Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? "Жена Христа" или главный апостол? Загадки жизни Марии Магдалины

Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие?
Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? "Жена Христа" или главный апостол? Загадки жизни Марии Магдалины

Двадцать веков не прекращаются яростные споры об этой загадочной женщине. О ней пишут сенсационные книги и снимают скандальные фильмы, её превозносят до небес и опускают ниже плинтуса. В мировой литературе Марию Магдалину изображали и несчастной проституткой самой низкой пробы, и богатой женщиной благородного происхождения. Её записывали то в спутницы, то в любовницы, то в жёны Иисуса Христа... А недавно появилась версия, что у них ещё и дети были! Кем же была эта женщина на самом деле? И почему её имя навеки оказалось связано с именем Иисуса Христа?

Тайна Святого Грааля

Главным источником информации о Марии Магдалине до сих пор являются канонические Евангелия Нового Завета. Но из этих своего рода немногословных мемуаров, написанных учениками Христа, узнать о Магдалине можно немногое.

Женщина неопределённого возраста и неизвестной наружности родом из иудейского города Магдала. Христос, как пишут в Евангелиях, сотворил с нею чудо - изгнал из Марии "семь бесов" . Как говорится в Евангелии, женщина с тех пор следовала за ним повсюду и "служила ему имением своим".

В страшный день казни Христа Мария Магдалина находилась рядом с ним на Голгофе. "Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина..." - написано в Евангелии от Марка. "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это", - описывал события Лука.

Именно близость Марии Магдалины к Христу во время его казни дала повод причислить её в будущем к посвящённым в мистическую тайну Святого Грааля - загадочной чаши, в которую, по легенде, собрали кровь распятого Иисуса.

Но Магдалина была не только свидетельницей казни. По словам французского историка Ролана Юро, ей "досталась неслыханная привилегия - она была первым человеком, который стал свидетелем воскресения Иисуса Христа".

Как рассказывается в Евангелиях, на третий день после казни Мария и другие женщины отправились к пещере, где похоронили Христа, чтобы совершить погребальный обряд - умастить тело усопшего благовониями и оплакать его. Однако гробницу они обнаружили пустой...

"А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов...И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего и не знаю, где положили его..." - так описывал происходящее Марк.

После этого Мария Магдалина, если верить Марку, неожиданно увидела воскресшего Учителя и услышала от него благую весть: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему..." (Евангелие от Иоанна).

С этой вестью окрылённая радостью Мария понеслась к ученикам Христа... Неслучайно французский историк Эрнест Жозеф Ренан впоследствии сделал вывод, что вся христианская религия, по сути, была рождена воображением одной экзальтированной женщины.

Почему в мировой культуре Марию Магдалину долгое время считали раскаявшейся грешницей и прелюбодейкой?

Толкователи евангельских текстов до сих пор предполагают, что в некоторых важных эпизодах Нового завета речь идёт именно о Марии Магдалине, хотя там её не называют по имени.

По версии этих богословов, женщина-прелюбодейка, которую хотели забросать камнями и которую спас Христос, - это Магдалина. Грешница, которая незадолго до казни возлила на Иисуса бутыль благовонного масла и отерла его ноги своими волосами, - это тоже Мария Магдалина. И Мария, сестра Лазаря, которого воскресил Иисус, тоже якобы очень похожа на Магдалину.

Однако все эти утверждения достаточно спорны. Прямых доказательств того, что в этих эпизодах речь идёт об одной и той же женщине, в Евангелиях нет. И по сути, единственным бесспорным доказательством порочности Марии Магдалины являются лишь изгнанные из неё семь бесов.

Но согласитесь, этого явно недостаточно для того, чтобы причислить женщину к разряду блудниц!

Евангелие от Марии

Откуда же пошли разговоры об особых отношениях между Марией Магдалиной и Иисусом Христом? В канонических Евангелиях об этом нет ни слова. Но существуют ещё так называемые апокрифические (не признанные официальной церковью) Евангелия, не вошедшие в церковный канон.

В прошлом века в старинной библиотеке Наг-Хаммади в Верхнем Египте учёные раскопали древнюю рукопись. Этот теперь уже знаменитый текст получил название "Евангелие от Марии". Главная мысль весьма туманного текста - особое, привилегированное положении Марии Магдалины при Иисусе Христе.

Если верить рукописи, именно Магдалина была любимой ученицей Спасителя и именно ей он доверил свою главную тайну.

"Пётр сказал Марии: "Сестра, мы знаем, что Учитель любил тебя иначе, чем других женщин. Скажи нам слова, сказанные Им тебе, которые ты помнишь и которые нам неизвестны..." Мария сказала им: "Я-возвещу вам то, что вам не дано было услышать..."

Если верить написанному, любовь Христа к Марии вызывала зависть других учеников.

"Возможно ли, чтобы Учитель так беседовал с женщиной о тайнах, которых не ведаем мы?.. Воистину ли Он избрал её и предпочёл нам? " - недоумевал Пётр. Но ему возражал Левий: "Конечно, Учитель очень хорошо её знал... Он любил её более, чем нас..."

