Этнический состав восточной африки. Население Африки: национально-расовый состав и характер расселения

Этнический состав восточной африки. Население Африки: национально-расовый состав и характер расселения
Этнический состав восточной африки. Население Африки: национально-расовый состав и характер расселения

Африка. Население

Этнический состав

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый, составляют 86,2% всего населения (1983, оценка). Численность 24 народов превышает 5 млн. человек, и они составляют 55,2% населения Африки. Крупнейшие из них - египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Северной и Северо-Восточной Африки населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи. Наиболее распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. человек (1 / 5 всех африканцев). Арабы - основное население Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко; в Судане их живёт 49,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиболее крупный - амхара, которые составляют вместе с родственными тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиопской нации.

Народы, говорящие на кушитских языках, обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в южной Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Южной и Центральной Эфиопии - омето, каффа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные пространства на северо-востоке Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее население Северной Африки - берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали.

К югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живут также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котоко и др., расселены на возвышенностях на востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупные из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике, Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди других крупных народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских языках говорит целый ряд крупных и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: крупные народы - йоруба, игбо, бини, а также нуле, гбари, игбира, иджо и другие в Нигерии, группа народов акан на юге Ганы и в БСК, эве на юге Ганы, в Того и соседних странах; фон (восточные эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, небольшие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантических языках, составляют основное население многих стран на крайнем западе Африки: волоф, фульбе, серер и другие в Сенегале, баланте, фульбе и другие в Гвинее-Бисау, темне, лимба, фульбе и другие в Сьерра-Леоне, фульбе, киси и другие в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина-Фасо, Гане, БСК, Мали. Самый крупный из них - моей, близко-родственные народы - лоби, бобо, догон. К другим народам этой группы относятся груси, гурма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Гвинее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центральные районы Мали, менде обитают в Сьерра-Леоне, сонинке на севере Мали в соседних государствах, сусу в приморских районах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство населения ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и Судане. Наиболее крупные народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шесть групп. На шари-нильских языках говорят многие народы бассейна реки Нил. Большая часть восточно-суданских народов (южные луо - ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на юге Судана, в Уганде, Кении. Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и некоторые другие.

Койсанские народы населяют полупустынные территории в юго-западной части Африки (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. Остров Мадагаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских языках.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит население европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европейского происхождения составляют менее 1,5% населения Африки. Их численность после завоевания странами Африки политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное население. В ЮАР к нему относятся так называемые цветные. Они подвергаются наряду с другими «небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанических островах, окружающих Африканский континент, в результате этнического смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др.).

Б. В. Андрианов, С. И. Брук.

Этнические процессы - изменение основных признаков этнической общности (языка, культуры, самосознания и т. д., то есть тех черт, которые отличают данную общность от других) - подразделяются на процессы этнического объединения, включающие ассимиляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнического разъединения. В Африке представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидационных, интеграционных и ассимилятивных процессов, а также разные формы этнических общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этнополитических общностей, крупных народностей и многомиллионных наций.

Формирование населения Африки происходило в течение длительного времени в результате сложных миграционных процессов, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнической истории Африки связан с передвижением обитателей Сахары по мере её усыхания (с III в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента. В результате многовековых миграций народов, различных по антропологическому типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Западной Африке образовалось смешанное население. Следующий этап связан с передвижением с запада народов банту (начиная с 1-го тысячелетия н. э.). В Восточной Африке они оттеснили на север и частично ассимилировали племена кушитов и на юго-западе - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первоначальным этническим субстратом происходило формирование этнического облика современных народов. В VII-XI вв. происходили переселения арабов в Северную Африку, затем в Центральный и Восточный Судан, на восточно-африканское побережье и острова Индийского океана. Большое влияние на этническую историю оказали древние и средневековые государства Африки - Гана , Мали , Сонгай, Конго, Куба и др. В их границах шло объединение родственных племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естественный процесс был нарушен работорговлей, которая привела к опустошению огромных территорий. Значительное влияние на этнокультурное развитие Африки оказал период колониализма. Колониальная зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономической отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-племенного общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнической стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения различных этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колониальный период. В разных странах складывались центры этнической консолидации, наметились процессы этнической интеграции. В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло национальное самосознание. После достижения африканскими государствами политической независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых исторических условиях процессы формирования крупных этнических общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно различные уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином «племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнических общностей разного уровня, смена родо-племенных связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феодальной замкнутости многих областей, укреплению экономических связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на востоке Африки, хауса и других - на западе). Происходит процесс складывания наций на севере, крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической Африки (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых других). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках государственных границ, то на современном этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнических общностей в государствах Тропической Африки, подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнического развития.

