Ленд лиз в годы вов. Ленд-лиз: избавляемся от лжи советской пропаганды

Ленд лиз в годы вов. Ленд-лиз: избавляемся от лжи советской пропаганды

Начнем с того, что золотом СССР расплачивался за пре-ленд-лиз, а также за товары и материалы закупленные у союзников кроме ленд-лиза. Со стороны современных русских форумных “специалистов” утверждается, что СССР расплачивался золотом за ленд-лиз и после 1941 года, не делая разницы между собственно ленд-лизом и пре-ленд-лизом, а также совершенно сознательно опуская тот факт, что Советским Союзом во время войны осуществлялись покупки вне рамок ленд-лиза. Как пример своей правоты такие “специалисты” широкого профиля приводят затонувший британский крейсер “Эдинбург” перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году. И, как они утверждают, это была плата СССР союзникам за полученную военную технику по ленд-лизу.

Но дело в том, что после этого, со стороны таких “специалистов”, наступает гробовое молчание. Почему? Да потому, что СССР не мог расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер “Эдинбург” в Мурманске в апреле 1942 года были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.

Но, получилось так, что это золото до Англии не доплыло. Крейсер “Эдинбург” получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов.

Сравним с общей суммой оказанной помощи по ленд-лизу в 10 млрд. долларов, о чем ни в СССР ни в России, конечно же говорить не любят, но при этом, делая большие глаза, туманно намекают, что это была просто астрономическая сумма.

Однако на этом история золота “Эдинбурга” не закончилась.

В 1981 году английская кладоискательская фирма “Джессон Марин Рикавериз” заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. “Эдинбург” лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 – Великобритания. Минус оплата фирме за осуществленную операцию по подъему золота.

Таким образом, мало того, что перевозимое “Эдинбургом” золото не было платой за ленд-лиз, мало того, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Что самое интересное и заслуживающее самого пристального внимания, так это то, а чье это было золото, которым расплачивался СССР с союзниками?

Следуя простой логике, мы вправе думать, что СССР мог расплачиваться своим и только своим золотом. И никак иначе. Но, как говорится, так да не так. И дело тут в следующем – во время Гражданской войны в Испании, 15 октября 1936 г. Кабальеро и Негрин официально обратились к Советскому Союзу с просьбой принять на хранение примерно 500 тонн золота.

А уже 15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота, которое и было переплавлено в золотые слитки с советским клеймом. Получила ли Испания назад свое золото? Нет. Поэтому даже то золото, которым Советским Союз расплачивался во время Второй мировой войны со своими союзниками, скорее всего…было испанским. Что очень хорошо характеризует рабоче-крестьянскую власть страны Советов.

Кто-то может сказать, что это простые домыслы и советское руководство самое честное, самое интернациональное, только и думающее о том, как бы это помочь всем нуждающимся в мире. Примерно так и подается помощь республиканцам в Испании во время Гражданской войны. Помогал СССР то помогал, да не бескорыстно. Когда дело касалось денег, то все капиталисты мира просто плакали от зависти, видя, как СССР оказывает “безвозмездную и бескорыстную” помощь революционным рабочим и крестьянам в Испании.

Так Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.

К примеру, общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 по июль 1938 г. только материальной части составила 166 835 023 доллара. А за все отправки в Испанию с октября 1936 по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171 236 088 долл.

Прибавив стоимость военного имущества, отправленного в конце 1938 – начале 1939 г. в Испанию из Мурманска через Францию (55 359 660 долл.), получим итоговую сумму стоимости военно-технических поставок. Она варьируется от 222 194 683 до 226 595 748 долл. В связи с тем, что груз последней поставки полностью не был доставлен по назначению и часть его возвратили на советские военные склады, то итоговая цифра стоимости военных грузов, доставленных в республиканскую Испанию, составляет 202,4 млн. долл.

Так неужели, после того, как СССР “прикарманил” испанское золото и оказал “бескорыстную” помощь республиканцам, он будет вести себя с американцами и англичанами, в вопросах оплаты ленд-лиза и иной полученной помощи, как то иначе? Нет. Далее, на конкретном примере это будет продемонстрировано.

Как СССР союзникам технику и оборудование возвращал.

