От чего же произошел раскол по объяснению. Церковный раскол. Икона с изображением преподобного Макария Желтоводского

От чего же произошел раскол по объяснению. Церковный раскол. Икона с изображением преподобного Макария Желтоводского

Подготовка к ЕГЭ Задание 16 (из Банка заданий)

1.Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

2. Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

3. Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.

5. В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

6. Искусство Высокого Возрождения (1) охватывая всего лишь около трёх десятилетий (2) проходит очень большой путь (3) отмеченный творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (4) и достигает наивысшего расцвета.

7 . Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

8. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом .

9. Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

10. Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

11. Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.

12. Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.

13. Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

14. Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу

15. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

16.Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

17.Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18.Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

19. Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

20. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

21.Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

Подготовка к ЕГЭ Задание 17 (из Банка заданий )

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

1.На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

2. Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

3. Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

4. Ветер мягко пронёсся по матово-зелёной ржи и (1) казалось (2) перебежал в осины. С их серёжек (3) вообразите (4) сорвалось белое облако пушинок и понеслось в чащу .

5. Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

6. Стихи (1) вероятно (2) пишут затем, чтобы сказать больше, чем можно выразить в прозе. Ту же мысль (3) как известно (4) высказал и Л.Н. Толстой: «В стихах моя мысль потребовала бы большей законченности».

7. Роман М.Ю. Лермонтова (1) без сомнения (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько превосходных рассказов, но не роман.

8. Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

9. Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

10. В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

11. И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии.

В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

12. Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.

В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

13. Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3)

по-видимому (4) уходит в прошлое.

14. Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

15. Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия .

Гроза (1) по-видимому (2) проходит стороной, и дождь (3) едва ли (4) будет долгим.

16.Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

17.Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

18.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

19.Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно.

Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

20. Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

21.В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Подготовка к ЕГЭ Задание 18 (из Банка заданий )

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

2. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

3. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

4. Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения .

5. В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.

6. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

7 . Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

8. Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

9. Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

10.Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

11. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

12.Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

13.Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

14.Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

15.Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

16.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

17.Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

18.В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

19.Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

20.Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

21.Вспоминается (1) молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».

22.Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится.

23.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

24.Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.

25.Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе – «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.

26.Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров Валаам оставил глубокий след.

27.У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.

28.Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.

29.После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

30.А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

31.При глубоком повреждении коры деревьев (1) обильно выделяется смолистый сок (2) в состав (3) которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты.

32.А.С. Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные герои (2) которых (3) являются подлинно историческими личностями.

33.При производстве шёлка (1) особый состав наносится на ткань в виде геометрической фигуры (2) в пределах (3) которой (4) специальным составом пропитывается изделие.

34.Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё тысячу лет работать, трудиться, страдать.

35.В отечественной научной и учебной литературе (1) часто приводятся латинские и греческие слова (2) корни (3) которых (4) легли в основу терминов.

36.Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сомневаться.

37.С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои «бокальчики» (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.

38.Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений.

39.Позже (1) поэт узнал в подробностях трагедию целого поколения (2) лучшие люди (3) которого (4) были сосланы в Сибирь.

40.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

41.Говорящие фамилии – это классицистический приём (1) благодаря (2) которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику.

42.Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила – это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчерпаны.

43.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

44.В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

45.Русский (1) относится к тем языкам (2) в которых (3) ударение играет очень важную роль для правильного понимания слов (4) при восприятии их на слух.

46.Победа приносит Василию Тёркину (1) глубокое внутреннее переживание (2) для выражения (3) которого (4) не нужна патетика.

47.Константин (1) увлечённо излагал идею новой книги (2) основу (3) которой (4) составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

48.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

49.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

50.На ровных участках (1) великолепный эффект достигается с помощью высоких клумб (2) стенки (3) которых (4) выложены из природного камня.

51.Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности.

52.Ничто (1) не способно повлиять на человека (2) душа (3) которого (4) живёт с убеждением конечного торжества доброты и правды.

53.При лакировании (1) на поверхности изделия образуется прозрачная плёнка (2) через которую (3) просвечивают натуральный цвет и текстура древесины.

54.Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидная форма (3) которой (4) заимствована у папирусных лодок.

55.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

56.Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи которых (4) она стремилась повелевать событиями.

