Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Оформление вкр (диплома) правильно, по госту. Студент имеет право предложить собственную тему ВКР, согласованную с руководителем. При рассмотрении инициативной темы ВКР студента кафедра имеет пра

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Оформление вкр (диплома) правильно, по госту. Студент имеет право предложить собственную тему ВКР, согласованную с руководителем. При рассмотрении инициативной темы ВКР студента кафедра имеет пра

Статья для тех кто пишет ВКР (Диплом) самостоятельно и хочет узнать как написать работу правильно, без недочетов и быть допущенным к защите без лишней нервотрепки. Тут вы узнаете как оформить выпускную квалификационную работу на 5+

Что такое ВКР (диплом)

Дипломная работа (ВКР)– последнее задание студента, заканчивающего какое-либо учебное заведение. Современные стандарты образования предъявляют требование о защите диплома студентами уровней бакалавра и магистратуры обучения. В магистратуре при этом часто защищают диссертацию взамен дипломной работы.

В 2013 году из студенческих учебных программ исключен уровень специалиста. С этого момента получение законченного высшего образования предполагает поступление в магистратуру непосредственно после бакалавра. Подготовка и защита дипломной работы – одно из главных условий продолжения обучения.

Требования и ГОСТ к ВКР (диплому)

Требования к дипломным работам различных направлений существенно отличаются. Например, работа над дипломом студента гуманитарного направления заключается преимущественно в сборе необходимой информации в различных источниках, ее переработке и последующем оформлении в соответствии с установленными требованиями. Работа по технической специальности – значительно более трудоемкая, включающая в себя сложные и большие расчеты, анализ статистической информации, различных показателей. Подделать дипломную работу по техническому направлению практически невозможно. По этой причине многие студенты и не берутся за выполнение дипломной работы самостоятельно, предпочитая доверить ее опытным профессионалам. Такой подход позволяет сэкономить личное время и сохранить репутацию в глазах научного руководителя.

Что же касается конкретно ГОСТов то как таковых государственных стандартов к выпускным квалификационным работа не существует и все отдано на откуп учебным заведения

Подготовка и написание вы – серьезный труд, требующий больших временных, умственных и эмоциональных затрат. На первоначальном этапе разрабатывается план работы, который обязательно согласовывается с руководителем. Этот план – содержание диплома в кратком изложении с соблюдением последовательности пунктов. Он существенно упрощает поиск необходимой информации и весь процесс работы над дипломом в целом.

Правильная структура и план диплома

Любая учебная работа должна иметь структурный вид и включать в себя некоторые обязательные элементы. Чаще всего диплом состоит из 3 глав, имеющих свою специфику изложения:

  1. Теория. В главе излагается собранная из всех источников информация, которая обязательно должна быть актуальной. В этой же главе автор может изложить некоторые теоретические тезисы по теме работы.
  2. Практика. В этой главе собираются научные работы и прочие труды, непосредственно связанные с рассматриваемой темой. Для последующей успешной защиты автору крайне важно понять применимые в работе методы. Рекомендуется сформировать таблицу с информацией из различных научных материалов для постоянной визуализации всех методов.
  3. Исследование автора. На основе полученной информации автор должен провести свое собственное исследование по теме. Важно указать исходные данные, с которыми работал автор, а также методы разрешения возникших в процессе исследования проблем и обосновать их эффективность в сравнении с другими. Описание исследования должно включать и сложности, которые возникли во время работы. Большим шагом к успешной защите станет новое решение проблемы по теме, отличающийся своей эффективностью. Если решить эту задачу не удастся, то можно указать на незатронутую проблему, которую автор способен решить своей работой.

Разделы диплома:

Наряду с обязательными разделами в структуру диплома должны включаться такие элементы, как:

  • оформленный надлежащим образом титульный лист;
  • содержание. Дипломы чаще всего оформляются в Word, имеющем функцию автоматическое выстраивание содержания. Она дает возможность избежать ручной правки и сэкономить за счет этого время. Оформлять содержание необходимо с учетом требований методических указаний;
  • введение объемом от 1 до 3 листов. Введение содержит обоснование актуальности рассматриваемой темы, определение основной проблематики, постановку целей и задач работы;
  • заключение – содержит выводы о степени достижения поставленных во введении задачи целей. Кроме того, в этом же разделе обосновывается актуальность диплома для самых разных отраслей – общества, экономики и так далее.
  • список литературы, оформленный в соответствии с требованиями методических указаний. В него должно входить не менее 20 источников – научных работ, учебников, официальных документов и так далее. Интернет можно включить в качестве источника, но следует указывать исключительно официальные сайты, содержащие проверенную и точную информацию, например, Росстат.

Рисунки в дипломе (ВКР)

Сложно представить хорошую дипломную работу без рисунков, графиков, таблиц. Рекомендуется размещать такие данные отдельно на один лист. Не стоит этими элементами разбавлять тестовую часть работы, а лучше вынести их в отдельное приложение к диплому. Это приложение не имеет нумерации и прикладывается к диплому после списка используемой литературы.

Как правильно оформить ВКР

Отдельного внимания заслуживает оформление работы. После завершения сбора и анализа информации весь текст необходимо оформить в соответствии с общепринятыми правилами, такими как:

  1. 14 размер шрифта с полуторным межстрочным интервалом и выравниванием по ширине. Отступы абзацев должны составлять 1,25 мм, а отступы по краям – 2 см.
  2. При вставке таблиц нужно оформлять их тем же шрифтом, что и текстовую часть. Допускается уменьшение шрифта до 12. Таблицы выравниваются по центру, с вверху справа прописывается ее название. Каждая таблица нумеруется.
  3. Используемые рисунки также выравниваются по центру. Нумерация и название всех рисунков также оформляются выравниванием по центру.
  4. Названия рисунков и таблиц пропечатываются тем же шрифтом, что и текстовая часть работы.
  5. Между заголовками и текстовой частью нужно оставлять пропуск 1,5 см, а все заголовки в работе оформляются с отступами по аналогии с абзацами. Заголовки пишутся с прописной буквы, а в конце нельзя ставить точку и вставлять подчеркивание текста.

При возникновении каких-либо сложностей с оформлением работы можно просто внимательно прочитать методические указания, где все достаточно подробно расписывается и объясняется.

