Последняя любовь последних Романовых: Николай II и Александра Федоровна. Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны

Последняя любовь последних Романовых: Николай II и Александра Федоровна. Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны
Последняя любовь последних Романовых: Николай II и Александра Федоровна. Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны

Императрица Александра Федоровна Романова… Ее личность в русской истории весьма неоднозначна. С одной стороны, любящая жена, мать, а с другой - царевна, категорически не принятая русским обществом. Очень много загадок и тайн связаны с Александрой Федоровной: ее увлечение мистицизмом - с одной стороны и глубокая вера - с другой. Исследователи приписывают именно ей ответственность за трагическую судьбу императорского дома. Какие загадки хранит биография Александры Федоровны Романовой? Какова ее роль в судьбе страны? Ответим в статье.

Детство

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года. Родителями будущей российской императрицы были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг и английская принцесса Алиса. Девочка была внучкой королевы Виктории, и это родство сыграет важную роль в становлении характера Александры.


Полное имя ее - Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса (в честь теток). Кроме Аликс (так родные называли девочку), в семье герцога было семеро детей.

Александра (Романова впоследствии) получила классическое английское образование, ее воспитывали в строгих традициях Скромность была во всем: в быте, еде, одежде. Даже спали дети на солдатских койках. Уже в это время в девочке прослеживается застенчивость, всю жизнь она будет бороться с природным тушеванием в незнакомом обществе. Дома же Аликс было не узнать: шустрая, улыбчивая, она снискала себе второе имя - «солнышко».

Но детство не было столь уж безоблачным: сначала в результате несчастного случая погибает брат, потом от дифтерии умирают младшая сестренка Мэй и принцесса Алиса - мать Аликс. Это послужило толчком к тому, что шестилетняя девочка замкнулась в себе, стала отчужденной.

Юность

После смерти матери, по словам самой Александры, над ней нависла темная туча и заслонила все солнечное детство. Ее отправляют в Англию к бабушке - правящей королеве Виктории. Естественно, государственные дела отнимали у последней все время, поэтому воспитание детей было доверено гувернантке. Позднее уже императрица Александра Федоровна не забудет тех уроков, которые получила в юные годы.

Маргарет Джексон - так звали ее воспитательницу и учительницу - отошла от чопорных викторианских нравов, она учила девочку думать, размышлять, формировать и озвучивать свое мнение. Классическое образование не предусматривало разностороннего развития, однако уже к пятнадцатилетию будущая императрица Александра Романова разбиралась в политике, истории, прекрасно музицировала и знала несколько иностранных языков.

Именно в юношеские годы, в двенадцатилетнем возрасте, Аликс впервые знакомится со своим будущим супругом Николаем. Это произошло на свадьбе ее сестры и великого князя Сергея. Спустя три года по приглашению последнего она опять приезжает в Россию. Николай был покорен девушкой.

Свадьба с Николаем II

Родители Николая были не в восторге от союза молодых людей - более выгодной, по их мнению, была для него свадьба с дочерью французского графа Луи-Филиппа. Для влюбленных начинаются долгие пять лет разлуки, однако это обстоятельство еще больше их сплотило и научило ценить чувство.

Ни в какую Николай не хочет принять волю отца, он продолжает настаивать на браке с возлюбленной. Действующему императору приходится уступить: он чувствует приближающуюся болезнь, а у наследника должна быть партия. Но и здесь Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, столкнулась с серьезным испытанием: ей пришлось принять православие и оставить лютеранство. Она изучала основы в течение двух лет, после чего ее обращают в русскую веру. Следует сказать, что вошла Александра в православие с открытым сердцем и чистыми помыслами.

Бракосочетание молодых состоялось 27 ноября 1894 года, его, опять же, проводил Иоанн Кронштадский. Состоялось таинство в церкви Зимнего дворца. Все происходит на фоне траура, ведь через 3 дня после приезда Аликс в Россию умирает Александр III (многие тогда говорили, что она «приехала за гробом»). Александра отмечает в письме к сестре поразительный контраст между скорбью и великим торжеством - это сплотило супругов еще больше. Все, даже ненавистники императорской семьи, замечали впоследствии крепость союза и стойкость духа Александры Федоровны и Николая II.

