Православные истории. Маленькие чудеса афона

Православные истории. Маленькие чудеса афона
Православные истории. Маленькие чудеса афона

Готовились к посещению Афона, святой Горы, земного удела Божьей Матери, мы задолго до поездки. Перелопатили кучу информации в интернете, прочитали замечательную книгу Александра Дворкина «Афонские рассказы», даже написали на почту паломнического центра Святой Горы в Салоники, (правда ответа мы так и не получили). Знали, что нужно получать Диамонитирион (разрешение на посещение Афона), связаться с монастырями, в коих планируешь остановиться. Все знали, но ничего не сделали. Имели только искреннее желание попасть на Святую Землю! Решили, пусть будет так, как Господь сподобит.
О визите в паломнический центр в Салоники по приезду в Грецию я уже писал : повторяться не буду. И вот, после недельного пляжного отдыха на Халкидиках, 25 августа в 7 утра, взяв с собой в дорогу походный завтрак, мы сели в верного нашего друга Григориуса и направились из Симандры в Уранополис. Дорога лежала через небольшие города Полигирос и Иериссос, а так же через маленькие греческие деревушки, оливковые рощи и виноградники.

1

Солнышко только вставало и было совсем не жарко. Меньше чем за два часа, без всяких приключений мы добрались до портового города Уранополис. Жизнь на причале уже вовсю кипела. Множество небольших грузовиков встали в очередь на паром, большой автобус привез группу паломников, — все собирались попасть на единственный регулярный паром, который отправляется из Уранополиса в Дафни в 9.45 утра.
Времени до отправления у нас оставалось совсем немного, не больше 40 минут, поэтому мы сразу разыскали офис, где выдаются диамонитирионы. Мы предъявили паспорта сотруднику офиса, ещё совсем не уверенные в том, что сможем его получить. Он строго посмотрел на нас, напомнил о запретах в отношении внешнего вида, и выдал заветные документы.


Мы припарковали Григориуса на единственном свободном клочке земли у дороги, — времени искать специальную парковку, о которой я читал в интернете, уже не было, — и направились на паром.

2


При входе на паром специальный сотрудник проверяет диамонитирион паломника, а так же его внешний вид. Я был в длинных, но все-таки шортах, — днем в июле сорокаградусная жара — нормальное явление для Греции, — и меня отправили переодеваться в находящиеся на причале кабинки. Переодевшись, мы зашли на паром и выбрали себе местечко на верхней палубе, чтобы впечатляться видами пока ещё неизвестной для нас Святой Горы. Паломников на пароме всегда много, практически все места на верхней палубе были заняты.

1


Кого здесь только не было, — сербы, румыны, болгары, американцы, греки, и конечно же наши соотечественники. Рядом с нами на удачу присоседилась группа паломников из четырех человек во главе с батюшкой.
И вот, наконец, корабль отчалил от пристани и мы с замиранием сердца стали вглядываться в берега таинственной и такой уникальной земли, внимая рассказам довольно словоохотливого соседа-батюшки. От него мы узнали, что в 2014 году на Афоне случился страшный пожар. Огонь пришел со стороны Греции и уничтожил почти все виноградники, расположенные в северной части Афона. Жара и сильный ветер сводили на нет все усилия пожарных и военных. Огонем были охвачены Моноксилит и русский скит Новая Фиваида, погиб один монах, ехавший по дороге и попавший в огненную ловушку. Всеразрушающая стихия грозила уничтожить Хиландар и Зограф. Тогда советом игуменов монастырей было принято решение идти навстречу друг другу крестным ходом с чудотворной иконой Божьей Матери. И вот, когда они встретились, небо развезлось и полил сильный дождь, который и потушил пожар! Кстати, чудесным образом корпус скита Фиваида остался нетронут огнем.
Следы бушевавшего пожара были видны даже спустя четыре года, обгоревшие места выглядели серыми из-за скудности вновь возраждющейся растительности.
Первая остановка парома — пристань сербского монастыря Хиландар.


С корабля вышла большая группа паломников. Далее монастыри Дохиар и Ксенофонт.

1


1



И вот уже все ближе и ближе наша цель — монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона или как его ещё называют Русcик.

3


На причале паломников встречает монах, который проводил нас до архондарика — монастырской гостиницы. В Русcике это большое шестиэтажное здание ещё дореволюционной постройки с широкими коридорами и витыми чугунными перилами. На дверях архондарика висела надпись, что паломники не принимаются в связи с празднованием Панигира до 9 августа. Не смотря на это, нас все же разместили в коридорах гостиничного корпуса.
Угостившись предлагаемым гостям по афонской традиции узо и лукумом, мы пошли гулять по монастырю. Красота храмов и зданий монастыря, ухоженность садов просто потрясает!

1


3


Но кроме восхищения внешней стороной я ощутил глубокое чувство благоговения от прикосновения к святыне! Cлезы невольно потекли из глаз.
Не смотря на строгий запрет фото и видеосъемки, мы дерзнули запечатлеть эту красоту на фотоаппарат. Однако, камера отказывалась работать, требуя перезагрузить устройство, хотя раньше такого никогда не было и батарейки были свежие. После нескольких попыток включть камеру, мы поняли, что это знак свыше и больше не пытались нарушить запрет!

Эта — единственная фотография, которую нам удалось сделать здесь.


Остальные фото Пантелимонова монастыря — из интернета. В половине первого для нас открыли храм, где хранятся святыни монастыря.


Среди них глава великомученика и целителя Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, святителя и чудотворца Николая, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. А затем был отслужен молебен по случаю отправки главы великомученика и целителя Пантелеимона в Болгарию. С последующим крестным ходом нам посчастливилось «проводить» мощи Целителя до катера на пристани.
После вечерней службы со всей братией мы были приглашены в трапезную. Помещение трапезной очень большое, расчитанное на большое количество гостей и паломников в праздничные дни.


На левой стене находится фреска с изображением мытарств и воздушной бесовской стражи. Монастырская трапеза скромна, но удивительно вкусная: свежие огурцы и помидры, лапша с грибами, замечательные оливки, монастырский хлеб, холодная вода или компот и арбуз. Отдельно в блюдце на столе всегда присутствует чеснок и лук. Посуда в монастыре исключительно металлическая. Трапеза довольно ограничена по времени, минут 10-15, не дольше. Так что времени на разговоры нет. Во время трапезы читаются жития святых. По средам и пятницам в монастыре всего одна трапеза в день, в остальные дни по две.
По уставу монастырские врата закрываются с заходом солнца. Мы немного побродили по монастырским тропинкам, полюбовались великолепным закатом и отправились отдыхать. Мысли о предстоящем завтра восхождении на вершину Афона не давали заснуть! Выйдя на балкон архондарика я долго глядел на звездное небо и слушал шепот мирно плещущегося внизу моря.
Громкий звон колокольчика разбудил спящих в три часа утра. Так монахи на Афоне призывают всех на утреннюю службу. Обычно служба начинается в половине третьего утра и заканчивается в пол-девятого. Службу служил сам настоятель монастыря игумен Евлогий, благообразный худощавый монах с тихим высоким голосом.
Служба проходила в кафоликоне святого Пантелеимона.


Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. Характерной особенностью греческих храмов является наличие по периметру стен своеобразных ниш с подлокотниками и откидывающимися сиденьями. Греческое паникадило украшено страусиными яйцами. По легенде страусы, высиживающие яйца, должны непрерывно за ними наблюдать. И если только на мгновение страус отвлечется, яйцо станет бесплодным. Так и каждый христианин должен непрерывно молиться и укрепляться в вере.


После службы и утренней трапезы мы долго решали, ждать ли нам прихода парома в 11.30 или идти пешком до пристани Дафни. Было 9 часов утра, и мы, попрощавшись с монастырем и испросив благословения у архимандрита Евлогия, решили отправиться пешком. Первая половина пути до монастыря Ксиропотам проходила по лесной тропе. Кроны деревьев защищали нас от начинающего припекать июльского солнца.

1


Но от Ксиропотама к Дафни идти нужно было уже по пыльной автомобильной дороге. На нашу удачу, как только мы вышли на дорогу, сверху показался автомобиль. Водитель с кавказской внешностью остановился и предложил нас подвести. Так мы сэкономили время и главное силы для предстоящего восхождения на вершину Афона.
Наш паром до скита Святой Анны отправлялся в 12.45 и у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть Дафни вдоль и поперек. Пристань включает в себя всего несколько зданий: таможню, кассу с залом ожидания, небольшую гостиницу, почтовое отделение и торговый центр с кафе и парой магазинчиков. Мы выбрали места у таможни, в тени и наблюдали за все прибывающими людьми. В полдень сюда прибывает паром из Уранополиса — основное средство связи с внешним миром. На нем прибывают паломники, монахи, машины с провиантом и стройматериалами.
Пассажиров на паром «Святая Анна» было гораздо меньше, чем из Уранополиса. По пути к скиту мы проезжали монастыри Симонопетра и Дионисиат.


1



На пристань скита Святой Анны вышла группа около 15 человек. И все мы побрели по бесконечной лестнице, ведущей к скиту. Дорога была усыпана продуктами жизнедеятельности мулов, которых активно используют для доставки грузов в монастыри. В полуденный греческий солнцепек это занятие, конечно не из легких! Несколько раз мы останавливались, чтобы передохнуть и напиться воды из источников. Скит Святой Анны находится на высоте около 500 метров над уровнем моря, и добравшись до него мы смогли насладиться отдыхом в тенистой беседке и традиционным афонским угощением: рюмочкой раки, стаканом холодной воды и сладким лукумом. Это было то, что нужно для восстановления сил!
Мы договорились с местным архондариком о предстоящей ночевке по возвращении с горы, отдохнули, помылись в душе, и спустя пару часов тронулись в путь! Монастырское угощение придало нам силы, и мы бодро поднимались начальный отрезок дороги. Постепенно удобные лестницы закончились и началась настоящая горная тропа. На высоте примерно 700-800 метров живет монах отшельник. Сам он на глаза путников старается не показываться, но рядом с его убежищем оборудована часовенка и место для отдыха. Здесь же можно выпить воды из емкости, которую наполняет монах, нося воду с источника.
Было ещё достаточно жарко, не смотря на то, что шел седьмой час вечера.

1


Хорошо ещё, что большая часть тропы проходит по лесу. Поднявшись ещё метров на 200-300 мы обнаружили памятный крест. Возможно, он обозначает выстоу 1000 метров над уровнем моря.

1

1

Виды, открывавшиеся нам за каждым следующим поворотом, эстетически компенсировали нашу усталость.

1



Очередным пунктом в отсчете метров подъема служит развилка. Направо идет дорога, ведущая в Великую Лавру, а налево — к вершине Святой Горы. Это место часто используют для ночевки или стоянки. Это видно по оставленным костровищам и, что прискорбно, по горам мусора.
Далее тропа стала постепенно все круче и круче подниматься вверх. Усталось все больше давала о себе знать. И вдруг на камне вдоль тропы мы увидели отметку: 1430 метров! До Панагии, где мы собирались переночевать, оставалось всего лишь около 70 метров! Последние метры тянулись дольше всего. И вот вдали мы наконец то увидели каменное сооружение.

1


Подойдя ближе, мы поняли, что будем ночевать здесь не одни!
Рядом с домом ходили люди, собирая хворост. Ещё в Пантелеимоновом монастыре опытный проводник предупреждал нас, что на подходе к Панагии нужно собирать шишки для розжига очага. Но, как раз, ближе к месту, ни одной шишки мы не увидели. Видимо, все было собрано уже давно до нас! Какова была наша радость, когда прислушавшись, мы услышали русскую речь!!! Оказалось, что группа русских паломников под руководством батюшки незадолго до нас прибыла на Панагию. Они уже собрали дров, растопили очаг и даже заварили чай в большом русском самоваре.
С большим удовольствием мы попили чаю и перекусили нашими скромными запасами. Познакомились. Ребята были из Москвы. Они собирались подняться на вершину к рассвету, для чего они должны были подняться часа в три ночи. У них с собой были фонарики.
После ужина нас пригласили присоединиться к ним на молитву. Панагия представляет из себя довольно вместительное сооружение. При входе расположен зал с очагом, колодцем с чистой водой, большим столом. Слева от зала находится спальня с двухярусными кроватями. А прямо за залом есть церковь! Вот там мы и совершили вечернее богослужение с чтением акафиста Божией Матери. Небольшое помещение было озарено лишь мерцанием церковных свечей и лампад. Осознание того, где мы находимся и почти ощутимое Божие присутствие делало эту службу незабываемой!
Выйдя после молитвы наружу, на небе мы увидели мириады звезд. Созвездия, Млечный путь, падающий метеорит… Такого неба мы не видели никогда!

1


Жаль, что ночевать решили в помещении, где было достаточно душно, а не на улице.
Сквозь сон я услышал, как в три часа ночи встали и собрались наши соседи. Фонарей у нас не было, поэтому мы должны были дождаться рассвета. Когда мы встали в пятом часу утра и вышли из помещения, в темноте ночи видели вереницу их светящихся огней. В очаге ещё тлели угли, и мы разожгли из оставшегося хвороста очаг. Сварили кофе, немного перекулсили и стали собираться в путь.
Вдруг, я почувствовал острую боль в левой икре. Да такую, что еле мог переступать, хромая. Может, это было следствие долгого похода или твердого ложа, — не знаю. Но я четко понимал, что с такой болью не смогу подняться на вершину, — ведь до неё ещё 500 метров высоты, и тем более одолеть обратную дорогу вниз. Как ни пытался я разминать и растягивать ногу, боль не унималась. Посоветовавшись, мы решили потихоньку спускаться вниз. Было, конечно очень жаль, что приходилось возвращаться, так и не достигнув цели и у самого её порога. Видимо, грехи не пускали меня покорить Святую Гору!
И я стал искренне молиться Божией Матери, прося прощения и смиряясь с тем, что случилось. Мы стали собираться в дорогу. И вот, почти собравшись, я вдруг понимаю, что боль отступила! Я походил немного, — не хромаю, боли нет. Случилось маленькое чудо! Тогда мы решили все-таки идти наверх.

