Падает снег, каждая снежинка на своем месте. Из истории погибших деревень

Падает снег, каждая снежинка на своем месте. Из истории погибших деревень
Падает снег, каждая снежинка на своем месте. Из истории погибших деревень

Всероссийский конкурс «Отечество»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОКРИВЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Руководитель работы:

, учитель истории высшей категории

МОУ «Старокривецкая средняя общеобразовательная школа»

село Старый Кривец

Брянская область

2009 год

Введение …………………………………………………………………....................

История и развитие села Святск ……………………………………………………

Святск – жертва аварии на Чернобыльской АЭС ………………………………….

Заключение …………………………………………………………………….........

Вместо послесловия ………………………………………………………………...

Список литературы …………………………………………………………………

Приложения ………………………………………………………………………...

Введение

Память… Мне кажется, это не просто свойство человеческого сознания, его уникальная способность сохранять следы минувшего. Память – это связующая нить между поколениями и цивилизациями, народами и культурами. Она никогда не бывает нейтральной и пассивной. Память учит, призывает, убеждает, предупреждает, дает силы для новых свершений и внушает веру. Исследовательская работа «О жизни той, что бушевала здесь» посвящена памяти одного из многочисленных «исчезнувших памятников России», села Святск. Я не впервые обращаюсь к актуальной проблеме умирающих деревень, в 2008 году участвовал во Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Работа «Поставьте памятник деревне» посвящалась исчезнувшим деревенькам, располагавшимся по соседству с моим родным селом Старый Кривец, она заняла третье место и была напечатана в нескольких брянских газетах.

Цель, которую я ставил перед собой, занимаясь новым исследованием, – сохранение исторической памяти об уникальном старообрядческом селе Святск. Моей задачей стало привлечение внимания сверстников к истории и культуре деревень России, их самобытности и неповторимости. В процессе работы я беседовал с уроженцами села Святск, проживающими в настоящее время в Новозыбкове и Старом Кривце, записывал их воспоминания, знакомился с фотографиями из семейных архивов. Изучил экспозицию Новозыбковского краеведческого музея, посвященную дважды герою Советского Союза Давиду Абрамовичу Драгунскому, посетил музей старообрядчества в Ветке (Беларусь). Мне удалось подержать в руках старинные старообрядческие фолианты и монографии столичных ученых. Я читал газеты конца 80-х-начала-90-х годов прошлого века, искал информацию о Святске в глобальной сети. А еще я побывал в селе, которого больше нет, и кожей почувствовал ужас, охватывающий человека, оказавшегося в месте, где «воздух безысходностью горчит, с вселенской пустотой срослись деревья, и страшно среди бела дня молчит бездомная, бездетная деревня». Помощником, консультантом и идейным вдохновителем работы стал мой учитель, уроженец Святска, талантливый рассказчик и историк по призванию. Он не просто рассказал мне о родном селе и поделился материалами из семейного архива. Он вдохнул в историю жизнь, сделал так, чтобы память ожила. Впрочем, всем известно, что память и не может умереть…

История и развитие села Святск

Святск – старинное село, ему более трех веков. Далекие предки коренных жителей Святска в свое время сильно разошлись во взглядах с патриархом Никоном – остались в старой вере, чем навлекли на себя царский гнев. Спасаясь от гонений и притеснений, они ушли из центра на окраины Московского государства, в глухие труднодоступные места. На протяжении веков брянские земли служили одним из главных прибежищ для всякого беглого люда. Дремучие бескрайние леса за Стародубом прятали надежно, к некоторым скитам-поселениям несведущий человек вообще не смог бы подобраться, поскольку они располагались на островах среди огромных болот-зыбунов. Жизнь первых поселенцев была нелегка, полна испытаний и тягот, но здесь они обретали долгожданную свободу. Как утверждают летописи Киево-Печерской Лавры, слобода Свяцкая была заселена в 1712 году. Обычно при первоначальном заселении жителям давались «осадные листы» или «осадные письма». В «листах» документально закреплялись условия расселения и отношения между поселенцами. Святск получил свой «осадный лист» несколько позже фактического заселения. Произошло это «року 1713 месяца июня 18 дня» по разрешению архимандрита Афанасия Миславского. Именно эта дата и считается официальным днем рождения Святска.

Откуда же появились на земле Киево-Печерской лавры первые жители Святска? На этот счет существует несколько версий. Принято считать, что старообрядцы, называемые в летописи не раскольниками, а просто «слобожанами» или «вновь оседаючими людьми», пришли на Стародубье из местечка Халча (ныне Хальч – село Ветковского района Гомельской области), располагавшегося в то время на территории великого княжества Литовского. Подтверждение находим у в «Описании старой Малороссии»:

«Всем обще и кождому зособна... сим нашим объявляем писанием, иж приездил к нам в обитель Святопечерскую Иоаким Иванович осадчий з товариством своим, людмы человеков килка, бывшими жителми местечка Халча, держави вел. князства литовского, просячи нас, абысмо позволили им, изшедшим из Халча, ради великих своих кривд и бед незносних, осести слободою на кгрунте нашом власном обытели Святопечерской гулящом, прозиваемом Святское, в полку Стародубовском, за миль три от маетности нашой же Бобович будучом. И просили нас, абысмо позволили им, яко вновь оседаючим людям, ради розводу господарства и строения домов своих, слободы на лет шесть; а по доконченю тых шести лет, обещалися быти верними и вечними подданними нашими обытели Святопечерской, не изходячи нигде оттуду и никому з подданных наших в околичности там зостаючих, не чинити нияковой перешкоды в кгрунтах их, доволствуючи единим полем, которого мы на прошение их, повелимо городничому тамошнему, отвести им на милю едину и отмежовати от окрест живущих, ради спокойного их жития. И обещалися они же по доконченю тых шести лет, поклону нам дати до обытели Святопечерской, денег золотих сто доброй монеты, пуд меду и лисицу. В прочие же годы по доконченю слободы, всякую повинность подданскую до обители Святопечерской отбувати денгами или работизною, ведлуг своих пожитков, з кгрунтов наших, яко же и иннии слобожане на кгрунте нашом печерском. Во уверение же собственное, далисмо им сие наше писание, при печати монастырской и с подписом руки власной».

Первые жители Святска также могли быть выходцами из Владимирского уезда. Документальных подтверждений этой гипотезы нет, она связана с традицией иконописи, сохраненной переселенцами. Местная ветковско-стародубская манера письма явно впитала в себя лучшие традиции Владимирской школы иконописи.

Название свое слобода Свяцкая, по одной из версий, получила из-за почитавшегося святым родника-криницы. Если верить легенде, то в давние времена священник, освящая этот родник, неловко взмахнул рукавом рясы и уронил в воду свой серебряный крест. С той поры люди начали называть эту воду святой, от криницы к селу и перешло название Святск.

Как и большинство старообрядческих поселений, Святск динамично развивался. По описанию 1781 года, в слободе Святской имелось в наличии:

«купцов и мещан «ведения конторы описных в Малой России слобод», 61 дворов, 80 хат, и крестьян Киевопечерской лавры, 13 дворов, 20 хат... Упражнение обывателей в хлебопашестве только для своего пропитания; упражняются же в торгах, перепродывая в Стародубе и слоб. Зыбкой, покупаемую в околичных селах пеньку и соль; нанимаются при том у клинцовских и зыбковских обывателей, под своз в Варшаву мыла и сами покупая оное, продают в городах полской области, Варшаве и Вильне; сверх того, делают многие из сих обывателей, конопляное масло и продают его в г. г. Киеве, Ромне и других малороссийских местечках. Сии обыватели в рассуждении, что слобода оная осажена на землях, принадлежащих Киевопечерской лавре, платят оной в год по 47 рублей...

