Как выглядит шахматный слон. Правильные названия фигур в шахматах

Как выглядит шахматный слон. Правильные названия фигур в шахматах
Как выглядит шахматный слон. Правильные названия фигур в шахматах

Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.


В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клетку
Ферзь — на любое расстояние
Ладья – движется по вертикали и горизонтали
Слон — по диагонали
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статье
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.
Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Как играть новичку

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.

Описания фигур

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка

Король Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке . Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь). Ферзь (королева) Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке . Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи , от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ». Конь Ходит русской буквой «Г» - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры - конь и слон.
  • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.
  • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь 3
Слон 3
Ладья 5
Ферзь 9 [источник? ]

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона - bishop ), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге . Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур - короля и ферзя, - сходна с кукурузными початками. . Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона , увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон , заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы : блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка
Белые Символ
Код U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
HTML
Чёрные Символ
Код U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F
HTML

Примечания

Литература

Правда, в последнее время ученые, то ли где-то раскопали, то ли придумали еще одну версию появления шахматного слона на русских шахматных досках . Оказывается, что слон – это такое большое животное, которое Слоном Слоняется по лесам. Вот такие ученые, не поймешь их иногда.

Сказочная шахматная история о шахматных слонах, офицерах и шутах

Где водятся слоны? Какие из них более ленивые?

Слоны водятся в Африке и в Индии. Правда, сейчас их можно встретить в любой стране, но только в Зоопарке или Цирке. А на вопрос, какие слоны более ленивые, ответ очень простой. Африканские Слоны страшно ленивые и вредные. Их совсем невозможно заставить работать. Ходят себе по Африке и листья с баобабов объедают. Поэтому в Африке такие огромные пустыни.
Индийские же слоны, наоборот – трудяги. И они никогда не отказываются немножко поработать. Однажды, когда в Африке снимался фильм, то на съемки пригласили Индийских Слонов, так как африканские работать отказались. Стояли и смотрели, как Индийские слоны играли за Африканских. Тем бы все на солнышке греться. Такое частенько случается и на шахматной доске. Пока одни шахматные слоны работают, другие загорают и жру бананы!
Слоны у древних индусов были и помощниками дома, если было нужно перенести тяжелый груз, и средством передвижения, если индус хотел поехать в гости, и боевым другом. Слоны не могут наступить на человека, так как они очень аккуратные животные. Но если им сделать больно – хлестнуть плеткой, то слон побежит, куда его направит наездник.

За долгие столетия у шахматных слонов отвалились хобот, уши и хвост. Много в них играли, и бедняги часто падали на пол. При падении бивни и другие части откалывались, а потери не всегда восстанавливались на месте. Бивни часто исчезают и сейчас даже у настоящих слонов. Любят богатые люди, когда разные украшения и шахматные фигуры делают из слоновой кости.
Поэтому шахматные слоны перестали пастись на шахматной доске, а вместо них появились…
Вспомните ШАХскую армию . Войско было очень сильным. Пехоту поддерживала быстрая конница, управляемая смелыми джигитами, и могучая слоновница. Боевые слоны, хоть и умные животные, но все равно ими надо управлять и кормить. Поэтому на каждом слоне сидел опытный наездник, как правило, офицер. Во время сражения слоны могли встретиться друг с другом, столкнуться и от сильного удара всадник мог слететь со слона. То же могло произойти и во время долгих переходов. Монотонное покачивание усыпляло всадника, и он мог сползти с головы слона и упасть на землю. Поэтому заботливый Ферзь приказал надевать на голову Офицеров высокие остроконечные шлемы, чтобы им при падении шишек не набить. Офицер падал со слона головой вниз, зарывался шлемом в песочек и так и стоял, дрыгая ножками, пока не подходила пехота, вытаскивали его из земли и закидывала его обратно на слона.
Так часто приходилось бедным солдатам закидывать Офицеров на Слонов, что со временем у всех офицеров появилась кличка «СЛОН». «Опять этот СЛОН заснул», - говорила пехота. Значит опять трудягам-солдатам работать. Поэтому нетрудно догадаться, почему у шахматной фигуры за 2000 лет отвалились хобот, уши, бивни и хвост, зато появился острый длинный шлем. Но название СЛОН осталось, хотя, признаться и не во всех странах.

