Как поминаются усопшие на Троицкую родительскую субботу: православная традиция

 Как поминаются усопшие на Троицкую родительскую субботу: православная традиция
Как поминаются усопшие на Троицкую родительскую субботу: православная традиция

Некоторые «внешние» обряды, очищенные от магической подоплёки, были освящены новым христианским смыслом. Ради сохранения преемственности народной культуры они включены как обрамление даже в канву православных богослужений. Такова, например, традиция украшения храмов в день Святой Троицы ветвями берёз. Разберёмся с тем, что сопутствует праздникам начала лета со времён крещения Руси, а что привнесено в них из древнейших эпох славянской культуры.

Какое событие празднуют христиане в день Святой Троицы

Троицын день , согласно церковному календарю именуемый также Пятидесятницей, так как празднуется на 50-й день после Пасхи, по своей сути является днём рождения Христианской Церкви. Согласно книге Деяний Апостольских, в этот день произошло явление Святого Духа, Утешителя, обещанное вознесшимся в сороковой день по Своем воскресении на небеса Спасителем. Растерянным, испуганным после казни Распятого ученикам и точно требовалось утешение, укрепление духовных сил.

Получив особую благодать, каждый стал ревностным и бесстрашным проповедником Христовой веры. Первая же проповедь апостола Петра, которую он произнёс, выйдя из сионской горницы тотчас после чудесного события Пятидесятницы, присоединила к небольшой, не насчитывавшей и трёх сотен учеников Христа общине сразу до трёх тысяч человек.

Ветхозаветные пророки служили провозвестниками воли Бога-Отца, удалённого от человечества не расстоянием, а Своей нетварной природой. Апостолы и спутники Христа воочию видели воплотившегося Бога-Сына, воспринявшего всю полноту человеческой природы, кроме повредившего её греха.

В день Пятидесятницы в виде огненных языков снизошёл на малую общину в Иерусалиме Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы. Так совершилась полнота Божественного явления миру. Именно поэтому изначально празднуемое сошествие Святого Духа стали позже именовать Днём Святой Троицы.

Единство Церкви – догматическое понятие, напрямую относящееся к Троицкой Вселенской родительской субботе

Общецерковное празднование Пятидесятницы установлено с древнейших апостольских времён. Именно с сошествием Святого Духа – первым небесным «помазанием на служение», апостолы обрели благодать совершения церковных Таинств. Эта особая благодать передавалась от апостолов через рукоположение – по-гречески «хиротонию», епископам Церкви, а от епископов сообщалась иереям, священникам, «батюшкам».

Преемственность рукоположений не прерывается на протяжении веков, свидетельствуя о происхождении Церкви от Самого Христа, о её неразрывном единстве. Каждый оглашенный (подготовленный предварительными «огласительными» беседами об истинах веры) получает благодать Святого Духа, присоединяясь к Церкви в Таинстве Крещения. Иногда, по имеющимся свидетельствам «простых сердцем» людей, это происходит видимым образом, как схождение огненного языка на новокрещаемого.

Народное выражение «одним миром мазаны» относится к Таинству Миропомазания, совершаемому в Православии сразу вслед за Таинством Крещения. У римо-католиков это так называемая «конфирмация», она, как и первое Причастие крещаемых младенцев, отдаляется до совершеннолетия. Церковное миро для таинства готовится особым образом и освящается Патриархом в Великий Четверг.

Примечательно, что в каждый алавастр (высокий сосуд, имеющий узкое горло) с приготовленным миром переносится капля из освященного прошлым годом сосуда, и так продолжается с самых апостольских времён. То есть каждый, помазанный освященным миром после крещения человек, помазывается тем же веществом, что и во времена апостольские. Так видимым образом выражается единство Церкви «на молекулярном уровне».

Троицкая Вселенской родительская суббота в Православной Церкви

Успение человека, разлучение души от тела не означает для христиан прекращение жизни, в том числе молитвенно-литургической, единожды данной в благодати Крещения и Миропомазания. Эта вера выражается в краткой формуле: «У Бога все живы!».

Богослужение в Троицкую субботу

Богослужение Вселенской родительской субботы в канун праздника Пятидесятницы знаменует собой единение живых и отошедших ко Господу членов Церкви, её полноту, которая будет явлена при ожидаемом в конце времён всеобщем воскресении. Традиция Церкви праздновать память мучеников, претерпевших страдания и смерть за исповедание веры, постепенно перешла в поминовение «всех верных, от века скончавшихся».