С конца XVIII века Святская слобода входит в состав Суражского уезда, получает статус посада (соответственно название меняется со "Святская" на "Святский") и становится одним из значительных центров старообрядчества. Посад в дореволюционной России - это небольшой торгово-ремесленный городок. В Стародубье статус посада был присвоен 13 слободам, в том числе Зыбкой и Святской. В начале XX века Святск являлся одним из крупнейших поселений Суражского уезда Черниговской губернии, здесь проживало около 4000 человек. В селе было пять церквей, синагога, семь крупорушек, три кирпичных завода, шесть кожевенных фабрик, среди которых выделялась кожевня Тюрюкова с годовым производством товара на 16 тысяч рублей, двадцать девять торговых лавок. А еще мельницы, хлебопекарня , маслосырзавод… Популярным родом занятий среди коренных святцев являлась коммерция. Деятельность купцов-предпринимателей была успешной. С 1824 по 1852 год общий капитал в посаде Святск вырос с 8 000 до 19 000 рублей. Среди жителей села было четыре купца первой гильдии. В Святске проживал мастеровой люд, процветали всевозможные ремесла и промыслы. Фамилии жителей говорили сами за себя: Кожемякины, Сапожниковы, Кузнецовы, Мельниковы, Бараночниковы. Последние и впрямь были знаменитыми на всю округу пекарями, а их баранки покупали не только в окрестных селах, но и Новозыбкове. В Святске было налажено шорное, колесное, бондарное и сапожное производство, развивалось садоводство, пчеловодство
, рыболовство. Небольшое число жителей села (около 19%) принадлежало к сословию государственных крестьян. Некоторые святцы занимались отхожими промыслами, на рабочий сезон они уезжали в большие города или соседнюю Белоруссию, где арендовали участки земли под огороды.

Стояло село на взгорке, будто люди здесь храм для своей души ставили. С какой стороны не взгляни на село, оно всегда являлось, как диво. Чувством прекрасного Бог основателей Святска не обидел. Сама планировка слободы была необычна для здешних мест. Все соседние села выстроены по принципу звездообразного многорядья, у Святска же дома были выверены строго по «красной» линии в ряд улиц, являя тем самым особенность городского поселения . Две главные продольные улицы были связаны друг с другом поперечными пролетами, образуя правильные квадраты с Красной площадью в центре села. Каждая улица Святска продувалась со всех сторон ветрами, поэтому воздух в селе был особый: чистый и свежий. По воздуху жители умели предсказывать погоду. Потянуло по селу запахом березовой листвы – ветер с востока, это к хорошей погоде. С ароматом белорусских сосняков приходило в Святск с запада предчувствие близких дождей. А когда по Святску разносился аромат свежего сена, все знали, что вскоре с северных лугов придет прохлада.

Необычна была и архитектура села. Дома и массивные хозяйственные постройки были выстроены по образцу городских купеческих и мещанских подворий и обязательно обносились забором. Все без исключения дома имели ставни, которые закрывали на ночь. Днем же ставни служили украшением дома, поскольку излюбленным элементом декора в Святске служила пропильная резьба. Резные ставни, замысловатые по форме и художественному замыслу наличники украшали фасады святских домов. Порой резьбой была покрыта вся поверхность уличной стороны дома снизу доверху. Глаза – зеркало души. Окна – это глаза домов. Святские дома смотрели на Божий мир просветленно-радостными, широко распахнутыми, наполненными счастьем глазами. Сегодня на уцелевших святских домах практически не осталось ставней и наличников, они взирают на мир пустыми глазницами (см. Приложение 1).

По воскресным дням в Святске шумели базары. Одних только ярмарок здесь собиралось до десяти в году. Все они были приурочены к церковным праздникам: Филипповская, Петровская, Успенская, Михайловская… Последняя была главной в Святске. Проводилась она 8 ноября . С раннего утра на ярмарку начинал стекаться народ. Люди ехали сюда в своих лучших нарядах: на других посмотреть и себя показать. Белорусы везли гусей в больших плетеных корзинах, вышитые рушники, разноголосые гармони. Из украинских сел ехали на огромных возах: везли бочонки с медом, горы мешков с пшеницей. Мастера из небольшого села Синий Колодец привозили звонкие, как песни, горшки, кувшины, миски, детские свистульки из синей и красной глины. Все, чем была богата округа, можно было увидеть на ярмарке. Съезжались в этот день в посад и многочисленные скупщики скота. К концу дня табунами гнали они коров и лошадей в сторону Новозыбкова, Гомеля , Стародуба. С полудня ярмарка шла на убыль. Народ, усталый, но довольный и слегка опьяневший после магарыча, которым скреплялась любая, даже самая незначительная торговая сделка, разъезжался и расходился по домам. Постепенно стихал людской гомон, пустела ярмарочная площадь в центре села, и становилось грустно, что разноцветный праздник так быстро закончился.

Вместе с верой беглые старообрядцы принесли на свою новую родину высокую культуру. Здешние староверы сохранили традиции создания древних рукописных книг и изготовления церковной утвари. Святск стал одним из центров иконописи: на основе владимирских традиций сформировалась ветковско-стародубская школа, которая впитала в себя разнообразие художественных приемов московских, поволжских, новгородских, белорусских и украинских мастеров. Святские «богомазы» умело вкрапляли в икону «реалии»: элементы интерьера, декора, костюма; уделяли большое внимание душевному состоянию персонажей. Местные мастера сумели сохранить и развить особую технику изготовления икон-складней: металлопластику. Официально Синод русской православной церкви в 1723 году запретил использование и производство металлических икон. На практике указ, как это часто бывает в России, исполнен не был. Напротив, он способствовал росту популярности медных икон среди простого народа, в особенности старообрядцев. Они почитали медные иконы как «вечные», т. к. любая из них могла стать матрицей для отливки многочисленных копий, и «верные», поскольку каждая новая икона, отлитая с матрицы, была точной копией старинной, «дедовской». Старообрядческие дома в Святске напоминали маленькие музеи, в каждом доме была своя неповторимая экспозиция старинных икон. Их передавали по наследству, оберегали, поновляли, они были хранителями домашнего очага. К иконам относились с особым почтением, почти благоговением. Коренные святцы были уверены, что иконы должны служить людям. Мой учитель рассказывал, что после смерти отца, мать велела всем (уже взрослым) детям выбрать себе по иконе в память о нем, себе (готовясь к переезду) оставила лишь самые дорогие сердцу, «намоленные», а остальные приказала отдать в музей старообрядчества в Ветку. «Вешать их на стены в своем доме ты не станешь», - сказала старая женщина сыну. «Незачем святым ликам в шкафах пылиться. Продать святыни не позволю. Попытаешься – прокляну!» (см. Приложение 2). Впрочем, не материнское проклятие останавливало людей, не позволяло взять грех на душу. Сам образ жизни селян нес на себе печать старообрядчества как высокой духовной культуры. Кто бы ни побывал в Святске, а приезжали сюда и историки, и этнографы, и лингвисты, все отмечали редкостную уважительность, царившую между людьми, и строгое следование нравственным заветам предков. Своеобразие и «ветхозаветность» села ощущалась в еде, одежде, манере двигаться и говорить. До наших дней сохранился особый похоронный обряд, согласно которому старообрядцев клали в гроб в белых одеждах: мужчин в рубахах навыпуск, подвязанных поясом и холщовых штанах, женщин – в белом саване. Никакого белья, платьев, пиджаков, галстуков. Язык жителей Святска тоже был особым - не «хохлацким», как во всех окружающих деревнях, а очень грамотным, можно сказать, литературно-русским. В Святске действовали две школы: церковно-приходская и земская. Был свой любительский театр.

Духовным стержнем села всегда была вера. Не исступленная религиозность, а именно вера, просветляющая и укрепляющая душу человека. В Святске по соседству, без взаимных обид и всяких бед уживались древлеправославная церковь и храм старообрядцев-белокриничников, молельный дом беспоповцев и еврейская синагога. Вот такая свобода совести и вероисповедания в одном, отдельно взятом селе!

На рубеже XIX-XX веков в Святске проживало четыре общины различных конфессий: беспоповцы, беглопоповцы, белокриничники и иудеи. Наиболее многочисленным было белокриницкое сообщество, оно насчитывало 927 человек мужского и 973 человека женского пола. Второй по численности была община беглопоповцев (в наши дни – представители Русской Древлеправославной церкви) – 1585 жителей, в том числе 775 мужчин и 810 женщин. Еврейская диаспора занимала третье место – 390 человек. Самой малочисленной группой были беспоповцы, в Святске их насчитывалось 136 человек обоего пола. Среди женщин, населявших Святск, было немало исконных никонианок, привезенных мужьями из окрестных русских, белорусских и украинских сел. Выходя замуж за старообрядцев, они расставались с верой предков и из разряда «хохлуш» переходили в категорию «москалей» (так с гордостью именовали себя святцы). Впрочем, никониане появлялись в селе часто. В окрестных селах не было православных храмов, и последователи Никона приходили в старообрядческий Святск за крещенской святой водой. Не гнушались они святить у старообрядческих священников пасхальные яйца и куличи. Необъяснимый феномен! Но на Пасху двери старообрядческих церквей были открыты и для православных. А вот официальное единоверие – своеобразная попытка найти компромисс между старообрядчеством и государственной православной церковью - в Святске не прижилось. В 1845 году с целью создания единоверческих приходов на Стародубье прибыл протоиерей Тимофей Верховский. В Покровском монастыре (см. Приложение 3) состоялось собрание представителей всех старообрядческих посадов, на нем обсуждался вопрос о переходе в единоверие и разрабатывались условия этого перехода. Подписи под документом о принятии «благословенного священства» поставили представители Новозыбкова, Клинцов, Климова. Однако представители Святска с едиными условиями не согласились. Несмотря на это власти построили в Святске единоверческий храм, который впоследствии передали в ведение общины белокриницкого согласия, так как церковь практически никем не посещалась. В Святске было всего два (!) единоверца.