Для того, чтобы правильно выстроить работу над дипломом, рекомендуется составить определенный алгоритм действий, включающий несколько последовательных шагов:

  1. Детальное изучение выбранной темы и сбор информации по ней в различных источниках.
  2. Формулировка основной проблемы дипломной работы с учетом анализа собранной информации.
  3. Разработка своих собственных решений сформулированной проблемы. В тексте диплома обязательно раскрывается степень раскрытия информации.
  4. Акцентирование внимания на том, что новые решения проблемы разработаны именно автором и ранее нигде не использовались.
  5. Описание хода работы, а именно с чем нужно было работать, какие решения проблем были использованы в работе, с учетом чего проводился анализ информации.
  6. Правильное оформление полученных результатов и указание на эффективность найденного автором работы решения проблемы.

Рецензия к ВКР

Обязательным этапом подготовки диплома к защите является написание рецензии к ней. Рецензия дипломной работы – краткий отзыв о работе, оценка актуальности темы и эффективности способов решения основных проблем. К защите допускаются только те студенты, которые получили положительную рецензию. Составлять рецензию должен научный руководитель или кто-то из преподавателей, имеющих прямое отношение к рассматриваемой в работе теме. На практике такой подход во многих учебных заведения почти не практикуется, а рецензию к работе составляют сами студенты. Преподаватель или научный руководитель просто подписывает ее при согласии с изложенными тезисами. По этой причине рекомендуется писать правдивую, неискаженную рецензию во избежание проблем с получением подписи преподавателя.

Сколько страниц должно быть в ВКР

Написать действительно хорошую дипломную работу не так просто. Более того, недостаточно написать ее в соответствии с требованиями для того, чтобы она была признана комиссией успешной. Важно обеспечить соблюдение следующих правил при написании диплома:

  1. Объем работы – от 100 до 150 страниц. Как показывает опыт, меньший объем не позволяет полностью раскрыть тему и подробно описать исследование.
  2. Нужно делать ссылки на источники, указанные в списке литературы. Допускается делать и сноски, но это зависит от рекомендаций кафедры.
  3. Показатель уникальность работы должен превышать 70%.

Как проверять ВКР

Не следует после завершения оформления работы торопиться с ее распечатыванием. Многократно подтверждается опытом, что дипломную работу часто приходится переделывать, а, соответственно, перепечатывать. С целью экономии лучше печатать работу по частям и на черновиках. После печати каждую часть рекомендуется показывать научному руководителю для получения одобрения. Демонстрация научному руководителю уже полностью готовой работы наверняка приведет к тому, что ее придется переделывать.

Написать качественнуюВКР (диплом) в строгом соответствии с многочисленными требованиями и правилами – сложная и для многих невыполнимая задача, требующая максимального терпения, большого количества времени и предельного внимания. Именно по этой причине многие студенты предпочитают обращаться за помощью к квалифицированным профессионалам, гарантирующим качественный итоговый результат.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………
2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ……………………………..................
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………… 3.1. Общие требования………………………………………………… 3.2. Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы……………………………………………
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ..…………………………………… 4.1. Общие рекомендации……………………………………………... 4.2. Правила представления текстового материала…………………. 4.3. Оформление таблиц, рисунков и формул……………………….. 4.4. Оформление ссылок………………………………………………. 4.5. Оформление приложений…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. Приложение А. Заявление обучающегося об утверждении темы выпускной квалификационной работы………………………………… Приложение Б. Форма титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………… Приложение В. Форма задания на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...
Приложение Г. Правила составления библиографического описания выпускной квалификационной работы………………………. Приложение Д. Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу………………………………………………. Приложение Е. Рецензия на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР ) является заключительным этапом освоения основной профессиональной образовательной программе высшего образования (далее ОПОП ВО) и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования входит в государственную итоговую аттестацию. Цель ВКР - систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и завершение формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося.

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное, логически завершенное исследование, связанное с решением актуальной научно-практической задачи. Она имеет научно-исследовательскую направленность, а также содержит элементы учебного проектирования (программы, модели, методики) для конкретного объекта исследования. ВКР свидетельствует о способности автора систематизировать и использовать полученные теоретические и практические знания по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки / специальности.

Основной задачей выполнения ВКР является выявление:

– уровня сформированности компетенций обучающегося по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

– умения изучать и анализировать источники литературы в области научного исследования;

– способности самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

– умения самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

В пособии изложены основные методические подходы к выполнению, оформлению и защите ВКР.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) (далее – ФГОС ВО);

Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 31.12.2014 г. № 94 об утверждении Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»;

Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 25.02.2016 г. № 107 об утверждении «Регламента использования системы «Антиплагиат» в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение ВКР является завершающим этапом освоения ОПОП ВО на соответствующих образовательно-квалификационных уровнях. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки обучающегося и качества реализации образовательной программы.

ВКР по образовательной программе бакалавриата представляет собой законченное исследование на заданную тему, написанную лично обучающимся под руководством научного руководителя, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении обучающегося работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, демонстрируя владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, сформированными при освоении образовательной программы.

ВКР по образовательной программе специалитета представляет собой законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие квалификационным требованиям, проведенное лично обучающимся под руководством научного руководителя; ВКР свидетельствует о способности обучающегося к систематизации и использованию полученных во время обучения теоретических и практических знаний по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени готовности обучающегося к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.

ВКР по образовательной программе магистратуры представляет собой законченную самостоятельную научно-исследовательскую работу, выполненную лично обучающимся под руководством научного руководителя. ВКР свидетельствует о способности обучающегося самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки и умения, в соответствии с проблематикой уметь проектировать научные исследования.

Порядок утверждения тем ВКР. Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы ВКР должны быть актуальными, соответствовать направленности ОПОП ВО, современному состоянию и перспективам развития науки, научным школам, решать актуальные проблемы Крымского федерального округа. Тематика ВКР определяется выпускающими кафедрами и утверждается ученым советом факультета.

Научное руководство ВКР . При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначается научный руководитель и, при необходимости, консультант. Научными руководителями ВКР назначаются профессора, доценты и научные сотрудники университета или, при необходимости, научные сотрудники других учреждений и предприятий.

Научный консультант – специалист в узкой научно-производственной области, по которой требуются дополнительные консультации.

Закрепление за обучающимися тем ВКР, назначение руководителя и консультантов осуществляется приказом ректора.

Научное руководство ВКР включает:

Оформление научным руководителем задания на ВКР;

Оказание помощи обучающемуся в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;

Проведение систематических консультаций по ходу выполнения ВКР;

Проверку ВКР, оценку ее готовности к защите;

Написание отзыва на ВКР.

