Сценарий на дожинки для приветствия официальная часть. Задачи: Познакомить детей с народными обычаями и традициями. Дожинки: от обряда к современному празднику

Сценарий на дожинки для приветствия официальная часть. Задачи: Познакомить детей с народными обычаями и традициями. Дожинки: от обряда к современному празднику

Фольклорный праздник «Дожинки» Задачи: 1. Познакомитьдетей с народными обычаями и традициями. 2. Прививатьбережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду хлеборобов. 3. Развиватьартистические способности детей. Ведущий: Добрый вечер.Дорогие гости! Приглашаем вас на праздник «Дожинки» А что это за праздник такой? Дожинки (дожин)- эторитуально-магические действия. Которые совершались в последний день жатвыхлебов. При завершении жатвы небольшую часть колосьев оставлялина поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода» связывали иподламывали, чтобы колосья соприкасались с землёй. Отдельным ритуалом было приготовление символическогоугощения. На расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногдахлеб привязывали к снопу. Завершался комплекс дожиточных обрядов праздничной трапезой. В дом вносили последнийсноп и подносили хозяину венок, сплетенный из колосьев. Основным обрядовымблюдом на дожинках была каша из овсяной муки с салом и маслом. Дожиточные обряды сопровождались заговорами, жатвеннымипеснями, хороводами, плясками, гаданиями. В конце дня звучала последняя песня: Дети под народную музыку входят в зал и поют: Дожали, дожали, спожинки дожали, Зерно гребли, каравай пекли, Гостей угощали, нивку поминали. Житушко расти-расти, Времечко лети-лети. Встают в большой полукруг: 1. Слава урожаю в закромах! 2. Слава караваю на столах! 3. Слава трудовым рукам! 4. Слава труженикам! 5. Вот он, хлебушко душистый С хрусткойкорочкой витой Вотон тёплый, золотистый, Словно солнцемналитой! 6. В нём здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло; Сколько рук его растило, Охраняло,берегло! 7. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, чтона столе, Люди долго иупорно Потрудились наземле. Ведущий Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Что жетакое хлеб? 1. Толькоснег сошёл в апреле, как поля зазвенели. 2. Мыговорим -хлеб! 3. Золотой простор бескрайний, там работаюткомбайны 4. Мыговорим –хлеб! 5. Вотзерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой. 6. Мыговорим –хлеб! 7. Тестокружится в квашне, запекается в огне. Все-Мы говорим-хлеб! Ведущий Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в головумысль о том, что это не просто самый распросранённый продукт, а одно извеличайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси кхлебу всегда относились с благоговением и сохранился обычай – дорогих гостейвстречать хлебом-солью. По русскому обычаю в последний день жатвы на Руси устраивалосьпиршество. На него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, данародными гуляньями. Эй, задорные девчушки Начинайте петь частушки, Начинайте веселей Чтоб порадовать гостей На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Хлебные частушки. Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра Очень весело проходят У нас с мамой вечера Хороши к обеду плюшки Хлеб,батоны и ватрушки. Всех накормит тёплый Хлеб Лучше вмире хлеба нет. Лучше нет ничего Чембаранка с чаем. Свежий хлеб - кормилец наш Что ещё ты к чаю дашь? Хлеб я ем с утра до ночи Булки с ночи до утра. Очень весело проходят У нас с мамой вечера. Хлебом-солью Всех встречаем,. Самовар на стол несём Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём. Меня дома берегут, Блины овсяные пекут, Рыбу жарят – окуньки, Чтоб любили пареньки. Нынче хлеб подорожал, Весь народ волнуется, Пояс туже завязал Старенький дедуленька. Нынче был не урожай По причине дождика, Станет хлебный каравай, «Подороже тортика» Мимо школьного буфета Я спокойно не хожу. Как услышу запах хлеба, Сразу руки мыть бегу. Входит пшеница, обходит круг, в руках держиткаравай Я пшеница золотая –в гости к вам пришла, И в подарок я веселья, всем вам принесла. Праздник хлеба встречаем Круглым пышным караваем, Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Под русскую музыку входят пары детей,кланяются пшенице и читают стихи Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовёт Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не в праве: «Хлеб всему голова!»- В поле, в доме, в державе! Пышный, мягкий, пропечённый, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золочёной Шёл ко мне издалека. Приглашаю в свой маленький, иногда смешной, иногда трогательный кинотеатрик всех, кто работает с детьми...и не только!