Достаточно просто процитировать ряд советских документов, которыми обменивались между собой советская и американская сторона, в ходе переговоров об урегулировании вопросов, связанных с оплатой ленд-лиза после войны. Но для начала лучше привести выдержку из докладной записки министра иностранных дел СССР Громыко А.А., из которой становится понятно, почему именно советская сторона всеми возможными способами скрывала от своих бывших союзников, количество сохранившейся техники и оборудования:

Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу

“Если в переговорах исходить из приведенных расчетов глобальной суммы возмещения, основанных на размерах остатков ленд-лизовских поставок в CССР, нам пришлось бы сообщить американцам сведения о наличии у нас таких остатков, что является нежелательным по следующим соображениям: американцы могут потребовать от нас затем расшифровки остатков по отдельным группам, в частности по оборудованию. Получив от нас такого рода сведения об остатках предметов гражданского характера, американцы могут, ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года, предъявить к нам требование о возврате наиболее ценных для нас предметов”.

Таким образом, Сталин и советское партийное руководство, уже после войны, старались любыми способами избежать возврата полученной в долг техники и оборудования. Именно поэтому до сих пор все исследователи сталкиваются со следующей проблемой – известно сколько техники, вооружения и оборудования в СССР поставили союзники по антигитлеровской коалиции и на какую примерно сумму, но при этом нет никаких точных данных о количестве всей оставшейся техники и оборудования после окончания Второй мировой войны у Советского Союза, которую он должен был вернуть.

Поэтому с одной стороны ни самой техники и оборудования Советский Союз не вернул, ни тем более, не выплатил за нее ни одной копейки союзникам. А пропагандисты, что тогда в СССР, что сегодня в России получили удобный аргумент, доказывая, что помощь союзников в войне по ленд-лизу была несущественной.

Хотя, зная, что СССР скрывал данные о количестве полученной помощи, мы, вправе, верить американским и английским данным о количестве всего поставленного оборудования, вооружения и материалов в СССР и на основе этих данных делать выводы, касательно того, насколько сильно эта полученная по ленд-лизу помощь помогла СССР в войне против Германии.

Как пример такого сокрытия данных и сознательных махинаций со стороны советского руководства можно привести выдержки из дневника советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лизу (г. Вашингтон) проводимых 13.01.1950.

“Что касается фабрик, поставленных по ленд-лизу, то Панюшкин спросил Уайли, не имеет ли он в виду заводское оборудование, поставленное в счет кредитного соглашения от 15 октября 1945 года.

На это Уайли ответил, что это те заводы, которые были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу, но не использовались для военных целей.

В ответ на это Панюшкин сказал, что во время войны нет заводов, которые не имели бы никакого отношения к войне”.

Насколько “изящно” советское руководство вычеркнуло из списка оплаты или возврата целые заводы!!! Оно попросту заявило, что все используемое в СССР оборудование имело отношение к войне, а значит не является оборудованием гражданского назначения, которое пришлось бы возвращать по условиям ленд-лиза, а если оно признается таковым и СССР сообщает о его непригодности, то в придачу за это оборудование по условиям ленд-лиза советскому руководству не надо платить!

И так по всему списку военной техники, оборудования или материалов. И, если СССР смог целые заводы оставить себе, то не стоит и говорить о каких-то: машинах, самолетах, кораблях или станках. Все это стало резко советским.

А, если американцы все же проявляли настойчивость в вопросе с каким-нибудь наименованием техники или оборудования, то советская сторона всячески затягивала переговорные процессы, занижала стоимость данного наименования или попросту объявляла его непригодным, а следовательно не обязательным к возврату.

Автор - Марк Семёнович Солонин (р. 29 мая 1958, Куйбышев) — российский публицист, автор книг и статей в жанре исторического ревизионизма, посвящённых Великой Отечественной войне, в первую очередь — её начальному периоду. По образованию — авиационный инженер-конструктор.