Интенсивно развиваются в Африке процессы этнической консолидации - складывание крупных этнических общностей на более или менее однородной этнической основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнические группы, обитающие на южном и восточном склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиболее близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются племенные языки и этнические самоназвания; в переписях населения кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидационных процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в основных чертах материальную и духовную культуру. Однако сохраняются пережитки племенного деления, племенные диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия. Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнических подразделений. Этнические подразделения продолжают существовать и у йоруба (иджеша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отдельных этнических подразделений сдерживает консолидационные процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во многих странах получили развитие процессы межэтнической интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнических компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономического и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этническую интеграцию разных этносов в рамках одного государства.

Интеграционные процессы происходят всюду в Африке, причём в некоторых странах они идут в масштабах всего государства и на уровне отдельных народностей. Социально-экономические преобразования, создание единого национального рынка, постепенное возникновение общенациональной культуры в рамках государственных границ, складывающейся из многих этнических культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конголезской, гвинейской и т. п. Африканцы всё чаще называют себя не традиционными этнонимами, а по названию государства - нигерийцами, конголезцами, гвинейцами и т. п.

Примером интеграции на уровне отдельных народностей могут служить этнические процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство населения Северной Нигерии, не только группируются близкородственные этнические группы, но и происходит постепенная ассимиляция многих мелких племён центральных районов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнических компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тантале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Основная масса говорит на языке хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских государств (см. Хауса государства), их хозяйственные и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграционным процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах государственных границ. В других случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнических отношений могут возникнуть несколько центров интеграции и соответственно несколько этносоциальных общностей. В результате интеграционных процессов в африканских государствах происходит формирование новых этнополитических. (метаэтнических) общностей.

Ассимиляционные процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально-экономического развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу, акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и ландума говорят на языке сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др. В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кробу, гва и др. В Нигерии многочисленные этнические группы в районе Огоджи испытывают значительное влияние соседей - игбо и ибибио.

Наряду с объединительными процессами в ряде районов Африки наблюдаются и процессы этнического разделения, хотя в прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории Африки известны широкие миграции арабских племён, которые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центральной Африке шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны средневековые миграции луо с берегов Нила на юг - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в XIX в., когда часть южноафриканских племён зулу (нгуни) мигрировала на север. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнических процессов в Африке обусловливаются историческими, социально-экономическими и политическими факторами: общая экономическая отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностранных монополий во многих странах, нерешённость социальных проблем, острота национального вопроса, доставшиеся от колониализма экстерриториальные проблемы и т. д.

Многие из африканских этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнических общностей разного уровня. Такова, например, многомиллионная этнолингвистическая общность акан, объединяющая группу этносов в южной и центральной Гане и соседних областях БСК. Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистической общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономические преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнополитической общности в рамках государства Гана.

Этнические процессы в современной Африке не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание племенных различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитических общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С другой стороны, наблюдается рост этнического самосознания, повышение его роли в политической жизни, усиление племенного сепаратизма.

Сближению народов способствуют прогрессивные экономические, культурные процессы, урбанизация, миграции населения. Африканские города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидационных и интеграционных процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диалектов, образование литературных языков. Всё это является важным условием ликвидации племенной обособленности (детрайбализации).

В городах возникают новые межэтнические связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнической группой. В городах существуют многочисленные этнические союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно-племенных связей.

Массовые миграции населения, работа в городах на одних предприятиях людей разной этнической принадлежности способствуют ломке традиционных племенных структур и активизируют этнические процессы. Малочисленные этнические группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнической среде и могут полностью ассимилироваться; многочисленные мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнические особенности, присущие их образу жизни на родине, и определенную специфику своей социальной организации. В некоторых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного населения и опасность возникновения конфликта. Этническому партикуляризму способствует и установившийся ещё в колониальное время порядок размещения населения во многих городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнический характер, выходцы из одной этнической группы предпочитают селиться вместе. В Гане кварталы, где живёт пришлое население, называют «зонго», в Северной Нигерии - «сабон гари» (на языке хауса - «новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этническое самосознание.

