Проблемы африки. Освобождение стран африки и проблемы развития

Проблемы африки. Освобождение стран африки и проблемы развития

После. Второй мировой войны в колониях на территории. Азии и. Африки сложились условия для получения государственной независимости многими народами. Этому способствовало много факторов, в том числе капитуляция. Японии ослабление позиций. Великобритании,. Франции,. Нидерландов и изменения в их колониальной политике. Сыграли свою роль в регионах укрепление национальной буржуазии и появление других социальных слоев и гр уп людей, способных к самостоятельному управлению своими странами, а также возникновение здесь патриотических партий и организаций, под лозунгами национального единства провозгласили курс на достижение независимости. Большое влияние на освобождение колониальных стран оказала"холодная война"между. СССР и. США, которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала упадку колониализм колоніалізму.

Колониализм - явление неоднозначное: с одной стороны, он разрушал традиционную структуру жизни. Востока, навязывал на местах необычный европейский стандарт экономических и общественных отношений, что приводило к в энергичного сопротивления колонизаторам, а с другой - колониальный капитал подталкивал социально-экономическое развитие этих стран, втягивал в рыночные отношения европейского типа. Однако в XX в колониализм в основном уже исчерпал себя исторически и в условиях, когда во время борьбы с гитлеровским нацизмом человечество охватила идея национальной свободы и независимости, стал анахронизмом и был обречений.

Исторически закономерный процесс деколонизации можно разделить на следующие этапы:

o 1945 г - середина 50-х годов - освобождение народов. Азии;

o середина 50-х - середина 60-х годов - освобождение народов. Северной и. Тропической. Африки;

o начало 70-х годов - 1990 г - окончательный упадок колониализма, освобождение. Южной. Африки

Великобритания решила свои колониальные проблемы преимущественно мирным путем: в 1947-1950 гг стали независимыми ее крупнейшие колонии -. Индия,. Пакистан,. Бирма,. Цейлон. Франция и. Нидерланды пытались ост пиниты процесс деколонизации с помощью войны: в 1946-1954 гг продолжалась война. Франции в. Индокитае, в 1954-1962 гг - в. Алжире; в 1945-1950 гг - война. Нидерландов в. Индонезинезії.

Мировая общественность и. ООН поддержали процесс деколонизации 14 декабря 1960 г. ООН приняла декларацию"О предоставлении независимости колониальным странам и народам", которая этот процесс поставила под международный й контроль и ускорила. В 1960 г. 17 стран. Африки получили независимость. Последней колонией в мире была. Намибия, которая стала независимой от. ЮАР в 1990ід. ПАР у 1990 р.

Освободившись от колониальной зависимости и получив политическую самостоятельность, молодые государства не стали экономически независимыми. Страны. Азии и. Африки остались аграрно-сырьевыми придатками бывших мет трополий, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Отсталость, войны, эпидемии, голод, финансовая задолженность, этнические и территориальные проблемы были для них привычными явлениями. Перед новообразованными странами появились такие общие сложные проблемы определения путей дальнейшего развитияку:

o выработка собственной внутренней и внешней политики;

o установления характера власти и формы общественно-политического устройства;

o экономическая ориентация

О государственно-политического устройства молодых государств. Азии и. Африки, то после обретения независимости в них начали создаваться политические институты преимущественно по западным образцам: были приняты конституции, избирались парламенты как представительные законодательные органы власти, основывались посты президентов или законодательно оформлялась монархическая власть, образовывались политические партии и т.д.. Однако все эти ин туты результате цивилизационных ной специфики афро-азиатских обществ приобретали особое внутреннего"окраску"Как правило, в этих странах утверждалась однопартийная система власти во главе с признанным м лидером, всенародным вождем, так называемая патерналистская (от лат слова"патер"- отец), которая формировалась по этническим, племенным и подобными принципами. Важную роль в обществе играла армия, которая часто вмешивалась в государственные дела. Социально-политическая нестабильность стран региона проявлялась во второй половине XX в в революциях, государственных переворотах, военных мятежах, гражданских е йнах, межгосударственных конфликтах тощждержавних конфліктах тощо.

Сложными были проблемы и в развитии экономики. Большинство стран. Азии и. Африки выбрала капиталистический путь развития - рыночные отношения, частную собственность, ограничение вмешательства государства в экономику. В о основном это страны с богатыми природными ресурсами, сравнительно высоким уровнем развития промышленноститі.

Слаборазвитые страны в условиях экспансии. СССР на. Восток выбирали социалистический путь развития - отказ от приватноринко-вых отношений, предпочтение государственного сектора в экономике. Благодаря пропаганде. Коминтерн ном (позже -. Коминформ) марксистских положений, решающей победе. СССР над фашизмом, непосредственной поддержке советских войск на путь социализма в. Азии стали. Китай,. Северная. Корея,. Вьетнам,. Ла ос,. Камбоджа. Позже прокоммунистические режимы были установлены в. Африке (Мали,. Эфиопия,. Сомали,. Танзания,. Мозамбик,. Гана,. Конго,. Гвинея,. Ангола и др.),. Латинской. Америке (Куба). СССР поддерживал любые и режимы, которые заявляли о своей преданности идеям социализма (Никарагуа,. Афганистан). Правда, эти режимы советского образца, как правило, были неустойчивымйкими.