57.Вокруг дома (1) густо росли кусты орешника (2) сквозь ветви которых (3) были видны окна комнаты и крыльцо (4) между ними.

58.Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.

59.По желанию государя на военный совет (1) были собраны люди (2) мнение (3) которых о предстоящих затруднениях (4) он желал знать.

60.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

61.Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2) которого (3) является экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

62.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

63.Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

64.На солнечных участках (1) хорошо развивается дицентра (2) цветки (3) которой (4) напоминают перевёрнутую капельку или сердце.

65.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

66.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

67. На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

68.Обычно (1) ирис (2) корневища которого (3) могут залегать довольно глубоко (4) высаживают на глубину 25 сантиметров.

69.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до нашей эры (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

70.Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.

71.Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не возобновляются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

72.В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.

73.В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

74.После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

75.Повесть «Мужики» относится к тем произведениям А.П. Чехова (1) отличительной чертой (2) которых (3) является художественный синтез жизненных явлений.

76.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

2.Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

3.Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

4. Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.

5. Н.В. Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

6. Собирали грибы, разговаривали (1) и (2) когда Маша спрашивала

о чём-нибудь (3) то она заходила вперёд (4) чтобы видеть моё лицо.

7.Трудно было оставаться дома в первый зимний день (1) и (2) чтобы мы не заблудились (3) дед проводил нас до опушки (4) которую мы приметили уже давно.

8. Несколько дней лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда.

9.Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

10.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

11.Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.

12. Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

13. Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.

14.Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

15.Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.

16. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

17.Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

18.До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

19.Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

20. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

21. Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

22.Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.


Записка о России («Мémoire sur la Russie») написана одним из членов баварской депутации Мальтийского ордена, явившейся ко двору императора Павла в ноябре 1779 года и находившейся в России до 19-го февраля 1800 года. Во главе ее был бальи Флаксланд, а членами - граф д"Арко, граф Прейзинг и кавалер де-Брей, родом француз. Депутация, имевшая целью изъявить императору Павлу, как великому магистру Мальтийского ордена, покорность от баварского приорства, сначала принята была им весьма благосклонно, и Флаксланд был даже ежедневно приглашаем к императорскому столу, но вскоре участие баварцев в дипломатических интригах и наговоры Ростопчина, по словам аббата Жоржеля, до такой степени раздражили государя, что он перестал принимать Флаксланда и даже не дал ему прощальной аудиенции. Автор предлагаемой записки нигде не называет себя прямо, но некоторые указания дают повод предполагать, что она составлена кавалером де-Бреем, так как на нем именно лежало бремя дипломатических сношений мюнхенского двора с Петербургским кабинетом, о которых подробно говорится в «Записке». Время ее составления - конец 1800 года. Записка написана в тоне, довольно беспристрастном, и сообщает много любопытных сведений о России и русском обществе конца XVIII века, являясь, таким образом, дополнением к «Запискам» аббата Жоржеля, находившегося в России одновременно с баварской депутацией.

Е. Ш.

<…>Россия не имеет теперь определенной политической системы. Желания государя составляют всю ее политику, а эти желания управляются такими неистовыми страстями, что невозможно никогда на них основывать ничего положительного в политических комбинациях. Между тем, его намерения постоянно одни и те же. Ни один государь, может быть, не был так неизменно занят одной мыслью, проникнут одним чувством, и очень редко можно видеть такую изменчивость действий, соединенную так тесно с этим постоянством принципов.

Добросовестная честность, искреннее желание видеть каждого вошедшим во владение своих законных прав, прирожденная склонность к деспотизму, особый склад рыцарского ума, делавший его способным на самые великодушные и смелые решения, постоянно управляли Павлом I в его политических сношениях с другими державами. Он стал во главе коалиции по чувству, а не ради какой-либо выгоды. При своем вступлении на престол он следовал по другому пути, потому что Безбородко был еще во главе правления, а этот последний был пропитан принципами политики Екатерины II, которая почти до самой своей смерти подстрекала к действию других, сама не действуя. Может быть потому, что императрица в последние минуты жизни приняла различные меры против революционной Франции, император хотел выказать, что он не желает ничего принимать из ее проектов и намерен держаться всегда далеко от начертанных ею планов. Остаток уважения к этому министру заставил его удержать его во главе управления, но, конечно, если бы князь Безбородко прожил еще один год, он был бы отставлен.

