Сражение деревни. Очевидное невероятное. Стратегические ошибки Петра I

Сражение деревни. Очевидное невероятное. Стратегические ошибки Петра I
Сражение деревни. Очевидное невероятное. Стратегические ошибки Петра I

В северной части Онежского озера, что в Карелии, находится небольшой остров Кижи . Славится этот остров необыкновенной красотой комплекса Кижского (Спасского) погоста. А настоящим произведением искусства является Преображенская церковь, срубленная без использования гвоздей.

22-главая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в то время, когда Россия и Швеция делили выход к Балтийскому морю. Россия стремилась укрепить свои позиции на берегах Балтики, «прорубить окно» в Европу. В этом году был заключен мирный договор между Россией и Пруссией. Последней отходили шведские территории, а флот под командованием Петра I захватил вражеские корабли. Эта первая крупная победа в истории русского флота позволила России овладеть землями Финляндии.

Для самых северных российских земель данная победа означала удаление границы государства к берегам Балтики и, как следствие, безопасность от внезапного нападения шведов. В честь этого жителями северной части Онежского озера было принято решение о постройке Преображенской церкви.

Лес для деревянных церквей рубили зимой, а весной сплавляли. И если трижды плоты прибивались к одному и тому же месту – там и строили церковь. Так же было выбрано место и для церкви Преображения Господня. Согласно легендам, царь Петр I принял непосредственное участие в разработке проекта возводимого комплекса. А главный мастер Нестор после окончания стройки забросил свой топор в озеро, сказав при этом, что другой такой церкви нет и никогда больше не будет.

Преображенская церковь основывается на деревянном срубе из трех восьмигранников. Таким образом, получалась почти круглая форма, и можно было легко пристраивать крылечки и галереи. Для строительства стен использовалась кондовая стена, отличающаяся прямолинейностью, смолистостью и прочностью. Крышу крыли из осиновых тонких пластин и скрепляли калеными гвоздями. Крыша – единственное место, где были использованы гвозди. Тонкие осиновые пластинки плотно подгонялись друг к другу, покрывая купола и создавая неповторимый ажурный рисунок. Под куполами было сделано еще одно перекрытие, чтобы ни одна капля во время дождя не просочилась под крышу.

Преображенская церковь и стоящая рядом с ней 9-главая Покровская церковь с колокольней – это летние сооружения. В них редко проходили службы.

Кроме удивительных церквей на острове Кижи стоят несколько крестьянских домов – памятников мастерству умельцев русского деревянного зодчества.

В начале 18 века Преображенская церковь была самым высоким зданием в России. Ее высота достигала 37 м. Однако время неумолимо, а дерево – материал непрочный. Сейчас основу церкви составляет металлический каркас, а весь иконостас увезен в музей. Но Покровская церковь все еще действует. Правда, свечи в ней зажигать нельзя.

Сегодня Кижи – Государственный заповедник, с 1990 года входящий в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: 1714 г. Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине - на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные - страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас - резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - «Преображение» и «Покров» - датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.



Преображенская церковь на острове Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня основана 6 (19) июня 1714 года на острове Кижи и относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья , существует мнение, что одним из прообразов кижинской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска .

Реставрация Преображенской церкви - лифтинг или переборка?

Преображенский собор в настоящее время находится в плохом состоянии и вся его конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Известная журналистка Юлия Латынина так описывает состояние интерьера Преображенского храма: «Церкви нет - есть чучело церкви, которое выпотрошено и натянуто на этот каркас. Все несущие конструкции уничтожены. Полы выпилены бензопилой. А, ведь, в этой церкви часть полов играет роль несущих балок, намертво зажатых между стенами ». Принято решение, которое поддерживается руководством музея в Кижах, что реставрация должна проходить методом лифтинга - при котором часть храма вывешивается за счет вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые. Однако ряд специалистов, к которым относятся академик архитектуры Вячеслав Орфинский , лауреат Государственной премии, ведущий российский реставратор деревянного зодчества Александр Попов и другие считают, что реставрация методом лифтинга может привести к утрате памятника и предлагают выполнить его методом полной переборки. Разногласия по методу реставрации вышли за пределы профессионального сообщества и обсуждаются в ведущих российских СМИ.

Аргументы сторонников лифтинга

Лифтинг защищают заместитель директора музея по реставрации Кижского погоста Николай Попов, главный архитектор проекта реставрации Владимир Рахманов и другие.