Допуск обучающегося к защите ВКР осуществляется после размещения текста ВКР в электронно-библиотечной системе Университета и проверки содержания ВКР в системе «Антиплагиат » на отсутствие неправомочных заимствований.

ВКР, выполненные по завершении освоения образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, подлежат рецензированию . Рецензентом может быть специалист по профилю рецензируемой ВКР, определяющий на основании анализа текста ВКР уровень выполнения требований к подготовке бакалавра, специалиста или магистра, который не является сотрудником кафедры, осуществляющей руководство ВКР. Рецензент ВКР должен иметь ученую степень.

При рецензировании ВКР исходят из того, что обучающийся должен уметь:

− формулировать цель и задачи исследования;

− составлять план исследования;

− вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;

− использовать современные методы научного исследования, модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы, исходя из заданий конкретного исследования;

− обрабатывать полученные данные с использованием информационных технологий, анализировать и синтезировать их на базе известных литературных источников;

− оформлять результаты исследований в соответствии с современными требованиям.

ВКР является самостоятельной работой обучающегося, на основании которой Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении ему соответствующей квалификации. Основными критериями оценки качества ВКР являются её актуальность, научная новизна и прикладное значение.

Для того чтобы достичь поставленных целей и реализации задач обучающемуся необходимо:

− с научным руководителем обсудить тему, выделить актуальность, определить новизну;

− проанализировать библиографические источники по теме исследования, обобщив собранный материал;

− проанализировать особенности функционирования предмета исследования, установить их закономерности;

− обосновать принципиально новые или применить существующие решения проблем, имеющих отношение к объекту исследования;

− квалифицированно и логично изложить результаты самостоятельных исследований по избранной теме, сопроводив их необходимыми иллюстративными и объяснительными материалами.


2 . МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Первый этап – установочный . Состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования.

В результате выполнения первого этапа обучающийся составляет план исследования (исследовательский проект).

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно из списка рекомендованных тем, утвержденного на кафедре. Формулировка темы ВКР согласовывается с научным руководителем. Закрепление за обучающимся темы и научного руководителя работы осуществляется по его личному заявлению (приложение А) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной. Тема ВКР должна отражать актуальные проблемы науки, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности обучающегося.

Первый этап работы завершается выбором методов исследования. Под методом понимается способ решения исследовательской задачи, способ изучения явления. Выбранная методология исследования должна способствовать рациональному достижению результатов.

Второй этап – исследовательский . На этом этапе обучающийся выполняет исследовательскую часть работы на основе составленного плана исследования, с использованием выбранных методов, методик, технологий.

Важной составляющей выполнения ВКР является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть обучающийся, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Работу над обзором литературы стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, обучающийся может выбрать самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, обучающийся может зафиксировать основные положения, выписать цитаты со ссылкой на источники. Отобранные данные обучающийся группирует по разделам. По каждому из вопросов излагаются данные различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться научными базами данных компьютерной сети Internet (монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, научные периодические издания, электронные библиотечные системы).

Результаты теоретических и практических исследований анализируются и обобщаются. Итог выполнения второго этапа – рабочие материалы: текстовые, графические, табличные и другие.

Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление выпускной работы . На основе разработанного плана изложения и в соответствии с требованиями обучающийся оформляет полученные результаты исследования.

Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию...").

Руководитель систематически проводит консультации поотдельным разделам работы, оценивает ход и результаты выполнения индивидуального плана.

Законченная ВКР подается научному руководителю в печатном и электронном виде. После подачи завершенной работы и графического материала к ней руководитель проверяет работу и пишет на нее отзыв.

ВКР должна пройти процедуру рецензирования и проверку на отсутствие неправомочных заимствований согласно Регламенту использования системы «Антиплагиат» в ФГАООУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

К моменту утверждения работы заведующим кафедрой и допуска обучающегося к защите она должна быть переплетена, на титульной странице должны стоять подписи обучающегося, руководителя работы, заведующего кафедрой. Документы (рецензию и отзыв руководителя) нужно положить в конверт, а конверт приклеить к внутренней стороне твердой обложки. После подписи заведующего кафедрой работа, документы остаются на кафедре до дня защиты.

Четвертый этап – представление ВКР и ее предварительная защита . Этот этап чрезвычайно важен в образовательном и организационном отношении. В результате обсуждения представленных материалов на заседании кафедры выявляются наиболее слабые части ВКР, появляется возможность выявить и устранить ошибки, осмыслить те положения, которые необходимо уточнить. По результатам предварительной защиты с учетом основных замечаний проводится доработка текста ВКР, его иллюстраций и приложений.

Пятый этап – защита ВКР . К защите работы допускаются обучающиеся, которые выполнили все требования индивидуального плана и учебной программы.

Законченная работа, подписанная обучающимся, руководителем, с необходимыми документами направляется заведующему кафедрой на подпись.

В Государственную экзаменационную комиссию, кроме ВКР, представляются документы:

Отзыв научного руководителя (приложение Д);

Рецензия (приложение Е).

Отзыв научного руководителя

О работе обучающегося в период подготовки ВКР (добросовестность, работоспособоность, ответственность, аккуратность и т.п.);

О соответствии содержания ВКР целевой установке;

О научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;

О степени инициативности обучающегося;

Об умениях и навыках , полученных обучающимся в процессе работы (умение работать с литературой, навыки анализа полученных результатов, обобщения, умения делать научные и практические выводы и т.д.);

Об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;

О результатах проверки работы на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

В отзыве определяется уровень сформированности требуемых компетенций и возможность представления к защите в ГЭК.

Рецензия

Рецензия представляется в одном экземпляре. Текст может быть рукописным или напечатанным. Личная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, где работает рецензент.

Рецензия должна содержать объективную оценку ВКР. Рекомендовано отразить в рецензии следующее:

- актуальность темы, полноту и качество выполнения задания;

Соответствие поставленных задач и результатов исследования;

Научную, техническую, экономическую целесообразность проведенных исследований;

Наличие элементов исследовательского характера , умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- достоинства и недостатки ВКР;

- качество оформления ВКР.

Рецензия должна заканчиваться выводами о полноте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о теоретическом и практическом значении ВКР, о возможной области использования полученных результатов.