О любви Иисуса к Марии Магдалине говорится и в других апокрифических Евангелиях, например, в Евангелии от Филиппа, где Марию называют "спутницей" Учителя. "Господь возлюбил Марию больше всех учеников и часто целовал её в уста... Прочие ученики спрашивали Его: "Почему ты любишь её больше остальных?" Спаситель отвечал: "Как получилось, что я не люблю вас так, как её? ", - написано в апокрифе.

О какой любви здесь идёт речь? Ведь целовать в уста можно и любимую ученицу. Но на основании этих текстов появилась версия, что Иисуса и Магдалину связывали отношения более интимные. Логично. А какие ещё отношения могут быть у мужчины, пусть и необыкновенного, с бывшей блудницей?

Гипотезу о плотских отношениях Иисуса и Магдалины в средние века подхватили некоторые христианские секты, например, катары. Как пишет французский историк Ролан Юро, в своих проповедях они открыто называли Марию Магдалину его "наложницей ".

Впрочем, были и такие богословы, которые хотели видеть Марию из Магдалы порядочной женщиной. Да к тому же ещё и богатой. Единственная строчка из Нового Завета о том, что "женщины, следовавшие за Христом, служили ему имением своим", дала богатую почву для гипотез! Именно на основе её предположили, что Мария Магдалина могла быть не нищей проституткой, а весьма состоятельной женщиной.

В XII веке архиепископ Генуи Яков Ворагинский написал свой знаменитый трактат "Золотая легенда", где Мария Магдалина изображена богатой и знатной владелицей фамильного замка Магдалон. После смерти Иисуса она якобы продала этот замок и пожертвовала деньги на создание первой христианской общины.

Согласитесь, в общественном сознании знатная богачка из Магдалы вполне годилась не только в любовницы, но и в законные жёны Учителю. К тому же по еврейским обычаям того времени, каждый мужчина обязан был вступать в брак. А поскольку в Новом Завете не сказано ни слова о семейном положении Христа, стали родиться версии о том, что семья у Спасителя всё-таки была!

Домыслы о браке Иисуса и Магдалины появились уже в средние века в сочинениях европейских богословов. По их предположениям, у этой семейной пары вполне могли быть и дети.

А почему бы и нет? Предполагать можно всякое.

Золотая легенда

В 1279 году возле французского города Сент-Боме в Провансе нашли гробницу с костями женщины. На лежавшем рядом пергаменте было написано, что останки принадлежат спутнице Иисуса Христа - Марии Магдалине. И с тех самых пор к мощам Магдалины не прекращается паломничество верующих христиан.

Но могла ли спутница Спасителя умереть во Франции? Дело в том, что существует знаменитая легенда о том, как сложилась жизнь Марии Магдалины после смерти Иисуса. Она описана в произведениях средневековых богословов - архиепископа Генуи Якова Ворагинского и епископа Майнца Рабана Мавра.

По версии Ворагинского, после казни Христа Мария Магдалина в течение 14 лет жила в Палестине и проповедовала слово Божье. Она поднимала моральный дух апостолов перед началом их миссии и даже распоряжалась "списком стран", к уда должны были отправиться ученики Христа.

Затем последовали гонения. "Язычники посадили их всех на корабль вместе с другими христианами и бросили посреди моря без кормчего, чтобы потопить их. Но Господь повелел, чтобы судно прибило к Марселю", - написал Яков Ворагинский в своей "Золотой легенде".

В Марселе, по версии автора, ученики Христа создали первую в Европе христианскую общину. Мария Магдалина добилась расположения местного правителя, вылечив его жену от бесплодия. И со временем её брат Лазарь стал епископом Марселя.

По версии Ворагинского, после этого Мария перестала проповедовать слово Божие и оставшиеся тридцать лет своей жизни провела в пещере под Марселем. Там она вела одинокую и аскетичную жизнь в беспрестанных молитвах до самой смерти.

Так, с лёгкой руки Ворагинского, в Западной Европе утвердился культ святой Марии Магдалины, а Франция прославилась как страна, давшая пристанище "блаженной любимице Христовой".

В средние века в Западной Европе также появилась легенда, что ученики Христа привезли с его родины замечательный артефакт - чашу, в которую ученик Христа Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя. Тайну Святого Грааля прочно связывали с Марией Магдалиной. О поисках Грааля в средневековье был написан целый цикл рыцарских романов про короля Артура.

По другой легенде, Мария Магдалина, кроме Святого Грааля, вывезла в Европу и другое сокровище - ребёнка Иисуса. Якобы этот ребёнок вырос и породнился со знатными людьми Франции, дав начало королевской династии Меровингов. Эту версию подробно изложил современный американский писатель Дэн Браун в своём романе-бестселлере "Код да Винчи".

