Что нужно для ремонта кровли. Герметик для кровли, чем замазать, чтобы крыша дома не протекала. Основные способы ремонта листовой кровли из металлов

Что нужно для ремонта кровли. Герметик для кровли, чем замазать, чтобы крыша дома не протекала. Основные способы ремонта листовой кровли из металлов
Что нужно для ремонта кровли. Герметик для кровли, чем замазать, чтобы крыша дома не протекала. Основные способы ремонта листовой кровли из металлов

Металлическая крыша славится своей долговечностью, но даже в ее случае без ремонтных работ не обойтись. Такие негативные факторы, как атмосферные осадки, резкие колебания температуры или небрежность при уборке снега лопатами не лучшим образом влияют на целостность кровли из металла. Таким образом, ремонт кровель металлических или иных неминуем.

Когда и какой ремонт металлической кровли необходим

Ухудшение эксплуатационных характеристик крыши, скажем, появление протечек может быть связано с:

Для металлических кровель более характерны следующие повреждения:

  • деформация покрытия вследствие механических воздействий;

На заметку

Конечно, небольшие деформации могут и не вызвать протечки, однако, если дефекты своевременно не устранить, то ситуация в дальнейшем только усугубиться.

  • трещины и другие повреждения на кровле, которые чаще всего появляются из-за нарушения технологии устройства стальной кровли, аварийное механического повреждения или осадки дома.
  • отслаивание защитного полимерного покрытия. Хотя подобный дефект не сразу приводит к протечкам, однако разрушенный защитный слой покрывается пятнами ржавчины, разъедающими металл;
  • протечки в кровельных узлах, к примеру, примыкание к вертикальной поверхности и других стыках покрытий. Причиной такого дефекта может стать ошибка, допущенная при устройстве металлической кровли, или старение покрытия.

Ремонт крыши кровли из металла предваряет оценка ее состояния. Для начала крышу осматривают изнутри, чтобы оценить состояние стропил, обрешетки и настила чердака. Затем приступают к осмотру внешнего покрытия, в частности, мест примыкания листов из металла и других кровельных узлов. Осмотр позволяет определиться, какой ремонт металлической кровли предстоит:

  • аварийный. Предполагает локальный ремонт следующих участков:
  • самых поврежденных;
  • где имеются или возможны в перспективе протечки.

Ремонт металлических крыш, как правило, делают зимой или осенью, когда другие варианты восстановительных работ не представляется возможным;

  • текущий. Подразумевает плановое восстановление поврежденной части металлического покрытия, если ее площадь не превышает 40% всей кровли;
  • капитальный. Проводят демонтаж стальной кровли на больших участках и заменяют старый материал на новый. Возможна замена всего покрытия кровли, а также стропильной системы.

Мелкий ремонт металлической кровли своими руками

Если инспекция крыши обнаружила дефекты в разжелобке или настенном желобке, восстановительные работы начинают именно с этих мест. Следующий по порядку участок – карнизные свесы. Далее, постепенно перемещаясь от нижних поверхностей скатов восстанавливают по порядку остальные части кровли.

На заключительном этапе восстанавливают вентиляционные и дымоходные трубы, всевозможные места примыканий и свесы фронтонов. Рассмотрим, как можно устранить некоторые мелкие дефекты:

  • Элементы водостока имеют намного меньший наклон, нежели кровельное покрытие из металла. Таким образом эти детали особо подвержены коррозии. Вот почему иногда лучшим решением будет их полная замена.
  • Замена лотков и разжелобков сопровождается устройством надставки к кровельному рядовому покрытию, поскольку соединять новые либо обрезанные желоба или разжелобки с рядовой полосой на старые фальцы не представляется возможным. Концы картин на рядовом покрытии надставки обрезают точно по линии следующей обрешетины.
  • Если повредились карнизные свесы, то сначала нужно полностью демонтировать систему водостока. Это связано с тем, что в процессе ремонтных работ приходится выпрямлять погнутые участки по низу скатов, выравнивать линию свеса, а также места, где свес крепят на костыли. А сделать это без демонтажа кронштейнов и лотков не получится.

Технология ремонта металлической кровли зависит от степени повреждения. Если в рядовых полосах свищей или пробоин слишком много, то целые листы или картины необходимо заменить. Если они сконцентрированы лишь локально, то заменяют только поврежденный участок, захватив полную ширину полосы.

  • Чтобы вырезать участок с дефектами, прежде нужно раскрыть гребни.
  • Затем обе кромки заворачивают под лежачее фальцевое соединение по направлению стока воды. Удаляют поврежденную часть листа, и заменяют. Металлическую заплатку присоединяют сначала к краям рядовой полосы, после чего с гребнями. Под поперечное соединение используют элементы обрешетки. Место фиксации новых кляммеров совпадает со старым. Все соединения и гребни, раскрытые в процессе ремонтных работ, необходимо выправить, промазать мастиками и уплотнить.
  • Ремонт примыканий сводится к полной или частичной замене фартуков, на которых замечены повреждения. В некоторых случаях может понадобиться замена части поврежденных реек из дерева на новые, предварительно обработанные антисептиком.

Устранение протечек при ремонте кровли из оцинкованного листа

Главное «зло», которое грозит металлическим крышам, скорее всего, протечки. Вода, попавшая в жилую комнату, может причинить массу вреда: испортить внутреннюю отделку, способствовать образованию плесени и грибка. Протечку могут вызвать механические повреждения, а также сквозная коррозия, незаделанные техотверстия, скажем, под антенну или негерметичные фальцы.

Для точного определения протекающего участка нужны солнечный день и два работника (на чердаке и крыше).

Один из работников тщательно обследует кровлю со стороны чердачного помещения. Обнаружив подгнившие стропила, подтеки на металлических листах или ржавое пятно, он простукивает этот участок, а тот, кто находится наверху, очерчивает его мелом по внешней поверхности.Таким образом определяется размер участка, подлежащий восстановлению.

Проблемное место при ремонте прокрашивают, гидроизолируют или накладывают заплатки.

Разберем, как починить крышу дома с металлической кровлей, в каждом отдельно возможном случае.

Накладывание заплатки при ремонте металлической кровли

Заплатки устанавливают непосредственно на поврежденные участки покрытия. Вариантов заплаток несколько, но какой бы из них не был выбран, прежде всего необходимо зачистить участок с повреждениями и вокруг него с помощью металлической щетки, сама же заплатка должна быть больше площади реставрируемого участка.

  • Для заплатки часто используют оцинкованное железо. Ее крепят, например, на кровельные саморезы , соответствующий герметик или другое. Герметик, нанесенный по периметру заплаты, поможет повысить ее надежность.
  1. Заплатка из оцинковки должна быть по крайней мере на 100 мм больше, чем поврежденная площадь.
  2. На участок с повреждением, как и на заплатку наносят сплав свинца и цинка или кадмия). Затем заплатку припаивают к поверхности крыши при помощи мощного паяльника.
  3. Когда припой застынет, его излишки нужно удалить напильником.
  4. После завершения ремонта стальной кровли ее нужно покрыть краской.

При значительных повреждениях все листы с дефектом рекомендуется заменить на новые.

Если кровля имеет сложный рельеф, или покрытие недостаточно надежное, то для заплатки подойдут эластичные материалы. Это может быть стеклоткань, битумно-полимерные гидроизолирующие материалы, например, рубероид либо обычная мешковина.

  • Размер заплатки должен быть примерно на 200-250 мм больше, чем размер отверстия.

Если щель меньше 200 мм, то ее можно заделать, используя только заплату из соответствующего материала. Если же размеры повреждений больше, то она может провиснуть. Поэтому рекомендуется подложить под нее обрезок кровельного железа, зафиксировав его на обрешетке.

  • Перед установкой заплаты на очищенную поверхность металла наносят нагретую битумную мастику. После того, как обмазка высохнет, на нее наклеивают мешковину нужного размера, которую до этого смазывают горячей мастикой. Для большей надежности можно уложить второй слой мешковины. После чего заплату окончательно обмазывают горячей мастикой.

Возможен и другой вариант.

Вместо битумной мастики можно использовать загущенную краску из сурика. После конопачивания отверстие сушат два-три дня. Для латания нужно приготовить специальную смесь из густотертого сурика для железа и натуральной олифы.

Заплату нужного размера из какой-нибудь плотной ткани продерживают в этой смеси около 10–15 минут, отжимают и размещают на месте, которое до этого промазали суриковой замазкой. Затем его хорошо приглаживают руками либо, используя жесткую кисть.

При устранении мелких дефектов на кровле диаметром менее 30 мм можно обойтись и без накладки заплаты. Отверстия заделывают кровельной мастикой, которую наносят с обеих сторон крыши.