Подъем от Панагии до вершины Афона самый крутой. Далеко внизу оставалась Панагия.

1


Тропа проходит по открытым склонам. Даже летом, когда внизу тридцатиградусная жара, на вершине дует холодный сильный верет. К тому же вокруг ходили тяжелые тучи и вот мог пойди дождь, сделав горную тропинку ещё и скользкой! Где то на середине подъема мы встретились с нашими соотечественниками, которые уже спускались с горы.
И вот, мы наконец достигли вершины Афона!

3


2


Чувства, возникающие, когда ты, преодолев значительные трудности, достигаешь заветной цели, тем более, когда эта цель — Святое место, трудно передать словами! Уж точно не хотелось думать о суете жизни, происходящей там, — в миру.
На вершине горы установлен 3-хметровый поклонный крест.

1

1

А ещё там идет строительство новой церкви Преображения Господня. Старый беломраморный храм, построенный русскими доброделателями в конце 19 века простоял 124 года и был разобран в 2010 году для постройки нового железобетонного храма по повелению священноначалия Великой Лавры, к которой относится эта территория. Новый храм почти уже сооружен, идет активное благоустрйство прилежащей территории. Наравне со строителями тяжелую работу исполняют и монахи! Мы сами видели, как один пожилой седовласый монах бодро мешал лопатой бетон.

2


Насладившись потрясающими видами, мы достали иконы, купленные в Пантелеимоновом монастыре, зажгли свечи и помолились в храме. Говорят, что иконы, побывавшие на вершине Святой Горы, обладают особой силой.
К сожалению, как бы хорошо не было в этом священном месте, нужно было возвращаться обратно. Малоопытные путники наивно полагают, что спуск с горы легче подъема. Так думали и мы. Однако, напряжение задней группы мышц ног при спуске значительно сильнее, и под конец наши ноги просто дрожали от усталости! Где то на середине пути мы встретили двух американцев, ещё достаточно бодро поднимающихся в гору. Они спросили нас, реально ли подняться и спуститься с горы в один день и где, если что можно остановиться на ночлег. Глядя на них, мы с содроганием подумали, сколько же им ещё нужно преодолеть!
После полудня мы вернулись в скит Святой Анны.

Афонский монах отец Иаков, главный певчий соборного храма, приехал в Ригу, чтобы спеть в Домском соборе вместе с хором Московского патриархата, и привёз нам благословение афонских старцев. «Субботе» посчастливилось побеседовать с ним.

Монах Иаков - главный протопсалт Карейского соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой горы Афон. Он родился в городе Салоники. С детства изучал византийскую музыку и имеет степень и диплом в этой области. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин». В 1993 году поступил в монастырь Каракал на Святой горе Афон. Он обучал византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор. С 1996 года монах Иаков живёт в столице Святой горы - Карее, в восстанавливаемой им келье. Сегодня он служит протопсалтом (главным певчим) соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Словами не описать

На улочках Старой Риги его можно было заметить очень издалека: высокий стройный грек в чёрной монашеской рясе, карие глаза смотрят серьёзно и внимательно. А когда начинает говорить - хочется молча слушать, даже не понимая по-гречески. Голос у отца Иакова удивительный.

В Латвии афонский монах Иаков не первый раз. В январе вместе с камерным хором Московского патриархата он исполнял рождественские песнопения. И вот сейчас, как и тогда, в Домском соборе прозвучала музыка, которую легко охарактеризовать одним словом - божественная. Во всех смыслах.

Мы попросили разрешения его сфотографировать. Он согласился и терпеливо ждал, пока фотограф устанавливал свет и аппаратуру. Но удивительное дело - десятки кадров оказались засвеченными будто изнутри. И только два снимка наконец получились. Один из них вы видите. Наверное, главное в нём - глаза. И тот внутренний свет, который ни с каким освещением не сравнится. Потому что он из души.

Перед тем как задавать вопросы, я вспомнила давнюю поездку в Грецию: тогда мы с друзьями проплыли на кораблике вокруг Святой горы Афон, вдоль величественных монастырей, крыши и купола которых тонули в зелени. Как жаль, думали мы, что нельзя увидеть это вблизи: с древних времён женщин на Афон не пускают. А на кораблике в это время звучали записи песнопений афонского монашеского хора.

А потом ночью в маленьком греческом городке я сидела на балконе гостиницы, смотрела на море и думала, что Святая гора круглые сутки не спит - днём и ночью люди, ушедшие туда от мира, молятся за весь мир. И за каждого из нас. Многие монахи, рассказали нам, живут в аскезе и вообще спят по два-три часа, не больше… В это время кто-то опять включил записи афонских песнопений. До сих пор помню - ощущения были потрясающие.

Простите за длинное вступление, просто хотелось передать настроение, с которым мы начали разговор с отцом Иаковом. Вместе с ним к рижанам прибыла музыка Афона.

Особый образ жизни

- Отец Иаков, вы сказали, что приехали петь с благословением афонских старцев…

Всегда, когда кто-то из монахов куда-то уезжает, он согласовывает свои действия и с монастырём, к которому духовно принадлежит, и со своим духовником, чтобы совершить это путешествие.

- Как часто вы покидаете монастырь?

Не особенно часто. Последние разы были связаны с концертами в Риге, Москве и Петербурге.

- Как давно вы живёте на Афоне?

20 лет. Меня часто спрашивают, как я туда попал. Это не так просто объяснить в двух словах, потому что и сам человек с трудом понимает такие серьёзные вещи. Естественно, помогает Господь, но и воля человеческая содействует.

- Действительно ли на горе Афон есть монахи, которые пришли туда в возрасте 12 лет?

Это раньше, 40-50 лет назад, такое часто было. Сейчас этим монахам по 60-70 лет… Последние 30 лет такого не происходит. И запрещается, и нет такой традиции. По закону человеку, который уходит в монастырь, должно быть 18 лет. Обычно приходят люди в возрасте 20-30 лет. Раньше, после Второй мировой войны, экономические условия были трудные, и родственники привозили маленьких детей на Афон, чтобы выжить. А потом им там нравилось, и они оставались на Афоне навсегда.

- А что надо для того, чтобы остаться?

Естественно, есть испытательный срок в один-два года. И дальше игумен и духовники монастыря судят, может ли он остаться и продолжить духовный подвиг в этот промежуток времени, может ли он жить этим образом жизни…

Сокровища Афона

- Музыкальной традиции Афона более тысячи лет. Она связана с византийскими традициями…

Византийская музыка - это что-то особенное. И Афон - особое место для византийской музыкальной традиции. Византийский певческий стиль взращивается непрестанно в течение тысячи лет. Что касается меня - это благословение для меня, что в течение всего времени на Святом Афоне я был сопричастен этой традиции. И сейчас я пою в главном храме столицы Афона - Протате. И таким образом продолжаю эту музыкальную традицию и вношу в неё свой вклад.