Именно название шахматного слона «говорит» о том, что игра шахматы родилась на Востоке. В России это слово – название фигуры – прижилось потому, что наши переводчики точно перевели название шахматных фигур.
По-арабски ФИЛ – слон. Но итальянцы и французы не захотели «узнать» в арабских и персидских Филах могучее животное и тем более выпустить его на шахматную доску. То ли они не услышали, то ли специально поменяли всего одну букву и вместо Фила получился Фул, то есть вместо Слона – Шут! Без шутов при дворах французских королей было бы скучновато, он всех веселил, говорил то, о чем даже боялись подумать другие.
Со временем все привыкли, что около Королевских Величеств всегда были шуты. Кстати, чаще всего шутами были умнейшие дворяне, а при дворе это была очень высокая должность.
Шуты оставили след в истории и в литературе. Шута при короле Лире прославил Шекспир. Только шут действительно любил своего короля. Он предупреждали Лира не отдавать все своим жестоким дочерям. Не послушался король своего шута…
Не менее известен шут Великого Петра I – Степан Вытащи, кстати, прекрасный шахматист. Частенько он самого Царя обыгрывал в шахматы . Еще одна должность была у шута Степана Одной шутовской зарплаты не хватало, чтобы прокормить семью, и он подрабатывал палачом.
След в истории оставил шут Балакирев. Сколько анекдотов и веселых историй, связанных с этим шутом, дошло до наших дней. Ох, и досталось же от него многим знатным Фигурам Российского Царства! Шуты были особами, особо приближенными к Монархам. Они выполняли важнейшие поручения, могли просто дать совет в шутливой форме королю, а то и грубо раскритиковать действия Их Величества. Многие придворные пользовались этим, но сначала им приходилось сходить к шуту на поклон и заручиться его поддержкой.
Шут не ходил прямо по ковровым дорожкам королевского дворца, ему большее удовольствие доставляло пересекать залы наискосок по диагонали, так же ходит и шахматный слон, по диагонали.

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Шахматы – интеллектуальный вид спорта, который развивает логику, умение быстро думать и принимать решения. В эту игру еще очень давно играли короли и аристократы. Данная статья будет посвящена теме шахмат, ее фигурам и ходах на шахматном поле битвы.

Шахматная доска

Шахматная доска состоит из 64 полей. При этом, первые два ряда заполнены вашими фигурами, а последние два ряда – фигурами противника. Цель шахмат – поставить мат противнику. Мат – это ситуация, когда передвижение вражеского короля заблокировано вашими фигурами. Прежде чем понять, как ходят разные фигуры в шахматах, нужно выучить их названия. В шахматах всего 6 фигур. Рассмотрим каждую по отдельности.

Пешка

Пешка считается наименее значимой фигурой в шахматах. Несмотря на это, в определенных ситуациях она решает намного больше, чем все другие фигуры. Все зависит от расположения фигур на шахматной доске. У каждого игрока всего по 8 пешек. Они располагаются во втором ряду, со стороны каждого противника, впереди остальных фигур.

  • Пешка ходит на одно или два поля вперед. Причем пойти пешкой сразу на два поля вперед можно только в том случае, если это ваш первый ход этой конкретной пешкой. Дальнейшее передвижение возможно только на одно поле.
  • Ходить назад – нельзя.
  • Убить вражескую фигуру пешкой можно одним полем по диагонали.

Любая фигура которой вы убили вражескую фигуру становится на то место, где стояла последняя.


Конь

Именно это фигурой начинают свой первый ход в партии многие любители шахмат. У каждого игрока по два коня. Конь ходит по “г-образному принципу” в любом направлении. Например, на два поля вперед и на одно влево или вправо. Точно таким образом конь может ходить в любом направлении и перепрыгивать через другие фигуры. Соответственно, убийство вражеской фигуры происходит там, куда пошел конь.


Слон

Слон ходит по диагонали. Причем его ходы ограничены тем цветом поля, на котором он стоит. Так как у каждого противника по два слона (один стоит на белом поле, второй – на черном), существует возможность ходить по диагонали как черного, так и белого цвета. Если путь свободен и на пути у фигуры нет вражеской, можно сделать ход через столько полей, сколько понадобится. Таким образом, если расстановка фигур во время игры позволяет, можно пойти слоном из одной части доски в другую, строго по диагонали.


Ладья

  • Опять-таки, у каждого игрока по две ладьи.
  • Ладья ходит по прямым линиям, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
  • Как и в случае слона, если ситуация позволяет, можно ходить из одной стороны доски в другую.
  • В отличие от коня, ладья не может перепрыгивать через фигуры.