В последней четверти XX в страны. Азии и. Африки, следуя положительный пример стран. Латинской. Америки, пересмотрели стратегию своего развития: политику противодействия мировой экономике они изменили на полеты ику приспособления ее к своим потребностям. Они начали форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала, что привело к ускоренной модернизации большинстве стран региона им в далось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, атак называемая"зеленая революция"при поддержке. США и других стран. Запада сняла угрозу массового голода. Продолжается процесс постепенного форму ния демократических институтов в странах. Азии и. АфрикАзії та. Африки.

Бывшие колониальные страны активно борются за новый мировой экономический порядок, при котором учитывались бы и их интересы. Они пытаются противостоять экономической зависимости от развитых стран. Прибежище алося это немногим. Так, новыми индустриально развитыми странами стали"азиатские тигры":. Южная. Корея,. Тайвань,. Гонконг,. Сингапур, ориентиром для которых была. Япония. С 60-х годов они самые высокие среднегодовые темпы экономического развития в мире: на конец 90-х годов темпы экономического роста этих стран досятлы 8,8% в год (в. Европе в среднем 3,7%), увеличивался их валютный запас (Тай колебаний занимает 1-е - 2-е место в мире по валютным резервам - 82,5 млрд долл.). Этим странам присущ синтез традиционных"восточных"отношений и приватноринкових основ. Так, если. Гонконг и. Сингапур процветут ають благодаря замечательному геополитическому положению (перекресток важных морских путей), то. Юго. Корея и. Тайвань - за счет целенаправленной политики правительства и упорного труда населениюаполегливої праці населення.

Чрезвычайно острыми проблемами для международного сотрудничества остаются неурегулированные международные и внутригосударственные конфликты, международный терроризм , пиратство. Более 60 лет длится не урегулирование ьований арабо-израильский конфликт, история которого наполнена многочисленными кризисами, войнами и вооруженными столкновениями. На. Кавказе до сложных и затяжных конфликтов принадлежит. Нагорно-Карабахский между. Арменией и. Азербайджаном, в результате которого последний потерял на только. Карабах, но и 16% собственной территории и вынужден содержать около 600 тыс. беженцев. Косвенное вмешательство со стороны. России и. Турции определенной мы отделения затрудняет возможности его решения. Непосредственное вмешательство. России в конфликты между. Грузией и. Абхазией,. Грузией и. Южной. Осетией чрезвычайно обострило международную обстановку в регионе. Особенно ярко это продемонстрировала российско-грузинская война в августе 20082008 р.

В декабре 2003 американские войска взяли. С. Хусейна. После судебного процесса бывшего иракского диктатора 30 декабря 2006 г были казнены, однако ситуация в. Ираке остается напряженной. Несмотря н на пребывание почти 150-тысячного контингента американских войск, в стране продолжается война"всех против всех"Основными противоборствующими сторонами остаются американские оккупационные войска, бывшие прибич ники. С. Хусейна и партии. БААС, шиитское население. Ирака и различные террористические группы. Регулярные террористические акты подрывают стабильность правительства и возможности для реализации проектов социально-эко номической развития странго розвитку країни.

Проблема терроризма остается одной из ключевых в мирном урегулировании в. Афганистане. После первых в истории страны президентских выборов в октябре 2004 г представитель народа пушту. Г. Карзай был провоз. Ошен президентом страны. Однако насилие со стороны групп террористов и вооруженные конфликты на региональной и этнической основе остаются нерешенной проблемой. Шаткий этнический баланс между основными национал ьнимы группами значительной мере поддерживается. Международными силами по поддержанию мира (около 8500 человек), действующих в рамках. НАТО с 2002 г до 3 млн афганских беженцев вернулись домой время развитие. Афганистана по мирному сценарию осложняется слабой экономической основой. В последние годы наблюдается увеличение производства опиумного мака"также является социальных и политических проблемчною проблемою.

Серьезным ударом по стабильности международных отношений в. Азии являются попытки нескольких стран ставят разные задачи, завладеть ядерным статусом. Если в случае с. Индией и. Пакистаном, которые в 1998 г почти в одновременно провели ядерные испытания, ведущим мировым странам не удалось адекватно помешать процессу нуклеаризации, то по иранской и северокорейской ядерных программ большинство проводников х государств пытаются не допустить попадания такого вида оружия в руки политически"непередба-бдений"режимов сих пор продолжается спор между. Тегераном с одной стороны и. ООН,. МАГАТЭ,. ЕС и. США с другой ежедн в проблемы обогащения урана и других действий. Ирана в области ядерной энергетикої енергетики.

Независимые африканские страны формировались в сложных международных и внутренних условий. Бывшие колонии европейских государств обрели независимость разными путями, однако совместное колониальное прошлое давалось знать. Искусственные границы, отсутствие в большинстве стран национальной основы, трайбализм, помноженные на вмешательство сверхдержав во время"холодной войны", привели к длительным гражданских войн и межгосударственных конфликтов. Логическим следствием такой ситуации стала значительной степени маргинал-зация. Африки в международных экономических и политических отношениях, проблемы нищеты, распространение болезней, инфекций и др.. Для большинства африканских стран все еще актуален вопрос политической стабильности, перехода жизни на мирные рельсы, что в значительной степени тормозит плана развитияплани розвитку.