Использование герметиков

Битумно-каучуковые и полиуретановые герметики имеют длительный срок службы. Их используют для герметизации негерметичных фальцев, стыков, примыканий. Герметики можно наносить как по периметру, так и поверх наложенных заплаток или же просто на стальные листы в качестве самостоятельного изоляционного слоя.

На заметку

Герметик для заделки пробоин не подходит, поскольку может «протечь» из-за своей текучести.

Использование наплавляемых материалов позволяет покрывать кровельные листы полностью, стыки и примыкания. Однако качественное исполнение герметизации требует определенного навыка работы с высокотемпературной газовой горелкой.

Ремонт оцинкованной кровли окрашиванием

Металл очищают от ржавчины, затем поверхность загрунтовывают. Покраску выполняют в двойным слоем из эмали для металла. Защитный слой, порученный таким способом, достаточно коррозиоустойчив. Качественная покраска продлит срок эксплуатации металлической кровли лет на пять.

Отметим, что этот метод частично подходит также для борьбы с протечками. Проникшая в щели и небольшие трещины краска, после высыхания становится преградой на пути воды.

Ремонт капитальный

Для этого типа ремонта кровли характерна полноценная замена покрытия. Ремонт выполняют в следующей последовательности:

  • проводят демонтаж кровли. Для этого либо выкручивают саморезы, либо разгибают фальцы;
  • производят дефектовку снятого материала. Это позволит в некоторых случаях повторно использовать хорошо сохранившиеся куски, которые предварительно очищают и обрезают места крепления.

На заметку

Однако такие действия не всегда оправданы. Например, для материалов с полимерным покрытием он не подходит, так как цвет старых и новых листов, будет заметно отличаться.

  • демонтируют кровельный пирог;
  • инспектируют стропильную систему и в случае необходимости ремонтируют;
  • деревянные элементы конструкции обрабатывают антипиренами и антисептиптиками;
  • заново собирают кровельный пирог с учетом вентиляционных зазоров между слоями;
  • укладывают новое кровельного покрытие и восстанавливают систему водостока:
  • в завершение капитального ремонта монтируют необходимые аксессуары – ограждения, снегозадержатели и прочее.

Крыша гаража любого типа нуждается в своевременном ремонте, так как протечки и другие дефекты являются частым явлением при эксплуатации помещения. Перед началом ремонта определяются масштабы необходимого ремонта, подбираются материалы и осуществляется комплекс работ.

Ремонт при протечках в крыше гаража

В результате длительного воздействия климатических факторов любое строение теряет свои эксплуатационные характеристики, что способствует появлению в кровле трещин, протечек, деформации. Это свойственно крышам любого типа, и в каждом случае для ремонта используются определённые материалы, технологии и инструменты.

Протечки могут возникнуть и в зимнее время года из-за частичного оттаивания льда и скопления воды в месте перехода тёплой кровли в холодную

Для частичного или полного ремонта часто используются следующие материалы и инструменты, подбирающиеся в зависимости от типа крыши:

  • цементная смесь для бетонной стяжки;
  • битум или мастики на его основе;
  • рубероид, технониколь, гидроизол и другие рулонные материалы;
  • монтажная пена.

Как отремонтировать бетонную крышу гаража

Кровля из бетонных плит обычно обустраивается с небольшим уклоном в сторону противоположной от выезда из гаража стены. Это необходимо для обеспечения схода осадков и предотвращения скопления большого количества снега. Существуют и здания с плоской крышей, но в таких случаях важна тщательная гидроизоляция поверхности и обустройство отвода дождевой влаги.

Если кровля гаража имеет небольшой уклон, её нужно гидроизолировать особенно тщательно

Многолетняя эксплуатация гаражного бокса приводит к постепенному износу слоя гидроизоляции, нарушению герметичности швов и стыков плит. В результате этого возникают протечки и требуется ремонт. Чаще всего вода проникает в помещение через трещины в стыках. Для решения такой проблемы используют несколько эффективных методов, подбирающихся в зависимости от ситуации и состояния кровли. Встречаются следующие проблемы и пути их устранения:

  • на новой крыше из бетонных плит, не оснащённой гидроизоляцией, делают бетонную стяжку для выравнивания поверхности, что позволит предотвратить скопление влаги. После этого на высохшую поверхность наплавляют рубероид или наносят битумную мастику. Эффективна также жидкая резина. Этими материалами обрабатывают всю поверхность;

    Бетонная стяжка устраняет все неровности поверхности, которые могли бы стать причиной скопления воды

  • крышу, покрытую старым рубероидом, очищают от этого материала, находят трещины и замазывают их битумной мастикой. При необходимости можно обработать всю поверхность гидроизолирующим составом;

    Рубероид наплавляют с помощью газовой горелки с нахлёстом полотен друг на друга

  • практичным решением для старой или новой крыши гаража является грунтование бетонных плит с последующим нанесением рубероида. Для этого поверхность очищают от грязи и мусора, просушивают, тщательно обрабатывают битумной мастикой сначала одним слоем, а после его высыхания - вторым. Далее крепят наплавляемый рубероид с помощью горелки;

    Для лучшей герметизации поверхность кровли перед наплавлением можно обработать двумя слоями битумной мастики

  • нанесение жидкой резины - дорогостоящее, но эффективное мероприятие для устранения мелких трещин и гидроизоляции крыши из бетонных плит. Средство наносят методом распыления на всю крышу, но высокая стоимость материала делает его рентабельным лишь для обработки больших площадей.

    Жидкую резину обычно используют на крышах с большой площадю

Для применения любой из вышеперечисленных технологий ремонта потребуются следующие инструменты:

  • строительный уровень;
  • шпатели и жёсткие кисти;
  • правила разной длины для выравнивания жидкой резины;
  • промышленный фен или газовая горелка;
  • металлическая щётка;
  • мастерок.

Все инструменты должны быть надёжными и безопасными, а при распылении жидкой резины или наплавлении рубероида необходимо использовать средства индивидуальной защиты.

Видео: ремонт части бетонной крыши гаража

Ремонт металлической крыши гаража

Бетонный, кирпичный или металлический гараж может иметь кровлю из металла, но такой материал подвержен коррозии. В результате этого появляются ржавчина, трещины и щели, через которые в помещение поступает влага. Перед осуществлением ремонта следует определить расположение щелей и масштаб необходимых работ.

Металлическая крыша гаража чаще всего выполняется из листового металла толщиной 3–4 мм

Металлическая крыша может быть выполнена из листов металла, толщина которого составляет около 3–4 мм. Протечки образуются в разных местах, в зависимости от чего определяется метод проведения ремонтных работ. Основными являются следующие ситуации:

  • небольшие щели в области стыка крыши и стен можно заделать паклей. Металлическую поверхность стоит обработать гидроизолирующей краской или жидкой резиной для устранения мелких щелей. Все работы проводятся на сухой поверхности;

    Жидкая резина часто используется для гидроизоляции больших металлических кровель

  • на двускатной металлической крыше дыры могут образоваться в области стыка плоскостей. В таком случае максимально эффективен метод сварки, для чего требуется специальное оборудование, а также листы металла размером чуть больше дыры. Такие заплатки приваривают в местах образования трещин, устраняя протечки;

    Небольшие листы металла приваривают в местах появления трещин и сквозных отверстий

  • протечки в зоне стыка стен и металлической крыши можно нейтрализовать монтажной пеной, герметиками для наружных работ. Обработать всю крышу можно рулонными гидроизоляционными материалами.

    Заделать небольшие дефекты в крыше гаража из профнастила можно с помощью монтажной пены

Для устранения крупных дыр не подходят рулонные материалы, но оптимален метод сварки. Для предотвращения протечек на кровлю гаража стоит уложить рубероид, предварительно обработав поверхность битумной мастикой.

Видео: нанесение битумной мастики на металлическую крышу гаража

Как отремонтировать кровлю гаража из профнастила

Кирпичный, бетонный или металлический гараж может иметь крышу из профилированных листов. Форма кровли может быть двускатной или плоской с наклоном. В любом случае длительная эксплуатация, климатические условия способствуют появлению дыр, нарушению гидроизоляционного слоя. Стропильная система часто является основой крыши из профнастила и поэтому кровельное покрытие должно надёжно защищать помещение от протечек. При возникновении дефектов в профилированных листах осуществляется ремонт крыши.

Крыша из профнастила надёжно защищает гараж от осадков до тех пор, пока в ней не появятся дефекты, обусловленные длительной эксплуатацией

Основные этапы ремонта кровли из профнастила заключаются в следующем:


Видео: ремонт крыши из профнастила

Капитальный гараж с мягкой кровлей особенно подвержен протечкам и требует своевременного ремонта. Обусловлено это тем, что мягкое покрытие крыши не обладает высокими техническими характеристиками и длительным сроком службы. Мягкая кровля может быть деформирована в результате сильных климатических воздействий и механических повреждений.