Обучающийся имеет право на ознакомление с рецензией не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты ВКР. Исходя из содержания рецензии, обучающийся готовит мотивированные ответы на замечания при защите работы.

Защита работы

Процедура защиты ВКР включает в себя: доклад обучающегося, вопросы по докладу, отзыв руководителя, отзыв рецензента, выступления членов комиссии и других присутствующих, заключительное слово обучающегося.

Продолжительность защиты работы одного обучающегося не должна превышать 30 минут. Для сообщения (доклада) обучающемуся отводится не более 10 минут.

Доклад должен отвечать следующим требованиям:

Доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;

Доклад должен полностью отражать результаты работы;

Основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;

Докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;

Обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;

В процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;

Доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью, благодарностями;

Выводы можно не зачитывать и воспользоваться фразой «Позвольте выводы не зачитывать, т.к. они приведены в работе и представлены в презентации».

Презентация должна отвечать следующим требованиям:

Презентация не должна носить развлекательный характер;

Дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;

Фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;

В презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;

Таблицы более 3-4 строк (столбцов) не стоит включать в презентацию, лучше представлять имеющиеся в них данные в виде графиков и диаграмм;

Все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;

На графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;

Все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;

Текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключения слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;

Текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;

Слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;

На первом слайде презентации должны располагаться тема работы, ФИО обучающегося, направление подготовки / специальности, сведения о научном руководителе;

На втором, третьем слайде цель и задачи работы;

В конце презентации – «Выводы»;

Не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.

Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).

Общими критериями оценки ВКР являются:

Обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

Уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

Четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

Эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

Владение научным стилем изложения;

Обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

Соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

Орфографическая и пунктуационная грамотность;

Качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

Глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Решение о результате защиты ВКР выносится большинством голосов на закрытом заседании членов ГЭК. Все заседания ГЭК протоколируются в порядке, определенном Министерством образования и науки Российской Федерации, и подписываются председателем и членами комиссии.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Общие требования

К ВКР предъявляются следующие требования:

Соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

Логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

Корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

Научный стиль написания;

Оформление работы в соответствии с требованиями.

Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.

Требования к ВКРпо образовательной программе бакалавриата. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, подводить итог теоретического обучения обучающегося, содержать конкретные достоверные данные и подтверждать сформированность профессиональных компетенций. ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 40-60 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программе специалитета. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в соответствии с ОПОП ВО. ВКР должна иметь научно-исследовательскую или производственную направленность и может быть связана с решением научно-производственных задач. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе освоения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, в процессе прохождения обучающимся производственных практик. ВКР должна свидетельствовать о сформированности профессиональных компетенций. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 50-70 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программемагистратуры. ВКР должна обеспечивать закрепление академической культуры, свидетельствовать о сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и отражать необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Она выполняется на базе полученных знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в вузе (в том числе на базе знаний предыдущего уровня обучения), прохождения учебной и производственной практики, проектирования и выполнения научно-исследовательской работы, выполняемой в магистратуре. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 60-100 страниц.


Похожая информация.


Требования к оформлению выпускной квалификационной работы по специальности 050708.65 –

Педагогика и методика начального образования

Методические указания разработаны в соответствии с основными действующими положениями Государственной системы стандартизации, в частности:

ГОСТ 2.105 -95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.32-2001 Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Общие требования к оформлению дипломной работы

Текст дипломной работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 (297 × 210 мм).

Страница с текстом должна иметь поля:

      левое – 30 мм,

      правое – 15 мм,

      верхнее и нижнее – 20 мм.

Текст печатается через полтора интервала.

Размер шрифта (кегль) – 14.

Тип шрифта –Times New Roman.

Цвет шрифта – черный.

Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см.

Полужирный шрифт используется при выделении заголовков структурных частей дипломной работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА, ПРИЛОЖЕНИЕ) и при выделении названий глав, параграфов, выводов по главе.

Основной текст обязательно выравнивается по ширине.

«Висячие строки» внизу и вверху страницы убираются.

Текст набирается с соблюдением следующих правил.

Используются «кавычки-ёлочки», для вложенных кавычек – "кавычки-лапки".

Не отделяются при переносе из одной строки в другую (ставится неразрывный пробел Shift + Ctrl +Пробел ):

      фамилии от инициалов (Иванов А.А.);

      сокращенные слова от имен собственных, к которым они относятся, (тов. Иванов, г. Кемерово, ул. Парковая);

      цифры и буквы со скобкой или точкой (при перечислении) от следующего за ними слова;

      римские или арабские цифры от их сокращенных или полных наименований (1970 г., 1000 руб., ХХ век);

      знаки и обозначения от следующих за ними цифр (№ 75).

Не отбиваются:

    точки или запятые от предыдущего текста;

    многоточие, как и знак паузы, от предшествующего и следующего за ним слова;

    тире между цифрами, обозначающими пределы величины (1-5);

    тире от запятой и кавычки;

    знак дефис между союзами и при переносе (что-то);

    кавычки и скобки от заключенных в них слов;

    знаки сноски от предшествующей точки или запятой;

    знаки процентов, градусов минут, секунд от цифры;

    знаки плюс, минус и плюс-минус.

Отбивают:

      тире между словами с обеих сторон (Москва – столица России);

      тире в прямой речи в начале абзаца;

Структура ВКР

По ГОСТ 7.32-2001 структурными элементами работы являются:

    титульный лист,

    введение,

    <основная часть>,

    заключение,

    литература,

    приложения.

Главы основной части работы не являются структурными элементами, таким элементом является только вся основная часть в целом.

Оформление заголовков структурных элементов

Заголовки разделов: СОДЕРЖАНИЕ ,ВВЕДЕНИЕ ,ЗАКЛЮЧЕНИЕ ,ЛИТЕРАТУРА ,ПРИЛОЖЕНИЯ не нумеруются.

По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы оформляют заглавными буквами (Caps Lock) без точки в конце, располагают в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа.

Тип шрифта заголовков – Times New Roman, полужирный.

Размер шрифта (кегль) – 14.

Каждый структурный элемент должен начинаться с новой страницы.

Пример

ВВЕДЕНИЕ

Оформление заголовков разделов, подразделов и пунктов

Основную часть текста следует делить на разделы (главы), подразделы (параграфы), при необходимости можно использовать пункты.

Все разделы и подразделы следует начинать с новой страницы.

Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацного отступа, с прописной буквы, полужирным шрифтом, без точки в конце.

Тип шрифта – Times New Roman, размер – 14.

Разделы, подразделы, пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Номер подраздела (параграфа) состоит из номера раздела (главы) и номера параграфа в главе, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится.

В нумерации после цифр идет пробел, а не табуляция.

Если заголовок не помещается на одной строке, то на нижнюю строку переносят слово полностью. Разрыв слов при переносе не допускается.

Пример

1.3 Методические основы формирования общеучебных умений на уроках математики

1 – номер главы, 3 – номер параграфа.

Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Если заголовок состоит из нескольких строк, то межстрочный интервал в заголовке – одинарный.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной пустой строке (15 пт).

Расстояние между заголовками главы и параграфа – 8 пт.

Пример

Нумерация страниц

Титульный лист, содержание, введение, разделы дипломной работы и приложения имеют общую (сквозную) нумерацию.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами.

Номер страницы ставится в центре нижнего листа без точки.

Размер шрифта – 12.

Тип шрифта – Times New Roman.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нём не ставится, нумерация начинается с содержания.

Оформление титульного листа

Первым листомработы является титульный лист, оформляемый в соответствии с прилагаемым образцом.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

_____________

Кафедра педагогики и методики начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Г.А. Орлова

« ___ » ___________2014 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА СРЕДСВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050708.65

«Педагогика и методика начального образования»

Руководитель

к. фил. н., доцент

Л.Н. Сергеева

«___» _____________ 2014 г.

Студент группы 7251

Н.М. Лебедева

« ___» _____________ 2014 г.

Оформление содержания

По ГОСТ 7.32-2001 заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами, полужирным шрифтом, посередине строки.

По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Пример

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

Глава 1 Теоретические основы формирования общеучебных умений младших школьников ……………………………………………...………….

1.1 Особенности развития общеучебных умений младших школьников….

1.2 Организация проектной деятельности в начальной школе …………….

1.3 Методические основы формирования общеучебных умений на уроках информатики………...........................................................................................

Выводы по первой главе ……………………………………………………...

Глава 2 Педагогический эксперимент по влиянию проектной деятельности на развитие общеучебных умений …………………………...

2.1 Изучение исходного уровня развития общеучебных умений контрольного и экспериментального классов ………………………………

2.2 Развитие общеучебных умений на уроках информатики в начальной школе с использованием метода проектов....………………………………..

2.3 Анализ результатов эксперимента по развитию общеучебных умений младших школьников с использованием метода проектов ……….

Выводы по второй главе....…………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….……………………………………........

ЛИТЕРАТУРА …………………….……………………………...…………...

ПРИЛОЖЕНИЕ А Учебный проект «Моя семья» ….....................................

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Творческие работы учащихся 3 А класса по учебному проекту «Моя семья» …....................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ В Учебный проект «Традиции празднования Нового года в разных странах» ………………………………..………………...........

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Творческие работы учащихся 3 А класса по учебному проекту «Традиции празднования Нового года в разных странах»……......

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты итогового уровня развития общеучебных умений учащихся 3-х классов………………………………………………...

Оформление приложений

По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.

Пример

Оформление иллюстраций (рисунков)

К иллюстрациям относятся все графические изображения: рисунки, схемы, графики, гистограммы, диаграммы, фотографии. Все иллюстрации обозначаются словом «Рисунок».

Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами, нумерация в пределах раздела (главы). Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, например, «Рисунок 2.3» (третий рисунок, главы 2).

Подпись к рисунку располагают под ним по центру строки. Тип шрифта – Times New Roman. Размер шрифта – 12.

Слово «Рисунок» пишется полностью. После номера рисунка ставится тире и с прописной буквы указывается его наименование. Точка в конце названия не ставится.

Перед иллюстрацией и после ее наименования должно быть оставлено по одной свободной строке.

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. При ссылке на иллюстрацию можно написать «... в соответствии с рисунком 2.3».

Пример

__________________________________________________________________

Рисунок 2.3 – Городецкая роспись

__________________________________________________________________

Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначение приложения, например: «Рисунок А.3» (третий рисунок в приложении А).

Пример

Рисунок А.3 – Анализ работ учащихся

по теме «Сказочный цветок»

Наименование рисунка не должно выходить за размеры рисунка. Если наименование длинное, то его разделяют на несколько строк. Межстрочный интервал в надписи под рисунком – одинарный.

Пример

Рисунок 2.2 – Гистограмма «Динамика развития учебно-интеллектуальных умений

учащихся экспериментального класса»

Оформление таблиц

В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, который обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные.

Таблица по возможности должна быть краткой и иметь подробное название. Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробно раскрывается содержание показателей, даются пояснения, если таблица содержит данные, полученные в результате вычислений.

Округленные числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1; до 0,01 и т.п.). Если в таблице приводятся проценты роста, то во многих случаях целесообразно проценты от 300 и более заменять отношениями в разах. Например, писать не «1000 %», а «в 10,0 раз».

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения нормативных документов и др. не допускается. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа, без точки в конце. Заголовок таблицы должен состоять из слова «Таблица», номера таблицы и через тире – названия таблицы. Название таблицы выполняется через одинарный междустрочный интервал, шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14. Перед названием таблицы и после нее должно быть оставлено по одной свободной строке.

Пример

Таблица 2.3 – Сравнение уровня сформированности первоначального навыка чтения на немецком языке у второклассников

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе, например, «В таблице 1.2 представлены.… ».

Таблицы нумеруются так же, как и рисунки, например, «Таблица 2.3» (третья таблица второго раздела).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения, например, «Таблица В.2».

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица», номер и заголовок указывают один раз над первой частью таблицы. Над следующими частями слева указывается слово «Продолжение» и номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 2.1». При переносе таблицы на другую страницу необходимо повторить шапку таблицы либо дополнительную строку с нумерацией столбцов.

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Оформление формул

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».

Пояснение используемых символов и числовых коэффициентов приводится под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.

Формулы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер состоит из номера раздела и последовательного номера формулы в разделе, он проставляется с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например, (2.1) – первая формула второго раздела.

Пример

А = С+В (2.1)

Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например, (В.2).

Оформление перечислений

В тексте дипломной работы могут быть применены перечисления, которые оформляются тремя способами.

Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем – второй, далее – третий.

