Почему петра 1 называют революционером на троне. Робеспьер на Троне. Петр Первый и результаты свершенной им революции. Петр I – «мастеровой дел разных»

Почему петра 1 называют революционером на троне. Робеспьер на Троне. Петр Первый и результаты свершенной им революции. Петр I – «мастеровой дел разных»
Почему петра 1 называют революционером на троне. Робеспьер на Троне. Петр Первый и результаты свершенной им революции. Петр I – «мастеровой дел разных»

Боярин Артамон посоветовал обратиться к просвещенному монаху Симеону Полоцкому – воспитателю царских детей. И в этот момент открылась дверь и неожиданно перед царем предстал сам монах. «Вот легок на помине» – подумал Алексей.

Монах взволнованно поведал о чуде: ночью он увидел на звездном небе возле Марса новую яркую звезду. Это означает радостную весть: через девять месяцев 30 мая будущего года, 1672, царица Наталья родит царевича, станет он сильным, могучим, даст отпор всем врагам и который с честью займет отцовский престол.

Затем монах развернул свиток со своими вычислениями о приметах будущего ребенка: «он приобретет себе всемирную известность и заслужить такую славу, которая прославить фамилию Романовых на все времена. Он совершить много славных дел на море и суше. Искореняя злодеев, он будет любить и поощрять трудолюбивых и свято сохранять веру». Симеон предсказал, что родившегося младенца назовут Петром (греч. – камень).

Свершилось пророчество мудрого иеромонаха (сан священника): 30 мая 1672 в день Исаакия Долматского родился Петр (со временем в честь этого события был воздвигнут Исаакиевский собор).

Крещен был родившийся царевич 29 июня в Чудовом монастыре, в день апостолов Петра и Павла (отсюда название Петропавловской крепости) и был назван Петром (камень, гранит, скала).

Историки отметили, что реформы, исполненные Петром были его личным делом, беспримерным и необходимым.

Несчастья бояться – счастья не видеть.

«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история».

А. С. Пушкин

На рубеже XVII века в России явился гениальный Царь, исполненный энергии необычайной, силы духа необъятной…. Он взглянул на Россию.

К. Аксаков

«Революционер на троне»

Петр I – первый российский император (1721 г). Своими деяниями создал могущественное абсолютистское государство, добился признания за Россией авторитета великой державы. О петровских преобразованиях В. Белинский писал: «Учись или умирай: вот что было написано кровью на знамени его борьбы с варварством». Петр объединил в себе безудержное самовластие с самопожертвованием, не жалел себя ради общего дела. Историк С. Соловьев называл Петра «революционером на троне », Ф. Энгельс: «подлинно великим человеком »

Петр Великий – уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.

В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия. Современников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде Азова, а во время торжественного шествия в Москве по поводу взятия Азова, шагал в общей колоне с протазаном на плече. Его отец, Алексей Михайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты и охраны.

А Петр Алексеевич не гнушался ездить в двуколке без свиты и охраны. Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году Петр не возглавил Великое посольство, а отправился в заграничный вояж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем – Петр Михайлов. Но еще более обескуражило современников то, что за границей царь, приобретя экипировку простого плотника, сам усердно трудился над сооружением корабля, учился этому мастерству и даже получил диплом кораблестроителя

«Я есть ученик и ищу себе учителей »: печать Петра с девизом

9 марта 1697 г. Петр I тайно покинул Россию, впервые в отечественной истории царство осталось без царя. Под именем Петра Михайлова он вместе с Великим посольством отправился в Европу. Его участники были одеты в русские национальные одежды, и в сопровождении калмыков, башкир и татар выглядели крайне экзотически.

Но уже в ноябре русские сбрили бороды, пошили у лучших амстердамских портных модные костюмы, натянули перчатки, чулки, на головы надели парики, шляпы, начали курить запрещенный Церковью табак, «богомерзское зелье». Пройдена школа военной и морской выучки, усвоена чужая речь, военные термины. Русский царь вернулся в августе 1698 г. на Родину и начал борьбу с местничеством и боярской спесью…

Государь без стеснения поведал нам… больше всего любит труд… мы были чрезвычайно удивлены, увидев натруженные мозолистые руки монарха».