При большом количестве дыр, трещин, протечек рекомендуется полная замена покрытия. Для этого удаляют старый слой материала с помощью топора или другого подходящего инструмента, а затем наносят новый. Такой метод подходит при замене мягкой кровли на более жёсткое покрытие.

Старое кровельное покрытие удаляют при помощи топора

Для частичного ремонта и устранения небольших протечек используют топор, нож, мастерок и шпатель. Технология работ выражена в следующем:

  1. Для частичного ремонта крыши гаража потребуется битумная мастика и рубероид. На повреждённом участке следует сделать крестообразный разрез, отогнуть края старого материала и внутрь нанести разогретый битум, а затем уложить кусок рубероида, размер которого соответствует отверстию.

    На внутреннюю поверхность повреждённого участка наносят битум и укладывают кусок рубероида

  2. После укладки такой внутренней заплатки наносят слой битумной мастики, а далее прижимают отогнутые края материала. Затем вырезают внешнюю заплатку, размер которой должен быть больше разреза на 15–20 см.
  3. Заплатку фиксируют с помощью битумной мастики, края также промазывают этим составом, а сверху посыпают песком.

    Внешняя заплата должна быть на 15–20 см длиннее и шире повреждённого участка

Если мягкая кровля гаража покрыта сетью мелких трещин, образующих протечки, то лучше всего обработать всю кровлю полностью битумной мастикой или жидкой резиной. Первый состав наносится кистью в несколько слоёв после высыхания каждого предыдущего, а жидкая резина наносится методом распыления.

Видео: ремонт мягкой кровли гаража

Материалы для ремонта

Существуют несколько основных универсальных видов материалов для защиты крыши от протечек. Они обладают сроком службы более 10 лет, прочностью и устойчивостью к механическим воздействиям. Такие свойства характерны для рулонных и обмазочных вариантов гидроизоляции, которые оптимальны для гаража.

Для перекрытия гаража часто используют современные рулонные кровельные материалы

Применение рулонных материалов «Технониколь» для ремонта крыши

«Технониколь» представляет собой рулонный материал для гидроизоляции кровель различного типа. Структура полотна состоит из нескольких слоёв, а нижний слой представляет собой битум, который при монтаже расплавляется и обеспечивает тщательную фиксацию полотна. Такой материал оптимален для бетонной кровли, но возможно его применение и на деревянной крыше со сплошной обрешёткой.

Рулонное покрытие «Технониколь» состоит из нескольких слоёв, самым нижним из которых является битумный

Методика применения этого материала на бетонной крыше требует выполнения следующих действий:

  1. Поверхность очищают от пыли и грязи, просушивают и выравнивают бетонной стяжкой. После высыхания выравнивающего слоя можно продолжить работы.

    Перед началом работ с крыши нужно удалить грязь и старое покрытие

  2. На крышу наносят битумный праймер, необходимый для улучшения адгезии материала с поверхностью кровли и дожидаются высыхания состава. Далее раскатывают небольшую часть рулона от угла крыши и с помощью газовой горелки или строительного фена прогревают нижнюю часть полотна, раскатывая рулон по мере необходимости.

    При монтаже на скатных крышах следует использовать страховочные тросы

  3. После монтажа каждую полосу прикатывают валиком. Это необходимо для лучшего прилегания материала к поверхности. Каждую последующую полосу нужно укладывать с нахлестом около 8 см на предыдущую. Таким образом полотна монтируют в два-три слоя. В области парапетов нижний слой поднимают на 25 см, а верхний - на 5 см. Все области примыкания изолируют специальной битумной лентой.

Видео: монтаж покрытия «Технониколь»

Покрытие «Гидроизол» для кровли гаража

Часто для гидроизоляции и профилактики протечек крыши гаража используют битумно-полимерный состав «Гидроизол». Он не требует разогрева перед применением, легко устраняет щели и маленькие трещины в поверхности. После высыхания получается цельное покрытие, которое имеет срок службы в десятки лет и выдерживает интенсивные климатические воздействия. С помощью «Гидроизола» можно не только полностью обработать поверхность, но и заполнить небольшие щели и трещины, устранить дыры в рубероиде, обработать козырьки и другие области крыши гаража.

Жидкий «Гидроизол» выпускается в ёмкостях разного объёма

Технология работы с жидким «Гидроизолом» имеет следующие особенности:

  1. Поверхность бетонной или деревянной крыши очищают от пыли и грязи, что способствует усилению адгезии состава.
  2. Чистую поверхность прогрунтовывают праймером на основе «Гидроизола» и дают высохнуть в течение 3 часов.
  3. Перед применением состав следует разбавить растворителем «Сольвент» в пропорции 1:10.
  4. Средство можно наносить на поверхность с помощью валика, кисти и других малярных инструментов.

После обработки поверхность не пропускает влагу, поэтому «Гидроизол» широко востребован для гидроизоляции

Рулонный материал «Гидроизол» позволяет полностью обработать крышу гаража и обеспечить надёжную защиту от протечек. Материал представляет собой полотно, свёрнутое в рулон. Высокая прочность, простой монтаж, длительный срок службы и устойчивость к влаге делают «Гидроизол» востребованным и эффективным для деревянных или бетонных крыш и металлических покрытий.

Рулонный материал «Гидроизол» состоит из битумно-полимерного связующего, армированного стеклотканью и обработанного сверху специальной крупнозернистой посыпкой

Основные этапы применения рулонного материала:

  1. Сначала очищают поверхность, делают бетонную стяжку на плитной кровле и просушивают её.
  2. При механическом монтаже полотна на скатной кровле материал раскатывают по низу крыши и фиксируют скобами и степлером. Последующие листы укладывают с нахлёстом около 10 см на нижние, а стыки промазывают битумной мастикой.
  3. Горячий способ монтажа оптимален для плоских кровель и осуществляется по методике крепления гидроизоляции «Технониколь». Рулон постепенно раскатывают по поверхности, прогревают нижнюю часть полотна, прижимая его валиком.

Видео: ремонт крыши из профнастила жидким «Гидроизолом»

Ремонт с помощью рубероида

Рубероид часто используют для обновления гидроизоляционного слоя крыши без демонтажа старого покрытия. С помощью такого материала можно защитить от протечек как деревянную крышу со сплошной обрешёткой, так и плитную бетонную кровлю гаража. При этом всё же рекомендуется удалять старые слои рубероида перед монтажом нового полотна, что обеспечит хорошую защиту кровли от влаги.

Рубероид с битумным слоем часто используется для гидроизоляции крыши

Методика обработки крыши с помощью рубероида заключается в следующем:

  1. Крышу очищают от пыли и грязи. С помощью монтажной пены, кровельной мастики или цементного состава заделывают все имеющиеся щели.
  2. За день до монтажа рулоны рубероида нужно раскатать и дать им отлежаться. При отсутствии достаточного для раскладки пространства можно просто перемотать материал в обратную сторону.
  3. Поверхность крыши следует прогрунтовать. Для этого используют один из вариантов составов:
  4. С нижнего края крыши начинают укладку подкладочного рубероида с нахлёстом листов в 10–15 см. Крепление осуществляется с помощью битума или мастики. Необходимо не менее 2 слоёв подкладочного материала, края которого подворачивают под карниз кровли и фиксируют шиферными гвоздями.
  5. Верхний слой создают из рубероида с грубой песчаной присыпкой. Полотна фиксируют с нахлёстом, промазывая все стыки мастикой.

    Для верхнего слоя мягкой кровли используется рубероид с песочной посыпкой

Видео: рубероид на крыше гаража

Ремонт крыши гаража мастикой

Производители гидроизоляционных материалов представляют широкий спектр кровельных мастик для обустройства крыш разного типа. Такие средства представляют собой вязкие составы на основе полимеров, битума, резины, дёгтя, бутилкаучука. Жидкие составы позволяют устранить мелкие протечки в бетонных, деревянных, металлических крышах. Их применение заключается в простом нанесении средства на чистую и сухую поверхность с помощью кисти или валика. Возможна как полная обработка крыши, так и точечное нанесение в несколько слоёв после высыхания каждого предыдущего.

Мастики представлены в ассортименте разных производителей

Гидроизолирующие мастики часто служат основой для укладки рулонных материалов. Таким образом обеспечивается максимальная защита крыши от протечек, чтобы ремонт не потребовался долгое время. Возможно применение мастик в качестве самостоятельной гидроизоляции, но обязательно в несколько слоёв.

Видео: применение мастики для гидроизоляции кровли

Ремонт с помощью битума

Классический и простой материал - битум - востребован для ремонта бетонных крыш. Средство представлено в виде твёрдых прямоугольных блоков чёрного цвета. Материал необходимо поместить в металлическую ёмкость и нагреть до температуры 120 °C. Расплавленный состав очень быстро застывает, но тщательно устраняет все щели. Поэтому для применения средства требуются навыки и сноровка. Рекомендуется расплавлять материал небольшими порциями, заливая трещины по очереди. Если обрабатывается вся кровля полностью, то жидкость распределяют по поверхности Т-образной длинной палкой.

