Реальные путешествия людей во времени. Реальные случаи перемещения во времени. Мужчина из будущего на открытии моста

Реальные путешествия людей во времени. Реальные случаи перемещения во времени. Мужчина из будущего на открытии моста
Реальные путешествия людей во времени. Реальные случаи перемещения во времени. Мужчина из будущего на открытии моста

Загадочный мир, в котором мы живем, обладает необыкновенно сложными свойствами, до сих пор не изученными до конца. Может ли время менять свое направление, позволяя нам проникнуть в прошлое или будущее? Существуют ли на самом деле путешественники во времени? Могут ли они изменить прошлое, а после этого возвратиться в свою эпоху? На данный момент обнаружено немало фактов, которые свидетельствуют о том, что реально. В этой статье описаны некоторые из них.

Мобильный телефон в 1928 году

На видео, снятом в день премьеры фильма "Цирк", главную роль в котором исполнил Чарли Чаплин, зафиксирована необычная женщина. Судя по материалу, она держит возле уха нечто, напоминающее современный мобильный телефон. Сейчас этим никого не удивить, но в те времена о сотовых телефонах никто даже не слышал. Можно было предположить, что женщина совершила путешествие в прошлое.

Джордж Кларк, который первым заметил это за год изучения материала так и не нашел убедительного объяснения. Была выдвинута версия, что это не телефон, а слуховой аппарат. Хотя в те времена слуховых аппаратов такого маленького размера тоже быть не могло.

Открытие моста South Fork Bridge

Это случилось в 1941 году. На снимке были зафиксированы люди, наблюдающие за открытием моста в Среди них находился необычно выглядящий человек, как будто совершивший путешествие в прошлое. Одет он был в университетскую футболку, аналогов которой в то время не было, а также модный свитер. Солнечные очки молодого человека были современной модели. Кроме того, фотоаппарат, который имел при себе этот мужчина, очень отличался от моделей 1940 года.

Фото было тщательно исследовано, в ходе чего выяснилось, что его не подвергали никакой обработке, то есть на нем зафиксировано реальное событие с реальными людьми. Не является ли это доказательством того, что путешественники во времени существуют?

Швейцарские часы в гробнице

Обнаружили их в Китае при съемках документальной ленты в гробнице, которая пустовала четыре столетия. Задняя крышка наручных часов имела гравировку «Swiss». Какие путешественники во времени оставили швейцарские часы в древней гробнице, до сих пор не установлено. О том, что в XVII веке мог быть создан подобный часовой механизм таких миниатюрных размеров, не может быть и речи.

во Франции

Про путешествия во времени свидетельствует еще одна история. В 2008 году археологами из Бристольского университета проводились раскопки во французском замке Шато-Гайар, во время которых обнаружили кое-что необычное.

На глубине 2,5 метров найдены железные предметы, являющиеся защитными доспехами воина. Неподалеку был обнаружен захороненный скелет лошади. Монеты, найденные там же, указывали на то, что эти находки относятся к временам правления Ричарда I Львиное Сердце.

Археологи были шокированы после того, как фрагменты бережно извлекли и очистили от грунта. Оказалось, что металлические элементы являются деталями рыцарского велосипеда, который находился в земле почти девять веков.

Все фрагменты хорошо сохранились, это объяснялось тем, что перед погребением они были обработаны при помощи расплавленного воска. Кроме того, было установлено, что детали велосипеда изготовлены из стали.

Программист из будущего

Еще один случай, который может быть доказательством того, что путешественники во времени существуют. В 1897 году в одном сибирском городке был задержан человек, он насторожил стражей порядка своим необычным нарядом. На допросе Сергей Крапивин рассказал о себе, чем немало удивил всех присутствующих. Оказалось, что годом рождения его является 1965. Родился он в городе Ангарске. Профессия оператор ПЭВМ была не знакома никому из окружающих.

О своем появлении здесь Крапивин ничего рассказать не мог. Отметил только, что перед задержанием он почувствовал сильную боль в голове, которая привела к потере сознания. Очнувшись, он увидел вокруг себя незнакомую местность.

Каким образом этот человек оказался в прошлом, установить не удалось. Врач, которого вызвали в участок, посчитал Крапивина помешанным и отправил его в сумасшедший дом.

Случай после шторма

Загадочный случай произошел с жителем Севастополя, отставным военным моряком Иваном Залыгиным, после чего он стал изучать факты, помогающие человеку осуществить путешествие в глубь времен.

Эта история пришлась на конец 80-х годов прошлого века, Залыгин в это время служил заместителем командира дизельной подлодки. Один из учебных походов закончился тем, что лодка оказалась в водовороте грозового шторма.

После команды занять надводное положение вахтенным матросом была обнаружена спасательная лодка, в которой находился едва живой обмороженный мужчина. Одет он был в форму японского военного моряка периода Второй мировой войны. Кроме того, при нем нашли документы, выданные в 1940 году.

О случившемся доложили командованию базы. По приказу лодка направилась в порт Южно-Сахалинска, где спасенного человека ожидала контрразведка. У всех членов экипажа взяли данного события на протяжении 10 лет.