Еще до смерти этого министра взятие Мальты привело императора к мысли, которую он впоследствии развил. Этот монарх хотел стать восстановителем Европы, защитником всех угнетенных, он считал себя в состоянии заставить все покориться его намерениям — он ошибся; он думал, что, заявляя, что он не имеет никакого интереса и никакого личного честолюбия, при выполнении своих политических планов, он увлечет и других сделать это, — он еще раз ошибся.

Австрия притворялась, потому что она нуждалась в нем и в его влиянии, чтобы вновь приобрести значение и рассеять тот род ужаса, который распространили по Европе военные успехи французов в 1796 и 1797 году и предприятия ее правительства в 1798 и 1799 году. Император вступал в коалицию с прямыми, честными намерениями: он объявил, что желает свергнуть беззаконное правительство Франции, и это была правда; что он ничего не хотел для себя, но все для тех, кому это принадлежало, это также — правда. Кто только знал намерения его союзников, мог предвидеть то столкновение, которое было следствием различия принципов и планов. По мере того, как события следовали друг за другом, политика прочих членов коалиции обнаруживалась, и тогда встревоженная и возбужденная честность Павла I сильно отвратила его от тех, с которыми он соединился. С этих пор император стал питать отвращение к политике. Все его речи были наполнены сарказмами против нее и ее деятелей. Он возмущался тем, что могли думать, что он поможет своими войсками осуществлению несправедливых требований и осуществлению постыдных грабительств. Он замкнулся в самом себе и высказывал полное презрение ко всему тому, что он считал зараженным противоречивыми ему принципами.

Если бы Павел I лучше знал людей и свой век, он никогда не стал бы заблуждаться, думая, что у его союзников нет личных страстей и нет других интересов, кроме интересов справедливости: тогда он стал бы между державами для достижения не абсолютного, а возможного блага. Действуя так, как он действовал, он сделал свои благородные и хорошие побуждения ненужными и даже вредными, он затронул умы и возбудил страсти, который он хотел обуздать. Наконец, запечатлевая на целой России непостоянство своего характера и обнаруживая поток самых сильных страстей, он заставить потерять ее всякое значение и всякое внешнее политическое влияние.

Как можно в действительности рассчитывать на союз, который может разрушиться от каприза, и предоставлять случайностям дурного настроения успех самых важных предприятий! Разве не заметно было также, что ни Англия, ни Австрия не заботились об удержании подобного союзника и что они ограничивались изъявлениями уважения и дружбы, не делая в действительности ни одного шага, чтобы вернуться к старым планам?

Между тем, император продолжал договариваться с различными державами. Три договора были подписаны с Баварией, Швецией и Португалией в то время, когда уже у него зародилась мысль вернуть свои войска. Это все договоры гарантий и обязательства защиты, необходимой против незаконных нападений. Они все носят печать его прямого и честного характера.

Император плохой союзник для великой державы, но он очень важный покровитель для маленькой. Он тяжелый и, может быть, вредный союзник, но, в то же время, он был бы очень опасным врагом. Это легко понять, потому что при действии в союзе с другими, малейшее несогласие, самое незначительное событие могли стать поводом к разладу, между тем, как действуя против другого, он должен или идти вперед, или признать себя побежденным.

Поэтому Австрия настолько же боится его, как союзника, насколько страшится его, как врага. Она прекрасно знает, что император не допустит ничего, что бы могло принести значительный вред ее политической безопасности, и это меня заставляет думать, что пока государь будет жить или царствовать, она откажется от всякой мысли о расширении своих пределов на восток, запад или север. Если небольшие домашние ссоры с Австрией и одни ее проекты о своем расширении к югу могли возбудить Павла I до той степени, до которой он теперь возбужден против Австрии, чего нельзя ожидать от тех мер, которые формально заденут принятия им обязательства! Манера, с которой он обращается в настоящее время с венским послом, беспримерна в истории дипломатии; слухи о суровости его отношения к гр. Кобенцелю доходят даже до Англии, но это показывает, что императора не останавливают никакие соображения, когда он считает себя задетым в самых дорогих своих принципах.