София – Шарлотта, супруга прусского правителя (1697 г.)

« Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра»

новгородский купец Иголкин (1700 г.)

Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь опасности, Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

«Твердость духа»

В 1700 году по делам торговым в Стокгольме оказался новгородский купец Иголкин. Началась Северная война, и он был задержан как русский пленный. Находясь в тюрьме, арестант услышал разговор двух охранников, поносивших русских, дерзко ругавших государя Петра. Возмущенный Иголкин не вытерпел, набросился на обидчиков, вырвал у одного из них ружье и штыком заколол шведа.

На шум явилась охрана, Иголкин сдался без сопротивления. О его поступке донесли королю. Карл XII призвал пленного купца и спросил: «Как ты решился убить моих солдат?». Тот без робости, спокойно рассказал монарху подробно обо всем, что случилось в тюрьме. «Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра» – безбоязненно заявил смелый пленник. Карл XII, пораженный твердостью духа русского купца, простил его и велел освободить из – под стражи». Передай царю Петру, что возвращаю ему его верного поданного» – сказал на прощанье шведский правитель.

Петр I со слезами на глазах обнял вернувшегося Иголкина, щедро наградил его и всегда оставался к нему ласковым и признательным.

Во время застолий, на вечерах и приемах рассказывал про подвиг простого русского человека, совсем ранее незнакомого ему:

Я предчувствую, что россияне когда – нибудь… пристыдят самые просвещенные народы успехами в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы

Петр I Великий.

Русский историк В. О. Ключевский о противоречивости действий Петра так писал:

«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра и доселе неразрешённая».

Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем более сему удивляюсь.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Петр I – «мастеровой дел разных».

Петр торопился жить. Он быстро ходил, спутники практически бежали вприпрыжку. Был мастером на все руки, приобрел массу технических познаний, знал 15 ремесел, владел профессиями кузнеца, чеканщика, гравера, печатника, переплетчика, картографа, бухгалтера, штурмана, артиллериста, часовщика, переводчика (говорил по – голландски, по – немецки, хорошо понимал шведский, польский, немного татарский, английский, читал по – латыни), охотно работал топором, считался лучшим корабельным мастером в стране.

XXIV. РОБЕСПЬЕР НА ТРОНЕ

Петр I является первым русским революционером, первым нигилистом и

первым большевиком (как духовный тип). (73) И это точка зрения высказана

вовсе не Солоневичем, он только развил эту точку зрения в 5 книге "Народной

Монархии". Уже Пушкин написал: Петр - Робеспьер и Наполеон вместе

(воплощение революции). (74) Так же понимал Петра и Герцен. Герцен разделял

точку зрения Пушкина.

концу XVI века на престоле царей, - писал он, - появился смелый

революционер, одаренный обширным гением и непреклонной волей - это деспот

по образцу "Комитета Общественного спасения". (который осуществлял террор

во время французской революции. - Б. Б.).

Один из самых виднейших представителей славянофильства И. В.

Киреевский, так же как и другой виднейший представитель славянофильства К.

С. Аксаков, считали, что в лице Петра I государство разрушило основы

самобытной русской культуры и национальные традиции религиозной и

государственной жизни.

Произошел трагический разрыв между царем и народом, оставшимся в

массе своей верным родным традициям. Русь оказалась как бы завоеванной.

Русский монарх, в результате совершенного Петром насильственного

переворота, "приобрел черты деспота, а свободно подданный народ - значение

раба-невольника на родной земле".

И. С. Тургенев в "Воспоминаниях о Белинском" пишет:

"Дело Петра Великого было, точно, насилием, было тем, что в новейшее

время получило название: coup dєetat, т.е., Государственного переворота".

О духовном большевизме Петра Мережковский писал еще до революции.

"Еще Пушкин заметил сходство Петра с Робеспьером. И в самом деле, так

называемые "Петровских преобразования" - настоящий переворот, революция,

бунт сверху, "белый террор". Петр - тиран и бунтовщик вместе, бунтовщик

относительно прошлого, тиран относительно будущего. Наполеон и Робеспьер

вместе, и этот бунт не только политический, общественный, но еще в гораздо

большой мере нравственный - беспощадная, хотя и бессознательная ломка всех

нравственных цен".