Ферзь

Ферзь считается самой сильной фигурой в шахматах. Очень часто потеря ферзя приводит к поражению.

  • У каждого игрока по одному ферзю.
  • Направление ходов этой фигуры совмещает в себе направления ходов ладьи и слона, что дает ему огромное преимущество по сравнению с другими фигурами.
  • Ферзя неофициально называют королевой. Так оно и есть, ферзь – королева шахматного поля.


Король

Вся суть игры сводится именно к этой фигуре. Цель каждого игрока – заблокировать передвижение вражескому королю и защитить своего. Именно для балансировки игры ранние создатели шахмат решили ограничить передвижение короля. Он может ходить всего-лишь на одно поле, в любом направлении.


Дополнительные возможности шахмат

Шахматы интересны еще и тем, что имеют невероятно огромный спектр действий и комбинаций, которые можно использовать для своего приближения к победе. Ниже приведен список этих дополнительных действий:

Рокировка

Суть рокировки в изменении расположения ладьи и короля. Существует два вида рокировки – длинная и короткая. Длинная рокировка возможна если между ладьей и королем три свободных поля. Чтобы сделать длинную рокировку необходимо ладью перенести на три поля в направлении короля, а короля на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья. Короткая рокировка – почти тоже самое. Ладья перемещается на два поля, в направлении короля, а король на два поля в том направлении, где недавно стояла ладья.

Возможность поменять пешку на любую фигуру

Правила шахмат включают в себя такую полезную вещь, как замена пешки любой другой потерянной фигурой. Это происходит тогда, когда ваша пешка доходит до самого последнего ряда противника, т.е. в противоположный конец доски. Достигнув этой точки, вы можете заменить эту пешку на коня, слона, ладью или ферзя (если, конечно, вы их потеряли во время игры). Если есть выбор между этими фигурами, в основном выбирают ферзя. И это понятно.


Шахматы – очень развивающая игра. Она помогает поддерживать интеллектуальную форму. Для ребенка этот вид спорта особенно полезен. Если же у вас не получилось нормально сыграть в шахматы – не отчаивайтесь. Каспаров не всегда так играл.

Многие ученые предполагают, что игра в шахматы вызывает положительное движения в головном мозге, способствует выделению гормона радости и балансируют психологическое состояние. Можно сделать вывод – у шахмат нет отрицательных сторон. Как в других видах спорта, получить перелом просто невозможно. Подумайте, может быть в свободное время стоит занять его именно шахматами? Тем более, найти противника не проблема – интернет дает такую возможность.

На шахматной доске всего 64 клетки, но на них могут проходить настоящие шахматные баталии. Одна половина клеток чёрная, вторая белая — 32 былых и 32 чёрных. По шахматным правилам, клетка называется полем .

Черные и белые — это условные цвета. На фото, часть фигур и доска изготовлены с использованием малахита. Тем не менее, зелёные фигуры и поля, условно являются чёрными

Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.

С левой стороны доска установлена правильно, с правой — неправильно

С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты:)).

Именование шахматных полей (клеток)

Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.

У каждого шахматного поля есть свой уникальный адрес. Крайне желательно, чтобы вы зрительно запомнили, где какое поле находится. В дальней это пригодится при изучении записи шахматных ходов. Обратите внимание, что поля d4,e4,d5,e5 образуют так называемый центр доски. Именно за цент ведется борьба в начале шахматной партии (дебюте).

Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.

Названия и обозначения шахматных фигур

В арсенале противников 6 видов фигур:

  • Пешка — солдат его величества.
  • Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
  • Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
  • Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
  • Ферзь — 9 пешек;
  • Король — бесценен, так как без него игра невозможна.

Слева на право: король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка

Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.

Фигура Внешний вид Русское сокращение Английское сокращение
Король ♔ или ♚ Кр K (king)
Ферзь ♕ или ♛ Ф Q (queen)
Ладья ♖ или ♜ Л R (rook)
Слон ♗ или ♝ С B (bishop)
Конь ♘ или ♞ К N (kNight)
Пешка ♙ или ♟ п или ничего p (pawn) или ничего

При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.

Расстановка шахматных фигур

Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.

rnbqkbnr/pppppppp/8/8/8/8/PPPPPPPP/RNBQKBNR w KQkq - 0 1

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей .

Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.


В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.