Русский император находится в настоящее время в состоянии полного озлобления против Франции, на правительство которой он смотрит, как на самозванное, но в действительности он ведет с ней войну только на одном пункте Средиземного моря (Мальта). Он на военном положении с Испанией, хотя между ними нет военных действий; он питает ненависть против Австрии, всякое сближение с которой тем более будет трудным, что можно сказать, их отдаление является результатом истинного несогласия. Он холоден к Англии и индифферентен к Дании. Он любит Швецию и Баварию. Он покровительствует сардинскому королю, потому что тот несчастен. Неаполь единственная держава, которую он действительно поддерживает, потому что ее посол высказывает сильнейшую ненависть к Австрии. Он союзник Порты, потому что в этом союзе есть нечто привлекательное для его характера. Пруссия из всех держав единственная, с которой он начал сношения, имеющие больше отношения к обыкновенному ходу политики, и это потому, что они—дело рук графа Панина, который вложил в них дух порядка и метода, его характеризующий, и принципы союза с Пруссией были те же, что и принципы его покойного дяди.

Поэтому, можно видеть, что сношения России с другими державами — сношения отдельной личности с другими; что они являются выражением чувства, а не политического соображения и расчета; что император руководится желаниями, а не планами; что он обладает пылкими чувствами, но что невозможно рассчитывать на исполнение тех его желаний, которые требуют обдуманного соглашения, рассчитанного шага и дальновидности.

Несмотря на это, для Баварии страшно важно сохранить его дружбу.

18 ноября 1699 г. Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей» и первом рекрутском наборе. Первоначально армию попытались построить на смешанной основе (добровольной и принудительной), в нее стали записывать свободных людей, годных к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами обещали годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы». Первоначально запись в армию шла в съезжей солдатской избе в селе Преображенском и руководил ею Автоном Головин. Затем набор в армию стал производиться, не только в столице, но и в Пскове, Новгороде, Смоленске, Белгороде и поволжских городах. Результатом этого указа стало формирование трех пехотных дивизий, командирами которых были назначены генералы Головин, Вейде и Репнин. Одновременно шел процесс формирование регулярной кавалерии - драгунских полков. Рекруты армии вооружались и содержались за счет государства. Набор 1699 года стал первым этапом на пути к регулярной системе комплектования армии. Сама же реформа была завершена уже в ходе Северной войны.

Царь Петр считал делом своей жизни возвышение Российского государства и усиление его военной мощи. С самого начала своей государственной деятельности он огромное внимание уделял военному делу. Исследователи отмечают, что воинственность была несомненно врожденной склонностью Петра Алексеевича. В годы ранней юности царевича интересовали только игрушки военного характера. В царских мастерских для царевича изготовляли всевозможное детское , которым тешился маленький Пётр и вооружал детей, «потешных ребяток». Надо сказать, что такое воспитание было традиционным для русских княжичей, с древнейших времен правители Руси были воинами. Первым военным руководителем царевича был командир одного из иноземных солдатских полков - Менезиус (полки «иноземного строя» начал формировать во время Смутного времени Михаил Скопин-Шуйский, вторая организация началась в 1630 году).

После Стрелецкого бунта в мае 1682 г., перехода правления в руки царевны Софьи, были созданы новые условия жизни малолетнего царевича. Удаленный от большого двора, устраненный от всякого участия в государственных делах, освобожденный от придворного этикета Петр получил полнейшую свободу. Живя в пригородных селах Воробьеве и Преображенском, царевич предался практически исключительно военным играм. Вокруг Петра собираются «потешные» - дети бояр, дворян, окружавших царицу Наталью Кирилловну, дети дворовых людей. Пётр вместе с ними предавался «потехам Марсовым». Постепенно «потешные» стали приобретать облик воинской части.

В 1684 г. на реке Яузе строят крепость, с башнями, стенами и рвом. «Пресбург» станет сборным пунктом для «потешных». Вокруг неё возникает целый городок. В это время царевич прошёл настоящую военную школу: в любую погоду отстаивал в караулах, строил со всеми вместе полевые укрепления, был в первых рядах в стрельбе из лука, мушкета, метании копья, ознакомился с барабанным искусством и т. д.