Большевики заканчивают то, что начал Петр I - ломку русской души,

русского быта и русской культуры. И идейным антикоммунистам не к лицу

восхищаться Петром I, который духовно является первым большевиком.

Проф. М. Зызыкин, посвященную 250-летию Санкт-Петербурга, статью

"Государство и церковь при Петре I", начинает словами: "Перемене столицы

сопутствовало полное изменение государственных идей, а вернее полная

революция "сверху". (75) Проф. А. Карташев в статье "Православие в России"

тоже называет Петра революционером. (76)

Реформа есть видоизменение чего-то существующего. Всякая реформа

только видоизменяет традиции. Революция есть отрицание существовавшего

прежде, уничтожение его. Основная цель всякой революции есть уничтожение

существовавших до нее традиций.

После большевистской революции многие из ученых стали смотреть на

Петра I, как на духовного предка современного большевизма.

В статье "О сущности православия" в Сборнике "Проблемы русского

религиозного сознания" проф. Карсавин писал: "...И редко большевизм

сочетается с плодотворной практической деятельностью... таит яд под

покровом необходимости... Таков большевизм Петра Великого, большевизм,

губительность которого прикрыта грандиозным делом преобразователя, (это

тоже очень спорный вопрос. - Б. Б.), но тем не менее ясна для внимательного

взгляда в рационалистической ломке исторического уклада жизни, в разрушении

России не только, как продолжение и развитие того, что начато великим

преобразователем, но как борьбу с ним, последний фазис которой мы, кажется

переживаем в изживании творчески бесплодного большевизма".

Философ Франк с своей статье "Религиозно-исторический смысл русской

революции" пишет: "Исторические истоки русского нигилизма восходят к

вольнодумному кружку вельмож Екатерины II, т.е. к французскому

просветительству 18 века".

"Но, - продолжает С. Франк, - в известном смысле этот нигилизм имеет

еще более отдаленного предшественника в России, этот предшественник - Петр

I". Петр I, как указывает С. Франк, в каком-то смысле был бесспорно первым

русским нигилистом: недаром большевики еще при последнем ограблении церквей

с удовольствием ссылались на его пример.

"Сочетание бесшабашной удали, непостижимого для европейца

дерзновения святотатства и кощунства, смелого радикализма в ломке

традиционных устоев с глубокой и наивной верой в цивилизацию и в

рационально-государственное устроение жизни, бесспорно роднит, несмотря на

все различия, - достаточно очевидные, чтобы стоило об них упоминать, -

Петра Великого с современным русским большевизмом". (77)

Очень плохую услугу Петру I оказывает генерал Штейфон следующей

похвалой, высказанной в книге "Национальная военная доктрина". Приведя

высказывания С. Платонова, что Петр всю жизнь исповедовал "идею

государства, как силы, которая в целях общего блага берет на себя

руководство всеми видами человеческой деятельности и всецело подчиняет себе

личность (подчеркнуто мною. - Б. Б.), генерал Штейфон пишет:

"Иными словами, за 2 с лишним столетия до нашего времени, русский

Царь Петр I уже осуществил идею современного фашизма, подчинив личность

государству".

Большевизм, как совершенно правильно определяет проф. Карсавин,

реакционная сила, которая стремится во что бы то ни стало "продолжить дело

Петра, т.е. отрицательные тенденции, конкретно, - ограниченный европеизм

Петрова идеала". (78)

Реформы Петра - не реформы, а революция классической формы.

Известный ученый де Мун верно указывал, что:

"Революция не есть ни акт, ни факт, она есть политическая доктрина,

претендующая основать общество на воле человека вместо того, чтобы основать

его на воле Божией, которая ставит суверенитет человеческого разума на

место Божественного закона. Вот где революция, остальное вытекает из этого,

из этого гордого восстания из которого вышло современное государство,

государство захватившее место всего, государство, сделавшееся вашим Богом,

которое мы отказываемся обожать с вами вместе. Контрреволюция -

противоположный принцип. Это - доктрина, основывающая общество на

христианском законе".

