Чем отличается староверческий крест православного. Какой нательный крест является правильным

Чем отличается староверческий крест православного. Какой нательный крест является правильным
Чем отличается староверческий крест православного. Какой нательный крест является правильным

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются . Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы . У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет - определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений . Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий . И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.



Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей - красных, белых, зеленых и пр. - не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма - это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых - царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники - специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.


Унисонное пение и одежда верующих

Если в церкви происходит Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих . Аккорды, трезвучия и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены. Также определенную информацию о принадлежности храма может дать одежда верующих, которая отличается своей строгостью.

Крест - символ искупительной жертвы Христа - не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры.

Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви - они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией. Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного - религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях.

Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя - небольшая перекладина - должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.

На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл.

По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи. Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.

Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового. Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств.

Например, крест. Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.

Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.

Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

В них главной отличительной чертой является навершие - верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других - нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.

Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки. Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии.

Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят.

В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества - архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий - известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.

В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи "Иисус Христос Царь Славы". Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крест - общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах.

Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным. Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм. Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.

И причина этому отнюдь не в экономии - среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, - а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств.

В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.

Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Молитва Животворящему Кресту - примеры молитвенных текстов Кресту Христову

Широко известна в православии практика почитания святых, а также культ ангелов и других небесных сил. Однако существует и более экзотическая и довольно странная практика почитания Креста. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Почитание Креста в православии

Крест в таком случае пишут с большой буквы, так как верующие люди наделяют его личностными качествами и относятся к Кресту, как к самостоятельной персоне. Богословски такое «благочестие» не обосновано ничем, оно просто есть.

При этом робкие попытки свести всю проблему к уровню аллегории и богословской метафоры не убедительны в силу незыблемого святоотеческого правила: закон молитвы - это закон веры. То есть молитва Животворящему Кресту, практикуемая в православии, подразумевает под собой веру в персонифицированное бытие некоего наделенного сознанием Креста.

Впрочем, цель данной статьи состоит не в том, чтобы углубляться в теологические вопросы крестопоклонничества, а проиллюстрировать эту практику на примере нескольких наиболее популярных молитв.

Основная молитва честному Животворящему Кресту

В нашей статье молитва будет дана в современном русском переводе, так как человеку, не знакомому с церковнославянской лексикой, оригинальный текст может показаться неудобоваримым.
"Пусть воскреснет Бог, и рассеются враги его! И пусть убегут от лица его те, кто его ненавидит! Как исчезает дым, так они и исчезнут, как тает воск перед лицом пламени, так погибнут и демоны перед лицом любящих Бога, осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: «Радуйся, почитаемый всеми Животворящий Крест Господа! Изгони демонов силой распятого на тебе нашего Господа Иисуса Христа, спустившегося в ад и поправшего силу дьявола и подарившего нам тебя – свой почитаемый Крест, чтобы изгнать всякого врага. О, почтеннейший и Животворящий Крест Господа! Помогай мне вместе со святой госпожой Девой Богородицей и вместе со всеми святыми во веки. Аминь".
Эта молитва Животворящему Кресту входит в состав так называемого вечернего молитвенного правила и читается каждый вечер всеми верующими. Первые ее стихи взяты из 67 псалма, истолкованного в свете догмата о воскресении из мертвых Иисуса Христа. Существует и другая общеупотребительная молитва Животворящему Кресту Господню, не столь, однако, известная и к тому же более пространная. Ознакомиться с ней можно ниже.

Альтернативная молитва ко Кресту

"Перед дивной чудотворящей силой, четвероконечный и трисоставный Крест Христа, у подножия твоего в пыль распростертый, покланяюсь тебе, почтенное древо, отгоняющее от меня все нападки демонов и освобождающее от всех бед, печалей и неприятностей. Ибо ты есть древо жизни! Ты есть очищение пространства, освящение святого храма, защита моего дома, охрана моего ложа, просвещение разума моего, сердца и чувств. Знамение твое святое защищает меня с того дня, когда я родился, просвещает с того дня, когда я крестился; оно пребывает со мной и во мне во все дни жизни моей - на суше и на воде. И к могиле оно будет провожать меня, осеняя мои останки. Оно же - священное знамение чудотворного Креста Господа, возгласит всей Вселенной о часе всеобщего воскресения из мертвых и страшного суда Божьего. О, Крест всепочтеннейший! Силой твоей наставь, научи и благослови меня, недостойного, искренне верующего, не имея сомнений, в твою непобедимую силу! Защити меня от всякого врага и исцели все болезни мои душевные и телесные. Аминь".
Эта молитва Животворящему Кресту не употребляется в богослужении, но распространяется в молитвословах и других сборниках молитвенных текстов, предназначенных для домашнего использования.

