В помощь студенту. Политические режимы

В помощь студенту. Политические режимы
В помощь студенту. Политические режимы

Подавляющее большинство людей прекрасно разбираются в таких понятиях, как демократия и диктатура. Спросите об этом жителя самой глухой деревушки, имеющего среднее образование, и он легко даст определения упомянутых слов и укажет, какая между ними разница. Но далеко не каждый, даже весьма образованный индивидуум сумеет внятно объяснить,чем отличается авторитарный режим от тоталитарного. Для многих людей оба слова являются синонимами. Однако это не так, и в данной статье мы подробно об этом расскажем.

Формулировки

Авторитаризм (авторитарный режим) – явление, суть которого заключается в концентрации власти в пределах одной группы единомышленников или же в руках одного человека. Какая-либо серьезная оппозиционность к власти невозможна или же носит декоративный характер. Однако в неполитических областях жизни государства (культура, частная жизнь, экономика и ряд других сфер) возможно свободное проявление личности и творчества. Главное правило – чтобы эта относительная свобода не затрагивала действующую власть в негативном плане.

Кстати, обычно любой авторитарный режим рано или поздно приходит к формату единоличной диктатуры, даже если он начинался с власти определенной группы лиц. Государства с авторитарным строем существовали всегда и в больших количествах. Не исключение и сегодняшнее время, например: Марокко, Саудовская Аравияяркие представители абсолютистских монархий; военные режимы недавнего прошлого – генерал Перон в Аргентине, Чили во главе с Пиночетом.

Тоталитарный режим можно образно назвать «сыном авторитаризма», так как практически он является дальнейшей стадией его (авторитарного режима) развития. В тоталитарном государстве у власти всегда находится один человек, обладающий правами «бога», и неважно, как его называют – диктатор, царь, вождь, фюрер или генеральный секретарь. Хотя внешне может существовать некое подобие коллективного управления. Яркий пример– ЦК КПСС в нашем недавнем прошлом, где вся реальная власть на деле была сосредоточена в руках генсека партии.

При тоталитаризме власть стремится к полноценному контролю над всеми сферами жизни общества, вплоть до мыслей. Любое инакомыслие, мнение, отличное от «царского», рассматривается как преступление против государства и карается властью, причем зачастую с крайней жестокостью. Классическими представителями тоталитаризма считаются политические режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии, и это далеко не полный список.

Приведем два типичных примера, характеризующих данные политические режимы.

Германия, Германия превыше всего

В середине 20-го столетия к власти в разбитой и разоренной Германии (после поражения в 1-й Мировой войне) пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). В первые несколько лет власть национал-социалистов представляла собой авторитарное правление, главной целью которого было поднятие экономики и укрепление военной мощи государства. Однако очень быстро власть сосредоточилась в руках одного человека – фюрера (вождя) партии Адольфа Гитлера. С этого момента стартовала стадия стремительного перерождения авторитаризма в тоталитаризм. Интересно, что сам период авторитарного правления был настолько невнятным и смазанным, что историки обычно его упоминают вскользь, как факт, не заслуживающий серьезного научного исследования.

Началось повсеместное и насильственное насаждение нацистской идеологии, создание мощнейшего полицейско-идеологического аппарата для тотального контроля над гражданами Германии, причем проживающими не только на территории Рейха, но и вне его пределов. В стране регламентировалось и контролировалось практически все возможное и невозможное. Культура, медицина, спорт – все области деятельности человека попали под жесткий, неусыпный надзор. Германия превратилась в хорошо отлаженную машину, где каждый винтик знал свое место и свою задачу. К счастью, этот монстр просуществовал очень недолго, но бед всему человечеству принес немало.

В Сантьяго идет дождь

В 1973 году 11 сентября с этой кодовой фразы в Чили начался военный мятеж под предводительством генерала Аугусто Пиночета. Мятеж был кровавым и успешным. В южно-американской республике на долгие годы воцарилась военная хунта. Однако режим Пиночета никоим образом нельзя назвать тоталитарным. Да, это была диктатура; да, группа военных полностью присвоила себе право распоряжаться судьбой целой страны; да, любые попытки сопротивления жестоко подавлялись. Но в то же время была дана полная свобода экономике. Частному бизнесу включили зеленый свет. Разрешалось все, что шло на пользу государству. Появился даже термин «чилийское чудо». Сейчас идет много споров по поводу того, была ли эффективна чилийская экономическая модель или это была обычная «пирамида», которая в конце концов рухнула. Однако речь в нашей статье идет не об этом. Главным остается тот факт, что власть не вмешивалась в бизнес, экономику, медицину, спорт, что совершенно невозможно при тоталитарном режиме.

Сравнение. Окончательный вердикт.