Революционным действиям всегда предшествует революция, совершаемая в

области религиозных и политических идей. "Все Петровское церковное

законодательство есть разрушение основ и церковной, и царской власти,

связанной не только догматами веры, но и вселенскими канонами церкви. Таким

образом пример нарушения границ должного и допустимого для государства дан

в России впервые не в XX столетии, а в XVII и XVIII и особенно в начале

ХVIII-го и также не снизу, а сверху, опередив Францию во времени" (79).

Петр совершил всеобъемлющую революцию на целое столетие раньше, чем она

произошла во Франции.

О том, что Петр I был не реформатором, а революционером

свидетельствует широко применявшаяся им смертная казнь. При отце Петра

смертная казнь применялась за 60 преступлений (во Франции в это время

смертью каралось 115 преступлений). Петр же применял смертную казнь за 200

разного рода преступлений (даже за выработку седел русского образца).

Такое резкое увеличение применения смертной казни есть бесспорное

доказательство, что Петр применял террор. А террор есть неизбежный спутник

не реформ (мирного преобразования жизни), а революционного видоизменения

жизни.

По своим историческим результатам, совершенная Петром революция

превосходит французскую революцию. Связь между революцией Петра и

большевизмом теперь понимают даже иностранные историки и мыслители (А.

Тойнсби, В. Шубарт и др.).

"Со времени Петра I, - пишет, например, В. Шубарт, - русская

культура развивалась в чуждых формах, которые не выросли органически из

русской сущности, а были ей насильственно навязаны. Так возникло явление

псевдоморфозы культуры. Результатом был душевный надлом, отмеченный почти

во всех жизненных проявлениях последних поколений, та русская болезнь, чьей

лихорадкой, по крайней мере, косвенно, через самооборону, охвачено сейчас

все население земного шара. Это - пароксизм мирового исторического

размаха".

Правильно заключает И. Солоневич: "Эпоха Петра, как бы ее ни

оценивать, является крутым и почти беспримерным в своей резкости переломом

в русской истории. Со значением этого перелома можно сравнивать только

битву при Калке и Октябрьскую революцию. Он определил собою конец

Московской Руси, то есть целого исторического периода, со всем тем хорошим

и плохим, что в ней было, и начал собою европейский, петровский,

петербургский или имперский период, кончившийся Октябрьской резолюцией. И в

центре этого перелома стоит личность Петра". Все реформы Петра вырыли

глубокую пропасть между допетровской и петровской Россией. Гибельные

последствия реформ Петра неисчислимы. В результате их в России вместо

единого народа возникли, как бы два особых народа: совершенно различных по

вере, миросозерцанию, языку и одежде и быту.

Петр своими реформами почти совершенно разгромил национальную,

единственно возможную в тяжелых русских условиях, форму монархической

демократии.

Жертвы понесенные в эпоху революции, оправдываются только в том

случае, если революция приносит какое-то благо народу в будущем.

Совершенная Петром антинародная, по своему духу революция, никакого блага

народу принести не могла и не принесла. Совершенная Петром революция не

смогла ни уничтожить духовное своеобразие Руси, ни превратить ее в

европейскую страну.

Подчинив церковь государству, превратив крепостную зависимость в

крепостное право европейского типа, внеся чужеродное европейское начало в

русское мировоззрение, Петр внес смертельную заразу в душу народа, расколов

его на два враждебных духовных типа: русских и полуевропейцев-полурусских

(интеллигентов).

По своим увлечениям культурной Европы и по фантастичности своих

замыслов, Петр был прообразом будущей русской интеллигенции, появление

которой он вызвал. Солоневич правильно писал в "Белой Империи":

"...Он, по существу, был своего рода анахронизмом наоборот -

типичным русским интеллигентом шестидесятых годов - так сказать,

писаревской эпохи: рационалист, слегка атеист, вольнодумец, сеятель

разумного и прочего. Но он любил Россию - правда, не такой какой она была,

а такой, какою он хотел ее видеть: мы все этим слегка грешны". (80)

Ни на каком краю бездны Московская Русь не стояла. На край бездны

привел Русское государство Петр, разгромивший обессиленную расколом

Православную церковь, основы национальной государственности и национальной

культуры.