Пример оформления многоуровневого списка

Классификация программного обеспечения

1. Системное программное обеспечение:

    операционные системы;

    файловые менеджеры;

    драйверы;

    архиваторы;

    программы обслуживания дисков;

    антивирусные программы.

2. Среды программирования.

3. Прикладные программы:

    программы общего назначения;

    программы специального назначения;

    игровые программы.

Оформление цитат и ссылок в тексте

Цитаты – дословные выдержки из какого-либо текста научного или публицистического характера.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

    Источником цитаты должно быть цитируемое издание, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведен в качестве выдержки (исключение – первоисточник недоступен или его разыскание затруднено; цитируется публиковавшийся архивный документ; цитируемый текст стал известен по записи слов автора в воспоминаниях другого лица).

    Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

    Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла.

    Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска.

    Если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы.

    Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

Кавычки, отграничивающие цитату, ставят только в начале и конце ее независимо от размера цитаты и числа абзацев в ней.

Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки – обычно елочки « », внутренние – лапки “ ”).

Иногда можно услышать такую фразу: «Неважно, как диплом написан, важно, как оформлен». И правда в этом утверждении действительно есть. Члены госкомиссии не будут читать вашу дипломную работу, они её только пролистают. И крайне важно, чтобы полученное поверхностное впечатление было в вашу пользу!

Чтобы госкомиссия одобрительно покивала головами, пролистывая ваше исследование, необходимо чётко соблюсти требования к оформлению дипломной работы по ГОСТу 2017. В этой статье мы подробно остановимся на нюансах оформления дипломного исследования, которые важно соблюдать и студенту, и студлансеру.

ГОСТы, которые определяют оформление дипломной работы

Строго говоря, специального ГОСТа 2018 для оформления диплома не существует. ГОСТ по оформлению дипломной работы практически не менялся с 2001 года (лишь небольшое изменение было внесено в 2005 году).

Таким образом, нынешние правила оформления дипломной работы (2018) регламентируются документом под названием ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» .

Это объёмный документ, до середины которого долетит не всякая птица. Вы можете изучить его самостоятельно, мы же в данной статье выделим самые важные моменты, которые следует учитывать при оформлении диплома по ГОСТу.

Помимо ГОСТа 7.32-2001, оформление дипломного исследования регламентируется ещё несколькими документами. Так, сам ГОСТ 7.32-2001 основывается почти что на десятке ГОСТов, самыми значимыми из которых для дипломника являются:

  • ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.
  • ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

Кроме того, при оформлении диплома учитываются и другие документы, например, ГОСТ 9327-60 (его требования касаются оформления текстов, таблиц и графических материалов).

Боитесь, что при изучении этих ГОСТов поедет крыша? Не волнуйтесь, есть простой путь к идеально оформленному диплому – чтение этой статьи. Мы разложили эти жуткие ГОСТы по полочкам!

Следует отметить, что, несмотря на подробную бюрократическую регламентацию оформления научных исследований, некоторые мелкие нюансы остались вариативными. Например, тип шрифта в ГОСТе не указан, но на практике уже давно установилось правило использовать Times New Roman.

Нюансы оформления, не указанные в ГОСТе, но по какой-то причине требуемые на вашей кафедре, указываются в методичке, которую тоже не стоит игнорировать. Будьте уверены, что студенческий козырь «А в ГОСТе указано!» стопроцентно бьётся преподавательским «А надо было в методичке посмотреть!».

Общие требования к оформлению диплома (параметры страницы, шрифт, интервал и т. д.)

Оформление дипломной работы по госту 2018 года подразумевает выполнение обязательных требований:

1. Бумага должна быть белой, стандартного размера А4 (согласно ГОСТу 9327), рекомендуемая плотность – в районе 80 г/кв. м. Иными словами – обычная офисная бумага для принтеров. (Здесь и далее иногда будет брать слово Капитан Очевидность, но лучше позволить ему выговориться, чем в чём-то по мелочи напортачить).

Исключение: Бывают случаи, когда ГОСТ допускает использование формата A3 при подготовке научных исследований. Это случается, когда в дипломной работе или ином исследовании содержится большое количество крупных таблиц, иллюстраций, чертежей. Но лучше, если есть возможность, вынести их в Приложения.

2. ГОСТ указывает, что дипломное исследование необходимо сдавать в напечатанном виде – набранным на пишущей машинке или отпечатанным с использованием компьютера и принтера. На строчку ниже в документе даже используется термин ПЭВМ – персональная ЭВМ

Для человека, который ищет правила оформления дипломной работы по ГОСТу 2018 такое откровение может вызвать лёгкий ступор. Но не забываем, что ГОСТ, по сути, не менялся лет десять, а конкретно эта часть – почти пятнадцать. В те стародавние времена, когда утверждали этот ГОСТ, то есть в 2001 году, ещё не у всех студентов были компы, черновики преподаватели читали рукописные, и существовала даже профессия наборщика текстов на компьютере. А чуть раньше, в середине 90-х, для набора широко использовались печатные машинки, о чём составители ГОСТа ещё не позабыли. Или, что скорее всего, просто передрали с лёгкими изменениями формулировку из более раннего ГОСТа, 7.32-91.

Уверены, когда в следующем году студенты будут искать информацию об оформлении дипломной работы по ГОСТу 2017, они снова столкнутся с печатными машинками и ПЭВМ

3. Текст должен быть напечатан лишь на одной стороне листа. На обратной стороне никаких изображений, пометок и т. п. быть не должно. Впрочем, дипломник – уже не новичок, после десятка написанных рефератов и несколько курсовых наверняка это уже запомнил.

4. Структурные элементы дипломной работы (введение, главы основной части, заключение, список литературы, список сносок) начинаются с нового листа. Параграфы/пункты тоже можно начинать с нового листа, но каноничным вариантом является и продолжение на той же странице (этот момент следует уточнить у научного руководителя или в методичке, выпущенной кафедрой).

Обратите внимание: Старайтесь, чтобы конец главы занимал не менее половины листа или хотя бы треть. Правило нигде не зафиксировано, но относится к тем негласным «этикетным» законам, которые принято соблюдать.

5. Ширина полей в дипломной работе устанавливается ГОСТом следующим образом:

— правое не менее 10 мм (1 см);
— левое не менее 30 мм (1 см), запас даётся на брошюровку;
— верхнее не менее 20 мм (2 см);
— нижнее – не менее 20 мм (2 см).

