Занятие по теме зимующие птицы. Занятие "зимующие птицы" для детей старшей группы. Ход организованной образовательной деятельности

Занятие по теме зимующие птицы. Занятие "зимующие птицы" для детей старшей группы. Ход организованной образовательной деятельности

Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель : Формировать и закреплять знания о зимующих птицах .

Задачи. Образовательные : закреплять знания о зимующих птицах ; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц ; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы » . Воспитательные : формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам . Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Для воспитателя : магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц ; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей : раскраски по теме , подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище) . На стене – плакаты : «Зимний лес» , «Зимняя избушка» , под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц ? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц .

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать . Как их можно назвать?

Дети. Зимующие .

Младший воспитатель (входит) . Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко» . Детям старшей группы ».

Воспитатель (читает письмо) .

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах , а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки : «Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы , из которых дети собирают птицу . Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили ?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем : для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые ? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки : «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах . Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц .

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться : срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет : «Кле -кле -кле!» .

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы ?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы .

Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички» ).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны) .

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются» , машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают) .

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка» . Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки : «Отгадай и назови!» .

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц , воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные . Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица . Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

Вороны – всеядные птицы .

У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки : «Расставь птиц . На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка» , под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице , называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец : «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек» .

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка , и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам ? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки : «Найти предмет!» . Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе) . здесь корм на любой вкус : мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц , и выполняют седьмое задание Сороки : «Наполни кормушку для зимующих птиц » . Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец : «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные» .

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки : «Назови правила подкормки птиц . Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках ; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки : «Не зевай – на вопросы отвечай!» . Итак, вопросы.

Как называют птиц , которые не улетают в теплые края? (Зимующие .)

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Кого называют «доктором лесного царства» ? (Дятла.)

Почему зимой нужно подкармливать птиц ? (Зимой корма птицам не хватает .)

Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки) . «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы , разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму . И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы » .

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах . Давайте сделаем альбом «Птицы » и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том , как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно . Постепенно создают альбом «Птицы » и дарят его детям средней группы .

Цели занятия:
Образовательные:

1. Актуализировать словарь детей по лексической теме « ».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой .
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.

Коррекционные:

1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развитие временных представлений.
3. Развитие тактильных ощущений и тонкой моторики пальцев рук.
4. Развитие зрительного восприятия и памяти.
5. Совершенствование умений изменять слова в творительном падеже.

Воспитательные:

1. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

Какой зимний месяц на дворе? (Январь)

Кто нам подскажет? (белая птица с цифрой 2).

Январь какой зимний месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь)

Кто нам помогает определять день недели (петушок на опорной схеме).

2. Основная часть:

Ребята, какой недавно был праздник? (Недавно был Новый год).

Праздник прошел, а я нашла подарок.

Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

Логопед достает красивую праздничную коробку. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек- семечки.

2 мешочек- сушёные ягоды

3 мешочек- кусочки сала.

4 мешочек-зерно.

Что в мешочках?(корм).

Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

3. Сообщение темы урока:

Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

Прилет первой птицы.

- Отгадайте загадку :

Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

4. Работа с загадкой.

Какой животик у этой птицы?(желтый)

Какая спинка?(зеленоватая)

Что у неё на голове?(черненькая шапочка)

Что у нее на грудке?(галстучек)

Кто в классе найдет синичку?

(дети в классе ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).

Та ли эта птица? Есть у нее черная шапочка? У неё желтенькая грудка? А галстучек есть?

Прилет второй птицы.

А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.

Какую? (круг). Какой круг? (красный). Как называется эта птица? (снегирь)

Как фигура подсказала вам, что это снегирь?

(у снегиря красная грудка и он круглой формы).

А кто в классе найдет снегиря? (дети находят снегиря и размещают его на доске).А почему его так назвали? Какое еще слово слышится в названии этой птицы?(снег). Почему так её назвали?

Какая у снегиря грудка? На что он похож? (на яблоко, красный шарик).

Прилет третьей птицы:

А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).

Какая птичка чирикает? (воробей). Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая). Найдите эту птицу в классе.

Четвертая птица:

А ещё одна ловкая птица с черно -белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.

Что значит белобока?

Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?

Закрепление знаний. Хоровое произнесение названий птиц. (Орфографическое проговаривание).

А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.

Игра «Какая птица улетела? »

5. Физминутка:

Того кого заденет волшебное птичье пёрышко, тот превращается в птичку.

Птички по полянке ходят. Прыгают. Летают. А теперь птички почистили пёрышки, поклевали зёрнышки.