Африканские государства, образовавшиеся в рамках прежних колониальных границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политических и этнических границ. В разных государствах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политическими границами единой этнической территории какого-либо народа и длительное сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существенное значение при этом имеют общие социально-экономические и политические условия, в которых протекают этнические процессы. Государственная политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистических компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнических общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этническую общность, в Гане могут сохраниться как самостоятельная этническая единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнических общностей, в том числе народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-племенного общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к некоторым профессиям, этнические предубеждения и предрассудки, нормы племенной морали, значительная роль традиционных систем власти, этническая стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные исторические условия предопределяют различные варианты этнического развития. В странах Северной Африки с более или менее однородным этническим составом уже сложились многомиллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этническое развитие идёт по пути укрепления наиболее крупных этнических общностей и усиления интеграционных процессов. Наиболее яркий пример складывания единой этнополитической общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного официальным языком страны, из более ста различных этнических групп складывается единая общность, которая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Южной Африке этническое развитие коренных африканских народов деформировано реакционной расовой политикой правящих кругов ЮАР. Активно идут процессы формирования крупных этнических общностей (народностей и наций) у народов банту. Создание бантустанов и проводимая в ЮАР консервация традиционных институтов родо-племенного общества оказывают негативное воздействие на процессы национальной консолидации.

Этнические процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в том числе трансформация традиционных социальных структур, способствующие хозяйственной и политической консолидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитических общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнических групп. Экономические, социальные и политические преобразования в странах Африки приводят к широкому распространению языков межэтнического общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и английский и французский языки, особенно для межэтнических взаимоотношений.

Социально-экономические и политические преобразования в африканских государствах способствуют интенсификации этнических процессов. Основными тенденциями этнического развития становятся консолидация отдельных этнических общностей и превращение некоторых из них в народности и нации и внутригосударственная межэтническая интеграция. Характерной чертой является особая роль государства в этническом развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнических групп в более крупную общность. В государствах, избравших путь прогрессивного социально-экономического развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитического комплекса в рамках государственных границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на революционно-демократической и в перспективе - на социалистической основе.

Р. Н. Исмагилова.

Население. Антропологический состав

Население. Религиозный состав

Естественное движение населения

Размещение населения

Миграция населения

Население. Урбанизация

Экономически активное население; профессиональный и классовый состав

Население. Положение трудящихся

Мавритания.

Женщина сонгай.

Женщина в современной городской одежде.

Sм-ка=29,2 млн. км2.

Африка разнообразна по этническому, языковому и антропологическому составу. Народы Африки разделяются по большим историко-географическим частям.

Северная Африка: северная часть Судана, Египет и страны Магриба;

Западная Африка: страны западного Судана, Гвинейского побережья;

Центральная Африка: Нигер, Чад, Конго...

Восточная Африка: Эфиопия, Сомали и тропическая часть;

Южная Африка: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Мозамбик, Зимбабве…

Антропология: на севере преобладают европеоидные варианты (средиземноморский тип), а на остальной территории – восточные варианты большой негроидной расы. Основные типы:

Негрский: очень темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, высокая чувствительность к изменению температуры;

Пигмейский: небольшой рост (140 см), кожа имеет красноватый оттенок, тонкие губы, очень широкий нос;

Бушменский: средний рост (150 см), не очень темная кожа, широкое и плоское лицо, туловище лишено волос, ранняя морщининость кожи.

14. Северная Африка. Особая роль государства в большинстве африканских стран заключается в том, что в отличие от Западной Европы возникновение государства не явилось результатом образования нации, а, напротив, само должно стать орудием сплочения народностей и создания нации.

Изучение всех статистических и картографических источников, освещающих современный этнический состав населения африканских стран, позволяет выделить на Африканском континенте четыре основные области. Эти области характеризуются определенными группировками стран и особенностями развивающихся в них этнических процессов.

К первой относятся страны Северной и отчасти Северо-Восточной Африки с более или менее однородным этническим составом населения (арабы и берберы), близким по религии (ислам) и культуре. Сюда входят также народы, говорящие на родственных языках единой семито-хамитской эритрейской языковой семьи. Этническую историю Северной Африки отличало многократное смешение берберских и арабских племен. В настоящее время между арабами и берберами сравнительно мало различий, кроме языковых. На основе широкого национального движения, в условиях политической независимости, завоеванной в жестокой борьбе с европейскими колонизаторами, здесь сформировались крупные арабские нации такие, как алжирская, египетская, сирийская и др.; некоторые из них выбрали некапиталистический путь развития и ведут борьбу с силами реакции и империализма.