В 2002 г в. Анголе завершилась одна из самых затяжных гражданских войн, продолжавшейся с момента обретения независимости страны в 1975 г. и унесла жизни около 1,5 млн человек

Если в. Анголе линия конфликта в целом пролегала между враждующими политическими группировками, то в 1993 г??в. Бурунди начался настоящий геноцид. Доминирующее в государственной власти племя тутси начало кровавую р резню другого племени - хуту. Война продолжалась почти 10 лет, в результате которой погибло 200 тысяч граждан страны, преимущественно хутуту.

Одной из характерных для. Африки проблема. Дарфура, восточной провинции. Судана, в которой при поддержке правительства (где доминируют арабы-мусульмане) неарабских и неисламских население подвергается кровавом истреблены нню. Лишь вмешательство мирового сообщества -. ООН и. Африканского союза - несколько облегчило эту гуманитарную катастрофу.

Попытки объединения страны вокруг авторитарной личности были осуществлены при правлении в. Заире (теперь Демократическая. Республика. Конго) диктатора. Мобуту. Но после его изгнания в 1997 г межнациональные суп перечности не дают возможности этой богатой промышленное сырье государстве. Африки превратиться в стабильную развивающуюсяся.

Экономической основой африканских государств остается экспорт сырья, как промышленной, так и сельскохозяйственной. Цены на нее не могут в современных условиях обеспечить устойчивого фундамента для экономически ого развития, поскольку стоимость сырья не способна адекватно компенсировать потребности в импорте продуктов питания и продукции машиностроенияя.

В Африке проживает около 500 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык. Когда европейцы делили Африку, создавая свои ко­лониальные империи, они не обращали внимания на этническое многообразие. Но с обретением независимости бывшими колониями выяс­нилось, что в рамках новых независимых государств проживают раз­личные народности, отношения между которыми в силу разных при­чин складывались напряженно.

Более того, некоторые крупные народы оказались разделенными государственными границами, что могло бы привести к территори­альным спорам и конфликтам. Поэтому Организация Африканского Единства (ОАЕ) в 1964 г. приняла решение утвердить границы, остав­шиеся от колониальных времен. Этот принцип был признан всеми правительствами африканских стран, но межэтнические конфликты тем не менее, разгораются постоянно.

Если в сельской местности население в основном моноэтнично, то африканские города, наоборот, стали привлекать представителей раз­ных народов и племен. Выходцы из деревень селились в городах зем­лячески, т. е. племенными коллективами, образуя из «своих» соответ­ствующие городские кварталы. Они оказывали поддержку политикам и военным родом из тех же мест и племен, что зачастую провоцирова­ло внутренние конфликты.

За всеми внутренними конфликтами в Африке так или иначе сто­ит именно межплеменная рознь - трибализм, хотя внешне это может быть оформлено как «политические интересы». Так было, например, в Анголе, где длительное время шла борьба между властями Луанды (ориентировавшимися на социализм и СССР) и Жонасом Савимби, лидером УНИТА (ориентировавшимся на капитализм и поддержку Запада). Если присмотреться повнимательнее, за этим противостоя­нием можно увидеть именно межплеменные конфликты.

Став независимыми, африканские государства представляли со­бой такое многообразие языков, этнических групп, религиозных ве­рований и культур, что мало походили на монолитные государствен­ные формирования, которыми выглядели на политической карте.

Типичным для Африки примером межплеменного конфликта яв­ляется бывшее Бельгийское Конго (Заир). Сразу же после провозгла­шения независимости в I960 г. там начались беспорядки, вызванные соперничеством политиков, опиравшихся на различные племена и на­родности.

Когда в 1964 г., казалось бы, было покончено с попытками отделе­ния богатой провинции Катанга, возникли проблемы в других райо­нах страны, в частности, произошел мятеж Пьера Мулеле в Восточ­ной провинции, который был подавлен в 1966 г. диктатором Мобуту.

Но уже в 1967, г. в Катанге вновь была предпринята попытка отде­литься. То же произошло через 10 лет, в 1977 г., когда в той же провинции восстала народность балунда, объявив о создании Фронта нацио­нального освобождения Конго. Этот конфликт вызвал международ­ное вмешательство, в том числе были введены и контингенты войск Марокко, Сенегала, Берега Слоновой Кости, Того и Габона.


Но это не могло устранить главной причины - страна все больше погружалась в хаос, экономика и инфраструктура разваливались, госу­дарственные сферы охвачены коррупцией, жизненный уровень населе­ния беспрерывно падал, губернаторы провинций фактически стали не­зависимыми; средняя продолжительность жизни сократилась до 40 лет.

В мае 1997 г. Мобуту был наконец свергнут в результате восстания. Во главе страны встал Лоран-Дезире Кабила, личный друг П. Лумумбы и Э. Че Гевары. Ему оказали поддержку соседние государства - Уганда, Руанда, Бурунди. Но в июле 1998 г. Кабила поссорился с представите­лями народа тутси, проживающим на Востоке Конго, среди которого было много беженцев из этих стран.

В августе 1998 г. против режима Кабилы начался мятеж, поддер­жанный Угандой, Руандой и Бурунди, которые направили в Конго свои войска. На помощь правительству пришли Ангола, Зимбабве, Намибия, Чад и другие страны.

Так началась эта африканская война, которая тянется до сих пор. Почти половину территории Конго ныне контролируют мятежники. По некоторым данным, от военных действий уже погибли свыше 1 млн. 700 тыс. человек.

