Определение прямых затрат сметы. Сметная документация

Определение прямых затрат сметы. Сметная документация

Данный тематический подраздел посвящен сметной документации и всему, что с ней было, есть и будет связано. Поскольку основная тематика настоящего ресурса – строительство, то и основным предметом изложения будет служить составление сметной документации на строительство и ремонтные работы.

Определение сметной документации таково: это документ или совокупность документов, определяющих расчет расходов и доходов на осуществление какой-либо деятельности – поставку товаров, предоставление услуг и так далее. В строительстве, как правило, полная документация отражает расходы как на поставку (или производство и поставку) строительных материалов, так как и на заработную плату рабочих и инженерно-технических сотрудников (включая налоговые отчисления), плюс расходы на эксплуатацию машин и механизмов, включая оплату труда машинистов. Понятия и определения «смета» и «сметная документация» по сути являются идентичными.

На практике сметный расчет часто отражает лишь формальные величины: общие расходы на материалы и оплату труда рабочих. Поэтому неопытный человек часто принимает желаемое за действительное, и внушительная сумма прибыли может на практике обернуться значительными убытками. Таким образом, чтобы, например, надо учесть множество факторов.

Помимо этого, сметный расчет может быть составлен по договорным ценам, а может – по т. н. базовым, или базисным , то есть взятым из специальных баз данных (ТЕР, ФЕР, ГЭСН, ТСН, МТСН), к которым приобретается платный доступ, и с которыми можно работать при помощи платных программ. Теперь о том, что включает в себя собственно смета:

Прямые затраты включают в себя стоимость строительных материалов, расходы на эксплуатацию машин и механизмов (т. н. амортизация), и заработную плату рабочих («зарплата основных рабочих»).

Накладные расходы включают в себя затраты на организацию процесса производства работ, управление этим процессом и обслуживание строительной площадки или объекта. Они не связаны с технологическим процессом (только с его организацией). Соотвественно, из этих средств выплачивается заработная плата инженерно-техническим работникам. Они могут определяться по договору или в соответствии с федеральными нормами накладных расходов и других нормативных документов.

Сметная прибыль (или т. н. «плановые накопления») – сюда входят средства, необходимые для покрытия расходов предприятия и обеспечения его дальнейшего функционирования (не в конкретном сметном расчете, а вообще). В общем и целом, это и есть прибыль, которая идет на фирму, а фирма может распорядиться ей, как пожелает. Таким образом, часть сметной прибыли идет на уплату налогов, развитие производства, погашение арендной платы и пр. Другая часть идет на покупку нового дипломата директору, цветов секретарше, на квартальную премию дворнику и т. д. и т. п., хоть на корпоративный банкет. Размер сметной прибыли может определяться договором либо руководящими документами; он может составлять процент от суммы всей сметы либо фиксированную сумму, либо и то, и другое (например, при выполнении работ в один срок – просто процент, в другой – процент плюс фиксированную сумму).

Все вместе данные три пункта составляют сметную стоимость . Опять же, на практике эти цифры, отраженные в сметной документации, часто не соответствуют действительности (в особенности это происходит тогда, когда составляется по госзаказу). Поэтому в реальности размеры и прямых затрат, и накладных расходов, и сметной прибыли могут значительно отличаться от проектных, как в большую, так и в меньшую сторону. В разделе мы разберем разнообразные интересные случаи, при которых происходит такое несоответствие, и выясним их причины.