Благословение молодой четы на правление (коронация) состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. С этого времени Аликс-«солнышко» обрела титул государыня-императрица Александра Феодоровна Романова. Позже она отметила в дневнике, что это было второе венчание - с Россией.

Место при дворе и в политической жизни

С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна - опора и поддержка для мужа в его нелегких государственных делах.

В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. К сожалению, при дворе ее идеи не приняли, более того, императрицу возненавидели. Во всех ее предложениях и даже мимике придворные усматривали лживость и неестественность. А на самом деле они просто привыкли к праздности и не хотели ничего менять.

Конечно, как и любая женщина и жена, Александра Романова оказывала действие на государственную деятельность супруга.

Многие видные политики того времени отмечали, что она негативно влияла на Николая. Таким было мнение, например, С. Витте. А генерал А. Мосолов и сенатор В. Гурко с сожалением констатируют непринятие ее русским обществом. Причем последний винит не капризный характер и некоторую нервозность действующей императрицы, а вдову Александра III, Марию Федоровну, так до конца и не принявшую невестку.

Тем не менее подданные ее слушались, и не из-за страха, а из-за уважения. Да, она была строга, но такой же она была и по отношению к самой себе. Аликс никогда не забывала своих просьб и указаний, каждое из них было четко обдуманным и взвешенным. Искренне любили ее те, кто был близок императрице, знал ее не по слухам, а глубоко лично. Для остальных государыня оставалась «темной лошадкой» и предметом сплетен.

Были и весьма теплые отзывы об Александре. Так, балерина (кстати, она была любовницей Николая до венчания последнего с Аликс) упоминает о ней как о женщине высокой морали и широкой души.

Дети: великие княжны

Первая великая княжна Ольга появляется на свет в 1895 году. Народная нелюбовь к императрице возросла еще больше, ведь все ждали мальчика, наследника. Александра, не найдя отклика и поддержки своих начинаний у подданных, полностью углубляется в семейную жизнь, она даже кормит дочь самостоятельно, не пользуясь услугами кого бы то ни было, что было нетипично даже для дворянских семей, не то что для императрицы.

Позже рождаются Татиана, Мария и Анастасия. Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали детей в простоте и чистоте духа. Это была обычная семья, лишенная всякого высокомерия.

Воспитанием занималась сама царица Александра Романова. Единственным исключением были предметы узкой направленности. Большое внимание уделялось спортивным играм на свежем воздухе, искренности. Мать была тем человеком, к которому девочки могли обратиться в любую минуту и с любой просьбой. Они жили в атмосфере любви и абсолютного доверия. Это была абсолютно счастливая, искренняя семья.

Девочки росли в атмосфере скромности и доброжелательности. Мать самостоятельно заказывала им платья, чтобы уберечь от излишней расточительности и воспитать кротость и целомудренность. Они очень редко бывали участницами светских мероприятий. Их выход в общество ограничивался только требованиями дворцового этикета. Александра Федоровна, жена Николая 2, боялась, что избалованные дочери дворянства пагубно повлияют на девочек.

С функцией матери Александра Федоровна справилась блестяще. Великие княжны выросли необычайно чистыми, искренними молодыми особами. Вообще в семье царил необычайный дух христианского благолепия. Это отмечали в своих дневниках и Николай II, и Александра Романова. Цитаты, приведенные ниже, только подтверждают вышеизложенную информацию:

«Наша любовь и наша жизнь - одно целое… Ничто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (Александра Федоровна).

«Редким семейным счастьем Господь благословил нас» (император Николай II).

Рождение наследника

Единственное, что омрачало жизнь супругов, - отсутствие наследника. По этому поводу Александра Романова очень переживала. В такие дни она становилась особо нервозной. Пытаясь понять причину и решить проблему, императрица начинает увлекаться мистицизмом и еще больше ударяется в религию. Это отражается и на муже, Николае II, ведь он чувствует душевные терзания любимой женщины.