Краткие воззвания

Существует и несколько кратких текстов, призванных помочь выразить почтение этому предмету. В первую очередь, это маленькая молитва Животворящему Кресту, которой иногда заменяют пространный текст, предназначенный для ежевечернего произнесения и который мы приводили выше.

Звучит она так:

"Защити меня, Господи, силой почтенного Животворящего Твоего Креста и сбереги меня от всякого зла".
Существуют и другие молитвы Кресту, порою очень длинные – каноны, акафисты, которые без труда можно найти в церковных лавках.

Как крестятся православные и для чего это нужно?

В христианстве есть множество традиций и действий, значения которых мы не понимаем. Так, например, о том, как крестятся православные, зачем они это делают, мы не задумываемся, а просто механически выполняем. А ведь во всем есть свой подтекст. Давайте разберемся в этом вопросе.

Виды крестного знамения

В христианстве существуют три вида крестного знамения: двоеперстие, троеперстие и именословное. На сегодняшний день среди прихожан наиболее распространено именно троеперстие, когда большой, указательный и средний палец складывают вместе, а другие два подгибают к ладони, после чего крестятся.

Три пальца являются символом Святой Троицы. Двоеперстие считается более древним и относится еще к временам старообрядцев. При двоеперстном крестном знамении указательный и средний пальцы складывают в знак единства божественной и человеческой природы Христа.

Именословным крестным знамением пользуются только священники. Называется оно так, потому что символизирует имя Христа. Итак, как крестятся православные? Прихожане пользуются троеперстием. Двоеперстие и именословное перстосложение используется священнослужителями, а также изображается на иконах. Последнее используется священниками еще и при освящении предметов.

Как крестятся православные: особенности

В христианстве официально приняты три конфессии: православие, католицизм и протестантство. Мы рассмотрим православие и католицизм. У православных христиан отношение к традициям более строгое. Не так покрестишься, не так поклонишься - не миновать осуждения.

В католицизме же больше уделяется внимания мирской жизни, а многие православные традиции хоть и есть, но или упразднены, или выполняются прихожанами по принципу "кто как умеет". Итак, как крестятся православные?

Складывать пальцы следует в троеперстие, после чего рука подносится сперва ко лбу, затем к пупку, а потом от правого плеча к левому. Но почему православные крестятся таким образом? В этом есть особый смысл. Правая сторона в христианстве всегда считалось стороной спасения, а левая - место гибнущих.

То есть таким образом православный христианин просит причислить себя к спасенным. Католики же делают наоборот: слева направо. Для них такой жест означает, что они открывают сердце для Бога. Некоторые православные же свое крестное знамение расшифровывают так: они закрывают свое сердце от Сатаны.

Итак: почему всё-таки православные крестятся справа налево, а католики слева направо?

Так вот, католикам до 1570 года позволялось креститься как справа налево, так и слева направо. Но потом папа Пий V настоял на том, чтобы это делать слева направо и никак иначе. «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому», - говорил великий Божий посланник.

Дело в том, что, когда ты перещаешь руки таким образом, крестное знамение, согласно христианской символике, исходит от человека, который обращается к Богу. А при перемещении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека.

Заметь: недаром и православные, и католические священники перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Это своего рода благословляющий жест.

Кроме того, что интересно, так это то, что движение руки слева направо означает переход от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве ассоциируется с дьявольской силой, а правая - с божественной.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским. Вот так вот! Если для тебя был интересным этот факт, тогда делись статьей с друзьями.

Добросовестная точность

Большая часть христиан и не задумывается о том, для чего же они крестятся. Для многих это является механическим действием. А такое бездумное выполнение делает этот жест просто бессмысленным и не несущим никакой энергетики.

Любой способ осенения себя или других людей крестным знаменем должен нести смысловую нагрузку, и тут уже вы должны сами выбрать, что для вас важнее: открыть сердце Господу или закрыть его от Сатаны. Поэтому нужно интересовать не только тем, как крестятся православные, но и тем, зачем они это делают.