Идеология

Тоталитарному режиму нужна четкая и всеобъемлющая идеология. Она требуется для обоснования преступлений, очень часто совершаемых «вождями-фюрерами» против собственного народа. Она должна подводить оправдательную базу под преступления, которые зачастую совершаются против других народов. Она нужна для зомбирования людей в нужном ключе. Без идеологии такой политический строй долго не протянет.

Оппозиция

Люди, думающие иначе, не нравятся ни одному из описываемых режимов власти. Однако авторитаризм позволяет иметь оппозицию, если она напрямую не угрожает существующим порядкам. Такие оппоненты получили название «карманная оппозиция». В большинстве случаев это деятели, которые в молодости искренне хотели «перевернуть мир», но со временем власть доказала им бесперспективность борьбы против нее. И бывшие «потрясатели основ» тихо и мирно перешли на содержание правящего политического режима, регулярно проводя безобидные акции протеста и подавая голос по команде сверху.

Совсем иное отношение к таким товарищам у тоталитарной власти. Мысль о том, что кто-то может что-то сказать против существующей «линии партии», приводит режим в ярость. Любой «смутьян» немедленно наказывается, причем очень часто с крайней жестокостью – «чтобы другим неповадно было». Поэтому появление оппозиции, даже «карманной», при тоталитаризме невозможно. Она просто не успеет вырасти.

Свобода

И здесь оба режима очень схожи. Однако отличие авторитарного режима от тоталитарногов этом вопросе имеет место, и довольно существенное.

Авторитаризм допускает определенную независимость личности в частной жизни и по направлениям, которые никак не связаны с политикой и порядками, установленными властью. Это касается в первую очередь экономики, спорта, медицины и некоторых других областей деятельности человека. Однако культура, духовные сферы уже подвергаются жесткой цензуре на предмет критики существующей власти.

Тоталитарный режим все держит под жесточайшим контролем. Сама его суть не позволяет, чтобы обычный гражданин вышел за рамки жестко установленных правил и порядков. Все должно быть строго расписано и зарегламентировано. Режим растит безынициативных и тупых исполнителей его, порой самых чудовищных, приказов.

Вождь

Вожди присутствуют и там и там. Однако в авторитарном формате роль лидера не таквелика, как при тоталитарном режиме. Главное поле деятельности авторитаризма – политика, политическое устройство государства. И, поскольку «царь» не вмешивается в частную жизнь граждан, его влияние на их умы не слишкомсильно – соответственно и отношение сограждан к своему лидеру гораздо более критично, чем у его оппонента (при тоталитаризме). Известны случаи, когда граждане искренне презирали своего лидера и смеялись над ним. Кстати, это явление встречается и на постсоветском пространстве, где некоторые республики развалившегося СССР представляют собой типичные авторитарные формирования, лидеры которых не особо пользуются уважением народа.

В тоталитарном государстве вождь – это совсем другая ипостась. Мы не зря употребили этот религиозный термин, ведь зачастую лидеры таких государств обожествляются еще при жизни. Достаточно вспомнить Сталина и Гитлера. Обязательная черта вождей тоталитаризма – сильная харизма. Народ должен искренне любить своего вождя-фюрера и верить в него. Именно на этом основано построение тоталитарной власти. Вспомните любое тоталитарное государство. Всегда в первом акте тоталитарного спектакля на сцене присутствует сильный, авторитетный лидер, который закладывает основы будущей абсолютной власти и берет под контроль всю страну в прямом и переносном смысле. В дальнейшем лидеры начинают слабеть и вырождаться, в результате финальная сцена у всех подобных режимов одинакова – полный крах.

Закон

Закон и порядок являются залогом благополучия любого государства. К сожалению, эта аксиома очень плохо воспринимается обоими режимами. Правда, авторитарная система еще более-менее поддерживает законность в областях, которые не затрагивают ее прямых интересов, – о них мы уже не раз упоминали, поэтому не будем повторяться. В сокровенной области для любого авторитарного государства – в политической системе – конституция, юридическое право отходят на десятое место. На первое место выходят политические интересы правящей элиты и ее лидера. И они соблюдаются без всякой оглядки на законы.

У любителей тоталитаризма дела обстоят еще хуже. Здесь закон является не более чем ширмой, дымкой, прикрывающей абсолютное беззаконие. В любой области, в любом вопросе, если власть сочтет вас потенциальной угрозой, вы будете беспощадно раздавлены. Причем любое, самое чудовищное решение будет прикрыто идеологией, сказками об угрозе безопасности государству, вождю (любимая тема тоталитарного режима). Пытки, казни, похищения и убийства неугодных – вот далеко неполный арсенал «законных» действий тоталитарной системы. Увольнение с работы без права на трудоустройство, психиатрическая больница, высылка из страны, лишение всех материальных и социальных благ считаются уже чуть ли не демократическим воздействием на преследуемых. Личность, подвергшаяся таким наказаниям, должна быть счастлива и благодарить власть за проявленную мягкость.