Отсутствие придворных правил позволило Петру Алексеевичу сблизиться с иностранцами, что способствовало его военному образованию. Среди иностранцев особое влияние на царя оказал командир Бутырского солдатского полка генерал Патрик Гордон. Шотландец Гордон долго искал счастья в различных европейских странах, прошёл отличную военную школу в шведской армии, служил в Речи Посполитой. Принял участие в борьбе с русскими, но вскоре принял предложение русского дипломатического агента Леонтьева и поступил на русскую службу – майором. Он отличился в Чигиринских походах, за военные умения и доблесть был отмечен чином генерал-майора и назначен командиром Бутырского полка. Пройдя практическую боевую школу, Гордон имел большие познания и в теории – артиллерийском деле, фортификации, устройстве вооруженных сил стран Европы. Умудренный большим боевым опытом Гордон являлся для молодого царя очень полезным советником и руководителем. Между ними установились дружеские отношения.

Кроме того, большое влияние на военную подготовку Петра оказал женевец Франц Лефорт. Он с 14 лет служил во французской армии, получил боевой опыт в войнах с голландцами. Лефорт прибыл в Россию ещё по предложению царя Алексея Михайловича и быстро овладел русским языком, ознакомился с нравами России. Всесторонне образованный, жизнерадостный, общительный Лефорт не мог не обратить на себя внимания царя. Он быстро занял место среди соратников царя. Молодой царь внимательно слушал рассказы Лефорта о жизни и нравах стран Европы, учился фехтованию, танцам, верховой езде, получал уроки голландского языка. Были и другие иностранные офицеры, которые оказали на Петра значительно влияние, но Гордон и Лефорт были наиболее яркими фигурами.

Вскоре Пётр от потех и забав стал переходить к более серьёзным делам. К «потешным» Преображенскому и Семеновскому полкам, примыкают московские полки Гордона и Лефорта. Пётр под руководством Гордона приобретает знания из военного искусства, одновременно проходит практическую школу, участвуя в полевых занятиях своего отряда. Беседы и уроки сочетаются с полевыми учениями и маневрами. Полевые маневры проводились каждый год, начиная с 1691 по 1694 гг., и в них участвовала не только пехота, но и кавалерия, артиллерия. Учения завершались примерными сражениями. Одно из таких учений – это Кожуховский поход 1694 года (проходил в окрестностях села Кожухова). Отряд обороняющихся состоял из войск старого строя – стрельцов, а отряд атакующих – был смешанным, из новых войск и поместной конницы. Атакующие переправились через Москву-реку и стали штурмовать укрепление, которую построили стрельцы. Учение чуть не превратилось в настоящий бой, настолько все были увлечены этим действием.

Во время Азовских походов Петр получил большую военную практику. После первого неудачного похода царь энергично приступил к строительству речной и морской флотилии. На спешно устроенных воронежских верфях под руководством государя кипела работа. К весне 1696 года было построено тридцать крупных судов и около 1000 малых, для перевозки войск, оружия и боеприпасов, были готовы к походу. В мае сухопутные войска и флотилия двинулись вниз по Дону. В результате блокированная с моря и суши турецкая крепость продержалась только в течение двух месяцев. 19 июля 1696 г. Азов капитулировал. Азовские походы стали первым личным боевым опытом для Петра. Они стали лучшим свидетельством, что для борьбы с Османской империей на Черном море или Швецией на Балтийском море, России необходим флот. Пётр также понял, что стрелецкие полки и поместная конница уже не были первоклассным инструментом для реализации широких замыслов в области внешней политике.

Путешествие Петра в составе «великого посольства» (в чужие края царь отправился под скромным именем «Преображенского полка урядника Петра Михайлова») имело большое значение в смысле личного усовершенствования его в различных науках. Во время путешествия царь особо пристальное внимание обратил на военное и морское дело. Польско-литовские войска в Курляндии его не впечатлили. В Кенигсберге «Пётр Михайлов» изучал артиллерийское дело, в голландских верфях – судостроительную практику, в Англии – теорию постройки судов, в Австрии – организацию имперских войск. По пути назад государь изучил организацию саксонской армии.