Интересно, что, несмотря на формулировку «не менее», в большинстве случаев это указание трактуется научными руководителями как «точно» или даже «не более». Их можно понять: студенты, бывает, злоупотребляют широкими полями.

6. Ориентация листа – вертикальная (книжная). Горизонтальная ориентация (альбомная) допускается при оформлении приложений, но не основной части дипломной работы.

7. Выравнивание текста в современных дипломных работах принято делать по ширине. ГОСТ этот момент не регламентирует, поэтому, в теории, вы можете выровнять текст и по левому краю (но, естественно, не по правому и не по центру). Однако в век компьютерных технологий это будет выглядеть странно. Опять же, вспомним, когда писался этот ГОСТ (основанный на ещё более древнем ГОСТе 7.32-91): в те времена, когда пишущие машинки ещё не стали стопроцентным антиквариатом. На печатной машинке, даже расставляя переносы, добиться качественного выравнивания очень сложно. И составители этих ценных указаний, видимо, сочли такое требование чрезмерно жёстким требованием Но у вас-то есть ПК или ноутбук, верно?

О выравнивании заголовков глав и подпунктов подробнее поговорим чуть ниже, там есть свои нюансы.

8. Абзацные отступы обязательны, и не по ГОСТу, а по правилам русского языка. В ГОСТе же следует искать указания относительно его величины. Но что же мы видим? Требования ГОСТа 2.105-95 о величине абзацного отступа в 15 или 17 мм в ГОСТе 7.32-2001 пропало. Иными словами, вы можете делать отступ любым… в рамках разумного, конечно. Разумным считается абзацный отступ размером 1,25 – 1,5 см. И это тот случай, когда есть смысл поинтересоваться рекомендациями кафедры.

9. Цвет шрифта в дипломной работе – чёрный. В дипломной работе не должно быть цветовых выделений текста – это вам не Лирушечка.

10. Какой шрифт использовать? ГОСТ таинственно молчит, но в повсеместной практике (и отечественной, и зарубежной) научные работы печатаются шрифтом Times New Roman. Это, по сути, уже установившийся стандарт.

Вопрос: Можно ли использовать и другие шрифты в дипломной работе? На этот счёт ГОСТ изволит выдать следующие подробности: да, отдельные формулы, термины могут прописываться другими шрифтами, отличающимися от шрифта основного текста.

«Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры».

Источник:

Более того: ГОСТ разрешает от руки вписывать формулы и другие части текста, которые невозможно внести машинописным способом. Для этого используется или чёрная тушь, или чёрные чернила. Писать надо обязательно печатными символами. Но, на наш взгляд, для студента, оформляющего диплом по ГОСТу в 2018 году, эта вольность недопустима. Современные компьютерные технологии позволяют отобразить любые формулы. Если нет подходящих символов, формулы сейчас вставляются в виде изображений.

11. Кегль (размер букв), согласно ГОСТу, должен быть не меньше двенадцатого. На практике дипломники используют 12 и 14 кегли шрифта Times New Roman. В сносках, в подписях к таблицам и изображениям можно использовать меньший кегль (вплоть до 10-го).

12. Межстрочный интервал, в отличие от шрифта, регламентируется ГОСТом. Он должен быть полуторным.

13. КАПС ЛОК допускается при написании названий глав дипломной работы. БОЛЬШЕ НИГДЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ НАДО!

14. Для выделения структурных частей работы, то есть в заголовках и подзаголовках, можно использовать полужирный шрифт. Его так же можно использовать для выделения некоторых важных фраз, терминов – но без энтузиазма. То же самое касается курсива. Например, во можно выделить болдом или курсивом слова «гипотеза, предмет, объект, цели, задачи».

15. Опечатки недопустимы. Если же вы всё-таки нашли при вычитке дипломной работы опечатки, описки, графические неточности, то, согласно ГОСТу, их можно закрасить белой краской (для этого используется корректор) и сверху аккуратно внести исправления – так, чтобы не было заметно помарок. Но это, господа студенты, экстренный вариант – например, если вы решили прямо в вузе перечитать диплом перед сдачей рецензенту и у вас нет времени бежать к принтеру. Вообще же в наши дни распечатка дипломной работы не представляет сложностей, поэтому вносите исправления на компьютере и распечатывайте заново нужные листы.

Оформление заголовков в дипломной работе

На оформлении заголовков и подзаголовков следует остановиться отдельно, потому что ГОСТ в этом вопросе довольно затейлив. Правила следующие:

  • Заголовками считаются наименования структурных частей работы, представляя собой краткое и чёткое отражение содержания разделов, подразделов, пунктов.
  • Для нумерации следует использовать арабские цифры.
  • При нумерации разделов, подразделов и пунктов после цифр точка не ставится.
  • При использовании формулировки «часть такая-то» или «глава такая-то» после цифры ставится точка.
  • При нумерации разделов, подразделов, пунктов следует придерживаться следующих правил:

Впрочем, в дипломных работах до таких крайностей не доходит, так что про буквы и цифры со скобками можно забыть.

  • Расстояние между текстом и заголовком ГОСТом не регламентируется, но, по установившимся правилам, составляет 15 мм, т. е. одна путая строка при полуторном интервале. Заголовок главы от заголовка подраздела/параграфа обычно отделяется расстоянием в 8 мм (двойной интервал).
  • Заголовки печатаются, согласно ГОСТу, прописными (заглавными) буквами. КАПС ЛОКОМ, КОРОЧЕ
  • Заголовки располагаются по центру, подзаголовки – с абзацного отступа.
  • Если заголовок состоит из двух предложений, они разделяются точкой.
  • Переносы в заголовках не допускаются.
  • Заголовки можно выделять полужирным, но нельзя подчёркивать.
  • Точка в конце заголовка не ставится.

Если вас интересует оформление дипломной работы по ГОСТу 2018, образец оформления заголовков перед вами:

Но этот вариант используется, если в исследовании не выделяются части (главы). Поскольку в дипломной работе главы выделяются, необходимо ставить точку после цифры в заголовке: «Глава 1. ЗАМОРОЧЕННЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПО ГОСТУ». Далее точки в нумерации подразделов уже не ставятся.

Существует также вариант, когда при выделении подразделов используется знак параграфа (§), но он считается устаревшим. Часто при нумерации глав используются римские цифры. Бывают на отдельных кафедрах и другие варианты, по принципу «в каждой избушке свои погремушки». Но как нужно действовать по ГОСТу, вы теперь знаете, а вариации – под ответственность вашего научного руководителя.