Можно ли относиться к этим сочинениям всерьёз и верить всему написанному? Вряд ли. Сочинения средневековых авторов и модных писателей нашего времени построены лишь на догадках и предположениях. Ближе всех к правде канонические Евангелия Нового Завета, но и они не могут претендовать на полную историческую достоверность.

Впрочем, как показал недавний оглушительный успех романа Дэна Брауна, интерес современных людей к личности Иисуса Христа огромен. Возможно, учёные ещё сделают свои открытия - раскопают на святой земле новые рукописи или отыщут в архивах Ватикана новые документы - и прольют свет на эту загадку.

И тогда мы узнаем, был ли Иисус женат на Марии Магдалине на самом деле.

Ученые обнаружили достоверное свидетельство: Иисус Христос был женат!

Церковники столько лет скрывали от нас всю правду! Новость на первую полосу… Так что там на самом деле нашли ученые? И о чем свидетельствует их находка? Попробуем вкратце разобраться.

Найден, а точнее, тщательно описан и запущен в научный оборот принадлежащий частному коллекционеру папирусный фрагмент с текстом. Это правильный прямоугольник размером 4 на 8 сантиметра, явно вырезанный из текста большего объема – причем обрезан он был искусственно, случайные лоскутки никогда не имеют такой правильной формы. Его могли разрезать для каких-то целей уже в древности, а мог это сделать уже в новое время некий алчный продавец папирусов, поскольку за множество фрагментов можно выручить куда больше денег, чем за целый документ. Могли обрезать его и специально, отделяя от контекста, чтобы создать некую искусственную сенсацию – впрочем, сам по себе факт разрезания текста еще ни о чем не говорит, среди кумранских рукописей есть и такие фрагменты кожаных свитков, из которых бедуины резали подметки для своих сандалий. И это еще никак не доказывает их неподлинности.

На этом папирусе написан текст на коптском языке (им пользовались в древности жители Египта, и теперь коптская церковь сохраняет его как богослужебный). На одной стороне – восемь неполных строк, на другой – шесть, но там они практически не читаются, можно разобрать лишь бессвязные слова. Почерк один и тот же, так что, скорее всего, перед нами – страница кодекса (книги). Папирус, без сомнения, древний – но вот кто и когда написал на нем эти буквы? Это задача для палеографов, специалистов по древним рукописям, но они пока не дали однозначного ответа. В качестве приблизительной даты называют IV век н.э., но сразу надо сказать, что древность текста (не папируса, а именно что текста) на данный момент вызывает сомнения.

Вот примерный перевод текста на лицевой стороне (спорные слова стоят в скобках):

не мне. Моя мать дала мне жи(знь)

ученики сказали Иисусу

отвергнуть. Мария (не?) достойна этого

Иисус сказал им: моя жена

она сможет быть моим учеником

пусть нечестивцы опухнут

что до меня, я оставался с ней, чтобы

образ

Конечно, больше всего вопросов вызывает четвертая строка. Специалисты в области коптского языка считают, что это, вне всякого сомнения, начало реплики Иисуса в некоем диалоге и что говорит Он о Своей жене. Да, но что Он о ней говорит? Может быть, там дальше шли слова вроде «не существует»? Маловероятно. Или это слово употреблено в переносном смысле, к примеру: «Моя жена – это Моя Церковь?» Ведь и в посланиях апостола Павла мы встречаем образ Церкви как невесты Христа. И что это за Мария упомянута в тексте? Идет ли речь о Деве Марии, Матери Иисуса, тем более, что мать упомянута в первой строке? Или это какая-то другая Мария, в Евангелиях мы встречаем несколько женщин с этим же именем? Может быть, так звали ту самую жену?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно восстановить контекст, т.е. понять, из какого текста это отрывок. На данный момент никакой рукописи, куда его можно было бы «вставить», не обнаружено, хотя, конечно, есть сходство с евангельскими текстами. Причем надо помнить, что с первых веков христианства каноническими признавались только четыре известных нам Евангелия, но текстов под названием «Евангелие» было намного больше: разные апокрифы предлагали своего рода «альтернативные версии» благовестия, каждый на свой лад. Очень похоже, что перед нами – отрывок как раз из такого текста.

Больше всего сходства с Евангелием от Фомы, ранним гностическим текстом, там даже есть очень похожие слова: «Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником, и тот, кто не возлюбил своего отца и свою мать, как я, не может быть моим учеником… Но моя мать поистине дала мне жизнь». Заодно обратим внимание, как близок этот текст к каноническому и как в то же время отличается от него: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).

