От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание

 От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание
От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание

Антихрист, который грядет в теле, спровоцирует последние разоблачения в мире, как судья. Мир создает себе судью по своему образу и подобию, и судья тот не только показно простит, но даже и одобрит то, что любой последний негодяй в глубине души считает не подлежащим оправданию и прощению. Сущность такого судьи – лютый иудейский деспотизм после временного псевдорусского великодушия, сакрализация всей собственности, – господство Единицы над всем и вся.
Все обещания будут даны с условиями. Баш на баш, ты мне – я тебе – вот основной принцип его власти. Главная цель Антихриста - захватить в свои руки мировую власть над всеми без исключения народами. Стремление к мировому господству присуще было всем предтечам Антихриста, с коими у последнего имеются общие черты и сходство во внешнем виде, характере, стиле поведения, манере разговора.
На первом этапе Антихрист стремится к достижению популярности среди иудеев, примет все старания для того, чтобы иудеи признали его своим вождем, своим обетованным Мессией из Торы, своим Мошиахом. Будет, как в сказке о глупом мышонке петь песни и русским, которых легко обмануть - обещать воскресение России, убеждать, что восстановление счастья народа возможно.
«Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист» - предупреждал преподобный Зосима своих учеников.
Антихрист – это некая отрицательность, зона отчуждения, обрамленная во многие правильные, умные, но не наполненные любовью слова, пустота, которая буде засасывать и пожирать души.
Антихрист как некоторое «ничто» несамостоятелен, он питается и растет от обращенных на него взглядов, от искренних слов и внимания, он получает значительность от вкладываемого в него значения, сияет в лучах поклонения, уважения, хорошеет только тогда, когда чахнут другие.
Как в «Ревизоре» великого пророка России Н.В.Гоголя, мир сам породил из себя самого подходящего для себя прохвоста и, подпадая постепенно под власть этого князька, напитал его собой и взрастил для себя с целью дать ему все и получить взамен более, чем все.
«Возьми нас, но только спаси нас» - скоро скажет мир, и Антихрист купится на выгодную сделку, милостиво согласится стать Единым господином. Он называет себя Судьей, Христом, но мир знает, что настоящий судья неподкупен.
«Овладевает свободой людей лишь тот, кто успокаивает их совесть» - сказал пророк России Ф.М. Достоевский. Его Великий Инквизитор, прототип грядущего Хама, который и есть Антихрист – раскрывается перед Самим Христом: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться перед тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение…и чтобы непременно все вместе».
Грядущий Антихрист – не кот в мешке, его знают все и авторитет его бесспорен.
«Я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя!» - кричит Антихрист в лицо Христу. «Мы не с Тобой, а с ним – вот наша тайна!» «Но мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уже не пустим к себе»./Ф.М.Достоевский/