В афонских монастырях хранятся настоящие сокровища: реликвии, древние рукописи, книги… Вы имеете возможность их читать?

Кроме духовной Святая гора несёт и культурную миссию. Афон хранит огромное количество рукописей, также есть записи, которые появились в последние годы. А когда мы говорим о сокровищах, которым свыше 800 лет, это, конечно, множество древних икон, реликвий, и монахи в их хранении превосходят хранителей музеев.

Как-то я пошёл в византийский музей в Салониках, недавно открытый. И там почувствовал большую гордость за Святую гору, потому что то, что я видел в Салониках, нельзя сравнить с тем, что я видел на Афоне, - Афон превосходит, конечно, любой музей. И это мы говорим о Салониках - византийском городе.

Паломники Святой горы

- Как складывается ваш день на Афоне?

20 лет я живу на Афоне. 16 лет жил в одном из 20 монастырей - это монастырь Каракалы - и создал там хор, с которым мы выступали на различных празднованиях. Конечно, помогали мне и другие афонские отцы. Последние четыре года я живу в келье - это как скит, и я там сейчас один. Выполняю послушание - пою в храме Протата, где находится совет Святой горы.

У монаха очень много разных дел. Главное значение имеют духовные вещи. Ежедневные службы длятся намного дольше, чем в миру. Есть занятия ручным трудом. Каждый занимается тем, что ему установлено. В монастыре это обычно послушание, а в скиту - различные работы по дому. Также я занимаюсь музыкой, по нескольку часов каждый день.

- Очень много паломников приходят на Афон. Как там их встречают?

Есть такое послушание монашеское - принимать паломников, а есть гостиничное. Есть специальный монах, который встречает паломников, угощает их, даёт им комнату, если они хотят остаться. Паломники могут ходить везде, заходить в любой монастырь.

Прекрасно на Афоне именно это, и это отличает его от других мест: когда ты приходишь в храм, там не как в музее, где ты видишь мёртвое пространство, - на Афоне, в монастырях, каждый, кто заходит, видит как бы живой музей с огромным числом бесценных экспонатов, но при этом везде жизнь. Паломники видят всё - службы, послушания монахов: как они молятся, гуляют, общаются. Это производит впечатление на людей.

- Они не мешают монахам?

Всё-таки не так всё неуправляемо, у монахов есть места, где они могут уединиться, есть часы, когда они свободны. Это считается благим делом, любовью к ближнему со стороны монахов - помочь паломнику. Гостеприимство - это добродетель, и на Афоне оно имеет особую ценность.

- Были случаи, когда паломники оставались?

Конечно, были люди, которые приезжали паломничать и потом становились монахами. Но сразу приехать и остаться - это редко. Сейчас всё строже. Игумену и духовнику нужно быть более внимательными, и самому человеку нужно очень серьёзно подумать, прежде чем причислиться к братии, монастырю, скиту.

- Есть общие праздники, когда все 20 монастырей объединяются?

Каждый монастырь имеет свой престольный праздник. Есть традиция, чтобы монахи со всех монастырей собирались вместе и молились на этих престольных праздниках. Кроме монастырей есть также скиты и кельи, и там тоже такая традиция. Самые большие престольные праздники проходят в Великой лавре, в Иверском и Ватопедском монастырях. Это самые большие монастыри, и в них собирается очень много народа.

Пасха на Афоне

Ваше рижское выступление перед Страстной неделей и накануне Великой Пасхи - это специально по времени задумано, такое подкрепление духовное?

Этот концерт духовной музыки мы проводим вместе с Анатолием Гринденко и московским хором, которым он руководит. Мы выбрали темой страсти Господни. И это совпало с подготовкой к Пасхе, которую мы будем скоро праздновать. Поэтому песнопения связаны с событиями Страстной седмицы. Мы хотели помочь тем, кто желает подготовиться к этим дням.

- Как проходит Пасха на Афоне?

Отпраздновать на Афоне Пасху, эти святые дни, - совершенно уникальный опыт. Пережить это могут только мужчины, так как женщинам не разрешено приезжать на Афон. Паломники уезжают домой очарованными и восхищёнными, и это остаётся с ними на всю жизнь. Во время Пасхи службы длятся очень долго, но люди, которые приходят (хотя в миру, возможно, и не ходят на службы), у нас присутствуют до последней минуты и совершенно не утомляются. Особенно те, которым удаётся остаться на сам пасхальный день. Это что-то особое, это не описать словами, а надо пережить.

Это было, есть и будет

В храме, где вы поёте, хранится чудотворная икона Богоматери «Достойно есть»… Пресвятая Богородица считается покровительницей Афона…

Афон считается земным уделом Богородицы. Когда святой Пётр Афонский впервые попал сюда, по преданию, Богородица сопроводила его и обещала, что того, кто приедет жить в это место, она обеспечит всем необходимым в этой и будущей жизни, если он посвятит себя духовному спасению. Все мы, святогорцы, живём там, поэтому у нас особые любовь и благоговение перед Пресвятой Девой. Множество чудотворных икон находится на Афоне, практически во всех монастырях. Это наша покровительница, предстательница.

По преданию, сто лет назад на Афоне было явление Богородицы, сохранились воспоминания об этом событии. В наше время бывали явления?

Конечно, могут быть явления, но откуда нам знать об этом? Если бы я увидел Богородицу, я никому не рассказывал бы. Важно не настолько её явление воочию, важно то, что мы чувствуем там. Мы её чувствуем как путеводительницу в нашей жизни. А явления зрительные - это то, что случается в особых ситуациях с определёнными людьми, когда есть на это причина. Мне не нравится доказывать, что это есть. Я абсолютно убеждён, что явления Пресвятой Богородицы были, что они сейчас происходят и будут происходить в будущем.

Важно, что мы чувствуем в своей душе уверенность, которую Богоматерь даёт, ежедневное удостоверение Её обещаний, и это подтверждается каждый день в нашей жизни. И я думаю, что это непрерывное чудо, ежедневное чудо. Любой монах на Афоне скажет то же самое. Её присутствие явно и точно, несомненно.

Паломники, которые приезжают на Афон, говорят, что когда они спускаются с корабля и ступают на эту землю, то чувствуют что-то особое. Но мы не можем объяснить, что именно. И я им говорю: «Вы чувствуете благодать Богородицы, которая присутствует в этом месте».

- Считается, что гора Афон - одно из немногих мест на Земле, которое как столп света связывает землю с небом…

Истина состоит в том, что это место 24 часа в сутки наполнено молитвами - молитва там не прекращается.

- Мир жив, пока вы молитесь за нас?

Мир жив, потому что Бог нас любит и постоянно пытается найти способы, чтобы нас помиловать. И если мы за вас будем молиться, это не значит, что вы обязаны нашим молитвам. Но Господь находит повод в каждом человеке, чтобы помочь ему.

- Отец Иаков, скажите, пожалуйста, несколько пожеланий для наших читателей. Накануне Пасхи это очень важно.