«Дожили, дожили, Госпожинки встретили, Каравая почали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили!» - так приговаривали наши предки, празднуя последний день жатвы - Спожинки (Дожинки).

Этот славянский праздник имеет целых две даты - 7 и 28 августа. Возможно, это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях, а может быть, это очередная дань христианству - приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице.

И это не случайно: Спожинки - один из самых важных праздников в календаре у славян. Не поблагодаришь богов за нынешний урожай - не получишь следующего. Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно.

Торжество начиналось прямо в поле, где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка - ровно на один последний сноп. Славяне считали, что на поле живут добрые духи-полевики, которые следят за ростом злаков, отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём. Зимовали духи в последнем снопе, поэтому вязали его очень тщательно, со специальными церемониями и молча, чтобы не спугнуть полевиков.

Все последние дни снопы складывались вокруг этого места, как складываются брёвна при строительстве избы, причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого. После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков, которые перевязывали лентами и приклоняли к земле. Этот обряд называли «завивание бороды» и посвящали его сначала Велесу, потом Илье.

Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах. Пекли караваи и пироги из муки нового урожая, готовили саламату (мучной кисель), варили кашу мёд и пиво. Всё это делали вскладчину, всей деревней, потому что торжество было всеобщим. Стол накрывали прямо на улице, рядом ставили последний сноп, красиво украшенный. В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху. Смакуя богатое угощение, принято было нахваливать зерно, из которого готовили большее количество блюд. В пояс кланялись снопу, благодаря за сытный обед.

После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу, а женщины собирались опять в поле. Ещё один обязательный обряд - катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей. Катаясь, бабы приговаривали:

Жнивка, жнивка!
Отдай мою силу,
На пост, на колотило,
На кривое веретено,
На житьё-бытьё!

После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!

Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко, с чувством благополучного завершения очень важного дела.

Красота! Всё-таки умели наши предки веселиться! Сейчас, кстати, многие традиции возрождаются. Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях, где собирают хлебный урожай. Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров, которыми сопровождался праздник последнего снопа, старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры. А уж какие шьются костюмы! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы.

Говорят, что после таких праздников не только настроение повышается, но и силы крепнут, и счастье в дом стучится!

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.

«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» - спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием - на приусадебном участке, в свободное от работы время…

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами - работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.

Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника - 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…

Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям. Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать? в повод для сбора всей общины - оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).

Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, - в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно - обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок - священный Сноп.

В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) - изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа - Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» . Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» .

Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов - подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После - сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего - вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. ?

Слава Богам и Предкам нашим!

Ансамбль "Истоки", рук. Коршкова С.Н.

«ДОЖИНКИ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОЖИНКИ»

Составитель Коршкова С.Н.

Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения . Возле стен стоят скамейки на которых сидят муж и жена. Одеты в русские народные костюмы.

Муж: Поглядика жена в окно как сегодня ласточки летают?

Жена подходит к окну.

Жена: Ой высоко летают, да и много то как! Славо Богу видно к хорошей погоде.

Муж: Славо Богу, а то одолели дожди, без передыху льют.

Жена: Так сама хозяин видела, как кошка лапу зализовала, а корова как пришла с выгона не пошла под навес спать. Подогнула ноги да растянулась по серед двора. А солнце в алой зоре садилось и туман не поднимался, а падал.

Муж: Это хорошо ты надумала на небо глядеть. Видно и нам вместе с ним думать надо.

Жена: Да как не думать то? Помочь надо, помочь надо, соседей просить. Самим то нам с полюшком не справиться. Ступай-ка сам. А я вот уберусь, похожу по соседям попрошу их сжать нам полюшко помочь.

Муж: Хорошо хозяюшка, так и решили, помощь соберем а за одно и дожинки сделаем.

Уходят. На сцене появляется рассказчица.