Пушки, масло, золото

Статья опубликована (с небольшими, сугубо техническими сокращениями) 28 сентября 2010 года в еженедельнике "Военно-промышленный курьер". Приношу мою искреннюю благодарность всем участникам обсуждения заметки "Бес предела", интересные и информативные сообщения которых во многом определили содержание и темы данной статьи

29 сентября 1941 года в Москве началась конференция представителей СССР, США и Великобритании, в ходе которой были приняты принципиальные решения о крупномасштабных поставках в Советский Союз вооружения и военной техники. 1 октября был подписан первый (всего их будет четыре) протокол о поставках на сумму в 1 миллиард долларов в течение 9 месяцев. Так началась история американского ленд-лиза для СССР. Поставки разнообразных материалов военного и гражданского назначения продолжались до сентября 1945 г. Всего в Советский Союз было доставлено (главным образом из США) 17,3 млн. тонн имущества общей стоимостью в 9,48 миллиардов долларов. С учетом произведенных работ и услуг общая стоимость ленд-лиза в СССР составила 11 млрд. долларов. Долларов начала 40-х годов, когда за одну тысячу "зеленых" можно было купить увесистый слиток в 850 грамм золота.

ЧЕТЫРЕ ПРОЦЕНТА

Много ли это - 17 млн. тонн товаров совокупной стоимостью в 7 тыс. тонн чистого золота? Каков реальный вклад ленд-лизовских поставок в оснащение Красной Армии, в работу народного хозяйства СССР? Лучшие советские экономисты глубоко и всесторонне изучили этот вопрос и дали на него исчерпывающий, короткий и точный ответ. Ответ был опубликован в 1947 г. в книге "Военная экономика СССР в период ВОВ", вышедшей в свет за подписью члена Политбюро ЦК ВКП(б), заместителя главы правительства СССР (т.е. заместителя Сталина), бессменного (с 1938 г.) руководителя Госплана СССР, доктора экономических наук, академика Н.А.Вознесенского. Четыре процента. Всего лишь четыре процента от объема собственного производства советской промышленности составили эти жалкие американские подачки. Было бы о чем спорить - размер экономической помощи союзничков оказался в пределах погрешности данных экономической статистики.

Два года спустя, в октябре 1949 г. Н.А. Вознесенский был арестован. Следствие по т.н. "ленинградскому делу" длилось без малого год. Лучшие чекисты, многоопытные советские следователи вскрыли коварные замыслы матерых врагов народа. Военная коллегия Верховного Суда СССР, всесторонне изучив материалы дела, ознакомившись с неопровержимыми доказательствами вины заговорщиков, приговорила Н.А.Вознесенского, А.А.Кузнецова, П.С.Попкова, М.И.Родионова и других к расстрелу. 30 апреля 1954 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР реабилитировала Вознесенского, Кузнецова, Попкова, Родионова и других. Оказалось, что "ленинградское дело" было сфабриковано от начала и до конца, "доказательства" виновности были грубо фальсифицированы, под вывеской "суда" состоялась беззаконная расправа, обвинения были продиктованы политическим заданием противоборствующих кланов в окружении Сталина. Расстрельный приговор был признан ошибкой. К сожалению, никто так и не удосужился официально признать "ошибкой" и безумные четыре процента, появившиеся в книге Вознесенского в соответствии с заданием политического руководства СССР, озабоченного на тот момент раздуванием пламени "холодной войны".

Никакого экономического расчета за этими пресловутыми "четырьмя процентами" не было изначально, да и как можно было выразить одним-единственным числом соотношение объемов огромной номенлатуры товаров? Разумеется, именно для этой цели были придуманы деньги и цены, но в условиях советской экономики цены устанавливались директивно, безо всякой связи с напрочь отсутствующим рынком, и исчислялись в неконвертируемых рублях. Наконец, у войны и военной экономики есть свои законы - можно ли оценить стоимость муки, доставленной в блокадный Ленинград, всего лишь перемножив вес в тоннах на довоенные цены? Какой ценой надо при этом измерить сотни тысяч спасенных человеческих жизней? А сколько стоят бочка с водой и железное ведро на пожаре? Советский Союз получил по ленд-лизу порядка 3 тыс. км пожарного шланга. Сколько это стоит на войне? Даже в тех случаях, когда ленд-лизовские поставки составляли мизерные доли процента от массо-габаритных объемов советского производства, их реальное значение в условиях войны могло быть огромным. "Мал золотник, да дорог". 903 тысячи детонаторов, 150 тыс. изоляторов, 15 тысяч биноклей и 6199 комплектов полуавтоматических зенитных прицелов - это много или мало?