«Принудительное всемирное счастье, бесспорный, общий и согласный муравейник» - ожидают на недолгий срок человечество «ибо кому владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их».
Кроткий, как агнец, ненавистник неправды, пропагандист благочестия, обличитель лжи –таким предстает Антихрист в истории своего возвышения над миром в «Краткой повести об Антихристе» еще одного пророка России Вл. Соловьева. Ко всем ласковый, кроткий, угодный, благообразный, Антихрист искренне желает помочь людям, но никого не любит, кроме самого себя. В сфере человеческих схем общения нет формул, способных смутить, озадачить Антихриста, выбить его из колеи, расстроить. Он толерантен и всегда на высоте. Он почти надмирен. Для него нет ничего невозможного кроме исповедания Сына Божия Иисуса Христа. Антихрист не может прочесть Символ Веры, не может причаститься, не терпит разговора о Евхаристии, считает необходимым запретить «детское кормление из ложечки» и требует от верноподданных полагать за истинное причастие – принятие его учения и исполнение его личной воли, как воли Бога.
Он выдает себя за Бога, он действительно считает себя Богом, много говорит о любви, но любви в нем нет и быть не может.
Антихрист будет приятен и привлекателен для нечестивых и ужасно мерзок и голосом, и лицом, и всей своей наружностью - для благочестивых людей.
Антихрист придет для окончательной брани против церкви Христа. Это последнее время безошибочно узнается каждым по величайшему напряжению сил зла и по внезапному ослаблению личного стремления к Богу.
«Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при Антихристе с самим сатаною будут вести войну» /Св. Кирилл/. И никто не сможет окончательно победить Антихриста, кроме Христа.
Священство станет союзником Антихриста в гонениях на верных христиан, епископов, священников, мирян. Верные сохранятся внутри православной церкви – Филадельфийская церковь последних времен - Святая Русь – сохранится «не только в ребрах, но и в бревнах».
Главное в тайне беззакония – не то, как долго будет править Антихрист, а сколько душ он заберет в ад. Заберет по предсказаниям старцев – почти всех. Править будет 3,5 года.
Еще две составляющие великой тайны беззакония – Антихрист сомневается сам в себе, но не желает верить, что отец его – дьявол. Он считает себя сыном Бога, Его единственным наследником, а Господа нашего Иисуса Христа полагает лишь за своего предтечу.
Возомнив себя главным, долгожданным, великим и единственным уполномоченным Судьей мира, ради которого писалась многовековая история человечества, спасителем и воскресителем мертвых душ, он планирует занять Престол Самого Отца небесного и считает концом /целью/ существования света свое собственное воцарение по воле Бога на Престоле мироздания в Царствии Небесном.

«Ты доживешь до времени, когда будет Антихрист. Не бойся, а говори всем, что это «он», и не нужно бояться» /пр. Лаврентий/. Святые отцы православной церкви указали единственный путь спасения в последние времена – бесстрашие. Оставил нам свое краткое духовное завещание и патриарх Пимен:
1.Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
2. Россия, как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос – наш путь, истина и жизнь. Без Христа не будет России.
3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
4. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
Сегодня нечистые попытки внутри Церкви изменить календарь и язык богослужения убеждают нас о том, что кто-то пытается приблизить конец света истины, а цель Антихриста почти достигнута. Он проник в церковь. Антихрист идет не через Кремль, а через РПЦ МП.

Преподает

Магистратура:

Экзегетика Священного Писания

Общий педагогический стаж:

Стаж работы по специальности:

Библиография

На русском языке:

  1. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. СПб., 2001. С. 101–117.
  2. Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. № 2 (15). С. 170–183.
  3. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. № 3 (16). С. 229–270.
  4. Учение архимандрита Софрония о старчестве // Начало / Журнал Института богословия и философии. СПб, 2001. № 10. С. 84–112.
  5. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы» // Альфа и Омега 2001. № 2 (28) и 3 (29).
  6. Подвиг Богопознания // Архимандрит Софроний. Подвиг Богопознания. Письма с Афона к Д. Бальфуру. М., 2002. С. 25–38.
  7. Архимандрит Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое / Предисловие. М., 2001. С. 11–15.
  8. Архимандрит Софроний. Письма в Россию / Предисловие. М., 1997. С. 7–16.

На английском языке:

1. I Love Therefore I Am. The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. New York: St Vladimir"s S. Press, 2002.

2. The Theology of Archimandrite Sophrony. D. Phil. Thesis. Oxford, 1999.

3. Monastic life according to Father Sophrony // Sourozh, № 99. London, 2005. C. 29–41.

4. St Silouan the Athonite and Archimandrite Sophrony // Conomos D. and Speake Gr. (eds.). Mount Athos The Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain. Oxford: Peter Lang, 2005. C. 141–162.

На французском языке:

1. L"Archimandrite Sophrony; Esquisse // Buisson Ardent № 10. Pully, 2004. C. 107–126.

J"aime done je suis: Le legs theologique de 1"archimandrite Sophrony. Пер. Michel Quenot. Paris, 2005.

1. Архимандрит Софроний. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2001, С. 50–90.

2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 51–57 // Церковь и время 2000. №4 (13). С. 328–355.

Биография

В 1982 г. окончил 9 классов средней общеобразовательной школы № 116 в Москве и поступил в Московское государственное музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1986 г. получил диплом преподавателя теории музыки.

С 1986 по 1988 г. проходил военную службу в армии.

В 1989 г. совершил паломническую поездку в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Великобритании, основанный архимандритом Софронием Сахаровым, по благословению которого был принят в братию монастыря.

В 1990 г. рукоположен в сан диакона.

С 1990 по 1991г. проходил курсы английского языка в Кольчестере (Colchester Institute, U.K.), по окончании которых получил следующие сертификаты: Первый Кембриджский Сертификат (Cambridge First Certificate) и Кембриджский Сертификат Квалифицированного владения языком (Cambridge Proficiency).

В 1992 г. поступил в Оксфордский Университет (Великобритания) на богословский факультет в колледж «Пемброук» (Pembroke Colledge, Oxford).

1996 г. окончил с отличием полный курс бакалавра (ВА Honours in Theology), продолжил образование в Оксфордском университете и в 1997 получил звание магистра (MA Honours).

В 1999 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Богословие архимандрита Софрония», получив звание «Доктор богословия» (PHD in Theology).

В 2001 г. проходил обучение греческому языку в Афинском лингвистическом центре и в 2002 г. в Аристотелевском университете (Салоники, Греция).

В 2001 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в сан священника.

Принимал участие и выступал с докладами в различных богословских конференциях: в Международном конгрессе по Свт. Григорию Паламе (Афины, 1998) и др.

С 2004 г. преподает в Кембриджском Православном Институте, читая курсы лекций по русской религиозной мысли XIX–XX веков и по Новому Завету.

С 2006 г. зачислен в коллегию Эссекского Университета (Великобритания) накафедру «Психоаналитики».

С 2006 г. преподает Экзегетику Священного Писания на Кафедре библеистики в МДА.

Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК.

Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.

Иностранка

– Что происходит с теологией в Европе?

– Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень.

Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука.

– А как в России?

– В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук.

Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

– Что такое теология?

– Современная теология – это крупное образовательное направление, или, говоря в терминологии ВАКа, укрупнённая научная специальность: комплекс специальностей и наук. В неё входят такие науки, как история вероучений, библеистика, историческая литургика, история Церкви, церковная археология, церковное искусство, патрология (наука о христианской письменности – богатейшей области древней письменности), ряд психологических дисциплин, христианская этика, христианская философия, церковное право, каноника. Все эти дисциплины представлены в западном образовании и являются неотъемлемой частью европейской гуманитарной культуры.

– Православный Свято-Тихоновский университет возник в каком-то смысле стихийно.

Когда в конце 80-х годов прошлого столетия появилась возможность открыто говорить о христианстве, к нам обратились с просьбой читать лекции о православии. В течение нескольких лет мы проводили лектории: сначала по 4 лекции, потом годовые.

И наши слушатели спросили, не можем ли мы устроить что-то более серьёзное и систематическое?

– То есть это был запрос «снизу»?

– Да, и мы решили организовать курсы (в 1991 году), а затем студенты и преподаватели сказали: давайте сделаем институт. Курсы, по благословению Патриарха Алексия II были преобразованы в Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Потом мы узнали, что в государственном перечне образовательных направлений, оказывается, уже имеется бакалавриат то теологии. Туда теологию внесли без наших хлопот, без каких-либо усилий со стороны Церкви. Инициатива эта принадлежала, как это ни парадоксально, бывшим научным атеистам.

– В чем была их мотивация?

– После перестройки они остались без работы, и в стремлении обеспечить себя трудовой деятельностью они ввели в перечень образовательных направлений религиоведение и теологию. Стандарт по теологии отличался от стандарта по религиоведению буквально двумя фразами. И оба стандарта были атеистическими.

– Подождите, атеистический стандарт по теологии?

– Это парадокс, но факт. Тем не менее, это дало нам возможность получить лицензию. Через несколько лет стали вводить образовательные стандарты второго поколения, и тут мы взбунтовались и сказали, что не может существовать теология, преподаваемая по атеистическому стандарту. Нужен конфессиональный стандарт. Оказалось, что это непонятно и трудно для нашего Министерства образования.

– Как это, конфессиональный стандарт? Ну, введите, мы не умеем. Только вы помните, что у нас страна поликонфессиональная, значит, стандарт должен быть и для православных, и для мусульман, буддистов и иудеев. Одна теология для всех должна быть, мы не можем водить 20 разных теологий.

А мы понимаем, что не может быть одного стандарта для христиан, мусульман и буддистов. Что же делать? И тут нас озарила счастливая идея. Мы предложили ввести поликонфессиональный стандарт.

Это стандарт похож на куст. У него одно основание, один корень, в который входят общие дисциплины вроде истории России, английского языка, истории культуры, ОБЖ и т.д. Затем эти стандарты разветвляются по конфессиям. Каждая религия выбирает себе свою ветвь из пучка стандартов.

Министерство согласилось на такой подход, и мы его осуществили. Причем, мы сделали шаблоны для всех религий, так что они все нам были очень благодарны.

Такой стандарт и был утвержден министерством и стал государственным. В нашей стране появилось государственное религиозное образование. Легитимное религиозное образование. Это настоящее преодоление декрета Ленина об отделении Церкви от школы и Церкви от государства!

Осознавать это стали позже.

– А на тот момент было ли сопротивление сверху?

– И очень большое – нужно было преодолеть множество препятствий. Менталитет русского человека ещё совершенно не свободен от последствий советского периода. Приходится убеждать людей в самых элементарных вещах.

Теперь мы выдаем нашим выпускникам дипломы государственного образца. В 2008 году был принят Закон об аккредитации духовных школ, и наш стандарт пригодился теперь для всех Духовных Семинарий и Академий Русской Православной Церкви. Наш университет оказался ледоколом. Теперь уже никто не спорит про государственный стандарт по теологии.

Так, несомненно, будет и тогда, когда теологию внесут в Перечень научных специальностей. Все сразу, как по команде, забудут, что теология якобы не наука.

В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета.

Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара.

В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова.

В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность.

Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах.

В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

После войны, когда в Германии была безработица, голод, Смолич зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. А потом, когда положение в Германии стабилизировалось, он стал сотрудником Восточноевропейского института при Свободном университете в Западном Берлине. Он входил в НИИ этого университета, где продолжал изучать историю.

В это время Смолич являлся прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине, кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии.

Целью научных трудов Игоря Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. Сам он писал о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII—XIX веков, то есть периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно этот труд по истории Синодального периода стал вершиной его научной деятельности.

За свою научную деятельность историк получил степень доктора философии, а в 1964 году Свято-Сергиевский Богословский институт присудил ему звание доктора богословия honoris causa.

Ему не суждено было осуществить свой всеобъемлющий замысел. В 1970 году историк почувствовал все увеличивавшийся упадок сил и с большим трудом почти сумел завершить второй том своей Истории Синодального периода. Работа над церковной историей России от Крещения до 1700 года так и осталась на подготовительной стадии.

Скончался 2 ноября 1970 года в Берлине. Похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРВУЮ В УКРАИНЕ, СНГ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПРОГРАММУ "ДОКТОР ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ"!

Программа "Доктор практического богословия" подразумевает более глубокое изучение тем, имеющих практическую направленность.