Прославленным Церковью святым посвящены церковные молебные службы. Троицкая же родительская суббота, как и иные Вселенские дни поминовения усопших, имеет особый чин служения Вселенской панихиды о всех от века скончавшихся православных христианах.

Накануне в пятницу священник читает семнадцатую кафизму Псалтири с поминовением всех «заупокойных синодиков», а также многочисленных поданных прихожанами записок о упокоении.

Особое значение Троицкой Вселенской родительской субботы состоит в том, что на панихиде поминаются все усопшие христиане, независимо от того, какова была причина их смерти. Ещё в относительно недавнее время в дореволюционной России противоестественной считалась не только насильственная кончина, самоубийство или смерть от неумеренного употребления спиртного (о наркотиках тогда мало кто слышал).

Молясь словами: «Да не похитит меня наглая смерть, неготового!» – христиане выражали надежду о мирном и непостыдном отшествии в иной мир после совершения Таинства Исповеди (Покаяния) и Причастия. Сугубую помощь в этом искали, молясь святой великомученице Варваре. Смерть близкого родственника без покаяния была в то время большой редкостью и сильным потрясением для живых. Достаточно упомянуть известнейший случай, когда после таковой кончины своего мужа Андрея Феодоровича блаженная Ксения приняла на себя сорокапятилетний подвиг юродства, нарочито называя себя при этом именем скончавшегося супруга.

Поминовение усопших в Троицкую субботу

В Троицкую субботу Церковь изначально поминала тех, кто умер не «от единой старости», а скончался в дороге, будучи безвестным для окружающих странником, утонул (часто личность утопших не могла быть опознана), замёрз в сильный мороз, а равно и самоубийц. К числу последних Церковь в наше время относит умерших от употребления наркотиков, неумеренного количества алкоголя. Мы не знаем наверняка, насколько достойно, в согласии с заповедями, прожил земную жизнь тот или иной человек.

Часто в храмах чрезмерно ревностные и строгие служители, принимая записки с перечислением имён, придирчиво интересуются, посещал ли упомянутый в списке человек храм, как часто исповедовался. В Троицкую родительскую субботу уместным, согласно церковному уставу, будет только один вопрос: крещен ли умерший (за некрёщеных разрешается исключительно домашняя молитва мученику Уару).

Придти в храм и заказать поминовение по всем усопшим родственникам в этот день (накануне вечернего богослужения в пятницу) – великое благодеяние, так как именно в Троицкую субботу молитва за всех без исключения православных христиан благословлена согласно церковному уставу.

Троицкая родительская суббота в ряду особых дней поминовения, установленных Церковью. Есть и иные особые дни, посвящённые памяти усопших. Таковы, например, Вселенские родительские субботы Великого Поста (со 2-й по 4-ю недели) с сугубым молением, сопровождаемым чтением 17-й кафизмы. Установлены они по той причине, что в предшествующие будние дни не совершается заупокойного поминовения на Литургии.

Вселенская панихида «Пасхи мертвых» - Радоницы , приходится не на канун субботы, а на канун вторника по окончании Пасхальной седмицы. Кстати, именно в Радоницу, а не в Троицкую родительскую субботу принято приводить в порядок после зимы могилы близких родственников.

От Покрова же до Пасхи кладбище посещают лишь для захоронения умерших, не тревожа могил ранее погребенных. Осенью пред днём памяти великомученика Димитрия Солунского, славянина родом, издавна почитавшегося небесным покровителем русского воинства, совершается служба

«Троицкие родители» почитались во многих местах нашего Отечества главным днём, посвященным памяти умерших. Старообрядцы Забайкалья служили в этот день по домам особую «всенощную». Принято было, по образцу предшествовавшего Великому Посту Прощённого Воскресенья, испрашивать прощения, но не у всех, а только у самых старых и самых маленьких членов семьи. Тогда же жители Забайкалья «делали чертежи», ошкуривая в лесу деревья по границам будущей пашни. Считалось, что отмеченный участок будет находиться под особой защитой усопших предков.

В Полесье праздник «Деды» справляли два дня, пятницу посвящали Деду-Семику с готовкой постного ужина, а субботу – Бабе-Семичихе, со скоромной обильной трапезой. Заплетённые ветвями в огромные «венки» несколько берёз девушки обходили хороводом, касаясь веток покрытыми платками ладонями. При этом одна, ряженая Дедом, обходила круг с крестом, а другая, снаряжённая Бабой – с серьгой.