Наибольшее количество воспоминаний сохранили уроженцы села о самом красивом храме Святска – старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы, принадлежавшей общине белокриницкого согласия. Строительство этого храма началось после первой русской революции 1905 года. Царский манифест 17 октября даровал старообрядцам право на осуществление открытой религиозной деятельности, книгопечатание, а также строительство храмов. Старообрядцы Святска решили построить церковь Успения. Всем миром собирали средства на строительство, большие пожертвования сделали местные купцы, в том числе беспоповцы и беглопоповцы. Значительную сумму денег на строительство старообрядческой церкви Успения Пресвятой Богородицы выделили представители еврейской диаспоры. Работы по возведению церкви начали весной 1908 года. Строительство храма вела плотницкая бригада беспоповцев, возглавляемая Фаддеем Петуховым (– дед руководителя работы по материнской линии). Храм возвели быстро, к марту 1910 года он был уже готов. Расположился он на краю села, у дороги. Мастера выстроили храм Успения в характерном для архитектуры Брянщины начала XX века русском стиле. В «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России» можно найти описание церкви Успения Пресвятой Богородицы (см. Приложение 4-5).

Успенский храм имел набор колоколов, среди которых выделялся самый крупный – весом в 62 пуда. Колокольный звон был слышен по всей округе. В 12 часов пополудни совершался благовест, по которому ориентировались жители посада Святск и окрестных сел. Вскоре вокруг храма была построена кирпичная ограда. Ее описание также находим в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России»: «От церковной ограды, сохранились лишь ворота против западного входа - трехпролетная кирпичная арка с широким средним и более узкими боковыми проемами. Ее устои с филенчатыми постаментами, с лопатками и полуколоннами несут архивольты, завершенные главками с крестами» (см. Приложение 6-7). Ограда эта была построена на средства Федора Кузьмича Разуваева, богатого жителя Святска, представителя Русской Древлеправославной церкви, ставшего впоследствии епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом (см. Приложение 8).

Церковь Успения знала годы расцвета и гонений, перед Великой Отечественной войной она лишилась своих колоколов, ворот и калитки – отправили на переплавку, а после Чернобыля стала медленно умирать вместе со всем селом. Но еще долгое время случайным посетителям Святска, московским «специалистам по радиации» и любопытным туристам из дальнего зарубежья на въезде в село открывалось дивное зрелище. Чуть с краю разрушенного селения горделиво возвышалась деревянная церковь (см. Приложение 9). Внешне храм хранил былую осанку и в лихое время. Но внутреннее убранство ужасало - иконостас был полностью разграблен. Все, что можно было вывезти, утащили мародеры. Однако до последних дней посередине церковного зала стояла подставка для свечей. И божественный лик Саваофа с купола храма смотрел на чудовищное запустение. Церковь Успения Пресвятой Богородицы простояла ровно 90 лет. Она сгорела в тихую безветренную ночь с 13 на 14 сентября 2000 года. Когда наутро к пепелищу подошли немногочисленные жители Святска, им открылась такая картина: на месте храма стояло огромное белое облако, а по округе разносился тонкий, ни с чем несравнимый аромат ладана. Церковь сгорела, словно большая восковая свеча, не повредив молодую поросль березок, плотно окружавших его. Величественный храм Успения исчез с лица земли, будто сказочный Китеж-град, погрузившийся в воды озера Светлояра (см. Приложение 10).

Среди прихожан и служителей храма Успения Пресвятой Богородицы было немало выдающихся церковных деятелей. Самый известный – Исидор Григорьевич Даленкин (см. Приложение 11). В энциклопедическом словаре и «Старообрядчество» читаем: «Исидор Даленкин - старообрядец белокриницкого согласия, житель Черниговской губернии, посада Свяцкой, автор гектографированного сочинения «Ответы старообрядца на вопросы местных единоверцев». В наши дни этот труд можно найти во всех крупных библиотеках страны. Исидор Даленкин принимал самое активное участие в деятельности старообрядческой общины, обладал даром красноречия, обширными каноническими и богословскими познаниями. Долгие годы служил уставщиком. Его могила находилась в приделе храма Успения Пресвятой Богородицы и почиталась прихожанами-земляками, а сыновья и внуки Исидора Даленкина много лет несли церковную службу в храмах Москвы, Клинцов и Новозыбкова.

1910 год был особым в исторической судьбе Святска. За месяц до завершения строительства храма Успения в семье бедного портного родился двенадцатый ребенок. Мальчика назвали Давид, Давид Абрамович Драгунский (см. Приложение 12). Прошли годы, и он стал, по собственному шутливому выражению, единственным в СССР евреем – дважды Героем Советского Союза. Будущий генерал с детства мечтал о карьере военного, окончил бронетанковое училище, участвовал в операции у озера Хасан, прошел с боями от Смоленска до Праги и во главе танкистов 2-го Украинского фронта принял участие в Параде Победы. Бронзовый бюст был установлен на родине героя, в селе Святск в 1951 году (см. Приложение 13). К сожалению, родители не смогли порадоваться успехам своего прославленного сына. Всю семью героя: отца, мать, сестер, братьев, расстреляли в годы оккупации фашисты.

Акции по уничтожению евреев проводись в Святске трижды. Первые пятьдесят человек были казнены уже в октябре 1941 года. 21 января 1942 года в село прибыл карательный отряд. Фашисты согнали евреев в один двор, раздели, продержали на морозе всю ночь, а наутро расстреляли. Было убито 116 человек. Остальные евреи, проживавшие в Святске (в том числе и семья), погибли 21 июня 1943 года. Воспоминания об этом дне врезались в память Верхоломовой (Худяковой) А. Г.: «21 июня прошел слух, что оставшихся в селе евреев, поведут на расстрел. Многие односельчане вышли на улицу, чтобы проводить евреев, несмотря на приказ немцев не покидать домов. Я с дедушкой тоже вышла проводить евреев. Они шли по улице, женщины, старики и дети. День был очень жаркий, высоко поднималась пыль. Колонна была окружена солдатами с собаками, подойти близко было нельзя. Но люди и я, в том числе, бросали в колонну кусочки хлеба. Мы знали, что евреев всю ночь держали во дворе полицейской управы и они были очень голодны. Многие старики, проходя мимо нашего дома, кричали, обращаясь к моему деду: «Прощай, Фаддей Ефимович! Помолись за нас!». Дед мой был из семьи старообрядцев-беспоповцев, но дружил со многими евреями».

В память обо всех жителях Святска, погибших в годы войны, в селе был установлен еще один монумент, он получил название «Скорбящая мать», а «доброжелатели» поспешили назвать его памятником матери дважды героя. Твердили, что таким образом сын решил увековечить память своей матери. В действительности, прототипом стала жительница Кузнецова. В грустных глазах женщины застыли печаль, скорбь и непоколебимая уверенность в сыновьях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. По обе стороны монумента – склоненные знамена, а на мраморных плитах – двести восемь золотых черточек: имена погибших жителей Святска. Торжественное открытие памятника состоялось в 1970 году (см. Приложение 14). Право зажечь вечный огонь было предоставлено. Слова героя, обретшего в боях с фашистами славу и бессмертие , но потерявшего всю родню (74 человека) надолго врезались в память односельчан. «Пули, как осы. Жалят и умирают. Может быть, те, кого вписали на этот гранит, взяли на себя ту пулю, которая могла найти меня, его или его…любого, кто вернулся с войны живым… Мы в неоплатном долгу перед павшими. Я хочу привести к этому памятнику своих внуков. Пусть они увидят Мать нашу Святскую, пусть услышат, как плещет вечный огонь. Он – как рана в сердце. Все раны зарастают. И только эта ноет в груди…». Памятник стоял в центре села более 25 лет. В начале XXI века его центральную часть перевезли из опустевшего Святска в Новозыбков (см. Приложение 15). Такая же судьба постигла и бронзовый бюст.