Наши дни трудные, наше время трудное, во всём мире постоянно происходят кризисы, поэтому люди потеряли ориентиры. Слишком много разной информации идёт с разных сторон. Я желаю вам, чтобы как можно больше людей в мире попробовали православную традицию и стали жить по ней. Жить согласно учению церкви. И я верю, что тогда будет какая-то перемена в жизни, очень значительная. Думаю, это основное в наши дни - найти свой путь.

Я прошу и желаю всем попробовать этот путь. И думаю, что через некоторое время душа сама удостоверит их, что это путь верный…

October 5th, 2016

Высоко на горе Афон исчезают люди, а местные предания называют их «Девять Незримых» - девять монахов, которых восхитили ангелы. И в то же время ангелы отпускают на землю других монахов, чтобы на их место взять новых. И вот эта группа из девяти монахов тайно управляет Афоном.

Внезапно появившийся монах

Как-то раз я неожиданно увидел монаха, выходящего из моря, внезапно показавшегося из воды! Он появился из ниоткуда и, показавшись на поверхности моря, шел по воде к берегу. Он поднялся на стенку, пересек прибрежную дорогу и пошел по крутой тропинке, которая ведет от берега к монастырю.

Он шел к церковному двору, где я находился. Когда я увидел его выходящим из воды, то подумал, что мне это почудилось. Но тут же я предположил, что там всегда есть много монахов, которые работают на древесной фабрике, которые работают в поле, которые ловят рыбу и т. д. И подумал, что, может быть, он вышел из лодки, которую я не успел заметить, и которая тащилась позади стеночки так, что была вне моего поля зрения.

Монах выходит из моря и идет по крутой дорожке, которая ведет к монастырю и проходит мимо того места во дворе, где я нахожусь. Он мне говорит:

«Благословение тебе, брат Иоанн», и жмет руку, приветствуя меня. Я, естественно, протянул руку совершенно сбитый с толку, так как он знал мое имя. Также он знал и о присутствии в монастыре моего сына Тало, бегло упомянув о нем в разговоре. До того, как я успел опомниться от первоначального шока, монах мне говорит: «То, что Вы искали, брат находится там...» - и указал мне на ценный знак, в котором угадывался символ того, что я искал. До того, как я успел поговорить с ним поподробнее, он поворачивается и идет вниз, входит снова в море и исчезает!

Он вошел в воду и скрылся с моих глаз... Сейчас я нахожусь в растерянности, потому что для меня было шоком, что кто-то пришел и сказал мне, где находится то, что я искал. Этот человек был похож на монаха, которого я до этого встретил в монастыре святого Дионисия на Олимпе! Он был на него похож, и я до сих пор уверен, что это был именно он.

Святой Паисий

Многие из вас, будучи на Афоне, услышат эту историю о старце Паисии. Всякий, кто посещал его домик рядом с Кариес, который всегда открыт, входя, видел еду на огне и понимал, что старец где-то рядом и скоро должен вернуться. Люди сидели и ждали много времени, до тех пор, пока не начинали беспокоиться и искать старца поблизости, но тщетно. Однако едва они возвращались в домик, как видели, что старец сидит в кресле и смеется. Посетитель мог сидеть около часа, в маленькой комнатке и не замечать старца Паисия, который сидел прямо напротив него, но совершенно непостижимым образом оставался незримым («И кто знает, кого ты тут ждал, а меня недостойного не заметил», - говорил старец).

Старец и молодой монах

Одна история рассказывает о молодом монахе, который ушел жить в келейке некоего старца, чтобы быть у него «в послушании». Стараясь научиться у старца, который был очень мудрый и смиренный, он прожил достаточное время рядом с ним. Однажды старец исчез. Напрасно его искал ученик и напрасно ждал, что тот появится. Старец пропал необъяснимо и вдруг, ничего не взяв с собой, ушел, абсолютно не оставив следа. Ученик беспокоился, может что-то случилось, например, может, старец упал с какого-нибудь обрыва или утонул в море. Много монахов искали его, но не нашли ни живого, ни мертвого. Ученик стал жить один в той келии. Прошло два года, и однажды старец появился вновь перед своим учеником во дворе келейки. «Старец, ты жив?!» - спросил его изумленный ученик. Старец ответил: «Мы два года живем вместе, но ты думаешь, что живешь один».

Священная десница

Особое место среди святых мощей, которые находятся в Святом монастыре Симона Петра, занимает десница святой мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. Эта рука святой сохранилась нетленной, с кожей и сухожилиями, и благоухает небесным ароматом. Более того, все, кто прикладываются к ней с благочестием и верой, подтверждают, что рука теплая. В монастыре Симона Петра на Афоне святая Мария до сих пор творит много чудес, поэтому среди монахов считается второй настоятельницей.

Чудо с тушением огня

В 1945 г. внезапно вспыхнул пожар в лесу около монастыря Иверон. Дул сильный ветер и огонь через несколько часов добрался до хребта, где монастыри Иверон, Филофей и Ксиропотам соприкасаются с лесом. Все были уверенны, что лес погибнет. Братья нашего монастыря были вовремя предупреждены и побежали на место пожара. Тогда братья иеромонахи Неофит и Пантелеймон, движимые великим благочестием, взяли с собой мощи святой Марии. Никто не мог приблизиться к пожару, потому что каждый боялся быть окруженным яростным огнем. Но, о чудеса Твои, Господи! Едва приблизились братья со святыми мощами к месту пожара, тут же огонь отрезал им дорогу назад. Так продолжалось до тех пор, пока священники не отслужили водосвятный молебен с каноном святой Марии Магдалине. К великому удивлению всех собравшихся отцов, после окончания молебна огонь неожиданно погас.

Кости, которые благоухают

Однажды некий человек решил посетить святую гору Афон. Именно посетить, а не совершить паломничество! Он намеревался провести на Афоне шесть дней, но соприкоснувшись с монашеской жизнью святогорских монахов, он изменил свое мнение и уже не видел возможности возвращения в тот суетный мир, который так до этого так восхвалял.

Он прибыл в святой монастырь Ставроникита, который должен был стать последним местом его посещения. При этом если первоначально он думал провести на Афоне шесть дней, то теперь он думал о трех днях. Конечно, он надсмехался над своей группой паломников, потому что, как он говорил, эти люди смотрели на вещи по-другому, не так как он. Поэтому он уже считал часы до выхода в мир, чтобы, наконец, высвободиться.

На входе в монастырь их встретил добрый старец с лукумом и ракией. Он показал посетителям-паломникам их комнаты и объявил расписание служб. Было 12 часов дня, а в 4 часа вечера начиналась вечерняя служба. Наш друг в предыдущий день простоял на всенощной, которая длилась 12 часов. Он тут же завалился спать и проснулся, только услышав звук била, который означал ровно 4 часа вечера и призывал всех присутствующих на вечернюю службу. Он проснулся и, в буквальном смысле, спотыкаясь, пошел в кафедральный храм монастыря, в котором присутствовал на вечерней службе только телесно. Я говорю именно телесно, так как духовно он думал лишь о том, чтобы поскорее он смог вернуться к занятию, от которого его оторвало проклятое било. Так он говорил про себя.