Апокриф – это своего рода переписанное Евангелие: сюжет практически тот же, слова и выражения близкие, а вот идеи могут быть совсем другими. У гностиков в их евангелии Иисус, оказывается, ненавидел мать и отца и требовал подражать себе в этом отношении. А вот слова про ненависть к собственной жизни они пропустили. Пожалуй, если выбирать по принципу «как удобнее», то гностическое евангелие и в самом деле привлекательней: я своих родных хоть и ненавижу, но по-своему люблю, учеником быть достоин, а жизнь отдать от меня никто не требует…

Что до Марии, то был и другой текст у тех же гностиков, назывался «Евангелие от Марии». В его начале апостол Петр просит Марию Магдалину: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали». Там, конечно, не утверждается, что Мария Магдалина была женой Иисуса, но уж слишком на то похоже: ну кто еще будет знать об учителе буквально всё, чего не знают даже ближайшие ученики? Жена, разумеется.

Представим себя на месте сочинителя древних текстов, который вовсе «не заморачивается» вопросами верности церковному преданию, «смотрит на вещи широко» и вообще всячески самовыражается. Вот прочитал он некоторое количество таких гностических или любых иных историй об Иисусе и решил составить по их мотивам свою собственную. Может быть, ему хотелось добавить к наставлениям об отношении к родителям еще и указания, как относится к жене, это ведь тоже актуально. А возможно, ему пришло в голову, что Иисус и сам должен был быть женат, так подсказали ему разные косвенные признаки. Вот он и присочинил еще немножечко – и получилось ровно то, что только недавно было обнаружено в виде обрывка в частной коллекции. Такой Дэн Браун древних веков, в подобных авторах никогда не было недостатка.

Представьте себе, что до археологов будущих веков дойдут из наших времен отрывки из книг Пелевина или Лукьяненко, и они будут реконструировать реальность. А что, многие детали ведь совпадают с тем, что мы знаем из исторических источников, значит, можно доверять и всему остальному! Значит, “Generation P” или “Ночной дозор” раскрывают нам секреты подлинной жизни москвичей конца XX века! Сенсация!

А может быть, сочинитель этого текста жил уже в наше время? Может быть, он просто захотел заработать денег, нанес на древние папирус придуманные письмена, выдал результат за находку? Или даже дело не в деньгах, а в желании «вбросить» на рынок идей еще одну свежую мысль: Иисус-то был на самом деле женат, а мы и не знали? И папирус был изготовлен именно с этой целью? Пока что однозначного ответа нет, но в нашем отношении к евангельскому повествованию ничего от этого ответа и не изменится. Во все века находились желающие создать свою версию евангельских событий, изложить учение Христа в собственной редакции. Книги, в которых всё это содержится, принято называть апокрифами.

Но находка в любом случае очень интересна. Она напоминает нам, что христианство возникло не сразу в готовом виде в некоей стерильной лаборатории, что оно росло и развивалось среди множества других философских и религиозных течений, оно хранило собственный образ Спасителя, Учителя и Жениха, отвергая всё, что не соответствовало ему. Но это никак не значит, что соперники никак не пытались использовать этот образ в собственных целях и интересах. То же самое происходит, по сути, и сегодня.

А кроме того, вся эта история вновь показывает нам, что древность не открыта нашим взорам так, как открыта современность: всякая новая находка требует, во-первых, проверки на подлинность, а во-вторых – оценки и интерпретации. Мы прекрасно знаем: не всё, что написано в интернете или на соседнем заборе, обязательно соответствует истине. Точно то же относится и к древним папирусам. Техника письма была другой, а вот склонность человека к (само)обману и свободному творчеству мало изменилась с тех
давних пор.

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Жизнь Марии Магдалины, которую так почитают христиане, — на самом деле сплошная загадка. Как ее только ни называли: "равноапостольная", "любимый ученик Христа" и даже "хранитель святого Грааля". Что тут реальная история, а что миф, — разбирался корреспондент РИА Новости.

Популярная грешница

Образ Марии Магдалины, "святой грешницы", очень популярен в западноевропейской культуре. Его противоречивость веками вдохновляла художников на создание полотен, скульптур, книг и фильмов, посвященных этой библейской героине.

Парадоксально, но, несмотря на все это, в католической церкви до недавнего времени она была святой "низшего ранга": день ее памяти не считался общецерковным праздником. Лишь в 2016 году папа Франциск "повысил" его до общецерковного.

А все из-за этого клейма "блудницы". Прямых указаний, что Мария Магдалина ею была, в Евангелии нет. Однако это не помешало в 529 году папе Григорию отождествить с Магдалиной чуть ли не всех женщин, которые мельком упомянуты в Евангелии. "Та, которую Лука называет грешной женщиной (она, согласно евангельскому рассказу, помазала ноги Христу ароматными маслами и отерла их своими волосами. — Прим. ред.), которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку", — писал он в своих посланиях верующим.

Этот эпизод подробно излагается в седьмой главе Евангелия от Луки:

"И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром".

Однако ни в этом, ни в других Евангелиях имя "грешницы" не называется.

Тем не менее в XIII веке благодаря средневековым легендам за Марией Магдалиной окончательно закрепляется образ "кающейся блудницы". И тогда же возникают сказания о том, что она хранила у себя Грааль — чашу с Тайной вечери.

