Друзья мои прекрасен наш союз он как. Друзья мои прекрасен наш союз (по лирике Пушкина). Куда бы нас ни бросила судьбина

Друзья мои прекрасен наш союз он как. Друзья мои прекрасен наш союз (по лирике Пушкина). Куда бы нас ни бросила судьбина
Друзья мои прекрасен наш союз он как. Друзья мои прекрасен наш союз (по лирике Пушкина). Куда бы нас ни бросила судьбина

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

(поэтическая страничка творчества А.С.Пушкина)

9-11 классы

Цель: обобщить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Отечество нам Царское Село.


  1. Эти слова читаем мы на постаменте памятника юному Пушкину у входа в Лицей.
    Этими словами мы открываем нашу поэтическую страничку, которая познакомит нас не только с Пушкиным-сверстником, но и его друзьями-лицеистами, воспетыми поэтом в стихах.

  2. Лицеем (или Ликеем) в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. В свободных, непринуждённых беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на различные философские проблемы.
4. Александру I, которого льстецы сравнивали с Аполлоном, хотелось видеть нечто подобное в саду своей летней резиденции Царском Селе. Лицей задумывался либеральными царскими сановниками как привилегированное учебное заведение особого рода , где питомцы не только овладевают знаниями, но и воспитываются, живя совместно со своими учителями.

5. Это породило благодатную атмосферу свободного, равного общения, доверительности, душевной открытости. Особое значение для братского сплочения лицеистов имело то обстоятельство, что воспитанники должны были прожить вместе все шесть лет безвыездно. Такой замкнутый , своеобразный мирок образовал скоро «лицейскую республику» под боком у монарха: в итоге первый выпуск Лицея дал


результаты, на которые учредители заведения и не рассчитывали.

  1. В хмурый октябрьский день 1811 года 30 молодых дворянчиков, мальчуганов-барчуков, попугайно разодетых в синие вещмундиры с фалдочками, с тугими красными, в серебряном шитье воротничками, в белых жилетах и панталонах , в высоких ботфортах, с треугольными шляпами в руках, отстояли в дворцовой церкви
    молебен и затем рядами, с гувернёрами и преподавателями промаршировали из дворца по крытой галерее в актовый зал Лицея, где построились в три шеренги.

  2. В большие окна лился сумрачный осенний полдень, за ними переплетались чёрные узоры обнажённых ветвей, медленно падал крупный снег. В зале были зажжены восковые свечи в люстрах и бра , нежно пахло цветами из дворцовых теплиц, куреньями и духами.

  3. Всё крупнее шёл снег, темнели окна, свечи горели всё ярче, словно то разгоралась начинающаяся здесь молодая жизнь тридцати счастливых русских мальчиков. Жизнь обещала им всё - им милостиво улыбался сам император, их охраняли войска.

  4. В рядах стоял подвижный Саша Пушкин рядом с плечистым, крепким Ваней Пущиным.
«Мой первый друг, мой друг бесценный»

Жизнь одинаково пленительно улыбалась им в этот октябрьский день, но кончится она столь печально: Пушкин упадёт под пулей в январский снег , декабрист Пущин проведёт десятки лет в Сибири.

10. Тут же длинный не по летам, неуклюжий Кюхельбекер, тихий и добрый мальчик Вилли.

«Разлука» («В последний раз, в сени уединенья,...») Вильгельм Кюхельбекер тоже будущий декабрист.

11. Вот Федя Матюшкин, нежный и застенчивый, как красная девушка: он ещё не знает , что станет бывалым моряком, что один мыс в Восточно-Сибирском море будет назван его именем.

12. Вот Саша Горчаков, князь, блистательный красавец, будущий канцлер Российской империи.

«В последний раз, быть может, я с тобой» («Всё тот же ты для чести и друзей» -князю Горчакову, 1817 г)
примет участие в восстании, потеряет свои звонкие титулы, потеряет всё, что имел, и в борьбе бок о бок с лордом Байроном за освобождение Греции сложит буйную красивую голову.

15. Учёба в Лицее началась. Юноши воспитывались в тесных рамках полупридворной жизни закрытого учебного заведения этого «городка в табакерке», где звенели настроенные свыше на нужный лад пружинки и колокольчики.

16. Система преподавания способствовала быстрому умственному созреванию лицеистов, развивало у них критическое, самостоятельное мышление. Многие лицейские профессора были людьми передовых взглядов и убеждений и старались в
своих лекциях приобщить слушателей ко всем завоеваниям эпохи Просвещения.

Об нём тихонько пожалев.