Нумерация страниц и оформление содержания

Дипломная работа должна включать содержание, в котором указываются все структурные части, включая приложения. Как писать наименования – со строчной или с прописной? В отличие от ГОСТа 2.105-95, более новый ГОСТ 7.32-2001 предоставляет решение этого вопроса на усмотрение автора.

Пример оформления содержания в дипломной работе:

Коснёмся ещё одного ГОСТовского нюанса. Студенты, решившие самостоятельно изучить ГОСТ 7.32-2001, могут напортачить, последовав следующему указанию:

5.4.2 При составлении отчета, состоящего из двух и более частей, в каждой из них должно быть свое содержание. При этом в первой части помещают содержание всего отчета с указанием номеров частей, в последующих — только содержание соответствующей части. Допускается в первой части вместо содержания последующих частей указывать только их наименования.

В любом учебном заведении предъявляются самые высокие требования к ВКР. Выпускная квалификационная работа – это главное и самое важное научное исследование студента в период его обучения. Ее защита является последним этапом перед получением диплома бакалавра или магистра и выпуском из ВУЗа.

Для того, чтобы грамотно написать дипломный проект, выпускнику стоит ознакомиться с особенностями оформления этой работы и запомнить некоторые важные рекомендации.

Как писать ВКР

Обратиться за помощью Главная цель написания дипломной работы – систематизация, усвоение и закрепление теоретических знаний, полученных за все время обучения студента в ВУЗе. Именно поэтому основное научное исследование выпускника является серьезной и крайне важной работой, которая условно делится на несколько этапов:

Этап 1. Выбор темы дипломного проекта и назначение научного руководителя по кафедре. Важно помнить, что самой успешной станет работа, которая будет нравиться студенту и уже изначально заинтересует его.

Этап 2. Разработка рабочего плана вместе с научным руководителем. Рабочий план представляет собой подробное содержание работы по главам, которые в процессе могут редактироваться.

Этап 3. Подбор и изучение литературы. Сбор и анализ практических данных для исследования (чаще всего в ходе преддипломной практики).

Этап 4. Написание выпускной квалификационной работы – систематизация и оформление в грамотный структурированный текст всего материала. Разработка выводов и рекомендаций по изученным данным.

Этап 5. Оформление выпускной работы, ее проверка на плагиат. Написание текста к защите дипломного проекта, защита ВКР перед комиссией.

Важно! Дипломная – это сложный труд, связанный с анализом большого количества литературы, поэтому выполнение ВКР желательно начинать уже в первом семестре выпускного курса.

Пример структуры ВКР по фармации

Тема ВКР «Аптечные организации на современном этапе развития»

Введение

ГЛАВА 1. Современные аптечные организации
1.1. История развития аптечного дела в России
1.2. Организация работы современных аптек
1.3. Виды и функции современных аптек
ГЛАВА 2. Методы исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования эффективности аптечных организаций
3.1. Аптека с закрытой выкладкой товара
3.2. Аптека с открытой выкладкой товара
3.3. Экономическая эффективность аптечных супермаркетов
3.5. Оценка качества обслуживания покупателей
Заключение
Список используемой литературы

Положение о ВКР

Выпускная работа должна составляется в соответствии с методическими рекомендациями и указаниями по ее написанию. Правила оформления регулируются следующими государственными документами:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования);
  • Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО;
  • ГОСТом 7-32 от 2001 года.

Кроме общих положений, отдельные требования к выпускной квалификационной работе может предъявлять и конкретное учебное заведение. Так, специальные требования для выполнения дипломной работы присутствуют у РАНХиГС (Новосибирск и Иркутск) или у СКФУ (Пятигорск).

Несмотря на подобную бюрократическую регламентацию оформления дипломных проектов, мелкие нюансы остаются вариативными. Так, в ГОСТе не указан тип шрифта, однако на практике всегда используется Times New Roman.

Титульный лист ВКР

Титульный лист является обязательным требованием к оформлению выпускной работы. Конкретные рекомендации по его написанию могут содержатся в методичке ВУЗа, однако существуют некоторые сведения, которые обязательно указываются на титуле дипломной работы:

  • полное и официальное название учебного заведения и ведомства, организации или отраслевого министерства, к которому оно относится, факультета, кафедры;
  • название выпускной квалификационной работы;
  • информация о авторе работы – ФИО, название и код специальности, номер группы;
  • сведения о научном руководителе дипломного проекта, его ФИО, ученая степень и звание;
  • указание города, в котором базируется ВУЗ, год написания и защиты дипломной.

Важно! При оформлении титульного листа не допускается использование переносов и сокращений.

Папка для ВКР

Чистовик дипломного проекта обычно предоставляется в типографическом переплете, с адресной папкой в формате А4. Корешок такой обложки должен быть не менее 20 мм., с гребешком с отверстиями для сшивания листов.

Внимание! После окончательного написания и оформления ВКР студент не сможет внести в него какие-либо изменения перед защитой. Поэтому перед сдачей желательно еще раз перепроверить все данные в тексте и правильность оформления титульного листа.



Как проверить ВКР на антиплагиат

Системы проверки выпускных работ на плагиат используются на данный момент во всех российских ВУЗах. Такая методика позволяет оценить вклад студента в проведенное исследование, умение анализировать и прорабатывать информацию.

Для проверки работ практически все учебные заведения используют систему проверки «Антиплагиат.ВУЗ» (https://www.antiplagiat.ru). Это система, которая активно используется для определения уникальности студентами и преподавателями. Бесплатно онлайн в ней можно проверять только документы PDF и TXT. Для дипломных работ допустимый процент заимствования составляет 15-30% текста без графического материала. Именно этим объемом должно ограничиваться цитирование первоисточников или нормативных актов. К допустимым заимствованиям также относят названия организаций, органов власти или устойчивые выражения.

Только после достижения минимального уровня оригинальности студент может отправить окончательный вариант своей ВКР на проверку кафедрой.

Выпускная квалификационная работа поможет определить уровень приобретенных студентом знаний и умений. Она свидетельствует о качестве усвоения материала и дает представление о готовности выпускника к самостоятельной жизни.

Написать и оформить ВКР не так сложно, как может показаться. Достаточно просто следовать всем рекомендациям и прислушивается к советам научного руководителя – тогда работа сможет претендовать на самую высокую оценку.