Можно ли на пасхальной неделе сажать огород. Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. Видео: выращивание огурцов - огурец на пасху

Можно ли на пасхальной неделе сажать огород. Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. Видео: выращивание огурцов - огурец на пасху
Можно ли на пасхальной неделе сажать огород. Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. Видео: выращивание огурцов - огурец на пасху

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Как только начинается весна, все огородники тут же стараются просчитать сроки посадки культур. Одни ориентируются по погодным условиям, другие пользуются лунным календарем. В нынешнем году Пасха оказалась ранней, потому один из наиболее актуальных сегодня вопросов – можно ли сажать огород на пасхальной неделе.

Завтра наступит Пасха, долгожданный и самый важный в жизни христиан праздник. Верующие с нетерпением ждут праздничного дня, активно к нему готовятся, но в то же время озабочены хлопотами и проблемами, например, посадкой огорода.

Посадка огорода на пасхальной неделе

Светлое Воскресение – праздник с непостоянной датой. Он припадает на разные апрельские числа, бывает, что его отмечают в мае. Сейчас у людей накопилось много работы, которую нужно выполнить на пасхальной неделе, дабы собрать впоследствии хороший урожай. В то же время никто не хочет нарушать церковные заповеди. Но для посадки огорода отводятся определенные сроки, дни, когда необходимо сажать те или иные культуры:

  1. в середине этого месяца начинается посадка ранней морковки, пастернака, петрушки;
  2. в последние апрельские числа сажают ранние сорта капусты, кабачки;
  3. первая декада мая отведена для посева огурцов, сеют бахчевые культуры;
  4. до 10 мая необходимо высадить картошку со свеклой.

Всю пасхальную неделю принято праздновать Светлое Воскресение. В храмах проводят праздничные богослужения, христиане ежедневно ходят в гости, обмениваются пасхальными куличами, крашеными яйцами. Хозяюшки пекут пасхи, запекают мясо. Пасхальный стол обычно богат на угощения, заставлен различными вкусными блюдами. Церковь не запрещает в пасхальную неделю сажать огород, но в народе говорят, что заниматься садово-огородными работами, физическим трудов в первые три дня после Пасхи нельзя.

На пасхальной неделе в среду, называемую Сухой, не работают. Те, кто и сейчас придерживается древних обычаев, в этот день обходят поля с огородами с зажженной свечой, освященной на Сретение Господне, чтобы защитить посев от сильных дождей, внезапных перемен погоды. Сажать огород, убирать могилки, красить оградки, полоть траву можно в четверг.

Дачники выбирают сроки посадки огорода, ориентируясь по подсказкам природы

Большинство дачников приступают к огородным работам, ориентируясь по погодным условиям. Актуальность народных примет не угасает, и к ним относят следующие:

  1. в дни цветения подорожников высевают семена капусты, томатов. Однако делают это в парнике, чтобы раньше получить урожай;
  2. при появлении сережек на осине сеют морковку с пастернаком и петрушкой;
  3. если заметили сережки на березе – пора сажать картошку;
  4. посадка бобовых начинается в дни, когда появились зеленые листики на дубе, кукурузы, фасоли и свёклы – когда цветут каштаны;
  5. томаты, перец с баклажанами сажать пора при распускании вербы, когда начинает цвести рябина;
  6. травы сеют в дни цветения вишни.

Поздравление с Пасхой, видео


Сажать после Пасхи не рекомендуется в течение последующих семи дней. Так как великий праздник является духовным, то все свое время необходимо уделять для очищения души и молитвам в церкви. Существуют приметы и традиции, которые говорят о соблюдении правил перед посевом. Первая среда после праздника Пасхи называется «сухой». В этот день принято обходить все свои огороды со свечой, читая молитву, чтобы защитить урожай от града, ливня, ветров.

В современном мире традиции меняются, люди заняты работой, поэтому на огород остается меньше времени. Некоторые не успевают высадить всю рассаду после Пасхи, поэтому можно придерживаться мнения, что приступать к работе каждый трудящийся может на третий день после Воскресения Христова.