Исключительной популярностью в народе с конца XVII века и до начала

девятнадцатого пользовалась "Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне

его Адольфе". Царь Максимилиан влюбившись в волшебницу, стал верить

"кумигическим" (то есть языческим богам), призвав своего сына Адольфа, царь

потребовал, чтобы он принял новую веру и, получив отказ, велел рыцарю

Бармуилу казнить Адольфа.

Писатель Алексей Ремизов в своем исследовании "Царь Максимилиан"

утверждает:

"...Основа царя Максимилиана - страсти непокорного царевича,

замученного за веру собственным отцом... Царь Максимилиан - да ведь это

царь Иван и царь Петр. Непокорный и непослушный Адольф - да ведь это

царевич Алексей, весь русский народ".

Есть свидетельства современников, что приказной Докукин, обличавший

Петра в измене, перед казнью будто бы сказал Петру:

"Ежели, Государь, казнишь сына, то падет сия кровь на весь род

твой; от главы на главу, до последних царей. Помилуй царевича, помилуй

Россию".

Петр не помиловал ни Царевича, ни Россию.

"В России когда-нибудь кончится все ужасным бунтом и самодержавие

падет, ибо миллионы вопиют к Богу против Царя, извещая об убийстве Царевича

Алексея, - писал из Петровского парадиза Ганноверский резидент Вебер". Так

именно и случилось.


Он Бог твой был, Россия!», - восклицал восторженный Ломоносов. «Антихрист!», - кричали старообрядцы, осеняя себя двуперстным знамением. «Первый большевик», - уверял поэт Максимилиан Волошин. И всё это о нем, Пётре I - одном из самых великих и противоречивых правителей в русской истории. На обломках старой, патриархальной Руси венценосный революционер создал новую Россию.

.

30 мая1672 г. пушечные залпы и колокольные перезвоны возвестили народу о рождении царевича Петра. На радость родителям - царю Алексею Михайловичу и Наталье Нарышкиной - Пётр оказался здоровым и очень деятельным ребёнком, в отличие от своих слабых, болезненных братьев. Сызмальства он тянулся к оружию: комнату мальчика заполнили игрушечные сабли, луки, пушки и барабаны. Позже, в селе Преображенском появится знаменитое «потешное войско» Петра - прообраз новой русской армии, обустроенной по европейскому образцу. А найденный в селе Измайлово английский бот станет «дедушкой русского флота».

С образованием Петру не повезло: учил царевича дьяк Никита Зотов, преподаватель никудышный, судя по обилию грамматических ошибок в письмах Петра.

Но государь учился всю жизнь, его пытливый, любознательный ум впитывал знания, словно губка. В роли учителей выступали голландские корабелы, русские плотники и даже… шведские генералы. Празднуя полтавскую викторию, царь поднял тост за пленных военачальников Карла XII: ведь именно благодаря им Пётр и его армия овладели наукой побеждать. «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей», - со вздохом ответил один из незадачливых шведских генералов

Формально Петра вместе с больным и неспособным к правлению братом Иваном провозгласили царями 27 апреля1682 г. Но фактически власть в стране захватила старшая сестра Софья. Приверженцы царевны спровоцировали стрелецкий бунт, мятежники ворвались в царские покои и на глазах Петра растерзали приближенных бояр.

Ужас, пережитый в детстве, преследовал Петра всю жизнь: его мучили нервные припадки, а лицо часто искажала судорога.

Ненависть к стрельцам нашла выход после подавления их очередного мятежа в1698 г., когда Пётр лично рубил головы бунтовщикам. Жестоко? Но без жестокости в те суровые времена было нельзя. Об этом говорил и сам царь: «Если бы я не употреблял строгости, то давно бы уже не владел русским государством и никогда бы не сделал его таковым, каково оно теперь».