Рассказчица: На большой православный праздник, успение Богородицы, выпадает обряд завершения жатвы – дожинки. Заканчивается к средине лета жатва хлебов, от сюда и название. На исходе лета надо убрать все, что осталось не убранным в поле. Одному странно, а всем уже нет. Если же все за одного, то и один за всех. Это то что попросту, по-крестьянски называется круговой порукой. А в хлебном поле является бесплатной готовой помощью. «Помочью» как говаривали в старь. Вся помочь собирается на краю деревни. Помня и веруя, святому правилу, что рука руку моет, за то обе чисто живут. Сегодня я помогу тебе, завтра и мне не откажут. И сноп без перевези соломы, а с миром с товарищами и беда не убыток. Собирают помочь обыкновенно в праздничный день, когда у всех больше досуга. Идут на помочь со своими серпами и граблями. И идут как на праздник в лучших одеждах.

Выходят девки и парни с песней.

Девка1: Что ж люди добрые прежде чем приступить к работе, нужно молебен совершить.

Девка2:

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Во имя Отца и Сына и Святого духа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все: Господи благослови(3раза) Крестясь.

Девка3: Что бы спинка не болела почитаем наговоры.

Девка4: Как былинка гнется и не ломается так, что бы и у рабы Божий гнулась и не ломалась и не уставала. Во веки веков. Аминь. (2 девочки вертят солому)

Девка5: У Авдотьи рабы, пояснинка не боли, во веки веков. Аминь. (Вешают сено и солому на пояс)

Девка6: У Ирины рабы поясинка не боли, во веки веков. Аминь. (Тыльной стороной серпа гладит спину)

Девка7 : Стояла ты рожь бы крепка, так и спинка моя была крепка ни когда бы не болела. (Повязывает на руку сено)

Девка8 : Первый сноп, первый сноп! Кто на перед? (Начинают жать)

М: Порынья вам в дом, порынья вам в дом.

Рассказчица: Подхватила одна охапку колосьев, сколько ухватила левая рука и могла спрятать под мышку, правой рукой отрезала на себе серпом этот ворошок. Бережно положила его подле себя к ногам. И опять захватила и подобрала другой ворох колосьев. И опять их перерезала серпом. Приметнула глазами, показалась на глаз таких пучков четвертей на восемь в охапку. Стал, значит полный сноп. Надо его срезать, потрудиться над ним, поворочаться. Надо подпоясать его скрутом или перевяслом. Поставить его верх колосьями да опять собирать полный сноп.

Девка1 : Ох потрудились на славу, может отдохнем? Перекусим?

Садятся, достают продукты.

Девка2 : Не забыть нужно угостить Поливика с Полудницой.

Девка3: Да, а то бабушка рассказывала, забыли, как то угощение Полевику оставить, и увидали во ржи сердитого нищего, он им пальцем погрозил, а на следующий год не было урожая. Еще говорила бабушка, он очень внимательно смотрел за уборкой урожая. Если же хозяин плохо убрал урожай, оставил в поле колосья, на будущий год можно ждать недорода: заприметив много оставленных колосьев, Поливик собирает их и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, бережливо; поэтому там, где Поливик подобрал колосья, оказывается не урожай, а там куда перенес, бывает обильная жатва.

Парень1: А мне мамка сказывала, что Полудница может ни только, разозлиться если ей угощения не оставят, но и если приметит что кто то лениться. Иной раз увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс: мол кто кого перепляшет. Так и носятся по полям, по лугам до вечерней зори без устали. Девица уже обомрет, нога за ногу заплетается, а Полудница знай себе порхает как мотылек, да напевает песни дивные. Пока никому не удавалось переплясать ее, но если сыщется такая, одарит ее Полудница невиданно богатым приданным!

Муж с женой вынося угощение Поливику и Полуднице. Ставят в уголок со словами: «Угощайтесь Полевик с Полудницей»

Девка4: Что то засиделись мы! Давайте последний сноп вязать!

Все: Давайте!

Девка5: Жнем молча, что бы коровы не рыкали!

Рассказчица: Вот и последний сноп, пожелальный и заветный. Прозванный пред сотнями товарищей своих в поле почетным именем. На Севере России - обжинком на Юге – дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа.