Впрочем, мифический ореол окружает Марию Магдалину еще с первых веков нашей эры, когда гностические секты называли Марию Магдалину "женой Иисуса". Например, на одном из свитков гностиков IV века ученые нашли фразу "Иисус сказал им: "Моя жена…". Это дало почву для различных конспирологических версий о якобы существовавших потомках Христа и Магдалины, которую популяризировал американский писатель Дэн Браун. Но доводы сторонников подобных версий исследователи не раз опровергали.

Всего несколько строк

Самым достоверным источником сведений о жизни Христа и его первых последователей, согласно христианскому учению, является Евангелие. И там Мария Магдалина упоминается лишь шесть раз. Марк и Лука говорят, что Спаситель, будучи в Галилее, изгнал из нее семь бесов, и она последовала за ним. Матфей упоминает ее в рассказе о распятии Христа — она видела Его казнь и присутствовала при погребении.

Но самый главный евангельский эпизод с ее участием — воскресение Христа. Мария Магдалина вместе с другими женщинами отправилась ко гробу Учителя, чтобы помазать его тело миром (смесью масла, вина, душистых трав и ароматических смол, которой в ветхозаветные времена помазывали первосвященников, пророков и царей), как того требовал древнеиудейский погребальный ритуал. Эти женщины (церковь называет их женами-мироносицами) первыми обнаружили, что тела Иисуса в склепе нет, а затем, как свидетельствуют евангелисты, ангел возвестил им о Его воскресении.

Евангелист Иоанн Богослов и вовсе утверждает, что Мария Магдалина первой из всех учеников увидела воскресшего Христа. Обнаружив в усыпальнице только погребальные пелены, она "стояла у гроба и плакала". Но вдруг увидела двух ангелов, которые спросили о причине ее горя.

"Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: Учитель!" — свидетельствует евангелист.

И все. О дальнейшей судьбе Марии Магдалины священное для христиан Писание ничего не говорит.

"Есть ее житие в Четьях-Минеях (сборнике популярных жизнеописаний святых. — Прим. ред.) святителя Димитрия Ростовского — в широком смысле это часть Священного Предания", — поясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Согласно этому житию, прожив некоторое время после воскресения Христа в Иерусалиме, Мария Магдалина вместе с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом явилась в Эфес. Там она помогала им проповедовать, а затем отправилась в миссионерское путешествие по территории современной Италии.

Кстати говоря, обычай красить яйца на Пасху объясняется как раз одним из преданий о Марии Магдалине.

Согласно житию, она "изыскала случай" предстать перед римским императором Тиберием, чтобы рассказать о Христе, и по восточному обычаю преподнесла ему в качестве дара окрашенное в красный цвет куриное яйцо, воскликнув "Христос Воскрес!". В Четьях-Минеях говорится, что на столь эпатажную по представлениям римской знати выходку (просвещенные римляне были убеждены, что воскресение человека в принципе невозможно) ученица Спасителя пошла специально, дабы "возбудить любопытство подозрительного императора". Есть также популярное церковное предание, согласно которому Мария Магдалина протянула императору с вестью о воскресении Христа простое белое куриное яйцо, а в ответ на это император воскликнул, что воскресения не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И тогда оно стало красным.

"Предание говорит о разном. И понятно, что мы не относимся к тексту житий как к тексту Священного Писания, принимая каждую их букву как истину в последней инстанции. Но это принципиальное свидетельство: она, как и другие члены первого христианского поколения, способствовала тому, что из захолустной провинции Римской империи христианство за несколько десятилетий распространилось по всему на тот момент цивилизованному миру. И мы его бережно храним", — подчеркивает отец Максим Козлов.

Случайная находка

Между тем косвенные свидетельства о жизни Марии Магдалины могут дать открытия археологов. Так, еще 20 лет назад ученые полагали, что древнеиудейское поселение Магдала и современный израильский город Мигдаль не имеют ничего общего. Но в 2009 году они случайно наткнулись на развалины древней синагоги, построенной не позже 29 года нашей эры. А затем нашли фрагменты жилых построек и многочисленные предметы утвари. С этого момента наука больше не сомневается в том, что родина равноапостольной Марии реально существовала.

Теперь специалисты тщательно исследуют ее окрестности. В прошлом году они раскопали византийскую церковь V века с напольной мозаикой, перевернувшей представления ученых о жизни раннехристианской общины.

Надпись на мозаике сообщает, что церковь построила местная жительница по имени Сусанна. Причем она упоминается без прибавления имени мужа или опекуна, что полностью противоречит обычаям римского общества первых веков нашей эры. По словам археологов, это говорит о более высоком, чем принято думать, статусе женщин в христианских общинах того периода. До этой находки косвенные свидетельства о положении христианок в обществе встречались лишь в жизнеописаниях мучениц, которые ради веры в Христа разводились с мужьями, то есть совершали крайне дерзкий для того времени поступок.

"Мы пришли к выводу, что Сусанна — независимая женщина, которая пожертвовала деньги церковной общине в этой галилейской деревне", — заявили археологи в интервью Times of Israel.