На территории Северо-Восточной Африки, в Эфиопии, наметилось формирование эфиопской нации, ядро которой составляет крупная народность амхара. Процессы национальной консолидации начинаются и у соседних семитоязычных народностей (гураге, тиграи, тигре и др.), а также у народов галла и сидамо, говорящих на языках кушитской группы семито-хамитской языковой семьи. Консолидируются в единую нацию и сомалийцы, относящиеся к той же языковой группе.


Вторую область образуют страны Восточного, Центрального и Западного Судана. Этнический и языковый состав населения этих стран еще более сложен и отличается от населения как Северной Африки, так и Экваториальной и Южной Африки.

Восточный Судан представляет собой как бы переходную зону от арабского средиземноморского мира к негроидным народам Африки. Больше половины населения Республики Судан составляют арабы, постепенно ассимилирующие нубийцев, беджа и некоторые другие соседние народности и племена. На юге страны живут нилотские, негроидные по своему физическому облику народности и племена (динка, нуэр и др.), резко отличающиеся от арабов по языку, историко-культурным традициям, религии и уровню социально-экономического развития.

15. Африка «Южнее Сахары». Сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Этому есть ряд причин. Во-первых, большинство стран находятся за чертой бедности, что не только не способствует объединению, но и подстегивает различные локальные конфликты за передел ресурсов, в том числе и воды. Во-вторых, низкий уровень технического, социального и политического развития не только не дает представления о том, как необходимо объединяться и для чего, но и совершенно не отвечает на вопрос «кто мы есть?» среди большей части населения. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще. В-третьих, отдельные участки континента находятся в зоне бедствия, где развиваются заболевания от малярии до СПИДа, резко сокращающие численность населения. С севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний. Продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны. Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии.

Длительное время регион являлся колониальным континентом, который колонизировали Великобритания, Франция, Германия и, частично. Испания. В двадцатом веке с падением основных империй на территории Африки действует принцип «постимперской легитимности», когда административное деление империи экстраполируется на новые государства, освободившиеся от власти империи.

Используя этот принцип, Франция поделила территории своих бывших колоний (теперь это страны содружества КФА, объединенных как тесными политическими узами, так и единой валютой – франком КФА) с тем, чтобы продолжать оказывать на них свое влияние. Такие народы как зулусы и бинту оказались разделенными и являются этнической частью многих государств Африки, что не дает им через национальное самосознание создать свои политические процессы и политические структуры, не говоря уже о государствах-нациях.

Режимы на Африканском континенте нестабильны, что подтверждается постоянным вооруженным дрейфом и чередой переворотов, протекающих весь двадцатый век. Для стабилизации ряд государств, особенно Франция и США используют вооруженную силу для свержения или защиты правительств африканских государств. У Франции есть даже свои силы, которые называются «иностранным легионом» и пригодны только для подавления конфликтов в Африке. Успех в миротворческих миссиях переменный, например ООН удается часто контролировать ситуацию, французы достигли успехов при подавлении сопротивления в Кот-д’Ивуар, а вот американцы в Сомали успеха не добились.

Раздробленность континента на враждующие государства не позволяет говорить о геополитической законченности Африки. Отсутствие лидера процессов делает страны весьма уязвимыми с точки зрения внешней политики и роста собственной цивилизационной идентичности. Единственная страна, которая может претендовать на лидерство – это Южноафриканская республика. Однако она геополитически искусственное талассократическое образование, богатое алмазами и иными природными ресурсами, следовательно, не может претендовать на лидерство больших континентальных пространств.

Западное побережье Африки более ориентировано на торговлю и мореплавание, хотя чисто морскими государствами их назвать нельзя. Удобное положение делает их сторонниками талассократического строя, но сильные традиционные устои делают их уязвимыми для импульсов Суши, тем более делая их нестабильными. Восточное побережье является в большей степени государствами, склонными к власти Суши, хотя их двойственная природа могла бы смягчить строй. Это из-за того, что это побережье Индийского океана никогда не было богато торговым сообщением, а товарообмен между восточным побережьем и Азией и Австралией практически отсутствует.

Северные и центральные районы региона являются малопригодными для проживания и развития ввиду отсутствия значительных водных запасов и наличия белка, необходимого для выживания человеческого организма. В большинстве случаев жизнь и политическая активность продолжает поддерживаться в городах и пригородах, а границы между государствами весьма условны и часто не имеют выраженной географической компоненты.Регион весьма беден природными ресурсами.