Твёрдый битум необходимо разогреть перед применением

Видео: приготовление горячей битумной мастики

Как устранить протечку в крыше изнутри гаража

Небольшие протечки в крыше или в области стыка кровли со стеной иногда можно устранить изнутри гаража. Для этого нужно осмотреть проблемную область, определить размер щели. Трещины до 1 см в ширину можно заделать монтажной пеной. Предварительно стоит просушить место протечки строительным феном или другим подходящим способом.

Монтажной пеной можно легко заделать небольшие трещины

Если размер щели более 1 см в ширину, то стоит использовать цементный состав. На просушенную поверхность средство укладывают с помощью шпателя. Возможно нанесение нескольких слоёв после высыхания каждого предыдущего. Такие способы актуальны для ремонта бетонной крыши гаража. Устранить протечки в металлической кровле возможно сваркой или укладкой гидроизоляции снаружи. Если покрытие мягкое, то можно применять и монтажную пену, но лучше всего отремонтировать крышу снаружи.

Протечки возникают на любых видах крыш гаражей и требуют устранения причин. Современный выбор материалов, отличающихся простым применением, позволяет легко отремонтировать крышу своими руками, не меняя старое покрытие на новое.

Лет 20–30 тому назад шифер считался самым надежным и был наиболее распространенным кровельным материалом. В настоящее время во многих странах использование такой кровли запрещено из-за наличия в нем канцерогенных веществ. Спорить с наукой сложно, но люди в таких домах жили и живут многие десятилетия, при этом никакого вреда здоровью не ощущают.

Среди главных достоинств шифера можно отметить долговечность и относительно невысокую стоимость. Срок эксплуатации шифера при соблюдении правил обустройства стропильной системы не менее 50-ти лет.

Масса восьмиволнового листа 40/150 при площади 1,6 м2 составляет 26,1 кг, семиволнового – 23,2 кг

Причины нарушения герметичности шиферной кровли

Как и любой строительный материал, шиферные кровли со временем теряют свои первоначальные свойства. Их приходится полностью менять или ремонтироваться.

По каким причинам на шиферной крыше появляются протечки?

Причины протечки Краткое описание
В зависимости от вида один лист шифера весит 23–35 кг, если площадь крыши 100 м2, то стропильная система должна выдерживать примерно две тонны веса. Кроме нагрузки от шифера, действуют и значительные усилия снежного покрова. Особенно весной, когда снег впитывает много влаги. Если расчеты сделаны неправильно или во время строительства были допущены ошибки, но несущие элементы прогибаются, шифер трескается.
Чаще всего шифер повреждается градом, иногда подрывается ураганными порывами ветра. Есть случаи, когда шифер дает трещины во время монтажа на крыше различных инженерных коммуникаций – покрытие не выдерживает вес монтажников.
Примерно через 20–30 лет на поверхности шифера начинают произрастать мхи. Их корневая система проникает внутрь материала и постепенно его разрушает.
Если шиферные гвозди забиваются неправильно, то есть вероятность его растрескивания. Еще одна ошибка – гвозди не попадают в обрешетку, листы не зафиксированы по правилам, во время ветра они немного поднимаются и вибрируют. Такие движения также становятся причиной образования трещин.

В зависимости от причины изменяется характер и размер трещины, при выборе материалов и технологий ремонта нужно учитывать эти факторы.

Чем быстрее будут устранены протечки, тем меньше негативных последствий придется в дальнейшем ликвидировать. В статье мы рассмотрим несколько самых простых и довольно эффективных способов ремонта шиферной крыши.

Важно. Ремонт крыши делается на большой высоте, никогда не нарушайте правила техники безопасности, не работайте без страховки и специальных приспособлений.

Если нужно ремонтировать очень старый шифер, то ходить по нему в обуви с твердой подошвой запрещается, листы уже не могут выдерживать такие нагрузки. Нужно заготовить специальную лестницу или площадку, в противном случае вместо ремонта одной протечки можно испортить несколько листов. Иногда они уже не поддаются ремонту, приходится полностью менять. Но здесь возникнет проблема. Стандарты шиферных листов за последние десятилетия претерпели существенные изменения, подобрать новый шифер с такими же линейными размерами и параметрами волн почти невозможно.

Ремонт шиферной крыши при помощи мягкого рулонного покрытия

Это один из самых простых и надежных способов восстановления герметичности шиферной крыши. Современные кровельные рулонные материалы изготавливаются на основе модифицированного битума, который не боится не только перепадов температур от плюсовых к минусовым, но и очень устойчив к жесткому ультрафиолетовому облучению. А именно оно является главным врагом битума, под воздействием УФ-лучей он теряет пластичность, трескается и дает протечки. Модифицированный битум не изменяет первоначальных характеристик в течение двадцати лет, этого времени вполне достаточно для отремонтированной шиферной кровли.

Для проведения работ надо иметь кусок мягкой кровли соответствующего размера, газовый баллончик с горелкой и острый монтажный нож.

Практический совет. Трещины бывают в верхней и нижней части шиферной волны. Если они в верхней части, то можно не ремонтировать, протечек из-за них нет. Наоборот, во время ремонта можно еще больше повредить листы.

Шаг 1. Очистите прилегающую к повреждениям поверхность шифера от пыли и грязи. Рекомендуется пользоваться металлической щеткой, она уберет тонкий верхний слой шифера. Этот тонкий слой уже начал терять прочность, лучше его удалить, заплатка будет намного крепче держаться.

Шаг 2. С учетом размеров проблемного места отрежьте кусок мягкой кровли. Конкретная марка не имеет значения, в настоящее время отечественные производители кровельных материалов используют импортный битум, а это гарантирует высокое качество. Размер заплатки должен примерно на пять сантиметров превышать параметры дырки.

Заплатка. Материал «Техноэласт» от «Технониколь»

Шаг 3. Разогрейте горелкой шифер вокруг пробоины, это улучшит адгезию материалов и удалит влагу.

Шаг 4. Нагрейте мягкую кровлю. Греть надо до тех пор, пока битум не станет жидким по всей поверхности. Важно не перегревать его, из-за очень высокой температуры он может закипеть или воспламениться.

Шаг 5. Быстро уложите заплатку на свое место и сильно прижмите. Прижимать можно руками, но обязательно в рукавицах.

Попробуйте его на отрыв, если приклеивание слабое, то приподнимите край и повторно грейте заплатку и шифер, по мере готовности прижимайте.

Важно. Самое большое внимание уделяйте месту примыкания верхней части заплатки, именно здесь могут появляться повторные протечки. Не спешите, работайте очень внимательно и аккуратно.

Мягкая кровля должна точно повторять рельеф поверхности листов. Они имеют небольшие желобки, битум должен заполнить их по всей глубине. Если температура нагрева правильная, то по периметру заплатки должен немного выдавливаться битум. Такая заплатка может стоять несколько лет, точное время зависит от вашего профессионализма.

Заплатка на шиферной крыше

Цены на различные виды газовых горелок и паяльных ламп

Газовые горелки и паяльные лампы

Ремонт шиферной крыши мастикой

Это метод не требует нагрева, что считается одним из преимуществ. Для ремонта понадобится резино-битумная мастика, кисточка и полимерная сетка.

Шаг 1. Тщательно очистите место протечки, желательно пользоваться металлической щеткой. Шиферную пыль потом надо сдуть или убрать чистой малярной кисточкой.

Шаг 2. Отрежьте кусок пластиковой сетки, уложите ее на трещину. Намажьте первым слоем мастики. Работайте аккуратно, тщательно втирайте мастику в поверхность шифера. Помните, что именно от степени адгезии первого слоя во многом зависит надежность и долговечность заплатки.

Шаг 3. Дайте время для полимеризации мастики, в зависимости от погоды и вида материала для этого понадобится 3–4 часа.

Шаг 4. После того как первый слой полностью высох, можно наносить второй слой. Технология работ ничем не отличается от вышеописанной.

Важно. Размеры мастики по периметру второго слоя должны на 1–2 см превышать размеры первого, это позволит повысить герметичность верхнего самого проблемного стыка заплатки и шифера. Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать.

Профессионалы советуют последний слой мастики накрывать плотной тканью для защиты материала от ультрафиолетовых лучей. Это дает возможность улучшить условия эксплуатации мастики и, соответственно, увеличить время эксплуатации кровельного покрытия.

Цены на битумную мастику

Битумная мастика

Холодная сварка трещин

Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.

Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.

Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»

Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.

Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.

Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.

Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.

Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.

Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.

Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.

Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.

Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.

Ремонт шифера пенопластом

Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.


Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.

Заплатка делается следующим способом.

Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.

Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.

Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.

Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.

На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.