Проблема взаимоотношений между тутси и хуту давняя. Более высокорослые тутси всегда считали себя и более аристократичными. В Бурунди после выборов 1993 г. господство тутси было свергнуто, но началась резня народа хуту. В следующем 1994 г. тутси двинулись из соседней Уганды в Руанду и устроили резню хуту, по некоторым дан­ным, погибли около 1 млн. человек. В настоящий момент тутси по-прежнему правят в Руанде и Бурунди и угнетают хуту.

В 2001 г. ситуация осложнились еще больше: в январе убит сам гла­ва режима Л.-Д. Кабила; власть перешла к его сыну Джозефу Кабиле, командующему сухопутными войсками. Пока конца войне не видно, всякие попытки заключить перемирие кончаются неудачей. В 2002 г. Зимбабве объявила о выводе своих войск. Но в мае того же 2002 г. обо­стрилась ситуация на востоке страны в связи с активизацией так на­зываемой Патриотической армиии Руанды. Недавно СБ ООН про­длил мандат международных сил до 30 июня 2003 г. (МООНДРК).

Не менее трагичной стала и судьба Нигерии, самой многонаселен­ной страны в Африке. Бывшая британская колония представляла со­бой смешение различных народов, религий и культур. На Севере проживали два народа - фулани и хауса, между которыми существовал давний конфликт; на Западе - народ йоруба; в южной части в основ­ном проживали ибо - люди очень энергичные.

С начала XX в. ибо стали заселять и Север, и Запад. После провоз­глашения независимости в 1960 г. уроженец Северной Нигерии занял пост премьер-министра, представитель народа ибо - пост президен­та, а лидер Западной Нигерии - вождь Обафеми Аволово - сформи­ровал оппозицию в парламенте.

Но вскоре такой расклад изменился: союз Севера и народа ибо распался; Аволово был смещен вождем Акинтолой, который стал склоняться к союзу с Севером. С января 1966 г. в столице Нигерии Ла­госе прошла череда государственных переворотов, в результате кото­рых власть захватил полковник Якубу Говон, уроженец Севера и хри­стианин. Он начал осуществлять некоторую либерализацию режима, собрал в Лагосе конференцию представителей всех народов Нигерии.

В мае 1967 г. губернатор Восточной Нигерии Одумегву Оджукву объявил о создании независимого государства народа ибо -- Биафры. Началась долгая Гражданская война, в ходе которой погибли многие сотни тысяч мирных жителей. Федеральная армия Нигерии, числен­ность которой возросла до 220 тыс., постепенно брала верх, но кон­фликт затянулся до 1970 г. СССР и Великобритания поддерживали правительство Нигерии, Франция и некоторые африканские государ­ства - Биафру. В январе 1970 г. Биафра капитулировала.

Вскоре, казалось бы, наступили благодатные времена, поскольку Нигерия входила в шестерку мировых производителей нефти. После повышения мировых цен на нефть странами ОПЕК в 1973 г. темпы экономического роста в Нигерии достигли 7% в год. Но в 1980-е гг. по­следовал резкий спад, доходы на душу населения сократились в 4 раза. Это повлекло за собой обострение внутриполитической ситуации, Яку­бу Говон был свергнут уже в 1975 г. В настоящее время в стране беспре­рывно происходят государственные перевороты, что отражает сложную этническую структуру общества.

Почти все африканские государства стали республиками, а в качест­ве национальных языков утверждены языки бывших метрополий. Это произошло ввиду сложной этнической структуры стран, иначе любой вождь, став королем, сразу же восстановил бы против себя все прочие племена и народы. Кроме того, во всех африканских государствах есть парламенты, через которые демократическим путем должны прояв­ляться интересы различных народов и племен. Политические партии в Африке складывались в основном по этнически-племенному прин­ципу. В этом - специфика общественных связей: любой человек, сделавший карьеру, должен был окружать себя родственниками и сопле­менниками, которые составляли его политическую опору.

Казалось бы, парламентская демократия соответствует этническо­му многообразию Африки, тем более что представители элиты хорошо знакомы с историей парламентских традиций в Европе. Внешне в аф­риканских странах присутствовали все атрибуты демократии: выборы, президенты, конституции, гарантирующие населению демократичес­кие свободы. Но на деле все обстояло иначе: почти повсеместно ут­верждались однопартийные режимы, значительная часть этнических групп отстранялась от власти, или им предлагалась лишь небольшая доля формального участия. Во всяком случае почти везде оппозиция низводилась до уровня зависимого младшего партнера.

Это предопределило частую смену власти в африканских странах, постоянные политические кризисы. Единственным хорошо органи­зованным государственным институтом в Африке является армия. Она вынуждена постоянно вмешиваться в политическую жизнь, регу­лярно устраивая военные перевороты.

Первый успешный государственный переворот произошел в Того в 1963 г., когда был убит президент Сильванус Олимпио. Затем после­довали аналогичные события в бывшем французском Конго, Бенине, Габоне, Заире, Верхней Вольте, Гане - до 1968 г. в Черной Африке произошли 64 военных переворота.

В конце 1960-х гг. ситуация усугубилась - лишь одна Дагомея (Бенин) пережила 6 переворотов; на них просто перестали обращать внимание. В 1970-е гг. военные перевороты были в Африке главным средством смены власти. Выборы же никакой роли не играли; как говорили на Западе, в Африке они проводились по принципу: «Один человек - один голос - один раз».

