Православные храмы новопокровского района краснодарского края. Свято-троицкий храм станицы платнировской

Православные храмы новопокровского района краснодарского края. Свято-троицкий храм станицы платнировской
Православные храмы новопокровского района краснодарского края. Свято-троицкий храм станицы платнировской

История говорит, что началом возникновения Черноморского казачьего войска считается 1787 год , когда бывшие старшины Запорожской сечи (1775г.) Антон Головатый, Сидор Белый, Захарий Чепига с разрешения Екатерины II сформировали вольные казачьи команды. Последние были разбиты на конницу и пехоту и получили название Черноморского войска, переименованного в 1860 году в Кубанское войско.
В 1843 г., в разгар длительной и ожесточенной Кавказской войны, в г. Ставрополе открылась Ставропольская (Кавказская) епархия.
Первый епископ Кавказский и Черноморский, владыка Иеремия стал творцом нового течения в общественной жизни г. Ставрополя, где до того, в связи с военными действиями на Кавказе, преобладающую роль играл военный элемент.
Ознакомление с линейными станицами явило взору архиерея прискорбную картину. «Преосвященный Иеремия – говорится в исторической записке о христианстве на Северном Кавказе, – нашел свою паству в колеблющемся состоянии – одни открыто держались раскола, другие находились в смущении и не знали, что делать. Кроме того – на Кавказе появились духоборы, молокане и другие сектанты».
Пока шла Кавказская война , фанатический мюридизм не позволял распространять и восстанавливать христианство среди горцев Северного Кавказа. Эта возможность появилась лишь после пленения в 1859 г. в Гунибе князем Барятинским имама Шамиля.
В г. Ставрополе – «городе Креста» – на плечи владыки Иеремии поистине выпало несение тяжелого креста. За неполных семь лет (1843 – 1849), в течение которых преосвященный Иеремия стоял во главе Кавказкой епархии, она достигла большого развития.
Все остальные архипастыри, правившие епархией до революции (владыки Иоанникий, Игнатий, Феофилакт, Герман, Владимир, Евгений, Агафодор), шли уже по пути, проторенному первым епископом Кавказским и Черноморским Иеремией. В 1861 г. по плану графа Евдокимова начал заселяться Закубанский край, что привело к покорению Западного Кавказа. За год до этого было учреждено, по представлению князя Барятинского, «Общество восстановления православного христианства на Кавказе».
«Православная христианская вера», – говорилось в царском Указе Александра II на имя князя Барятинского, – в древние времена была господс¬твующей в этих местах Кавказа, где ныне преобладает магометанство. В горах, однако же, до сих пор сохранились многие останки бывшего, но не угасшего еще там света Христианства». «Сложно теперь, нет места во всем Подкавказье, где не угрожали бы или плен, или шашка, или пуля черкесская. Посему всякий путник на всех путях Кавказа непременно должен иметь память о смерти, и готовность встретить смерть по-христиански… Да воссияет свет во тьме Кавказской».
В 1885 г. число приходов достигло 600. Эта цифра свидетельствует о бурном развитии на Северном Кавказе церковного строительства и интенсивном заселении Закубанского края. В течение нескольких лет здесь возникли десятки новых станиц.
Военные власти принимали в расчет угрозу активизации фанатически настроенных элементов сектантства и старообрядчества среди жителей новых казачьих станиц в случае длительного отсутствия в них православных священников и церквей. Это обстоятельство заставило военное начальство позаботиться, чтобы в каждой новой станице непременно был бы священник, который, кроме совершения треб, следил бы за упрочением нравственности среди жителей и наблюдал бы за устройством молитвенного дома.
Генерал Евдокимов, излагая эти соображения штабу Кавказской армии, считал необходимым, чтобы на каждые 200 душ переселенцев в обязательном порядке назначался один военный священник.
Началась работа по розыску и расчистке древних православных храмов, бывших ранее на Северном Кавказе в большом количестве и превращенных горцами в загоны для скота. К примеру, в Зеленчукском ущелье одна из древнейших церквей была очищена от мусора и возле нее после многих веков безмолвного забвения был отслужен молебен.
В 1893г. Кавказкой епархии исполнилось 50 лет.
В дореволюционной истории Ставропольской епархии наиболее глубокий след среди Кавказских архипастырей оставил владыка Агафодор (1893-1919). Непрестанно посещая даже самые отда¬ленные окрестности, Преосвященный Агафодор убедился, что в епархии ощущается недостаток в храмах.