Как быстро отремонтировать шиферную крышу после града

Ситуации встречаются нечасто, но приносят много проблем. Шиферная крыша не просто протекает, а течет как решето. Нужно немедленно принимать меры, в противном случае придется ремонтировать все внутренние помещения, а это в разы увеличивает стоимость. Еще одна проблема – град падает в летний и осенний период, а это время дождей. Полностью менять кровлю в дожди нереально.

Предлагаемый нами ремонт позволяет немедленно устранить большое количество дыр в шифере и спокойно дожидаться хорошей погоды для капитального ремонта крыши зданий. Если это недорогая пристройка, то после ремонта она может ожидать своей очереди несколько лет, заплатки обеспечат герметичность все это время. И еще один плюс метода – первый этап ремонта можно делать с чердачного помещения.

Дыры заделываются силиконовой замазкой или уплотнителем и гофрокартоном. Гофрокартон хорошо гнется вдоль линий гофры и неплохо держит нагрузку на изгиб поперек нее. Кроме того, этот материал всегда есть под рукой и почти ничего не стоит.

Как спасать дом после града?

Шаг 1. Поднимитесь на чердак для приблизительной оценки величины убытка и ревизии состояния шиферных листов. Как мы уже упоминали, при повреждении градом количество пробоин насчитывается десятками. В соответствии с объемом подготовьте материалы.

Шаг 2. Из гофрокартона вырежьте заплатки. Нет надобности терять время на примерку каждого отверстия, ориентируйтесь на самое большое. Тем более что времени для ремонта немного, все надо завершить в кратчайшие сроки. Вначале следует заделывать отверстия только на нижних волнах шифера. Верхние волны почти не дают протечек.

Шаг 3. Любой щеткой удалите с шифера пыль. Со стороны чердака листы намного чище, чем снаружи, подготовить место заклеивания намного проще и быстрее. Рекомендуем сразу подготовить все пробоины, так будет намного быстрее, чем каждую по отдельности заклеивать и очищать.

Шаг 4. Выдавите на заплатку силикон, выдавливайте его зигзагообразно, а потом пальцем размажьте примерно равномерным слоем по всей поверхности гофрокартона. Нужно иметь в виду, что силикон прочно приклеивается к коже, работайте в одноразовых медицинских перчатках или используйте иную защиту кожи.

Выдавливание на заплатку силикона

Важно. Не оставляйте пропусков, бумага боится влаги, силикон должен надежно ее защищать.

Шаг 5. Сразу плотно приклейте заплатку на место, следите, чтобы она легла точно по профилю изгиба листа.

Приклеивание заплатки на ее место

Шаг 6. Еще раз пройдитесь силиконом по периметру заплатки, пальцем выровняйте силикон, прилегание должно быть герметичным.

Шаг 7. Защитите от влаги обратную сторону гофрокартона. Вышеописанным способом промажьте ее силиконом.

На этом первые аварийные ремонтные работы завершены. В таком состоянии кровля может находиться несколько месяцев и ожидать полной замены. Если быстро заменить листы невозможно и крыша останется в таком состоянии на зиму, то нужно принять меры по упрочнению заплаток . Работы выполняются уже снаружи. Как именно?

Шаг 1. Металлической щеткой очистите место вокруг дыры. Работайте внимательно, не повредите уже установленную снизу заплатку.

Очистка шифера щеткой и макловицей

Шаг 2 . Мягкой кисточкой удалите пыль, особенно из заплатки. Чем чище поверхность, тем надежнее будет ремонт.

Шаг 3. Купите бутылку растворителя (можно пользоваться уайт-спиритом), наденьте на нее пульверизатор намочите поверхность заплатки и поверхность шифера вокруг нее.

Растворитель не только обезжирит шифер, но и уничтожит все произрастающие на нем микроорганизмы. За счет этого повышается прочность приклеивание, существенно увеличивается надежность ремонта шифера. Во время работы с растворителями соблюдайте правила техники безопасности – жидкость взрывоопасна, испарения ядовиты. Защищайте органы дыхания индивидуальными защитными средствами.

Шаг 4. Нанесите по всей площади заплатки герметик, особенно тщательно по периметру отверстия. Желательно, чтобы толщина герметика была немного больше толщины шифера, за счет такого приема вода не будет застаиваться на заплатке. Но это необязательное условие, принимайте решение с учетом того, на какой период примерно рассчитываете и сколько есть герметика.

Важно. Обязательно некоторое количество герметика должно быть на поверхности шифера по периметру дырки. В верхней части рекомендуется сделать небольшой бугорок, он будет отводить воду по сторонам заплатки.

Шаг 5. Выровняйте поверхность герметика, проверьте качество замазки. Для того чтобы герметик не приклеивался к рукам, периодически смачивайте их мыльной водой. Можно взять немного средства для мытья посуды и развести его водой.

При желании всю крышу можно отремонтировать за 4–5 часов. Если все сделать правильно, то можно спокойно перезимовать, а на следующий год принимать окончательное решение с ремонтом крыши. Старый поврежденный шифер, конечно, придется менять. А какой кровельный материал использовать вместо него – дело лично каждого владельца строения.

Цены на полиуретановый герметик

Полиуретановый герметик

Видео – Ремонт шиферной крыши

Многие домовладельцы не понаслышке знают, что такое ремонт. Новый ремонт по отделке, если вы только построили свое семейное гнездышко, или капитальный ремонт готового жилья, с подобными работами сталкиваются все. Эти работы планируются заблаговременно, и каждый домовладелец может заранее подготовить бюджет на эти работы. Однако, к сожалению, домовладельцы часто сталкиваются и с другим видом ремонтных работ. Это самый неприятный вид ремонта, потому что он не запланирован, расходы на этот ремонт неожиданны и потому неприятны. Причины неожиданного ремонта могут быть самыми разными, но корень всех причин, как показывает практика, всегда один - некачественно выполненные работы. Причем неважно, будь то новое строительство или капитальный ремонт.

Целью данной статьи является раскрытие причин, по которым домовладельцы платят двойную цену, столкнувшись с неожиданным ремонтом, и проинформировать тех домовладельцев, кто только планирует строительство кровли, тем самым помочь им избежать незапланированных трат.

Для того, чтобы детально разобрать причины незапланированного ремонта кровли, необходимо понять, из чего состоит кровля и так называемый кровельный «пирог». Кровельный «пирог» состоит из несущей конструкции, так называемых стропил, системы обрешеток, гидро-тепло-пароизоляции, основания под кровлю (основание может быть сплошным или шаговым, в зависимости от типа покрытия) и самого финишного покрытия. Основные материалы для финишного покрытия, которые наиболее популярны в России - это металлочерепица, битумная черепица и фальцевая кровля из листового металла (сталь, алюминий, цинк-титан, медь). Причины кровельных проблем мы будем рассматривать в разрезе именно этих материалов.

Причинами незапланированного ремонта кровель являются ошибки, допущенные при строительстве или еще на этапе проектирования, которые незаметны сразу, но от этого их последствия не менее печальны. Например, вам сделали кровлю летом, вы ее приняли, рассчитались со строителями, прошли осенние дожди, кровля не течет, все казалось бы очень хорошо. Но вдруг зимой вы обнаруживаете на потолке мокрые пятна! Как же такое возможно, восклицает домовладелец. Вы в недоумении, ведь осенью были хорошие проливные дожди и ничего не текло!

Что же делать? Вы звоните строителям. Если кровлю вам делала строительная фирма, то вам не откажут в выезде для определения причин, если конечно проблема возникла в гарантийный период. Если кровлю делала обычная бригада, то может возникнуть проблема с нахождением этой самой бригады. Даже если у вас не закончился гарантийный период и к вам приехали строители для устранения проблем, это вовсе не значит, что проблему вам решат и решат бесплатно. Наверняка возникнут спорные вопросы о причинах возникновения проблемы и не менее жаркий спор о возложении ответственности на противоположную сторону. Как правило, все это приводит к назначению соответствующей независимой экспертизы, а это дополнительная трата времени, денег и невосстанавливаемых нервных клеток. К сожалению, зачастую последствия от протечки имеют разрушительный характер и распространяются на внутреннюю отделку, мебель, технику. Зафиксированы случаи падения тяжелых элементов лепнины, декора, штукатурки на людей. Об испорченной мебели, полов, оклеенных обоев упоминать не приходится.

Попробуем перечислить причины проблем с кровлей по степени их, нет не важности, а повторяемости или частоты идентичных жалоб.

Причиной протечек кровли зимой является потеря тепла и, соответственно, образование конденсата, избыток которого оказывается тем самым мокрым пятном на потолке. К сожалению, подобные ситуации встречаются очень часто и связаны они с нарушением технологии устройства паро-теплоизоляции. Утеплитель, а затем и деревянные конструкции кровли накапливают избыток влаги, происходит гниение древесины с потерей несущей способности и дальнейшим разрушением.

Фото тепловизионного обследования. Желтый цвет - это ни что иное, как уходящее тепло.