21. Во время длительной болезни Кошанского его замещал 30-летний профессор философии Педагогического института Александр Иванович Галич. Уроки проходили непринуждённо, в весёлых беседах и так, что, воспитанники даже не оставались на своих местах, а окружали толпой кафедру снисходительного лектора. Галич одним из первых оценил талант юного Пушкина и, по словам поэта, одобрял его на поэтическом
поприще.

Нет, добрый Галич мой!

Поклону ты не сроден.

Друг мудрости прямой

Правдив и благороден.

Именно «добрый Галич» заставил Пушкина написать для экзамена 1815 г. «Воспоминания в Царском Селе»

22. Не было 30 лет и преподавателю физико-математических наук Якову Ивановичу Карцеву. Это человек насмешливый , острый, язвительный. Однажды Карцев вызвал к доске Пушкина, который математики не любил и на занятиях тайком писал стихи.

Пушкин долго переминался с ноги на ногу, силясь решить задачу, молча писал какие-то формулы. Карцев спросил его наконец:


  • Что же вышло? Чему равняется икс?
    Пушкин, улыбаясь, ответил:

  • Нулю!

  • Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.

  1. Как видим, группа молодых, прекрасно образованных профессоров определяла духовный климат в Лицее. Лицею повезло и на директоров. И В.Ф.Малиновский и сменивший его А.Е.Энгельгардт - оба добряки и «либералы» - стремились оградить лицеистов от муштры, казёнщины в воспитании и обучении , мужественно отстаивали
    принципы «лицейской республики».

  2. Пушкин ещё в Лицее, а его известность растёт, а с нею и его мощь. 8 января 1815 г. читал он свои «Воспоминания в Царском селе» на экзамене.
«Воспоминания в Царском Селе»

И присутствующий на экзамене старик Державин в тёплых сапогах на ревматических ногах старчески неловко и тщетно пытается выбраться из-за стола, чтобы обнять юного Пушкина, свою надёжную смену. Из всех присутствующих понял, что происходило, один лишь Гаврила Романович Державин. После экзамена он горячо уговаривал батюшку поэта Сергея Львовича:

Не мешайте вашему сыну! Оставьте его поэтом!


  1. Подлинная слава Пушкина как поэта зажглась именно после этого экзамена.
    Жуковский, бывший в зените свое литературой известности, не постеснялся побывать в Лицее , чтобы познакомиться с 15-летним Пушкиным, тогда как Жуковскому было уже за ЗО.

  2. Об этой встрече Жуковский писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это
    надежда нашей словесности»

  3. С этой встречи Пушкин обрёл в Жуковском своего духовного отца, наставника и друга на всю жизнь.
Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

И резвая задумается радость.

Вскоре Жуковский вынужден признать победу поэта Пушкина над поэтом Жуковским и сделать письменное заявление в виде подписи на своём портрете, подаренном Пушкину: «Победителю ученику от побеждённого учителя»

28. Годы учёбы в Лицее оставили неизгладимый след в памяти и душе Пушкина. На протяжении всего творчества, где бы Пушкин ни находился, он всё время помнит о Лицее, о друзьях-лицеистах. И поэтому мы в его собрании сочинений находим стихи под названием «19 октября». Это день открытия Лицея.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать представление о пушкинском лицее как символе человеческой верности, дружбы, полнокровной, одухотворенной юности

Эпиграф:

Благослови, ликующая муза,

А.С. Пушкин. «19 октября» 1825 года

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук (компьютер), видеопроектор.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Лицеисты: Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Дельвиг Антон, Корсаков Николай, Кюхельбекер Вильгельм, Малиновский Иван, Пушкин Александр, Пущин Иван.

Ход мероприятия

Звучит Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена. На сцене полумрак, полукругом стоят столы, стулья, приготовленные для лицеистов. Зрительские места занимают школьники, учителя. На сцену выходят Ведущий 1, зажигает све чи .

ВЕДУЩИЙ 1: Былые столетия охотно…делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами – самыми задушевными, потаенными… И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяется длинной цепью наше сегодня и их далеко. Соединяем, и сразу по цепи «бежит ток»? и становится ясным то, что именуют связью времен, и огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

Минувший век притягивает нас –
Сегодняшнего давнее начало!
Его огонь далекий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
Далекий век, где синий воздух чист,
Где стук колес и дребезжанье дрожек,
И кружится неторопливый лист
Над гравием ухоженных дорожек!

А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горных ангелов полет…», тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать. Именно поэтому мы приглашаем нашего современника, отправится совсем недалеко – всего на два столетия назад – в первые десятилетия XIX века.