Девка6: Жнивка, жнивка отдай мою силушку, тебе лежать а мне работать.

Девка7: Овсяня нивушка отдай мою силушку на всю зиму студеную.

Девка8: Девки бороду вьем! (Плетут косу из соломы, прижимают к земле камнем и кладут на камень хлеб)

Девка1: Господь Бог береги семена!

Девка2: Господь Бог благослови!

Девка3: Семена в земле оставляю, дай нам урожай на будущий год!

Рассказчица: Когда жатва закончена, брали последний сноп и уносили с собой. Ставили в хату под образами. И там сноп стоял до будущего года.

Уходят с песней и снопом.

Фольклорный праздник «Дожинки»

Задачи:


  1. Познакомить детей с народными обычаями и традициями.

  2. Прививать бережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду хлеборобов.

  3. Развивать артистические способности детей.
Ведущий:

Добрый вечер. Дорогие гости! Приглашаем вас на праздник «Дожинки»

А что это за праздник такой? Дожинки (дожин)- это ритуально-магические действия. Которые совершались в последний день жатвы хлебов.

При завершении жатвы небольшую часть колосьев оставляли на поле несжатой. Этот пучок, носивший название «борода» связывали и подламывали, чтобы колосья соприкасались с землёй.

Отдельным ритуалом было приготовление символического угощения. На расстеленную на земле ткань, клали кусок хлеба с солью. Иногда хлеб привязывали к снопу.

Завершался комплекс дожиточных обрядов праздничной трапезой. В дом вносили последний сноп и подносили хозяину венок, сплетенный из колосьев. Основным обрядовым блюдом на дожинках была каша из овсяной муки с салом и маслом.

Дожиточные обряды сопровождались заговорами, жатвенными песнями, хороводами, плясками, гаданиями. В конце дня звучала последняя песня:

Дети под народную музыку входят в зал и поют:

Дожали, дожали, спожинки дожали,

Зерно гребли, каравай пекли,

Гостей угощали, нивку поминали.

Житушко расти-расти,

Времечко лети-лети.

Встают в большой полукруг:

1. Слава урожаю в закромах!

2. Слава караваю на столах!

3. Слава трудовым рукам!

4. Слава труженикам!

5. Вот он, хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

6. В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

7. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ведущий

Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. Что же такое хлеб?


  1. Только снег сошёл в апреле, как поля зазвенели.

  2. Мы говорим -хлеб!

  3. Золотой простор бескрайний, там работают комбайны

  4. Мы говорим –хлеб!

  5. Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой.

  6. Мы говорим –хлеб!

  7. Тесто кружится в квашне, запекается в огне.
Все-Мы говорим-хлеб!

Ведущий

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распросранённый продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением и сохранился обычай – дорогих гостей встречать хлебом-солью.

По русскому обычаю в последний день жатвы на Руси устраивалось пиршество. На него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, да народными гуляньями.

Эй, задорные девчушки

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей

Чтоб порадовать гостей

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.

Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера
Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит тёплый Хлеб
Лучше в мире хлеба нет.
Лучше нет ничего
Чем баранка с чаем.
Свежий хлеб - кормилец наш
Что ещё ты к чаю дашь?
Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.
Хлебом-солью

Всех встречаем,.

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.
Меня дома берегут,

Блины овсяные пекут,

Рыбу жарят – окуньки,

Чтоб любили пареньки.
Нынче хлеб подорожал,

Весь народ волнуется,

Пояс туже завязал

Старенький дедуленька.
Нынче был не урожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай,

«Подороже тортика»
Мимо школьного буфета

Я спокойно не хожу.

Как услышу запах хлеба,

Сразу руки мыть бегу.
Входит пшеница, обходит круг, в руках держит каравай

Я пшеница золотая –в гости к вам пришла,

И в подарок я веселья, всем вам принесла.