Чаще всего строители не проклеивают пароизоляционную пленку между собой двухсторонним скотчем, не проклеивают в местах сопряжения со стенами и другими строительными конструкциями или проклеивают некачественно, поэтому теплый воздух из помещения свободно проходит в кровельный «пирог», что приводит к образованию точки росы в теле утеплителя. Точка росы - это температура, при которой выпадает конденсат (влага из воздуха превращается в воду). А вода в кровельном «пироге» это, как мы с вами выяснили, лишний и крайне нежелательный элемент.

Также строители могут не везде уложить плиты утеплителя или не в шахматном порядке, поэтому образуются мостики холода, по которым и происходит потеря тепла, впрочем, название говорит само за себя. Незнание или несоблюдение технологий строительства приводит к печальным последствиям с существенными финансовыми затратами. Это как нарушение закона, как говорится «Dura lex sed lex».

Наличие теплоизоляции и воздушного вентиляционного зазора увеличивает теплоустойчивость кровли, уменьшает амплитуду колебаний температуры ее внутренней поверхности, что способствует повышению комфортности микроклимата помещения, снижая нагрузку на системы обогрева и кондиционирования воздуха. Экономия электроэнергии при этом достигает до 30%. Кроме того теплоизоляционный слой улучшает показатель звукоизоляции до +15дБ. Звукоизоляция кровли.

Недостаточная вентиляция подкровельного пространства также является распространенной причиной возможных проблем с кровлей. Одним из условий правильного выполнения современной кровли является вентиляция подкровельного пространства при утепленной кровле. Правильно произведенный расчет суммарного сечения вентиляционных продухов обеспечит вынос паров воды из «пирога» утепления, удаление избытка теплого воздуха при возможной потере тепла через слой утепления. Методика расчета сечения продухов при вентиляции подкровельного пространства определяет суммарную величину продухов равной 1/300 до 1/150 от площади пола мансардного помещения. Половина этого сечения - карнизный продух, а вторая половина коньковые продухи. Физика воздушного зазора, как важнейшего элемента кровельной системы, позволяет водяному пару свободно диффундировать в наружный воздух. Таким образом, принцип работы вентиляции подкровельного пространства основан на определенных физических процессах, которые позволяют выводить лишнюю, в том числе остаточную влагу в конструкциях через систему продухов.

Строители могут вообще не выполнить вентиляцию подкровельного пространства, умышленно, по незнанию или вследствие проектной ошибки, но факт остается фактом - эта проблема встречается очень часто. И выход из подобного положения только один - практически полная переборка кровли с устройством системы вентиляции. Вентиляция подкровельного пространства, как элемент всей системы кровельного «пирога», незаслуженно недооценивают из-за того, что воздушный зазор не имеет привычной ценности, его нельзя пощупать, выбрать цвет, фасон, показать соседям. Однако задача, которую выполняет воздушный зазор в общей системе, очень важна и главная его функция - это вывод конденсата.

Целью данной статьи является не только желание доказать домовладельцам экономический ущерб от ложной экономии, но на примере показать, что в строительстве кровли существует много нюансов, требующих профессионального подхода. Ведь, например, когда человек заболевает, он не обращается к сомнительным лекарям, а идет на прием к дипломированному врачу с большим опытом и желательно с рекомендациями. Рассмотрим один конкретный пример.

Очень часто домовладельцы обращаются со следующим вопросом: «Какой утеплитель лучше купить?» И сами начинают перечислять торговые марки, показывая свою «профессиональную» осведомленность и даже некий опыт в строительстве. На что мы всегда отвечаем, что главное требование к утеплителю это не бренд, не название, а его плотность. И в вопросе теплоизоляции, в первую очередь необходимо бОльшее внимание уделить качеству пароизоляционных и гидроизоляционных пленок. Ведь если раскошелиться на самый дорогой утеплитель и при этом купить дешевые пароизоляционные пленки, то этот самый дорогой утеплитель потеряет свои качества. Главная задача пароизоляционной пленки состоит в изоляции, т.е. недопущении проникновения пара в утеплитель, а задача гидроизоляционной пленки защищать утеплитель сверху, от проникновения уже атмосферных осадков и конденсата. Если данные пленки не справляются с поставленными задачами, то утеплитель набирает влагу и теряет свои свойства, промерзает и происходит потеря тепла со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, утеплитель должен быть надежно защищен со всех сторон от проникновения влаги в любом ее проявлении. Впрочем, как мы уже выяснили из данной статьи, неквалифицированный монтаж и халатное отношение к труду могут испортить любой материал.

Кроме проблем с тепло-, паро-, гидроизоляцией, т.е. внутренней части кровельного «пирога», существуют и проблемы связанные с особенностями уже материала самой кровли, т.е. финишного покрытия.
Наиболее распространенные проблемы кровель с металлочерепицей связаны со сложными и ответственными местами, как и на любой кровле - это примыкания, ендовы, обход труб. В силу особенности самого материала, металлочерепица имеет выраженный профиль, выполнение ответственных узлов стандартными, «заводскими» решениями не всегда удается. Поэтому, возможно, а в некоторых случаях просто необходимо совмещать технологии, например, как в случае с металлочерепицей, фальцевую технику или наплавляемый рулонный кровельный материал. Зачастую не соблюдаются и «прописные истины», так, например, согласно требованиям СНиП 2-26-76 актуализированной версии СП 17.13330.2011г., на уклонах кровли из металлочерепицы менее 20% необходимо устройство сплошного водоизоляционного слоя. Водоотводящие желоба (ендовы) должны быть уложены на сплошное основание с обязательной герметизацией продольных и поперечных стыков. Примыкание к вертикальным строительным конструкциям (трубам) должно быть выполнено на высоту не менее 25 см.

Для битумной черепицы наиболее распространенной проблемой является несоблюдение дополнительных мер гидроизоляции при малых уклонах кровли, когда функция гидроизоляции самой черепицы стремится к нулю и черепица при малом уклоне кровли является лишь декоративным элементом. Надо помнить, что черепица является всего лишь видимым покрытием многослойной кровельной системы, которая будет надежно служить только в том случае, если все ее составляющие смонтированы правильно. Очень часто при монтаже битумной черепицы строители применяют слишком много клея, который в жаркую летнюю пору растекается, уродуя внешний вид кровли.

По ремонту фальцевой кровли к нам обращаются в большинстве случаев из-за несоблюдения, точнее, непринятия в расчет фактора линейного расширения металла. Любой металл подвержен линейным температурным деформациям. Линейная деформация варьируется в зависимости от каждого конкретного материала, будь то медь, цинк-титан, алюминий, сталь, и от времени года и суток. При монтаже необходимо учитывать линейное расширение и принимать соответствующие конструктивные меры. Например, при монтаже фальцевой кровли из меди применяют специальные крепежные элементы, которые компенсируют линейное расширение меди и снимают напряжение металла за счет подвижной части кляймера. Если строители во время монтажа не приняли во внимание линейное расширение металла, то металл в местах наибольшего напряжения может попросту порваться. Другой часто встречающейся проблемой является несоблюдение гальванических пар. Из курса школьной физики все мы знаем о гальванических парах, создаваемых различными материалами при непосредственном контакте. Пара металлов образует гальванический элемент («батарею»), где металл с меньшим потенциалом служит анодом, а другой катодом. Анод растворяется, т. е. коррозирует. Так, например, медь при контакте с непарным материалом проявляет химическую агрессию с последующим разрушением последнего. В качестве крепежных элементов непосредственно контактируемых с медью необходимо использовать только медь или нержавеющую сталь.

Приводим выдержку из реального акта обследования фальцевой кровли (фото к данному акту см. ниже).

«В результате осмотра кровли были обнаружены следующие проектные и (или) монтажные ошибки, связанные с устройством примыканий и системы снегозадержания:

Последствия: течь воды через сквозные отверстия от крепления саморезами, течь воды сквозь соединения внахлест и через швы, обработанные силиконом. Кроме того, в некоторых местах применены саморезы из черного, оцинкованного металла, которые при вступлении в контакт с медью образуют гальваническую пару.

Рекомендации. Необходимо демонтировать существующие примыкания и выполнить их в соответствии с технологиями, а именно: соединение меди выполнить в технике фальца, в необходимых местах произвести пайку соединений, в качестве крепежных элементов использовать только медь и/или нержавеющую сталь. Необходимо демонтировать систему снегозадержания и установить её с помощью специальных саморезов с проставками с креплением в обрешетку для передачи снеговых нагрузок. Сквозные отверстия запаять.»

Поэтому, в очередной раз, пытаясь уберечь домовладельцев от подобных проблем, акцентируем внимание на важности выбора профессионального и добросовестного подрядчика, который не только знает технологии строительства и особенности материалов, но и ответственно относится к качеству собственного труда.

