Почему возникали города в средние века. Возникновение и рост средневековых городов, их место и роль в феодальном обществе

Почему возникали города в средние века. Возникновение и рост средневековых городов, их место и роль в феодальном обществе

В X-XI вв. наблюдается оживление старых и появление новых городских центров. Это было предопределено важными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В этот период распространилось двуполье, увеличилось производство зерновых и технических культур, развивалось садовод-ство, виноградарство, огородничество, животноводство. Излишки сельскохозяй-ственной продукции крестьяне начали обменивать на изделия ремесленников. Так возникли предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Венеция. Гравюра. XV в.

В то же время своё умение совершенствовали и сельские ремесленники — гон-чары, кузнецы, плотники, ткачи, бондари, сапожники. Искусные мастера, они всё меньше времени занимались сельским хозяйством, выполняли работу на заказ, обменивали собственную продукцию, пытались найти пути её реализации. По-тому ремесленники искали такие места, где можно было и продать свои изделия, и приобрести необходимое для работы сырьё. Именно из сельских ремесленников состояло изначальное население средневековых городов, где ремесло приобрело самостоятельное развитие. В городах оседали и купцы, и беглые крестьяне.

Новые города возникали на руинах античных поселений или на их околицах, возле замков и крепостей, монастырей и епископских резиденций, на перекрёстках путей, возле перевалов, речных переправ и мостов, на берегах, удобных для швар-товки судов. Города разрастались быстро, однако очень неравномерно. Сначала они появились в Италии (Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция) и Франции (Арль, Марсель, Тулуза). Постепенно начали возникать города на территории Англии (Кембридж, Оксфорд), Германии (Вальдорф, Мюльгаузен, Тюбинген), Нидер-ландов (Аррас, Брюгге, Гент). А позже всего, в XII-XIII вв., появились города в скандинавских странах, Ирландии, Венгрии, на территории дунайских княжеств.

Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.

Следовательно, в конце XV в. во всех западноевропейских странах было много городов, в которых осуществлялся активный товарный обмен.

IX в. Из «Фландрской хроннки» о происхождении города Брюгге Материал с сайта

Граф Фландрии Бодуэн Железная Рука построил укреплённый намок с подъёмным мостом. Впоследствии для удовлетворения потребностей его жителей к мосту перед воротами замка начали сходиться торговцы или продавцы ценных вещей, лавочни-ки, владельцы постоялых дворов, чтобы накормить и дать пристанище тем, кто вёл торговые дела в присутствии хозяина, который также часто там бывал; начали воз-водить дома и обустраивать гостиницы, где расселяли тех, кто не мог жить внутри замка. Появился обычай говорить: «Идём к мосту». Это поселение так разрослось, что вскоре превратилось в большой город, который и до сих пор в народе называют «мост», ведь на местном диалекте Брюгге означает «мост».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

ОБЛИК ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Мостовые в Париже появились в XII веке - каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем к XIV в по королевскому приказу и на другие французские города. Но, например, в Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров. Водосточные канавы появились только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах.

Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Только в XIV в. в Париже появились городские мусорщики.

Ф еодальный город мало похож на современный. Он, как правило, окружен стенами, которые ему были необходимы, чтобы защищаться от нападений врагов, чтобы давать убежище и сельскому населению в случае нашествий.

Жители города, как уже было сказано, имели свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот - коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу. В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, - пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города. Смертность в городах была необычайно велика. Население городов убывало бы непрерывно, если бы оно не пополнялось новыми выходцами из деревень. ествия неприятеля. Население города несло сторожевую и гарнизонную службу. Все жители города - купцы и ремесленники-умели владеть оружием. Городские ополчения наносили нередко поражения рыцарям. Кольцо стен, за которым располагался город, не давало ему возможности разрастаться вширь.