Залыгиным описан еще один удивительный случай, который произошел в Карпатах. Чабан и его пятнадцатилетний сын находились на летней стоянке. Однажды вечером отец неожиданно исчез прямо на глазах у сына, который сразу же стал звать на помощь. Но не прошло и минуты, как отец появился на том же месте, словно из воздуха. Как оказалось, перед мужчиной возникла яркая вспышка, от чего он лишился сознания. Очнувшись, человек обнаружил себя в незнакомой местности с огромными домами и машинами, сновавшими по воздуху. Чабану опять стало плохо, и он оказался на том же месте, откуда исчез.

Гостья из «Титаника»

1990 году в Северной Атлантике экипажем норвежского рыболовецкого траулера была замечена человеческая фигура на айсберге. Спасатели подняли на борт молодую особу, которая намокла и сильно замерзла.

Как выяснилось, женщину зовут Винни Коутс, и оказалась посреди океана она после крушения корабля, на котором путешествовала. Пострадавшая сказала, что нужно срочно спасти людей, оставшихся в живых. Эта история очень удивила капитана, так как никаких сообщений о судне, которое потерпело бедствие, не поступало.
В ответ на вопрос о том, как назывался корабль, женщина показала остатки мокрого билета из Саутгемптона в Нью-Йорк. На нем стояла дата 1912 год, а корабль назывался «Титаник».

В первую очередь капитан подумал о том, что женщина перенесла сильный стресс и просто бредит. В Осло к ней вызвали бригаду врачей, пострадавшую поместили в психиатрическую лечебницу. Но после всех проведенных исследований оказалось, что пострадавшая является психически абсолютно здоровой и адекватной, у нее хорошо развит интеллект, память и внимание.

Во время ее пребывания в клинике выяснились еще некоторые подробности. 29-летняя Винни Коутс путешествовала с двумя сыновьями, в Нью-Йорке их должен был встретить муж, но судно затонуло, а она оказалась на айсберге.

Рассказ женщины был тщательно задокументирован. Оказалось, что билет ее подлинный, а одежда соответствует моде начала ХХ века. Несколько позже было обнаружено ее имя в списке пассажиров затонувшего корабля. На момент когда Винни Коутс обнаружили, ей должно было исполниться 107 лет.

В течение десяти лет за женщиной вели наблюдение психиатры, которые так и не смогли классифицировать ее состояние как психическое заболевание и логически объяснить поведение.

Долгое время ученые пытаются решить проблему перемещений во времени, но возможно, когда-нибудь фантастические сюжеты из фильмов и книг превратятся для нас в обыденную реальность.

Чтобы попасть и в прошлое, и в будущее. Хотя многие имеют дерзость не согласиться со светочем и предлагают свои теории. Впрочем, они все сомнительные, потому как не были протестированы; документального подтверждения их успешности нет, да и сами ученые не уверены. Все знают, что это возможно, только не определились, каким способом.

Да и вообще, затея перемещаться во времени – вещь весьма странная. Сколько временных коллапсов нас ждет, плюс появление альтернативных вселенных, в которых мы будем путаться, как психбольные в смирительных рубашках. Да и стоит ли ездить в прошлое, если по возвращении на Землю пройдет 6000 земных лет, тогда как путешествие занимало не больше дня? Разберитесь с настоящим, прежде чем портить прошлое. В конце концов, если бы не было Гитлера и Второй мировой, то большая часть наших дедушек и бабушек вряд ли бы женились друг на друге. Бывали всякие ситуации, романы на фронте и эвакуации. Да и выбора особо не было. Ну да бог с ним, речь не об этом. Речь о том, что в Библии не написано.

1. Пробей будущее лбом

Вот самая примитивная из всех теорий: нужно бежать так быстро, пока не добежишь и не пробьешь лбом будущее. И что самое странное: по сути это утверждение абсолютно верно. Чем быстрее ты шагаешь, тем дальше залетишь.

Этому было посвящено немало опытов. Например, в 1971 был проведен эксперимент. Чтобы не углубляться в техническую составляющую, скажем кратко: исследовательская группа летала вокруг Земли до тех пор, пока не произошло путешествие во времени. Нет, по-настоящему. Они загрузили в самолет атомные часы и полетели на восток, пока не вернулись в то место, откуда начали. Когда исследователи приземлились, часы на Земле опережали на 60 наносекунд часы самолетные. Иными словами, часы в самолете были эффектно перенесены на 60 наносекунд в будущее. Затем исследователи полетели в другом направлении. На этот раз часы авиационные на 270 наносекунд опережали земные.

Это объясняется тем, что часы на Земле не были стационарными, ибо находились на вращающейся поверхности планеты. Часы в самолете, который летел на запад, шли медленнее, так что по сравнению с ними на Земле все замедлялось. Получается, знаменитая сцена, где Супермен летает вокруг Земли и поворачивает время вспять, - всего лишь плод больного мозга сценариста.

Кстати, считай, что этот тип путешествия во времени у нас в кармане. Твой телефон подключен к GPS-спутникам, которые приходится корректировать под замедление (у спутников ведь свой ход времени). Если этого не сделать, навигационная система вместо ближайшего KFC заведет тебя в крэковый притон соседней области.

Давай предположим, что уже придуман автомобиль, который на самом деле позволяет путешествовать таким образом. Мы достигаем скорости и совершаем скачок не на 60 наносекунд, а на 60 лет. Несколько минут или несколько часов вокруг планеты, и затем – бум! – светлое будущее!

Только вот сможешь ли ты жить в этом будущем, где все тебя забыли, а если и помнят, то только как мудака, который без конца крутится вокруг Земли?