Но в далеком 1978 всем казалось, что пройдут годы, сменятся поколения, но к памятнику по-прежнему будут приходить люди, вспоминать тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, свой отчий дом. Но выстояв и победив страшного врага, люди отступили перед «мирным атомом» (см. Приложение 16-17).

Святск – жертва аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года – самая черная дата в истории села Святск. Весна в тот год была ранняя. На дворе было солнечно и очень тепло. Трава быстро пошла в рост. Сельчане уже отъелись в охотку первых щей из щавеля. Вечером 25-го по селу потянуло сладкой горечью молодой березовой листвы: по всем приметам следующий день обещал хорошую погоду. 26-го неожиданно запахло сосняком. Старожилы знали: пришел ветер с запада – к дождю. 27-го над селом заклубились тучи, невиданные – темно-коричневые, они затянули небо до самого горизонта. На село навалилась непроглядная, ужасающая тьма, превратившая день в ночь. Начался сильный дождь, с неба лились потоки воды. Когда дождь закончился, жителям села открылась странная картина – в лужах стояла вода, покрытая ярко-оранжевыми хлопьями пены. Только через три дня в Святске впервые услышали зловещие слова: «Чернобыль», «атомная станция», «авария», «радиация». Каждый из 170 километров, что отделяли Святск от места, где клокотал развороченный взрывом реактор, сразу стал для жителей села короче. Неужели тогда в лужах они своими глазами увидели эту страшную радиацию? Неужели теперь она повсюду? Ведь вода лилась на крыши домов, на грядки, в колодцы, по лужам бегали дети, на лугу пасся скот. Районные газеты успокоили: оранжевые хлопья - обычная цветочная пыльца, которую сильным ветром и потоками воды разнесло по округе. И жизнь потекла как раньше. Первомайская демонстрация. Посевная кампания. Утром 4 мая 1986 года старшеклассники Святской школы отправились помогать колхозу: несмотря на настоящую пыльную бурю, подростки перебирали семенной картофель. Селяне воспринимали радиацию философски: может она и опасна, но ее не видно, значит, не стоит бояться. Но замеры показали, что гаммафон в Святске превысил допустимый уровень в тысячу раз. Вскоре начались и первые болезни. Головная боль стала привычной, жжение в груди практически не прекращалось. У людей появилось чувство беспричинной усталости, работать после перерыва колхозникам стало невмоготу. В конце мая из Святска в срочном порядке эвакуировали на лето в чистую зону школьников младших классов и матерей с малолетними детьми. Село онемело без детских голосов. А спустя несколько дней улицы Святска огласились плачем женщин и ревом коров, которых селяне уводили из дворов. Изъятие скота из личных хозяйств проводилось по решению облисполкома, нужно было срочно исключить из рациона людей «грязное» молоко, сметану, творог. К осени в обиход селян вошло слово «зона», а жизнь превратилась в сплошные запреты. В лес не ходить. Грибы и ягоды не собирать. В реке не купаться. Картошку не копать. Святск, привыкший жить натуральным хозяйством и много лет кормивший город, забыл вкус «свойских» продуктов. Молоко, яйца, мясо, сметану теперь покупали только в магазине. Государство даже выделяло на это специальные средства, которые крестьяне метко назвали «гробовыми». Но власти продолжались уверять, что жизнь в Святске абсолютно безопасна.

Дезактивация началась спустя три года. В селе появилась механизированная рота гражданской обороны , машинами и вручную срезали загрязненный грунт, засыпали дороги чистым песком. После проведения работ гамма-фон уменьшился в несколько раз. Но недолго радовались жители Святска, дожди, ветра и непогоды смешали чистый грунт с загрязненным. Гамма-фон опять пополз вверх. В самый разгар очередной дезактивации, 17 июня 1989 года, в селе появилась правительственная комиссия. Ее «приговор» ошеломил селян. «Невозможно выдержать норму безопасного проживания. Подлежит обязательному отселению в чистую зону». Весть об отселении в селе восприняли как известие о конце света. Неужели им предстояло покинуть святые места? Неужели неизбежен новый «исход»? Неужели предстояло им повторить судьбу основателей Святска и уйти искать лучшей жизни, спасаясь от «невидимого» врага? Районное начальство предложило расселить жителей по разным хозяйствам. Но это значило загубить село, уничтожить сложившуюся общность, разрушить этническую единицу. Жители Святска обратились к властям с просьбой. Нужно найти для них на Брянщине место удобное во всех отношениях, чтоб были там лес, речка, чтоб напоминала тамошняя природа святскую, построить новые дома и перевезти всех жителей на новую родину. Да еще в память о покинутом доме дать новому селу имя Святск. Но просьбу эту никто не услышал, вернее, не захотел услышать. Святск был живым организмом с глубокими историческими, человеческими и духовными связями только для его жителей. Властные структуры видели в Святске лишь «административную единицу», а еще проще «колхоз». Колхозом больше, колхозом меньше…

С момента, когда отселение жителей в чистую зону стало делом решенным, в селе резко обозначилась черта, разделившая людей против их воли на молодых и старых. Вернее, перспективных и неперспективных. А правильнее, нужных и ненужных. Как-то сразу забыло государство о тех, кто поднимал колхозы, защищал страну в годы войны, восстанавливал разрушенное хозяйство, давал ударные надои и рекордные центнеры с гектаров. Катастрофа произошла не только на атомной электростанции , но и в душах и сердцах людей.

Святск опустел очень быстро. Разъехалась молодежь, вслед за ней потянулись люди постарше. Увозили только необходимое, бросали дома, спасая детей. В Святске остались одни старики и старухи. Они не были нужны ни в одном из сел Брянщины. Не работники уже (см. Приложение 18). А вскоре в опустевшее село пришли мародеры. Они убивали беззащитных стариков, грабили богатые иконами старообрядческие дома, жгли сараи. Распоясавшиеся и уверенные в собственной безнаказанности преступники вынесли из Успенского храма всю церковную утварь, сняли иконостас. Они по кирпичику растащили многочисленные современные постройки (столовую, дом культуры , школу, больницу). Вот такая «тихая» старость выпала тем, кто не покинул родные места. Они боролись за свое село, сколько могли, а концу 90-х как-то вдруг заторопились в лучший мир. С отъездом двух последних жительниц в 2003 году Святск окончательно опустел. А в 2004 году село практически полностью исчезло с лица земли: сгорели дотла все старинные деревянные постройки, улицы превратились в пустыри, заросшие бурьяном (см. Приложение 19-22).

Уроженец Святска, писатель Анатолий Воробьев так пишет о встречах с малой родиной: «Когда мне случается заехать в Святск, я всякий раз цепенею при виде царящего здесь запустения. Ни одной живой души за весь день на улицах не встретишь, ни одного целого дома не увидишь – сплошь руины да пепелища. Жуткое сочетание – чернобыльский пейзаж и леденящая сердце мертвая тишина. Первое время после катастрофы я еще жил смутной надеждой на чудо, что все в Святске образуется, встанет на свои места. Мог ли я подумать, что мне суждено пережить родное село?» .

Святска больше нет. Благообразный, благовоспитанный, благоустроенный, справлявший девять ярмарок в году, он уехал со своей последней ярмарки в небытие… Святой посад, построенный беглыми старообрядцами, переживший гражданскую войну и коллективизацию , не сгинувший в годы немецкой оккупации, он не смог устоять перед зловещей тенью Чернобыля. Чудовищная по своим масштабам техногенная катастрофа безжалостно лишила людей родного дома, разметала их по городам и странам, оставив им в наследство лишь веру предков и неумирающую память.

Заключение

Изучая историю Святска, я открыл для себя интереснейший пласт старообрядческой культуры, сформировавшей особый тип крестьянина-старовера. Именно высокая нравственная культура и духовное богатство в сочетании с фантастическим трудолюбием и веротерпимостью жителей стали залогом расцвета Свяцкой слободы. Главной ценностью этого старообрядческого села всегда был Человек, а его нравственным стержнем – несгибаемая вера. Именно она хранила Святск в годы самых тяжелых испытаний. Проводя исследование, я пришел к выводу, что гибели Святска способствовал целый ряд причин: страшная техногенная катастрофа, крах политической системы, распад страны и последовавший за ним экономический кризис. Но главными факторами, приведшими к исчезновению села, несомненно, стали авария на Чернобыльской АЭС, лишившая людей возможности жить и работать на своей земле, и нравственный кризис общества, надломивший стержень старообрядческой веры, и заставивший жителей обречь родное село на вымирание, а стариков на одиночество и забвение.