Помните, что налагать на себя символически православный крест - значит нести большую ответственность.

Церковный раскол: борьба за благочестие или власть

Что такое церковный раскол? Церковный раскол – это название исторического события, случившегося в 40–50-х годах XVII века, когда определенная часть духовенства не поддержала патриарха Никона в его реформах. Главными его оппонентами стали Иван Неронов и Аввакум Петров, оба были протопопами и входили в сообщество блюстителей веры.

Трактовка церковного раскола

Церковный раскол многими историками еще в дореволюционное время описывался как чрезвычайно драматическое событие, повлекшее за собой множество трагических для русского народа последствий.

Этой же точки зрения стали придерживаться и советские ученые. В России, особенно царской, церкви всегда отводилась роль духовного хранителя и властителя душ. Что, собственно, вполне объяснимо - тогда религия в государстве была частью политики.

В советские времена вообще было принято любые события трактовать как борьбу угнетенных масс.

Исторические факты

Но если реформы Никона и церковный раскол проанализировать более глубоко, получается несколько другая картина. История гласит, что изменения в обрядах богослужения начались еще до официального начала раскола.

Были внесены поправки в служение литургии и в Псалтырь. Это считается основной причиной разногласия. Но церковный раскол произошел позже, когда патриарх Никон получил большие преференции от царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого.

Тот мог сам принимать решения, касающиеся церковной жизни. Многие современные историки уверены, что именно это является реальной причиной разногласия.

Отношение народных масс к расколу

Утверждение о том, что церковный раскол повлек за собой непримиримые разногласия в народе, также не подтверждается историческими фактами.

Изучая документы, ученые пришли к выводу, что страсти кипели в среде духовенства, которое искало сторонников изначально в представителях знати, ну а уж потом в ход пошли холопы.

Это уже были попытки организовать акты неповиновения. Основная народная масса осталась к этому процессу равнодушной. Скорее всего, потому, что даже не поняла, из-за чего весь сыр-бор.

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму – восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный. При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов. На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста – отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях. Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести– и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными. Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест – это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест – именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки. Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка. Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил «пилатову надпись». В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина – нижняя – была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным «мерилом праведности». Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти».

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Даже спустя 300 лет после церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича в России остались люди, исповедующие христианство по старому образцу. В быту их так и именуют – старообрядцы (или староверы). Свято почитая Господа, они крестятся двуперстием, ибо «щепотью вы соль и табак берёте – в раны Христа кладёте». А Святую Троицу у них обозначают сомкнутые воедино большой палец, безымянный и мизинец. И восьмиконечный крест у них не имеет распятия – только надписи во славу Господа.

Похороны у старообрядцев

Также как в быту староверы отличаются от прихожан православной Церкви, так и обряд похорон у них имеет свои особенности. Ниже перечислены похоронные обычаи староверов из разных волостей дореволюционной России. Во многом эти традиции архаичны и не исполняются в наши дни в полной мере. Даже в больших поселениях сейчас предпочитают не выращивать лён на подворье для похоронной одёжи, а покупать уже готовую ткань. Это же касается изготовления гроба (его теперь покупают вместо собственноручного вытёсывания колоды из цельного дерева) и транспортировки к кладбищу (используют автомобиль, а не несут вручную). В общих же чертах старообрядцы стараются придерживаться заветов своих отцов.

Накануне смерти

Исповедь считается одним из важных этапов на пути к Господу. Для неё приглашают наставника или очищают душу перед старшим членом общины. Приглашать православного священника считается верным пропуском в Ад.

Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Для облегчения души умирающему задавались вопросы:

  • Не желаешь ли поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю?
  • Нет ли желания исповедать грех, в котором ранее не было раскаяния?
  • Не хранишь ли обиду на кого из близких?

По окончанию исповеди налагалась епитимья согласно озвученных грехов. Считалось, что без покаяния нельзя представать перед Богов. По нераскаявшимся при жизни усопшим читали только молитву на отход души, без отпевания.

Плач по покойному

Во многих общинах староверов принято громко оплакивать ушедших из жизни. Причитать начинают прямо с момента констатации смерти. Часто для этих целей приглашали плакальщиц. Опытные жалобщицы могли своими причитаниями настолько растрогать присутствующих, что даже у мужчин порой катились слёзы. Считалось, что душа, услышав подобные стенания будет удовлетворена и не станет возвращаться в дом.