Как известно, мысль о переустройстве России на европейский манер зародилась у юного Петра после визитов в Немецкую слободу, где жили иностранцы, состоящие на службе у русских царей. Всё здесь было необычно для впечатлительного юноши – быт, нравы, одежда, обычаи. Наставником молодого Петра в усвоении своеобразной культуры «московской Европы» стал швейцарский офицер Франц Лефорт. Следующим шагом стало заграничное турне царя в составе Великого посольства. Скрываясь под именем Петра Михайлова, государь работал на голландских кораблестроительных верфях, с интересом слушал прения в английском парламенте, посещал музеи, анатомические театры, обсерватории, монетные дворы. Всё ему было интересно, он хотел себя попробовать едва ли не в каждом ремесле.

По мнению историка Василия Ключевского, за границей Пётр овладел 14 различными специальностями. Воистину, «на троне вечный был работник»!

Пётр не чурался общения с самыми разными людьми: от рабочего на верфи до коронованных особ. Бог весть, что думал о русском царе простой люд (им было не до мемуаров), но вот мнение принцессы Софьи Ганноверской: «У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нём меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной… Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный»

Ох уж это воспитание! Ненавистники Петра припоминают ему «всешутейшие и всепьянейшие соборы», ставят на вид повальное пьянство на царских пирах и «ассамблеях», где даже дамы напивались «в дым». А эта фразочка из указа от 29 августа1698 г. насчёт ношения немецкого платья и бритья бород: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан… чтобы они без бород походили в добре на европейцев». За граждан, конечно, обидно. Но попытаемся понять и Петра: он инстинктивно чувствовал, что реформы необходимо начинать с ломки старых обычаев. Поэтому и ломал их, как умел - жестоко, «через колено», зачастую наставляя подданных на путь истинный кулаком или своей знаменитой дубинкой. «Перегибов», конечно, было немало, но Россия, как известно, страна крайностей. Пётр в этом смысле не первый и, увы, не последний.

В быту царь избегал роскоши и пышных церемоний, столь любимых его предшественниками. Предпочитал простую одежду, не гнушался ездить в обыкновенной двуколке без свиты. На войне пулям не кланялся: во время Полтавской баталии лично повёл солдат в контратаку и опрокинул наступающих шведов. О мужестве царя во время Прутского похода (1711) писал французский бригадир Моро-де-Бразе: «Могу засвидетельствовать, что царь не более себя берёг, как и храбрейший из его воинов».

Пётр не жалел ни себя, ни других. Всем известна судьба царевича Алексея, рождённого Евдокией Лопухиной, первой женой Петра. Ненавидя отца и его реформы, Алексей бежал в Австрию, просил австрийского императора помочь овладеть русским престолом. Измена родного сына потрясла Петра, он лично принимал участие в допросах и даже пытках Алексея: «Я за моё отечество и людей, и живота своего не жалею, то како тебя, непотребного жалеть». Царевич умер в Петропавловской крепости летом1718 г., а через год скончался другой наследник – 4-летний Пётр Петрович, рождённый второй женой государя Екатериной Алексеевной. Пётр был безутешен. Незадолго до смерти царя постигла ещё одна личная драма: он уличил Екатерину в неверности. Кто же наследует трон, кто продолжит дело всей его жизни? До самой смерти царь не смог ответить на этот вопрос, так и не назначив себе преемника

В октябре 1724 г. Пётр плыл на корабле в Петербург. Недалеко от Лахты заметили севший на мель военный бот. Государь лично участвовал в спасении солдат и матросов, стоя по пояс в ледяной воде. После этого «купания» обострилась болезнь почек, которой царь страдал уже долгое время. Превозмогая боль, Пётр продолжал заниматься государственными делами, но в январе1725 г. окончательно слёг. 28 января коронованный революционер скончался.

Лучшей эпитафией Петру I стали слова епископа Феофана Прокоповича: «Какову он Россию сделал – такова и будет. Сделал добрым любимую – любимая и будет. Сделал врагам страшную – страшная и будет. Сделал её на весь мир славною – славной и быть не перестанет!»

«Преобразования Петра» - Пояснительная записка. Участвовал в Азовских походах. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Благодаря рвению на данном посту, нажил себе много врагов. Технология учитель-ученик. Жил в России с середины XVII века. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела.