А сейчас пёрышко превращает нас опять в детей. (Логопед дотрагивается до детей пёрышком)

Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

Логопед открывает ткань и достаёт кормушку.

Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).

Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?

(В кормушку насыпают корм для птиц). Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

6. Сообщение нового материала.

Ребята, вы знаете что птички любит кушать?

(Птички любят крошки, зёрна, семечки).

Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное. Выставляется опорная схема.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.

Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.

А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

А сейчас будем наших друзей угощать.

Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)

7. Практическая деятельность.

А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

С какими птицами познакомились на занятии?

Почему их назвали зимующими?

Выставка работ детей.

Дубок Дина Владимировна
МОУ «СОШ № 18»
г. Абакан Республика Хакасия

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Кобякова Тамара Васильевна

Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад", Кемеровская область

Кобякова Т.В. Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" // Совушка. 2017. N3(9)..07.2019).

Заказ № 31966

Образовательные задачи. Совершенствование навыка порядкового счета в пределах десяти. Развитие представлений о связях и отношениях между стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умения считать двойками. Формировать умение, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных представлений. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве, представлений о смене времен года.

Развивающие задачи . Развитие математического мышления, речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики, координации речи с движениями, пальцевой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстраций, раздаточного материала);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные

Поощрение, подведение итогов

Оборудование. Магнитная доска, ватман с нарисованной рябиной и снегирями, ватман с нарисованной березой, 30 плоскостных изображений синиц, картинки для игры «Птичий год», на каждого ребенка, листы бумаги с примерами, контейнеры с цифрами и математическими знаками, простые карандаши по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, магнитофон.

Предварительная работа. Рассматривание слайдов с изображением зимующих и пролетных птиц. Разучивание стихотворений, физминуток «В зимнем лесу», «Снегири», пальчиковых гимнастик: «Птички», «Снегири», составление и решение задач в совместной деятельности, написание цифр в тетрадях, альбомных листах, решение ребусов.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона НОД. Совершенствование навыка счета на слух.

1. Вхождение в день.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, дети в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

Хотите помочь сороке?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? - орнитологи.

Катя, кто мы сегодня?

Богдан, кто мы сегодня?

Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .

Вот мы с вами и в лесу.

Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Ребята, да это птицы. Но где — же они?

А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .

Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птички в этой стайке разные.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Назовите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, дятел, клест, свиристель, голубь, сова…

-Как мы назовем всех птиц одним словом. (зимующие птицы)

-А теперь мальчики пусть посчитают птиц

-Сколько всего птиц на дереве - 10 (десять)

- какой это счет - прямой

А девочки посчитают обратным счетом.

- Послушайте следующее задание. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует располагать птиц, в соответствии с их величиной?

- Дети. Первой нужно расположить ворону, затем голубя, а после него уже воробья.

- Вы правильно выполнили задание.

(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).

Воспитатель: у вас на столе лежат лист бумаги, возьмите его к себе поближе. И на столе у вас птицы сейчас мы их рассадим на ветки березы, а вы слушайте внимательно.

Посадите синицу на верхнюю левую ветку. Воробья на нижнюю правую ветку. Снегиря на среднюю ветку. Ворону на нижнюю ветку - левую. Сову на верхнюю правую ветку. Молодцы справились с задание.

Игра «Птицы летят». Совершенствование вычислительных навыков. представлений о связях и отношениях между рядами стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти.

Дети выполняют задание самостоятельно на листах бумаги, где нарисованы голуби, несущие в клювах примеры:

Воспитатель: Пролетая над нами, голуби показали нам вот такие примеры. Для этого необходимо вспомнить ряд чисел от одного до десяти, и вставить в примеры недостающие числа, затем раскрасить голубей.

Игра «Прилетели снегири».

Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего числа для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Профилактика дискалькуляции.

(Приглашаю подойти к фланелеграфу, на котором прикреплен ватман с изображением рябины с сидящими на нем снегирями).

К нам с севера прилетели снегири, они устали от долгого пути и отдыхают на ветках рябины. Они сидят на ветках по три. Вы видите, что у птиц, сидящих по краям, на грудках цифры, а у птиц в серединке - цифр нет. Нужно вспомнить порядок чисел от одного до десяти и вставить пропущенные числа.

Дети после ответов поочередно подходят к фланелеграфу и вписывают маркером соответствующую цифру. Такие же пояснения даются по всем группам чисел. Остальные дети самостоятельно выполняют задания на листочках бумаги.

Игра «Синицы на березе». Формирование умения читать двойками.

(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение двух синиц).

Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть. Сколько синиц на верхней ветке березы?

Дети. На верхней ветке березы две синицы.

Посадите на ветку ниже слева на две синицы больше, чем на верхней ветке.

(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит на ветку четыре синицы).