Когда октябрь на дворе,
Приди сюда, куда б ни шел ты,
Из желтых листьев – самый желтый
Здесь Александровский дворец.
Мы к детству движемся назад
И листьев золотое бремя
Припоминаем вновь, лишь время
Склоняет стрелки и закат.
Нам снятся старые игрушки,
И мы меняемся в лице.
Мы возвращаемся, как Пушкин,
В Лицей, уже пройдя Лицей.

Показ фильма о Пушкине в лицее (5’)

ВЕДУЩИЙ 1: Но это все в будущем, а пока… 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники... В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием... Через шесть без малого лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты... Они могли не видеться годами, но твердо знали, что есть Француз (он же смесь обезьяны с тигром, он же Пушкин), есть Дьячок (он же Мордан, он же Корф), и есть Паяс (он же Яковлев). Друг для друга они были посланцами оттуда, где все начиналось, и гарантами того, что они еще живы. Прошло 197 лет, почти два века. Но до сих пор дружба лицеистов пушкинского выпуска – это символ человеческой верности и дружбы.

ВЕДУЩИЙ 2: В долгожданный торжественный день 19 октября голос молодого профессора Александра Петровича Куницына наполнил весь зал, воцарилась необычайная тишина. Те, к кому пламенно взывал Куницын – подростки в синих мундирчиках, - они так и замерли, покоренные истинным пафосом обращенных к ним слов. Навсегда запомнилась Александру Пушкину эти минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь молодого Куницына.

Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку:

Звучит Gaudeamus Igitur . Торжественно зачитывается список лицеистов, участники выходят по очереди на сцену

  • Бакунин Александр Павлович;
  • Броглио Сильверий Францевич;
  • Вольховский Владимир Дмитриевич (Суворочка);
  • Горчаков Александр Михайлович (Князь, Франт);
  • Гревениц Павел Федорович;
  • Гурьев Константин Васильевич;
  • Данзас Константин Карлович (Медведь, Кабуд);
  • Дельвиг Антон Антонович (Тося);
  • Есаков Семен Семенович;
  • Илличевский Алексей Демьянович (Олосенька);
  • Комовский Сергей Дмитриевич (Лисичка, Смола);
  • Корнилов Александр Алексеевич (Мосье);
  • Корсаков Николай Александрович;
  • Корф Модест Андреевич (Модинька, Дьячок, Мордан);
  • Костенский Константин Дмитриевич (Старик);
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля);
  • Ломоносов Сергей Григорьевич (Крот);
  • Малиновский Иван Васильевич (Казан);
  • Мартынов Аркадий Иванович;
  • Маслов Дмитрий Николаевич (Карамзин);
  • Матюшкин Федор Федорович (Федернелке, Плыть хочется);
  • Мясоедов Павел Николаевич (Мясожоров);
  • Пушкин Александр Сергеевич (Француз, Егоза);
  • Пущин Иван Иванович (Большой Жанно, Иван Великий);
  • Саврасов Петр Федорович (Рыжий, Рыжак);
  • Стевен Федор Христианович (Швед, Фрицка);
  • Тырков Александр Дмитриевич (Кирпичный брус);
  • Юдин Павел Михайлович;
  • Яковлев Михаил Лукьянович (Паяс).

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. Вот о чем наш сегодняшний рассказ.

После слов ведущего лицеисты одновременно присаживаются. Звучит музыка: Вивальди «Весна» из «Времен года».

ВОЛЬХОВСКИЙ: Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

ВЕДУЩИЙ 1: Первый ученик. Окончил лицей с золотой медалью.

ВОЛЬХОВСКИЙ: Я был самым слабым, поэтому занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два толстых словаря. Ребята посмеивались надо мной иногда в стихах.

Суворов наш,
Ура! Марш, марш!
Кричит верхом на стуле.

ВЕДУЩИЙ 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

ГОРЧАКОВ: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

ВЕДУЩИЙ 1: Министр

ДЕЛЬВИГ: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосенька.

ВЕДУЩИЙ 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы»

ДЕЛЬВИГ: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты же под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный!

КОРСАКОВ: Корсаков Николай. 11 лет

ВЕДУЩИЙ 1: Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий! Поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

ВЕДУЩИЙ 1: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

МАЛИНОВСКИЙ: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

ВЕДУЩИЙ 1: Сын директора Лицея.

МАЛИНОВСКИЙ: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

ВЕДУЩИЙ 1: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блистательной генеральской карьеры и никогда об этом не жалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

ПУЩИН: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жанно, Иван Великий.

ВЕДУЩИЙ 1: С хорошими дарованиями. В общении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

ВЕДУЩИЙ 1: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

ПУШКИН: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал.
Читал украдкой Апулея,
И над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.