В других поселениях плач порицался. Его называли вытьём и другими оскорбительными словами.

Занавешивание зеркал

В обязательном порядке по всему дому занавешивались все зеркальные поверхности. Это касается зеркал, начищенных металлических створок, самоваров, а в последнее время и телевизоров, мониторов.

Омовение

Для обмывания звали уже не знающих греха пожилых староверцев одного пола с почившим. Если община немногочисленна, допускалось приглашать женщин в летах для преставившихся мужчин.

Очищение телесных покровов проводили в первые часы по кончине. В силу трудоёмкости, этим занималось 2-3 человека. Начинали с головы и заканчивали ногами. Правую сторону прежде левой. Часто для этих целей использовали «Иорданскую» воду, набранную 18-19 января.

После омовения воду не выливали в общие места. Вместе с губками, гребешком и прочими использованными принадлежностями её относили за село и прикапывали – «дабы нечистый не воспользовался».

Облачение

Похоронную одежду заготавливали заранее. Она состояла из нательного белья (рубахи), носков (у женщин - чулок) и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани. Женская рубашка достигала щиколоток, мужская – колен. Исподнее готовили белого цвета. В отдельных волостях этим и ограничивались. Но чаще поверх мужчинам надевали штаны, не заправляя, а женщинам – сарафан тёмных тонов: синего, коричневого или чёрного цветов. Вышивка или прочие украшения не допускались. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд».

Девушке заплеталась одна коса, плетением вверх, а замужней – две и плетением вниз. На голову повязывали косынку или чепчик, а сверху ещё платок.

Саван

Готовился из длинного белого полотна. В одних губерниях он представлял собой 12 метров ткани, в которую одетого почившего крепко пеленали вместе с головой. В других отрез материи складывали пополам по длине и сшивали в верхней части. Таким образом, похоронное покрывало приобретало вид лодки, в которой усопшего отправляли странствовать по загробному миру.

Гроб

Ещё до середины прошлого века сохранился обычай вытёсывать посмертное ложе из поваленного ствола дерева. Такую домовину заготавливали заранее и она хранилась на чердаке жилого дома, ожидая хозяина. Считалось даже, что она приносит благополучие и достаток в дом.

По другим традициям гроб изготавливался только после смерти. Его сбивали из досок, без использования железных гвоздей. Их заменяли деревянные чопики или крепления боковин по типу ласточкиного хвоста. Тканью дерево не оббивали ни изнутри, ни снаружи. Крест на крышку гроба также не крепили – «ибо негоже Божий символ в могилу опускать».

При изготовлении домовины любым из способов щепу не жгли и не выбрасывали. Она служила наполнителем для подстилки и подушки.

Положение во гроб

Ранее одетое в саван тело до самих похорон укладывали на лавке, ногами к иконам. И более его не трогали. В гроб помещали практически перед самым выносом на кладбище. Сейчас этот обычай не соблюдается. Если тело остаётся в доме, то его сразу располагают в домовине.

На дно гроба укладывали оструганную щепу, берёзовые листья, хвойный лапник. В изголовье клали подушку, набитую листьями или собранными в течение всей жизни волосами умершего. Поверх клали тело, облачённое в саван. Руки располагали на груди – правую поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. На грудь иногда возлагали крест или икону святого. Для женщин использовали Богородицу, для мужчин – Николая Угодника. Перед самым погребением иконы и крест вынимали из гроба.

После положения тела во гроб, последний, для крепости, могли связывать лыком или бечевой. Это же допускалось и в отношении самого тела, обёрнутого в саван. Перевязывание совершали таким образом, чтобы складывалось 3 креста: в районе грудины, живота и коленей. Данное перекрещивание напоминало восьмиугольный крест, которым осеняют себя староверы.

День захоронения

Старообрядцы хоронят на третий день. Но летом, во избежание быстрого разложения, могут и на следующий после смерти.

Отпевание

По старинным традициям было принято все три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Для этого созывались 3-4 человека из общины и они, сменяя друг друга произносили молитвы. В наше время ограничиваются тремя панихидами:

  • Накануне погребения.
  • Утром в день погребения.
  • Перед самым захоронением, на погосте.