2. Плотные дырявые объекты комических масштабов

Если ты видел «Интерстеллар», то суть теории должна быть понятна. Чем ты ближе к большому, плотному объекту, тем медленнее проходит время. Для тебя.

Массовые путешествия во времени уже наблюдаются. Ученые выстрелили из огромного лазера на 10000 километров вверх. Иногда у науки не остается никакого другого выхода, кроме как шмалять из мегапушки в космос. Зато эксперимент подтвердил, что время действительно двигается с разной скоростью в зависимости от расстояния до гравитации.

И что этот выстрел дал? Ничего, в очередной раз подтвердил теорию о том, что вблизи сверхмассивного объекта время течет гораздо медленнее. Ближе к Земле ход времени не так быстр, как в слоях стратосферы. Так что, если кто-то вдруг надумает использовать массу Юпитера для путешествий, то удачи. Достаточно сжать массу планеты до размера консервной банки, и тогда путешествия станут в 2 раза быстрее. И не надо лететь к , которая мало того, что сверхмассивная, так еще и является настоящей галактической машиной времени: время вокруг нее течет ну очень медленно.

Самая странная часть этой теории заключается в том, что подобное путешествие уже происходит с тобой прямо сейчас. На самом деле это происходит везде, не только в волшебных горизонтах какой-то таинственной черной дыры на другом конце галактики. Ядро Земли движется во времени медленнее, чем люди, стоящие на автобусной остановке в Махачкале. Когда ты стоишь, твоя пятая точка стареет медленнее, чем лицо (хотя лучше было бы наоборот). Нам не нужна машина, чтобы путешествовать во времени. Нам просто нужно, чтобы рядом было что-то огромное, как эго Милонова или туша Стаса Барецкого. Хотя, даже если подобная машина, использующая чудовищную массу, и будет создана, то моментально появится толпа протестующих, опасающихся космического коллапса и того, что ось Земли сместится, а Снуп Дог станет президентом.

3. Кротовые норы и трубы Красникова

Ты не можешь путешествовать в пространстве и времени быстрее скорости света, но с трубами Красникова эта проблема моментально решается. Просто прорубаешь тоннель сквозь пространство и время и шляешься туда-сюда, как по одной из тех зеленых труб в «Супер Марио». Тут тоже есть вход, выход, а главное - путешествие проходит ну очень быстро вне зависимости от расстояния, так что наскучить вряд ли успеет.

Подобные «червоточины» – это не физический объект, а искажение пространства и времени. Схематично это выглядит так: два пласта пространства прогибаются в определенном месте до тех пор, пока не соприкасаются друг с другом, как трусы, застрявшие в жопе.

Главные плюсы труб – их можно создать искусственно, а самый большой плюс – путешественник возвращается туда же точно в то время, с которого он начал путешествие. Но помни: прорубая окно к новым звездам, находящимся на расстоянии в 3000 световых лет, ты рискуешь вляпаться в межгалактическую войну.

В 1993 году профессор Веллингтонского университета Мэтт Виссер отметил, что два входа в «кротовые норы» с наведенной разницей во времени не могут быть объединены без возникновения квантового поля и гравитационных эффектов, которые приведут к коллапсу, либо отталкиванию «кротовых нор» друг от друга. Проще говоря, масса будет нарастать, что только разрушит несчастные трубы. К тому же этот способ передвижения, по сути, не нарушает так называемого универсального ограничения скорости, – предельной скорости света – потому что сам корабль не движется быстрее света. Червоточина сокращает путь не только в пространстве, но и во времени.

4. Мексиканские пузыри

Путешествовать быстрее света так же реально, как подоить самку единорога и угостить этим молоком злонравного лепрекона. Так что перестань думать об этом - это глупо и нереально.

Так все считали, пока в 90-х мексиканский ученый Мигель Алькубьерре не задумался о пузыре, сжимающем пространство прямо перед собой и расширяющем его позади себя. Все, что для этого нужно, – тонны отрицательной энергии (речь не о зависти, убийствах, апатии, речах Владимира Соловьева). Идея была чисто теоретической и даже фантастической. При существовании отрицательной энергии перемещение пузыря диаметром в 200 метров потребует энергии, эквивалентной массе Юпитера. Тут Соловьевым не обойдешься - придется Кургиняна подключать.

Однако в последние несколько лет были предложены модификации его идеи, в которой «пузырь» заменили на тор, а отрицательная энергия оказалась и вовсе не нужной. В этом случае расчеты показывают необходимость в энергии, содержащейся всего в сотнях килограмм массы. Даже был проведен эксперимент, который доказал, что пространство прекрасно искривляется и без отрицательной энергии. Но есть одна проблема: пузырь чувствительный, как девственник в первом опыте общения с женщиной, и слишком много посторонних фактов могут сбить его с цели.

5. Цилиндр в какой-то галактике

Что такое цилиндра Типлера? Где-то в космосе, примерно слева от Бетльгейзе, есть вращающийся цилиндр. Берешь корабль и счастливо едешь туда. Когда достаточно приблизишься к поверхности цилиндра (пространство вокруг него будет по большей части деформировано), нужно будет несколько раз обогнуть его и вернуться на Землю. Напоминает бурятский шаманский обряд, но с космосом всегда не все просто. Зато ты прибудешь в прошлое. Насколько далеко – зависит от того, сколько раз обогнешь цилиндр по орбите. Даже если покажется, что твое собственное время движется вперед, как обычно, пока ты огибаешь цилиндр, за пределами искаженного пространства неизбежно будешь двигаться в прошлое. Это как бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору.

Осталось только найти этот цилиндр. Судя по всему, это что-то очень большое и длинное, как… фильмы Никиты Михалкова. Но пока их никто не видел. Ни в телескоп, ни во все остальные приборы. У космонавтов спрашивали – они тоже не видели. Цилиндр – вещь гипотетическая, выверенная из уравнений Эйнштейна, а потому никто не знает, чем это путешествие обернется.

«Различие между прошлым, настоящим и будущим - не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая»
Альберт Эйнштейн

В настоящее время даже уважаемые физики, такие как Стивен Хокинг (Stephen Hawking), вынуждены признать, что путешествие во времени может быть возможным. Но, может быть, оно уже случалось? Люди, о которых мы расскажем в этом списке, утверждают именно так.

10. Посещение Марса с Бараком Обамой

Адвокат из Сиэтла по имени Эндрю Басиаго (Andrew Basiago) говорит, что когда он был ребёнком, он и Уильям Стиллингс (William Stillings) были «хрононавтами» в секретной программе правительства США, целью которой были путешествия во времени, и сама программа называлась «Проект Пегас» (Project Pegasus). Цель программы была тройной: защитить Землю от угроз из космоса, установить территориальный суверенитет над Марсом и акклиматизировать марсианских гуманоидов и животных к нашему присутствию.

Однако самая интересная часть заявления Басиаго и Стиллингса заключается в том, что одним из их коллег в путешествиях во времени был не кто иной, как 19-летний Барак Обама, который участвовал в программе под псевдонимом «Бэрри Соетеро» (Barry Soetero). В 1980 году трое мужчин и семеро подростков их «класса по марсианским тренировкам» в Калифорнийском колледже «Siskiyous» (реально существующее учреждение) отправились на Марс с помощью секретной комнаты телепортации, сконструированной по чертежам, найденным в квартире Николы Тесла (Nikola Tesla) после его смерти. Они прыгнули сквозь поле энергии излучения в туннель, и когда туннель закрылся, они обнаружили, что прибыли в точку назначения.

Белый Дом официально опроверг слухи о том, что Обама, когда-либо был на Марсе.

9. Американский солдат из будущего


В конце 2000 года в Интернете начали появляться статьи человека, который заявлял, что он американский солдат из 2036 года. Джон Титор (John Titor), как он называл себя, возвращался назад в 1975 год, используя приспособление, установленное в Шевроле Себёбн (Chevy Suburban) 1987 года, естественно, чтобы найти компьютер IBM 5100 для того, чтобы уничтожить компьютерный вирус, направленный на уничтожение мира. Титор описал мир, раздираемый конфликтами, кульминацией которых станут ядерные удары России в 2015 году, в результате которых погибнет почти три миллиарда человек.

Статьи Титора резко перестали появляться в 2001 году, однако Титоромания продолжилась. В 2003 году собрание из 151 сообщений Титора было опубликовано под названием «Джон Титор: История Путешественника во Времени» (John Titor A Time Traveler’s Tale). Хотя эту книгу больше не публикуют, её новенькую копию всё ещё можно купить за кругленькую сумму в 1 775 долларов, или подержанную копию за более скромные 150 долларов. Книга была опубликована Фондом Джона Титора (John Titor Foundation), коммерческой корпорацией, которой заправлял адвокат в сфере индустрии развлечений из Флориды по имени Лоуренс Хабер (Lawrence Haber). Фонд также обладает правами на предполагаемые военные знаки воинской части Титора под названием «Fighting Diamondbacks», на которых написана цитата Овидия: «tempus edax rerum», что означает «время пожирает всё».

По всей видимости, всё, кроме мифа Джона Титора.

8. Персональный фотограф Христа


Отец Пеллегрино Эрнетти (Pellegrino Ernetti) был монахом-бенедиктинецем и признанным авторитетом в архаичной музыке. Он также утверждал, что, будучи частью команды, которая включала в себя лауреата Нобелевской премии физика Энрико Ферми (Enrico Fermi) и немецкого учёного Вернера фон Брауна (Werner von Braun), он совместно с ними изобрёл «хроновизор» - устройство, похожее на телевизор, которое можно было настраивать на события из прошлого.

По словам Эрнетти он наблюдал последний ужин и распятие Христа, а также видел Наполеона и Цицерона. Команда позже добровольно демонтировала устройство, потому что попади оно не в те руки, могло привести к появлению «самой страшной диктатуры, какой мир ещё не видывал». Он сказал, что устройство было вдохновлено Нострадамусом, который лично сообщил ему о возможностях данного устройства.

Когда на него надавили, чтобы он представил доказательства существования устройства, Эрнетти предоставил фотографию Христа на кресте, якобы сфотографированную с помощью хроновизора. После того как было замечено сходство предоставленной фотографии с работой Кулло-Валера (Cullot Valera) Эрнетти пришлось признать что фотография была фальшивкой. Тем не менее, Эрнетти продолжал настаивать на том, что хроновизор был построен на самом деле.