Постепенно вокруг этих стен возникали предместья, которые в свою очередь тоже укреплялись. Город, таким образом, развивался в виде концентрических кругов. Средневековый город был мал и тесен. В средние века в городах жила лишь незначительная часть населения страны. В 1086 г. в Англии была произведена общая земельная перепись. Судя по этой переписи, во второй половине XI в. в Англии не более 5% всего населения жило в городах. Но и эти горожане еще не были вполне тем, что ми понимаем под городским населением. Часть их еще занималась сельским хозяйством и имела землю за городом. В конце XIV в. в Англии была произведена новая перепись для податных целей. Из нее видно, что уже примерно 12% населения в это время жило в городах. Если от этих относительных цифр перейти к вопросу об абсолютной численности городского населения, то мы увидим, что даже в XIV в. города с 20 тыс. населения считались большими. В среднем же в городах насчитывалось 4-5 тыс. жителей. Лондон, в котором в XIV в. насчитывалось 40 тыс. населения, считался очень большим городом. При этом, как мы уже сказали, большинству городов свойствен полуаграрный характер. Было много "городов" и чисто аграрного типа. В них имелись и ремесла, но преобладали сельские промыслы. Такие города отличались от деревень в основном лишь тем, что они были обнесены стенами и представляли некоторые особенности в управлении.

Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались до последней степени, чтобы поместить возможно боль ше строе ний, дома нависали друг над другом, верхние этажи выдавались над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков. Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения. В городе обычно имелась площадь - единственное более или менее просторное место в городе. В базарные дни она заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень.
Иногда в городе было несколько площадей, из которых каждая имела свое специальное назначение: была площадь, на которой происходила хлебная торговля, на другой торговали сеном и т. д.


КУЛЬТУРА(ПРАЗДНИКИ И КАРНАВАЛЫ)

В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия. К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

БЫТ(САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА)

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.
Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.
Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.
Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание, которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Бедняки идут за помощью в больницу, но теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн,Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

БОРЬБА ГОРОДОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Италии города добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные окрестные области и стали городами-государствами (Венеция, Генуя, Пиза,Флоренция, Милан и др.)

В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. Символом свободы городов Священной Римской империи была статуя Роланда.

Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лоррис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но некоторые города, особенно мелкие, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).

Гражданскими правами в городах Северной Италии пользовались взрослые мужчины-домовладельцы, обладающие собственностью, подлежащей налогообложению. По данным историка Лауро Мартинеса, лишь от 2% до 12% жителей североитальянских коммун обладало избирательным правом. По другим оценкам, например, приведённым в книге Роберта Патнэма «Демократия в действии», во Флоренции гражданскими правами располагала 20% населения города.

Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Консулы избирались на год и были подотчетны собранию. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек) . Обычно срок полномочий членов Совета ограничивался также одним годом. Совет называли “credentia”, потому что его члены (“sapientes” или “prudentes” – мудрые) первоначально давали присягу доверять консулам. Во многих городах консулы не могли принимать важных решений без согласия Совета.

После попытки подчинения своей власти Милана (1158 г.) и некоторых других городов Ломбардии, император Фридрих Барбаросса ввел в городах новую должность подеста-градоначальника. Будучи представителем императорской власти (независимо от того назначался он или утверждался монархом), подеста получил власть, ранее принадлежавшую консулам. Обычно он был из другого города, чтобы местные интересы не оказывали на него влияние. В марте 1167 г. возник союз ломбардских городов против императора, известный под названием Ломбардской лиги. В результате политический контроль императора над итальянскими городами был фактически ликвидирован и подеста стали теперь избираться горожанами.

Обычно для избрания подеста создавалась специальная электоральная коллегией, сформированная из членов Большого Совета. Она должна была предложить кандидатуры трёх человек, которые достойны управлять Советом и городом. Окончательное решение по этому вопросу принималось членами Совета, которые выбирали подеста сроком на один год. После завершения срока полномочий подеста он не мог в течение трёх лет претендовать на место в Совете.

В эпоху раннего средневековья античные города пришли в упадок. Они не играли уже роли прежних торгово-промышленных центров, сохранились лишь как административные пункты или просто укреплённые места – бурги. Однако уже в 11 веке происходит оживление старых городских центров и возникших новых. Это было вызвано прежде всего экономическими причинами.

1.Развитие сельского хозяйства, приведшего к появлению избытка сельскохозяйственной продукции, которые могли быть обменяны на ремесленные изделия – создавались предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства.