Американцы поставили в СССР 9,1 тыс. тонн молибденового концентрата на "жалкую" сумму в 10 млн. долларов (одна тысячная от совокупной стоимости ленд-лизовских товаров). В масштабах советской металлургии, где счет шел на миллионы тонн, 9,1 тыс. тонн - это ничтожная мелочь, но без этой "мелочи" нельзя выплавить высокопрочную конструкционную сталь. А в бесконечных перечнях ленд-лизовских поставок не только молибденовый концентрат - там еще и 34,5 тыс. тонн металлического цинка, 7,3 тыс. тонн ферро-кремния, 3,3 тыс. тонн ферро-хрома, 460 тонн ферро-ванадия, 370 тонн металлического кобальта. И еще никель, вольфрам, цирконий, кадмий, бериллий, 12 тонн драгоценного цезия... 9570 тонн графитовых электродов и 673 тонны (т.е. тысячи километров!) нихромовой проволоки, без которых остановится производство электронагревательных приборов и печей. И еще 48,5 тыс. тонн электродов для гальванических ванн. Статистические данные о производстве цветных металлов в СССР на протяжении полувека оставались строго засекреченными. Это обстоятельство не позволяет дать корректную оценку значения тех сотен тысяч тонн аллюминия и меди, которые были поставлены по ленд-лизу. Однако даже самые "патриотичные" авторы сходятся на том, что ленд-лиз покрыл до половины потребности советской промышленности - и это без учета колоссального количество американских электропроводов и кабеля, поставленных в готовом виде.

Бесконечными рядами идут цифры поставок разнообразнейших химикатов. Некоторые из них поставлялись отнюдь не в "золотниковых" объемах: 1,2 тыс. тонн этилового спирта, 1,5 тыс. тонн ацетона, 16,5 тыс. тонн фенола, 25 тыс. тонн метилового спирта, 1 млн. литров гидросмеси... Особо стоит обратить внимание на 12 тыс. тонн этиленгликоля - таким количеством антифриза можно было заправить порядка 250 тыс. мощных авиамоторов. Но, конечно же, главной составляющей ленд-лизовской "химии" стали взрывчатые вещества: 46 тыс. тонн динамита, 140 тыс. тонн бездымного ружейного пороха, 146 тыс. тонн тротила. По самым осторожным оценкам, ленд-лизовские поставки покрыли одну треть потребности Красной Армии (и в этой оценке еще не учтена доля импортных компонентов, использованных для производства ВВ на советских заводах). Кроме того, из Америки в "готовом виде" было получено 603 млн. патронов ружейного калибра, 522 млн. крупнокалиберных патронов, 3 млн. снарядов для 20-мм авиапушек, 18 млн. снарядов для 37-мм и 40-мм зениток.

Зенитки, кстати, также были поставлены из США - порядка 8 тыс. малокалиберных зенитных орудий (значительная часть которых была установлена на шасси легкого бронетранспортера), что составило 35% от общего ресурса МЗА, полученной Красной Армией за годы войны. В таких же пределах (не менее одной трети от общего ресурса) оценивается и доля импорта автомобильных покрышек и химического сырья (натуральный и синтетический каучук) для их производства.

РЕШАЮЩИЙ ВКЛАД

Совсем не трудно найти и такие позиции, по которым ленд-лизовские поставки оказались большими, чем собственное советское производство. И это не только легковые автомобили повышенной проходимости (знаменитые "виллисы", поставлено 50 тыс. штук), полноприводные грузовики (столь же знаменитые "студебекеры", поставлено 104 тыс. штук), мотоциклы (35 тыс.), бронетранспортеры (7,2 тыс.), автомобили-амфибии (3,5 тыс.). Как бы велика ни была роль американской автомобильной техники (всего поставлено более 375 тыс. одних только грузовиков) - неправдоподобно надежной в сравнении с отечественными "газиками" и "зисами" - гораздо более важное значение имели поставки железнодорожного подвижного состава.

Технология войны середины 20-го века базировалась на использовании колоссального количества боеприпасов. Теория и практика "артиллерийского наступления" (остающегося предметом законной гордости советской военной науки) предполагала расходование многих тысяч тонн боеприпасов в день. Такие объемы в ту эпоху можно было перевезти только железнодорожным транспортом, и паровоз стал оружием ничуть не менее важным (хотя и несправедливо забытым публикой и журналистами), нежели танк. СССР получил по ленд-лизу 1911 паровозов и 70 дизельных локомотивов, 11,2 тыс. вагонов различного типа, 94 тыс. тонн колес, осей и колесных пар.