По возвращению в Российское государство царь немедленно приступает к реорганизации вооруженных сил. Деятельным помощником Петра в строительстве регулярной армии стал генерал Адам Вейде. Пётр начинает уничтожать стрелецкое войско, начиная с массовых казней участников Стрелецкого бунта 1698 года, и перевода части стрельцов на «житье» в уездные города. Часть стрельцов была переведена на положение солдат, другие направлялись в отдалённые города для несения гарнизонной службы (городовые стрельцы кое-где сохранялись почти до конца столетия). У государя возникает намерение сформировать на содержании государства 60 тыс. пехотное войско.

8 (18) ноября 1699 года был обнародован царский указ о добровольной записи в регулярные солдатские полки «изо всяких вольных людей» и первом рекрутском наборе. «Охочие» люди (добровольцы) принимались с жалованьем по 11 руб. в год на полном государственном содержании. «Даточных» людей (рекрутов) набирали с определённого числа дворов: один ратник со 100 сох. В селе Преображенском была учреждена Главная комиссия по набору рекрутов, формированию полков, их снабжению и подготовке. Её руководителем был Головин. Репнин получил задание набирать людей в низовых городах по Волге. Набор людей начался в декабре 1699 года. За время первого набора было принято 32 тыс. человек, они были направлены на формирование 27 пехотных и 2 драгунских полков.

Русская армия, до поражения под Нарвой, получила следующую организацию. Пехотный полк состоял из десяти фузилерных рот (от «фузеи» - ружья). В некоторых полках одна рота была гренадерской. Состав пехотного полка: три штаб-офицера, 35 обер-офицеров и 1200 строевых нижних чинов. Пехотинец был вооружен 14-фунтовым ружьем, багинетом (кинжал с плоским, реже граненым клинком, применявшийся в качестве штыка) и шпагой. Часть пехоты была вооружена пиками – пикинеры. Кроме того, пиками и алебардами были вооружены капралы, сержанты, ефрейторы и нестроевые нижние чины. В составе драгунских полков было около 1 тыс. человек. Кавалерийский полк также делился на 10 рот. Вооружены драгуны были 12-фунтовыми ружьями без штыков, двумя пистолетами и палашом.

Ещё в 1698 году генералом Вейде по немецкому образцу был составлен первый устав - артикул. Основным для пехоты был строй из шести развёрнутых шеренг. Допускалось сдваивание рядов и шеренг. Были установлены ружейные приёмы для заряжания, стрельбы, отдания чести, ношения ружья во время похода и т. д. Для кавалерии первоначально своего устава не было, драгуны руководствовались при обучении пехотным уставом. Основным строем для кавалерии был развёрнутый строй в три шеренги.

Все сформированные полки свели три высшие тактические единицы – генеральства (дивизии). Во главе них были поставлены: Автоном Головин, Адам Вейде и Аникита Репнин. Командирами соединений первоначально были иностранцы, которые раньше командовали полками «иноземного строя». Среди офицерского состава также преобладали иностранцы. Это было ошибкой, так как часто иностранцы спешили занять хлебное место, не имея ни соответствующего опыта, ни желания воевать и при необходимости умирать за Россию. Поэтому начальники старались обучать русских, чтобы быстрее заменить иностранцев.

Вновь сформированные войсковые части спешно обучали и уже через три месяца они показывали положительные результаты в боевой подготовке. Однако процесс создания новой армии только набирал обороты. Настоящая армия, готовая сдерживать и наносить мощные удары, будет сформирована уже в ходе Северной войны. В течение нескольких лет русская армия окрепнет, будет закалена и превзойдёт первоклассную шведскую армию по всем основным параметрам.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска.. »

Писал В.А.Жуковский об одном из военных парадов по случаю открытия Александровской колонны в С.Петербурге.

Разумеется, парады как военный церемониал известны были еще в допетровской Руси. Отличительной особенностью военных торжеств тогда было непременное благословления войска церковью. Такой ритуал превращал этот военный смотр в священное мероприятие и подчеркивал богоданность власти. Известно, например, что князь Дмитрий Тверской в 1311 году даже распустил свое войско, которое не получило благословения митрополита. (Надо сказать, что тот военный поход затевался на другого русского князя - Юрия Даниловича).

В первых упоминаниях о военном смотре и росписи полков числится сбор в Коломне 1380 году, где произошло соединение почти всех «вооруженных сил» русских князей. По сведению летописцев, тогда это представляло собой достаточное торжественное мероприятие.