Это практически техническое задание для исполнителя, и от того, насколько грамотно оно составлено, будет зависеть очень многое. Многое нас сейчас не очень интересует, а вот конечная стоимость работ от этого сильно зависит. Конечная , это не та, которую хотели заплатить по предварительным расчётам, а та, которую заплатили за выполненные работы по итогу строительства.
Давайте сравним две сметы:

    Смета на окраску потолка №1
  • Окраска потолка = 5 руб.
    Итого: 5 руб.
    Смета на окраску потолка №2
  • Очистка поверхности потолков от набела = 1 руб.
  • Заделка швов в плитах перекрытия с устройством руста = 1 руб.
  • Шпатлевка потолков = 1 руб.
  • Грунтовка потолков перед водоэмульсионной окраской = 1 руб.
  • Окраска водоэмульсионная потолков = 1 руб.
    Итого: 5 руб.
Если соблюдать технологию производства работ, то по конечному итогу, результат ремонта, что по первой смете, что по второй - должен быть одинаковый. Только я бы, на месте исполнителя работ по Смете №1 (и, как показывает практика , не только я один), в конце работы попросил с Вас дополнительно заплатить за заделку швов в плитах перекрытия + 1 руб. , так как в смете этой работы нет, а я её делал, ведь швы были ни к чёрту (сразу то не знали), это по скромному. А если не по скромному, а по наглому, то можно за все работы отдельные, дополнительные деньги попросить + 4 руб. - когда договаривались, думали что нужно покрасить, а на деле потолок оказался очень плохим, и пришлось старую краску снимать, швы заделывать, по новой шпатлевать, так что нужно сверху доплатить, и не мало. В общем плацдарм для неприятного разговора был подготовлен ещё до того, как мы приступили к работам.
Поэтому, если не хотите, что бы с Вас требовали деньги за дополнительные работы, то старайтесь составлять (или требовать) как можно более подробную смету. Подрядчикам я бы тем более посоветовал составлять смету как можно подробнее, что бы не спорить потом с заказчиком, что нужно было делать, а что не нужно, это во первых. А во вторых, когда сообщаете заказчику, который не владеет технологиями работ, что Вы сейчас покрасите потолок, и получите за это такие деньжищи, он считает Вас просто грабителем. Но, если Вы в смете распишете всю технологию, то будет понятно почему эта работа так дорого стоит.
Заказчику , который не владеет технологиями строительных работ, составить подробную смету поможет использование специально для этого созданного - помощника составления смет в программе DefSmeta , который подскажет, какие сопутствующие (чаще всего скрытые) работы существуют для той или иной основной работы, и объяснит зачем они нужны. А подрядчику значительно сэкономит его личное время, и, вместо того, что бы после работы сидеть и считать сметы вручную, позволит заняться более приятными делами .
Программа рассчитывает объёмы работ автоматически .

Лимитированные затраты - широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.

В строительстве к категории лимитированных относят: затраты, зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, затраты, связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций, затраты по возмещению затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом и ряд других.

ТСНБ-2001 МО - Территориальная Сметно-Нормативная База для Московской Области, уровень цен - 1 января 2000 года. Утверждена распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области №51 от 06.09.2011 года, Об утверждении актуализированных территориальных сметных нормативов Московской области, и введена в действие Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области №52 от 06.09.2011г.

Нормативная база ТСНБ-2001 Московской области предназначена для:

    нормативного определения сметной стоимости прямых затрат, состава и потребности ресурсов при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов жилишно-гражданского и производственного назначения, осуществляемого на территории Московской области;

    расчетов стоимости строительных и специальных строительных работ при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;

    планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм.

Расценки ТСНБ-2001 разработаны на основе:

    государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы ГЭСН-2001;

    размера средств на оплату труда рабочих-строителей, принятого по данным государственной статистической отчетности в строительстве и данным администраций районов и городов Московской области на 1 января 2000 года;

    средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в базисном уровне цен по Московской области на 1 января 2000 года;

    средних сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также размера средств на оплату труда механизаторов на 1 января 2000 года по Московской области.

ТСНБ-2001 отражает среднеотраслевой уровень затрат по принятой технике, технологии и организации работ на каждый вид строительных работ и, в этой связи, могут применяться для определения сметной стоимости строительных работ всеми заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

Структура сметной стоимости строительной продукции различна в зависимости от видов строительства.