7. Пилот, который попал в параллельное измерение


В 1935 году командир авиационного крыла Королевских военно-воздушных сил Великобритании по имени Сэр Виктор Годдард (Sir Victor Goddard) полетел на своём биплане с открытой кабиной лётчика из Шотландии в Англию в выходной день. На пути он пролетел над аэродромом Дрема (Drem Airfield), находящимся около Эдинбурга (Edinburgh), который был построен во время Первой мировой войны. Перрон и четыре ангара были в плохом состоянии, и колючая проволока разделяла поле на многочисленные пастбища, заполненные пасущимся скотом. Возвращаясь, домой через день Годдард попал в сильный шторм и потерял контроль над своим самолётом. Когда он, наконец, выровнял самолёт из нисходящей спирали, которая могла привести к его смерти, он находился всего в нескольких метрах над каменистым пляжем.

В то время как Годдард пробирался на самолёте обратно вверх, сквозь дождь и туман, небо вдруг заполнилось солнечным светом. Под ним был аэродром Дрема, однако ферма исчезла, и ангары уже не были развалившимися. В конце восстановленного перрона стояли четыре ярко-жёлтых самолета и один незнакомый моноплан. Они были окружены механиками в синих комбинезонах, которые Годдард заметил потому, что механики данного аэродрома обычно носили только коричневые комбинезоны.

Один из основателей аэродрома допускал вариант того, что Годдард просто перепутал своё месторасположение. Действительно ли он оправился в будущее? Годдард умер в 1987 году, поэтому правду мы так и не узнаем. Если только, он не вернётся из прошлого, чтобы рассказать нам о ней.

6. Единственный человек, переживший Филадельфийский эксперимент (Philadelphia Experiment)


Осенью 1943 года Эсминец «Элдридж» (USS Eldridge) якобы стал невидимым и телепортировался из Пенсильвании в Вирджинию в ходе инцидента, который получил название Филадельфийского Эксперимента. Конечно, этот инцидент никогда не происходил на самом деле, но это не помешало Альфреду Билеку (Alfred Bielek) получить известность как единственный выживший в Филадельфийском эксперименте. Его воспоминания были «похоронены в его сознании», пока он не увидел фильм «Филадельфийский эксперимент» в 1988 году, и тогда он «вспомнил», что он родился в 1916 году, также как и Эд Камерон (Ed Cameron).

Также как Кэмерон он был завербован в 1940 году для участия в проекте военно-морского флота под названием «Проект Радуга» целью которого было определение способа, посредством которого можно было сделать корабли невидимыми. По не совсем понятным причинам, солдаты специального подразделения отправили Кэмерона через портал в Пентагоне в Альфу Центавр Один (Alpha Centauri One), где инопланетяне допрашивали его, а затем «физически регрессировали» его в однолетнего Альфреда Билека в 1927 году. Билек утверждал, что он позже стал директором управления сознанием для проекта Монток (Montauk Project), участники которого в 80-ых годах путешествовали по временной воронке и изменяли результаты различных войн. Когда они возвращались в своё время, они решали, если им удалось изменить ситуацию к лучшему. Если им это не удавалось, то они просто возвращали всё, как было.

5. Хакан Нордквист встретил будущего себя

30 августа 2006 года 36-летний Хакан Нордквист (Håkan Nordkvist) пришёл домой, и обнаружил, что на его кухонном полу собралась вода. Предположив, что это утечка, он собрал свои инструменты и залез под раковину, но не смог дотянуться до труб. То, что произошло дальше, он объясняет следующим образом: «Мне пришлось залезть в шкаф, и когда я это сделал, я обнаружил, что он расширился. Поэтому я продолжил ползти дальше и дальше. В конце туннеля я увидел свет и когда я из него вышел, я понял, что я в будущем».

Он попал в 2042 год, где, а вернее когда, Нордквист встретил 72-летнего себя. К его удивлению, Нордквист из будущего знал вещи, о которых мог знать только он, например, где он прятал свои секретные вещи в первом классе. У них даже была одинаковая татуировка, хотя у будущего Нордквиста она была немного тусклее. Мужчины сфотографировались вместе на телефон молодого Нордквиста. Единственная фотография, которую Нордквист решил сделать в 2042 году, показала что с ним произойдут определённые физические изменения, включая то, что он вырастет на несколько сантиметров в следующие 36 лет.

4. Женщина, которая навестила воспоминания королевы


10 августа 1901 года Энн Моберли (Anne Moberly) и Элеонора Журдэйн (Eleanor Jourdain), академики в колледже Св. Хью (St Hugh’s College) в Оксфорде, проводили день в Версале (Versailles). Во время того как они искали Малый Трианон (Petit Trianon), они заблудились. Они начали странно себя чувствовать, как будто что-то угнетало их дух. Двое мужчин в длинных зелёных пальто и треуголках направили их через мост, где Моберли увидела женщину в одежде 18-го века, сидящую на стуле и рисующую.

Вернувшись в Англию, женщины решили расследовать эту загадку. Ни одна из них ничего не знала о Франции 18-го века, поэтому представьте себе их удивление, когда они обнаружили портрет Марии-Антуанетты и поняли, что это была та женщина, которую Моберли видела рисующей. Королева сидела перед Малым Трианоном в тот самый момент, когда она узнала, что парижская толпа двигалась к Версалю.

