Строка подогрев воды в квитанции. Основные расчеты и применяемые формулы. Что установил суд

Строка подогрев воды в квитанции. Основные расчеты и применяемые формулы. Что установил суд

Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы - частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.

Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.

Предмет спора

Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.

Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.

Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.

Мнения арбитражного и апелляционного судов

Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта. УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.

Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.

Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.

Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.

Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.

В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.

УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.

Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.

Аргументы и решение Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.

Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст. 4 ЖК РФ .

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ , предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

В городе, где находились участники разбирательства, норматив потребления тепловой энергии на подогрев ГВС был установлен постановлением главы города Подольска от 21.12.2004 № 2707-п .

Теплоснабжающая организация не предоставила доказательств признания норматива недействующим или утратившим силу, поэтому у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания при определении объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ.

Верховный Суд РФ отметил, что Арбитражный суд Московской области принял законное и обоснованное решение, правильно трактовав законодательство. Поэтому его решение ВС РФ постановил оставить в силе, а решения Десятого арбитражного суда Московской области, постановление Арбитражного суда Московского округа - отменить.

В квитанциях несколько лет назад появилась новая строка – подогрев воды. Многие люди не знают, что эта за услуга, и почему они должны за это платить. Ведь раньше оплата производилась только за теплую воду. Поэтому многие не хотят вносить двойную плату. Однако невнесение денег, указанных в данной графе, приводит к появлению задолженности. Так как сумма за подогрев воды в квитанциях начисляется за отдельную услугу.

Что такое обогрев – один из часто встречающихся вопросов. В документе есть 2 графы тепловое водоснабжение (ГВС) и разогрев.
Что такое ГВС – это горячее водоснабжение. Но люди не понимают, почему они должны вносить деньги дважды. Но на самом деле все по-другому. ГВС – это не теплая вода, а теплоэнергия, которая затрачивает ЖКХ на доведение жидкости до нужной температуры. Поэтому был введен двойной тариф за горячее водоснабжение и на затраченную энергию.

Данный тариф был установлен из-за того, что на достижение нормальной температуры, затрачивается дополнительная энергия. Раньше расход топлива не учитывался при подсчете коммунальных платежей, и деньги за это взималась только в отопительный период.
Из-за чего в этот период расходы людей на разогрев и отопление сильно увеличивался. Чтобы у людей резко не увеличивались затраты, Правительство разделило расходы, потраченные на достижение нормальной температуры, на весь год.

Законно ли взимание платы за это

Увидев дополнительную графу в чеке, люди думают, а законно ли это. Некоторые сразу обращаются к сотрудникам компании и уточняют, что означает новая графа и почему нужно платить. А некоторые просто не вносят деньги за это.

Однако такие действия потребителей будут считаться незаконными, так как обязанность оплачивать разогрев воды указана в статьях Жилищного кодекса. Так же правомерность требования оплаты за это, указана еще и в

Что если оборудование сломается

Если нагреватель поломается, то за прогрев не увеличится и не уменьшаться. Поэтому важно быстро вернуть его в строй. В этой ситуации плательщикам необходимо сразу же сообщить сотрудникам управляющей компании о поломке. После поступления заявки юридическое лицо должно сразу же направить специалистов для восстановления работы водонагревателя.

Обязанностью жильцов является еще и приобретение оборудования.

Как самостоятельно определить стоимость

Стоимость подогрева холодной воды указывается в квитанции. За холодную и горячую жидкость рассчитать размер общей суммы довольно просто, но как рассчитать объём платы за дополнительный сервис знают немногие.

Как рассчитывается водонагрев в счете летом и зимой, и какие данные надо будет знать:

  1. Обязательно нужно знать, какой тариф установлен в регионе.
  2. Какие убытки понесла УК для транспортировки ресурса.
  3. Сколько фактически энергии было использовано на достижение необходимой температуры.
  4. Сколько каждый месяц расходуется ресурса.

Не все управляющие организации предоставляют такие данные жильцам многоквартирных домов. Однако любой человек может запросить эти сведения в ТСЖ или УК, и сотрудники юридического лица обязаны дать достоверную информацию по оплате услуг по снабжению квартиры.