Американские поставки были столь огромными, что они позволили практически свернуть собственное производство подвижного состава - за четыре года (1942-1945) было произведено всего 92 паровоза и чуть более 1 тыс. вагонов; высвободившиеся производственные мощности были загружены производством боевой техники (в частности, одним из основных производителей танка Т-34 стал Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле). Для полноты картины остается лишь вспомнить про 620 тыс. тонн поставленных по ленд-лизу железнодорожных рельсов.

Трудно переоценить роль ленд-лиза в переоснащении (количественном и качественном) советских Вооруженных сил средствами радиовязи. 2379 полнокомплектных бортовых радиостанций, 6900 радиопередатчиков, 1 тыс. радиокомпасов, 12,4 тыс. наушников и ларингофонов - и это только для авиации. 15,8 тыс. танковых радиостанций. Более 29 тысяч разнообразных радиостанций для сухопутных войск, в том числе 2092 установленных на шасси "Студебекера" радиостанции большой (400 Вт) мощности SCR-399, при помощи которых обеспечивалась связь в звене корпус-армия-фронт, и еще 400 таких же радиостанций, но без автомобиля. Для обеспечения радиосвязи в тактическом звене (полк-дивизия) было поставлено 11,5 тыс носимых радиостанций SCR-284 и 12,6 тысяч раций V-100 Pilot (последние уже на заводе-изготовителе снабжались надписями и шкалами на русском языке).

Не была забыта и простая, надежная и помехозащищенная проводная связь - в СССР поставлено 619 тыс. телефонных аппаратов, 200 тыс. наушников, 619 телеграфных станций, 569 телетайпов и совершенно астрономическое количество телефонного провода (1,9 млн. км). А также 4,6 млн. сухих батарей, 314 дизель-генераторов, 21 тыс. зарядных станций для аккумуляторов, десятки тысяч различных контрольно-измерительных приборов, включая 1340 осциллографов. И еще 10 миллионов радиоламп, 170 наземных и 370 бортовых (!!!) радиолокаторов. Американские радиостанции исправно прослужили в народном хозяйстве СССР, на речном и морском флоте до 60-хх годов, а советская радиопромышленность по меньшей мере на 10 лет вперед была обеспечена образцами для изучения, освоения и нелицензиооного копирования.

Подобные списки можно перечислять еще долго, но все же на первое место по значимости я бы поставил обеспечение советских ВВС авиационным бензином (впрочем, даже по тоннажу эта категория оказалась на первом месте).

Накануне войны ситуация с обеспечением авиации горючим перешла из стадии «бензинового кризиса» в «бензиновую катастрофу». Новые авиамоторы, форсированные по степени сжатия и наддуву, требовали бензина с большим октановым число, нежели выпускавшийся в значительных количествах Б-70. Плановый (и фактически в 1941 году не достигнутый) объем производства высокооктановых бензинов Б-74 и Б-78*(450 тыс. тонн) составлял всего лишь 12% от мобилизационной заявки НКО (по Б-78 и вовсе 7,5%). Страна, располагавшая на тот момент самой большой нефтедобычей во всем Старом Свете, держала свою авиацию на строжайшем "голодном пайке". Начавшаяся война отнюдь не улучшила положение — большое количество бензина было потеряно на взорванных складах в западных военных округах, а после выхода летом 1942 г. немецких войск к предгориям Кавказа эвакуация бакинских нефтеперерабатывающих заводов еще более усугубила кризис.

* Вопреки широко распространенному заблуждению, цифры в обозначении марки авиабензина не равны его октановому числу. Бензин Б-74 имел октановое число, определяемое по "моторному методу", равное 91, бензин Б-78 имел октановое число 93. Для сравнения стоит отметить, что лучший российский автомобильный бензин АИ-98 имеет октановое число равное 89.