Службы читаются долго. Считается, чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстаёт перед Господом. Отпевания удостаиваются только праведно прожившие жизнь на земле. Жившие в гражданском браке, пьяницы, отступники и непокаявшиеся, могут рассчитывать только на отходную молитву.

Прощание с умершим

Прощание с умершим устраивали у порога дома. Для этого гроб выносили во двор, ногами вперёд, и устанавливали на стол или табуреты. Собравшиеся подходили к усопшему с молитвами и поклонами. Хозяева могли тут же накрыть обеденный стол. Таким образом, почивший как бы в последний раз трапезничал в кругу знакомых. В таком случае после кладбища поминки уже не справляли.

Могила

У одних народностей было принято закапывать тела как можно глубже. Другие ограничивались расстоянием «по грудь», чтобы во время всеобщего Воскресения упокоенный мог вылезти из ямы. Часто рыли своими силами, не доверяя это дело служителям некрополя.

Располагалась могила таким образом, чтобы голова покойного была ориентирована на запад, а ноги – на восток.

Похоронная процессия

Домовину с телом несли до кладбища на руках или на волоках. Лошадей для этого дела не использовали – «ибо конь нечистое животное». В качестве носильщиков были 6 человек из общины, ни в коем случае не родственников. Иногда можно встретить требование, чтобы женщин несли женщины, а мужчин – мужчины. Но эта практика давно изжила себя. Сейчас до самых ворот кладбища гроб подвозят на катафалке.

Останавливалась процессия трижды: в середине села, на краю села и перед кладбищем. Ход вели нетореной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». За скорбящими кидался сосновый или еловый лапник – «чтобы упокоенный ноги исколол, если решит возвратиться».

Похороны

На самих похоронах проводится последняя служба – Лития. Из гроба достаются символы веры, крышка заколачивается. Захоронение происходит обычным способом. В могильную яму также опускают волокуши (при использовании) и полотенца, если те сильно загрязнились при опускании домовины.

Поминовение

Поминальными считаются 3-й, 9-й, 40-й дни и «година» (годовщина). Редко встречаются общины, где отмечают полусороковины (20-й день) и полугодовщину. Также поминовение осуществляют в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы.

На столе не должно быть выпивки (допускается только квас), чая и мяса. Некоторые общины отказываются и от картофеля. Обязательной считается кутья – отваренная пшеница в меду. Также подаются щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Поминальный обед скромный, проводится в молчании. Основная часть его – чтение молитв.

Проводы души

По поверьям, душа упокоенного до сорокового дня обитала на полотенце, что расположено в красном углу избы (где иконы). Потому любой сквозняк считался движением усопшего. На 40-й день родственники выносили полотенце за село и трижды встряхивали его в направлении кладбища, освобождая душу. При этом произносились напутственные слова и бились поклоны.

Траур

Общины староверов по своему укладу осуждают праздность и излишние увеселения. Потому траура в общем понимании у них нет. Важно отмечать годовщины смерти своих родственников. По родителям поминовение следует проводить на протяжении 25 лет.

Отношение к самоубийцам и отступникам

Налагающие на себя руки, отступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь в миру не достойны погребения по существующему обряду. Чаще всего их хоронили вне кладбища, без надлежащего прочтения молитв. Их даже провожать не разрешалось – «чтобы упокоенный сполна получил за свои грехи»

Умерших без покаяния, в дороге или общественном месте в царской России хоронили в убогих домах, отдельно от остальных верующих.

Отношение к кремации

Крайне негативное.

Надгробие

Восьмиугольный крест с навершием из плотных пород дерева – самый распространённый вид надгробия. Его устанавливают в ногах, чтобы восходящее с востока солнце осеняло могилу крёстным знамением. Табличка с именем и датами крепилась в самом низу, под последней перекладиной. Фотографию не ставили. Посреди креста, в месте пересечения главных перекладин, допускалась вставка иконы.

В иных областях можно встретить колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Ещё один вариант надгробия – столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.

Погребение старообрядцев православными священниками

Хотя сами староверы отрицают подобное захоронение, православные священники соглашаются присутствовать на их похоронах. При этом совершается обряд как для прочих иноверцев. В храм гроб не заносят, литию и панихиду не читают, а с песнопением «Святый Боже» облачённый в священные одежды священник провожает умершего к последней обители.

Возможно, вам будет интересно: