История педагогики. Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв

История педагогики. Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв
История педагогики. Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.


В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Школа XVII века Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности

3 слайд

Описание слайда:

Учителями в школах XVII века были духовные лица Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. Учителями в школах XVII века были духовные лица, и именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности со своими правилами. За свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев». Система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности. Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

4 слайд

Описание слайда:

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь написанный дьяконом В. Бурцева, очень известный в то время учебник. была распродан в течение одного дня в количестве 2400 штук.

5 слайд

Описание слайда:

Андреевский монастырь г. Москвы. В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов–ученых. Они должны были открыть учебное заведение (школу) при Андреевском монастыре г. Москвы. Но многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык. В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения.

6 слайд

Описание слайда:

«Братские школы». Русь нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего. Во многом организация школы напоминала современную. Образование в 17 веке, полностью совпадали с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение. Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. Но, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений. Поэтому появилась необходимость создание высшей школы.

7 слайд

Описание слайда:

Петр I. Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр начал создавать военные школы.

8 слайд

Описание слайда:

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня) В 1701 году была создана в Москве Школа математических и навигационных наук Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.

9 слайд

Описание слайда:

Л.Ф. Магницкий- автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности. Основным учителем в ней был Леонтий Магницкий (1669-1739), автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

10 слайд

Описание слайда:

Первая в России гимназия была основана в Москве 2 мая 1703 г. лютеранским пастором Эрнстом Глюком. 10 Слайд Первая в России гимназия Глюка была основана в Москве 1703 г. В гимназию принимали детей (недорослей) «всякого состояния».

11 слайд

Описание слайда:

князья Голицыны Бестужев-Рюмин Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский,Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин). Обучение было бесплатным. Основное внимание в гимназии уделялось изучению иностранных языков, и общеобразовательных предметов, а также: танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников.

12 слайд

Описание слайда:

В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось заниматься общим образованием.

13 слайд

Описание слайда:

В 1715 году организована Морская академия. Известный мореплаватель А.И.Чириков В 1715 году организована Морская академия, где изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, и другие науки. Учащиеся участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников, известные мореплаватели.

14 слайд

Описание слайда:

Екатерина II. . А.А. Прозоровский, А.И.Румянцев А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский, В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям, которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать. (В нем учились будущие генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф.Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И.Репнин, И.И. Веймарн, М.В.Каховский, генерал-прокуроры А.А.Вяземский, А.А.Беклешов, генерал-инженер М.И.Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М.Херасков, В.А.Озеров, М.В.Крюковский и многие другие.)

15 слайд

Описание слайда:

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями.

16 слайд

Описание слайда:

Выпускники Морского корпусаИ.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский Выпускники Морского корпуса - Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лисянский.

17 слайд

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) Московский университ. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый Михаил Ломоносов (1711–1765). Который был одним из инициаторов создания Московского университета.

18 слайд

Описание слайда:

Он первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, и первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения,домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы.

19 слайд

Описание слайда:

Петербургская медико-хирургическая академия 1798 г. эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины.

20 слайд

Описание слайда:

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей В.М. БЕХТЕРЕВ Е.С. БОТКИН Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей таких как.С. Боткин, В.М. Бехтерев.

21 слайд

Описание слайда:

Петр I принял решение создать начальные школы по всей России Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы, где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.

22 слайд

Описание слайда:

Российская императрица Елизавета Великая Иван Иванович Бецкий Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В 1763 году её главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795), который создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования.

Сразу следует сказать, что образование в России в 17 веке не было централизованным и сколько нибудь систематизированным. По крайней мере в начале века. Но вот ближе к концу XVII века, в стране произошли колоссальные изменения.

Общая характеристика образования России в 17 веке

XVII столетие знаменательно тем, что полный календарный век Русь считалась царством, а на престол взошли Романовы. И если вначале века была чудовищная смута и раздрай во всей стране, то к концу века положение стабилизировалось настолько, что Пётр Великий начинал свою бурную деятельность.

Именно культура России XVII века, образование, архитектура, живопись и литература получили мощный импульс развития по новому пути – пути секуляризма.

В общество, где люди жили традиционным укладом с теоцентрическим сознанием, постепенно начинает вторгаться мирская суета. Первый удар по этому сознанию нанёс спор «иосифлян» с «нестяжателями». Верх взяли последователи св. Иосифа Волоцкого, что в итоге через 400 лет привело страну к революции 17-го года.

Второй раскол – возникновение старообрядчества.

Глубину этих потрясений представить современному человеку невозможно, ибо сознание людей того времени отличалось кардинально. Об этом можно судить по путевым запискам Антиохийского митрополита Макария (из Сирии). Путешествуя по России в 1650-х годах, он обращал внимание на то, что для него было необычным, чужеродным. Но для нас оно было родным.