Советская авиация, тем не менее, летала и воевала. Всего за время войны было израсходовано (на все нужды и всеми ведомствами) 3 млн. тонн высокооктанового авиабензина (2.998 тыс. тонн - если быть точным) Откуда он взялся? 720 тыс. тонн - это непосредственно импортные поставки. Еще 1.117 тыс. тонн авиабензина было получено смешением импортных высокооктановых (с октановым числом от 95 до 100) компонентов с низкооктановым бензином советского производства. Оставшиеся 1.161 тыс. т. авиабензина (чуть больше одной трети общего ресурса) произвели бакинские заводы. Правда, произвели они этот бензин с использованием ленд-лизовского тетраэтилсвинца, который был получен в количестве 6,3 тыс.тонн. Не будет большим преувеличением сказать, что без помощи союзников краснозвездным самолетам пришлось бы простоять всю войну на земле.

ЛЕНД-ЛИЗ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Нарком авиационной промышленности Шахурин в своих мемуарах рассказывает о таком эпизоде войны. На одном из трех основных авиамоторных заводов систематически срывалось выполнение плана. Прибыв на завод, Шахурин выяснил, что производство лимитировалось работой двух токарей высокой квалификации, которым можно было доверить расточку коленвалов двигателя; рабочие эти от голода еле держались на ногах. Высокий московский начальник успешно решил проблему, и с некой «специальной базы облисполкома» для двух человек выделили усиленный спецпаек. Ленд-лиз решал ту же проблему, но в другом масштабе.

238 миллионов кг мороженной говядины и свинины, 218 млн. кг консервированного мяса (в том числе 75 млн. кг, обозначенных как «tushenka»), 33 млн. кг колбас и бекона, 1.089 млн. кг мяса кур, 110 млн. кг яичного порошка, 359 млн. кг растительного масла и маргарина, 99 млн. кг сливочного масла, 36 млн. кг сыра, 72 млн. кг сухого молока... Я не случайно привел объемы ленд-лизовских поставок продовольствия именно в таких странных единицах измерения («миллионов килограмм»). Так проще поделить на число возможных потребителей. Например, за все время войны в госпитали поступило 22 млн. раненых. Это значит, что на питание каждого из них теоретически можно было израсходовать 4,5 кг сливочного масла, 1,6 кг сыра, 3,3 кг сухого молока, 60 кг мяса (разумеется, в этот перечень не включена тушенка — это для больного человека не еда). Сравнить эти перечни с реальным рационом военных госпиталей я доверяю нашим уважаемым ветеранам…

Полноценное и обильное питание является, конечно же, важным условием выздоровления раненого, но прежде всего госпиталю нужны лекарства, хирургические инструменты, шприцы, иглы и шовная нить, хлороформ для наркоза, разнообразные медицинские приборы. Со всем эти у нас было не плохо, а очень плохо.

Накануне войны в приграничных округах были сосредоточены огромные объемы военно-медицинского имущества (одних только индивидуальных перевязочных пакетов там было более 40 млн.). Большая часть его там и осталась. Потеря и/или эвакуация большей части предприятий фармацевтической промышленности привели к тому, что к концу 1941 года объемы производства снизились до 8,5% от предвоенного уровня — и это при том, что ситуация требовала многократного увеличения выпуска медикаментов. В госпиталях стирали использованные бинты; врачам приходилось работать без таких жизненно необходимых препаратов, как эфир и морфин для наркоза, стрептоцид, новокаин, глюкоза, пирамидон и аспирин.

Жизнь и здоровье миллионов раненных спас медицинский ленд-лиз — еще одна тщательно забытая страница в истории войны. В целом поставки союзников обеспечили до 80% потребностей советской военно-медицинской службы. Только в 1944 г. одного лишь стрептоцида было получено 40 млн. грамм. Бесценным кладом стали американские антибиотики и сульфаниламиды. А какой ценой можно измерить поставленный в СССР один миллион кг витаминов? Ленд-лизовские хирургические инструменты, рентгеновские аппараты, лабораторные микроскопы исправно прослужили многие годы во время и после войны. Да и 13,5 млн. пар кожаных армейских ботинок, 2 млн. комплектов нательного белья, 2,8 млн. кожаных ремней, 1,5 млн. шерстяных одеял для снабжения Красной Армии не были лишними...