Последний раз я был в Святске поздней весной 2009 года. Пасхальный день – главный праздник для любого старообрядца. На Пасху в Святск съезжаются сотни людей, они приходят поклониться родным могилам, вспомнить о былом, полной грудью вдохнуть воздух малой родины. На несколько часов село вновь наполняется звуками человеческих голосов и оживает. Но лишь на несколько часов. А потом Святск на целый год погружается в звенящую тишину и остается наедине с пепелищами дворов и выгоревшими изнутри стволами вековых деревьев. Самым «живым» местом в селе становятся кладбища, ухоженные, благородно-благостные старообрядческие погосты, свято хранящие память «о жизни той, что бушевала здесь».

Вместо послесловия

Храня обычай древней старины

И строгий чин церковного обряда,

Они бежали с дальней стороны,

Спасая веру старого уклада.

Не дыба их страшила и не кнут,

Не прочие карательные меры,

Не страшен был им грозный царский суд –

Страшна была утрата старой веры.

Они селились в сумрачных местах

Глухого и нехоженого края

И жили там в молитвах и трудах,

Не предать забвению… Памяти села Святск.
(к 20-летию аварии на ЧАЭС)

Святск - село старинное: ему от роду больше трех веков. Далекие предки в свое время сильно разошлись во взглядах с патриархом Никоном - остались в старой вере, чем и навлекли на себя царский гнев. Спасаясь от бед и кривд, они ушли на окраинные земли Российского государства да там и осели своей старообрядческой общиной. Село Святск, если смотреть по карте, как раз на самом краешке России стоит, у границы с Белоруссией.

Своим названием село обязано роднику-кринице. В давние времена, если верить легенде, священник, совершая обряд освящения этого родника, неловко взмахнул рукавом рясы и уронил в воду серебряный крест. С тех пор люди стали называть воду святой, а уж от нее и к селу пришло название Святск. Согласно Летописи Киево-Печерской Лавры, еще до 1610 года это место было известно как святое. В двух километрах от него находился древний монастырь, который закрылся из-за отсутствия средств, а в центре поселения слободы Святской имелись источники питьевой воды, которую иноки почитали целебной.

Недалеко от криницы был поставлен поклонный крест с иконой Спасителя и негасимой лампадой. У основания креста стояла "братская кружка", куда богомольцы опускали пожертвования. Здесь усталый путник мог помолиться и попить студеной воды.

Стоит Святск на взгорке, будто предки не село, а храм для души своей ставили. С какой стороны ни посмотри на него, оно всегда перед тобой дивом является своей планировкой - две продольные улицы, связанные друг с другом поперечными пролетами, - село как бы поделено на квадраты с Красной площадью в центре. Дома и массивные хозяйственные постройки купеческих и мещанских подворий, обнесенные заборами, окна ночью плотно прикрытые ставнями, - все это делало необычным облик посада Святск. Основным и излюбленным средством декора деревянных зданий была кропильная резьба. Резьбой порою покрывалась почти вся поверхность главного фасада дома снизу доверху. Это была резьба самая замысловатая, разнообразная по форме и художественному замыслу (особенно наличники). Вместе с верой своей старообрядцы принесли в эти места и сохранили целый пласт древнерусской культуры.

Испокон веков в Святске жили русские, украинцы, белорусы, евреи - жизнь объединила маленький святский народ в добрый человеческий интернационал. В селе спокойно уживались две церкви - старообрядческая и православная нового типа, молельный дом старообрядцев-беспоповцев и синагога. Когда строилась старообрядческая церковь Успения, евреи помогали деньгами. В приходской церкви Успения еще до недавнего времени можно было увидеть иконы художников рублевской школы, старинные, на замках, церковные книги. Здание церкви было разграблено и сгорело в 2001 году. Каждый дом в Святске напоминал собой маленький музей со своей неповторимой экспозицией старинных икон. Да и быт села во многом нес на себе родимые пятна старообрядчества. Кто бы ни побывал в Святске - историки, этнографы, лингвисты и другой ученый народ - все, как один отмечали необыкновенную чистоту в жилище, редкостную в наше время уважительность, царившую в отношениях между людьми, строгое следование нравственным заповедям предков.

По воскресеньям в селе шумели базары. Одних только ярмарок здесь собиралось по десяти в году, и все они были приурочены к церковному календарю: Филипповская, Петровская, Успенская … С рассветом в село стекался народ со всей округи. Соседние белорусские вески везли гусей в больших плетёных корзинах, другую живность. Из украинских сел приезжали гончары с высокими возами, уставленными рядами горшков, кувшинов, мисок. Ближние русские селенья везли на подводах меды в бочонках, горы мешков с рожью и пшеницей. Все, чем богата округа, можно было увидеть на ярмарке в Святске.

Торговый люд собирался в Святске недели за две до ярмарки. К селу прикочевывали и располагались на окрестных лугах цыганские таборы. За околицей вырастали разноцветные карусели. После полудня ярмарка шла на убыль, стихал людской гомон, пустела ярмарочная площадь в центре села.

В далеком 17 столетии начали заселяться земли "порубежья", где ныне сходятся Брянская и Гомельская области. В течение многих веков эти места служили пристанищем для всякого беглого люда, глухие бескрайние леса прятали надежно. Некоторые скиты-поселения располагались на островках среди огромных болот-зыбунов, которые назывались чарусами. Власти в такие урочища боялись сунуться. Поселенцы обретали здесь волю и свободу. В 17 веке эти земли подчинялись уже Стародубскому казачьему полку, входившему в состав Малороссии. 18 век был временем быстрого развития старообрядческих слобод. В 1723 году в слободе Святской насчитывалось 6 дворов, 4 бобыльских хаты и 7 пустых хат, а в 1781 году - 13 дворов, 20 хат крестьян Киево-Печерской Лавры и 61 двор, 80 хат купцов и мещан "ведения конторы описанных в Малой России слобод". Жители занимались хлебопашеством, продавали в Стародубе и слободе Зыбкой соль и пеньку, занимались доставкой купеческих товаров, по преимуществу мыла, в Варшаву, Вильно, изготавливали для последующей продажи в Киеве, Ромнах и иных малороссийских городах конопляное масло.

Как утверждают летописи Киево-Печерской Лавры, старообрядческая слобода Святская была населена Лаврскими монахами в 1712 году. "Осадное письмо", позволяющее узаконить свой приход на эти земли, было получено по разрешению тогдашнего архимандрита Афанасия Миславского данного "року 1713, месяца июня, 18 дня". Эта дата стала днем основания Святска.

В 19 веке в Святске проживало 3600 жителей, и назывался он не селом, а посадом. Посад - в России до 1917 года небольшой торгово-ремесленный городок, пригород, предместье. В начале 20 века Святск становится одним из крупнейших поселений Суражского уезда Черниговской губернии. В нем было 5 церквей, одна синагога, три кирпичных завода и шесть кожевенных фабрик, среди которых выделялся кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на 16 тысяч рублей, маслосырзавод, 29 торговых лавок. А еще мельницы, хлебопекарни. Знаменитые баранки и бублики славились на всю страну. Здесь было развито шорное, колесное и бондарное производство, были распространены кустарные промыслы - портняжное и скорняжное процветали коммерция, рыболовство, пчеловодство и садоводство. Но главным было сапожное ремесло. Деятельность купцов-предпринимателей была успешной.

Незначительное количество земли и скудные по составу дерново-подзолистые супесчаные почвы не могли прокормить семьи поселян: своего хлеба до нового урожая не хватало. Каменщики и плотники уезжали на рабочий сезон в большие города, другие - в Белоруссию, где арендовали участки земли и разводили огороды. Часть жителей Святска принадлежала к сословию государственных крестьян, которые занимались хлебопашеством.

В начале 20 века в Новозыбковском уезде возникли кооперативные организации. 8(21) мая 1910 года был создан Новозыбковский союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Одним из инициаторов создания было Святское кредитное товарищество. Основной функцией союза являлось краткосрочное и долгосрочное кредитование своих членов.

В Святске действовали две школы: церковно-приходская и земская. Был свой любительский театр, где ставили Гоголя, Островского, Чехова.

В 1917 году наступила новая эра в истории Святска. 9 мая 1923 года Святск был присоединен к Новозыбковскому уезду.

В 20-годы в уезде стала развиваться потребкооперация. По состоянию на 1 января 1925 года в ведении районного союза потребительских обществ находилось 10 многолавок и 18 однолавок, в т.ч. и Святская. С введением новой экономической политики стала развиваться торговля, особенно базарная и ярмарочная. В Святске базары собирались по три раза в неделю. Крестьянское население городов и посадов удовлетворяло свои потребности в товарах, осуществляя их сбыт и приобретение.