Находка спровоцировала очередной виток споров как о роли женщины в христианстве, так и о личном вкладе Марии Магдалины в так называемый "женский вопрос". Например, некоторые протестантские общины в США называют ее главным, или первым, апостолом. Но в Русской православной церкви с подобными утверждениями не согласны.

"Женский вопрос в церкви первых веков попросту не существовал. Понятно, что христиане действуют в определенном историко-цивилизационном контексте, с одной стороны, Римской империи, а с другой — ветхозаветного мира", — отмечает отец Максим Козлов.

Поэтому первые христиане, по его словам, не разрушали культурных основ того мира, в котором жили. Вместе с тем один из главных принципов христианства, что это учение одинаково адресовано как мужчинам, так и женщинам. Благодаря распространению в том числе и этой идеи церковь почитает Марию Магдалину не как раскаявшуюся блудницу, а как женщину, равную апостолам.

Профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг обнаружила упоминание в тексте о жене Иисуса Христа на коптском папирусе, датируемом IV веком нашей эры. Она рассказала об этом в докладе на 10-м международном конгрессе коптских исследований в Риме, сообщает The Harvard Gazette 18 сентября.
«Иисус сказал им: моя жена» , — говорится в фрагменте. Папирус размерами примерно 3,5 на 7,5 сантиметра принадлежит частному коллекционеру. С одной стороны на нем содержатся восемь неполных строк, написанных от руки, а на другой стороне сохранились лишь три слова и отдельные знаки. Происхождение фрагмента неизвестно, однако исходя из того, что надписи на нем сделаны на коптском языке (язык ранних христиан в Египте), ученые предполагают, что папирус был найден в Египте.


На одной стороне папируса исследователь обнаружила восемь неполных строк текста. Оборотная сторона фрагмента сильно повреждена, и из-за поблекших чернил даже после сканирования инфракрасным лучом на ней удалось различить только три слова и несколько отдельных букв. Несмотря на скромный размер находки, гарвардский эксперт считает, что папирус проливает долгожданный свет на вопросы семьи и брака у древних христиан. Карен Кинг планирует опубликовать результаты своего исследования в январском номере журнала Harvard Theological Review. Черновик ее работы вместе с изображениями и переводом нового фрагмента доступен на сайте Гарвардской школы богословия .

Находка учёных показывает, что Иисус был женат

М ария Магдалина — одна из самых таинственных личностей Евангелия. Представление о ней люди составили главным образом по картинам на библейские темы. На них, как правило, изображена полуобнаженная раскаивающаяся грешница с прекрасными длинными волосами, которыми она, согласно Новому Завету, обтерла ноги Иисуса.

Материалы древности. Загадка Марии Магдалины

«Полном православном богословском энциклопедическом словаре» о ней можно почерпнуть весьма краткие сведения: « — жена-мироносица родом из города Магдалы. Вела распутную жизнь, и И.Христос своей проповедью возвратил ее к новой жизни и сделал преданнейшей своей последовательницей. По воскресении И.Христос явился ей прежде других ».

Получается, что предпочел бывшую блудницу, которую, в соответствии с соблюдаемыми им строгими иудейскими законами, нужно было забить насмерть камнями. Это странное пристрастие Спасителя к Марии Магдалине заставило многих ученых, исследовавших Библию и искавших доказательства произошедших в ней событий в истории, внимательнее присмотреться к этой женщине.

Подробное изложение одной из гипотез, объясняющих роль этой таинственной фигуры в Новом Завете, содержится в книге М.Байджента, Р.Лея, Г.Линкольна «Священная загадка» . По мнению этих исследователей, особое отношение Иисуса Христа к Марии из Магдалы объясняется очень просто: она была... его женой. Эта версия подтверждается отдельными эпизодами, описанными в Библии, а также существующими древнееврейскими традициями и некоторыми гностическими Евангелиями.

Специалист по раннему христианству профессор Геза Вермеш из Оксфордского университета пишет: «Евангелия хранят полное молчание по поводу семейного положения Иисуса... Речь идет о необычной в древнееврейском мире ситуации, которая заслуживает специального исследования. Ведь из Евангелия известно, что многие ученики Иисуса, например, Петр, были женаты, и сам Иисус не восхваляет целибат (безбрачие). «Разве вы не читали, что Создатель с самого начала создал мужчину и женщину? ... Так пусть мужчина оставит отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью », — объявляет он в главе XIX от Луки. Согласно древней еврейской традиции, брачный союз был обязательным для каждого мужчины. Более того, безбрачие осуждалось обществом. Один еврейский писатель конца I века даже приравнивает его к убийству.

Особенно строго люди относились к «равви» — человеку, избравшему путь религиозного обучения, а именно им шел Христос. Еврейский закон самым категоричным образом указывал на это: «Неженатый человек не может претендовать на обучение других».