16. Доколумбовая Америка . Предки современных индейцев пришли на американский материк из Азии через Берингов пролив около 25–30 тысяч лет тому назад. Изучение истории народов Америки, начавшееся в прошлом веке, открыло удивительный мир индейцев, их древние государства и своеобразную культуру.

Южная Африка занимает узкую часть материка, лежащую к югу от водораздела рек Конго (Заир) - Замбези. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается, и в котловине лежит полупустыня Калахари. К краям плоскогорье постепенно повышается, а на востоке переходит в Драконовы горы. На самом юге возвышаются складчато-глыбовые Капские горы, более молодые, чем вся остальная часть Южной Африки. Большая часть Южной Африки занята саваннами. В связи с различными условиями увлажнения саванны очень разнообразны.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) расположена на южной оконечности материка. Государство относится к числу развитых стран мира. Столица - город Претория.

Большинство населения страны составляют коренные жители - банту. Среди других африканских стран ЮАР выделяется высокой долей населения европейского происхождения (африканеры и англичане).

ЮАР - страна разнообразных природных комплексов и огромных природных богатств. Большая часть страны - эго равнинное плато, которое постепенно ступенями повышается к югу и востоку, сменяясь горами. На территории страны преобладают саванны. Природные условия, как и во всей Южной Африке, изменяются не только с севера на юг, но и с востока на запад.

ЮАР с присущим ей большим разнообразием ландшафтов имеет очень богатую фауну. Во многих районах охота и рыболовство до сих пор - главное занятие местного населения. Но с приходом европейцев число диких животных заметно сократилось и многие виды их почти исчезли. Особенно сократилось количество травоядных - антилоп, зебр, жирафов, слонов, больших черных буйволов, носорогов. Почти совсем исчезли львы, леопарды.

С целью сохранения диких животных от полного истребления, а также в целом природных комплексов в ЮАР созданы заповедники и национальные парки. В наиболее крупном из них - национальном парке Крюгера - собраны все виды животных, встречающиеся на материке.

Территории с плодородными землями в стране принадлежат белым фермерам - владельцам частных сельскохозяйственных предприятий. Фермерские хозяйства широко применяют технику и удобрения и поэтому получают высокие урожаи. Они выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник и другие культуры. На возвышенных плато с хорошими пастбищами размещены фермы по разведению овец и крупного рогатого скота. Пастбищное животноводство занимает в сельском хозяйстве важнейшее место.

Недра ЮАР богаты разнообразными полезными ископаемыми. Геологическим чудом называют эту страну. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых и железных руд. Хозяйство страны находится в зависимости от английских и американских монополистов, которые возглавляют разработки полезных ископаемых и получают огромные прибыли.

Основную массу населения Восточной Тропической Африки составляют африканцы, подавляющее большинство которых говорит на языках банту. Кроме банту, к числу африканского населения относятся народы, говорящие на нилотских и кушитских языках. В состав населения Восточной Тропической Африки входят группы неафриканского по своему происхождению населения: арабы, индийцы, европейцы. Общая численность европейцев, арабов и индийцев составляет не более 1% общей численности населения.

Народы, говорящие на языках банту, по своим языковым и культурным особенностям составляют следующие группы: северные банту, населяющие область Межозерья и центральную часть Кении; восточные банту, населяющие территорию Танганьики, восточную Кению и северную часть Мозамбика; юго-восточные банту, населяющие часть португальской колонии Мозамбик.

В северную группу народов банту входят племена и народности, говорящие на близких друг другу языках и живущие в странах Межозерья, т. е. в области между оз. Виктория на востоке и озерами Альберт, Эдуард, Киву и Танганьика на западе. Это область древних государственных образований Буганды, Уньоро, Руанды, Урунди, Анколе, Карагве и др. В этих странах издавна уже шел процесс разложения первобытной общины. Племена смешивались, образовывались народности, а прежние племенные названия исчезали. Основное население Буганды (около 1 млн.чел.) теперь называет себя общим именем баганда и говорит на одном языке - луганда, вытеснившем все остальные языки разных племен. Баганда - это не племя, а уже давно сложившаяся народность. Буганда теперь входит в состав английского протектората Уганда как одна из его провинций. Население северо-западной провинции Уганды - Уньоро, равно как и население всех стран к югу от нее, живущее частью на бельгийской территории Руанда-Урунди, тесно связано между собою и по своим историческим судьбам, и по языку, и по культуре. В Урунди и Руанде сложились народности ба- рунди и баньяруанда (общей численностью 4- 5 млн. чел.), которые говорят на близких между собой языках. Значительная часть их живет в пределах Бельгийского Конго.