«Основные реформы Петра I» - Два ружья. Индивидуальный принцип. Работа над новым материалом. Подготовка войска к боевым действиям. Реформы Петра I. Крестьянство. Военная реформа. Петр вводит коллегии. Административные преобразования. Государственные реформы. Табель о рангах. Российская промышленность. Шляпный двор. Шведский вариант.

«Преобразования Петра 1» - И. Г. Таннауэр. Реформа государственного управления (суть): Причины: Был заключен устный союз против Швеции, а не против Турции. Органы власти и управления в Российской империи в 20 -70-е гг. И таким государственным деятелем стал царь Петр I. России к Черному морю. Презентация на тему: Портрет Петра I.

«Реформы Петра 1» - Особенности проведения реформ: Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Основные даты и события: Урок истории. 10 класс Реформы Петра I. Герб Российской империи. 1721 г. Издан Петром I в 1722 г. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Система центрального управления при Петре I (схема).

«Экономика Петра I» - Меркантилизм. Уставы. Основные направления экономической политики. Итоги экономических преобразований. ЗАДАНИЕ Составить кластер, на основе главных смысловых блоков. Ремесленное производство. Деление на классы. Сельское хозяйство. Торговля. Служба для дворян. Мануфактурное производство. Новые виды оружия.

«Реформы и преобразования Петра I» - Гос. бюджет при Петре I. (Ревизион-коллегия). Основные направления финансовых преобразований при Петре I. Предпосылки петровских преобразований. Органы государственной власти в 20-е годы XVIII века. Реформы Петра I 1682 – 1725гг. Валюта: серебряный талер и золотой червонец. Преобразования Петра I. Выпуск золотых монет 1701г.: цесарские рубли и червонцы.

«Он Бог твой был, Россия!», - восклицал восторженный Ломоносов. «Антихрист!», - кричали старообрядцы, осеняя себя двуперстным знамением. «Первый большевик», - уверял поэт Максимилиан Волошин. И всё это о нем, Пётре I - одном из самых великих и противоречивых правителей в русской истории. На обломках старой, патриархальной Руси венценосный революционер создал новую Россию.

30 мая1672 г. пушечные залпы и колокольные перезвоны возвестили народу о рождении царевича Петра. На радость родителям - царю Алексею Михайловичу и Наталье Нарышкиной - Пётр оказался здоровым и очень деятельным ребёнком, в отличие от своих слабых, болезненных братьев. Сызмальства он тянулся к оружию: комнату мальчика заполнили игрушечные сабли, луки, пушки и барабаны. Позже, в селе Преображенском появится знаменитое «потешное войско» Петра - прообраз новой русской армии, обустроенной по европейскому образцу. А найденный в селе Измайлово английский бот станет «дедушкой русского флота».

С образованием Петру не повезло: учил царевича дьяк Никита Зотов, преподаватель никудышный, судя по обилию грамматических ошибок в письмах Петра.

Но государь учился всю жизнь, его пытливый, любознательный ум впитывал знания, словно губка. В роли учителей выступали голландские корабелы, русские плотники и даже… шведские генералы. Празднуя полтавскую викторию, царь поднял тост за пленных военачальников Карла XII: ведь именно благодаря им Пётр и его армия овладели наукой побеждать. «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей», - со вздохом ответил один из незадачливых шведских генералов.

Формально Петра вместе с больным и неспособным к правлению братом Иваном провозгласили царями 27 апреля1682 г. Но фактически власть в стране захватила старшая сестра Софья. Приверженцы царевны спровоцировали стрелецкий бунт, мятежники ворвались в царские покои и на глазах Петра растерзали приближенных бояр.

Ужас, пережитый в детстве, преследовал Петра всю жизнь: его мучили нервные припадки, а лицо часто искажала судорога.

Ненависть к стрельцам нашла выход после подавления их очередного мятежа в1698 г., когда Пётр лично рубил головы бунтовщикам. Жестоко? Но без жестокости в те суровые времена было нельзя. Об этом говорил и сам царь: «Если бы я не употреблял строгости, то давно бы уже не владел русским государством и никогда бы не сделал его таковым, каково оно теперь».