21 век

Общество сместило свой ракурс от модернизма к постмодернизму. Теперь взгляд сфокусирован на актуальной проблеме ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ, а также современного общества к церкви. Мы видим, как на просторах Европейского союза интерес к церкви все больше пропадает. Там богословие переформатировалось в либеральное течение, которое размыло все основы церкви. Причина не в том, что в Европе было мало богословов-теоретиков, а в том, что современное общество и церковь нуждается в профессиональных служителях - практиках .

Сравнивая американскую и постсоветскую богословские модели, мы с уверенностью можем сказать, что у нас все еще впереди, церкви находятся на стадии роста и прогресса. Сегодня нам нужны профессионалы в области служения. Те, кто сможет не просто проповедовать за кафедрами в церквях, не просто хорошо знает богословие и теологию, но профессионалы, которые способны идти вперед и вырабатывать стратегию для развития современной церкви.

ИТАК, НА ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОКТОРОВ СЛУЖЕНИЯ C ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

1. Морально-духовное измерение является основой жизни и адекватной профессиональной деятельности каждого человека. В зависимости от этого измерения, общественная среда растет и гармонично развивается. Кто может заложить правильное основание морально-духовных ценностей? Тот, кто имеет ресурс, и тот, кто владеет информацией.

2. Наше политическое, деловое, культурное, духовное, религиозное и социальное окружение зависит от глубокого и прочного основания и духовного хребта, который не гнется перед соблазнами этого мира и перед примитивными эгоистическими потребностями, преимущественно сосредоточенными на сребролюбие, гедонизме и гордыне. Кто может помочь сформировать такой крепкий хребет? Специалист в сфере служения.

3. О том, как начать учить в церкви, имея перед собой лучший пример человека, – Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы показать, напомнить нам о том, для чего Бог создал человека. Для этого нужны профессионалы, которые поднимут церковь на новый уровень!

ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, ЗАЧЕМ НУЖНА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА СЛУЖЕНИЯ

1. Доктор Служения (D.Min.) – это одна из важнейших научных степеней, предназначенная для служителей, которые поднимаются на новый уровень обновления своих парадигм и становятся еще эффективнее не только в своих церквях и городах, но и в служениях региона, страны и всего мира.

2. Доктор Служения – это помощь церквям, христианским библейским школам, организациям в росте их понимании и интерпретации служения Церкви по отношению к библейским, богословским, историческим, этическим и практическим областям. Именно эти области имеют большую потребность в правильном виденье и направлении.

3. Доктор Служения – это возможность правильно с богословской точки зрения помочь современным церквям определить свое виденье, цели, задачи. Всего того, что часто является проблемой для современной церкви, потому что вокруг нас так много церквей, которые не имеют ни виденья, ни цели и просто плывут по течению.

4. Степень Доктора Служения – это возможность для внедрения новых программ, новых направлений, которые нужны церкви сегодня, особенно в Украине, странах СНГ и Балтийском регионе.

5. Доктор Служения – это возможность для совершенствования своих навыков в служении. Программа помогает мужчинам и женщинам развивать более глубокое понимание библейских принципов и стратегий, чтобы они могли эффективно использовать их и внедрять в различные направления пастырской деятельности.

6. Докторская степень хорошо подходит для пасторов, миссионеров и других церковных лидеров, стремящихся к профессиональному и личностному росту.

7. Программа открывает возможности для актуальных публикаций, которые помогут современному обществу правильно сконцентрироваться на Иисусе Христе. Возможность для организации общественных круглых столов, церковных конференций и семинаров.

8. Сегодня, несмотря на пробуждение в регионах бывшего советского блока, на практике очень мало профессионалов с докторской степенью и тех людей, которые могли бы грамотно, используя современные методы, помочь церкви в исполнении ее предназначения.

9. Доктор служения – это подготовка таких служителей, которые способны помочь современной церкви разобраться с ее слабой стороной – конфликтами. Формулируя крепкий духовный хребет, мы выступаем в роли апологетов для современной церкви.