Наконец, закончилась вечерняя служба, однако народ не расходился, ожидая поклониться святым мощам, которые находились в монастыре. Среди народа пошел и он. В это время он говорил только об отдыхе, поскольку в других монастырях, которые он посетил, он ничем другим не занимался, кроме того, что целовал мертвые кости, которые не имели ни пульса, ни тепла и не источали миро, о чем столько рассказывали святогорские отцы.

Итак, он приложился к мощам и собрался уходить, несмотря на то, что остальные люди еще пребывали в храме, когда батюшка, находившийся там, сказал чуть ли не срывающимся голосом громко, насколько мог: «Дети мои, прошу вас, сладчайшим именем Иисуса, скажите мне, кто из вас не обонял чудесного аромата от святых мощей, который они издают?» Этот человек удивленный остановился на входе, такого он не слышал ни в каком другом монастыре. Немедленно он идет к священнику и дерзким тоном говорит: «Я». Тогда внезапно появились еще с десяток таких же. Почтенный иерей идет прямо к святым мощам и умилительным голосом начинает петь тропарь святому Димитрию мироточивому. Его лицо, красное, как будто после химиотерапии, начинает сиять настолько сильно, что к концу на него невозможно было смотреть. Мой знакомый испугался того, что увидел, осознав, что в этот момент святые мощи начали благоухать настолько сильно и приятно, что нельзя было оторваться. Немного спустя лицо священника перестало сиять, однако чудесное благоухание от костей было настолько сильным, что вышло за пределы храма, растянулось на весь монастырь и провожало посетителей вплоть до трапезной и до их комнат. Все те, кто до этого сомневался, плакали как малые дети и говорили, что из-за грехов они не могли почувствовать благоухание с самого начала. Ночью никто не мог заснуть. На следующий день паломники отправились в монастырь Иверон. Запах преследовал их до половины дороги. Мой знакомый вновь изменил свое мнение, захотел остаться на Афоне и завершить там паломничество (он больше не называл это путешествием или экскурсией). Когда он вернулся домой, жена взяла его одежду, чтобы постирать. Тогда она подтвердила, что одежда пахнет еще тем сладостным божественным благоуханием.

Это событие случилось в афонском монастыре Ставроникита 5 сентября 1997 г. Знакомый этот мой дядя, двоюродный брат по матери и эту историю он рассказывает сегодня за постным столом. Изменение в его религиозной жизни и религиозной жизни его жены произошло быстро. А тем священником был пожилой отец Нектарий, который доживал последние дни, согласно врачам. Последний раз мой дядя посетил его на Афоне несколько месяцев назад, застав старца простуженным в своей кровати. Отец Нектарий узнал, что у него рак, который ударил по всему телу. Отец Нектарий стоматолог и на Афоне содержит медкабинет, предлагая всем свои услуги, насколько позволяет его здоровье.

Ураган

О следующем случае многие старцы святой горы Афон рассказывают: однажды несколько монахов отправились на рыбалку в открытое море, на лодке. В это время разыгралась буря! И один из этих монахов исчез. Этот монах раньше имел опыт общения с дьяволом (из-за одного нераскаянного непослушания), который пообещал ему: «Я снова приду, чтобы забрать тебя навсегда».

Перевод с греческого языка Даниила Солошенко

Recent Posts from This Journal


  • Образование. Война. Возрождение. ОльгаЧетверикова

    У студентов нет интереса потому что нет знаний и способностей. Преподаватели раздражаются, настраиваются против студентов, а те настраиваются против…

  • Сейчас Европа и США - завтра Россия, Украина и Белоруссия. Детям без прививок стали запрещать ходить в школу в Европе Бойкот вакцинации попал в…


  • РЕАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПУТИНА: жид Фридман стал самым богатым жителем Лондона

    54-летний путинский Фридман помимо российского гражданства имеет израильское и при этом является налоговым резидентом Великобритании. Совладелец…


  • ПУТИН ЗАПУСТИЛ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ПАСПОРТИЗАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ. Не сдавайте ДНК-анализы!

    11 марта 2019 года, Путин издал Указ об осуществлении генетической паспортизации населения и формировании генетического профиля населения. Это самое…

... В этой единственной в мире православной монашеской республике словно остановилось время . Географически Святая гора Афон находится в восточной части греческого полуострова Халкидики, высотой 2033 метра над уровнем моря. Но высота для ее жителей - понятие не так физическое, как духовное. Для них оно означает подняться над греховной жизнью. Да и сами расстояния здесь измеряют молитвами, а не метрами.

Нога земной женщины на территорию Афона не ступала полторы тысячи лет , а все монахи почитают только Небесную Мать - Богородицу. Афон считают ее земным уделом. Чудеса здесь происходят на каждом шагу, а слова молитвы льются так легко, как нигде в мире. Именно поэтому здесь всегда море паломников. Больше всего их приезжает на Афон во времена постов. На Святой горе чувствуешь, что не ты выбираешь дорогу, а она тебя.

Молитва за весь мир - круглосуточно

... По церковному преданию, около двух тысяч лет назад на Афоне поклонялись Аполлону . В 44 году от Рождества Христова, вскоре после Вознесения Спасителя, буря пригнала сюда корабль, где находилась Пресвятая Дева. Судно, на котором Богоматерь вместе с апостолами направлялась на Кипр, из-за непогоды причалило к берегу Афона. Богородица сошла на землю полуострова и благословила его. Золотой идол Аполлона не выдержал благодатного присутствия Пресвятой Девы, при ее приближении застонал и упал в море. Пораженное увиденным, под влиянием необычной силы проповеди Христа все население острова приняло христианство.

Первые аскеты - монахи пришли сюда в VII веке . С тех пор женщинам на острове появляться запрещено (даже вьючные животные здесь - только мужского пола). По преданию, так повелела сама Богородица, которая взяла Афон под свое покровительство. Она время от времени являлась монахам и помогала им в строительстве монастырей. С тех пор Пресвятую Деву считают игуменьей Святой горы. Ее незримое присутствие здесь чувствуется везде. Как свидетельство этого - облачко, неизменно стоит над вершиной Афона. Это действительно чудо! Представьте себе, все облака движутся, а оно стоит на месте. Это облачко бывает больше, меньше, светлее, темнее, почти черное, но оно постоянно над Афоном! Даже раз увидеть его - благословение Божие.

Сейчас Афон - самостоятельная монашеская республика с местным правительством и особыми законами . На ее территории - 20 монастырей и более десятка скитов. Некоторые монахи селятся в отдельных кельях или в труднодоступных пещерах. На Афоне живут по византийскому времени. Новая эпоха здесь наступает с заходом солнца. В два часа ночи, когда весь суетный мир спит, здесь начинается первая утренняя служба. Всего на острове одновременно отправляется до трех сотен литургий.