Одним из доказательств версии, что Иисус был женат, является описание в Евангелии от Иоанна свадьбы в Кане Галилейской, на которой присутствовали Иисус и его мать. В это время Христос еще не проповедовал новую веру и не творил чудеса.

Как известно, в какой-то момент обнаружилось, что вино на свадьбе кончилось. И здесь неожиданно мать Иисуса берет на себя функции хозяйки: «И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему:« Вина нет у них », и дает приказание слугам:« Что скажет Он вам, то сделайте ». Иисус выполняет желание матери и превращает воду в вино. Хотя, если они были лишь гостями на свадьбе, то не их забота следить за тем, как подается вино и еда.

Вмешательство Иисуса становится легко объяснимым (и даже необходимым) только в одном случае: если речь идет о его собственной свадьбе. Такое толкование эпизода подтверждается словами «хозяина стола», обращенными к жениху: «... всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». И эти слова явно относятся к Иисусу, который на глазах у всех сотворил свое первое чудо.

По Евангелию исследователи устанавливают и личность супруги Иисуса. Ею была , роль которой в жизни Христа выглядит умышленно затемненной. Как уже упоминалось, после Воскресения Иисус впервые показался именно ей, что подчеркивает ее особое значение в жизни Христа. А у евангелистов Марка и Матфея Мария появляется под своим именем среди учеников Иисуса только в момент его распятия. У евангелиста Луки о ней упоминается значительно раньше. Встретившись с Иисусом в Галилее, Мария сопровождает его в Иудею. Но в те времена для незамужней женщины было просто немыслимо путешествовать одной по дорогам Палестины. Еще менее вероятным было присутствие ее в окружении равви. Следовательно, Мария Магдалина должна была быть замужем за одним из учеников или за самим Иисусом.

Подтверждение именно последнего предположения исследователи находят в гностических Евангелиях, написанных первыми христианами и не включенных в Новый Завет. Например, Евангелие от Филиппа свидетельствует, что ученики Иисуса весьма ревниво относились к тому, что только Марию Магдалину он целовал в губы. Петр особенно негодовал и даже сделался из-за этого ее непримиримым врагом. Именно особое отношение Христа к Марии Магдалине, о чем упоминается в гностических Евангелиях, и послужило причиной невключения этих книг в христианский канон. Привилегированное положение Марии подчеркивается и в произведениях первых христианских писателей, называвших ее «супругой Христовой».

По мнению авторов книги «Священная загадка», сначала невестой Христа, а затем и его женой была Мария Магдалина. Еще одним подтверждением своей версии они считают почитание Марии на юге Франции. В честь ее строились церкви и соборы. «Все туристы знают, — пишут исследователи в своей книге, — что Шартрский собор был посвящен« Нотр Дам-»(по-французски -« наша дама, наша госпожа, владычица »). Обычно его переводят как обращение к Марии, матери Иисуса, Деве Марии. Великий Парижский собор также посвящен «Нотр Дам-». Но в данном случае на юге Франции почитается Мария Магдалина, а вовсе не Богоматерь.

Оказывается, большая часть храмов Парижа и его округа представляют собой святилища никого иного, как Марии Магдалины. Этот факт заинтересовал историков, когда им стало известно, что во многих из этих церквей есть статуя женщины с младенцем, которую обычно представляют как Марию с ребенком Иисусом. Однако возможно, во время возведения этих построек за явным христианским культом скрыт другой — еретический. Есть основание полагать, что Шартрский собор был тайно посвящен Марии Магдалине, предполагаемой супруге Христа ».

Н а юге Франции возникли и легенды о Граале, священной чаше, в которую была собрана кровь Христа, распятого на кресте. Чашу держала в своих руках Мария Магдалина. Не только на юге Франции, но и в России существовали легенды об особой роли этой женщины в жизни и смерти Христа, порой отраженные на иконах.

В Тбилисском национальном музее хранится драгоценная византийская эмаль Распятия. Специалисты относят ее к Х-ХI векам.Существует версия, что это изображение является аналогом эмали, украшавшей Престол Константинопольский. Главное в ее сюжете — женская фигура с чашей, в которую сливается кровь Христа. По левую руку от распятия изображена женщина, одетая подобно женщине с чашей. Тем самым автор творения настойчиво наводит на мысль, что эта женщина изображена в разные моменты времени. Кто же та, которая собрала в чашу Грааля кровь Спасителя и унесла ее с Голгофы? Специалист по российской иконописи Н.Кандаков считает, что на тбилисской эмали Распятия Христа изображена Мария Магдалина.

Есть еще один очень важный вопрос, на который пытаются ответить авторы книги «Священная загадка»: «Если брак Иисуса с Марией Магдалиной был заключен, то какую цель он преследовал? Или более точно, скрывались ли за ним династическое супружество и политические интересы? »

В Евангелии от Матфея устанавливается происхождение Иисуса от царей Давида и Соломона. В этом случае он оказывается единственным легальным претендентом на трон Палестины. Поэтому надпись «Царь иудейский», помещенная на кресте, является не издевкой над ним, а констатацией реального факта. И доказательством этого является знаменитое «избиение младенцев», устроенное Иродом. Он смертельно боялся появления законного претендента на трон и готов был пойти на любую крайность, чтобы избавиться от него.