Да, подобных воспоминаний достаточно много, но почти все они были созданы европейцами, а их культура хотя и отличается от нашей, но очень близка. Многих явлений европейские путешественники просто не замечали, в виду обыденности.

В частности, арабского митрополита удивило то, что:

· Все дети на Руси, уже старцы;

· На рынках продавцы не торгуются;

· Зимой цены существенно снижаются;

· 1-ую и последнюю неделю Великого Поста, никто в городах не работает;

· Беднякам разрешено кушать рыбу во время церковных постов;

· Воскресные службы в церкви длятся по 8-10 часов.

Заметил бы это европеец? Вряд ли. Ибо во многие места европейцев не допускали, так как они были католики.

Но и для нас эти реалии обыденной жизни, кажутся невероятными, хотя для всего есть объяснения.

Культура в России XVII века

Первая половина XVII века была более стабилизационной, общество только приноравливалось к новому царю. Зато потом, произошёл ряд событий, характерных для эпохи Возрождения, только под русский «покрой».

1. После череды путешествий на край Русского царства, в Москве появились описания территорий от Пояркова, Дежнёва, Хабарова. Люди даже не знали, что существуют такие рыбы и животные, которых видели первооткрыватели.

2. Иннокентий Гизель, впервые упорядочил все имеющиеся сведения по истории Руси, и выпустил их с названием «Киевский синопсис». В этой книге были изложены все имеющиеся факты в исторической последовательности, из неё черпали сведения все последующие историки и исследователи. Даже до начала XIX века, её использовали как учебник.

3. Впервые появились литературные источники, подача материала в которых велась в новой манере, не летописной и не житийной. Образование в 17 веке в России было бессистемным, и книги были в основном церковные. Первая книга – «Автобиография протопопа Аввакума». В отличие от прежних житий святых, книга Аввакума был написана народным языком, и по сути её можно считать публицистикой. Вслед за этим начали выпускаться сатирические книги: «О Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и т.п. Этим был положен задел для современной русской литературе.

4. В архитектуре, из церковных традиций, возник стиль «Русское узорочье».

Он до сих пор служит описательным архетипом русской классики.

Но за три с половиной века этот архитектурный стиль дал начало многим направлениям зодчества.

4.1. «Нарышкинское барокко». Этот стиль, появившись в самом конце XVII века, так и не успел развиться в полную силу, а меж тем у него были дивные перспективы.

4.2. Своеобразный перенос этого стиля в городскую архитектуру. В это время появились стены Московского Кремля, в том виде, в каком мы их видим сейчас. Во многих городах, также появляются каменные крепости. Монастыри обрастают каменными оградами, и становятся неприступными форпостами.

4.3. В городскую архитектуру интегрировались краски. По описаниям европейских путешественников того времени, европейские столицы по сравнению с Москвой и другими городами России, выглядели как блёклые серые пятна на рельефе местности. Города Российского царства полыхали заревом разноцветных красок и восхищали иностранцев.

5. Живопись породила архиинтересный стиль «Парсуна», который просуществовал очень недолго, но остался в истории как уникальный образец переходного периода. По существу, это портретное произведение искусства, созданное материалами и по технологии иконописи. Но в отличие от иконы, лицо человека было обращено не к Богу, а в тварный мир.

Образование XVII века в России

Как это ни прискорбно, но хуже всего было в России в XVII веке с образованием. Информация по данному вопросу сохранилась весьма скудная, но на основании сопутствующих сведений, историки сходятся в том, что примерно 50-60% городского населения, были грамотными. На деревне было гораздо хуже, максимальное количество умеющих читать и писать, не поднималось выше 5%.

Образование было домовое, первые школы на Руси, в том понимании как мы их представляем сейчас, появятся только в следующем веке.

Как следствие, литература имела очень слабое распространение, и была в основном церковной направленности.

Но среди первых образцов образовательной литературы, следует отметить «Азбуку Бурцева».

Это настоящий шедевр древнерусского книгопечатания. Всего было 2 издания Азбуки, и второе было дополнено иллюстрациями, позволявшими представить описываемый предмет в аналогии с изображением.

Удивительно, но для современного человека, эти аналогии почти полностью непонятны. Слова, термины и предметы того времени, канули в лету. А за ними в архивах словарей, утонула и витиеватая старорусская речь.

А ведь по этому букварю, детишки учились чуть ли не середины XIX века.

Но постепенно ситуация начинает изменяться. Стараниями богослова Симеона Полоцкого, в Спасском монастыре находившимся за иконными рядами, открывается школа для подьячих. Это первое профессиональное образовательное учреждение на Руси. Обучало оно чиновников, для государственных нужд в «Приказ тайных дел».