Женщины были убеждены, что они бы увидели призрачный след воспоминаний Марии-Антуанетты. Под псевдонимами Мисс Морисон (Miss Morison) и мисс Ламонт (Miss Lamont), они опубликовали рассказ о том, что они пережили, назвав его «Приключение» (An Adventure), который впоследствии стал бестселлером. Лишь в 1950-ом году, к тому времени как Журдэйн и Моберли были давно мертвы, была изучена их переписка с Обществом Психических Исследований (Society for Psychical Research). В ходе изучения переписки было доказано, что женщины добавили многочисленные детали в свой рассказ только после того как они провели свои исследования на данную тему.

3. Армия инопланетян, ворующая детей


Майкл и Стефани Рельфе (Michael & Stephanie Relfe) сообщают, что инопланетяне, использующие фрактальную технологию изменения времени похитили их и «украли» их двухмесячную досрочно родившуюся дочь. Однако, в соответствии с их веб сайтом, хуже всего то, что это может произойти с каждым из нас!

Тем не менее, мы можем это предотвратить посредством молитв и распознавания признаков грядущего похищения, к которым относятся: утомление, синяки, потеря времени, а также участки тела, которые кажутся неестественно ярко окрашенными, если на них смотреть под инфракрасным светом. Однако оба супруга очень не связанно отвечают на вопрос о том, что же происходит после того, как вас похитили пришельцы. Тем не менее, их познание технологии похищение было на удивление внятным. Пришельцы, при поддержке армии США, использовали телепортацию, пространственно-временные туннели, путешествие между измерениями, фрактальный резонанс, и даже магию для путешествия во времени и пространстве.

Среди других напастей, насланных инопланетянами, значатся вакцины, фторид и генетически модифицированная пища. Все эти вещи разрушают наши метафизические способности и удерживают нас от того, чтобы дать отпор «попытке оккупации хищным гиперпространственным видом», - или, по крайней мере, понять то, что несёт эта пара.

2. Люди, которые предвидели Бомбардировку Гамбурга


В 1932 году репортёр немецкой газеты по имени Дж. Бернард Хаттон (J Bernard Hutton) и фотограф Йоахим Брандт (Joachim Brandt) предположительно отправились на судостроительную верфь Гамбурга, чтобы взять несколько интервью для своей истории. Когда они покидали верфь, они услышали гудение авиационных двигателей. Посмотрев наверх, они увидели небо, заполненное военными самолётами. Вокруг них взрывались бомбы, и вся местность представляла собой бушующую преисподнюю.

Брандт сделал фотографии разрушений, и они отправились назад в Гамбург, однако когда они проявили плёнку, никакого свидетельства атаки на ней не запечатлелось. Редактор издательства обвинил мужчин в пьянстве и распорядился не печатать их историю. После этого, Хаттон переехал в Лондон, где он, предположительно увидел статью в 1943 году о том, как Королевские военно-воздушные силы провели серию бомбардировок Гамбурга. Фотографии, сопровождавшие статью, были сняты на судовой верфи, которая выглядела именно так, как они с Брандтом видели её за 11 лет до этого.

Королевские военно-воздушные силы на самом деле провели бомбардировку Гамбурга в 1943 году. В ходе серии рейдов, известных как Операция Гоморра (Operation Gomorrah), приблизительно 550-600 бомб превратили город в огненный шторм, в результате которого погибли 40 000 человек. Это было первое широкомасштабное разрушение города в ходе Второй мировой войны - и последнее, о котором узнали Хаттон и Брандт.

1. Космическая Барби

Валерия Лукьянова, обладающая узкой талией, большим бюстом и кукольными чертами лица, известна в Интернете как «живая кукла Барби». Тем не менее, она настаивает на том, что на самом деле она является пришельцем, путешествующим во времени, и прибыла на Землю, чтобы спасти мир от поверхностности. Лукьянова, родившаяся на Украине, настаивает на том, что её настоящим именем является Аматуе (Amatue). Она обрела известность в Интернете в 2012 году благодаря своему 20-минутному видео «Космическая Барби», в котором, как она говорит, она помогает нам перейти от «роли «человека потребляющего» к роле «человека полубога»».

Лукьянова говорит, что она начала видеть духов из «других измерений» когда ей было 12 или 13 лет. Поэтому она развила способность путешествовать вне своего тела к другим планетам и вселенным. Она общается с этими внеземными созданиями не устно, а посредством «языка света». Несмотря на то, что она уже опубликовала книгу о своих астральных полётах, настоящая цель Лукьяновой состоит в том, чтобы стать поп-звездой.

И Грэмми вручается Аматуе за лучшее выступление в номинации "Язык света".

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, - и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени - попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени - со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), - а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать - поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.


Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли - нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме « », сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света - даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее - как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях - борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении - как и сама концепция путешествия во времени - зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество - уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма - комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача - выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время - единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно - но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, - более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается - в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток - и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии « » за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун - но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время - штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно - и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты - всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в « ». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен - отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал - а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое - например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в « »: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» - событиях, которые нельзя изменить или обойти, - значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей - или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно - и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример - лангольеры , которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени - вопрос второстепенный. Со времён машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться - набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени - из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 - редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com )

Но иногда бывает наоборот: если считать время четвёртым измерением, в трёх обычных измерениях путешественник должен оставаться на месте. Машина времени помчит его по временной оси, и в прошлом или будущем он появится ровно в той же точке. Главное, чтобы там не успели ничего построить, - последствия могут быть очень неприятными! Правда, в такой модели не учитывают вращение Земли - на самом-то деле неподвижных точек не бывает, - но в крайнем случае всё можно списать на магию. Именно так работал : каждый оборот волшебных часов соответствовал одному часу, но с места путешественники не двигались.