Но какая существует связь между тем, что Иисус является законным царем Иудеи и необходимостью заключения его брака с Марией Магдалиной? В самом начале появления евреев в Палестине святой город Иерусалим принадлежал племени Вениамина. Но вражда его с другими коленами Израиля привела к тому, что племя было вынуждено отправиться в изгнание и власть перешла к представителям колена Иуды. Правда, как свидетельствуют «документы Общины», многие представители племени не решились покинуть родину.

Иисус, принадлежавший к потомству Давида, в глазах колена Иуды был законным претендентом, а вот в глазах проживавших в этой местности остатков колена Вениамина — узурпатором. Положение могло бы измениться после его женитьбы на женщине из колена Вениамина. В Евангелии нет информации о том, к какому племени принадлежала Мария Магдалина, но, согласно некоторым легендам, она происходила из царственной династии именно колена Вениамина. Поэтому в данном случае мог возникнуть союз двух враждебных прежде династий, который имел бы серьезные политические последствия. Израиль получил бы царя-священника, Иерусалим возвратился бы к своим законным владельцам, народное единство было бы укреплено, и права Иисуса на трон получили бы новое подтверждение.

О мнению авторов книги «Священная загадка» , факт существования семьи Иисуса был неудобным и даже опасным для развития христианства. Этим можно объяснить последовательный и целенаправленный отбор информации, содержавшейся в Евангелиях, помещенных в Новый Завет. Кроме четырех канонических Евангелий существовали и другие. Особое место занимают Евангелия от Фомы и от Филиппа, которые позволяют предполагать, что существовало и прямое потомство Иисуса.

Жена Иисуса Мария Магдалина и его дети покинули Святую землю и нашли убежище в Галлии, на юге современной Франции, в еврейской общине. Косвенным подтверждением этого является сохранившееся до сих пор почитание Марии Магдалины, в том числе и строительство посвященных ей церквей, о чем уже упоминалось. Таким образом, прямое потомство Иисуса пустило в Галлии свои корни — царская кровь Давида, переданная Христом его потомкам, оказалась в южной Франции.

Предания об этом хранились в самой строгой тайне в течение почти четырехсот лет. В V веке потомство Иисуса, слившись с франками, породило династию Меровингов. Эти короли обладали, по легендам, способностью лечить людей от самых страшных болезней простым наложением рук, как это делал Христос. Герцог Годфруа Бульонский — один из вдохновителей Крестового похода, отвоевавший Святую землю у сарацинов, происходил от Иисуса, и взятие им Иерусалима в 1099 году было чем-то большим, нежели просто победой над неверными. Это была война за отвоевание священного наследства, которое должно было принадлежать по праву предку герцога Иисусу.

Есть еще один очень важный факт, косвенно подтверждающий приезд в южную Францию Марии Магдалины. Вместе с ней в Европу прибыла одна из основных христианских святынь — . О том, где находится эта чаша, существует очень много преданий.

Одна из самых популярных легенд связывает с альбигойцами — последователями еретического учения, охватившего на рубеже XII-XIII веков юг Франции. Именно здесь, по мнению авторов книги «Священная загадка», и располагалась в начале первого тысячелетия еврейская община, в которой нашла себе прибежище . В неприступной крепости альбигойцев Монсегюр хранился Грааль, являвшийся их великой реликвией. В 1209 году Папа Римский объявил крестовый поход против альбигойцев. За 35 лет непрерывных войн богатейшие провинции Франции были полностью разорены, тысячи людей казнены, но не отказались от своей религии. В 1244 году пал последний оплот альбигойцев — Монсегюр. Но священная реликвия не досталась крестоносцам. В ночь перед сдачей крепости четверо «посвященных» бежали через сложную систему подземных ходов и унесли с собой чашу Грааля.

О Святом Граале вспомнили в 30-х годах в фашистской Германии. Отто Ран — один из разработчиков теории существования нордической расы, посетил развалины Монсегюра, осмотрел окружающую крепость местность и побывал в некоторых из многочисленных естественных пещер, где, по его мнению, была спрятана чаша Грааля. В 1937 году он организовал экспедицию, и, по слухам, ему удалось заполучить информацию, подтверждавшую, что Грааль находится именно здесь.

Следующую экспедицию Отто Рану отправить не удалось: ученый бесследно исчез. В 1943 году, когда Германия уже терпела очевидное поражение, в Монсегюр прибыла огромная экспедиция, организованная обществом «Аненэрбе», входящим в структуру СС. До весны 1944 года участники похода вели интенсивные поиски в пещерах под крепостью и вокруг нее. В некоторых газетах после окончания войны мелькали сообщения, что Святой Грааль