Живая русская грамота. Чередования гласных и согласных правило

Живая русская грамота. Чередования гласных и согласных правило
Живая русская грамота. Чередования гласных и согласных правило

Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

Пах ать - Паш у, Паш ет .

Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

Есть же такие примеры еще.

Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

Отсюда получается чередование «С - Ш ».

С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - ); в - вл (ловить - ); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований ( - кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

Источники:

  • Орфограммы в корне слова

Для многих владельцев животных пропажа домашнего любимца сильнейший стресс. Их можно понять, ведь животное становится полноправным членом семьи, без которого привычный распорядок дня меняется, а свободное время, которое раньше было посвящено любимцу, просто некуда деть. Особенно тяжело маленьким детям, для которых животное становится важнейшей частью их жизни.

Вам понадобится

  • Интернет, знакомые, объявления, свободное время.

Инструкция

Во-первых, не нужно паники. Когда нервничает, он перестает здраво мыслить и правильно координировать свои действия. Более того, своей паникой человек заражает других. Нужно собраться с мыслями и составить план поисков.

Если семья состоит из нескольких человек, оптимальным способом будет разделиться на группы. взрослым членам семьи нужно обойти ближайшие подвалы и чердаки, подворотни и улочки. Если подвалы закрыты на ключ, попросите ключи в ЖЭКе. Скорее всего они войдут в положение и на время дадут ключи. Первые поиски не удались - не расстраивайтесь. Животное могли видеть случайные прохожие, либо бабушки на лавочке около подъезда. Опросите их, вдруг кто-то заметил кота .

Самым маленьким членам семьи нужно доверить менее ответственную работу. Ни в коем случае не пускайте искать

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

Пах ать - Паш у, Паш ет .

Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

Есть же такие примеры еще.

Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

Отсюда получается чередование «С - Ш ».

С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.