В 1929 году Новозыбковский уезд был преобразован в Новозыбковский район Западной области, в составе которого был Святск. На смену единоличному крестьянскому хозяйству пришло коллективное хозяйство. В Святске был организован колхоз "Интернационал".

В 1936 году была создана Святская участковая больница на 25 коек. (В 1989 году была закрыта в связи с обязательным отселением жителей после Чернобыльской катастрофы). В 20-е годы в Святске работала школа сельской молодежи. Святская школа крестьянской молодежи была преобразована в среднюю школу.

21 июня 1941 года в школах прошли выпускные вечера. Директор школы Семов А.А. вручал выпускникам документы об окончании школы и похвальные листы. В августе 1941 года территория Новозыбковского района была захвачена фашистскими войсками. В селах создавались подпольные организации, в Святске она состояла из четырех человек. Подпольщики распространяли сводки Совинформбюро, листовки, брошюры, обращения к полицейским. Для подавления сопротивления населения фашистами был организован террор. 21 января 1942 года в Святск прибыл карательный отряд, согнали всех евреев, проживавших в селе, во двор управы. 116 человек раздели и держали на морозе, затем расстреляли. Всего же в Святске во время карательных операций (октябрь 1941 - январь 1942г.г.) убито 149 человек. Освобождение от фашизма пришло к жителям Святска в конце 1943 года. За время оккупации в селе было сожжено 120 дворов, все хозяйственные постройки разрушены, скот угнан в Германию.

После освобождения население приступило к возрождению колхоза. Несмотря на трудности, в течение октября 1943 года колхоз был восстановлен. В июле 1944 года колхоз приступил к уборке первого послевоенного урожая. Святский колхоз "Интернационал" был в числе лучших. Самоотверженно работали женщины, старики, дети.

5 июля 1944 года Новозыбковский район и село Святск вошли в состав Брянской области. Поднимая разрушенное хозяйство, население изыскивало средства для помощи фронту. Труженики Новозыбковского района собрали средства на строительство танковой колонны "Новозыбковский колхозник". Весть о капитуляции гитлеровской Германии пришла в Новозыбковский край на рассвете 9 мая 1945 года. Наши славные земляки в этой войне выстояли и победили, подняли из пепла и руин свой город и свои села. В селе Святск родился дважды Герой Советского Союза Д.А.Драгунский. Его перу принадлежит книга воспоминаний "Годы в броне". Драгунский "Почетный гражданин" г. Новозыбкова и Новозыбковского района. Умер Д.А.Драгунский 12 октября 1992 года.

Закончилась Великая Отечественная война. На мраморных плитах мемориала на Красной площади села запечатлено 300 фамилий русских, украинцев, белорусов, евреев, не вернувшихся с войны. В послевоенное время все население включилось в выполнение плана развития народного хозяйства Новозыбковского района. Несмотря на трудности послевоенного периода, государство помогло нашему району в восстановлении сельского хозяйства. Были отпущены долгосрочные кредиты, строительные леса, гвозди, стекло. Колхозы получали сельскохозяйственные машины, удобрения, семена. В 1949 году в Святске было 2 колхоза "Интернационал" и им. Сталина. Расширились площади для посева картофеля и овощей, восстановлено травосеяние. Сдавали хлеб Родине сверх плана. В селе строились и восстанавливались дома колхозников. В 1943 году в Святске было открыто отделение связи. Через некоторое время была отстроена хлебопекарня. Строителями ДСУ - 3 была проведена асфальтированная дорога Новозыбков-Святск. 60-е годы ознаменовались подъемом сельского хозяйства. В достигнутых успехах огромная роль принадлежит главному агроному колхоза И.А.Морозову. Большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства внес председатель колхоза им. 22 партсъезда М.И.Степуро. В течение 10 лет Святск вышел в число передовых хозяйств района. Урожайность зерновых стала расти и вскоре превысила 50 ц с гектара. Надои молока от коровы достигли четырех тысяч килограммов в год.

Село за 70-80 годы словно преобразилось. Новая современная школа-десятилетка, новый типовой детский сад, новая улица Молодежная, новый прекрасный Дом культуры, которому мог бы позавидовать Брянск. О развитии культуры в селе Святск надо сказать отдельно. В 20-е годы в селе была семилетняя школа с сельскохозяйственным уклоном, врачебный пункт, аптека, две избы-читальни, одна из которых - еврейская. Из "антикультурных" учреждений имелись церковь и винная лавка. Всего в селе насчитывалось 660 хозяйств, из них 107 еврейских. При еврейской избе-читальне действовали общества ОСОАХИМ, ОЗЕТ, ЮНСЕКЦИЯ. В планах работы избы - ежемесячный выпуск еврейской стенгазеты, беседа о творчестве Шолом-Алейхема. Был выделен специальный день для обслуживания женщин. Главная задача избы-читальни - ликвидация неграмотности. Избач вел общественно-политическую работу, пропагандировал революционную законность, учитывал политические настроения крестьян. В избах-читальнях велась кружковая работа, регулярно отмечался "День крестьянки", организовывались спектакли, просмотры кинофильмов, "красные гулянки". Книг было мало, зато газет и журналов выписывалось много. Заработная плата избачей составляла 20 рублей.

В 1950 году в Святске была открыта сельская библиотека. Заведующей библиотекой назначают Морозову (Кравцову) Марию Петровну, направленную в Святск Брянским Управлением Культуры. За очень короткое время молодой, инициативный библиотекарь вывела библиотеку в передовые. Работа Марии Петровны поощряется грамотами, благодарностями, денежными вознаграждениями. Она делится опытом работы не только на районных семинарах, но участвует во многих областных семинарах.

Сельская библиотека занимала большой деревянный дом, в отдельных комнатах располагались взрослый и детский абонементы, читальный зал, отдел обслуживания специалистов сельского хозяйства. В 70-80 годы денег для комплектования фондов было достаточно, библиотека имела приличную подписку газет и журналов. 80% населения села были читателями библиотеки, 100% учащихся школы были охвачены библиотечным обслуживанием. На тракторном стане, животноводческих фермах были организованы передвижки, то есть книга была максимально приближена к производству. Любимой формой работы библиотекаря были читательские конференции. Библиотекарь Мария Петровна Кравцова отработала в библиотеке 30 лет, имела высшее библиотечное образование, была эрудированным, интеллигентным, общительным, грамотным специалистом. Сменила ее Шведова Любовь Григорьевна, до этого работавшая директором сельского дома культуры. Молодая, инициативная, полная сил и желания работать Любовь Григорьевна держала библиотеку в числе передовых.

Теплым деньком бабьего лета 1987 года в Святске гостеприимно распахнул двери новый Дом культуры. Радость открытия культурного центра со своими земляками разделил дважды Герой Советского Союза Д.А. Драгунский. На широкой сельской площади состоялся торжественный митинг. Выступали представители райкома партии, руководители строительной организации, председатель колхоза М.И. Степуро. В Доме культуры зрительный зал на 300 мест, спортивный зал. На втором этаже - новая сельская библиотека. В библиотеке новые стеллажи, новая мягкая мебель, везде ковровые дорожки, которые создают домашнюю обстановку и уют.

…Это был второй год радиационного загрязнения села Святск и люди еще не осознали той опасности, которой подвергают себя и своих детей. Всего 150 километров отделяли Святск от развороченного взрывом атомного реактора в Чернобыле. Еще 4 мая учитель Н. Горев и фельдшер Н. Иволга, прихватив в школе дозиметр, тайком объехали село и увидели, что гамма - фон в 1000 с лишним раз выше всяких норм. Село покрылось слоем радиоактивных элементов - йодом-131, цезием, стронцием, плутонием…

В колхозе шла посевная - земледельцы слезали с посевных агрегатов без сил и пьяные от радиации. Старшеклассников направляли в колхоз на переборку семенного картофеля, в то время, как дувший со стороны Чернобыля ветер засыпал их пылью. Селяне несмело, но стали бить в набат. Руководители района потихоньку "уходили" на повышение в Брянск, успокаивая святчан, что радиация на страшна, и нечего паниковать. Потом забрали у населения коров и кур, так как есть яйца и мясо, пить молоко нельзя. В магазин стали привозить "чистые" продукты, но и их не хватало. Государство стало платить людям 30 рублей - компенсацию за проживание в грязной зоне. Их называют "гробовыми". Многочисленные комиссии не давали ясного ответа на вопрос - что делать? Среди 138 святских детей до 14 лет в результате медицинских обследований у 95 выявлены заболевания: у 50- щитовидной железы, у 45- заболевания органов дыхания и т.д.