Было решено привлечь лучших докторов. К сожалению, среди них попался настоящий шарлатан, Филипп. Прибывший из Франции, он настолько внушил императрице мысли о беременности, что она действительно поверила в то, что носит наследника. У Александры Федоровны развилось весьма редкое заболевание - «ложная беременность». Когда выяснилось, что живот у русской царицы растет под влиянием психо-эмоционального состояния, пришлось делать официальное объявление, что наследника не будет. Филиппа с позором выдворяют из страны.

Немногим позже Аликс все-таки зачинает и рождает 12 августа 1904 года мальчика - цесаревича Алексея.

Но не получила долгожданного счастья Александра Романова. Биография ее гласит, что жизнь императрицы с этого момента становится трагичной. Дело в том, что у мальчика обнаруживается редкая болезнь - гемофилия. Это наследственное заболевание, носителем которого является женщина. Суть его в том, что кровь не сворачивается. Человека одолевают постоянные боли и приступы. Самой известной носительницей гена гемофилии являлась королева Виктория, прозванная бабушкой Европы. По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». При самом лучшем уходе наследник мог дожить максимум до 30 лет, в среднем же больные редко когда преодолевали возрастной барьер в 16 лет.

Распутин в жизни императрицы

В некоторых источниках можно найти информацию, что помочь цесаревичу Алексею смог один только человек - Григорий Распутин. Хотя болезнь эта считается хронической и неизлечимой, есть немало свидетельств того, что "божий человек" своими молитвами якобы мог останавливать страдания несчастного ребенка. Чем это объясняется - сказать сложно. Следует заметить, что болезнь цесаревича являлась государственной тайной. Отсюда можно сделать вывод, насколько доверяла этому неотесанному тобольскому мужику императорская семья.

Об отношениях Распутина и императрицы написано немало: одни приписывают ему исключительно роль спасителя наследника, другие - любовную связь с Александрой Федоровной. Последние домыслы небезосновательны - в адюльтере императрицы тогдашнее общество было уверено, вокруг измены царицы Николаю II с Григорием ходили слухи. Ведь сам старец говорил об этом, но тогда он был в изрядном подпитии, поэтому запросто мог выдать желаемое за действительное. А для рождения сплетни многого не надо. По мнению близкого окружения, не питавшего ненависти к августейшей чете, основной причиной тесных отношений Распутина и императорской семьи были исключительно приступы гемофилии Алексея.

А как относился Николай Александрович к слухам, порочащим чистое имя его жены? Он считал все это не более чем вымыслом и неподобающим вмешательством в частную жизнь семьи. Самого же Распутина император считал «простым русским человеком, очень религиозным и верующим».

Достоверно известно одно: царская семья питала к Григорию глубокую симпатию. Они были одними из немногих, кто искренне горевал после убийства старца.

Романова в годы войны

Первая мировая война заставила Николая II отбыть из Петербурга в Ставку. Государственные же заботы взяла на себя Александра Федоровна Романова. Особое внимание императрица уделяет благотворительности. Войну она воспринимала как свою личную трагедию: искренне горевала, провожая солдат на фронт, а погибших оплакивала. Она читала молитвы над каждой новой могилой павшего воина, будто он был ее родственником. Можно смело сказать, что титул «Святая» Александра Романова получила уже при жизни. Это время, когда Аликс все больше приобщается к православию.

Казалось бы, слухи должны поутихнуть: страна страдает от войны. Отнюдь, они стали еще более жестокими. Например, ее обвиняли в увлечении спиритизмом. Это никак не могло быть правдой, ведь уже тогда императрица была глубоко верующим человеком, отвергающим все потустороннее.

Молитвами помощь стране во время войны не ограничивалась. Вместе с дочерьми Александра освоила навыки медсестер: они стали работать при госпитале, помогая хирургам (ассистировали на операциях), осуществляли всяческий уход за ранеными.