В целом структура сметной стоимости строительства за последние годы примерно следующая:

Стоимость строительных работ - 63%;

Стоимость монтажных работ - 4,5%;

Стоимость оборудования, мебели и инвентаря – 18 %;

Стоимость прочих затрат - 14,5%;

Итого - 100 %.

Сметная стоимость как строительных(ремонтно-строительных), так и монтажных работ(С смр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат(ПЗ),накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):

С смр = ПЗ+НР+СП

При выполнении отдельного комплекса работ в локальной смете могут учитываться и другие(лимитированные)затраты, а так же НДС.

Прямые затраты непосредственно(напрямую) связаны с выполнением определенного объема работ. Поэтому их величина определяется прямым счетом и зависит от объема работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.

В сумму прямых затрат входят:

    стоимость строительных материалов, деталей и конструкций(далее-материалы,М);

    затраты на оплату труда рабочих-строителей(З с);

    расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов (Э м), включая оплату труда рабочих-машинистов.

Отсюда вытекает формула прямых затрат:

ПЗ = М + З с + Э м

Накладные расходы - это затраты, которые несет организация для обеспечения нормального процесса строительства, т.е. в составе себестоимости работ предназначены для компенсации расходов строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством.Величина их определяется в процентах от фонда оплаты труда(ФОТ) в составе прямых затрат.

В соответствии с МДС 81-33-2004 в наше время используется накладные расходы нескольких типов:

    укрупненные нормативы НР;

    нормативы НР по видам работ;

    индивидуальные нормы рассчитываются для конкретной подрядной организации по формуле.

При ресурсном методе НР определяются от суммы средств на оплату труда в текущем уровне цен по формуле(на стадии рабочей документации):

НР=З*Ни/100 ,

З - сумма средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в текущем уровне цен в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета, руб;

Ни - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации, %.

При базисно-индексном методе составления смет(на стадии рабочей документации) НР определяются по следующей формуле:

НР= (Зс+Зм)*Иот*Ни/100,

Зс- средства на оплату труда рабочих-строителей, руб;

Зм- средства на оплату труда механизаторов, руб;

Иот- индекс текущего уровня оплаты труда рабочих в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих базисного уровня.

Индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) - это сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находят отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Виды сметной документации

Локальные сметы:

Локальные сметы предназначены для определения сметной стоимости строящегося (ремонтируемого) объекта. Локальная смета представляет собой первичный сметный документ на отдельные виды работ и затрат, причем ее можно составлять как на отдельный объект, так и на общеплощадочную работу. В основе локальной сметы заложены объемы, которые определены в составе рабочей документации или рабочих чертежей. Локальные сметы составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т. п).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сводка затрат - это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.

Акт приемки работ форма 2-КС является документом для оформления сдачи-приемки строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Форма 2-КС приведена в образцах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме N КС-3. Код формы по ОКУД 0322006.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется путем сложения прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений.

Ссмр = ПЗ + НР + ПН.

Сметные затраты по оплате труда (Зот) определяются исходя из трудоемкости работ (Т, чел.-час.), определяемой по нормам; среднего месячного размера оплаты труда 1 рабочего (Змес, руб.) и среднемесячного количества часов (t, час./мес.):

Зот = Т х Змес / t

Сметная стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности в материалах, деталях и конструкциях в физических единицах измерения (Рм) и соответствующих цен на данный вид материальных ресурсов (Цм):

Зм = Σ(Рм х Цм).

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин и оборудования определяются исходя из данных о времени использования необходимых машин в соответствии с действующими нормами (в маш.-часах) и цены 1 маш.-часа эксплуатации машин. Для определения цены 1 маш.-часа можно использовать формулу:

Цмаш.-час. = (Зед + Згод + Зэкспл) х Кнр,

где Зед - единовременные затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.; Згод - годовые затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.; Зэкспл - эксплуатационные затраты на 1 маш.-час; руб./маш.-час.; Кнр - коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз по эксплуатации строительных машин.

ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы , содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.

В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметная стоимость строительства – это денежное выражение затрат, необходимых для полного осуществления строительства и ввода в действие основных фондов, кроме того она включает в себя прибыль нормативную. По своему составу сметная стоимость может быть представлена следующими группами затрат:

1. Прямые затраты – ПЗ.

2. Накладные расходы – НР.

3. Прибыль нормативная – ПН.

Таким образом Ссм=ПЗ+НР+ПН.

Прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с конкретным объектом строительства. Они определяются на основании чертежей проекта по действующим ставкам, нормам, тарифам.

К прямым затратам относятся:

а. Затраты на материальные ресурсы – М.

б. Расходы на заработную плату производственных рабочих – З.

в. Расходы на эксплуатацию машин и механизмов – Э.

ПЗ=М + З + Э + прочие ПЗ.

Накладные расходы – это расходы на управление и хозяйственное обслуживание производства.

Накладные расходы складываются из следующих групп затрат:

а. Административно управленческие расходы (з/п работников управления, содержание самого здания управления, служебный транспорт…) – АУР.

б. Расходы на организацию работ, в том числе на временные коммуникации, на подготовку территории к строительству. На освещение и сохранность строящихся объектов и т.п. расходы – ОР.

в. Расходы на обслуживание рабочих, в том числе спец. одежда, питание, бытовые помещения – ОБР.

г. Прочие накладные расходы, в том числе расходы на исправление брака, на компенсацию ущерба в результате каких – либо непредвиденных обстоятельств, расходы на уплату штрафов - НР.

НР=АУР + ОР + ОБР + прочие НР.

Максимальные расходы рассчитываются либо прямым калькулированием затрат их образующих, либо определяются как процент от прямых затрат.

Примерная норма накладных расходов дифференцируется по видам строительства, по территориальным районам, по ведомственной принадлежности и находятся в пределах от 9 до 20% от ПЗ.

ПН – прибыль нормативная ни каких затрат на строительство данного объекта не отражает, это затраты будущих периодов деятельности фирмы. Прибыль нормативная заранее предусмотрена в цене реализации объекта.

ПН определяется в процентах от сметной стоимости или от сметной себестоимости.

ПН=12% от себестоимости сметной.

ПН=10,71% от стоимости сметной.

Себестоимость это экономический показатель, отражающий все затраты фирм на выполнение работ и ввод объекта в эксплуатацию. Показатель себестоимости имеет большое значение при планировании и расчете прибыли, при расчете налоговых отчислений, при формировании фонда оплаты труда.

В строительстве различают несколько видов себестоимости:

1. Себестоимость сметная Сбсм=ПЗ+НР=Ссм –ПН.

Себестоимость сметная определяется на основании действующих сметных норм ставок тарифов. Она нормативная.

2. Себестоимость плановая Сбпл=Ссм – ПН - DСбпл + К.

DСбпл – величина планового задания по снижению себестоимости. Эта величина рассчитывается внутри организации исходя из необходимой величины прибыли, обеспечивающей нормальное функционирование организации.

К – компенсационные затраты, т.е. затраты покрываемые из специальных источников.

Например, за выполнение работ досрочно выплачиваются из специального фонда заказчика.

3. Себестоимость фактическая Сбф = Ссм – ПН - DСбф + К

DСбф – величина фактического снижения себестоимости.

В зависимости от цели исследования классификация затрат, образующих себестоимость может быть представлена следующими направлениями:

I. По группам затрат.

¾ Накладные (косвенные)

II. По статьям расходования.

1. Материальные расходы.

2. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

3. Расходы на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования.

4. Накладные (косвенные) расходы.

III. По элементам затрат.

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Амортизация.

4. Отчисления на социальные нужды.

а) фонд занятости 1,5% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.

б) фонд медицинского страхования 3,6% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.

В) пенсионный фонд 1%+28% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.