Действия подобных режимов в исполнительной части законодательства уже давно получили меткую характеристику – государственный терроризм. Ну что же, сведем все вышеописанное в одну краткую таблицу.

Авторитарный режим Тоталитарный режим
Идеология может быть, а может и не быть. В любом случае она не приоритет Обязательное наличие идеологии. Причем это один из «китов» режима
Оппозиция –нежелательный, но вполне допустимый элемент, при условии ее политической беззубости Оппозиции не может быть в принципе
Разрешение некоторой независимости от власти в неполитических сферах Тотальный контроль «всего и вся». Никаких свобод, ни в каких областях
Лидер может быть, как глубокоуважаемый, так и глубокопрезираемый На начальном этапе обязательное наличие харизматичного лидера, пользующегося истеричной «всенародной любовью»
Жесткое отношение к гражданам, но без излишней жесткости и беспредела, с соблюдением минимальной законности Государственный терроризм как основной инструмент воздействия на инакомыслящих. Законность носит чисто декоративный характер

Политический режим -- одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis -- весь, целый, полный) -- политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия -- деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами -- тот против нас!» -- вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas -- власть, влияние; auctor -- зачинатель, основатель, автор) -- политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos -- народ и kratos -- власть) -- власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Важнейшими признаками демократии являются:

1) юридическое признание верховной власти народа;

2) периодическая выборность основных органов власти;

3) всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

4) равенство прав граждан на участие в управлении государством -- каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

6) контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

7) подотчетность выборных органов своим избирателям.

Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государства, способах формирования политических институтов, стиле и метода управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Итак, чтобы сравнить демократический , авторитарный и тоталитарный режим, нужно разобраться, что они представляют из себя по отдельности:

1. Демократический политический режим - это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на главные его стадии. Самыми первыми понятие "демократия" ввели греки. Сейчас демократия - самый распространенный политический режим. Примеры данного режима - современная Австрия, Швейцария, Швеция.

2. Авторитарный политический режим - это политический режим, основанный на неограниченности власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Понятие авторитаризма ввели в обращение Франкфуртской школы. Примеры данного режима - Чили во время правления генерала Пиночета, тирании Древнего мира, Восточные деспотии.

3. Тоталитарный режим - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Исторически понятие "тоталитаризм" ввел президент Италии XX-го века Бенито Муссолини . Данного режима придерживались такие полит. деятели, как Гитлер и Сталин. Примеры данного режима - итальянский фашизм, советский социализм, китайский маоизм.

Данные политические режимы можно сравнить, по моим подсчетам, по 10-ти критериям:

1)Система закона

2) Права и обязанности человека

3) Полномочия глав государства

4) Принцип разделения властей

5) Представительные органы власти

6) Полномочия местных органов власти

8) Идеология

9) Исполнительные органы власти

10) Оппозиция

Демократический Авторитарный Тоталитарный
Система закона Развитая система демократический законов Система законов развита слабо Система законов минимальна
Права и обязанности человека Строго прописаны в государственных документах. Разрешено все, что не является противозаконным Разрешено все то, что не относится к политике и не является противозаконным Разрешено только то, что указано властью. Без учета закона (т. к. см. выше)
Полномочия глав государства Ограничены законом строго Мало ограничены Не ограничены ничем (практически)
Принцип разделения власти Реализован Формально существует Полностью отвергается
Представительные органы власти Имеют широкие полномочия Марионеточные Марионеточные или отсутствуют
Полномочия местных органов власти Максимальный Формально широкие Минимальные
Партии Многопартийность Массовая политическая партия одна Одна правящая партия, огосударствлена
Идеология Плюрализм Официальная идеология одна Господствует одна идеология
Исполнительные органы власти Строго регламентированы законом Осуществляют тайный политический сыск Осуществляют массовые репрессии
Оппозиция Действует легально Отрицается Официально запрещена

Но политическим режимами есть и сходства. Между демократией и двумя другими режимами я не нашла сходства, за то между авторитарным и тоталитарным режимом они все-таки присутствуют:
1) Для авторитарного режима, как и для тоталитарного как правило характерна малочисленность и неразвитость среднего класса
2) Для всех тоталитарных и авторитарных режимов характерна неразвитость и "недосформированность" рыночных отношений.
Вывод:

В настоящее время большинство государств мира признало демократический политический режим наилучшим , но также оно и признает, что демократизм далеко не идеален. Не случайно крылатой фразой стали слова У. Черчилля: "Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
Источники информации:
Полный справочник по подготовки к ГИА(ОГЭ) П. А. Баранова,
Сайт "Википедия".

Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen - «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» , что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим - это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?

    Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

    Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР - КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

    Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

    Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

    Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

    Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

    Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый - коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый - фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas - «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

    Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

    Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

    Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

    Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократич еский режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demo s - «народ», kratos - «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:

    Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

    Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

    Существование легальной оппозиции.

    Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

    Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

    Гласность в работе властей всех уровней.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия - ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:

    Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

    Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

    Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ - палату представителей - 23 сентября 2012 г.).

Политический режим - это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе - военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу - "западный" и "восточный"; по характеру взаимоотношений государства и церкви - теократический (клерикальный) и светский режимы. Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов. Однако всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений - авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо "пропорции", установленной некоторой теоретической схемой.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, назвав:

социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

соблюдение принципа законности и защиты прав личности;

идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом следует учитывать, что полученные таким образом "идеальные" модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

В политологии выделяются четыре основных типа политических режимов:

тоталитарный - всепроникающий, всеподчиняющий;

либеральный - свободный, предоставляющий гражданские права и свободы;

демократический - вовлекающий народные массы в процессы политического управления.

На практике способ реализации государственной власти выступает чаще всего в таком симбиотическом проявлении: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современная политология использует понятия "авторитаризм" и "тоталитаризм" применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью "поглощает" общество, неограниченно вмешиваясь не только в области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.

При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства - как правило пожизненно - становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права, в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные "избирались" нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше "эмиссарами" либо утрачивают самостоятельность.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

Для "идеального" тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и "официальных" профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору - в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.

Характерная особенность тоталитарного режима - отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными "высшим" интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

Авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, нередко используют ограниченный политический плюрализм, который выражается в том, что авторитарно настроенные власти, будучи не в состоянии лишить большие массы граждан права голоса, прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов.

Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой. Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, направляется на поддержку национального капитала, способствует экономическому развитию.

Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления - абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

Авторитарно-тоталитарный режим может принимать форму диктатуры каких-то классов, социальных сил (разновидность - хунта, военная диктатура), а также выступать в виде культа личности. Общим для такого режима является отчуждение граждан и их организаций от самостоятельного участия в политике; отношения между обществом и государством принимают извращенную форму - общество всецело и безраздельно подчиняется государству.

Авторитарно-тоталитарный режим, объективно являясь антиподом демократии, всегда выступает ее противником, хотя на словах - в программах, заявлениях, призывах - широко использует демократическую фразеологию, лозунги свободы и всеобщего равенства. При этом следует указать на весьма распространенный, но всегда завуалированный факт: никто и никогда открыто не обосновывает естественность и правомерность тоталитаризма. Совсем напротив - все прикрывается мерками демократии, ее требованиями.

Другие начала организации и функционирования государственной власти лежат в основе либерального, демократического режима. Причем если главным в характеристике либерального политического подхода является свобода для граждан, общества в решающих сферах жизнедеятельности, не говоря уже о частной жизни, то при демократическом самое существенное - это вовлечение населения, граждан в государственные дела посредством их разнообразного участия в осуществлении власти. И, конечно, в соответствии с этим государство использует совершенно другой арсенал средств и методов в своей деятельности. Открытость и гласность, характерные для демократического государства, создают совершенно новые возможности и для формирования, обновления властных органов, и для выработки внутренней и внешней политики с учетом интересов человека, общества.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах, с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой.

Характерные черты демократических режимов:

признание народа в качестве источника власти;

выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям;

подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

провозглашение основных демократических прав и свобод;

равенство всех граждан перед законом;

легальное существование плюрализма в обществе, наличие развитой двух- или многопартийности;

государственное устройство по принципу "разделения властей";

создание необходимых условий для развития "среднего класса", выступающего социальной основой демократического режима.

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней, в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной "экстремальной" ситуаций авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба "народных избранников" в конечном счете зависит от воли избирателей, и для того, чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

Политический и идеологический плюрализм, который при демократическом режиме реализуется через легальную, закрепленную в законодательном порядке многопартийную систему, способствует тому, что правящая партия или коалиция постоянно находится в поле конструктивной критики сторонниками альтернативных подходов и мировоззрений, и в случае соответствующего волеизъявления народа по итогам голосования на очередных выборах властные полномочия "мягко" перейдут к готовым для их исполнения оппозиционным силам.

Важнейшим принципом политического режима является конституционное и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в политической деятельности путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова, печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение демократических свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свобода печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу этой печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того, чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.