А «Приказ Тайных Дел» был зародышем современного ФСБ. Кстати, именно во времена Симеона Полоцкого, сложился регламент выражения «Слово и дело».

Ближе к концу XVII века, стараниями Сильвестра, ученика Симеона Полоцкого, была учреждена Славяно-Греко-Латинское училище (ныне Академия). Отпочковываясь от неё, свою историю начали Московская Духовная Академия и Московский Государственный университет.

Да, в этой сфере Россия серьёзно отставала от Европы. Там университеты, или высшие учебные заведения находились не только в столицах, но и во многих других городах. Однако начало было положено.

Итоги XVII века

Такие мощные подвижки России в культуре в целом, и в образовании в частности, стали возможны по большей части в связи с усилением секуляризации церкви. Многие элементы церковной культуры, стали входить в бытовую жизнь. И причём без каких либо ограничений.

В истории сохранилось спорное решение царя Фёдора Алексеевича, о размещении икон в моечных отделениях бань. Для этого даже выпускались полностью металлические иконы.

Основанием для такого решения, были слова ап. Павла в 1-ом Послании Фессалоникийцам 5:17: «Непрестанно молитесь».

И никакого намёка на толерантность даже не появилось. Ведь в баню приходили и мусульмане, и иудеи.

Но как в системе сообщающихся сосудов, в церковь тоже стали попадать шальные ветра перемен. Главным эффектом, который произвели эти перемены, стала автокефалия Русской Православной Церкви и зарождение Старообрядчества.

А буквально в начале XVIII века, Петр Великий отменил патриаршество и поставил церковь в разряд одного из подразделений аппарата государственного управления.

Как говорил один из оптинских старцев переживших 30-е годы: «Русская церковь не воспротивилась закабалению христиан в XVII веке и не исповедала свои убеждения в открытом противостоянии с властью. За это в XVIII Русскую Православную церковь поставили в один ряд с чиновничьим аппаратом, и она опять не пошла на исповедь. За это в XX веке, большевики повели на исповедь всех верующих насильно».

Изменения в экономике и политической жизни России привели к тому, что образование и культура в 17 веке вышли на совершенно новый уровень. Только в этот период культура смогла отойти от канонов, диктуемых религией и обратиться более приземленным ценностям человеческой жизни.

Важнейшим для страны событием стало начало книгопечатания в 1533 году. Первой изданной книгой с выходными данными стал труд «Апостол». Напечатали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но, только через почти сто лет, в 1633-м увидел свет первый букварь, составленный Василием Бурцевым. Далее, в 1648 вышла «Грамматика» Милетия Смотрицкого. А в 1670-м начали издавать новую азбуку.

В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665-м открыта школа для подготовки подьячих для службы в госучреждениях в Заиконоспасском монастыре, а в 1680 – школа была организована при Печатном дворе. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище (с 1701 года - академия). Это было первое высшее учебное заведение в России.

Правительство оказывало серьезную поддержку распространению грамотности в среде посадских людей. В страну приглашались иностранные ученые для преподавания светских дисциплин и монахи для преподавания наук духовных.

Культура россии в 17 веке, так же, получила немалое развитие. 17 век – время появления новых жанров в литературе: бытовые сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче»), драматургия, поэзия. Последние 2 жанра были основаны Симеоном Полоцким. Он же стал автором первых пьес, поставленных в русском придворном театре, который был основан в 1670 году. Основоположником еще одного направления в литературе, биографического, стал протопоп Аввакум, автор небезызвестного «Жития».

Много нового принес 17 век и в живопись. Во второй половине17 века зародилась светская портретная живопись, которая привнесла элементы сходства изображений и тех лиц, с которых писались портреты. Ее основоположник, Ушаков, работал в Оружейной палате Кремля, а так же, при художественном центре. Он изобразил наиболее выдающихся людей эпохи на иконе «Богоматерь Владимирская».

Появился новый архитектурный стиль, возникший в результате слияния барокко и традиций русской архитектуры. Он получил название нарышкинского (московского) барокко. Для зодчества того периода характерны цветной декор, многоярусность, симметричные композиции. Наиболее яркие примеры: церкви Спаса Нерукотворного в Уборах (1679 г.) и Покрова в Филях (1693 г.). 17 век - это время возведения первых каменных строений бытового назначения. Примером могут послужить – московские гостиные дворы, Поганкины палаты (Псков).

Развитие науки и новых технологий подстегивалось потребностями быстро развивающегося государства. Для русских мастеров того периода характерны серьезные познания в математике, химии, физике. Доказательством тому служит «Устав ратных, пушечных и других дел». Анисия Михайлова. Освоение новых территорий (экспедиции Хабарова, Дежнева и других) приводит к быстрому развитию географии.