ВЕДУЩИЙ 1: Великий русский поэт. Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумываешься о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад.

Лицеисты сидят полукругом, вспоминают. Музыка: Фредерик Шопен, Две мазурки, соч. 59 Allegretto .

ГОРЧАКОВ: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний,
Промчится год, и я явлюся к вам! ...
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!

ГОРЧАКОВ: Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 – золотую. 19 октября 1880, 81, 82 года я отмечал один – последний живой лицеист.

ВОЛЬХОВСКИЙ: За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2: Кстати, Пушкин по этому поводу писал:


Он как душа неразделим и вечен –



И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

МАЛИНОВСКИЙ: А помните, на приемных экзаменах?

ПУЩИН: Кажется, я был не из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий 1: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил…

КОРСАКОВ: За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Большом зале на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй, было много гостей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Больше всего запомнилась речь профессора Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены.

ВЕДУЩИЙ 2: Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань чести и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…

ВЕДУЩИЙ 1: После обеда забыв обо всем на свете, выбежали будущие «столпы отечества» (так назвал их в своей речи Куницын) на пустынную улицу. Со смехом и криками сражались они в снежки, радуясь зиме, свежевыпавшему снегу и временно обретенной столь милой им свободе.

ПУЩИН: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

ГОРЧАКОВ: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

МАЛИНОВСКИЙ: У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.

ПУШКИН: На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На каждой комнате номер.

ПУЩИН: Мы потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

КОРСАКОВ: В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли дядьку на часах.

ДЕЛЬВИГ: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов уроки. Остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…

1 пара исполняет танец по музыку Ричарда Клайдермана Mariage d Amour (P . de Senneville ).

После танца звучит фоном музыка: Фредерик Шопен. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А помните, как то раз профессор Кошанский предложил описать в стихах восход солнца. Заскрипели перья. Затем читали написанное. Дошла очередь до Павла Мясоедов. Он встал и прочитал:

Восход солнца.
Блеснул на западе румяный царь природы…

ПУШКИН: Это было все, что он написал… «И это всё?» - удивился Кошанский. А Илличевский, услыхав что солнце у Мясоедова восходит на западе подхватил: «Нет, не всё, - и, давясь от смеха, выпалил –

И изумленные народы
Не знают, что начать.
Ложиться спать или вставать».

ГОРЧАКОВ: А помните первый лицейский анекдот и первое лицейской прозвище?

ДЕЛЬВИГ: Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят. Подойдя к Александру, спросила: «Хорош ли суп?» Корнилов, испугавшись или смутившись, отвечает по-французски: «Oui, monsieur». Так он превратился из Корнилова в «Мосье»

ВОЛЬХОВСКИЙ: Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Мартышка, Искра, Француз, смесь обезьяны с тигром.

ВЕДУЩИЙ 2: Да и сам Пушкин, как вы знаете, говорил о себе:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

ГОРЧАКОВ : В лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Звучит мелодия Ричарда Клайдермана « A comme amour » (P . de Senneville / Gilbert ).

КОРСАКОВ: Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…

ПУШКИН: «…Моё чувство к ней было непохоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел 18 часов – ах! какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!..»

В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…

ПУЩИН: В лицее о любви Пушкин писал и так:

Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима,
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима…

Звучит Maestoso

ДЕЛЬВИГ: Еще нас всегда волновала история… 1812 год…

ВОЛЬХОВСКИЙ: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский взял на руки сыновей своих и пошел с ними вперед… На батарею неприятеля. Он крикнул солдатам: «Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам дорогу». И батарея была взята. Сам генерал с обычной скромностью позже объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое «УРА!!!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Звучит Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21 Фредерика Шопена.

МАЛИНОВСКИЙ: И всё-таки главное наше увлечение – стихосложение. У нас в Лицее писали все, писали по любому поводу и без повода. А помните, в связи, с чем было написано вот это:

Мы недавно от печали –
Пущин, Пушкин, я, Барон,
По бокалу осушили
И Фому прогнали вон…

ПУЩИН: Ну конечно… Мы втроем захотели выпить гоголь-моголю. Ну дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили на последнее место за столом.

ВЕДУЩИЙ 2: Забавы, шутки, розыгрыши, влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром АлексеевичемПлетневым.

ДЕЛЬВИГ: Но наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры.

КОРСАКОВ: Удачи.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви

ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

ВЕДУЩИЙ 2: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

ДЕЛЬВИГ:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях славной тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!

ПУЩИН: Потом директор лицея Егор Антонович Энгельгардт надевает нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и мы становимся теперь «чугунники». Прозвучала прощальная лицейская клятва…

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицея, друзей, наше Отечество.

