановке, но и концентрироваться на ней, иными словами переводить непроизвольное внимание в произвольное, фиксировать в голове то, что видишь или чувствуешь.
    К сожалению, фиксировать все в принципе невозможно — у мозга в буквальном смысле будет перегрузка от такого объема информации. Изначально вся поступающая в мозг информация проходит жесткий фильтр, и то, что мозг считает незначительным, отбрасывается. Следствием этого процесса становится то, что вы не чувствуете часы или браслет на руке, если долго их носите (и этим опять же пользуются карманники). Важно вмешаться в этот процесс и самому, сознательно выбирать то, на чем сконцентрироваться . Этому навыку необходимо учиться, однако с течением времени данный процесс — хотя бы в некоторой своей части — будет даваться все легче и легче и позволить вам повысить более внимательным и стать наблюдательным.
  3. Еще один совет прост и незамысловат: правильное питание и достаточный здоровый сон . Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.

  4. Поспешность и торопливость — враги внимательности . Хотите развивать внимание — покончите с поспешностью раз и навсегда. Лучше все делать и планировать заранее. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах. Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали. Сначала
  5. Мотивация очень важна для тренировки внимания . Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Тут следует заметить, что эти мотивации — разного плана. Во втором случае часто речь идет о непроизвольной мотивации. Но как бы то ни было — мотивирующий момент играет роль, поиски мотивации дают шанс улучшить внимательность.
  6. Не стоит заниматься несколькими делами одновременно . Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Хотя история знает и другие примеры, опыт показывает, что, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди, действительно концентрируясь на каждом из них.
  7. Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.

Одно из упражнений состоит в том, чтобы в течение десяти минут концентрировать свое внимание на точке, нарисованной на большом белом листе. На первый взгляд, это задание довольно простое, но научиться выполнять его не так-то просто.

О том, как развить эйдетическую память и можно ли это сделать, мы говорим в соответствующей статье. А если вас интересуют мнемотехники по запоминанию цифр , мы поможем и с этим.

Для самопроверки вы можете воспользоваться нашим тестом на внимательность , а также посмотреть одно небольшое видео.

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» - «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше . Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.

Внимание - это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.
Внимание можно рассматривать как связующее звено между способностью сознания воспринимать информацию и способностью подсознания ее обрабатывать. Говоря проще, параллельную передачу потока мысли необходимо преобразовать в последовательную. Эта способность определяется возможностью мозга выделять требуемые факты из потока информации, анализировать и готовить подсознание к принятию решения. Невозможно назвать ни одной сферы человеческой деятельности, где не требуется такие качества, как внимание и аккуратность. Однако, несмотря на то, что эти качества необходимы каждому из нас, способность головного мозга распознавать образы и выделять главное в определенный момент времени мало изучена.

Наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Попробуйте удержать его на чем-либо в течение двух минут, и вы увидите, что это не так-то просто.

Бывают ситуации, когда вам просто необходимо сосредоточиться, но вы не в состоянии этого сделать, так как предмет, требующий вашего внимания, невыразимо скучен. Вы зеваете, вас клонит в сон, хочется заняться более увлекательным делом.

Вместо того, что бы переключиться на что-то другое и прервать свое скучное занятие, попробуйте найти в нем нечто интересное. Посмотрите на происходящее с другой точки зрения. Если вы преподаватель и читаете какой-нибудь очередной студенческий бред (а вам хочется погулять с собакой или посмотреть детектив), представьте, что вы инопланетянин и изучаете по данной рукописи положение дел на земле. А может, вы - молодая, привлекательная девушка и к вам привязался ужасно занудный молодой человек, которого вы вынуждены слушать, так как он сын вашего начальника? Тогда попробуйте повернуть разговор в другую, интересную для вас сторону. Начните задавать ему вопросы, вызывающие на откровенность - что он любит, что ненавидит, чем увлекается, какова его цель в жизни. Возможно, он окажется не таким уж занудой...

Научитесь находить что-то интересное, любопытное, незнакомое во всем - и вы во многом решите проблемы, связанные с концентрацией внимания.

Чтобы как следует сосредоточиться, необходимо «выкинуть» весь тот мусор, которым заполнено ваше сознание, иначе посторонние мысли не дадут вам покоя. Для начала попытайтесь выяснить, чем же забита ваша голова? Составьте список того, о чем вы постоянно думаете:

Планы на будущее («В следующем месяце обязательно надо поехать на море, а то лето закончится, а я так в городе и просижу!»); сиюминутные проблемы («Надо сегодня убраться, потом времени не будет.... И на рынок бы съездить не мешало. Книжку успеть дочитать, завтра уже возвращать».); нереализованные желания («Опять я на учебу не поступил, теперь до следующего года ждать... Список можете продолжить сами. Теперь подумайте, что из всего перечня вам действительно необходимо? Без чего нельзя обойтись? Только будьте честны сами с собой. Не убеждайте себя, что не жить вам без новых джинсов или поездки на море.