Как известно, мысль о переустройстве России на европейский манер зародилась у юного Петра после визитов в Немецкую слободу, где жили иностранцы, состоящие на службе у русских царей. Всё здесь было необычно для впечатлительного юноши – быт, нравы, одежда, обычаи. Наставником молодого Петра в усвоении своеобразной культуры «московской Европы» стал швейцарский офицер Франц Лефорт. Следующим шагом стало заграничное турне царя в составе Великого посольства. Скрываясь под именем Петра Михайлова, государь работал на голландских кораблестроительных верфях, с интересом слушал прения в английском парламенте, посещал музеи, анатомические театры, обсерватории, монетные дворы. Всё ему было интересно, он хотел себя попробовать едва ли не в каждом ремесле.

По мнению историка Василия Ключевского, за границей Пётр овладел 14 различными специальностями. Воистину, «на троне вечный был работник»!

Пётр не чурался общения с самыми разными людьми: от рабочего на верфи до коронованных особ. Бог весть, что думал о русском царе простой люд (им было не до мемуаров), но вот мнение принцессы Софьи Ганноверской: «У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нём меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной… Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный».

Ох уж это воспитание! Ненавистники Петра припоминают ему «всешутейшие и всепьянейшие соборы», ставят на вид повальное пьянство на царских пирах и «ассамблеях», где даже дамы напивались «в дым». А эта фразочка из указа от 29 августа1698 г. насчёт ношения немецкого платья и бритья бород: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан… чтобы они без бород походили в добре на европейцев». За граждан, конечно, обидно. Но попытаемся понять и Петра: он инстинктивно чувствовал, что реформы необходимо начинать с ломки старых обычаев. Поэтому и ломал их, как умел - жестоко, «через колено», зачастую наставляя подданных на путь истинный кулаком или своей знаменитой дубинкой. «Перегибов», конечно, было немало, но Россия, как известно, страна крайностей. Пётр в этом смысле не первый и, увы, не последний.

В быту царь избегал роскоши и пышных церемоний, столь любимых его предшественниками. Предпочитал простую одежду, не гнушался ездить в обыкновенной двуколке без свиты. На войне пулям не кланялся: во время Полтавской баталии лично повёл солдат в контратаку и опрокинул наступающих шведов. О мужестве царя во время Прутского похода (1711) писал французский бригадир Моро-де-Бразе: «Могу засвидетельствовать, что царь не более себя берёг, как и храбрейший из его воинов».

Пётр не жалел ни себя, ни других. Всем известна судьба царевича Алексея, рождённого Евдокией Лопухиной, первой женой Петра. Ненавидя отца и его реформы, Алексей бежал в Австрию, просил австрийского императора помочь овладеть русским престолом. Измена родного сына потрясла Петра, он лично принимал участие в допросах и даже пытках Алексея: «Я за моё отечество и людей, и живота своего не жалею, то како тебя, непотребного жалеть». Царевич умер в Петропавловской крепости летом1718 г., а через год скончался другой наследник – 4-летний Пётр Петрович, рождённый второй женой государя Екатериной Алексеевной. Пётр был безутешен. Незадолго до смерти царя постигла ещё одна личная драма: он уличил Екатерину в неверности. Кто же наследует трон, кто продолжит дело всей его жизни? До самой смерти царь не смог ответить на этот вопрос, так и не назначив себе преемника.

В октябре 1724 г. Пётр плыл на корабле в Петербург. Недалеко от Лахты заметили севший на мель военный бот. Государь лично участвовал в спасении солдат и матросов, стоя по пояс в ледяной воде. После этого «купания» обострилась болезнь почек, которой царь страдал уже долгое время. Превозмогая боль, Пётр продолжал заниматься государственными делами, но в январе1725 г. окончательно слёг. 28 января коронованный революционер скончался.

Лучшей эпитафией Петру I стали слова епископа Феофана Прокоповича: «Какову он Россию сделал – такова и будет. Сделал добрым любимую – любимая и будет. Сделал врагам страшную – страшная и будет. Сделал её на весь мир славною – славной и быть не перестанет!».

Дмитрий Казённов