Каждый день в половине десятого утра начиналась их служба: наряду с другими сестрами милосердия государыня убирала ампутированные конечности, грязную одежду, перевязывала тяжелые раны, в том числе гангренозные. Это было чуждо представительницам высшего дворянского сословия: они собирали пожертвования для фронта, посещали госпитали, открывали лечебные заведения. Но ни одна не трудилась в операционных, как это делала императрица. И все это при том, что ее мучили проблемы с собственным здоровьем, подорванным нервными переживаниями и частыми родами.

Царские дворцы переоборудовались под госпитали, Александра Федоровна лично формировала санитарные поезда и склады медикаментов. Она дала обет, что пока идет война, ни она, ни великие княжны не сошьют себе ни единого платья. И осталась до конца верна своему слову.

Духовный облик Александры Романовой

Действительно ли была глубоко верующей Александра Романова? Фото и портреты императрицы, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют всегда грустные глаза этой женщины, в них затаилась какая-то скорбь. Еще в юности она с полной отдачей приняла православную веру, отказавшись от лютеранства, на истинах которого воспитывалась с детства.

Жизненные потрясения делают ее все ближе к Богу, она часто уединяется для молитв, когда пытается зачать мальчика, потом - когда узнает о смертельной болезни сына. А во время войны она неистово молится за солдат, раненых и погибших за Родину. Каждый день перед своим служением в госпитале Александра Федоровна отводит определенное время для молитв. Для этих целей в Царскосельском дворце даже отводят особую молельную комнату.

Впрочем, ее служение Богу заключалось не только в усердных мольбах: императрица разворачивает поистине масштабную благотворительную деятельность. Ею были организованы детский дом, дом инвалидов, многочисленные госпитали. Она находила время для своей фрейлины, потерявшей способность ходить: беседовала с ней о Боге, духовно наставляла и поддерживала каждый день.

Александра Федоровна никогда не выставляла свою веру напоказ, чаще всего в поездках по стране она посещала церкви и госпитали инкогнито. Она могла легко слиться с толпой верующих, ведь действия ее были естественны, шли от самого сердца. Религия была для Александры Федоровны делом сугубо личным. Многие при дворе пытались найти в царице нотки ханжества, но у них ничего не получалось.

Таким же был и ее муж, Николай II. Они любили Бога и Россию всем сердцем, не представляли себе другой жизни, вне России. Они не делали различий между людьми, не проводили черту между титулованными особами и простым народом. Скорее всего, поэтому обычный тобольский мужик, Григорий Распутин, в свое время «прижился» в императорской семье.

Арест, ссылка и мученическая смерть

Заканчивает жизненный путь Александра Федоровна, приняв мученическую смерть в ипатьевском доме, куда семью императора сослали после революции 1917 года. Даже перед лицом приблизившейся смерти, находясь под дулами расстрельной команды, она осеняла себя крестным знамением.

«Русскую Голгофу» предсказывали императорской семье не единожды, они жили с этим всю свою жизнь, зная, что для них все закончится весьма печально. Они подчинились воле Бога и таким образом победили силы зла. Похоронена царская чета была лишь в 1998 году.

ТУКСЕН Лауритс Регнер (1853-1927) «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны». 1895 г.
Холст, масло. 65,5 x 87,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал № 196. Поступил в 1918 г. Передан из Аничкова дворца в Петрограде.


14 (26) ноября 1884 г. в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце венчались император НИКОЛАЙ II и великая княгиня АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская).

День венчания был назначен в день рождения императрицы МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, накануне Рождественского поста, что позволяло отступление от траура - император АЛЕКСАНДР III скончался 20 октября (1 ноября) 1894 г. «Мне все кажется, - записал Николай в дневнике 13 ноября, накануне венчания, - что дело идёт о чужой свадьбе - странно при таких обстоятельствах думать о своей собственной женитьбе!»

«Посреди глубокой скорби, - говорилось в императорском манифесте, помеченном 14 ноября, - коею исполнены сердца Наше и всех верных сынов России, да будет день сей светлым вестником упований народных на продолжение к Нам милости Божией в наступившее новое царствование». Мотивация выглядела вполне серьезно - свадьба не царская прихоть, а насущная забота о благе государства, исполнение священного завета почившего монарха.