Праздник хлеба встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Под русскую музыку входят пары детей, кланяются пшенице и читают стихи

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовёт

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не в праве:

«Хлеб всему голова!»-

В поле, в доме, в державе!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл ко мне издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, с

Сохраняло, берегло

Ведь не зря на всей планете,

Знают взрослые и дети:

Хлеб душистый на столе-

Мир и счастье на земле

Много на свете вкусных конфет,

И шоколада и мармелада.

Только когда очень хочется есть,

То ничего, кроме хлеба не надо!

Свежий хлеб! – Вот это блюдо!

Ароматен, вкусен он!

Всем, кто создал это чудо

Благодарность и поклон!

Пшеница:

А вы знаете, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, печью, небом. А главное-работой пахнет хлеб. Давайте скажем хорошие слова о хлебе.

Ведущий залу:

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Пшеница:

А бывает ли лёгкий хлеб? Давайте посмотрим сценку «Лёгкий хлеб» (сценка Олеси Емельяновой http://www.olesya-emelyanova.ru)

Легкий хлеб

Сценарий для постановки
белорусской народной сказки
в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 20 минут; количество актеров: от 2 до 6.

Действующие лица:

Косарь
Волк


Конь
Гусь
Дед
Баран

Слева на первом плане несколько деревьев, справа камыши. На втором плане слева лес, справа луг. Из-за деревьев выходит Косарь и начинает косить траву.


Косарь (поёт)

Ты коси, коси, коса,


На траве блестит роса!
Забирай-ка ниже –
Будет сено ближе!
Ты коси, коси, коси,
Перерыва не проси!
Докоси до Польши –
Будет сена больше!
Ты коси, коси, коса,
Траву выше пояса!
Аппетит-то будь здоров
У моих пяти коров!

Косарь останавливается.

Косарь


Солнце жарит, как Мамай,
Хоть рубаху выжимай!
Я умаялся косить
И не прочь перекусить,
А коса пусть полежит,
В лес она не убежит!

Косарь кладет косу, садится у камышей и начинает есть краюшку хлеба. Из-за деревьев появляется Волк, принюхивается и подходит к Косарю.
У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Зайцев нет в лесу совсем,
И сейчас тебя я съем!

Косарь


Ты не ешь меня, не надо,
Вот за то тебе награда!

Косарь протягивает Волку кусок хлеба.

Волк (подозрительно)

Это что еще?

Косарь


Краюшка.
Хлеба черного горбушка.
Вкусная?

Косарь


Попробуй сам.
На, бери, а то не дам!

Волк хватает хлеб и съедает.
Вкусно, что и говорить!
Ну, и где его ловить?

Косарь


Хочешь хлебушка?
Хочу!

Косарь


Ладно, Серый, научу!
Землю ты сперва вспаши…
И наемся от души?

Косарь


Нет, как вспашешь, не тяни,
Сразу землю взборони.
И готово? Можно есть?

Косарь


Нет, секрет еще не весь.
Рано урожая ждешь!
Не посеял, а уж жнешь!
Рожь взойдет, перезимует,
А потом весну почует,
Вырастет да зацветет…

Волк (со вздохом)

Так и целый год пройдет!

Косарь


… зацветет, заколосится…
Это ж сколько с ней носиться!
Говори, мужик, давай,
Скоро ль будет каравай?
Издевательство, ей богу!

Косарь


Погоди еще немного.
Рожь пожни, в снопы свяжи…

Волк (тоскливо)

Косарь


Да не тужи!
Солнышко снопы прогреет,
А как ветерок провеет,
Надо их на ток свезти.
Вот процесс – с ума сойти!

Косарь


Полно, Серый! А потом
Молоти снопы цепом,
Да зерно в мешки грузи
И на мельницу вези.
Все в муку перемели,
Пересыпь ее в кули,
Тесто замеси и в печь,
Чтоб румяный хлеб испечь.
Вот тогда наешься вволю!

Волк (огорченно)

Тяжела работа в поле,
Да и долго слишком ждать.
Мог бы ты совет мне дать,
Как добыть еду попроще?
Что-то стал я слишком тощий.
Хлеб тяжел твой для меня!

Косарь


Ну, тогда, Волк, съешь коня!
Каждый день он здесь пасется.

Косарь берет косу и уходит за деревья. Волк поглаживает себя по животу.
Место для него найдется!