2.Совершенствование навыков сельских ремесленников, расширение их специализации, в результате чего у них снижалась потребность заниматься сельским хозяйством, работая на заказ для соседей

3.Возникновение ярмарок у резиденций королей, монастырей, переправ у мостов и т.д. Сельские ремесленники начинали переселяться в места скопления людей. Оттоку население из деревни способствовала и феодальная эксплуатация крестьян.

4.Сельские и духовные феодалы были заинтересованы в возникновении городских населений на их землях, т.к. процветающие ремесленные центры давали сеньорам большую прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу и в это время сложился принцип: городской воздух делает свободным.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики европы, возникая на земле феодала, он зависел от него и был обязан платить деньги, натуральные поставки, различные отработки, точно так же, как и в крестьянской общине. Городские ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные горожане чистили конюшни, несли постойную повинность и т.д. Поэтому города стремились освободиться от этой зависимости, добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В 11-13 веках в Европе развернулось «коммунальное движение» - борьба горожан против сеньоров. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов. Короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д.

Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров, они там оставались на правах жителей. Высшей степенью свободы обладали города-государства в Италии, Венеции, и др., не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получали статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, - они имели своего мэра, судебную систему, военное ополчение, казну, но главным завоевание коммунального движения стала личная свобода граждан.

В большинстве городов Западной Европы ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии, которые играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений, церкви, посвященные покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности. Таким образом, города в средневековье вырвались из-под власти сеньоров, в них начала формироваться собственная политическая культура – традиции выборности и состязательности. Позиции европейских городов сыграли важную роль в процессе государственной централизации и укреплению королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства, - что отразилось на соотношении политических сил в обществе в период формирования новой формы государственной власти – монархии с сословным представительством.

XI век был переломным веком в истории Западной Европы. В этом столетии окончательно оформились феодальные отношения в подавляющем большинстве стран Европы. Даже в тех странах, где феодализм развивался более медленными темпами (Англия, Германия, скандинавские и западнославянские страны), в XI процесс феодализации привел к глубоким общественным переменам. И в этих странах феодальный способ производства, разделение общества на феодалов-землевладельцев, с одной стороны, и зависимых от них крепостных или полукрепостных крестьян-с другой, стали господствующими общественными явлениями. Но в XI в. начался и другой важный процесс в развитии феодальной Европы. Это появление города как центра ремесла и торговли, как средоточия новых форм собственности и отличных от деревни производственных отношений. Это проявилось в возникновении многих новых городов и оживлений старых центров, носивших до того главным образом административный или чисто военный характер. Город стал с этого времени существенным фактором общественного развития. Семенов В.Ф. История Средних веков. М.,1975.-С.154.

Но как и откуда могли возникнуть города?

Вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов представляет большой интерес. Пытаясь ответить на него, зарубежные и отечественные ученые выдвигали различные теории. В историографии существует ряд теорий происхождения средневековых городов.

Зарубежные исследователи.

Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.,1974.-С.7.

  • 1. «Романистическая» теория (Савиньи, О. Тьерри, Ф. Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением городов римских. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных.
  • 2. Сторонники так называемой «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич) связывали появление городов и институтов с развитием вотчины, ее управления и права. Сам же ранний город, как административный центр, явился результатом развития вотчинной резиденции сеньора. «Темные века» Средневековья объявлялись догородскими.
  • 3. «Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки.
  • 4. «Бурговая» теория (Кейтген, Мэтланд, Ричел) рассматривает в качестве основы будущего города бург. Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.- С. 40-41. Бург-название крепости в средневековой Европе, они строились для защиты от неприятельских набегов, служили административными центрами и епископскими резиденциями, местопребыванием феодалов. Часто окружались высокими стенами с башнями и рвами с водой. К XIV-XV вв., потеряв вследствие развития артиллерии свое оборонное значение, превратились в города.
  • 5. Согласно «рыночной» теории (Зом, Шредер, Шульте) городские учреждения возникли из рынка с его специфическим правом, из особой рыночной охраны в местах торговли.
  • 6. Немецкий историк М. Ритшель в конце XIX в. попытался объединить «бурговую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта -- бурга.
  • 7. Бельгийский историк Анри Пиренн, в отличие от большинства своих предшественников, отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору -- межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю -- купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Анри Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Стоклицкая-Терешкович В.В. Возникновение городов.М.,1937.-С.38-43.Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. Киев, 1996.-С.62-68.