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время - чем и воспользовался герой « ».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия - кто его разберёт? Главный вопрос - как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, - поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится - всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным - да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS - попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы - это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», - в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

У вас бывает дежа-вю?
- А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Зациклить можно один день или несколько - главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей - особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, - и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия - чтобы просчитать идеальную тактику боя

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию - синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя - уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть - цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом - и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными - отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, - и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, - изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя - очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль - причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, - ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги - это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты - люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая - предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть - всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из « » из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Впрочем, если контрамоты или трафальмадорцы действительно путешествуют во времени, то со способностями Ртути или Флэша всё не так очевидно. Ведь на самом деле это они ускоряются относительно всех остальных - разве можно считать, что на самом деле замедляется весь мир вокруг?

Физики заметят, что теория относительности недаром называется именно так. Можно и мир ускорить, и наблюдателя замедлить - это одно и то же, вопрос только в том, что взять за точку отсчёта. А биологи скажут, что никакой фантастики здесь нет, ведь время - понятие субъективное. Обычная муха тоже видит мир «в слоу-мо» - так быстро её мозг обрабатывает сигналы. Но можно не ограничиваться мухой или Флэшем, ведь в некоторых хронооперах существуют параллельные миры. Кто мешает пустить в них время с разной скоростью - или даже в разные стороны?

Известный пример такого приёма - «Хроники Нарнии», где формально путешествий во времени нет. Но время в Нарнии течёт куда быстрее, чем на Земле, поэтому одни и те же герои попадают в разные эпохи - и наблюдают историю сказочной страны от её создания до падения. А вот в комиксе Homestuck, который, пожалуй, можно назвать самой запутанной историей о путешествиях во времени и параллельных мирах, два мира запустили в разных направлениях - и при контактах между этими вселенными возникала та же неразбериха, что у Доктора с Ривер Сонг.

Если циферблаты ещё не изобрели, песочные часы тоже сойдут («Принц Персии»)

Убить время

На основе любого из этих приёмов можно написать рассказ, от которого даже у Уэллса затрещала бы голова. Но современные авторы с удовольствием пользуются всей палитрой сразу, завязывая в клубок временные петли и параллельные миры. Парадоксы при таком подходе накапливаются пачками. Даже при одном прыжке в прошлое путешественник может ненароком убить своего дедушку и исчезнуть из реальности - а то и стать собственным отцом. Пожалуй, лучше всех над «парадоксом причинности» поиздевался в рассказе «Все вы, зомби», где герой оказывается сам себе и папой, и мамой.

По рассказу «Все вы, зомби» снят фильм «Патруль времени» (2014). Практически все его персонажи - это один и тот же человек

Само собой, парадоксы надо как-то разрешать, - поэтому в мирах с линейным временем оно часто восстанавливается само, по воле судьбы. Например, почти все начинающие путешественники первым делом решают убить Гитлера. В мирах, где время можно переписывать, он погибнет (но по закону подлости получившийся мир будет ещё хуже). У Асприна в «Разведчиках времени» покушение провалится: либо пистолет заклинит, либо ещё что-нибудь произойдёт.

А в мирах, где фатализм не в почёте, приходится следить за сохранностью прошлого самостоятельно: для таких случаев создают специальную «полицию времени», которая отлавливает путешественников, пока они не натворили бед. В фильме «Петля времени» роль такой полиции взяла на себя мафия: прошлое для них - слишком ценный ресурс, чтобы позволять кому-то его портить.

Если нет ни судьбы, ни хронополицейских, путешественники рискуют попросту сломать время. В лучшем случае получится как в цикле Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», где полиция времени доигралась до того, что случайно отменила само изобретение путешествий во времени. В худшем - разрушится ткань реальности.

Как не раз показывали в «Докторе Кто», время - вещь хрупкая: от одного взрыва могут пойти трещины в мироздании по всем эпохам, а из-за попытки переписать «фиксированную точку» может схлопнуться и прошлое, и будущее. В Homestuck после подобного инцидента мир пришлось пересоздавать заново, а в все эпохи смешались воедино, из-за чего события книг теперь невозможно соединить в непротиворечивую хронологию… Ну а в манге Tsubasa: Reservoir Chronicle стёртому из реальности сыну собственного клона пришлось заменить себя новым человеком, чтобы в уже случившихся событиях было хоть какое-то действующее лицо.

Некоторые герои мультиверсума Tsubasa существуют минимум в трёх воплощениях и происходят из других произведений той же студии

Любимое развлечение фанатов - рисовать для самых запутанных произведений хронологии

Звучит безумно? Но за такое безумие мы и любим путешествия во времени - они раздвигают границы логики. Когда-то, должно быть, и обычный скачок в прошлое мог свести непривычного читателя с ума. Сейчас же хронофантастика по-настоящему сияет на длинных дистанциях, когда авторам есть где развернуться, а временные петли и парадоксы наслаиваются друг на друга, порождая самые невообразимые комбинации.

Увы, часто бывает, что конструкция складывается под собственным весом: либо скачков во времени становится слишком много, чтобы был смысл за ними следить, либо авторы на ходу меняют правила вселенной. Сколько раз уже Скайнет переписывал прошлое? И кто сейчас сможет сказать, по каким правилам работает время в «Докторе Кто»?