Соединённые с церковно празднуемой Троицкой Вселенской родительской субботой добрые, хотя и суеверные традиции славянского летнего Семика незаслуженно уступают близким по смыслу, но не по духу осенним празднованиям «Дня Всех Святых» и Хеллоуина. Именно первые два дня ноября считаются на Западе главными праздниками поминовения усопших. Благочестивая традиция воспоминания «всех верных», положенная монахами-бенедиктинцами в 996 году и повсеместно распространённая среди римо-католиков с XIII века, была воспринята и западными славянами. Однако, будучи «творчески переработанной», главным образом в Новом Свете, в оккультный праздник Хеллоуина, эта традиция содержательно и внешне всё более совпадала с весенним шабашем ведьм на Лысой горе, относящимся к кануну 1 мая.

Поддерживать ли пришедшую в Россию из-за океана моду на некрофильский сатанизм, свойственный Хеллоуину, или возрождать церковные и народные традиции Троицкой родительской субботы, воспринятые христианским праздником и параллельно существующие обрядовые установления славянского Семика – решать только нам. Есть мнение, что домашнее, будь то выращенные в поле и огороде продукты или хранимые народом на протяжении веков крупицы отечественной культуры, всегда полезнее, чем привозное.

Тро́ицкая суббота - день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой . Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие . Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc . «Парастаc» , с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма . В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Несколько раз в год в православии принято вспоминать об усопших, молиться о них и посещать их могилы. Такие дни называют Родительские субботы. В субботу перед Днем Святой Троицы наступает Троицкая Родительская Суббота - день, когда каждый православный христианин поминает усопших родственников и близких людей. Но почему именно суббота? Как проводят этот день, какие традиции и обычаи принято соблюдать? И сколько раз в год отмечают Родительскую субботу? Именно на эти вопросы нам предстоит ответить в этой статье.

Значение и смысл Родительской субботы

Если эта суббота предназначена для вспоминания об умерших в целом, то почему её назвали родительской? Ведь, к сожалению, среди усопших бывают не только родители. По поводу этого есть несколько версий:

Потому как любой человек поминает в первую очередь своих близких – родителей;
Родительские дни считаются субботами, так как во все седмицы года умерших преимущественно поминают именно в субботы.
Согласно мнению многих православных священников первые о ком мы должны вспомнить в этот день - это усопшие родители. Так как именно они дали нам жизнь и воспитали. Поэтому первая молитва, согласно мнению священников должна быть именно об усопших родителях.

Сколько Родительских суббот в году.

Существует три наиболее известных родительский суббот - Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская. Всего же в календаре их семь - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота), Суббота 2-й седмицы Великого поста, Суббота 3-й седмицы Великого поста, Суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, 9 мая - Поминовение усопших воинов, Суббота Троицкая. при этом стоит отметить, что лишь одна из них фиксированная дата - 9 мая, все остальные переходящие.

Троицкая родительская суббота. Судя по названию можно догадаться, что она предшествует празднику Троица. Помимо усопших, в этот день вспоминают и размышляют о Страшном суде и о Великом посте. Издревле это был самым большим и почитаемым поминальным днем на Руси.

Мясопустная суббота проводится в субботу перед Неделей о Страшном Суде либо перед Неделей мясопустной. Такая суббота названа так потому, что она находится в мясопустной седмице. Что делают во время мясопустной субботы? Посещают храм, идут на кладбище, читают молитвы. Стоит помнить, что значение родительской мясопустной субботы намного шире, чем обычное поминовение усопших родственников. Можно поминать всех умерших, даже не являющихся родственниками.

Дмитриевская суббота имеет многовековую историю. Такой день поминовения был установлен давно по почину князя Донского. В день Дмитриевской субботы, как и в иные дни, христиане проводят молитвы об упокоении душ умерших, в особенности родителей. Однако Дмитриевская суббота в себе несет особый смысл. Она напоминает о погибших, а также пострадавших за Православие. В такой день славяне парились долго в бане, после оставляли свежий веник и чистую воду покойникам, чтобы те могли помыться. После трапезы в пятницу на стол стелили чистую скатерть, а также оставляли для предков пищу.

Троицкая суббота отмечается, как мы уже упоминали, за день до празднования Троицы (Пятидесятницы) и считается в православной церкви Вселенской родительской субботой.

По традициям и обрядам этот день не отличается от остальных Родительских суббот. Люди на Троицкую субботу посещали кладбища, устраивали трапезы, молились за усопших. при этом очень важно настроиться на серьезный лад этого дня, и отложить всю работу, которая вас отвлекает от молитвы и раздумий.