День торжества отметили в 8 часов утра 21 пушечным выстрелом. По разосланным от двора повесткам в Зимний дворец в полдвенадцатого утра прибыли члены Святейшего Синода и «знатное духовенство», члены Государственного совета, министры, аккредитованные в России иностранные послы с супругами, придворные и лица свиты. Дамы были в русском платье, кавалеры - в парадной форме. На венчание русского монарха прибыли, а точнее сказать - остались со времени похорон Александра III, многочисленные зарубежные родственники и члены дома Романовых.

Венчальные перстни на руки брачующимся надел царский духовник отец ИОАНН (ЯНЫШЕВ). После бракосочетания был отслужен благодарственный молебен членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским ПАЛЛАДИЕМ (РАЕВЫМ). При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Затем, в парадной карете с форейторами и русской упряжью, молодожены проследовали в Казанский собор для поклонения чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Позднее состоялся свадебный обед в Аничковом дворце. От Зимнего до Аничкова великим князем ВЛАДИМИРОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ, главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, шпалерами были выстроены войска.

Свадьбу сыграли не переждав сорокадневного траура. Поступок не имел аналогов в императорской семье, но на это молодой государь не обратил внимания. Даже АЛЕКСАНДР II, стремившийся как можно скорее узаконить свои отношения с княжной ДОЛГОРУКОЙ, венчался лишь спустя 40 дней после кончины императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Конечно, второй брак царя-реформатора и свадьбу его внука сравнивать некорректно, но все-таки вопросы придворного этикета Николай II откровенно игнорировал.

Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны». 1894 г.
Холст, масло. 98,5 × 125,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.

Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай:

«После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 1/2 поехал с Мишей (младшим братом. – В.

Б.) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б.). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б.) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию:

«День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня... Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал:

«Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же:

«Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Вы верите в приметах на свадьбу? Нут там, например, что старшая дочь обязательно должна выйти замуж первой, а если сначала замуж выйдет младшая, то она будет бездетной. Или там, что после ухода невесты на свадьбу из родительского дома нужно сразу же вымыть полы, иначе она вернется.
В старину в такие приметы верили, и если свадьбу сопровождали плохие приметы, то люди горестно вздыхали: «Ничем хорошим это не закончится… ».

С картины Л. Туксена «Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны»

Ровно 119 лет назад, 14 ноября (здесь и далее по старому стилю) 1894-го года, состоялось бракосочетание Николая Романова, 26-летнего сына Александра III с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей после миропомазания имя Александры Фёдоровны. Их медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов («Моя свадьба была продолжением похорон, только меня одели в белое », - скажет потом Александра).
В начале октября в Дармштадте Аликс получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Крым, и она приехала в Ливадию как раз к смерти отца жениха. И затем Аликс въехала в Петербург на свою свадьбу вслед за гробом этих затянувшихся императорских похорон, а в Российской империи тогда был объявлен годичный траур.

К. Брож «Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге»

Александра III похоронили 7 ноября и буквально через неделю состоялась свадьба его сына. Почему так торопились со свадьбой и не подождали даже положенных в православии сорока дней после смерти отца жениха? 14 ноября был последний день перед началом поста, который должен был продлиться до начала января. Так что свадьбу пришлось бы отложить надолго, а влюбленным Николаю и Аликс не терпелось.
Нашли лазейку - церемония бракосочетания совпала с днем рождения матери царя, императрицы Марии Фёдоровны, когда православная традиция позволяла несколько ослабить даже самый строгий траур. И «нет худа без добра» - не надо было приглашать гостей, поскольку множество первых лиц Европейских домов прибыли Петербург на похороны Александра III
Но знатоки примет сочли это всё это дурным предзнаменованием…

Мистическое чувство - предопределенность несчастья, вообще жило в Николае с самого детства. Широко известно, что указанием на ужасное будущее Николай считал даже саму дату своего рождения - «день Иова Многострадального».
Ощущение грядущей гибели преследовало, также, и нервную Аликс. И потому скромная гессенская принцесса в ответ на предложение стать женой наследника российского престола залилась вдруг беспричинными слезами. «Она плакала все время и только от времени до времени произносила: «Я не могу… », - писал Николай в дневнике.