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения археологических данных, топографии и планов средневековых городов (Гансгоф, Планиц, Эннен, Веркотерен, Эбель и др.). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры. Карпова С.П. История средних веков: В 2 т. Т. 1. М., 2003.- С. 247-248.

Отечественные исследователи.

В отечественной медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.,1974.-С.10.

  • 1. По мнению русского историка Д.М. Петрушевского: « Не было варварских вторжений. В качестве отправных точек возникновения средневековых городов выделяются как римские города, так и германские, а также кельтские поселения». У Дмитрия Моисеевича город - это не только сосредоточение политико-административных учреждений, но и центр "хозяйственного оборота". На протяжении всего раннего средневековья в городах продолжали трудиться ремесленники и купцы. Общее же количество городов в Европе в VIII-IX вв. необычайно большое - во Франкском государстве он насчитывает до 150 городов - центров обмена. Петрушевский Д.М. Возникновение городского строя средних веков. М., 1912.-С.65-67.
  • 2. В.В. Стоклицкая-Терешкович, Е.А. Косминский (ученики Д.М. Петрушевского) сыграли решающую роль в разработке и закреплении единой марксистской теории возникновения городов средневековой Европы. Е.А. Косминский порекомендовал одному из своих аспирантов - Я.А. Левицкому (1906-1970), заняться историей английского города: его возникновением, становлением и ролью в средневековом обществе. Именно он является автором марксистской теории возникновения средневекового города, вошедшей в некоторые западные учебники под названием "ремесленной". Сванидзе А.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.-С. 20.

Советский ученый отказался от попыток сведения всего многообразия путей возникновения городов к какой-либо одной теории, рассмотрев на примере Англии различные направления этого процесса: посредством торговых сел и портов (рыночных местечек), на территории железных разработок, вокруг феодальных вотчин и др. Однако для Левицкого формирование городов является, прежде всего, следствием процесса развития производительных сил, который привел в X-XI вв. к отделению ремесла от сельского хозяйства и города от деревни. Отвечая на вопросы, что такое средневековый город и с какого момента то или иное поселение может именоваться городом, на примере "Книги Страшного суда", Левицкий показал, что средневековый город - это прежде всего центр ремесла, торговли, промыслов - главных неземледельческих занятий. Левицкий Я.А. Город и городское ремесло в Англии в Х-ХП вв. М., 1960.-С.69.

Наряду с работами Я.А. Левицкого, аналогичным проблемам посвящены труды В.В. Стоклицкой-Терешкович. Город, по ее мнению, является центром товарного производства, которое стало возможным только в начале второго этапа феодализма в связи с расколом единой сферы общественного производства на две части - аграрную и промышленную. Движущей силой этого процесса являлись крестьяне, бежавшие из деревень и селившиеся в ремесленно-торговых поселениях. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х-XV вв. М., 1960. С. 17. В современной историографии вопрос о происхождении средневекового города ставится шире, с учетом всех перечисленных теорий и факторов. Город определяется не только как наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органичный компонент феодального строя, начиная с его возникновения. Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.- С. 41.

Таким образом, все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.


Теории происхождения средневековых городов

Пытаясь ответить на вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов, ученые XIX и ХХ вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в города. "Романистическая " теория (Ф. Савиньи., О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно "вотчинной" теории (К. Эйгхгорн, К. Нич) город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. "Марковая" теория (Г. Маурер, О. Гирке, Г. фон Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. "Бурговая" теория (Ф. Кейтген, Ф. Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и в бурговом праве. "Рыночная" теория (Р. Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта - бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору - межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю - купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов, и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения геологических данных, топографии и планов средневековых городов (Ф. Л. Гансгоф, В. Эбель, Э. Эннен). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально - экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной культуры.

Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной медиевистике проведены серьёзные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально = экономической роли городов, при меньшем внимании к их другим функциям. В последнее же время рассматривается всё многообразие социальных характеристик средневекового города. Город определяется как "Не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя" 1

Возникновение европейских средневековых городов

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились близи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.

Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII - IХ в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. - на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту итальянских и южно-французских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права.

В Х - XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии - по Рейну и верхнему Дунаю, Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.

Позднее, в XII - XII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, Во Фландрии и Брабанте, по Рейну.

"При всём различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально - экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями; в политической сфере - в развитии структур государственности".

Город под властью сеньора

Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ, или отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках сеньора сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.

Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи общинного устройства, которые оказывали заметное влияние на организацию городского управления. Со временем она всё более принимала формы, соответствовавшие особенностям и потребностям городской жизни.

В раннюю эпоху городское население было еще очень слабо организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. При этом часто город не представлял собой единства даже и в смысле сеньориального управления. В качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству так же, как и деревню. Он мог делить его между своими наследниками, мог продавать или закладывать его целиком или частично.1

Приведём отрывок из документа конца XII в. Документ относится к тому времени, когда город Страсбург находился под властью духовного сеньора - епископа:

"1. По образцу других городов основан Страсбург, с такой льготою, чтобы всякий человек, как чужой, так и местный уроженец, всегда и ото всех пользовался в нём миром.

5. Все должностные лица города ходят под властью епископа, так что назначает их либо он сам, либо те, кого он поставит; старшие определяют младших, как если бы они были подчинены им.

6. А епископ не должен давать общественной должности иначе, как лицам из мира местной церкви.

7. Четырёх должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своею властью, а именно: шультгейса, бургграфа, мытника и начальника монеты.

93. Отдельные горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением монетчиков…кожевников…седельников, четырёх перчаточников, четырёх из булочников и восьми из сапожников, всех кузнецов и плотников, мясников и изготовляющих винные бочки…

102. Среди кожевников двенадцать человек обязаны за счет епископа приготовлять кожи и шкурки, сколько понадобится епископу…

103. Обязанность кузнецов состоит в следующем: когда епископ отправится в императорский поход, каждый кузнец даст по четыре подковы со своими гвоздями; из них бургграф даст епископу подковы на 24 коней, остальные удержит себе…

105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время…

108. Среди сапожников восемь человек обязаны давать епископу, при его отправлении ко двору в поход государев, чехлы для подсвечников, тазов и посудин…

115. Мельники и рыболовы обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…

116. Рыболовы обязаны рыбачить для … епископа … ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями…

118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет…"

Как видим из этого документа, безопасность и мир горожанам обеспечивал его сеньор, который "инвестировал своей властью" должностных лиц города (т.е. поручал им руководить городским правлением). Горожане со своей стороны обязаны были нести в пользу сеньора барщину и оказывать ему всевозможные услуги. Эти повинности мало чем отличались от повинностей крестьян. Ясно, что по мере усиления города он начинает все больше тяготиться зависимостью от сеньора и стремится от нее освободиться.

Организация города возникла в процессе борьбы с сеньором, борьбы, обусловившей необходимость объединения разнообразных элементов, которые входили в состав городского населения. Вместе с тем усиливалась и обострялась классовая борьба в деревне. На этой почве с XI в. замечается стремление феодалов укрепить свое классовое господство путем усиления феодальной организации государства. "Процесс политического дробления сменился тенденцией к объединению мелких феодальных единиц и сплочению феодального мира".

Борьба городов с феодальными сеньорами начинается с первых же шагов городского развития. В этой борьбе складывается городское устройство; те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, организуются и сплачиваются. От исхода этой борьбы зависит то политическое устройство, которое получает город.

Развитие товарно-денежных отношений в городах обостряет борьбу между городом и феодалом, стремившимся экспроприировать растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. На этой почве между городом и сеньором возникали столкновения, которые заставляли горожан создавать определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода раннего средневековья. Возникновение городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.

Средневековый город возникал на земле сеньора и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело к коммунальному движению.