Два народа, живущие в центральной части Кении: акамба и кикуйю 1 , или акикуйю - в языковом отношении составляют часть северной группы банту.

Восточная группа народов банту населяет обширные пространства Восточной Тропической Африки. Народы этой группы разделены колониальными границами между Танганьикой, Кенией, Мозамбиком, Северной Родезией и Ньясалендом. Основная часть восточных банту населяет Танганьику. Наиболее значительную группу составляют ваньямвези. К их числу относятся многие, по преимуществу земледельческие, племена, живущие в западной части территории Танганьики. Общая их численность достигает 1 млн. Все они говорят на близких языках и легко понимают друг друга. К числу ваньямвези относятся собственно ваньямвези (350-400 тыс. чел.), васукума (около 570-600 тыс. чел.), васумбва и др.

К востоку от них живут племена, в хозяйстве которых преобладающее значение имеет скотоводство. К их числу относятся вагого (около 166 тыс. чел.), ваньятуру (около 140 тыс. чел.), иранги (около 120 тыс. чел.) и др. Южнее их живут вахехе (73 тыс. чел.), вабена (около 75 тыс. чел.), васагара и др.

К востоку от них до почти самого побережья живут прежде самостоятельные, а теперь все более и более смешивающиеся между собою племена. Число их довольно велико, но каждое в отдельности очень малочисленно. .К ним относятся васарамо (около 120 тыс. чел.), валугуру (около 80 тыс. чел.), вашамбала (около 82 тыс. чел.), вазегуха и многие другие. К северу от них, уже в пределах Кении, живут ва- гирьяма, ватеита, вадиго. Около Килиманджаро живут вапаре и ваджага и в нижнем течении р. Тана - ва- покомо, окруженные со всех сторон народом галла.

Основное население прибрежной полосы от Пате вплоть до р. Рувума составляет народность суахили, или васуахили («береговые жители»). Название это было дано им арабами. Потомки коренных жителей побережья и прилегающих островов Занзибара, Пембы, Мафии и т. д. составляют главную массу суахили; однако, кроме них, в составе прибрежного населения, говорящего на языке суахили и считающего себя суахили, немало потомков арабов, персов и индийцев. В состав суахили вошли также потомки рабов, захваченных арабами-работоргов- цами во внутренней части страны. Численность суахили установить очень трудно, так как теперь к ним причисляет себя всякии,кто говорит на этом языке. Язык суахили уже в начале XX в. был наиболее распространенным среди Немецкой Восточной Африки. Так, поданным 1909года, на языке суахили говорило 1900 тыс. чел., тогда как вторым по распространенности языком пользовалось не более 70 тыс. чел. За последующие сорок лет распространение суахили пошло еще быстрее. Языки мелких племен теряли свое значение. Напротив, языки наиболее многочисленных и наиболее развитых племен и народностей получали все большее распространение. В результате во внутренней части страны вошел в употребление язык народа ваньямвези (киньямвези). На побережье и во всей внутренней части страны, в том числе и среди самих ваньямвези, распространился язык суахили (или, точнее, кисуахили). Внедрение его во внутренних районах африканского материка началось еще со времен походов арабов-работорговцев. Отряды Типпу Типа, Угарруэ и других работорговцев набирались среди жителей побережья. Поэтому во всех арабских поселениях Танганьики и восточной части бассейна Конго, а также по всем караванным дорогам, общепринятым языком был суахили. В настоящее время этот язык объединяет почти все семимиллионное население Танганьики и значительную часть населения Кении, говорящего на языках банту. Близость языковой структуры всех языков банту обеспечивает быстрое распространение языка суахили среди всех народов банту. Общая численность говорящих на языке суахили превышает 10 млн., а по некоторым данным достигает даже 15 млн.

Английское правительство признало этот язык официальным языком во всех английских восточноафриканских владениях - в Кении, Уганде, Танганьике и Ньяса- ленде. Однако попытка англичан насильственным образом ввести язык суахили в Уганде успеха не имела. Население Буганды упорно отстаивает свой родной язык луганда.

Восточная группа народов банту населяет также районы северной части Мозамбика и Северную Родезию. Наиболее значительными среди них являются ваяо и вамакуа, живущие в португальском Мозамбике. Кроме них, в пределах Ньясаленда и Родезии живут бемба (авемба или бавемба)-около 600 тыс. чел. В языковом отношении они близки к народностям южной части бассейна Конго. Из других племен и народностей главнейшие - ваньянд- жа, вачева и ватумбука, живущие в Ньясаленде; бабиса, вал амба, басенга и большая группа племен баила - в Северной Родезии. Южнее их обитают баротсе (илибарозви) и машона. Большая часть баротсе (около 350 тыс. чел.) населяет резерват Баротсе- ленд, который представляет собою миниатюрное «королевство», подчиненное английским колониальным властям.