Из монастырского колодца, который здесь всего в 20 метрах от моря, паломники пьют вкусную родниковую воду . К тому же выдолбили этот глубокий колодец в каменной скале. Паломники недоумевают, как можно было определить, что здесь бьет источник. Местные монахи отвечают: они молились и просили Бога указать место, где есть пресная вода. И Господь услышал их молитвы.

Чудес здесь больше всего в мире

... Дары волхвов Богомладенцу Иисусу, сохранившиеся до наших дней , 700-летняя виноградная лоза, одна ягодка которой исцеляет бесплодие, храм, построенный за один день. Вряд ли есть хоть одно место в мире, где можно увидеть столько чудес и священных реликвий. В каждой афонской обители - мощи святых и чудотворные иконы.

Монастырь с тысячелетней историей Ватопед - один из тех, которые больше всего посещают паломники. Здесь хранятся: часть Животворящего Креста Господня, честный Пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей 14 святых и великомучеников, среди них - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Димитрий Солунский.

Среди Богородичных икон обители восемь считаются чудотворными , самые известные из них - «Отрада и утешение» и «Пантанасса», или «Всецарица». В намоленных храмах всегда людно. Здесь царит особая благодать. Монахи утверждают, что сама Пресвятая Дева помогает всем, кто с верой просит у нее помощи в болезнях телесных и душевных. Как свидетельство этого - многочисленные драгоценности, которыми в благодарность чтят верующие чудотворные образы.

С молитвой - на кухню, на огород и в мастерскую

... Молитва и пост, пост и молитва . Так проходят на Афоне месяцы, годы, десятилетия. Еда в монастырях простая - овощи, фрукты, каши. Блюда из рыбы на монастырской кухне готовят только по большим праздникам. Хлеб монахи пекут сами по старинным рецептам. В Ватопеда даже процесс его приготовления - священнодействие. На праздник Воздвижения Животворящего Креста и в какой-то из дней Крестопоклонной недели в Великий пост в маленькую мисочку перед службой кладут муку, сыплют соль и заливают водой. К концу литургии тесто подходит само, без дрожжей. Эту чудо-опару хранят целый год, маленькую частичку из нее добавляют каждый раз, когда пекут хлеб. И всегда тесто подходит само, без дрожжей.

Приютить и накормить всех путников независимо от их вероисповедания монахи считают почетной обязанностью. Именно поэтому трапезная Ватопед, например, вмещает до полутысячи человек.

- Кормили нас постной пищей раз в день , - вспоминает один из паломников. - С собой можно было взять яблоко, мандарин или апельсин. Впрочем, как ни странно, на таких продуктах у нас хватало сил целыми днями путешествовать Афоном. За стол садились вместе и вместе вставали. При выходе наместник всех благословлял. Что особенно поразило - после каждой трапезы монахи - повара смиренно склонялись перед нами в низком поклоне. Так они на всякий случай просили прощения, если их блюда кому-то не понравились. Окончания трапезы под стенами монастырской столовой обычно ждали полсотни котов. Каждый раз кто-то из монахов выносил им два ведра остатков обеда.

Монахи на Афоне трудятся не только на кухне . У каждого свое послушание. Кто-то ухаживает за овощами на грядках, кто-то - за садами и виноградниками. Есть и такие, которые вяжут кресты на продажу, изготавливают лампадки, рисуют иконы.

Труд, молитвы и пост - рецепт долголетия афонских монахов . Обычно они доживают до глубокой старости. И до конца своих дней придерживаются ревности в молитвах и сохраняют бодрость духа. Единицы из них достигают высшего совершенства в познании Бога. Таких Богородица наделяет даром провидения.

Здесь говорят не уста, а сердце

... Афон - это нечто глубокое, личное, и словами такие ощущения передать трудно . Так убеждают те счастливцы, кому хоть раз удалось побывать на Святой горе. Все паломники единодушно утверждают, что домой возвращаются другими людьми, причем у каждого своя миссия посещения святыни. Афон - действительно святое место, где ничто тебя не отвлекает от главного. Здесь слезы - только от радости, а душа поет.

* Решение мое было окончательно, и я тайно отправился на Афон. Добрался благополучно. Путешествуя и останавливаясь в различных монастырях и скитах, я тщательно изучал их уклад. И, в конце концов, получив достаточное количество нужной информации, я решил поселиться в киновии Преподобного Григория.

Прежде чем войти в монастырь, я, уставший, пошел ночевать в обрывистой и труднопроходимой местности, немного выше Гифтария, где можно было найти тень. Но мои попытки уснуть оказались тщетны. Сон не шел. Думы и помыслы сменяли друг друга и тревожили меня. Движимые сатаной искушения предпринимали все возможные попытки, чтобы помешать мне. Наконец, измученный душевной борьбой, я подумал, что ко мне приходит сон. И что же я увидел? Надо мной стоял некий престарелый монах почтенного, величественного, даже библейского вида, с бородой до колен и мягким взором. Он сказал мне: “Зачем ты сидишь здесь снаружи, дитя мое, и мучаешься помыслами и размышлениями? Вставай и иди в монастырь”. Услышав этот приказ, я тотчас поднялся, собираясь попросить монаха проводить меня. Но где же старец? Он исчез!

Это происшествие поразило меня. Я стал размышлять, кем мог быть этот загадочный старец, который в столь почтенном возрасте смог подняться в такие дикие места, куда и я с трудом смог пройти. С этими мыслями (прошлые мои бесовские помыслы развеялись, словно дым) я побежал в монастырь, зашел туда и сразу направился к преподобному кафигумену, рассказал ему о своем желании и намерении, упомянув и о недавней встрече с почтенным старцем.

Тогда кафигумен с нескрываемым умилением подвел меня к иконе и спросил: “Этот ли старец явился тебе?” “Да, это был он!” – ответил я в изумлении. Это оказался старец Иоаким, новый ктитор монастыря с удивительно длинной бородой, которую он получил чудесным образом, так как по природе своей был безбородым.

* Когда спустя несколько месяцев совершился мой постриг, сильно утомленный и встревоженный, я захотел немного поспать. Но не успел я уснуть, как кто-то открыл дверь моей кельи совершенно необычным образом, опустив традиционное “Молитвами святых отец наших…” Мысли внезапно охватили меня, и я почувствовал ужасное, невыносимое зловоние. И тогда я увидел стоящего надо мной незваного гостя. Какое это было пугающее и ужасающее зрелище! Передо мной стоял сам сатана. Похожий на чудовище, рогатый, с огненным дыханием и огненными глазами, мохнатый, с длинными когтями. Он посмотрел на меня зловещим и гневным взглядом и саркастично рассмеялся: “Эй! Зачем и ты пришел сюда? Сейчас я покажу тебе!” И тотчас он протянул ко мне руку и схватил меня, издавая ужасный вой: “Ааа!” Но тут случайно он коснулся честного креста, висящего на моей груди. Он сразу же исчез, оставив после себя нестерпимое зловоние.