В 1989 году в Святске начались дезактивационные работы: солдаты срезали грязный грунт, началась замена крыш домов колхозников и административных зданий. Но гамма-фон в селе по-прежнему остается очень высоким, опасным для проживания людей.

17 июня 1989 года в село приезжает секретарь обкома партии В.Гребенщиков и сообщает сельскому активу, что село Святск подлежит отселению в чистые районы. В начале 1990 года в правление колхоза поступило 88 заявлений на увольнение в связи с отъездом в другие области России. На такой шаг первыми решились молодые семьи, у которых были дети. 24 сентября 1990 года уволена в связи с переездом на другое место жительства и библиотекарь Шведова Любовь Григорьевна. Библиотека закрылась. 25 апреля 1992 года в селе оставалось около 100 человек (В 1986 ГОДУ НАСЕЛЕНИЕ Святска составляло более 700 человек), в основном, пенсионеры. Разъехалась молодежь - пригорюнилось, притихло село. Молча бродили оставшиеся старики, заглядывая в окна пустых домов и утирая слезы. Вскоре в селе осталось 20 стариков, которым один раз в неделю привозили хлеб и необходимые продукты. В 2002 году последние жители покинули свое родное село навсегда. Журналисты газеты "Маяк", посетившие Святск в 2004 году, обнаружили на кладбище свежее захоронение. Кто-то из уехавших жителей нашел последний приют на родной земле.

Ушла в небытие русская деревня Святск.
…Снялись навеки с той земли
И, скрипнув, улетели стаями
Колодезные журавли;
Сады над речкой отцвели,
Дымы над крышами растаяли…

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь

Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...

Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.

Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.

Сохранилась лишь часть церковных ворот.

В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.

Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.

Был и наш прихожанин (с "Белорусской") -Олег Каменецкий (справа). Для него Святск- малая Родина и он выпустил о нем книгу. Кстати друзья, сейчас он работает -зав. библиотеки в Солнцево... приходите за книгами.)))

Классный час –

«Моя малая Родина!».

Разработала: учитель начальных классов

Грибачёва С.В.

2014 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Компьютер, проектор, презентация «Моя мала родина -Новозыбков»

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Звучит песня на слова А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

(Презентация «С чего начинается Родина»)

Ученик читает стихотворение:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные…

Мы Родиной зовем .

Словом, малая Родина у каждого своя!

А где ваша малая родина?

Ученик читает стихотворение

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

(Слайд №1)

А знаете ли вы как появился на карте наш город?

(Слайд №2) (старый город)

НОВОЗЫБКОВ, в Брянской области, областного подчинения, районный центр, в 207 км к юго-западу от Брянска. Расположен в пределах Приднепровской низменности. Железнодорожная станция на линии Унеча - Гомель; от Новозыбкова - ветка к г. Новгород-Северский. Население 42,4 тыс. человек (1992; 15,5 тыс. в 1897; 19,9 тыс. в 1926; 41,3 тыс. в 1979).

Поселение на месте Новозыбкова известно с середины XVII в.; в 1701 на месте современного города существовала слобода Зыбкая, основанная старообрядцами, бежавшими от преследований господствующей церкви. С 1809 - уездный город Черниговской губернии. В XIX - начале XX вв. Новозыбкове был крупнейшим центром производства спичек (первая фабрика была построена в 1864; позднее в городе и уезде действовало 8 спичечных фабрик, производивших 290 млн. коробок спичек в год). В 1887 через город прошла Брянско-Гомельская железная дорога, в
1899 - железная дорога Новозыбков - Новгород-Северский; были открыты женская гимназия, реальное и сельскохозяйственное технического училища. К 1895 в Новозыбкове насчитывалось 119 каменных и 1692 деревянных здания, 165 торговых лавок, 9 гостиниц, 30 заводов, в том числе 3 кожевенных, мыловаренные, канатные, кирпичные, гончарные, маслобойные. На ярмарках (проводились 4 в год) торговали кожами, сапогами, скотом, телегами (было развито кустарное производство телег и бричек), пенькой, льном, мехами. С 1944 - в составе Брянской области.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Новозыбков был оккупирован с 16 августа 1941 по 25 сентября 1943 немецко-фашистскими войсками. В новозыбковских лесах началось формирование партизанского соединения А. Ф. Фёдорова. Новозыбков - родина советского военачальника П. Е. Дыбенко (установлен памятник), геолога и геохимика академика Д. И. Щербакова, писателя Э. Г. Казакевича.

II. Родная улица моя.

(Слайд №3)

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

1. Расскажите о вашей «поляне детства».

2. Какие цветы на ней растут?

3. Какие деревья и кусты её окружают?

4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Золотое детство

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. А где в нашем городе вы любите больше всего бывать?

Достопримечательности нашего города?

(Презентация)

Известные люди нашего города.

С Новозыбковским краем связана судьба многих интересных людей, широко известных не только у нас в стране, но и за ее пределами.

Павел Ефимович Дыбенко (1889-1938) родился в с. Людково Новозыбковского уезда (ныне в городской черте). В 1916 году он стал одним из главных руководителей матросов Балтики – председателем Центробалта. Центробалт сыгарал огромную роль в Октябрьском вооруженном восстании. По приказу П.Е.Дыбенко крейсер "Аврора" был оставлен в Петрограде вопреки распоряжению временного правительства.

Павел Ефимович неоднократно бывал в Новозыбкове в 1918-21 и в 1934 гг. В 1938 г. П.Е.Дыбенко был арестован и расстрелян. Реабилитирован спустя 20 лет. Именем П.Е.Дыбенко названа одна из улиц Новозыбкова (улица, на которой он родился и вырос), а также улицы в Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе. На ул. Ленина в Новозыбкове установлен памятник П.Е.Дыбенко.

Дмитрий Иванович Щербаков (1893-1966) родился в Новозыбкове в семье инженера путей сообщения. В 1911 г. стал студентом Петербургского политехнического института. В 1913 г. изучает вулканические породы Крыма, в 1914 г. участвует в Ферганской экспедиции, занимается поисками слюды на побережье Белого моря. В 1922 г., окончив естественное отделение Таврического университета с золотой медалью, Д.Щербаков возвращается в Петроград, работает в Комиссии по изучению естественных производительных сил при Академии Наук. Он продолжал экспедиционные поездки в Среднюю Азию, Казахстан, Алтай, им открыты богатые месторождения олова, вольфрама,



сурьмы, ртути, меди, цинка, свинца. Лауреат Ленинской премии, золотой медали им. академика Карпинского. Автор более 400 научных работ. Именем Д.И.Щербакова названа подводная гора в Индийском океане, новый минерал, открытый при жизни ученого, назван "щербаковит", а в 1961 г. в Антарктиде появилось название – хребет Щербакова. В Новозыбкове один из переулков назван в честь знатного земляка.

Григорий Львович Рошаль (1898-1983) родился в г. Новозыбкове. После окончания Тенишевского училища в Санкт-Петербурге работает в Наркоматах просвещения Украины и Азербайджана, руководит театральной студией в Кисловодске. После окончания Государственных высших режиссерских мастерских в 1925 году приступает к съемкам своего первого фильма "Господа Скотинины", совмещая работу в кино с постом директора Педагогического театра до 1927 г. В 1934 г. выходит его первый звуковой фильм – "Петербургская ночь", который был представлен на Венецианском кинофестивале. Последующие работы сделаны на "Мосфильме", Центральной киностудии г.Алма-Ата, "Ленфильме". Г.Л.Рошаль снял фильмы "Семья Оппенгейм" (1938), "Вольница" (1955), "Суд сумасшедших" (1961), "Год, как жизнь" (1965), "Зори Парижа", "Мусоргский", "Дело Артамоновых", кинотрилогию "Хождение по мукам" ("Сестры", "Восемнадцатый год", "Хмурое утро") и др. За заслуги в развитии советского кинематографа Г.Л.Рошаль был удостоен звания народного артиста СССР (1967) и дважды – государственной премии СССР.
Григорий Львович очень любил Новозыбков – город своего детства. В книге "Кинолента жизни" он вспоминает: «Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами Сада вольнопожарного общества деревянной дуге, поражая воображение обывателя, сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: "Братья Патэ, Иллюзион"». Потом кинематограф перевели в небольшое двухэтажное здание, примыкающее к Базарной площади. И это родило новое воспоминание: «...Город Новозыбков. Воскресный день. В небольшом кинематографе на базаре народу набилось сверх всякой меры. Пар идет от полушубков. Из таинственной будки позади зрителей лучи доходили до экрана потускневшими, и зачастую необычно странным выглядело изображение, пробившееся как бы сквозь цепочку облаков» .
Несмотря на занятость, Григорий Львович часто бывал в Новозыбкове. И каждый приезд кинорежиссер использовал для того, чтобы познакомить земляков со своими кинофильмами. Решением горсовета в 1985 г. улица Замишевская, где жил Григорий Львович, переименована в улицу Рошаля.