В южной части Танганьики и сопредельных районах Ньясаленда и Родезии живут зулусские племена ангони, вторгшиеся в начале XIX в. в эти страны. Язык ангони принадлежит к числу языков южной группы банту и очень близок к зулусскому.

Таким образом, коренное африканское население, составляющее 99% всего населения Восточной Тропической Африки, говорит главным образом на языках банту.

В северной и центральной Кении, в степях северной Танганьики африканское население говорит на нилотских и кушитских языках. Общая их численность - не более 1 млн. Они родственны народам верховьев Нила и юго-западной Эфиопии. Из них наиболее многочисленную группу составляют джалуо,проживающие на северо-восточном берегу оз. Виктория (около 500 тыс. чел.). К западу от них в сухих степях на границе Кении и Танганьики живут масаи (около 80 тыс. чел.). Их непосредственные соседи, племена нанди, туркана и сук, близко родственны им по языку и всему образу жизни. Все они занимаются по преимуществу скотоводством. На р. Тана живут южные группы галла, основная часть которых живет в пределах Эфиопии.

К населению неафриканского происхождения относятся арабы, индийцы и европейцы. Арабы уже с IX в., а может быть, и раньше, вошли в состав населения Восточной Тропической Африки. Наибольшее количество арабов живет на о-ве Занзибар и прилегающих к нему островах (около 50 тыс. чел.). В Кении арабов насчитывается около 24 тыс., в Танганьике - около 13 тыс., около полутора тысяч-в Уганде. Арабское население - главным образом крестьяне, владеющие небольшими плантациями гвоздики (Занзибар дает восемь десятых мирового сбора гвоздики), перца, кокосовых пальми др. Встречаются и крупные арабские плантаторы-капи- талисты, немало арабских рабочих, ремесленников, купцов. Арабское население постепенно сливается с африканцами.

Следующую группу неафриканского по происхождению населения составляют индийцы. Они начали селиться здесь задолго до появления европейцев, однако большая часть переселилась сюда в течение последних десятилетий; много индийцев было завезено для строительства Угандской железной дороги. В Кении, например, индийское население увеличилось с 10 тыс. в 1911 г. до 22тыс. в 1921 г., 39тыс. в 1931 г. и 90 тыс. в 1949 г.; в Танганьике индийское население за десятилетие (1921-1931 гг.) увеличилось с 9411 чел. до 23 тыс. чел.; в 1952 г. индийцев было уже 56 тыс. чел. В Уганде перед второй мировой войной насчитывалось 14 тыс. индийцев, в 1949 г.-33 тыс. В остальных колониях индийцы немногочисленны. Общая численность индийцев в Восточной Тропической Африке доходит до 200 тыс. и превышает численность европейцев в два с половиной раза. После второй мировой войны приток индийских иммигрантов намного превысил приток иммигрантов из Англии и других европейских стран.

Значительная часть индийского населения занимается торговлей. В Танганьике индийцы держат в своих руках почти всю внутреннюю и значительную часть внешней торговли. В Уганде 90% всего внутреннего торгового оборота находится в руках индийцев. Они монополизировали скупку хлопка у крестьян. Индийского купца с его передвижным «магазином» можно встретить в самых глухих местах. Небольшая часть индийцев владеет плантациями хлопка или сахарного тростника; в Танганьике после первой мировой войны они скупили значительную часть германских земельных имуществ. В последние годы быстро увеличивается численность индийских рабочих, ремесленников и служащих. Вот, например, занятия самодеятельного индийского населения Танганьики (февраль 1952 г.): наниматели - 1658, работающие по найму - 6429, чиновники - 1950, мелкие торговцы и ремесленники - 4847.

В Восточной Африке, как и в Южной, индийцы подвергаются расовой дискриминации. Европейские купцы и плантаторы боятся индийской конкуренции и стараются ограничить права индийцев, прикрывая свои интересы «заботой» об африканском населении. За последнее время европейские предприниматели особенно опасаются влияния передовой части индийских рабочих на рабочее и антиимпериалистическое движение, которое с каждым годом усиливается во всех восточноафриканских колониях. Индийцев ограничивают в избирательных правах по сравнению с европейцами, им запрещают приобретать землю в районах, облюбованных европейскими колонистами. Английские колониальные власти упорно пытаются посеять рознь между местным африканским и индийским населением, объявляя индийцев источником всех бед коренного населения. Английская колониальная статистика выделяет в особую группу переселенцев из Гоа (португальская Индия) - потомков от смешанных браков португальцев с индийцами. В Восточной Африке их немногим более 2 тыс.