Поскольку длительное время сохранять военный режим практиче­ски невозможно, через определенное время армия передает власть гражданским лицам или организует выборы, где побеждает ее ставлен­ник. Через несколько лет ситуация вновь повторяется - таковы реа­лии политической жизни в странах Африки. Даже когда военные не становились арбитром в конфликте политиков, парламентская демо­кратия западного типа сворачивалась уже через несколько лет. При­мерно в тридцати самых бедных государствах мира в Африке была вве­дена однопартийная система, а президенты обладали фактически аб­солютной властью.

В Африке утвердился авторитарный стиль правления; несколько такого рода руководителей находились у власти в течение почти трех десятков лет, вплоть до 1990 г.: Мобуту - в Конго, Уфуэ Буаньи - в Кот-д"Ивуаре, Хестинг Банда -- в Малави. Лишь в 1990-е гг. намети­лись некоторые перемены: в 1991 г. первые свободные президентские выборы проведены в Бенине; в Замбии в том же году президент Кен­нет Каунда, находившийся у власти в течение 27 лет, также не был из­бран на новый срок.

В политической жизни Африки уже в 1960-е гг. стали доминировать на­силие, мракобесие и тирания. В Бурунди два премьер-министра были убиты один за другим. Президент Бенина лично убил своего министра внутренних дел. В Народной Республике Конго по телевидению был по­казан труп высшего военного чина с заткнутым долларами ртом. В Эк­ваториальной Гвинее, где в 1968 г. президентом стал Франциско Масиас Нгуэма, началась настоящая резня: президент лично избил до смерти своего министра внешних сношений; так он поступал и отношении дру­гих подчиненных вплоть до своего свержения в августе 1979 г.

Еще более одиозный случай произошел в Центрально-Африкан­ской Республике. Командующий армией Бокасса в 1966 г. был провоз­глашен пожизненным президентом, а в 1977 г. он объявил себя импе­ратором, а страну - империей. По сему случаю в декабре 1977 г. была устроена пышная церемония коронации, на которой присутствовали 35 тыс. иностранных гостей. Шикарный трон в виде орла, корона, ук­рашенная 2 тыс. бриллиантов, императорские регалии и пр. - все это обошлось стране в одну пятую часть ее годового дохода.

Бокасса «прославился» безудержным насилием и самодурством: в 1979 г. он лично участвовал в убийствах 80 детей, ударил император­ским скипетром по голове личного посланника президента Франции. Только после вмешательства французских войск он был свергнут 9 сентября 1979 г. Диктатор получил политическое убежище в Береге Слоновой Кости, но был заочно обвинен в каннибализме, убийствах, махинациях с золотом и бриллиантами.

Во многих африканских странах распространены колдовство и свя­занные с этим ритуалы. В Уганде, например, некоторые народы с му­сульманского Севера пили кровь своих жертв и съедали их печень, многие калечили тела своих врагов, отправляя таким образом религи­озные ритуалы. Времена правления угандийского диктатора Иди Ами­на и поныне вспоминаются с ужасом. Еще до предоставления незави­симости Уганде в 1963 г. он приобрел репутацию крайне жестокого че­ловека, был замешан в многочисленных убийствах и пытках людей. Но британские колониальные власти не стали судить одного из немно­гих черных офицеров. При президенте Мильтоне Оботе Амин посте­пенно выдвинулся как главнокомандующий армией. Выходец с Севе­ра, Амин еще в 16-летнем возрасте принял ислам. Впоследствии он установил связи с ливийским президентом Каддафи и руководителями палестинских организаций.

В 1971 г. Амин сверг Оботе и установил свою власть в Уганде. Му­сульмане составляли лишь 5% населения страны, но тем не менее Амин, опираясь на поддержку ливийцев и палестинцев, установил настоящую диктатуру. Его режим стоил жизни 300 тыс. угандийцев, Амин уничтожал всех недовольных, лично расправился с нескольки­ми министрами.

Многие бежали из страны уже в 1971 г., так что суть происходяще­го была известна миру. Амин был ритуальным каннибалом; известно, что он убил свою жену, расчленил ее труп и затем съел его. По совету одного шамана он убил сына и съел его сердце. Доказано, что он имел коллекцию иллюстраций из руководства по анатомии и хранил специально подобранные человеческие органы в холодильнике. Амин лично расправился с высшими полицейскими чинами, рассле­довавшими его преступления. Главным орудием в его руках стала ор­ганизация под названием Государственный исследовательский центр (ГИЦ), где работали советники из Ливии и палестинцы. Она была цен­тром пыток и расправ с недовольными или подозреваемыми в проти­водействии диктатору.

Поражает тот факт, что, даже когда о преступлениях Амина в Уган­де уже было широко известно, он пользовался широкой международ­ной поддержкой, и прежде всего в Африке. В ОАЕ вообще никто не критиковал Амина вплоть до 1978 г., когда он напал на соседнюю страну - Танзанию. Мало того, в 1975 г. он был избран председателем ОАЕ и в этом качестве выступал на Генеральной Ассамблее ООН 1 ок­тября 1975 г., после чего в его честь был устроен обед видными лица­ми. Амин был свергнут 4 марта 1979 г. танзанийской армией, нашел убежище у Каддафи в Ливии. Но насилие в Уганде отнюдь не прекра­тилось.

Серьезную угрозу представляют и другие проблемы, в частности, крайне остро стоит проблема СПИДа. В некоторых странах Тропи­ческой Африки им поражена значительная часть населения. Специ­алисты говорят о так называемом «поясе СПИДа», куда относят та­кие страны, как Замбия, Мозамбик, Ботсвана, Свазиленд, Намибия. Периодически возникают нехватки продовольствия и голод в Эфио­пии, Сомали, Судане, Анголе, Заире и в других странах.