Сначала жители станиц строили небольшие церкви. Между тем, вследствие естественного прироста и притока новых поселенцев, население Северного Кавказа увеличивалось. Первоначально построенные церкви стали тесны и недостаточны для разросшихся населенных пунктов. Поэтому в станицах стали строить новые храмы.
Так случилось и в станице Ставропольской.
Настави мя, Господи, на путь Твой, да пойду во истине Твоей…
Пс. 85.11.
Станица Ставропольская была основана 15 октября 1863 года по приказу командующего Кав¬казкой армией генерал-адъютанта графа Николая Ивановича Евдокимова в 13 верстах от Григорьевского укрепления, там, где сливаются реки Псекабе и Шебш, на западной стороне горы Пшад. Таким образом было устроено укрепление, названное по имени строителей Ставропольского пехотного полка.
9 мая 1864 г . сюда прибыли переселенцы. В 80 домов вселились казаки-черноморцы из станиц Кубанского казачьего полка (308 жителей: муж. – 176, жен.-132).
Среди первых жителей станицы (1864 г.) были: Джурило Петр Иванович, Негляд Семен Иванович (сыновья Григорий, Ефим, Игнат, Кирилл), Проскура Михаил Петрович (сын Гавриил), Степанюга Ефим Силович (сын Захарий, братья Ефрем, Степан, Василий), урядник Мацко Игнат Терентьевич (сыновья Григорий, Игнат), Антоненко Федор Григо¬рьевич и др.
К 25 августа было выстроено еще 33 деревянных дома.
Жизнь была тяжелая. Одолевали набеги горцев, разливы рек и отрезанность от всего мира. По воспоминаниям Ивана Денисовича Фелобока «…в 1865 году старая станица была покинута. Все переселились на новое место ».
В этом же году командир полка Попко просил разрешения у наказного атамана Кубанского казачьего войска после упразднения Федоровского и Шебского укреплений взять лес для постройки молитвенного дома и станичного правления.
Деревянная церковь была построена в 1880 году. При церкви была колокольня на 4 столбах высотой 4,5 метра. Состав причта: 1 священник, 1 псалом¬щик.
Священнику полагалось: общественный дом из 5 комнат, псаломщику из 2 комнат. Войсковое жалование священнику – 200 рублей 20 копеек, псаломщику-51 рубль 43 копейки. Причтовой земли было 99 десятин, из них 16 десятин годны под пахоту и сенокосы, 83 десятины – это бугры, скалы и бал¬ки, заросшие кустарником. Земля арендовалась за 160 рублей в год.
При церкви была школа, которая впоследствии закрылась.
К 1914 году население станицы увеличилось до 1424 человек.

На сем камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей.
Мф. 16.18

Новая каменная церковь была заложена в центре станицы, на пригорке. Ее фундамент покоился на дубовых сваях высотой 13,5 метра. Резаный камень возили с гор, по дворам собирали яйца, на которых делали раствор для кладки каменных блоков.
Храм был сложен в форме креста. От восточной алтарной стены до западной – 29 метров и в ширину 23 метра. Храм представляет византийскую архитектуру.
По образцу древнейших кавказских храмов на р.Зеленчук – алтарь храма разделяется на три части: собственно алтарь, придел слева занят жертвенником, а справа -диаконником.
Крест на куполе был виден издалека, своим сиянием притягивал взоры людей со всей округи.
Семь колоколов пели, звенели, перекликались между собой, собирали православных казаков и членов их больших и дружных семей под сводами храма.
На Шереметьевском заводе, под Москвой, была отлита чугунная плита с распятием Иисуса Христа. После разрухи, почти через 100 лет, чугунная плита будет торжественно возвращена семьей Антоненко в храм и установлена на кануне.
Храм строился с любовью, освящен был на Святую Троицу, потому и назван Свято-Троицким . В центре купола висело массивное паникадило с лампадами. На стенах иконопись. Первого священника звали Лазарь.
Вспоминает Петр Николаевич Прохин – житель станицы Ставропольской (1926 пр.): «Помню, мне было лет 6-7, я с сестрами Верой и Машей ходил в храм, на службу; моя бабушка по матери, Анна, служила свечницей, дед по отцу, Иов, работал там звонарем и сторожем
Церковь была богатая! А уж сколько людей ходи¬ло туда! Моя мать, Александра, – продолжает П.Н. Прохин, – говорила, что первая служба в новом храме была в 1914 г., когда началась 1-я мировая война, а у нее родился сын Василий. На службу съехались много гостей из соседних станиц. Из Екатеринодара на фаэтонах понаехало много офицеров… В те времена все жили с Богом. Людей в церковь ходило – негде было стать! ».