Картина И.Репина «Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны»

И дурные предзнаменования самой свадьбой не закончились. Когда Николай вступил на престол, от него ожидали многого - вечное российское ожидание нового хорошего царя. Уже был создан и образ: наследником он пытался ускользнуть из дворца, чтобы спокойно погулять (значит жаждет свободы). Его первой женщиной была еврейка (значит не будет угнетать инородцев). Обер полицмейстера он посадил на гауптвахту на сутки (это означает конец своевольству полиции)… Эти надежды родили бесконечные прошения земств - о всяческих реформах.
И 17 января 1895 года новые император и императрица впервые показались стране с речью, подготовленной Победоносцевым, который убедил Николая осадить пыл страждущих реформирования. В Аничковом дворце сошлись представители земств, городов, казачества. Вид множества людей, которые, по утверждению Победоносцева, таили крамолу и которых он должен был осадить, поверг застенчивого Николая в смятение. Он начал читать слишком громко, срывающимся фальцетом: «В последнее время в некоторых земских собраниях послышались голоса людей, увлеченных бессмысленными мечтаниями… »
От смущения последнюю фразу речи он вдруг прокричал, глядя в упор на ближайшего к нему старика, представителя тверского дворянства. При царственном окрике у старика от ужаса вылетело из рук золотое блюдо с хлебом-солью, которые, по древнему обычаю, земцы готовились преподнести новому Государю.
Золотое блюдо, звеня, покатилось по полу, хлеб развалился, и врезанная в него золотая солонка катилась вслед за блюдом. И новый царь сделал то, что надлежало сделать хорошо воспитанному молодому человеку когда что то падает из рук старика: Николай попытался поднять блюдо, чем окончательно всех смутил. Блюдо и солонку подняли, но знатоки примет опять горестно вздохнули.

Л. Туксен. «Коронация императора Николая II»

По обычаю перед торжественным въездом в Москву для коронования Государь и Государыня должны были посетить величайшую святыню России - Троице Сергиеву лавру. Но в Лавре их… никто не встретил. Спохватились, когда царь уже вошел на её территорию.
Все это случилось, конечно же, из за несогласованности устроителей коронационных торжеств, но знатоки примет опять отметили: Сергий Радонежский не принял нового царя.

В. Маковский «Ходынка»

А потом была давка ранним утром 18 мая на Ходынском поле и это было новое кровавое предзнаменование: сначала свадьба после похорон, а потом похороны после коронации, этого мистического венчания нового царя с Россией. И на следующий день на Ваганьковском кладбище для опознания было размещено 1282 из 1389 тел погибших.
Все это отнюдь не помешало в тот же день великому князю Владимиру, принцу Неаполитанскому и другим приближенным к императорской короне лицам развлекаться у Ваганьковского кладбища стрельбой по голубям. В Москве поговаривали, что принц Неаполитанский убил, кроме того, еще и коршуна, что считалось плохой приметой.
Да и в стрельбе по голубям, столь же невинным, как и погибшие на Ходынке люди, тоже было что-то зловещее, и всё это сочли мрачным предзнаменованием для царствования Николая II. В 1908 году Константин Бальмонт так передал всеобщее тогдашнее настроение в обществе: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот ».
Так всё и вышло - вот и не верь после этого в приметы на свадьбу. А вы верите?

И Лауриц Туксен - многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах .

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе . Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе - изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи , который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции - проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина» . Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга - настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» - так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.

«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, - 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера - полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы» . Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров - инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят» . Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.

«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.

«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой - и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин : «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах» .

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее . Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев . В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.

«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились - и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти» . Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.

«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви - он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали - конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше - но просветить мне его не удалось - безнадежен, увы…Что еще хорошо - стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так - «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией» . Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.