При отказе дать ответ на запрос, заявитель может подать на работников управляющей компании жалобу в Роспотребнадзор . Получив все нужные данные, можно самостоятельно произвести подсчет и сравнить счет за обогрев указанный в счете.

Расчет общей суммы в 2018 году

Нагревание является самой дорогой коммунальной услугой. Это связано с тем, что для нагрева используются специальные нагревающие приборы, которые затрачивают много энергии.

Чтобы подсчитать размер оплаты за разогрев для ГВС необходимо определить, сколько ресурса было затрачено, для этого надо снять показания со счетчика или произвести расчет за горячую влагу, если его нет. Расчет размера вознаграждения за обогрев ГВС производится по следующей формуле:

P гв = Vгв × Tхв + (V v кр × Vi гв / ∑ Vi гв × Tv кр)

V гв – объем горячей воды, потребленной за расчетный период (месяц) в квартире или нежилом помещении

T хв – тариф на холодную воду

V v кр – объем тепловой энергии, использованной за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве горячей воды управляющей компанией

∑ Vi гв – суммарный объем горячей воды, потребленной за расчетный период во всех

T v кр – тариф на тепловую энергию в помещениях дома.

Ставка, установленная в регионе, умножается на норматив тепла, необходимые для нагрева кубометра жидкости. Получившаяся цифра, умножается на количество израсходованного ресурса.

Жильцам, у которых нет счетчика, расчет нужно произвести так: норматив делится на количество жильцов в доме (квартире).
Получившийся результат будет не точным, так как управляющей компанией добавляются еще и расходы, затраченные на ремонт, содержание и обеспечение работоспособности специальных приборов.

Коммунальные платежи за нагревание сильно ударяет по бюджету собственников жилья. В связи, с чем людям не хочется вносить деньги непонятно за что. И появление в бумаге новой графы за нагрев, всегда вызывает появление вопросов, особенно если за нововведение нужно платить немаленькую сумму. Подогрев не так давно появился в квитанции, из-за чего многие люди до сих пор не разобрались, почему за него надо платить отдельно, ведь они уже оплачивают водоснабжение.

Многие люди при оплате коммунальных услуг удивляются, увидев в квитанции словосочетание «подогрев воды». На самом деле, это нововведение было принято еще в 2013 году. Согласно Постановлению Правительства № 406, при наличии централизованной системы водоснабжения оплату нужно осуществлять по двухкомпонентному тарифу.

Таким образом, тариф разделили на две составляющие: использование холодной воды и тепловой энергии. Теперь расчет производится отдельно за два ресурса: вода для ГВС и тепловая энергия. Именно поэтому в квитанциях появилась графа, означающая количество тепловой энергии, затраченной на обогрев холодной воды. Однако многие полагают, что плата за подогрев взимается незаконно, и пишут жалобы на ЖКХ. Чтобы убедиться в правомерности такого вида начислений, следует более подробно узнать о данной услуге.

Причиной такого нововведения стало дополнительное использование энергии. Подключенные к системе горячего водоснабжения стояки и полотенцесушители расходуют тепловую энергию, но этот расход раньше не учитывался в расчетах оплаты за коммунальные услуги. Поскольку плату за теплоснабжение можно взимать только в отопительный период, нагрев воздуха за счет использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Правительство нашло выход из такой ситуации, разделив тариф на две составляющий.

Оборудование

Если водонагреватель выйдет из строя, счет за горячую воду не увеличится. В этом случае уполномоченные сотрудники управляющей организации обязаны отремонтировать оборудование в срочном порядке. Но поскольку ремонт требует оплаты, данную сумму все же должны оплатить жильцы. Несмотря на то что счет за подогрев останется тем же, будет увеличена сумма оплаты за ремонт и содержание имущества. Это объясняется тем, что водонагревательные приборы являются частью имущества владельцев жилья.

Что касается нестандартных ситуаций, когда, например, часть квартир в многоэтажном доме имеет доступ к горячей воде, а вторая – только к холодной, вопросы касательно оплаты за подогрев решаются в индивидуальном порядке. Как показывает практика, нередко от жильцов требуют внесение платы за общее имущество, которым они не пользуются.