Вспоминает Григорий Иванович Оловар – житель станицы Ставропольская (1920 пр.): – «Мой отец Оловар Иван Дмитриевич пел в церковном хоре .
Мой дед Дмитрий Петрович руководил церковным хором. В Свято-Троицком храме было два клироса. Бывало, приезжал на службу хор из Екатеринодара – так станичники пели куда лучше! Сохранилась грамота «Прихожанину ст.Ставропольской Дмитрию Петровичу Оловару. За долголетнюю (30 лет) мно-готрудную деятельность на поле Церкви Божией в качестве руководителя церковным хором, засвидетельстванную благочинным 23 округа протоиреем О.В. Орловыми. Преподается архипастырское Благословление и выражается Благодарность Епархиального Правления ».
«Была жизнь, – продолжает вспоминать Г.И. Оловар, – на престольные праздники ставили в церковном дворе столы. К тому дню выращивали бычка и готовили бочку вина. Устраивалась общая трапеза во славу Господа. Во дворе были качели, карусели… А когда крестить детей привозили, то после крестин на лошадях объезжали вокруг церкви три раза. А когда был снег – то на санках… Веселым зимним праздником были святки, длившиеся от Сочельника до Крещения. В Сочельник родным и знакомым дети носили «вечерю» – сладкую разваренную кашу. И получали подарки. С прославлением Бога – младенца выражали пожелания хорошего урожая, богатства и счастья.
Масленица отмечалась вкусными блинами с разной начинкой. Самым большим и светлым праздником считалась Пасха ».
Вспоминает Попандопуло Елена Степановна (1937г.р.) : «Моя мать Исаенко Мария Максимовна (1912 г.р.) пела в церковном хоре. С какой тепло¬той говорила мама о храмовых службах, о хоре, о дедушке Оловаре Д.П., о своей подруге Негляд Парасковье. Говорила мама, что дедушка Оловар принимал в хор только по камертону ».
Елена Степановна отдала для «летописи» старую фотографию (примерно 1928 г.), на ней запечатлена часть участников приходского хора.
Вспоминает Кривчик Нина Даниловна (1912 г.р.) : «Отец – Юхно Даниил Иванович – переселенец из России, мать – Вдовенко Марфа Васильевна – местная ».
Нина Даниловна, взглянув на старую фотогра¬фию, не может сдержать удивления и слез. Узнает знакомые лица. Целует фотографию. «Вон тот, посередке, рядом с батюшкой (фамилия его Терентьев), с белой бородкой – дедушка наш Оловар. Руководил хором. В церкви было два клироса. На одном пели девчата постарше. Боны были таки красивы!.. А мы – молодь, подростки. Поделал нам дедушка розочки красние, чтоб он мог нас зараз бачить. Оловар Ваня – бас. Негляд Паша – сопрано. Юхнова (Кривчик) Нина – альт. Они в скорости повыходили замуж. А церковь была така красива! Иконы, полотенца; людей завсегда полно. И малы и стареньки. Говорил дедушка: «Запретят церковь, не будут разрешать, а вы «Отче наш» не забывайте». Мы, подростки, первый раз пели на Пасху. Только раз и попели ».
Нине Даниловне больше 90 лет . Она светла от воспоминаний.
На фото справа от батюшки Терентьева – Юхно Даниил Иванович – староста храма. Помогал вести службу батюшке его сын Александр. Впоследствии Исаенко Мария выйдет замуж за Александра. На фото Мария и Александр рядом (средний ряд). В одном ряду с ней ее подруги – Негляд Паша и Нина. Здесь же Лисогорская Оля, Василенко Мария. Еще близкие храму люди Проскура Иван и Алексей, Вдовенко Николай и многие, многие…
В то время жизнь станичников плотно переплеталась с жизнью церкви. Неизвестно, сколько времени вел службу отец Лазарь. Известно лишь, что после смерти он похоронен под шелковицей, во дворе храма. С ним рядом похоронен его сын – отрок.
Второй священник похоронен тоже в церковной ограде, напротив алтаря.
Отче! Отпусти им: Не ведят бо, что творят.