Проблемой Африки остается и расизм, но не в плане дискриминации черных белыми. В той или иной форме все африканские государства проводили расовую политику. Арабские страны еще в 1950-1960-е гг. изгнали евреев со своей территории или загнали оставшихся в гетто.

Танзания в 1960-е гг. изгоняла арабов или лишила оставшихся равных прав. В 1970-е гг. из Восточной Африки началось изгнание выходцев из Азии, даже в Кении они были дискриминированы в 1982 г. Боль­шинство африканских стран с негритянским населением после полу­чения независимости осуществляли дискриминацию белого мень­шинства на уровне государственной политики, исключение состави­ли лишь две страны: Кения и Берег Слоновой Кости.

С начала 2000 г. в Зимбабве начались нападения на белых фермеров, правительство объявило, что около 3 тыс. фермерских хозяйств будет передано бедным черным крестьянам, но были захвачены и многие фермы, которые экспроприации не подлежали. Сейчас власти ничего не могут поделать с этими насильственными захватами. Фермеры по­дали судебные иски на президента Р. Мугабе, но столкновения на фермах продолжаются, льется кровь. В стране воцарился хаос. Эконо­мика переживает кризис, США угрожают экономическим бойкотом, а президент Р. Мугабе тем не менее выиграл новые президентские выборы (в марте 2002 г.). В августе 2002 г. он отправил в отставку пра­вительство, свалив на него вину за постигший страну политический и экономический кризис.

Получили распространение концепции типа негритюда, подчер­кивающее расовое превосходство негритянских народов. В разных странах их лидеры пытаются превозносить самобытность африкан­цев, разрабатывают доктрины, доказывающие эту самобытность. Так, в Заире диктатор Мобуту разработал доктрину мобутизма, отно­ся к чисто африканским ценностям, например, однопартийные ре­жимы, обожествление власти президента. Он распорядился изменить на африканские все географические названия в стране, запретил все христианские имена. Даже свое имя он сменил на Мобуту Сесе Секо Куку Игбенду Ва За Банга, что в переводе означает «Петух, который не оставляет ни одну курицу без внимания». С аналогичными пропо­ведями выступают ныне и многие другие руководители африканских государств.

Что касается Южной Африки, где велик процент белого населе­ния, то там ныне сохраняется баланс между интересами разных групп, благодаря чему и гарантировано экономическое развитие. Впрочем, в будущем все может измениться, учитывая огромную разницу в дохо­дах. То, что подобное может произойти, доказывают события 2000 г. в Зимбабве, бывшей Южной Родезии, где началось бегство из страны европейского населения.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

В ликвидации колониальных режимов и переходе политической власти к африканцам вся Африка видела огромное достижение. С провозглашением независимости африканцы связывали большие надежды. Была широко распространена уверенность, что коренное улучшение жизни наступит почти немедленно. Вместе с большинством населения радужные надежды разделяли, хотя и с меньшей степенью наивности, многие африканские лидеры.

Улучшения действительно последовали. Африканцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись широкие возможности к развитию африканских культур. Полноправное участие в работе ООН и во многих международных организациях способствовало самоутверждению новых стран и их граждан. Молодые государства начали получать значительную помощь от многих стран мира, от специализированных организаций ООН, от международных фондов, банков.

В обстановке "холодной войны" началась борьба между соперничавшими блоками за влияние на африканские государства. Вопрос о выборе пути социально-экономического развития решался правительствами государств Африки зачастую в связи с их отношением к этим блокам. Поскольку капитализм в представлении африканцев был связан с колониализмом и уже поэтому вызывал разочарование, социалистические идеи представлялись крайне привлекательными. Советский Союз и другие страны социалистического лагеря использовали это, подчеркивая, что ни одна из этих стран не несла на себе вины за колониализм в Африке. Еще более действенным было утверждение, что социалистический лагерь поможет африканским государствам вообще избежать тягот капитализма и перейти к более высоким фазам развития, минуя капитализм.

С конца 50-х годов в марксистско-ленинской теории все большее внимание уделялось разработке концепции "некапиталистического развития" и "социалистической ориентации". Эти идеи были горячо поддержаны многими лидерами африканских государств. Правящие партии объявляли своей идеологией "африканский социализм", а затем некоторые - марксизм-ленинизм. Первые шаги в этом направлении сделали правительства Ганы, Гвинеи и Мали, затем на этот путь встали Танзания, Конго, Малагасийская Республика и некоторые другие государства. Вскоре опыт этих страны показал, что эксперимент не удается. Но идеи некапиталистического развития продолжали привлекать, и на место стран, сходивших с этого пути, становились новые. С середины 70-х - Эфиопия, Ангола и Мозамбик.

Зачастую в странах, выбравших некапиталистический путь развития, ситуация складывалась напряженно, диктатура лидера и правящей партии оказывалась жесткой, а гражданские войны - кровопролитными. Но ряд самых основных трудностей был примерно один и тот же, что и в государствах, согласившихся с неизбежностью капиталистического пути.