На рубеже 16-17 веков были приняты два вида военных смотров, или «парадов»:

  • . Смотр перед военным походом
  • . Смотр Царского полка (Большой Государев полк)
Царский полк сопровождал царя на богомолье, а также участие августейшей особы в православных праздниках - Святой Пасхи, Рождества, Крещения и т.д. Привлекались военные и на встречу иноземных послов.

Как правило, тогдашние стрельцы имели свой цвет обмундирования и того же цвета знамена. Личную охрану царя осуществлял особый полк - стремянной.

Торжественные военные мероприятия также проводились по случаю крупных воинских побед русского оружия.

С пришествием Петра была затеяна крупная военная реформа, куда в том числе входил и новый регламент военных церемоний. В 1732 году выходит доклад «О смотре и обучении полков», где расписываются новые положения военных смотров. В этом документе Сената просматривается большая воспитательная «нагрузка» подобных церемониалов. Например, там говорится, что на подобных генеральных смотрах (два раза в год - перед началом кампаний и по их завершении) разрешается присутствовать простому люду, особенно молодежи, дабы все «возымели желание к воинской службе», а также подробно расписываются все порядки построения, маршей и военной формы участников.

Интересно, что, например, в 1740 году по возвращении из турецкого похода русская гвардия шла торжественным маршем по столице в своей «военно-полевой» форме - «так, как были на войне»; офицеры проходили с оружием с примкнутыми штыками. Праздничное отличие войска составляли лавровые «кукарды» к шляпам. Так, по желанию императрицы Анны Иоанновны, тому военному параду было придано сходство с древними римлянами, так как именно римляне входили в свою столицу с лавровыми венками после значительных побед. Солдаты же в том параде имели еловые «кукарды» - «чтобы зелень была».

Военные торжества с церемониальными маршами и парадами-смотрами устраивались в 18 веке в столице регулярно, однако особый расцвет этого «жанра» пришелся на царствования Петра III и Павла I.

Почти до конца 19 века в списке военного официоза была сохранена заведенная Петром III церемония развода караула, которая происходила дважды в году - весной на площадке между Адмиралтейством и Зимним и зимой - в Михайловском манеже.

При Екатерине Великой эти разводы с церемониями не проходили и были «возрождены» лишь Павлом I. Тогда в высочайшем присутствии ежедневно проводились вахт-парады. Мероприятие производилось по особым правилам, на нем должны были присутствовать по трети офицеров каждой части всех гарнизонов либо все командиры этих частей.

В конце XVIII века в Павловское время петербургские празднества подчинялись иной, особой строгости, дисциплине, четкости. Большое внимание придавалось цвету, форме, ритуалу, слову. Павловский стиль прослеживается в камерных приемах, музыкальных спектаклях, в гуляниях в садах, выездах в пригородные дворцы. Ни один государственный праздник не обходится без блестящих парадов, которые напоминали балетные спектакли, с четкой выстроенностью, символической колористикой, блестящей шагистикой, представляя собой своеобразное зрелищное развлечение. Особая роль в празднествах отводилась духовой музыке, хотя наряду с ней были популярны опера и домашнее музицирование. Павловское время - время «нервных» перемен, которые принимаются обществом без особого вдохновения. Хронологические рамки этого периода невелики - всего четыре года, четыре месяца и четыре дня, - понятно, что увеселительная жизнь столицы не успела устояться, традиции не успели сформироваться. И если можно говорить о Павловском стиле в прикладном искусстве, то Павловский стиль в праздничной культуре не нашел своего продолжения в последующие царствования. Даже на протяжении XVIII века можно проследить тенденцию в изменении не только смысла официального праздника, но и его структуры. Само время диктует определенный отбор, при котором одни фрагменты торжества становятся принадлежностью истории праздничной культуры, а другие элементы официального праздника сохраняются и постепенно превращаются в устойчивую традицию. Так, например, праздничные фейерверки, салюты, пальбы из пушек Петропавловской крепости с некоторыми изменениями дошли до наших дней.