Лицеисты встают из-за стола, выходят на край сцены и, взявшись за руки, читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина (каждый по строчке). Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Звучит Gaudeamus Igitur . Лицеисты спускаются со сцены и уходят в конец зала.

Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

ВЕДУЩИЙ 2: И по сей день продолжается среди нынешних лицеистов традиция праздновать 19 октября – День лицея. В г. Кемерово по инициативе Амана Гумировича Тулеева в 2000 году был открыт Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности. Ребята из сельской глубинки получают там всестороннее образование по различным направлениям. Посещают музеи, театры, бассейн, спортивные секции и творческие объединения области, отдыхают в России и за рубежом.

Звучит фрагмент симфонии В.А. Моцарта «Юпитер». На фоне этой музыки Ведущий 2 произносит заключительные слова вечера.

Ведущий 1: Есть все-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, есть несмотря ни на что. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым, своим не только для них, но и для нас. Иначе не сделался бы и сам Пушкин нашим вечным Лицеем, Лицеем навсегда.

В конечном счете, тут культура, та культура, без которой нет достоинства, «самостоянья» человека…

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.

Используемая литература

  1. Анциферов Н. Пушкин в Царском Селе. Под общей ред. Влад. Бонч-Бруевича. М., Госкультпросветиздат, 1950
  2. Басина М.Я. Город поэта. Документальная повесть. Издание 2-е. Л., «Дет. лит.», 1975
  3. Классный руководитель № 3/1999
  4. Лицей. Мемориальный музей. Сост. Руденская М.П. Л., Лениздат, 1976.
  5. Руденская М.П., Руденская С.Д. Они учились с Пушкиным. Лениздат, 1976
  6. Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л.: Лениздат, 1984. – 318 с., ил. – (Б-ка молодого рабочего).
  7. Читаем, учимся, играем № 8/2006
  8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 736 с., ил.

Музыкальная партитура

  1. Gaudeamus Igitur
  2. Вивальди А. «Времена года». «Весна»
  3. Клайдерман Ричард. «A comme Amour». (P. de Senneville/Gilbert).
  4. Клайдерман Ричард. Mariage d’Amour (P. de Senneville).
  5. Моцарт Вольфганг Амадей. Симфония № 41 («Юпитер»).
  6. Шопен Фредерик. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»
  7. Шопен Фредерик. Вальс си минор, соч. 69 №2
  8. Шопен Фредерик. Две мазурки, соч. 59 Allegretto
  9. Шопен Фредерик. Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
  10. Шопен Фредерик. Maestoso из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21

Цель урока : раскрыть отношение А.С.Пушкина к друзьям, к дружбе.

Задачи :

  • раскрытие понятия дружбы;
  • ознакомление с содержаниями стихотворений поэта о дружбе;
  • пробуждение интереса к личности поэта;
  • раскрытие важности заботы о других людях;

Оборудование : портреты А.С.Пушкина, Кюхельбекера, Горчакова, Пущина, Дельвига, использование проектора.

Ход урока

I. Стадия урока «Реализация домашнего задания»

Проведение тестирования по творчеству А.С.Пушкина (Вопросы теста, ключ к тесту демонстрируются через компьютерный проектор).

Вопросы теста:

1. Чьи это слова: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…»?

а) Н.А.Добролюбов

б) В.Г.Белинский

в) Д.И.Писарев

г) Д.С.Лихачёв

2. С чем Белинский сравнивал творчество А.С.Пушкина?

а) с морем

б) с ручейком

в) с рекой

г) С океаном

3. Кто оказал большое влияние на юного Пушкина?

а) няня – Арина Родионовна

б) бабушка – Мария Алексеевна

в) дядька – Никита Алексеевич

г). Отец – Сергей Львович

4. Со скольки лет Пушкин начал писать стихи?

5. Кто предложил отдать Пушкина в Царскосельский лицей?

а) Арина Родионовна

б) Василий Львович

в) Сергей Львович

г) Никита Алексеевич

6. С каким историческим событием связана творческая жизнь Пушкина?

а) с декабристским восстанием

б) с отменой крепостного права

в) с восстанием Пугачёва

г) с войной 1812 года

7. В каком году в Лицее проходил переводной экзамен?

а) в 1815 году

б) в 1814 году

в) в 1813 году

г) в 1816 году

8. Кому выпала честь приветствовать Г.Р.Державина?

а) Дельвигу

б) Кюхельбекеру

в) Пушкину

г) Пущину

Ключ к тесту.