Согласно мнению многих православных священников, Троицкая Суббота - это прежде всего символ того, что ветхозаветная церковь ушла в небытие, а на смену ей пришла новозаветная. Поэтому принято также вспоминать и всех усопших христиан.

Традиции на Троицкую субботу

Во всех храмах на Троицкую субботу служатся заупокойные литургии и панихиды. На литургии можно заказать поминовение усопших. После церковной службы верующие шли на кладбища, где совершали ритуальные трапезы, поминали умерших родственников и украшали их могилы зеленью.

В день Вселенской Троицкой родительской субботы,проходит день поминовения усопших. Православная церковь про­водит всеобщие заупокойные богослужения, молясь за всех ранее почивших христиан, независимо от родства. Это обозначение и все­общей любви, не различаю­щей мир на своих и чужих: «Память свершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии нашей». Название «родительская», вероятнее всего, произошло от традиции называть усопших «родителями», отошедшими к отцам. А возможно и потому, что в первую очередь поминали своих родителей, а затем всех христиан.

Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Важно, чтобы в этот день ничто не отвлекало нас от молитвы об усопших. Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще - почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим.

Одной из древнейших традиций в этот день - помогать бедным и нуждающимся. Кроме того, в эту субботу пытались вспомнить тех, кого могли обидеть и просили прощения, а также прощали своих обидчиков.

Так как многие народные праздники всегда были тесно связаны с языческими, то и некоторые традиции не связаны с православными обычаями. Например, раньше было принято украшать зелеными растениями и ветвями березы могилы усопших родственников. Скорее всего, эта традиция пришла от народного праздника Духов день.

Молитва об усопших в Троицкую Субботу

"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное".

В молитве необходимо упомянуть имена всех ваших усопших родственников. Чтобы никого не забыть, лучше это делать по специальной книжечке помяннику. В помянник записываются имена усопших сродников. В православию верующие люди обычно ведут семейные помянники, по которым и в молитве дома, и во время церковного богослужения поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


Троицкая суббота – это суббота перед Днем Святой Троицы, который является временем поминовения усопших. Давайте разберемся, что можно делать в родительскую субботу, а что нельзя.

На какое число приходится Троицкая родительская суббота в 2018 году

На Руси издавна существует несколько родительских суббот – особых поминальных дней – Мясопустная родительская суббота, суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, поминовение усопших воинов, Троицкая родительская суббота и Димитриевская родительская суббота. Но только две из них считаются Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан – это Мясопустная родительская суббота и Троицкая родительская суббота. Первая бывает накануне мясопустной недели – семидневки перед Великим постом. А вторая – накануне праздника Пресвятой Троицы, который также называется Пятидесятницей. В 2018 году на 27 мая, а, соответственно, Троицкая родительская суббота выпадает на 26 мая.

Читайте также:

Троицкая родительская суббота 26 мая 2018 года: что нужно делать

Конечно, в этот день принято поминать родителей, но не только их. В троицкую субботу поминают и тех, кто не связан с человеком никакими родственными узами. Священнослужители говорят, что назначение родительских суббот – объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов — и ее святых, и живущих ныне, и умерших.

В троицкую родительскую субботу нужно сходить в храм. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Кроме того, в поминальную субботу после утреннего похода в храм принято посещать могилы ушедших родственников и друзей. В этот день могилы украшают цветами и зеленью и устраивают ритуальные трапезы.

Родительская суббота перед Троицей в 2018 году: что нельзя делать

Если в троицкую родительскую субботу человек не смог попасть в храм, то не возбраняется прочесть молитву об усопших и дома. Некоторые считают, что именно в Троицкую родительскую субботу можно подавать в церкви записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещеными. Но это заблуждение – этого делать нельзя, поскольку Церковь не молится о некрещеных и самоубийцах.

Читайте также:

Можно ли работать Троицкую родительскую субботу, убираться или мыть посуду

Существует поверье, что в родительскую субботу перед нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть грязную посуду. Это мнение очень удобно для ленивых хозяек. А вот Церковь придерживается иного мнения. Священнослужители говорят, что ограничения в работе существуют прежде всего для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма. Начинать родительскую субботу надо с похода в храм и молитвы об усопших, а, вернувшись из церкви домой, можно и уборкой заняться и посуду помыть.

Троицкая суббота - день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.