И, конечно, военные парады становятся непременным традиционным элементом официальных государственных праздников XIX - начала XX в. Они строятся по определенным драматургическим законам, имеют особое пластическое решение и определенный тип движения, которое О.Ф. Больнов охарактеризовал как марш: «Маршировать - это означает, что ты осознаешь все значение этого действия, но также и понимаешь, что на тебя смотрят... При этом внимание направлено... не на состояние эмоций, а на выполнение строевых предписаний». Петербургский парад являл собой манифестацию государственной и имперской силы, своей зрелищностью декорировал праздничное пространство и возводил его в ранг главной парадной площади империи.

Такую «парадную» страсть от своего отца императора Павла «унаследовали» и его сыновья. Так, по воспоминаниям современников, все те же разводы с церемониями становятся одним из любимых занятий молодого Александра I. Причем, проводятся они уже не только в столице, но и во всех местах путешествий царя. Известно, например, как потряс весь Париж русский парад по случаю низложения Наполеона в марте 1814 года. Очевидцы описывают этот день как грандиозный показ русской мощи. Вид, одеяния и вооружение русских солдат были удивительны. С утра весь Париж оглашался музыкой военных оркестров и был сплошь усеян горожанами. Посмотреть на военный марш победителей собралось тьма народу - люди стояли на балконах и террасах, на бульварах и площадях.
«Когда подумаешь о трудах, перенесенных этими людьми, из коих многие, прибыв от границ Китая, в короткое время прошли пространство от Москвы до Франции, исполняешься чувством ужаса к необъятной Российской Империи», - писал французский маркиз, очевидец тех событий.

Шеренги солдат, шагающих по мостовым, гарцующие всадники в роскошных мундирах, учтивость и остроумие офицеров-дворян, изъяснявшихся по-французски, просто потрясли горожан. Известно, что парижане угощали наших гвардейцев едой и вином, однако, как вспоминает свидетель парада, никто из солдат «ничего не брал безденежно».

Следующий сын Павла - Николай, вступивши на престол, также «выделил» военные парады в отдельное значительное мероприятие империи. В его царствование эти воинские церемонии устраивались по случаю дней рождений августейших особ, на православные праздники, на встречи иностранных императоров и т.д.

При Николае военные парады приобрели особую пышность, царь считал их важнейшей составной частью «государственного имиджа», воплощением его мощи, статуса и величия. В этом деле Николай Павлович мнил себя прямым последователем Петра I.

В то время военные торжества сопровождали празднования и важнейших дат исторического календаря России, а также открытия знаковых памятников эпохи. Известно, например, что поднятие Александровской колонны в 1834 году и вовсе приравнялось к эпизоду общегосударственного значения. Тогда церемониальный марш русской гвардии продолжался два часа и сопровождался пушечными выстрелами и оркестровой музыкой. В тот день впервые было исполнено в качестве государственного гимна песнопение «Боже, царя храни», впоследствии ставшее непременным атрибутом всех смотров, парадов, разводов и прочих официальных церемоний.

С течением лет некоторые детали военного парада претерпевали незначительные изменения, но оставались верны главной задачи - демонстрации и зрелищу. Яркая декоративность, пышность и торжественность выливалась во всем - эффектная парадная форма воинства, помпезное убранство города, музыка и орудийные залпы - весь этот роскошный военный спектакль очень эффективно «работал» на публику. Зрители с восторгом принимали такое действо, которое, по словам исследователей, должно было напоминать им рыцарские подвиги, турниры, торжество отваги и силы и прославлять «идеальную армию идеального государства», где вымуштрованные солдаты точно исполняли «все предписания жесткого однообразия артикула, манежа, фрунта — «царей науки» (А.С.Пушкин) и сливались в единый безошибочно действующий бездушный механизм».

Таким образом, в параде каждый офицер, каждый солдат нивелировался как личность, становился одной частью целой армии, символизирующей мощь империи, механизм, артикулом предусмотренный (по выражению Павла I).

Советский ученый-культуролог Ю.М. Лотман в своих работах противопоставлял парад сражению, когда эта церемония «строго регламентировала поведение каждого человека, превращая его в безмолвный винтик огромной машины. Никакого места для вариативности в поведении единицы он не оставлял. Зато инициатива перемещается в центр, на личность командующего парадом. Со времен Павла I это был император».

P.S. Последующие исторические аналогии - очевидны.