Постепенно список сократится до минимума. Теперь вы действительно можете сосредоточиться на главном. Наводите порядок в своей голове не реже чем раз в две недели. Ведь «чистите» же вы периодически свой компьютер? Иначе на вашем винчестере просто не останется места. То же самое происходит и с нашим сознанием. Если оно перегружено лишними мыслями, проблемами, информацией, то оно просто не способно воспринять ничего нового и тем более - сконцентрироваться на чем-то.

А сейчас предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут научиться собирать и удерживать внимание.

Задание 1

Цель: определить, насколько вы внимательны.

Инструкции по выполнению: ответьте на вопросы: какого цвета глаза, брови и ресницы у вашего мужа (жены)? Подробно опишите форму лица, носа, разрез глаз.

Один мои товарищ как-то рассказал, что он случайно узнал: его жена брюнетка, а не блондинка, как он думал все семь лет совместной жизни. А другой только через 12 лет заметил, что супруга ниже его ростом на 18 см, а не 10, как он думал раньше, когда она ходила на каблуках.

Поразительно, но рассеянность нами воспринимается как естественное состояние. В народе говорят, что это «русский менталитет». Как-то раз у нас дома мы смотрели комедию «Бриллиантовая рука» вместе с немецкими психологами. При просмотре все соотечественники заливались веселым смехом, наблюдая за приключениями главного героя, который из-за своей невнимательности и рассеянности постоянно попадал в курьезные ситуации. Так вот, чем больше мы веселились, тем мрачнее становились коллеги - психологи из Германии. Потом, в частной беседе, они признались, что такие случаи рассеянности даже у них в клинике не лечатся. Надо отдать должное немецкой пунктуальности и аккуратности как результату высокой степени внимания.

По степени невнимательности и, как следствие - травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента.

Каждый человек, выполняя гимнастику для мозга, может значительно улучшить свое внимание. Что же необходимо для этого?

Мы разработали несколько видов упражнений, направленных на тренировку внимания:

Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя; упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой. Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя

Приведем аналогию с компьютером. Для того чтобы записать новую информацию, предыдущую необходимо стереть, т. е. очистить носитель. Это может быть магнитная лента или электронный носитель информации.

В результате экспериментов, анализа энцефалограмм мы пришли к выводу, что прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании. Наша задача состояла в том, чтобы научиться в нужный момент полностью, насколько хватит умения и терпения, очищать свое сознание, а затем и предсознание.

Задание 2

Цель: стать более внимательным.

Инструкции по выполнению: нарисуйте на листе бумаги точку. Задание состоит в том, чтобы созерцать эту точку, не допуская в сознание ни одной посторонней мысли, в течение 10-30 минут.

Задание 3

Цель: научиться непрерывному созерцанию.

Инструкции по выполнению: лучше всего выполнять это задание на даче, за городом. Нужно смотреть неподвижно на любимый пейзаж в течение 20-40 минут, стараясь при этом отогнать абсолютно все посторонние мысли.

Мне вспоминается один эксперимент, проведенный на Кавказе, когда группа с утра ушла в горы и разбрелась по ущельям. Задание состояло в том, чтобы как можно дольше не возвращаться, как можно больше увидеть интересного, а затем рассказать остальным. И вот мы расселись на камнях. Через три часа набежали тучи, подул ветер и пошел дождь. Еще через час дождь закончился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Прошло еще три часа, и можно было отправляться в базовый лагерь. Этот эксперимент показал, что каждый человек при желании может долгое время находиться в состоянии безмолвия и покоя, и развить высокую степень внимания.

Задание 4

Цель: достижение состояния полнейшего безмолвия.

Инструкции по выполнению: это задание выполняется в темной комнате или с закрытыми глазами. Засеките время, представьте себе пещеру и пройдите по ней мысленно до того места, когда появится свет.

Время упражнения может колебаться от 10 минут до нескольких часов. Наши ученики установили своеобразный рекорд - во время возвращения поездом из Улан-Удэ на выполнение задания ушло несколько часов.

Упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.