Большинство африканских стран после провозглашения независимости остались, как и были, в ряду беднейших в мире. Строительство государственности оказалось очень сложным процессом. Многие из трудностей были вызваны колониальным прошлым, другие же - традициями доколониального времени. Каков бы ни был аппарат колониального управления, он базировался на долгом опыте, обслуживался профессионалами и действовал как уже отлаженный механизм. С его развалом всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях, снизу доверху, а к власти приходили люди, не обладавшие для этого опытом.

В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, непотизмом, вертикальной солидарностью трайбалистского типа. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для "деструктивной" экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми. Доля Африки в мировом ВВП и ее удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.

Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, к "эффекту домино" или карточного домика, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.

Колониализм, используя политику "разделяй и властвуй", все-таки приглушал многие острые этнические распри, уходящие корнями в доколониальные времена - иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных режимов эти конфликты взорвались, как мины замедленного действия. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали трагедией Африки. Гражданская война в 1967-1970 гг. в Нигерии, когда восточная часть страны, населенная народом игбо, решила отделиться и провозгласить себя Республикой Биафра, унесла от 1 до 2 млн. жизней. Иди Амин, кровавый диктатор Уганды в 1971-1979 гг., расправлялся с целыми народами и привел страну в состояние разрухи. Вражда между народами хуту и тутси в Руанде и Бурунди нанесла этим государствам и их населению неисчислимый урон.

Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африканцы уезжали за пределы своего континента. В 60-х годах, когда в Западной Европе был экономический бум и требовались дешевые рабочие руки, туда эмигрировали, наряду с индо-пакистанцами и арабами, и африканцы. В Великобритании, Франции и других государствах Европы их сейчас миллионы. Достоверных данных об их количестве нет, поскольку многие из них - нелегальные иммигранты. В Европе возникают стремления пресечь приток иммигрантов из Африки, но этот процесс уже вряд ли остановится. Подавляющее число иммигрантов не стремится к скорому возвращению в родные края, а борется за свои права в нынешних местах обитания.

При всех межгосударственных и межэтнических противоречиях Африка оставалась единодушна в осуждении последнего колониального режима на Африканском континенте - системы апартхейда в Южно-Африканской Республике.

Завершающим этапом деколонизации после Второй мировой войны стало освобождение от колониальной зависимости народов Африки. Свыше четырех десятков независимых государств были созданы на развалинах колониальных империи Великобритании, Франции, Португалии.

Большинство из освободившихся стран, обретя независимость, не имели собственного политического опыта. Новые африканские государства стали самоопределяться на базе племенных связей, при этом часто обращение к традиции не сплачивало,а скорее разъединяло жителей новых государствпо племенному, клановому или земляческому признаку.

Нередко и сами границы новых государств определялись исключительно географией колониальных захватов. Европейские державы определили такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены.

Традиционные формы африканской жизни были абсолютно не приспособленными для создания устойчивой политической структуры.Добившись независимости, правящие образованные верхи нередко обращались к опыту метрополии.

В первые годы после провозглашения независимости государств на Африканском континенте надежды на то, что это придаст импульс экономическому росту и развитию, не оправдались. Вместо процветания экономика большинства стан фактически стала деградировать.

Пытаясь переломить неблагоприятную тенденцию, Всемирный банк выдвинулидею «планированного развития», опирающуюся на государственный сектор. Были предприняты шаги по внедрению доктрины «основных потребностей». Международный валютный фонд предложил идею о необходимости политики реформ, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности, отказа от государственного вмешательства в экономику и стабилизации финансовой системы.

Учитывая, что ранее внешняя помощь, выделяемая африканским странам на реализацию конкретных хозяйственных задач, обычно оказывалась неэффективной, МВФ, желая предотвратить разбазаривание средств, фактически установил контроль над действиями правительств стран-должников.

В начале 80-х гг. страны континента постигла засуха, что привело ксокращению выручки от экспорта с\х продукции.Большинство африканских стран отличал низкий годовой доход на душу населения, прирост ВНП. Основными причинами кризиса стали:

– незавершенность процесса образования класса крестьянства;

– отсутствие структур гражданского общества, ярко выраженное авторитарное начало;

– региональные конфликты (Сомали, Руанда, Ангола, ЮАР, Мозамбик, Персидский залив и др.);

– экспортно-сырьевая специализация, зависимость от конъюнктуры мирового рынка;

– большая внешняя задолженность;

– демографическая проблема;

– неравномерность развития. На севере Африки располагаются относительно высокоразвитые страны – Алжир, Тунис, Ливия. В Тропической Африке есть менее развитые – Чад;

– большинство Африканских стран не производят хлеба, почти все продовольствие ввозится.

В Алжире и Ливии наблюдалась большая доля государственного сектора , так как это нефтедобывающие страны и нефтедобыча была национализирована. Но эта тенденция оказывалась не всегда эффективной, наблюдался отход от приоритетов государственного регулирования экономикой. Заметного прогресса в экономическом развитии добились те африканские государства, где основу экономики составляли местный частный и смешанные секторы – Тунис, Марокко, Кения, Нигерия.

Требования МВФ сократить финансирование социальной сферы с самого начала таили в себе опасность провоцирования нестабильности.

Недостаточное знание социально-экономических условий и самобытной жизни основной группы африканского населения – крестьянства, привело к тому, что рекомендации МВФ и Всемирного банка, направленные на модернизацию сельского хозяйства, также были обречены на провал.

Либерализация внутреннего рынка также не была проведена должным образом, так как власти опасались недовольства отсталых районов, получающих дотации. Но наибольшее сопротивление в африканских странах вызвали рекомендации о девальвации местных валют. Это приводило к резкому повышению стоимости импорта, задевало интересы элиты, средних классов.