Европейское население Восточной Тропической Африки, включая южную часть Мозамбика, насчитывало перед второй мировой войной немногим больше 50 тыс. чел.; за годы войны, и особенно в послевоенные годы, европейское население значительно пополнилось эмигрантами из Англии.

В английских колониях европейское население, по переписям последних лет, составляло более 100 тыс. чел. Из них.38 тыс. живут в Кении, 17 тыс.- в Танганьике, 37 тыс.- в Северной Родезии, 7 тыс. - в Уганде и 4 тыс.- в Ньясаленде. Европейское население Мозамбика определяется в 49 тыс. чел. Большая его часть живет в областях южнее Замбези. В Руанда-Урунди европейцев насчитывается около тысячи человек.

По отношению ко всему населению европейцы составляют менее половины процента, но занимают здесь господствующее положение, осуществляя колониальное управление и империалистическую эксплуатацию местного населения. Европейские рабочие в этих колониях очень немногочисленны» Основную массу европейского населения составляют колониальные чиновники, служащие разного рода европейских или американских фирм, фермеры и плантаторы. Они захватили лучшие земли, как, например, высокогорный район по Угандской железной дороге, сдают их в аренду местным крестьянам или ведут крупное плантационно-фермерское хозяйство с применением дешевого труда обезземеленных африканцев.

Африка это континент, который занимает второе место в мире по площади территории и количеству населения. С учетом островов, он занимает более 20% суши планеты. Население материка, с численностью около 1 млрд. составляет 12 % мирового населения.

Благодаря широкой климатической зональности, Африканский континент богат представителями флоры и фауны, которые характерные только для него, богатыми природными сырьевыми ресурсами. Африка несет в себе также величайшее культурное наследие, ведь именно здесь находилась колыбель зарождения первых цивилизаций.

Политическая карта Африки

На территории современной Африки включает в себя 57 стран, три из которых самопровозглашенные и не признанные ни одним государством мира. Большинство африканских стран долгое время были европейскими колониями.

Приобрести независимость они смогли только в середине XX века. На севере территории материка расположены земли Португалии и Испании. В 1999 году в Сирии была создана организация, которая объединяла все страны Африки и носила название Организация Африканского Единства.

Однако в 2002 году эта организация была переименована в Африканский Союз. Единственным государством, которое в знак протеста отказалось от членства в организации, является Марокко. Цели деятельности Африканского Союза контроль военных внутриконтинентальных противостояний и защита экономических и социальных интересов Африки на мировой арене .

Непрерывные военные конфликты, неблагоприятные климатические условия, отсутствие выхода к морю во многих странах, бедные запасы природного сырья и малообразованность населения главные причины бедности большинства африканских стран.

Беднейшими государствами являются Сомали, Сьерра Лионе, Малави, Чад и Судан. Они создают поражающий контраст на фоне немногих экономически развитых стран ПАР, Марокко и Египта, которые благодаря сырьевым ресурсам и развитой сферой туризма, обладают мощными экономиками.

Этнический состав и религия

Население континента состоит преимущественно из негроидной и европеоидной рас. Коренное население долгое время вынужденно было терпеть расовую дискриминацию со стороны европейцев. В Зимбабве и ПАР до сих пор сохранился режим апартеида к негроидному населению.

Тем не менее, правительство многих африканских стран поощряет политику дискриминации, но уже касаемо белого населения. В африке насчитывается более 6000 этнических групп, большинство из которых немногочисленные. Часто представители одного этноса являются населением одной деревни.

Такие этносы зачастую сохраняют древние традиции своих предков и добровольно идут на уединение от всего цивилизованного мира. Более 120 народов имеют численность, превышающую 1 млн. человек. Крупнейшие народы арабы, амхара, йоруба, руанда, зулусы, малагасийцы, фульбе, игбо и оромо.

Для различных этнических групп характерно собственное вероисповедание. Мировые религии представлены христианством и исламом. На территории Восточной Африки распространен буддизм. Однако многие этнические группы придерживаются древних традиционных для своего этноса религий, преимущественно это Ифе, Вити и Вуду.