Скорость и объем воспринимаемой информации зависит от условий жизни человека. Если требуется много и быстро запоминать, то наш ум быстро привыкает к необходимой скорости. Причем мы заметили, что чем меньше дается времени на запоминание, тем лучше внимание. Вероятно, это вызвано тем, что чем короче промежуток времени, в течение которого требуется максимально сосредоточиться, тем меньше посторонних мыслей нас отвлекает.

Задание 5

Цель: развитие внимания.

Инструкции по выполнению: разложите костяшки домино. Засеките время и выберите все с единицей. Затем проверьте, сколько времени вам потребуется на поиск всех костяшек по восходящей начиная с единицы.

Вариант задания 5. Поставьте таймер на 120 секунд и соберите все костяшки с шестеркой. По звуковому сигналу сосчитайте количество костяшек. Положите три кости домино и сосчитайте количество очков.

Задание 6

Цель: тренировка внимания.

Инструкции по выполнению: прочитайте за 5-7 секунд предложение, заключенное в наборе букв: причитайтелаомжурналостагвывъв, омьаобудълагмзчздоровртмаолепрп.

Задание 7

Цель: тренировка полушарий головного мозга.

Инструкции по выполнению: возьмите лист бумаги, правой рукой нарисуйте пять треугольников, и одновременно - левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения - 60 секунд. Оно хорошо тренирует оба полушария головного мозга и увеличивает степень концентрации внимания.

Задание 8

Цель: тренировка зрительной памяти.

Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.

Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.

Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.

Ежедневное выполнение упражнений значительно поможет вам развить внимание.

Для того чтобы научиться сосредотачивать и надолго удерживать на чем-либо свое внимание, можно выполнять упражнения, где от вас требуется умение оперировать цифрами и фактами. На досуге потренируйтесь отбрасывать эмоции и выдавать только конкретные данные.

И запомните следующее:

Внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти; высокая концентрация внимания, как правило, помогает принять верное решение; внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят; чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучшего результата мы можем достичь; обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.

Стрессы, переутомление, недостаточный сон, нехватка свежего воздуха, злоупотребление алкоголем, курение, частый прием некоторых лекарств (особенно обезболивающих, успокоительных и снотворных), витаминный голод часто ухудшают память. Но достаточно завязать с курением и алкоголем, начать правильно питаться, раньше ложиться спать, чаще ходить пешком и подружиться со спортом, как эпизоды забывчивости испарятся, как не бывало.

Ограничивать, кстати, требуется не только вредную еду, но и повышенные нагрузки. Любое переутомление (и физическое, и психическое) плохо отражается на способности запоминать, поэтому чаще делайте перерывы в работе, больше двигайтесь и старайтесь не брать работу на дом. Всех денег не заработаешь.

Ограничить стоит и лишнюю информацию. Ведь ее переизбыток, как известно, приводит к поверхностному восприятию. Так что, если вы с утра до ночи сидите в Интернете или смотрите телевизор, тогда не удивляйтесь, что ваш бедный мозг уже не в состоянии концентрироваться на чем-то еще и удерживать что-то важное. Устройте себе хотя бы один «выходной» от гаджетов. Попробуйте на целый день «забыть» дома мобильник и планшет, а на работе не поддаваться соблазну использовать Интернет вне служебных целей. Вечером же постарайтесь не включать телевизор. И удивитесь тому, насколько спокойнее вы стали и каким длинным и насыщенным может быть день, как много внимания можно уделить близким.

Мозги, варите!

В школьные и студенческие годы мы регулярно напрягали наш мозг: учили стихи и правила, зубрили теоремы, запоминали иностранные слова, писали изложения. Но, став взрослыми, резко перестали заниматься всем этим. А ведь память нуждается в регулярной тренировке. Чтобы она вас не подводила, не ленитесь заучивать стихи, разгадывать кроссворды, изучать что-то новое: будь то нотная грамота или иностранный язык.

Увлекитесь ребусами, кроссвордами, собирайте пазлы, выполняйте задания на повышение внимательности - все это отличная тренировка для вашей головы. Не пренебрегайте компьютерными играми. В частности, такой классической игрой, как «найди пару», где играющему ненадолго открывают карточки с рисунками, а потом закрывают и предлагают найти парные. Эта забава очень полезна, так как задействует части мозга, важные для памяти, - височную долю и гиппокамп. Кстати, всем этим можно заниматься вместе с детьми.

А вообще врачи считают, что проблемы с памятью - это чаще всего проблемы с вниманием. Так что учитесь концентрироваться. Чтобы добиться этого, постарайтесь взять себе в привычку ничего не делать на автомате, а всегда быть собранными.

На заметку

Стать более внимательными вам помогут следующие упражнения, выполнять их надо регулярно.