Дети. На этой ветке четыре синицы.

Посадите на ветку ниже справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание - ставит шесть синиц).

Сколько синиц на этой ветке?

На этой ветке шесть синиц.

Посадите на ветку ниже слева на два воробья больше, чем на ветке справа.

Сколько синиц на этой ветке?

На этой ветке восемь синиц.

Посадите на нижнюю ветку справа на две синицы больше, чем на ветке слева.

(Вызванный ребенок выполняет задание).

Сколько синиц на этой ветке?

Дети. На этой ветке десять синиц.

Как мы получили каждое последующее число в этой игре?

Дети мы прибавляли число «два» к предыдущему числу.

Назовите количество синиц на ветках, в том порядке, в каком вы их сажали.

Дети. Два, четыре, шесть, восемь, десять.

Отлично! Вы считали, прибавляя к каждому предыдущему числу два, то есть вы считали двойками. У вас очень хорошо получилось!

Физминутка «В зимнем лесу»

Рано утром на пушке Ходьба с высоким подниманием колен

Мы повесили кормушку Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза

Для щеглов и для синичек, Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек. Соединять большой палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки. Загибание пальцев левой руки с помощью указательного пальца правой руки.

Прилетайте на опушку, Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке. Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.

Игра «Птичий год». Совершенствование представлений о смене времен года. Актуализация названий зимних месяцев.

Дети подходят к столику, на котором лежат четыре разноцветных секторов круга и карточки с изображением птиц.

Следующая игра называется «Птичий год». Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.

Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.

1 - ый ребенок

Вот на ветках, посмотри.

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Дети. На светло - голубой.

Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор?

Дети. В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой. (Дети помещают картинку на светло - голубой сектор).

Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.

2 - ой ребенок.

Крики слышатся вдали,

Улетают журавли.

В синем небе тает стая.

Улетают, улетают...

Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).

А эту картинку куда следует поместить?

Дети. Мы разместим ее на желтый сектор.

Объясните свой выбор.

Дети. В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края. Значит, это осень.

Это верно. Слушайте следующее стихотворение.

3 - ий ребенок.

У леса на деревьях -

Грачиная деревня.

Как ветер начинается -

Деревья все качаются.

Качаются деревья.

А с ними вся деревня.

Подберите картинку к этому стихотворению.

- (Дети выполняют задание).

На какой сектор вы поместите эту картинку?

Дети. Мы поместили ее на светло - зеленый.

Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор?

Дети. В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда. А это бывает только весной.

Правильно. Слушайте последнее стихотворение.

4 - ый ребенок.

Над речкой кружатся стрижи...

Горячий воздух так дрожит,

Что солнце в нем качается,

Что солнце в нем купается.

Подберите картинку.

(Дети выполняют картинку).

Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?

Дети. На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе.

На какой сектор вы положите картинку?

Дети. Мы положим ее на красный сектор.

Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор?

Дети. Красный сектор обозначает лето.

Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.

Рефлексия.

Чему вы научились сегодня?

Дети. Мы сегодня вставляли в ряд недостающие числа, считали двойками, вставляли пропущенные числа в примеры, учились составлять и решать задачу, играли в игру «Птичий год».

Вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вам, вы настоящие ученые - орнитологи, очень много знаете о птицах.

Литература

  1. Васильева М.А. От рождения до школы: программа воспитания и обучения в детском саду. М.:Мозаика-синтез, 2012.
  2. Позина В.А. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Конспект занятия во 2-ой младшей группе

Тема. «Зимующие птицы».

Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)

Образовательная область “Познание”.

1. Формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду,

2. Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ-описание,

3. Развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц у кормушки,

4. Развивать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой,

6. Воспитывать бережное отношение к природе,

7. Развивать способность любоваться красотой природы.

Образовательная область “Коммуникация”

1. Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ-описание,

Образовательная область “Художественное творчество”

1. Учить детей рисовать ладошками,

2. Уточнить и закрепить у детей знание цветов,

3. Развивать воображение при рисовании нетрадиционным способом,

4. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Образовательная область “Социализация”

1. Развивать у детей желание играть с воспитателем в подвижные игры,

Лексический материал:

Активизировать в словаре: части тела птицы (голова, клюв, глаза, хвост, туловище, крылья, лапы, название птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, название цветов спектра.

Ввести в словарь: кормушка, название зимующих птиц (синица, снегирь) .

Материал и оборудование к занятию:

Демонстрационный: Конверт с письмом, кормушка, корм для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Раздаточный: Специальные краски светлых оттенков для рисования руками, клеенки, вода в миске для споласкивания рук, салфетки для вытирания рук, блюдца с краской, фломастеры на каждого ребенка, лист ватмана.

Предварительная работа:

— наблюдение за птицами, их повадками;

— подбор картины с изображением зимующих птиц;

— изготовление конверта с письмом;

Взаимодействие с педагогами подготовительной группы;

— подбор загадок и стихов о птицах.

Проведение НОД:

Воспитатель сообщает детям, что рано утром, когда она пришла в детский сад, она получила письмо (показывает детям конверт)

— Вы хотите узнать, что лежит в конверте? Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем. Педагог достает из конверта письмо и читает его детям: «Здравствуйте, мы - ребята из подготовительной группы. Вчера у нас проходил конкурс кормушек, мы развесили их на всех участках, и на вашем участке тоже. Когда вы пойдете гулять, вы увидите наши кормушки на дереве»

— Вы хотите посмотреть кормушки? Тогда давайте одеваться на улицу…

Выйдя с детьми на участок, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть вокруг и найти развешенные кормушки.

Хвалит ребят, которые первыми заметили на участке кормушку для птиц.

— А кто знает, для кого нужна кормушка — эта кормушка для птиц, зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в нее корм для птиц

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение Р. Бухараева «Кормушка».

Медленно, медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек.

В шапке и в шубке своей меховой,

Красные санки везет за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц:

Для воробьев, голубей и синиц.

Падает, падает, падает снег,

Доброй дороги тебе, человек!

Воспитатель снимает кормушку с дерева и сопровождает свои действия рассказом.

— Кормушка сделана из дерева, у нее есть дно, куда насыпают корм: зернышки, семечки, хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают за дерево.

Как вы думаете, почему дети повесили на дерево кормушку? Птички летают высоко, там им легче будет увидеть корм, а еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки - ни кошки, ни собаки их не достанут.

Дети подготовительной группы подарили нам кормушку для того, чтобы мы с вами кормили птиц. Педагог предлагает детям взять заранее приготовленный корм для птиц и насыпает его в кормушку, объясняя детям: «Хлебные крошки нужно размять руками, т. к. у птиц тонкий и острый клюв - они могут клевать только мелкую пищу»

После того, как дети насыпали корм в кормушку педагог снова вешает ее на дерево… Когда к кормушке подлетают птицы, воспитатель обращает на это внимание детей.

— Ребята, посмотрите на эту птицу - указывает на воробья. Что это за птица, кто знает? Что есть у воробья? Какого цвета его перышки? Что делает воробей? Хотите поиграть в игру «Птички летают». Вы все будете птичками, а я буду говорить слова, а вы на слово «Ай» разлетитесь… Птички сидят, клюют зернышки и улетают.

Села птичка на окошко:

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка - «Ай! » (игра повторяется 2-3 раза)

— Какие быстрые, ловкие птички! А какие еще птицы могут прилететь к нашей кормушке?

Сейчас я загадаю вам загадки об этих птичках:

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (у снегиря)

Как лиса среди зверей,

Эта птичка всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: тень-тень.

Как ой хороший зимний день! (синица)

Кто летает, кто стрекочет -

Рассказать нам новость хочет? (сорока)

Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится -

Собирает крошки,

А потом на ветку - прыг,

И чирикнет: Чик-чирик! (воробей)

— Какие вы молодцы, все загадки угадали. А хотите в группе нарисовать птичек?

Воспитатель вместе с детьми возвращается в группу. Дети свободно располагаются на ковре, на стене развешаны иллюстрации зимующих птиц.

— Сегодня мы с вами видели много птиц, которые прилетели к кормушке на нашем участке. Давайте вспомним, кого мы видели. А еще могут прилететь: сорока, ворона, снегирь. Воспитатель обращает внимание детей на развешанные иллюстрации.

— Это - снегирь, какой он? — Это — маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней - клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки. — Это - ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы. Расскажите, что есть у всех птиц?

— А хотите, мы с вами нарисуем много птичек, которых накормим потом зернышками?

Дети проходят за столы, на которых подготовлена краска светлых оттенков, разлитая в неглубокие блюдца. Постелена клеенка, налита в миски вода для мытья рук.

— Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, я отвожу большой палец руки вот так (показ, остальные пальцы прижимаю друг к другу. Потом опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге. Посмотрите, какой отпечаток получился. Напомните мне, как нужно положить ладошку на лист.

Во время работы, помогает детям правильно развести пальцы. После того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу. Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает детям дорисовать птичку при помощи фломастеров.

— Теперь дорисуйте глаз и клюв на голове птички и лапки. Вот и получилась настоящая птичка.

По желанию дети могут дорисовать своей птичке зернышки.

— Какие вы молодцы! Какие красивые получились птички!

— Что вам сегодня больше всего понравилось? Что интересного вы узнали?