Константин Иванович Саввичев (1903-1980) родился в Новозыбкове в семье служащего. Окончил Новозыбковский сельскохозяйственный техникум, в 1928-29 гг. учился на курсах при Ленинградском государственном университете, с 1931 г. заведовал отделом селекции и семеноводства Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции. Им выведено много сортов люпина, из которых широкое распространение получил "Быстрорастущий-4", который занимал окло 80% посевов люпина в нашей стране. К.И.Саввичевым опубликовано 57 научных трудов по селекции и семеноводству люпина, гречихи и картофеля. Он был членом бюро секции зернобобовых культур отделения растениеводства и селекции ВАСХНИЛ, неоднократно участвовал в выставках на ВДНХ, награжден пятью серебряными медалями. В 1966 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами Ленина, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями.
Жена К.И.Саввичева, Екатерина Ивановна Михайлова, тоже была селекционером. Ею опубликовано свыше 40 научных работ по возделыванию озимой ржи, пшеницы, люпина.

Давид Абрамович Драгунский (1910-1992) родился в с.Святск Новозыбковского уезда. После окончания школы им.Калинина в Новозыбкове (ныне школа №1) по комсомольской путевке направляется на стройку в Москву, затем – в Калининскую область. В 1936 г. с отличием закончил Саратовское бронетанковое училище и направлен для прохождения службы на Дальний Восток. В 1938 году за бой в районе о.Хасан Д.А.Драгунский удостоен своей первой награды – ордена Боевого Красного Знамени. Великая Отечественная война застала Д.А.Драгунского в Военной академии им.Фрунзе. 21 июля 1941 года он принимает командование танковым батальоном. Принимал участие в боях в Смоленской области, в Киевской наступательной операции, в освобождении Польши и Чехословакии. За мужество и отвагу, проявленные при форсировании р.Висла и успешную операцию на Сандомирском плацдарме гвардии полковнику Д.А.Драгунскому присвоено звание Героя Советского Союза. 31 мая 1945 года вторично удостоен звания Героя Советского Союза. В послевоенное время, окончив в 1949 году Военную академию Генерального штаба, находился на различных командных должностях. Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник танковых войск Д.А. Драгунский за время службы в вооруженных силах СССР награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденами и медалями различных государств. Написал книгу "Годы в броне", переведенную на многие языки мира. В 1975 году Д.А.Драгунскому присвоено звание "Почетный гражданин города Новозыбкова", а на его родине, в с.Святск, установлен бронзовый бюст, который в 1995 г. перенесен в сквер боевой славы г.Новозыбкова.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) родился в г. Новозыбкове. Его отец – профессор Евгений Кузьмич Алексеев – был создателем и первым руководителем Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции (впоследствии – филиал Всероссийского НИИ удобрений и агропочвоведения). В Новозыбкове Ростислав поступил в начальную школу. В 1935 г. поступил в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. В 1943 г. Р.Е.Алексеев построил первый катер на подводных крыльях, в 1946 г. его образец скоростного катера достиг рекордной скорости – 87 км/ч. Это достижение держалось почти 20 лет. В 1957 г. спущен на воду теплоход "Ракета" – первенец крылатых судов Алексеева. В настоящее время в мире построено и эксплуатируется около 1400 скоростных теплоходов на подводных крыльях. Восемь из каждых десяти – конструкции Р.Е.Алексеева. Признанием заслуг доктора технических наук, лауреата Ленинской и Государственной премий Р.Е.Алексеева является тот факт, что его портрет помещен в Конгрессе США в Вашингтоне – в национальной галерее выдающихся людей XX века. Именем Р.Е.Алексеева названа площадь в г. Нижний Новгород. На ней установлен один из отслуживших свой век "Метеоров", в котором открыт музей истории скоростного флота. Есть улица Алексеева и в г. Новозыбкове.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём городе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

1) Главной целью нашего воскресного вояжа выходного дня было бывшее село Святск в 30 км к западу от Новозыбкова. Только вернувшись домой в Клинцы, я понял, что только миновала 29-я годовщина аварии на ЧАЭС. От последнего обитаемого села Старый Вышков до Святска пришлось добираться 13 км по полузаросшей и разбитой дороге. Друг говорил, тут надо на "Ладе" ехать, ей никакие ямы не страшны.

2) После чернобыльской катастрофы 1986 года Святск попал в зону, подлежащую немедленной эвакуации (уровень загрязнения цезием-137 выше 40 Ки/км²). Однако из-за непонимания радиационной опасности со стороны местного населения, а также из-за недостаточно активного финансирования работ по переселению, организованная эвакуация началась только в 1990-е годы.В 2000 году местная Успенская церковь сгорела, а в 2003г. село окончательно обезлюдело и в 2006г. было официально упразднено.
В настоящее время территория бывшего села запрещена к хозяйственному использованию и постепенно зарастает лесом.Никаких предупреждающих о радиационной опасности знаков нет, так что случайные туристы могут оказаться "сталкерами" и получить дозу радиации на территории "зоны" вовсе не по своей воле.

3) Святск был основан в 1714 году как старообрядческая слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка, на землях Киево-Печерской лавры, по разрешению тогдашнего архимандрита лавры Афанасия Миславского. Как и большинство старообрядческих поселений, Святск динамично развивался. По описанию 1781 года, в слободе Святской имелось в наличии:"Купцов и мещан "ведения конторы описных в Малой России слобод", 61 дворов, 80 хат, и крестьян Киевопечерской лавры, 13 дворов, 20 хат... Упражнение обывателей в хлебопашестве только для своего пропитания; упражняются же в торгах, перепродывая в Стародубе и слоб. Зыбкой, покупаемую в околичных селах пеньку и соль; нанимаются при том у клинцовских и зыбковских обывателей, под своз в Варшаву мыла и сами покупая оное, продают в городах полской области, Варшаве и Вильне; сверх того, делают многие из сих обывателей, конопляное масло и продают его в гг. Киеве, Ромне и других малороссийских местечках. Сии обыватели в рассуждении, что слобода оная осажена на землях, принадлежащих Киево-Печерской лавре, платят оной в год по 47 рублей".

4) В XIX веке Святск был одним из крупнейших населённых пунктов своего уезда, уступая только уездному городу Суражу и посаду Клинцы, который был крупнее самого Суража. Здесь было два храма - старообрядческий и единоверческий. В конце XIX в. была открыта земская школа.
С прекращением преследований старообрядцев (1905), здесь в 1910 году была построена новая деревянная Успенская церковь, простоявшая до конца ХХ века.
По описанию рубежа XIX-XX вв.: «Жителей в посаде более 3500 душ; здесь бывает 5 ярмарок в году, но обороты их незначительны. В Свяцком существует скотобойня, а также кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на 16 тыс. рублей".

5) В 1923 году Святск, лежащий на границе уезда и губернии (а до 1772 года - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога).

6) После радиационного загрязнения, в селе оставались старики, не желавшие переселяться в более безопасную зону в районе Новозыбкова. В 90-е гг. там скрывались беглые зеки, были даже переселенцы из Казахстана. В 2000г. храм сгорел, в котором с 1983 года не проводились службы и за зданием, кроме местных селян, никто не смотрел.

7) Максимальная численность населения села составляла 4000 человек в 1901 году. На youtube нашёл видео из Святска 1994 года съёмки, на записи были ещё все дома целые. Все каменные постройки разобрали на б-у кирпич жители окрестных сёл.

8) При прогулке спасли ёжика, провалившегося в глубокую яму, из которой он самостоятельно не мог выбраться. Зверёк измождённый был, мы его положили в траве и оставили. В селе мы потом не одни оказались, приехали парни с металлодетектором и ушли на кладбище искать возможные оставшиеся ценности.

9) Бывшая аллея.

10) Это сельская улица. Здесь были дома, от который остались фундаменты после разорения.

11) Такая участь постигла все без исключения кирпичные строения.

12) Ушедший мир.