КАРАВАНЫ "СВОБОДЫ"

Советский Союз и Соединенные Штаты не были близкими соседями. Соответственно, все эти миллионы тонн товаров, включая многие сотни тысяч тонн взрывчатки, взлетающей на воздух от первого же осколка авиабомбы (и ничуть не менее пожаро-взрывоопасного авиабензина), надо было еще доставить в порты СССР по безбрежным просторам мирового океана. Советский морской флот смог перевезти лишь 19,4 % от этого гигантского тоннажа; все остальное союзники доставили сами.

Для решения этой беспрецедентной по масштабу и сложности задачи было найдено столь же беспримерное средство - американцы смогли организовать скоростное поточное производство океанских судов серии "Либерти" ("свобода"). Цифры, характеризующие программу строительства "Либерти", не могут не потрясти воображение. Огромные океанские суда, водоизмещением в 14,5 тыс. тонн (длина 135 м, грузоподъемность 9,14 тыс. тонн) были построены в количестве 2750 единиц. Средняя продолжительность постройки одного судна была доведена до 44 дней. И это в среднем - в ноябре 1942 г. корабль этой серии "Роберт Пири" был спущен на воду через 4 дня, 15 часов и 29 минут после момента закладки.

Главной особенностью судов серии "Либерти" (именно она и позволила добиться феноменальных темпов производства) была замена клепки сваркой. Считалось, что ресурс таких кораблей будет очень низким, но в условиях войны этим было решено пренебречь. Однако "Свобода" оказалась на удивление живучей - "сварные корабли" ходили по морям десятки лет; так, упомянутый выше "Роберт Пири" находился в эксплуатации до 1963 года, и даже в начале 21-го века по меньшей мере три "Либерти" еще оставались в строю действующих!

Сверхскоростной постройкой огромного количества кораблей задача отнюдь не исчерпывалась. В Берлине тоже понимали военное значение этих бесконечных караванов судов с авиабензином, вооружением и боеприпасами, и пытались принять собственные контрмеры. Проводка судов через воды северной Атлантики (этим, "мурманским" маршрутом была доставлена примерно треть всех грузов), кишевшие немецкими подводными лодками, под прицелом немецких бомбардировщиков, получивших для своего базирования все аэродромы Норвегии, стала, по сути дела, военно-морской кампанией стратегического масштаба. И эту кампанию союзники с блеском выиграли - даже на "мурманском направлении" было потеряно всего лишь 7% тоннажа; караваны, направлявшиеся в порты Ирана или советского Дальнего Востока, потеряли не более 1% .

Все познается в сравнении. С чем сравнить военно-морское чудо, содеянное союзниками? Можно с историей "блокады" Ленинграда, когда доставка по Ладожскому озеру нескольких барж с продовольствием в день - и это на расстояние в 50-80 км, а не 5 тыс. морских миль - превратилась в почти неразрешимую проблему. Можно с историей злосчастного "таллиннского перехода", когда Краснознаменный Балтийский флот на пути в 400 км из Таллинна в Ленинград, не встретив в море ни одной немецкой подводной лодки, ни одного вражеского судна класса эсминца и выше, потерял 57 % экскортируемых гражданских судов. Можно (хотя лучше этого не делать) вспомнить и историю многомесячной обороны Севастополя, когда Черноморский флот - опять же, практически не имея заслуживающего упоминания противника на море - не смог ни обеспечить бесперебойное снабжение сражающихся за город сухопутных войск, ни эвакуацию последних уцелевших защитников Севастополя (от 15 до 20 тыс. человек, в том числе не менее 5 тыс. раненых, были просто брошены на произвол врага)

«Совершенно беззастенчивы и циничны...»

И вот после всего этого, 1 сентября 2010 г. , в очередную годовщину начала Второй мировой войны на государственном (что в данном случае весьма важно) телеканале "Культура" выступает с большой лекцией доктор исторических наук, член-корреспондент Российской Академии наук (РАН), директор Института российской истории РАН товарищ А.Н. Сахаров, и говорит он такие слова: "Было договорено о том, что Соединенные Штаты и другие страны союзные окажут большую помощь Советскому Союзу по так называемой системе ленд-лиза... Америка требовала оплаты золотом и не когда-нибудь, а уже в ходе военных действий, в ходе самой войны. В этом смысле американцы умели деньги считать и были в этом смысле совершенно беззастенчивы и циничны. Все, что было затребовано, все было оплачено, в том числе и золотом..."