Из-за деревьев выходит Конь.
У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Хлеба нету у меня,
И сейчас я съем коня!
Ешь, но вот совет толковый:
Ты сперва сними подковы.

Волк подходит к Коню. Конь начинает его бить копытами. Волк бежит к камышам. Конь убегает обратно в лес. Из-за камышей навстречу Волку выходит Гусь.
Эка вышла незадача,
Надо действовать иначе.
Я подков снимать не буду
Ни с коровы, ни с верблюда,
Ни с козла, ни с порося,
Ни с вот этого гуся!
Я оголодал совсем!
Гусь, сейчас тебя я съем!
Что же, ешь, но мне как другу,
Окажи одну услугу –
Есть меня ты не спеши,
Спой мне песню от души!
Песню спеть? Ну, это можно,
Это мне совсем несложно!

Волк поет, а Гусь потихоньку бочком-бочком уходит за камыши.

Волк (поет)

У меня одна забота –
Каждый день мне есть охота!
Никогда не быть мне сытым
С этим волчьим аппетитом!
Вот и песня вышла вся,
И сейчас я съем гуся!

Волк оглядывается по сторонам.


Ну и дурень я! Зачем
Сразу никого не ем?
Ни козе, ни Чуду-Юду
Больше песен петь не буду!

Из-за деревьев выходит старый Дед, Волк подбегает к нему.
Ну, вот ты-то мне попался,
Страшно я проголодался!
Не проймешь меня ничем –
Я тебя, дедуля, съем!
И куда ты, Волк, спешишь?
От тебя не убежишь!
Перед тем, как лезть к те в брюхо –
Табачку дозволь понюхать!
А он вкусный?
Вот, попробуй!
Вкус-то у него особый!

Дед протягивает Волку мешочек. Волк хватает мешочек, сует в него нос и начинает громко чихать. Дед скрывается за деревьями.
Боже правый! Вот так номер!
Чуть не лопнул, чуть не помер!
Попадись теперь, кто хошь,
А меня не проведешь!

Из-за деревьев выходит Баран. Волк подбегает к нему.
Бе! Отбился я от стада!
Вот тебя-то мне и надо!
Не хочу тебя я слушать!
Стой! Молчи! Я буду кушать!
Что ж, раз так, а не иначе,
Облегчу тебе задачу.
Ты разинь пошире пасть,
Чтобы мне в нее попасть!

Баран отходит к камышам, разбегается, бодает Волка и убегает в лес. Волк падает. Через некоторое время Волк, пошатываясь, поднимается и ощупывает свой живот.
Ой, не мил мне белый свет!
Съел его я или нет?

Из-за деревьев появляется Косарь.

Косарь (смеясь)

Ты, дружок, не пообедал –
Хлеба легкого отведал!
Поделом!


Тебе смешно!
Все болит, в глазах темно,
Я, наверное, ослеп…

Косарь


Не бывает легким хлеб!

Пшеница:

Ну, вот мы и узнали, сколько труда нужно вложить, чтобы хлеб стал вкусным и аппетитным. А наш праздник продолжается. Отгадайте ка, ребятки. Кулинарные загадки.

Из чего пекутся пироги? (дети отвечают)

В зал вбегает Тимоня

Тимоня: Как бы и мне съесть самый вкусный да румяный пирожок?

Реб.: А ты кто такой? Где ты был, когда мы все трудились?

Тимоня поет:

Я – Тимоня – лежебока и засоня!


До обеда я на печке лежал,
Все бока я себе отлежал.
Здесь болит, здесь болит,
И болит тут!
Очень вреден мне физический труд!

Пшеница: Коли есть охота – работай до пота!

Тимоня: Что вы? что вы? Какая работа? Я и так замерз…

Пшеница: Не одеть ли нам его?

Игра “Не одеть ли нам его?”

Дети: Что ты, Тимоня, сидишь?

Тимоня: Пить, есть хочу!

Дети: Что ж тебе надобно?

Калачей, рогаликов, пряников штук 200


Пирожков, баранок, булочек поесть бы!

Вед.: Поиграй, Тимоня, с нами, тогда и угощение получишь!