Позиция музея «Кижи» обозначена на официальном сайте : «О методе реставрации памятника четкую позицию музея и авторов проекта выражает его главный архитектор, представляющий Генпроектировщика - ОАО „НИИ Спецпроектреставрация“ Владимир Рахманов (Санкт-Петербург). По его словам, реставрация церкви путем ее полной единовременной разборки недопустима. Это может привести к значительной утрате подлинности памятника и большому проценту новодела. Предлагается реставрация церкви с полной переборкой элементов, но не единовременно, а поэтапно. Основная часть церкви будет оставаться на месте, являясь по-прежнему основным объектом экскурсионного показа музея-заповедника. Реставрация должна выполняться поярусно (поэтапно) снизу-вверх. Переборка снизу-вверх позволит использовать не только систему лифтинга, но традиционные методы реставрации срубовых строений. Предложенный авторским коллективом лифтинг апробирован на многих объектах реставрации, и не только в России.».

Примечания

Метод полной переборки позволяет провести реставрационные работы с максимальным качеством. Возведение сруба при реставрации проводится в той же последовательности, что и при строительстве.

Ссылки

  • Публикация в газете «Кижи» об истории: «Преображенская церковь в бликах времен»

Категории:

  • Храмы Карелии
  • Храмы по алфавиту
  • Появились в 1714 году
  • Православные храмы Петрозаводской и Карельской епархии
  • Деревянные церкви
  • Храмы Преображения Господня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Преображенская церковь на острове Кижи" в других словарях:

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов Содержание 1 В России 1.1 В монастырях 2 … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

    Спасо Преображенская церковь название ряда храмов, освящённых в честь Преображения Господня: Спасо Преображенский собор список соборных храмов В России Церковь Спаса на Нередице Спасо Преображенская церковь в Балашихе Свято Преображенская… … Википедия

Координаты :

Церковь Преображения Господня - православный храм, памятник архитектуры федерального значения, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи» , входит в состав храмового комплекса Кижского погоста .

Общие сведения

Построена в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

Высота от основания до креста центральной главы - 37 м, размер в плане - 20,6×29 м.

Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли - так называемую «бочку» . Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Основа интерьера церкви - четырёхъярусный иконостас , включающий 102 иконы.

В 1990 году храм включён в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Среди исследователей деревянного зодчества существует мнение, что прообразами кижской Преображенской церкви являются Церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагавшаяся в Вытегорском уезде и Храм Покрова Божией Матери расположенный в Архангельской области.

История реставрации Преображенской церкви

Наиболее значительные реставрационные работы были выполнены в 1949-1959 годах под руководством архитектора Ополовникова А. В.

В 1980-1983 годах были выполнены противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса с целью предотвращения возможного обрушения здания церкви.

В 1999-2001 годах был разработан проект комплексной реставрации церкви Санкт-Петербургским институтом «Спецпроектреставрация».

Преображенская церковь в настоящее время реставрируется , вся конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Реставрация проводится методом лифтинга, при котором часть храма вывешивается за счёт вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые.

Напишите отзыв о статье "Церковь Преображения Господня на острове Кижи"

Примечания

Литература

  • Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. - Л., 1972
  • Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. - М., 1986
  • Орфинский В. П. Преображенская церковь в Кижах и её место в истории русской архитектуры//Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. - СПб., 1999
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р - Я. - Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. С. 249-384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Преображения Господня на острове Кижи

– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?
– Не знаю, сестра. Не пробовал. – Покачал головой Радан. – Мне другой наказ дан. Светодара бы сохранить. А там посмотрим... Может и получится твой Добрый Мир...
Присев рядом с Магдалиной, и забыв на мгновение свою печаль, Радан восторженно наблюдал, как сверкает и «строится» дивными этажами чудесное сокровище. Время остановилось, как бы жалея этих двух, потерявшихся в собственной грусти людей... А они, тесно прижавшись друг к другу, одиноко сидели на берегу, заворожено наблюдая, как всё шире сверкало изумрудом море... И как дивно горел на руке Магдалины Ключ Богов – оставленный Радомиром, изумительный «умный» кристалл...
С того печального вечера прошло несколько долгих месяцев, принёсших Рыцарям Храма и Магдалине ещё одну тяжкую потерю – неожиданно и жестоко погиб Волхв Иоанн, бывший для них незаменимым другом, Учителем, верной и могучей опорой... Рыцари Храма искренне и глубоко скорбели о нём. Если смерть Радомира оставила их сердца раненными и возмущёнными, то с потерей Иоанна их мир стал холодным и невероятно чужим...
Друзьям не разрешили даже похоронить (по своему обычаю – сжигая) исковерканное тело Иоанна. Иудеи его просто зарыли в землю, чем привели в ужас всех Рыцарей Храма. Но Магдалине удалось хотя бы выкупить(!) его отрубленную голову, которую, ни за что не желали отдавать иудеи, так как считали её слишком опасной – они считали Иоанна великим Магом и Колдуном...