Очень важно доверять строительство кровли высококлассным специалистам. Да, изначально, при выборе подрядчика стоимость работ является одним из решающих факторов, но как мы уже выяснили из данной статьи, в конечном итоге плата за первоначальную экономию оказывается гораздо выше стоимости квалифицированного труда.

Прохудившаяся крыша с признаками протечек не повод для уныния и подсчета предстоящих расходов на капитальную реконструкцию. Расслабляться тоже не стоит, ведь последствия даже незначительного дефекта могут вылиться во внушительную порчу отделки дома и имущества. Сырость – враг деревянной стропильной системы и проходящей по чердаку электропроводки, соседство влаги с которой реально опасно.

Потому при первых проявлениях намокания стен и потолка нужно немедленно принимать меры по их устранению. В ряде «текущих» случаев ремонт кровли владелец дома может с успехом провести собственноручно.

Протечки – явный признак нарушения в работе кровельной системы. Это характерный показатель возникновения аварийной ситуации вне зависимости от степени намокания строительных конструкций.

Нельзя оставлять без хозяйского внимания даже незначительную течь, которая со временем обязательно увеличится. Бороться с дефектами кровли надо своевременно.

Предпосылки для капитального ремонта

Перечень причин протекания крыши довольно обширен. Есть в нем предпосылки и для капитальных переделок, и для вполне доступного домашнему мастеру косметического ремонта. Капитальное восстановление желательно доверить строительной организации. Оно потребуется, если выявятся ошибки в проектировании и брак кровельной конструкции, такие как:

  • Неправильно подобранное кровельное покрытие, несоответствующее типу крыши и крутизне скатов.
  • Ошибки в расположении слоев кровельного пирога и в подборе материалов для его сооружения.
  • Неверный расчет шага стропильных ног, промахи в устройстве обрешетки.
  • Отсутствие карнизных флюгарок, карнизных продух, недостаточная вентиляция в зоне конька.
  • Нарушения технологии крепления кровельного покрытия, исправить которые невозможно в ходе текущего ремонта.
  • Ощутимые оплошности в обустройстве примыканий и мест пересечения крыши трубами и прочими коммуникациями.
  • Неграмотно спроектированная водосточная система, не обеспечивающая полноценный сток воды.

К факторам, сигнализирующим о необходимости капитального вмешательства, относится также применение некачественных материалов и крепежа, вызванное чаще всего банальным желанием сэкономить.

Причиной кровельных протечек могут быть огрехи не только проекта крыши, но и дома в целом. Неучтенные подвижки фундамента или естественной нестабильности деревянных стен, например, могут вызвать перекос кровельной конструкции. Как следствие, нарушение герметичности соединений, смещение узлов, появление трещин, разрыв и разрушение кровельного материала.

Сфера текущих ремонтных операций

Кроме серьезных ошибок в проектировке есть стандартные причины течи, устранить которые сможет косметический ремонт кровли: крыши ведь надо постоянно обслуживать по аналогии со всеми строительными конструкциями. Для этого необязательно обращаться к строителям или быть кровельщиком «с рождения». Можно справиться самостоятельно, если предстоит всего лишь:

  • Замена поврежденного участка или детали кровельного покрытия.
  • Восстановление герметичности соединения элементов кровельной конструкции.
  • Наложение заплаток на прохудившиеся места в покрытии или в гидроизоляции.
  • Замена износившегося или некачественного крепежа.
  • Ремонт водостоков.

Домашнему мастеру под силу устранение незначительных дефектов битумных и полимерных рулонных кровельных материалов. Вполне доступны простейшие операции по восстановлению крыш, покрытых листовым металлом и металлочерепицей. Особых затруднений не вызовет собственноручный ремонт черепичной и шиферной кровли, если знать технологические тонкости работы с перечисленными видами покрытий. Немаловажным обстоятельством является точное определение причины и места протечки.


Классификация кровельных протечек

Ориентируясь на время и периодичность появления протечек, теоретики кровельного дела делят их на три категории, это:

  • Протечки, сопутствующие выпадению жидких атмосферных осадков. Следы намокания или откровенное «капание» появляется непосредственно во время дождя или немного спустя после него. Течет при них обычно по линиям потерявших герметизацию примыканий, в зонах плохо устроенных кровельных проходок, в местах скопления воды. На плоской крыше подобный дефект определяется просто: он расположен непосредственно под прорехой в крыше. Со скатными конструкциями все намного сложнее, потому что затекать вода может в одном месте, а мокнуть в другом.
  • Протечки, проявляющиеся в период таяния твердых осадков. Сигналы об их появлении располагаются в ендовах, вдоль свесов, вокруг водосточных воронок и возле желобов. Т.е. в местах скопления талой воды, стоку которой помешала наледь.
  • Протечки, связанные с намоканием утеплителя. Чаще всего случаются они в летний зной. Из-за существенной разницы между наружной температурой и аналогичным параметром в толще утеплителя копится конденсат, избыток которого способна «сбрасывать» пароизоляционная мембрана. Вторая причина их появления это повреждение или ошибки в устройстве гидроизоляции.

С первым типом протечек чаще всего приходится сталкиваться хозяевам, решившим своими руками провести ремонт собственной кровли. В большинстве случаев их действия заключаются в восстановлении кровельного покрытия. Второй тип требует тщательного очищения или ремонта водосточной системы, третий – пересчета толщины теплоизоляции с капитальными переделками.

Верная диагностика – залог успеха

Первым шагом к завершению удачного ремонта будет подробная ревизия состояния кровельной системы. Визуальный осмотр в большинстве простейших случаев позволяет выявить течь и найти поврежденные участки. Правда, подходит он лишь для определения дефектов внешних слоев кровельного пирога. Нарушения внутри многослойной начинки сможет найти только опытный мастер.

Проводить диагностику следует в два этапа:

  1. Осмотр кровельной системы с чердака. Проверить нужно состояние обшивки, если она имеется, стропил, пола, мауэрлата, если он не находится за обшивкой. Отсыревшие, разбухшие участки дотошно искать не нужно, их сразу видно. Еще наличие протечки легко определяется по характерным изменениям цвета древесины: по обесцвечиванию или появлению темных пятен. Если первый визуальный осмотр не принес результатов, стоит дождаться дождя и подняться на чердак, пока он идет. Места намокания подскажут, в каком направлении искать прореху в кровельной системе.
  2. Осмотр наружной стороны кровли. К нему надо основательно подготовиться, особенно, если исследовать предстоит крышу с высокими скатами. Запастись нужно удобной одеждой, обувью с нескользящей подошвой, надежной лестницей с прочным крюком для ее фиксации на коньке. Наружное обследование начинают с конька, постепенно продвигаясь вниз по свесу. Изучают состояние кровельных проходок, примыканий, осматривают ендовы, водосборные желоба и точки внутреннего водостока.

Замечательно, если в результате исследований выяснится, что крыша текла из-за банального застоя воды по причине засорения водосточных каналов и воронок. Так бывает, потому что стопроцентными гидроизоляционными свойствами пока не обладает ни одно из финишных кровельных покрытий. Вся работа тогда заключаться в прочистке путей отвода воды и в ремонте их прохудившихся деталей.

Возможно, потребуется установка жестяного желоба в ендовах мягкой кровли, к примеру, если использованный для их обустройства гидроизоляционный ковер не справляется с обязанностями. Не исключено, что потребуется легкая доработка водосточной и вентиляционной системы путем установки защитных сеток на желоба, продухи, воронки.


При обнаружении на крыше мхов, их аккуратно нужно удалить с покрытия. Чистить битумные и полимерные кровли можно только метлой. С аналогичной заботой относятся к профнастилу и металлочерепице с полимерным покрытием, потому что его легко поцарапать и привести в непригодность. А вот стальную, медную или алюминиевую крышу без защитно-декоративной внешней оболочки допустимо очищать деревянной лопатой, но без фанатизма.

Оптимальное время для работы

Наиболее благоприятным периодом для проведения ремонтных операций на крыше признана ранняя весна или осень. Благоприятны они из-за располагающей к работе температуры в диапазоне от +5ºС до +15-18ºС. Вообще не рекомендовано заниматься капитальным или текущим ремонтом любого вида мягкой кровли, если на градуснике температура ниже указанного нижнего предела. Как битумный, так и полимерный материал тогда теряет эластичность, трескается, его практически невозможно равномерно прикрепить к основанию.

Металлические, асбестоцементные и керамические покрытия не столь требовательны к температурному режиму, но и с ними при отрицательных показателях термометра гораздо сложнее работать.

Естественно, с точки зрения оптимальных для работы условий нежелательны жидкие атмосферные осадки. Мастера от их воздействия сможет защитить тент, но превышение влажности воздуха в ряде случаев негативно отражается на ремонтных процедурах. Трудно добиться идеального результата клеевой операции, невозможно предугадать итог нанесения раствора на трещины и т.д.