Зато, если хронофантастика при всех своих парадоксах получается стройной и внутренне непротиворечивой, она запоминается надолго. Именно этим подкупают BioShock Infinite, Tsubasa: Reservoir Chronicle или Homestuck. Чем сложнее и запутаннее сюжет, тем более сильное впечатление остаётся у тех, кто добрался до конца и сумел окинуть взглядом сразу всё полотно.

* * *

Путешествия во времени, параллельные миры и переписывание реальности неразрывно связаны, поэтому сейчас без них не обходится почти ни одно фантастическое произведение - будь то фэнтези наподобие «Игры престолов» или научно-фантастическое исследование новейших теорий физики, как в «Интерстелларе». Мало какой сюжет даёт такой же простор для воображения - ведь в истории, где любое событие можно отменить или повторить несколько раз, возможно всё. При этом элементы, из которых складываются все эти истории, довольно просты.

Похоже, за последние сто лет авторы сделали со временем всё, что только возможно: пускали вперёд, назад, по кругу, в один поток и в несколько… Поэтому лучшие из таких историй, как и во всех жанрах, держатся на персонажах: на пришедшей ещё из древнегреческих трагедий теме борьбы с судьбой, на попытках исправить собственные ошибки и на тяжёлом выборе между разными ветками событий. Но как бы ни скакала хронология, история всё равно будет развиваться только в одном направлении - в том, которое интереснее всего зрителям и читателям.

О путешествиях во времени говорили с тех пор, как зародилась фантастика. Но одно дело, когда о таких случаях пишут фантасты и совсем другое, когда о них рассказывают обычные люди. Причем подобных рассказов не мало, а некоторые даже подтверждаются документальными свидетельствами.

Реальные факты путешествия во времени

Мужчину сбивает автомобиль

Подобный случай описан полицией Нью-Йорка в ноябре 1952 года. Дорожно-транспортное происшествие на Бродвее. Мужчина сбит насмерть автомобилем. Кажется, что ничего странно нет. Но водитель и пассажиры автомобиля утверждали, что мужчина возник на дороге совершенно внезапно. Еще большее удивление у прибывших стражей порядка вызвала одежда погибшего и его документы. Удостоверение лично было выдано более восьмидесяти лет назад, а в адресе на визитных карточках значилась улица, которую убрали полвека назад. Усердные полицейские с трудом, но нашли в архивах упоминания о господине с таким удостоверением личности, затем отыскали дочь указанного человека, уже на тот момент старушку. Старушка показала фото своего отца, пропавшего семьдесят лет назад на Бродвее. И с фото на полицейских смотрел тот самый мужчина, которого сбил автомобиль.

Студентка и кладбище

Некая студентка из Швейцарии проходила обучение в Париже. В майский выходной день девушка решила отправиться в парк одного из пригородов столицы. В парке она нашла тихое место, где расположилась на лавочке с книгой. Неожиданно свет стал меркнуть, и девушка оторвалась от чтения, предположив, что это тучи закрыли солнце перед дождем. Но ее взгляду предстало нечто невообразимое. Вместо парка перед нею было кладбище с множеством могил. Растерявшаяся студентка оставила книгу и сделала несколько шагов вперед. Вдруг в отдалении она увидела группу людей в необычной одежде, идущих в ее сторону. Возглавлял шествие священник, следом шли несколько женщин и мужчин, которые несли гроб. Девушка перепугалась и кинулась обратно. Вокруг нее снова был залитый солнцем парк, а на лавочке лежала оставленная книга. Позже студентка выяснила, что по время эпидемии чумы в XIV веке на месте этого парка было сделано кладбище.

Человек которого ударила молния

Стоит упомянуть и о жителе туманного Альбиона. Произошло все во время грозы, когда молния ударила рядом с работающим в своем саду мистером Питером Уильямсом. Он потерял сознание, а когда очнулся, то оказался в незнакомом месте. Найдя людей, пострадавший попросил доставить его в больницу, что сразу было сделано. Проведя в больнице пару дней, мистер Уильямс решил пройтись, но его брюки были в ужасном состоянии. Тогда мужчина, лежавший с ним в одной палате, предложил помощь и дал свои вельветовые брюки, которые были практически новыми. Выйдя на прогулку, англичанин вернулся на то место, где два дня назад нашел помощь, а пройдя дальше, оказался возле собственного дома. Конечно, вернувшись домой, Уильямс немедленно отправился в больницу, чтобы вернуть брюки их владельцу. Клинику он нашел довольно быстро, только там его никто не ждал. И врач, и медсестра были те же, но они не узнали своего недавнего пациента. Впрочем, и сам пациент обратил внимание, что эти двое изменились, будто постарели. Соседа по палате вообще не удалось разыскать. Более того, даже в книги регистрации не осталось никаких свидетельств о таком пациенте как Уильямс. Последним аргументом были брюки, из-за которых мужчина и вернулся в больницу. Но даже тут его ждало открытие. Такие брюки давно вышли из моды, а потому их сняли с массового производства. Это подтолкнуло упорного англичанина посетить фабрику, которая выпустила брюки. Там он отыскал старых работников, которые, осмотрев невольное приобретение Уильямса, сообщили, что такую одежду перестали выпускать более 20 лет назад.