Лк.33,34

В 1914г. началась первая мировая война. Годы тревожные, опасные.

Приближался кровавый переворот 1917 г.
В 1917 г. на Кубани сложилось двоевластие белых и красных, которое продолжилось до 19 марта 1920 г., когда, так называемая, Красная Армия освободила от бело-зеленых ст. Северскую. После выборов ревкома, весной 1920 г. в школах отменили преподавание закона Божьего. Вместо ликвидированных казачьих, иногородних, женских – церковноприходских школ открылись трудовые школы с совместным обучением мальчиков и девочек.
В марте 1920 г. в ст. Ставропольской была установлена советская власть.
В 1925 г. в станице было 275 дворов, 1204 жителя, 2 колодца, 1 школа I ступени, 2 избы читальни.
Время шло, политика в стране менялась, людям же жилось трудно.
На церковь сельсоветом был наложен налог, больший, чем могла дать церковь. Налог раз от разу возрастал, и стало понятно, что долго продолжаться так не может. Руководство страны, компартия вели богоборческую политику. Такая политика затрагива¬ла душу каждого человека, от малого до старого.
Что значила церковь для русского человека? Немало, если наши предки – казаки, переселяясь на Северный Кавказ, непременно несли с собой разобранный по бревнышку храм, и, где останавливались, там этот храм ставили. Или, несмотря на нужду, строили новый, отдавая последние гроши. Если вспомнить гоголевского Тараса Бульбу и запорожское казачество, – на первом месте был крест, а рядом с крестом – честь и совесть.
В 1932-1933 гг. политика руководства страны вызвала на Кубани невиданный голод. Вымирали семьями. В ст. Ставропольской и вокруг нее, в лесу, росло много плодовых деревьев. Из дички делали сушку.
Церковь была еще открыта, она была полна людьми, но из-за лукавства властей, непосильных налогов, платить государству было нечем.
Наступление на христианство было спланированным, целенаправленным. Советская власть последовательно уничтожала религию, а с ней – христианскую мораль. Раскручиваемый механизм размалывал вековые традиции, уклады, нравственные нормы и ценности.
В 1933 г. в Свято – Троицком храме еще освящали куличи и пасхи. Но по станице шла молва, что церковь закроют.
Жил в станице в ту пору слесарь Хвосторезов. Золотые руки были у человека. Если кто ключи от сейфа в городе потерял, ехали за ним. Но стал попивать, и меньше стали обращаться стали к нему.
Наслушавшись однажды на вечере в клубе антирелигиозной пропаганды, этот Хвосторезов хорошо выпил, взял длинный нож и пошел в церковь. Распугав людей своим видом, он забрался на колокольню и, распевая что-то революционное, об¬резал веревки, на которых крепились колокола. Те с грохотом и звоном полетели вниз.
На утро у сельсовета собралась почти вся станица. На устах у станичников было одно: сельсовет принял решение закрыть церковь.
– Покажи решение! – кричали станичники поднявшемуся на ступеньки сельсовета председателю.
– Нет такого решения, – ответил тот.
Споры и крики продолжались. И вдруг из толпы раздался возглас Евдокии Толстиковой:
– С колокольни его сбросить!
Подхватили бабы председателя и потащили к церкви. Партийцы и комсомольцы кинулись защищать председателя. Чернокат Арсений с вилами бросился на партийцев.
Отбили комсомольцы председателя.
Потом в Екатеринодаре был суд. Зачинщикам, в том числе Евдокии Толстиковой дали по три года заключения. Чернокат Арсений с тех пор пропал. А Хвосторезова оправдали.
В 1935 году храм Святой Троицы закрыли. Со временем там сделали склад.
Но службы шли на дому (где хата побольше). Люди собирались, молились, пели.
Батюшка Терентьев жил в каморке при церкви. Иногда ходил за водой для чая на серный колодец. В 1936 г. он еще отпел бабушку Петра Прохина, а потом уехал куда-то в среднюю полосу России и пропал. Его сына Александра направили на службу в Афипскую. Потом его забрали, и он тоже пропал без вести.
Рассказывает П.Н. Прохин: «В 1938 г. (мне было лет 12) решили правленцы снять с церкви кресты. По приказу властей подогнали к храму трактор СТЗ, хотели стянуть кресты с куполов – не поддались кресты, устояли. Тогда залезли двое на крышу и стали пилить ножовками… »
Петр Николаевич продолжает: «Года 2 спустя пошел я с отцом на кузню. Взрослые о деле говорили, а я дите еще, стал ходить по кузне. В одном углу кресты лежали, уже ржавые ».