Когда можно начать сажать после Пасхи: правила высадки растений

Опытные садоводы и огородники прекрасно знают все традиции и правила высадки рассады. Для хорошего урожая важно придерживаться благоприятных дней по лунному календарю, которые способны дать растению силы для большего и урожая. Церковные и праздничные дни созданы для празднования, а не для работы. Необходимо учитывать все нюансы и планировать работы на огороде и в саду согласно календарным дням.

Праздник Пасхи не имеет четкой даты, поэтому может выпасть именно в огородные благоприятные дни. Не стоит разочаровываться, так как для каждого растения существует определенный период для посадки его в почву.

Известно, что в середине апреля необходимо высаживать морковь, раннюю капусту и кабачки. Как раз в этот период появляются сережки на осине. В начале мая лучше заниматься огурцами, тыквой, свеклой. Картофель высаживают до 10 мая. К этому времени цветут каштаны.

Когда можно начать сажать после Пасхи: когда высаживать рассаду и традиции первой недели после Пасхи

Для работающих на земле людей отдых является очень тяжелым трудом. Так как с приходом весны каждый день ценится и один день кормит год. Поэтому можно приступать работать на третий день после Пасхи, если нет возможности подождать. Но, все же, церковные праздники лучше уважать.

В первую неделю после светлого праздника требуется отдыхать и радоваться жизни. Эта неделя имеет название Светлая Седмица.

В понедельник нужно идти в гости к родственникам. Необходимо брать с собой яйца, куличи. В дом первым должен войти мужчина.

Во вторник вся семья идет по гостям. Со среды издавна водят хороводы, но сейчас данную традицию не соблюдает народ.

С четверга устраивали смотрины. Женихи присматривали для себя невесту, а девушки в этот день пели и танцевали. Обычно празднование праздника подходило к концу, но яйца и куличи все еще являлись главным символом.

В пятницу праздновали Прощеный день. Девушки для молодости и красоты умывались холодной водой, которая так же оздоравливает на весь год.

В субботу, популярная в то время игра, катание яиц, соединяла людей в группы, и на улицах можно было встретить много молодежи и детей.

Принято было в воскресенье наряжаться и собираться группами. Не женатые молодые люди обходили все дома и забирали молодых женатых мужчин с собой. До этого дня весь год муж не мог оставлять свою жену. Теперь же он может уехать работать на долгое время и переложить весь повседневный груз на ее хрупкие плечи.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя

На период от Пасхи до Троицы в исчислении дней недели по церковному календарю изменяется порядок: она начинает-ся с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наи-большим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой не-деле, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с наво-зом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

  • Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.
  • В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, об-ходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.
  • Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до се-мян, приготовленных для весеннего сева.
  • В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В на-роде этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили празд-ничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести по-рядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!", затем на могилах родственников моли-лись, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раз-давали милостыню нищим.
  • В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя

  • В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чу-чело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
  • Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
  • В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать су-чья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоун а! Сады садз ь i пал iць ".
  • Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В наро-де считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
  • Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминове-ния предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности до-пущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физи-ческого захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с пред-ставителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хо-зяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуаль-ных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались при-готовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминаль-ной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную кор-зину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправ-лялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища .

  • В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих род-ственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
  • Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опоз-навательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
  • белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоро-нена девушка;
  • белый фартук на крест на могиле женщины;
  • белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоро-нен мужчина или молодой человек.
  • Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
  • Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных ат-рибутов:
  • блюдце;
  • чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
    • пасхальное неосвященное яйцо;
    • что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копче-ной полендвицы или домашней колбасы);
  • домашнее печенье, одну конфету;
    • неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непар-ность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
    • После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" — хозяйка брала пас-хальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильно-му холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), раз- резали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапе-за начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
  • Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присут-ствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), при-несенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старей-шина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а пос-леднюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чар-ку снова доливали и передавали следующему из присутствую-щих по старшинству. Тот и последующие участники обряда сно-ва и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне вод-ку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохране-ние живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

  • Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупи-лась, то не обходилось без голошений и слез.
  • Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по-рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходит-ся на позднюю весну). Это может обернуться продолжитель-ной летней засухой и как следствие — неурожаем, а такжеповлечь за собой смерть кого-либо из близких родственни-ков, поэтому сначала следовало навести порядок на моги-лах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен-ных работ.

  • Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
  • Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
  • На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

" Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.

26 марта 2018 года ознаменовано началом Вербной недели, которая закончится в воскресенье 1 апреля праздником Вербного воскресенья.

Дата вербной недели непостоянна и меняется с каждым годом. Как мы уже говорили вербная неделя заканчивается Вербным воскресеньем, после которого начинаются последние 7 дней великого поста.

Всю Вербную неделю верующие продолжают соблюдать пост. В этот период принято воздерживаться от пищи животного происхождения. Верующие также в Вербную неделю чаще посещают храмы.

Помимо этого на Вербную неделю следовало посещать могилы близких. Если позволяла погода, то на Вербную неделю могилы убирали. В понедельник на Вербную неделю поминали преподобного Илариона Нового и Стефана Чудотворца. В этот день было принято было тещам ходить к своим зятьям и одаривать их подарками, чтобы в супружескую жизнь молодых не вошла беда.

Во вторник памятный день мучеников Марка, Кирилла, преподобного Иоанна Пустынника.


В среду на Вербную неделю приходится день святого Иоанна Лествичника. Традиционно в этот день пекли печенье в виде лестниц. Выпечку освящали в церкви и половину отдавали беднякам.

В четверг вспоминали святого великомученика Ипатия, святителя Ионы, чудотворца Иннокентия. В этот день молились женщины об избавлении от бесплодия, а также просили помощи при родах.

В пятницу поминали Марию Египетскую и мученика Авраамия Болгарского. Считалось, что если в этот день много талой воды, то и трава будет летом сочной.

Лазарева суббота отмечалась накануне Вербного Воскресенья. Вечером в Лазареву субботу собирали вербу. Но можно, конечно же, купить несколько веточек вербы. Освященную вербу приносили домой, и ставили в молитвенный угол с иконами.

Можно ли работать в Вербную неделю?

Одни утверждают, что ответ на вопрос, можно ли сажать огород на Вербной неделе, определенно отрицателен. Во-первых, все высаженное в этот период будет расти именно по типу вербы. А это означает, что все пойдет в ботву и будет лыковатым. К примеру, если хотите знать, можно ли сажать на Вербной неделе помидоры, то ответ также отрицателен. Зелени будет много, зато сам урожай скудным. Но это вовсе не означает, что вам нужно сложить руки и совершенно ничего не делать. Вполне можно заняться уборкой участка, внесением удобрений и удалением сорняков. Однако при запоздалой весне все-таки позволено садить некоторые культуры. Касается это тех культур, которые растут строго вверх. Речь идет о горохе, ранней капусте и кустовых огурцах. Высаживать советуют в субботу и только после захода солнца.

Совсем другой ответ на вопрос, можно ли сажать огород на Вербной неделе, даст вам прагматичный и полностью лишенный суеверий дачник. Если время пришло, погода устаканилась — самое время приступать к работе. Если тепло пришло, и грунт прогрелся до нужного состояния, ждать нельзя. Спросите у такого дачника, можно ли посеять тыкву на Вербной неделе, и он ответит утвердительно при условии устоявшейся погоды с температурой 18°С. И касается это совершенно разных культур: многие из них нельзя высаживать позже показанных сроков во избежание слабых всходов.

Что и когда можно сажать на Вербной неделе?

Несмотря на все запреты о посаде в этот период, на случай запоздалой, поздней весны предки говори так: в этом случае кое-что посадить можно и на Вербную неделю. В первую очередь это могут быть культуры, особенность которых «расти вверх». К таковым относятся подсолнухи, горох, кустовые огурцы и ранняя капуста.

Однако лучше всего посадку отложить до субботы и выполнить все работы сразу после захода солнца, но пока еще совсем не успело стемнеть, то есть практически в последние минуты великого поста.