Компонент «тепловая энергия»

Если с расчетом оплаты за холодную воду все довольно просто (осуществляется на основании установленного тарифа), то не все понимают, что входит в стоимость такой услуги, как подогрев.

Сумма для оплаты такой услуги, как подогрев воды, рассчитывается с учетом следующих составляющих:

  • установленный тариф на тепловую энергию;
  • расходы, необходимые для содержания централизованной системы горячего водоснабжения (от центральных тепловых пунктов, где осуществляется подогрев воды);
  • стоимость потери тепловой энергии в трубопроводах;
  • расходы, необходимые для осуществления транспортировки горячей воды.

Расчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению производится с учетом объема использованной воды, который измеряется в м 3 .

Как правило, количество необходимой тепловой энергии определяется на основании общедомовых значений, которые показывают счетчики горячей воды и затраченной тепловой энергии. Использованное количество энергии в каждом помещении рассчитывается методом умножения использованного объема воды (определяется по счетчику) на удельный расход тепловой энергии. Объем энергии умножается на тариф. Полученное в результате значения и есть суммой, необходимой для оплаты того, что в квитанции прописано как «подогрев воды».

Как рассчитать самостоятельно в 2018-2019 году

Подогрев воды является одной из самых дорогостоящих коммунальных услуг. Это объясняется тем, что при нагреве необходимо применение специального оборудования, работающего от электросети. Чтобы убедиться в том, что в квитанции указана верная сумма к оплате, вы можете произвести расчеты самостоятельно и сопоставить полученное значение с суммой, указанной в квитанции. Для этого надо узнать размер оплаты за тепловую энергию, установленную региональной тарифной комиссией. Дальнейшие расчеты зависят от наличия ил отсутствия приборов учета:

  1. Если у вас в квартире установлен счетчик, то вычислить расход тепловой энергии можно, ориентируясь на его показатель.
  2. Если счетчик отсутствует, расчеты следует производить исходя из установленных нормативных показателей (устанавливаются энергосберегающей организацией).

При наличии в жилом здании общего счетчика расхода тепловой энергии и установленных индивидуальных счетчиков в квартирах начисление суммы за подогрев рассчитывается исходя из показаний общего прибора учета и дальнейшего пропорционального распределения по каждой квартире. Если такой прибор отсутствует, сумма, необходимая для оплаты подогрева, рассчитывается исходя из норматива расхода энергии на нагрев 1 м 3 воды в отчетном месяце и показаний индивидуального счетчика воды.

Куда писать жалобу

Если правомерность возникновения в квитанциях дополнительной строки «подогрев воды» стоит под вопросом, чтобы не переплачивать за отопление, рекомендуется сначала обратиться в УК с просьбой объяснить, что означает данный пункт. Появления новой строки в квитанции законно только на основании решения собственника помещений МКД. При отсутствии такого решения следует написать жалобу в ГЖИ. После обращения с претензией в УК вам должны предоставить ответ с объяснениями в течение тридцати дней. В случае отказа обосновывать, почему в квитанции прописана такая услуга, следует подать жалобу в прокуратуру с иском в суд. В данном случае, если вы уже оплатили сумму, указанную в квитанции, основанием иска послужит статья 395 Гражданского кодекса РФ. Если возврат средств не требуется, но при этом вы должны платить за услуги, которые вам не предоставляют, подавайте иск об исключении строки «подогрев воды». В этом случае стоит ссылаться на статью 16 закона «О защите прав потребителей».

Введение:

Тема расчета платы за коммунальные ресурсы одна из наиболее сложных. Тем, кто ранее с проблемой не сталкивался, сразу разобраться трудно, да и времени на это как бы нет.

Однако попробуем.

Для расчетов применяются ПП РФ №354 (порядок и методики на все случаи жизни), ПП РФ №307 (только для отопления и только до 1 июля 2016 года, далее действует ПП РФ №354), ПП РФ №306 (нормативы).

Текст документов сложный, массовому плательщику практически недоступный. Нет четкой системы в обозначениях физических величин, что может запутать читателя, отсутствуют наименования физических величин, применяемых в расчетных формулах и пояснения. Как будто для себя писали. Типа сами знаем, а остальным знать необязательно.