В 1938г. власти стали перестраивать бывшие церкви в клубы. И храм Святой Троицы не избежал этой участи. Алтарь превратили в сцену, левый придел стал сотрясаться от «дискотеки», а в правом расположилась библиотека. Вечерами в церкви крутили кино.
Подрастало новое поколение – неверующих. В 1940г. с храма сняли купола. В 1942 г. по постановлению Политбюро планировали закрыть последнюю церковь в стране.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.
Этой войны не хотел никто. Если и думалось о ней, то со страхом, инстинктивно предчувствуя ту огромную беду, которая не минует каждую семью.
О войне много написано, она никого не обошла стороной.
В середине августа 1942 г. в ст. Северской появились первые гитлеровцы.
Станица Ставропольская была захвачена румынами, которые воевали на гитлеровской стороне.
В 1943 г. старцу из Ливана явилась Божия Матерь (покровительница России) и сказала, что в России нужно открыть церкви, а вокруг трех городов (Москвы, С -Петербурга и Сталинграда) нужно обнести икону. Доложили Сталину (об этом стало известно недавно из секретных документов). Сталин встретился с Патриархом России и отдал приказ: на самолетах тайно, ночью, с иконой Божьей матери, облететь вокруг этих городов. Также были открыты некоторые храмы и духовные училища. Немногие, оставшиеся в живых, священники были выпущены из тюрем.
16 января 1943 г. 1135-й полк держал оборону на Шабановском перевале. Когда прошел слух, что в штаб прибыл какой-то генерал и другие военные чины, солдаты поняли, что готовится долгожданное наступление. И вскоре поступил приказ овладеть ст. Ставропольской.
Поздно вечером подразделение двинулось в обход станицы. Осторожно передвигаясь в ночной темноте, по колено в грязи, бойцы старались ни в чем не выдавать свое продвижение… Обнаружив вражеский дозор, они незаметно подкрались к нему и без шума сняли его.
Ветеран 1135-го полка, в то время служивший старшим лейтенантом, а ныне почетный гражданин ст.Ставропольской, проживающий в Ростове-на-Дону, Н. Щеголев вспоминает: «Гитлеровцы были застигнуты врасплох. Раннее утро огласилось выстрелами, криками оккупантов: «Мы есть не фриц, мы есть романешт». Кое-где рвались гранаты. В центре станицы собралось много румын. Мы бежим туда. Вдруг вижу: из-за угла дома выходят комсорг полка ст. лейтенант Кубланов А.Л. и оперуполномоченный особого отдела полка капитан Квасов П.Т. и перебежками направляются к церкви. Я понял – парламентеры. Они подошли вплотную к огромной двери церкви и стали что-то кричать. Затем Кубланов вынул пачку листовок и бросил прямо в разбитое окно церкви. Медленно тянулось время. Велись переговоры. И вот распахнулись двери церкви и с поднятыми руками из здания один за другим вышли 60 солдат и офицеров противника – гарнизон сдался. Так закончилось освобождение ст.Ставропольской от гитлеровских захватчиков.
Рядом с храмом был поставлен обелиск павшим воинам – освободителям. Здесь много фамилий православных ставропольцев. Молитвенная память за отданную ими жизнь.
Все послевоенное время вплоть до 1997 г. в здании Свято -Троицкого храма располагался дом культуры. Но в ночь, с 13 на 14 февраля 1997 года, в здании бывшей церкви случился пожар. Сбежались станичники, затушили огонь. А когда разошлись по домам, огонь возник снова и сгорело все, что могло сгореть. Успели лишь из правого придела (бывшего библиотекой) вынести книги.
Очаг культуры сгорел. Остались порушенные каменные стены храма, которые прятали в зной от солнца лошадей и телят.
Но самое страшное – забвение. Поневоле ме¬нялась психология людей. Вместо веры в Созда¬теля, идущей от Истины, скрытой в каждой душе, власти насаждали веру в коммунизм.
Всяко воспринимали это жители. Бывало, сойдет с дорожки женщина и торопливо, по траве, повернет к храму. Там, среди высокого бурьяна и навоза, припав к пустому оконному проему, рыдает.
Многие люди жалели церковь.
Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…
Пс.5.8.