Даже если бы эта беспардонная и циничная ложь была правдой, нам бы следовало поблагодарить американцев за бесценную помощь. Это огромная удача - во время разрушительной войны, когда судьба страны висела на тонком волоске, найти поставщика, который в обмен на бестолковый мягкий металл (из золота и штыка простого сделать нельзя) продаст по нормальным (а не «блокадным») ценам миллионы тонн военного имущества, продовольствия, бензина и лекарств. Да еще и сам привезет три четверти этого груза с другой стороны глобуса.

Однако ложь остается ложью ― в соответствии с условиями ленд-лиза ни рубля, ни доллара, ни цента во время войны уплачено не было. После окончания боевых действий большая часть поставленного была просто списана, как израсходованное в ходе войны имущество. На переговорах в 1948-1951 г.г. американцы выставили счет на 0,8 млрд. долларов ― менее одной десятой от совокупной стоимости поставленного добра. Советская сторона согласилась признать лишь 0,3 млрд. Впрочем, признать долг и вернуть его ― две большие разницы. Долгая, многодесятилетняя история споров и склок закончилась тем, что на сегодняшний момент оплачено (с учетом инфляции доллара) не более одного процента поставок по ленд-лизу.

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ... Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год .

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой , долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

Оплачено кровью

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то , что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в золото , платину , древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью» .

Китай платить не будет

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из и были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в , руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона , профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать «хорошей войной» , поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.

Ленд-лиз – программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьём.

Чаще всего, однако, под «ленд-лизом» понимают именно поставки оружия, не уделяя внимания остальным товарам.

Причины и условия

Американское руководство обоснованно считало, что во Второй мировой войне следует помогать тем странам, оборона которых имеет жизненно важное значение для США.

Первоначально в программу ленд-лиза вошли Китай и Британская империя, но затем к ней присоединились и другие страны, в том числе СССР.

Принятый в марте 1941 года Закон о ленд-лизе устанавливал следующие правила поставок:

  • Техника, оружие, продовольствие, материалы и другие товары, использованные или уничтоженные в ходе войны, оплате не подлежали.
  • Оставшиеся после войны товары, если они могут быть пригодны в гражданских целях, оплачивались на основе предоставленных США кредитов.
  • Если США будут заинтересованы в возвращении того или иного товара после войны, он должен быть возвращён.

Таким образом, поставки были своеобразным «подарком» союзникам на время войны, а в мирное время они превращались в товар и могли быть куплены по вполне приемлемым ценам.

Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?

Известно, что большая часть ленд-лизовских поставок пришлась на период после 1943 года, когда в войне наступил перелом. То есть в самый страшный период войны, ранний, помощь союзников была минимальна, а в более успешные годы – не так уж заметна.

Находятся те, кто спрашивает: если союзники производили большое количество оружия, почему они не присылали его больше? На самом деле причина была не в скупости «капиталистических товарищей», а в тоннаже американского и британского грузового флота – он был весьма недостаточен для массовых поставок.

Есть и другая версия, что поставки просто задерживались. И еще одна, американцы выжидали кому помогать, или СССР или Германии. В зависимости от хода войны. Чем больше потерь у сторон, тем больше вложений. У них как всегда расчет.

Мог ли Советский Союз вообще обойтись без ленд-лиза? Вроде бы, мог. Достаточно было перераспределить собственные производственные мощности. Однако для этого пришлось бы мобилизовать огромное количество рабочей силы, что означает ослабление армии. Напомним, Америка была союзником СССР.

Можно было бы и закрыть на отсутствие нужной техники глаза, но тогда армия также была бы ослаблена. Война для СССР обернулась бы ещё более затяжным конфликтом, Советская Армия все равно бы выиграла войну, возможно позже. Р. Шервуд (американский историк) цитировал Гарри Гопкинса, который не считал американскую помощь важной в победе СССР над фашизмом. Он сказал: "Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Выгода американцев

Многие политологи, да и сами политики не скрывают выгоды штатов от поставок не совсем нового и исправного оружия. Но долг свой со времен 2 Мировой войны от России они получили. Истощенный и разрушенный СССР не смог его отдать, да и всякие другие причины были, напряженное отношение например, между двумя странами. Нажились сполна.