Т.к. некоторые ограничения по проведению ремонтных работ на кровле все же существуют, желательно круглый год иметь в запасе «подручный» материал. Для наложения временной заплаты на крышу, независимо от типа покрытия, хорошо бы пополнить хозяйство куском толи, рубероида, полимерной мембраны или подобного изоляционного материала.

А заодно и клеем или битумной мастикой, неважно холодной или горячей, необходимой для приклеивания временного ремонтного приспособления. Не помешает запастись отрезком кровельной жести.


Варианты простого ремонта крыши

По итогам предварительного обследования можно сделать вывод, доступен ли домашнему мастеру самостоятельный ремонт или лучше нанять кровельщиков. Тем, кто решил приложить собственные усилия, мы предлагаем разбор элементарных ремонтных операций. Сразу хочется предостеречь от упорного стремления восстанавливать крутую крышу с холодным чердаком с наружной стороны.

Владельцам строений с подобной конструкцией не всегда целесообразно рисковать, забираясь на скаты. Если есть возможность заменить штучный элемент покрытия с чердака, разумней будет воспользоваться данным существенным плюсом.

Замена гонта битумной черепицы

Неоспоримое достоинство гибкой черепицы – возможность менять только испорченные плитки, не разбирая вертикальный или горизонтальный ряд до поврежденного места. Трещины, прорехи и зазубрины на ней появляются чаще всего при чистке снега в морозы жесткой лопатой или от падения тяжелых предметов в жару.

Если с поверхности просто осыпалась посыпка, следует обратиться к производителю, чтоб заменил. Трещины штучного элемента представить гарантийным случаем довольно сложно. После продолжительных прений все равно придется самостоятельно менять испорченные гонты.


Последовательность работ по замене битумной черепицы:

  • Края верхних и боковых плиток, смежных с заменяемым элементом, осторожно приподнимаем небольшим ломиком.
  • Оголив место крепления, гвоздодером аккуратно удаляем крепеж.
  • На тыльную сторону нового гонта наносим мастику. Толщина слоя мастики должна быть ровно такой, какой в инструкции указал изготовитель. Не надо «перебарщивать», от этого снижается качество приклеивания.
  • Подводим новую черепичину под верхний элемент и устраиваем ее на место прежней.
  • Слегка отогнут край верхнего гонта, прибиваем черепичину ершенными гвоздями. Стараемся не попадать в прежнюю крепежную точку, сместившись ближе к верхнему краю на 3-5мм.
  • Края смежных плиток смазываем мастикой и фиксируем их на положенном месте.

Если битумная черепица уложена на низкие, почти плоские скаты, течь она будет не по причине механических повреждений. В таких ситуациях рекомендуется полная замена финишного кровельного покрытия, потому что оно не совместимо с типом конструкции.

Как отремонтировать рулонную кровлю

Ремонт битумного, битумно-полимерного и полимерного кровельного покрытия проводят посредством установки заплат из аналогичного материала или из стеклосетки с последующим нанесением мастики. На прорехи в полимерных мембранах латки накладываются только сверху.

Предназначенная для ремонта накладка должна по всем направлениям минимум на 5 см перекрывать повреждение. Края заплатки скругляют. С целью создания прочного соединения кусок мембраны лучше приварить, но можно и приклеить на состав с совместимой формулой.

Способ ремонта рулонной битумной и битумно-полимерной кровли зависит от типа основания:

  • Для заделки прорехи в покрытии, настеленном на сплошную деревянную обрешетку, ставят внутреннюю заплатку. Она должна быть по всем направлениям больше дыры на 5-7см. Участок повреждения разрезается крестообразно. Края разреза, словно лепестки, отгибают наружу. Тыльную сторону латки обрабатывают мастикой, аккуратно вставляют в образовавшееся отверстие и осторожно под покрытием расправляют ее края. Затем лепестки разреза возвращают в исходное положение, а линии их соединения заливают мастикой, горячим битумом или битумной суспензией.
  • Для ремонта прорехи в покрытии, уложенном на бетонное основание, латку ставят сверху. Кусок материала с размерами, аналогичными предыдущим, обрабатывают мастикой, битумом или суспензией с тыла, затем элементарно приклеивают.

Пробитую или пузырящуюся во многих местах мягкую кровлю не стоит ремонтировать заплатами, лучше целиком перекрыть полосу или весь ковер.


Ремонт фальцевой крыши

Крыша, покрытая листовым металлом, протекать может по трем причинам, это:

  • Разъевшая материал коррозия.
  • Пробоины от обрушившихся на крышу тяжелых и острых предметов.
  • Нарушение герметичности швов.

С протеканием стоячих фальцевых швов борются либо с помощью кромкозагибочной машинки, либо кустарно с помощью молотка и подсобного бруска. Лежачий фальц проще заклеить стеклотканью и покрыть ремонтируемое место полимерной мастикой.

Небольшие пробоины и проржавленные отверстия можно залатать так:

  • Ремонтируемый участок тщательно зачищаем щеткой с металлической щетиной.
  • Из кровельного листового металла вырезаем латку, края которой будут больше поврежденного участка на 7-10см по всем направлениям.
  • Прохудившееся место и тыльную сторону заплаты по периметру сначала покрываем флюсом, затем припаиваем.
  • Избыток припоя после остывания снимаем напильником.
  • Окрашиваем отремонтированный участок или целиком кровлю.

Если на металлической кровле больше двух-трех пробоин с существенными повреждениями по всей площади листа или пары листов, соединенных в карту, их меняют полностью. Единичную ощутимую по площади дыру в металле заделывают, дублируя часть листа. Так поступить можно, если края ремонтной накладки можно вставить в стоячие фальцы. Работа ювелирная, без опыта за нее лучше не браться.



Чиним крышу из металлочерепицы

У протечек металлочерепичного покрытия есть три распространенных причины, это:

  • Результат ошибок при монтаже.
  • Использование некачественного крепежа.
  • Пробоины из-за некорректной чистки.

Первый пункт связан с капитальными переделками. Исправить положение по второму пункту можно самостоятельно. Если уплотнительные шайбы некачественных креплений разрушились от температурных колебаний, действовать надо согласно следующему алгоритму:

  • Ослабляем крепеж смежных листов.
  • Вставляем в отверстие над ремонтируемым участком деревянные клинья, подложив под них куски толя или пергамина.
  • Выворачиваем саморезы, удаляем поврежденные уплотнители.
  • Меняем крепеж.
  • Подтягиваем ослабленные крепления смежных листов.

Единичные небольшие пробоины латают по стандартной схеме починки металлической кровли. Листы с множественными дырками лучше полностью поменять, действуя так же, как при замене креплений.


Ремонт шифера без демонтажа

Плоские и волнистые листы асбестоцементного покрытия крайне чувствительны к механическим повреждениям. Пробоину в хрупком материале может сделать камень, упавшее дерево, штык лопаты при чистке, неосторожно наступившая нога. Способ удаления дефектов в шиферном покрытии зависит от степени повреждения. Лист со значительным отверстием лучше поменять, разобрав крышу до поврежденного элемента по вертикали или горизонтали.

Для косметических ремонтных операций по устранению небольших трещин и прорех имеется обширный диапазон средств:

  • Масляная краска, используемая для ремонта участка кровли с сеткой мелкой трещин. Поверхность сначала окрашивается, затем на нее накладывается кусок или полоска ткани, снова окрашивается.
  • Силиконовый герметик в сочетании с заплатой из плотной ткани.
  • Асбестовая паста, используемая для заделки серьезных трещин. Готовят состав из трех частей асбеста и одной части связующего раствора. Раствор затворяют равными частями воды с поливинилацетатным клеем. В асбест постепенно вводят раствор. Перемешивают, стараясь, чтоб не получалось комочков. Чтобы не наглотаться асбестовой пыли, всю работу проводят в респираторе. Наносят пасту послойно, общая толщина восстанавливающего слоя должна быть не менее 2 мм.
  • Заплатка из обычной алюминиевой фольги, посаженная на универсальный клей с изнаночной стороны шифера. Для ремонта фольгой лист демонтируют, если нет возможности его починить с холодного чердака. Если трещина пересекает крепежное отверстие, то заклеивают ее полностью, а отверстие под крепеж сверлят повыше.
  • Клейкая лента с бутилкаучуковой основой.
  • Битумно-полимерная мастика нанесенная слоями вперемежку со стеклосеткой.
  • Эпоксидная смола, применяемая для склеивания расколотых по всей длине листов. С изнанки шифер сначала заклеивают стеклосеткой, затем снаружи в трещину заливают смолу.

Оригинальный способ временного ремонта кровли продемонстрирует видео:

Мы предложили простейшие способы починки покрытий, активно востребованных в дачном хозяйстве. На самом деле тема ремонта довольно обширна, и более сложные неполадки можно устранить самостоятельно. Однако школу ремонтника лучше пройти с азов.