Игра «Собери колоски»

Пшеница: Что, Тимоня, даже похудел?

Тимоня: Спасибо, ребята, я больше не буду на печке лежать, а буду вам помогать.

Пшеница: Ай, да молодцы, ребята! И Тимоня как старался-то. Теперь он не лодырь и засоня, а в любом деле помощник. Закончились все работы, можно и хороводы водить. Делу – время, а потехе – час!

Выходят девочки из первого хоровода

Тем, кто хлеб печет чуть свет,


Шлет пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа «Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.

Вместе:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!

Пшеница поёт

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь отведать просим!

(угощает хлебом всех детей)

Ведущий

Какой сложный путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Ребята, относитесь всегда бережно к хлебу. Уважайте труд людей, которые помогли хлебу прийти на стол.

Пшеница

А попрощаемся мы с вами так, как это делали крестьяне по окончании полевых работ:

Все вместе:

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Поклон и хороводом, собирая всех, уходят из зала под русскую хороводную музыку

Наталья Загоруйко
Спожинки (осенний казачий праздник)

Муз. рук.:- Вот уже и осень на исходе , скоро зима, но сегодня ребята я вам расскажу, как праздновали на Дону праздник урожая «Спожинки » (выходит мальчик)

Реб.: - Слава Богу, зажинок дождали, хлебушко вбирать надобно, шоб не перестоял (кладёт колоски к иконе и крестится. Берёт в руки серп) Не уберёшь вовремя кривого серпа – не нажнёшь в поле и снопа. Вот кормилец, помощник. Муз. рук.: - Здравствуй добрый человек, а кто ты есть такой? Реб.: - Я, Зубков Семен Дмитриевич, есаул, в отставке, пшеничку выращиваю. Вед.: - Как же ты, Семен Дмитриевич узнаешь, когда сеять, а когда урожай собирать надобно?

Вед.: - Как же ты, Семён Дмитриевич узнаешь, когда урожай убирать надобно? Реб.: - Природа сама подскажет. Зерно сею в сырую землю, а убираю урожай, когда колос звенит-пора. Вед.: - Так может, мы тебе поможем, Дмитрич. Гляди, какие у нас ребята - казачата . Ну что, подмогнём дедушке- то? Дети : Да. Муз. рук.: - Как матушка рожь стояла год, так и наши спинушки жать бы не устали. И по старинному обычаю, чтоб намо " не за мертветь" споем ему песни жнивные.

"Пора жито жать", «Жито жмем» (хоровод) Муз. рук.: - Принимай хозяин первый сноп, с почином. Реб.: - Да, хлебушко не паханный, спасибочки вам, сам бы я не справился. Вот он, какой сноп-то большой, а сколько мы еще нажнем на деляне Митрича. Сноп.: - Я самый важный, я самый нужный. Из меня намолотят зерна для муки, а из муки испекут хлеб. Муз. рук.: - Хлеб у нас самая важная пища. Недаром говорится : хлеб всему голова. Ребята, а может, вы знаете поговорки о хлебе? Игорь : - Не трудиться, хлеба не добиться. Диана : - Весна красна цветами - а осень снопами . Влада : - Квашни не замесишь – и хлебца не поешь. Кристина : - Худ обед, когда хлебушка нет. Варя : - На холодной печи, не пекут калачи, а в печь суют, да потом жуют. Егор : - Не трудиться - хлеба не добиться. Карина : - Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Ваня : Хлеб - батюшка, вода - матушка. Ира : Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Витя : - Хлебушко, калачу дедушка. Муз. рук.: - Хлебушек ржаной - нам отец родной. Молодцы ребята, да только не когда нам рассиживаться, урожай, то не весь убран. Ваня сколько еще осталось? Ваня : А кому муки намолоть нужно. Я всегда готов помочь добрым людям. Муз. рук.: - Какой казачек к нам пожаловал . Ты, чей же будешь? Ваня : Я Мариненко Иван, Николаев сын. А шоб работалось лучше песню запою для поднятия настроения.

Песня «Как у нашей сотни»

Ваня : - А ну давай молодежь становись со мной на дожинки.