В 90-е гг. на Африканском континенте обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Вырос ВВП, впервые был зарегистрирован экономический рост даже в наиболее отсталых африканских странах.

В целом, темпы экономического роста африканских стан находились под воздействием сдерживающих факторов , среди которых:

Негативное влияние расточительного государственного сектора;

Неразвитая экономической инфраструктуры;

Продолжающаяся внутренняя политическая нестабильность;

Межгосударственные конфликты;

Сокращение притока финансовых ресурсов извне;

Ухудшение условий торговли;

Затруднение доступа к международным рынкам.

Основными причинами, негативно влияющими на приток иностранного производственного капитала в Африку, стали:

Политическая нестабильность;

Низкие темпы роста ВВП в большинстве стран континента;

Ограниченность внутреннего рынка;

Неразвитость инфраструктуры;

Высокий уровень государственного долга;

Медленное осуществление рыночных реформ.

Главными кредиторами африканских государств стали МВФ и Всемирный банк.

Не довольствуясь западными рецептами, африканские страны все более пристально обращали свои взоры на новые индустриальные страны Азии : Сингапур, Малайзию, Индонезию, Южной Кореи, Таиланд и др. Африканских лидеров устраивали также существующие в азиатских странах авторитарно-командные формы правления.

1996 г. - созданиеСоюза за индустриализацию Африки. Цель Союза – содействие промышленному развитию африканских государств, повышению конкурентоспособности их промышленной продукции на международном рынке, привлечение международного сообщества к участию в индустриализации Африки и оказанию ей помощи.

В отличие от предшествующих трех десятилетий,конец XX в. ознаменовался относительным улучшением политической ситуации в ряде стран Африканского континента. Смена режима в ЮАР благоприятно сказалась на политической ситуации Юга Африки. Мозамбик, Намибия перестали быть ареной непримиримой политической борьбы.

Но общая ситуация на Африканском континенте была далека от стабильной в политическом плане. Многие страны по-прежнему продолжали пребывать в состоянии внутренних конфликтов и междоусобиц (Ангола, Конго, Руанда, Уганда, Заир, Судан, Кот-д"Ивуар, Нигерия и др.). Особую опасность для мирового судоходства в первое десятилетие XX в. представляли пираты Сомали , захватывающие проходящие суда. И если международному терроризму мир как-то научился противостоять, то в отношении деятельности пиратских групп находящегося в бедственном положении Сомали трудно было выработать эффективные меры.

После окончания Второй Мировой войны, на территории южной и центральной Африки существовало всего три независимых государства - Эфиопия, Южно Африканский Союз и Либерия. В остальных государствах в этот период значительно усилилось антиколониальное движение.

Крушение апартеида и колониализма

В 1947 году, под давлением обязательств ратифицированных в положениях ООН, колониальные государства были вынуждены ослабить свое давление на африканские колонии. Однако правительства Великобритании и Франции сохранили право размещения на территориях колоний своих военных объектов, что де факто сохраняло их контроль над государствами.

Окончательное крушение метрополий началось только в 1960, когда 17 африканских стран получили независимость. Колониальные режимы, к началу 70- х годов, сохранились только на юге Африки.

Франция и Великобритания отказались от власти в колониях мирным путем, так как пытались сохранить статус демократических либеральных государств. Кардинально противоположной оказалась политика Португалии, правительство которой наотрез отказывалось предоставить своим колониям свободу.

В 1973 -74 годах Португалией были развязаны военные конфликты с Мозамбиком и Анголой, с целью подавления антиколониальных движений. В 1974 году на этой почве в Португалии произошла демократическая революция, результатом которой стало предоставление независимости всем колониям.

Проблемы развития африканских государств

Обретение независимости повлекло за собой возникновение новых проблем, опыта решений которых у народов бывших колониальных государств не было. Освобожденные государства получили новые границы, которые абсолютно не соответствовали этническим.

Это стало причиной развязки многих вооруженных конфликтов, несмотря на решение ООН, которое запрещало изменение границ африканских государств. Африка стала театром межэтнических войн и сепаратистских движений. Ужесточение конфликтов привело к тому, что во внутренние противостояния африканцев вынуждены были втянуться США, СССР и Куба.

Бывшие метрополии сохраняли политический и военный нейтралитет. Затянувшиеся войны повлекли за собой упадок промышленности и сельского хозяйства африканских государств. Внутренние ресурсы для проведения модернизации народного хозяйства отсутствовали, а зарубежные инвесторы не спешили вкладывать свои средства из-за политической нестабильности.

Вместе с тем, значительный прирост населения в этот период привел к острому продовольственному дефициту, и даже голоду в отдельных регионах. Существенные удар по экономическому развитию был нанесен и коммунистическим курсом политического развития, которые выбрали многие африканские государства.

В таких странах, как Конго, Зимбабве, Сомали и Ангола действовали жесткие тоталитарные режимы, которые во многом повторяли сталинскую модель. Помощь Советского Союза дружественным республикам оказалась неэффективной: в запустение пришли все предприятия.

Для работы в промышленной сфере не хватало специалистов, так как большинство граждан африканских стран, не имело даже начального образования. Проблема развития африканского континента уже в начале 80-х вышла на международный уровень. С развалом Советского Союза, поток капитала в казну развивающихся стран резко прекратился.