II. Стадия урока «Вызов»

Цель этой стадии: актуализация имеющихся знаний и представлений о предмете разговора – «Друзья! Прекрасен наш союз». Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Сегодня мы будем говорить о таких важных проявлениях человеческих отношений, как дружба, забота людей друг о друге. Вы узнаете, как А.С.Пушкин относился к дружбе, поймёте, почему он ценил своих друзей.

III. Стадия урока «Осмысление»

Цель этой стадии: знакомство с новой информацией по теме «Друзья! Прекрасен наш союз».

1. Лицейская дружба. Вступительное слово учителя

Тема дружбы в лирике Пушкина: это любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. Первой знаменательной вехой в его биографии стал Царскосельский лицей. Почему же Лицей стал для поэта понятием святым, что определили в нём 6 лет, проведённых на лицейской скамье? Специальное постановление гласило: «Учреждение лицея имеет целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной… Все воспитанники равны, как дети одного отца…»

Все 6 лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родители навещали сыновей в определённые дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков. В каждом лицеисте было такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства. Суть отношений заключена в том, что они – союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в обычном смысле слова, а нечто высшее, иное – необычное явление невиданного ни до того, ни после того типа связи:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(«19 октября 1827 года»).

Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи. Посмотрите, как горяч и искренен Пушкин в дружеских посланиях, как свято для него понятие «дружества».

2. Аналитическая работа с текстом

Выразительное чтение стихотворения «Друзьям»;

Вопросы по содержанию:

  • Что желает поэт своим друзьям? (Чтобы они играли, пели, весело провели вечер, обращали внимание на девушек)
  • Как вы думаете, как относится поэт к своим друзьям? (Ему радостно от того, что его друзья радуются, веселятся; предчувствует, что юность пройдёт, время беспечности останется позади)

С дружбой связаны пиры и веселье. Выразительное чтение стихотворения «Пирующие студенты».

Вопросы по содержанию:

  • Как характеризует Дельвига? («ленивец сонный», «остряк любезный»).
  • Что означает слово «эпиграмма» (один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо, общественное явление).

Выразительное чтение стихотворения «Князю А.М.Горчакову». горчаков – лицейский товарищ Пушкина. После Лицея их пути действительно разошлись: Пушкин оказался в положении политического ссыльного, а Горчаков сделал блестящую карьеру.

Вопросы по содержанию:

  • Сколько лет исполняется поэту? (18 лет)
  • Какие мысли тревожат его перед окончанием Лицея? («Где вы, лета беспечности недавней?», «…мы входим в новый свет, но там удел назначен нам неравный…»)
  • Как вы думаете, что означает предчувствие поэта: «Моя стезя печальна и темна…»?
  • На что и на кого надеется Пушкин? («Мой скромный дар и счастие друзей»).

3. Дружба в южный период

А.С.Пушкин оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях:

В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821).

В 1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей Михайловское. Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские друзья Пущин и Дельвиг. В соседнем имении поэт встретился с Горчаковым, приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в стихотворении «19 октября» 1825 года.

Вопросы по содержанию:

  • Почему печален поэт? (со мною друга нет»)
  • О чём думает он, сидя в одиночестве? (кто пирует, кого нет среди друзей, кто изменил дружбе)
  • Кого подразумевает под «кудрявым нашим певцом»? (лицейского товарища Н.А.Корсакова, композитора-любителя)
  • Почему его нет среди друзей? (в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии).
  • О ком говорит поэт: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я»? (о Пущине, Горчакове, Дельвиге).
  • Как он о них отзывается? Прочтите строки, в которых содержатся эти поэтические характеристики.
  • Что предсказывает Пушкин? (Промчится год, и с вами снова я, исполнится завет моих мечтаний; промчится год, и я явлюся к вам!»)

Выразительное чтение стихотворения «19 октября 1827 года». Поэт непосредственно обращался к ссыльным друзьям Пущину и Кюхельбекеру.

Вопросы по содержанию:

  • Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества?
  • Как поддерживает он своих друзей?

Выразительное чтение стихотворения «Была пора…». Это воспоминание о прошедшей жизни, о событиях, свидетелями которых в течение 25 лет были друзья-лицеисты.

Вопросы по содержанию:

  • Как поэт характеризует лицейские годы? («жили все и легче, и смелей…»)
  • Какая пора настала теперь? («просторнее, грустнее мы сидим, и реже смех средь песен раздаётся, и чаще мы вздыхаем и молчим»).

IV. Стадия урока «Рефлексия»

Цель этой стадии: получение от обучающихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы «Дружба в жизни человека».

Пушкин ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей, но дружба их осталась прежней. Она знаменует собой единство поколения перед лицом прожитой жизни и характеризует личность самого Пушкина.