И еще одно начальное замечание. Господа из УК и от Застройщика часто выказывают великую радость относительно «энергоэффективности» новостроек, в частности нашего района.

Сущностью энергоэффективности является жесткий учет всех коммунальных ресурсов и меры по их экономии. Посмотрим в ходе обсуждения насколько обоснована такая «радость».

Поскольку у нас система ГВС закрытая, то есть нецентрализованная, то для расчетов применяется соответствующий раздел ПП РФ №354 (приложение 2 раздел IV), когда производство коммунальной услуги, в данном случае ГВС, осуществляется исполнителем (УК) на нашем с Вами оборудовании ИТП из состава общего имущества.

Относительно этого самого понятия «производство» ГВС исполнителем пока вдаваться в подробности не будем. Это отдельная довольно «мутная» и спорная тема, кто как и что на самом деле производит.

Заметим только то, что согласно ПП РФ №354, п.54 Правил четко определено, что плата за содержание общего имущества (оборудования ИТП, где исполнитель услуги нагревает воду для ГВС) взимается отдельно. То есть «производственные» - эксплуатационные расходы на это общее имущество входят в состав платежа за содержание и ремонт общего имущества и не включаются в калькуляцию платежа за ГВС .

Итак, что надо учесть для расчета платы за ГВС?

Общий расход холодной питьевой воды (по линии ХВС), подаваемой на нагрев для ГВС.

Общий расход тепловой энергии, отбираемой в бойлерах у теплоносителя из системы централизованной поставки тепловой энергии (отопления).

Казалось все просто. Поделил общий расход тепла (нагрев) на общий объем холодной воды, которая израсходована для ГВС и порядок. Получил удельный расход тепла на кубометр горячей воды.

Однако в наших квитанциях нет учета суммарного объема по ХВС и ГВС раздельно.

А данные индивидуального потребления по ГВС и ХВС применять нельзя из-за систематической погрешности измерений квартирных счетчиков. Потому введено понятие ОДН для устранения этой систематической погрешности и точного суммарного учета расхода воды за весь дом общим домовым счетчиком.

В этом смысле ПП РФ №354 изложено не вполне корректно и походу уже давно устарело местами, когда в основу расчетов предлагается положить суммарные показания ИПУ, если нет общего домового счетчика, но при этом авторы нормативного текста совсем забыли о систематической погрешности квартирных ИПУ (зона нечувствительности ИПУ на малых расходах воды).

По смыслу закона «Об энергосбережении…» первое, что должно быть сделано – это установлены общие домовые приборы учета, а где нет технической возможности ввиду конструкции дома, техническая возможность должна быть создана путем реконструкции (пристроя) помещения для монтажа узлов учета коммунальных ресурсов.

Общий домовой учет коммунальных ресурсов не выгоден коммунальщикам, потому и саботируют процесс. В «мутной воде» мухлевать легче.

Так же походу у нас в ИТП нет и отдельного учета расхода тепловой энергии, которая расходуется на нагрев ГВС. По крайней мере это не видно из содержания сведений, приведенных в квитанции.

А как же супер пупер энергоэффективный ИТП? Не слишком ли это просто для супер пупер энергоэффективного ИТП с «космическими технологиями»?

Установили один общий счетчик ХВС и один общий счетчик тепловой энергии на весь блок и довольны как слоны?

А по Закону приборами учета должен быть оборудован каждый отдельный дом.

Чем он отличается тогда наш ИТП от обычного теплоузла старого советского дома?

Зачем нам «по ушам ездят» который год про энергоэффективность?

Походу за тем, чтобы какой-нибудь проходимец - «денежный насос» по энергосервисному договору «авторитетно» заявил, что нам надо установить приборы учета для повышения энергоэффективности.

Нам и так ясно, что нужен всеобъемлющий учет коммунальных ресурсов.

Кто мешал поставить двухканальный счетчик тепловой энергии? Тяжело было воткнуть счетчик для учета расхода подпиточной воды для системы ГВС?

А если они все же есть, то почему их показания в расчетах не используют и в квитанциях не указывают?

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************