* Однажды на монастырь обрушилась эпидемия гриппа. Болезнь затронула самых молодых и самых сильных, одних незначительно, других – серьезно. Я переболел быстро. И, когда заболел повар, мне было поручено его заменить. Совершенно не умея готовить, я взялся за это послушание под руководством повара, отца Ипатия. К счастью, при мне находился и опытный помощник повара, очень кроткий и простой, словно агнец, послушник.

Однажды я послал его в сад, чтобы собрать овощи для готовки. Но спустя недолгое время, почти сразу, он прибежал, тяжело дыша, с испуганным видом и без овощей. Когда я спросил его, что произошло, он ответил, что на тропинке, ведущей в сад, лежит огромная и страшная змея. И он, перепугавшись, прибежал назад, обливаясь потом и задыхаясь.

Тем не менее, поступок его противоречил канону “слепого послушания”. Я рассказал об этом старцу. Старец же побеседовал с послушником, ободрил его, дал ему свое благословение и велел исполнить свое послушание без колебаний и страхов. Исполненный мужества, он побежал в сад, собрал овощи и вернулся радостный. Когда я поинтересовался, в чем дело, он объяснил, что змея все еще лежала там, но была мертва.

* Незадолго до ухода в армию я заболел острым ишиасом. Боль была периодическая, но невыносимая. Когда она настигала меня, я не мог устоять на ногах и падал на землю, где бы ни находился. Никакие врачи и медикаменты, ни теплые ванны, ни армия не смогли излечить меня. Это было постоянное и мучительное состояние.

Однажды в нашу гавань привезли пшеницу, и все мы, по обыкновению, должны были разгружать ее. И когда разгрузка началась, у меня внезапно случился мучительный приступ. Я упал наземь, скрученный судорогой и стонущий от боли. Прибежали два-три отца и один почтенный добродетельный старец. Арсений, Артемий… Имени его я не помню. Они спросили меня, в чем дело. И когда я рассказал им о своем недуге, об этом узнали все вокруг и начались пересуды. Многие посочувствовали мне, другие усомнились в правдивости моих слов, третьи и вовсе не поверили. Некоторые подумали, что я сказал об этом, чтобы освободиться от работы. Другие преувеличенно сочли меня “пройдохой из Пирея”.

Я терпел все это. И лишь мой старец утешал меня: “Не плачь, мой мальчик. Не отчаивайся. Я верю тебе. И других отцов смогу убедить в твоей искренности. Но я дам тебе один совет и прошу тебя меня послушаться. Мы здесь имеем своего собственного врача: святую Анастасию Римскую. Мощи ее находятся в часовне. С самого вечера бодрствуй и молись ей от всего сердца и со слезами. А когда утром закончится литургия, помажь маслом от ее лампады место, которое у тебя болит, слезно прося святую исцелить тебя. После этого приходи навестить меня”.

Я в точности исполнил сказанное. И, помазавшись маслом, – о чудо! – я внезапно стал двигаться свободно, без малейшего намека на боль.

С того дня прошло шестьдесят лет. Болезнь ко мне более не возвращалась.

* В городе Веррия в Македонии существует подворье Григориата. Один-два раза в год, каждый раз летом, мы ездим туда по морю на маленьком монастырском корабле.

Однажды я с двумя братьями отправился на подворье. Но между Кассандрой и Пилио царил непривычный штиль, хотя мы усердно гребли. И это, я бы сказал, раздражающее безветрие, заставило меня думать, что быть беде. Это было нескрываемое волнение без видимых на то причин, нечто вроде предчувствия. И хотя братья просили меня ненадолго перестать грести и отдохнуть, я приказал им быстрее работать веслами, словно что-то предупреждало меня о надвигающейся опасности. Мы должны были как можно скорее добраться до берега между Пилио и Олимпом. Легкий морской бриз очень помог нам: мы причалили к берегу, спустились и привязали корабль. Между тем, маленькое облако на Пилио становилось все больше и чернее, предвещая страшное ненастье. И какой ужас последовал после! Разразилась редкой силы буря, шторм, шквал, как говорят.

Когда мы прибыли, все жители подворья выбежали нам на встречу, пораженные и недоуменные. Они смотрели на нас, крестились и уверяли, что нас спас святой Николай.

Мы пробыли там несколько дней, после чего, снарядившись и собрав припасы, поплыли назад. И какое мрачное зрелище ждало нас по дороге! Где бы мы ни проплывали, везде встречали потерпевшие крушение корабли. Все корабли, стоявшие на якорях в пострадавших портах от Ливы до Гарби, были выброшены на берег или потоплены. Вся юго-западная часть Кассандры, Сифонии и Афона пострадали от этого шторма.

И когда мы добрались до монастыря, нас ждало еще более печальное зрелище: корабль из Литохоро, нагруженный древесиной, был потоплен. Здесь наше волнение достигло своего апогея.

Опуская рассуждения, я хочу обратить внимание лишь на свою беспричинную тревогу, которую я испытывал в пути. Не было ли это очевидным и несомненным вмешательством святого?

* Каждый год 6 декабря наш монастырь совершает праздник по случаю дня памяти святого Николая, запасаясь рыбой из Палиури в Кассандре, где рыбаки постоянно ловят рыбу.

За несколько дней до праздника монастырский корабль был послан туда, чтобы забрать рыбу. Кормчим был опытный монах, благочестивый и простой, привыкший к морю, еще когда он жил в миру.

Но прежде чем он вернулся, подул сильный юго-западный ветер и значительно задержал отправление. Время шло, близился праздник, а ветер все усиливался. Монах беспокоился: “Неужели праздник начнется без рыбы?” А это, по его мнению, было немыслимо. И он решил отплыть в штормовую погоду. Другие рыбаки тщетно пытались убедить его отказаться от этой безумной затеи. Но монах был непоколебим.

Он отплыл, перекрестившись, поставив на штурвал икону святого Николая и сказав: “Святой Николай, ты видишь, какая сейчас погода. Распорядись же, чтобы праздник в твою честь не начался без рыбы. Отправляемся!”

И святой, действительно, именно так и “распорядился”. Когда монах подошел близко к монастырю, отцы издалека заметили его и вышли на берег. Корабль парил по волнам, словно чайка. Отцы взяли с собой икону святого Николая и стали молиться, чтобы корабль без труда смог причалить. Однако в таких условиях это было совершенно невозможно.

Но только не для святого Николая. Огромная волна подхватила корабль и, высоко подняв его, опустила прямо на пристань, на место, где он стоял, после чего мирно отошла, исполнив свой долг. Это событие было торжественно отпраздновано. Поразительны вера этого благочестивого монаха и помощь святого.

* Ужасный пожар обрушился летом на монастырские леса. Дул ветер, и пламя быстро распространялось. Вскоре оно должно было уничтожить все каштаны, главный источник монастырских доходов. Страшное зрелище. Я был его очевидцем и слышал лесных змей, которые, сгорая, шипели.

Когда весть о пожаре дошла до монастыря, отцы и старец вынесли святые мощи. И тогда одно из облаков повисло над лесом, и начался такой сильный ливень, что страшный пожар мгновенно был потушен.