«Зазвоните звоны» , «Дожали» .

(остановились Ваня и Игорь) . Выносит ведущая хлеб-соль на рушнике.

Муз. рук. ; - Отведайте хлебушка с нонешнего урожая.

Ваня : - Хорош хлебушко.

Игорь : - Добре поработали.

Муз. рук.: - А раз пшеничку убрали, можно и погулять. А ну-ка девочки – казачки , становись, порадуйте нас танцем своим.

Танец с платками.

Витя : - А-ну, давай казаки , нашенскую затянем.

«Эх, донские казаки »

Диана : - Дорогая тетушка Катерина, печально мне.

Муз. рук.: - Щево так, Дианочка?

Диана : - Все-то вы умеете, да знаете, вона какой каравай испекли. Я бы тоже хотела научиться, а как не знаю.

Муз. рук.: - Это совсем не сложно. Я и тебя научу и ребят. Сначала зернецо надобно на мельницу свести, а так как наша мельница не работает, так мы свою применим. Домашние жернова (показываю) Засыпаем зерно и кружим (напеваю) «А мы зерно сеяли» . Вот мука и готова. Но для того шоб тесто получилось водица нужна с колодцу. Викуля, там, у сенях в меня коромысло и ведерки стоять, сходи до криницы.

(Вика выходит с коромыслом по кругу, я выливаю воду в макитру) .

Муз. рук.: - Ну то ж замесим тесто.

(Дети повторяют слова и показывают движения)

Месит казачка тесто , есть в печке место (месит) .

Печет, печет каравай, переливай, давай (хлопки)

Диана :- А давайте быстрее замесим, дюже пряничков охота.

Муз. рук.: - Ну что ж, давайте быстрее. (Повтор…

В таком важном деле спешка не нужна. Вот пока тесто подходит, скучать не будем.

Ча (3 р.) – печка горяча,

чу (3 р.) – калача хочу.

Чи (3 р.) – испечем калачи.

Вот и тесто подошло.

Пойду на прянички раскидаю, да в печь поставлю (ухожу) .

Усе пряники в печи, а мы пока поиграем.

«Заря-заряница» , «Молекулы» .

Муз. рук.: Зараз схожу, гляну, поспели ли прянички (заглянула) . Да нет, еще не готовы. А пока загадаю вам загадки.

1. Ходит полем из края в край.

Режет черный каравай. (Плуг)

2. Одно бросил – горсть взял (зёрна)

3. С неба солнце золотое, щедро-щедро льёт лучи. В поле дружною стеною – золотые усачи (пшеница, колоски) .

4. Сидит дед, в жёлтый кафтан одет.

Бородат, да не стар, подпоясан, а не танцует (сноп) .

5. Я пузырюсь и пыхчу,

жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто)

6. Бьют меня и палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огне,

Режут меня ножами, за что меня так губят?

За то, что любят (тесто)

Муз. рук.: Чуете запах какой, духмяный, укусный. Вот сейчас прянички точно готовы. (Выхожу с пряничками)

«Моя Донщина – Родина моя

Люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле

И эту песню соловья».

Спасибо нашим предкам, донским казакам , которые сохранили для нас эту красоту. А ведь Зубков Семён Дмитриевич был моим прадедом, кавалером георгиевского креста. А другой прадед Иван Белый был запевалой полковым, и я была маленькой девочкой, всё то мне было интересно, всё хотелось поскорей узнать. И вы ребята подрастете, подучитесь, станете умными. Только Родины своей не забывайте да родичей своих почитайте, а щас на пряники налягайте.

Публикации по теме:

«Праздник осени в лесу». Осенний праздник для детей старшей и логопедической групп «Праздник осени в лесу.» 2015г. (Для детей старшей, логопедической групп) Под весёлую песню «Осень, падают листья.»(Фоногр.) дети забегают.

29 октября 2015 г в подготовительной группе №9 «СКАЗКА» прошел Казачий праздник «Осень на порог – на стол пирог». Дошколята долго ждали.

Осенний праздник Наступила осень. Праздник для детей 1 младшей группы. Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Осень. Дети старшей группы: зайчик, мышка. Звучит.

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.