Теперь я прочитаю фрагменты из книги «Письма о добром» одного замечательного Человека, выдающегося учёного нашей страны Д.С.Лихачёва. он сделал очень много для сохранения и развития культуры нашей страны. Был очень добр и внимателен к людям, прожил большую жизнь.

Фрагмент 1.

«Есть слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово – «сострадание». Сострадание – это умение со-чувствовать, со-переживать, когда другому плохо. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, нацией, народом, страной, Вселенной…»

Фрагмент 2.

«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны…»

Фрагмент 3.

«Забота объединяет людей, крепит память о пролом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма…»

(Д. Лихачёв «Письма о добром», Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1994, с.28-30).

(Фрагменты демонстрируются через проектор).

Вопросы для обучающихся:

  • Есть ли у вас друзья?
  • Как вы понимаете значение дружбы?
  • В чём проявляется дружба?
  • Что вы чувствуете, когда ваш друг оказывается в трудном положении?

Выводы по проблеме:

Обучающимся даётся задание самостоятельно сделать вывод по проблеме:

Дружба, как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность бескорыстной самоотдачи;

Дружба – это самоотверженное, смелое чувство;

Забота скрепляет дружбу;

Забота – проявление чувства дружбы;

(Выводы демонстрируются через проектор).

V. Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений А.С.Пушкина на тему дружбы.

Литература

1. С.В.Тураева «Литература. Справочные материалы». Москва, 1988.

2. Н.Скатов «Пушкин». Ленинград, 1999.

3. Б.Ф.Егоров «Русские писатели. Биобиблиографический словарь». ч.2. Москва, 1990.

4. Д.С.Лихачёв «письма о добром». Санкт-Петербург, 1994.

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

В Царскосельском лицее Пушкин провел всего несколько лет, но не забывал о нем на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда еще маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем. Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскосельскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.

Товарищ милый, друг прямой Тряхнем рукою руку, Оставим в чаше круговой Педантам сродню скуку: Не в первый раз мы вместе пьем, Нередко и бранимся, Но чашу дружества нальем – И тотчас помиримся. (1814 г.)

11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен в “мрачных пропастях земли”, но дружба не слабела:

Еще один лицейский друг Пушкина – Кюхельбекер сильно повлиял на его творчество. Первое напечатанное стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” обращено именно к Кюхельбекеру. Юношеские размышления о роли и назначении поэта в этом произведении опираются на жизненную основу. Речь идет о начальных неуклюжих поэтических опытов Кюхельбекера:

Но что? ты хмуришься и отвечать готов; Пожалуй, – скажешь мне, – не трать излишних слов; Когда на что решусь, уж я не отступаю, И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, – а я таки поэт.

Нужно было очень тонко понимать характер Кюхельбекера, чтобы написать это. “Когда на что решусь, уж я не отступаю!” – таков был один из важнейших жизненных принципов этого человека. Он осуществил его в дружбе, в литературе и в жизни – в декабрьский день 1825 года, который превратил неимущего и малоизвестного петербургского поэта в “опасного государственного преступника”, строго охраняемого всем могуществом царской власти. 19 октября – самая главная дата в жизни лицеистов первого выпуска. Скрепив свою дружбу одинаково незыблемыми чугунными кольцами, они решили собираться каждый год 19 октября, в честь дня торжественного открытия лицея в 1811 году. В одном из первых своих стихотворений “Пирующие студенты” Пушкин с особой нежностью и привязанностью отзывается о своих друзьях: “Дай руки, Дельвиг!… Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее…”.

В декабрьские дни 1825 года, когда Россия была потрясена восстанием на Сенатской площади и жестоким подавлением первой попытки революционного переворота, Пушкин находился в михайловской ссылке. Лишь значительно позже он узнал все подробности этой трагедии, бросившей кровавый отсвет на жизнь поколения, лучшие люди которого были уничтожены или обречены на долгие годы ссылки или каторги. Теперь, после декабрьской катастрофы, на его долю выпадала историческая роль хранителя и продолжателя традиций разгромленного поколения, тех, кого он называл “друзья”, “братья”, “товарищи”. Знаменательной и всегда связанной с друзьями-декабристами была для Пушкина дата открытия Царскосельского лицея.

Годы пребывания в этом заведении были связаны с воспоминаниями о вольнолюбивых надеждах, о “святом братстве”, “семье друзей”, среди которых были особенно близкие ему И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер, томившиеся теперь в тюрьмах. На эти даты выпадает создание ряда произведений, которые содержат прямые и косвенные декларации политического характера или дорогие и священные воспоминания для поэта. Особое место в ряду пушкинских лирических гимнов дружбе занимает элегия “19 октября” 1825 года. Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье в Михайловском.

Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет.

Прямо обращенное к товарищам стихотворение напоминает им об отсутствующих:

Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют… Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы?

Еще не догадываясь об этом, Пушкин в 19 октября 1825 года как бы закладывает сам для себя основу традиции, которой он никогда потом не изменит; во всех посвященных лицеистам и годовщинам открытия лицея стихотворениях Пушкин вспоминает, прежде всего, о тех, кого нет рядом с друзьями. В 1827 году это будут Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, сосланные в Сибирь; в 1831 году – “шесть мест упраздненных стоят”, а среди них – “любимейший из любимых” Антон Дельвиг. Но эти мотивы скорби зазвучат еще не скоро. И в 1825 году Пушкин с любовью и нежностью вспоминает тех людей, с которыми ему посчастливилось повидаться за время своего пребывания в Михайловском: Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил, Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил. “Ты, Горчаков, счастливец с первых дней… невзначай проселочной дорогой мы встретились и братски обнялись”. “И ты пришел, о Дельвиг мой!” Главным в стихотворении 1825 года становится истинный гимн дружбе, навсегда вошедший в сознание и память любого русского читателя: Друзья мои прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

Чистота, бескорыстность, широта дружеского чувства Пушкина поразительны. В том же году Пушкин пишет стихотворение “Дружба”, состоящее из одного четверостишья.

Что дружба? Легкий пыл похмелья, Обиды вольный разговор, Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Невозможно поверить, что это пишет тот же Пушкин, только что восклицавший: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Что вызвало эти горькие и безжалостные строки? Просто ли дурное настроение или внезапно проснувшиеся воспоминания о встречах и отношениях с людьми, далекими от лицея. Может быть, ведь в стихотворении “19 октября” есть тень этих неприятных впечатлений:

Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет.

Пушкин не хочет вспоминать невежество, предательство и коварство “иных друзей”, он не хочет омрачать этими воспоминаниями стихи, посвященные Лицею, по горечь и обида, видимо, так сильны в его душе, что нечаянно отчеканиваются в это короткое четверостишие.

К годовщине восстания на Сенатской площади также приурочен ряд Пушкинских стихотворений. 13-м декабря – кануном восстания – помечено в 1826 году адресованное И. И. Пущину послание “Мой первый друг, мой друг бесценный…”. Это послание было отправлено Пущину на каторгу вместе со стихотворением “Во глубине сибирских руд…”. Непосредственным толчком к написанию этого стихотворения послужил героический отъезд к мужьям – декабристам на каторгу в Сибирь многих из их жен. С этим прямо связаны строки:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы.

Среди них была особенно дорогая Пушкину М. Н. Волконская, с которой он хотел отправить свой стихотворный привет-призыв к вере в “высокое стремление” их помыслов, к мужеству и “гордому терпению” (слова, взятые из “Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея”, написанной Дельвигом и исполнявшейся хором при выпускном лицейском торжестве). 14 декабря 1829 года – годовщина восстания – дата в рукописи неоконченного стихотворения “Воспоминания в Царском Селе”. В соотнесении с этой датой новый смысл приобретают скорбные строки:

… Увидев, наконец, родимою обитель, Главой поник и зарыдал.

(No Ratings Yet)

Друзья мои прекрасен наш союз (по лирике Пушкина)

Другие сочинения по теме:

  1. Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  2. Поэзия Пушкина – “союз волшебных звуков, чувств и дум” … Чувства добрые я лирой пробуждал… А. С. Пушкин “Наша память...
  3. Наверное, никто не возразит о том, что А. С. Пушкин занимает выдающееся место в русской и мировой литературе и культуре....
  4. Наверное, никто не возразит, что А. С. Пушкина занимает выдающееся место в русской и мировой литературе и культуре. Сотни новых...
  5. Тема “вольности святой” волновала А. С. Пушкина всю его жизнь, она проходит через все его творчество. Вольнолюбивые стихотворения писались им...
  6. Рецензия (лат. оценка), это отзыв, критическая оценка художественного, научного, публицистического произведения. Оценка своей собственной творческой работы (авторецензия) помогает увидеть ее...
  7. Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это...
  8. В первых рядах лицейских политических вольнодумцев был, несомненно, Пушкин. В 1815 г. он пишет знаменательное послание “К Лицинию” (при позднейшей...
  9. Сочинения по литературе: Тема свободы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В...
  10. И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен….А. С. Пушкин. Пушкин “начало всех начал”, он целый мир русской...