Прошло пять лет. В начале девяностых годов, поменявшаяся власть, постепенно созревала для диалогов с церковью. В стране говорили о возрождении духовности, в некоторых городах и станицах начали восстанавливать порушенные храмы. Кое-где строили новые.
Настоятелем разрушенного Свято-Троицкого храма в ст.Ставропольской Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор назначил протоиерея Алексия Святова.
В районной газете «Зори» была напечатана статья о начале восстановительных работ в храме Святой Троицы.
Позднее статью перепечатал журнал «Родная Кубань» №1 2003 г.: «Началось все просто. Как всегда с утра в центре станицы оживленно. Привозят свежий хлеб. Местные жители рядом с магазином продают рассаду, зелень, клубнику. Мальчик Петя, который продавал молоко, сказал: «Опять приехал поп». И правда. От полуразрушенной церкви отъезжали белые «Жигули» батюшки Алексея, который служит в церкви соседней станицы Григорьевской.
Неделей раньше я видела, как откапывали фундамент храма там, где проходила большая трещи¬на. Экспедиция комитета охраны памятников культуры и архитектуры выясняла, можно ли церковь восстановить?.. Мне тоже было интересно знать, к какому она пришла заключению. К моей радости, батюшка смотрел в мою сторону, я махнула ему рукой, и он остановил машину.
Комиссия сделала вывод, что храм восстановить можно. Если мы будем молиться за это. – ска¬зал отец Алексей. – Вот сегодня сюда приехал из Новороссийска человек, у него три дня свободных, он будет заниматься очисткой внутри храма. Помогите ему. Я буду хлопотать дальше .
Батюшка уехал, а я пошла в церковь. Крыша есть только в одном крыле. Кругом заросли, удобренного конским навозом, бурьяна. В углу, – большая куча земли. Там в советское время стояла кинобудка.
В правом приделе, там, где сохранился потолок, бойко работал мужчина. Он лопатой отчищал от мусора угол. Подростки помогали ему, выносили на улицу битые кирпичи и камни. Мужчина был молодой и сильный. Работа горела у него в руках. Ветер сквозь разбитые окна гонял клубы пыли по церкви.
Игорь , – представился он. – Вот приехал почистить храм. Его же не для лошадей строили .
Мы с мужем могли бы помочь, – предложила я .
Пожалуйста ! – обрадовался Игорь. – Места здесь всем хватит !
Потихоньку потянулись люди. С тяпками, лопатами, ведрами. Объявления нигде не вывешивали, просто от человека к человеку по станице прокатилась молва: «Надо идти чистить храм». В числе первых пришли Анна Белинко, Валентина Карпенко, Борис Терёхин. Дети – молодцы! Лариса, Ваня, Яша, Андрей и другие незнакомые мне мальчишки и девчонки пришли вместе с взрослыми.
К окончанию уборки принесли веник и в правом приделе начисто подмели пол.
Главное место, где на праздник Святой Троицы будет вести службу батюшка Алексей, было готово. Но станичники в тот день убрали только часть полуразрушенного храма. Потом еще три дня подряд они с легкостью и каким-то душевным рвением занимались благоустройством. В минуты отдыха мы восхищались чудесной работой старых мастеров; удивляясь, сколько свидетельств человеческой любви и веры в Господа – Создателя всего Сущего, сохранилось в полуразрушенных стенах.
Перерыв – и опять за работу. Валентина и Петр Шайтан, Владимир Гусаков, Григорий Кныш, Вадим Щербина, Евгений Пархоменко, Лилия Горлач, Анна Мачуха, Галина Мирошниченко, Любовь Ковкова, Роман Лях, Анна и Эдуард Порджиани, Татьяна и Любовь Трикоз – все они оставили свои домашние дела и пришли в храм. Еще были Анна, Нина, наверное, я не всех назвала, но Богу все видны…
Постоянно работал трактор. Костя и Кирилл Башировы вывозили из церкви землю, мусор, засыпали яму. Константина Подружного можно было видеть то за рулем трактора, то вместе со всеми – с лопатой в руках. Ребята Вова Кардаш, Саша Климов, Сережа Яценко, Дима и Юра Кодониди, Алеша Яловенко, Денис Шевяков, Сережа Гаврилкин – все в одной связке со взрослыми. Зоя Проскура во время отдыха вспоминала рассказ своей бабушки о том, как казаки строили эту церковь, это диво светлое, храм Божий.
Сколько церквей в нашей стране было разрушено мгновенно. А сколько умирало тихонько, превращенные в склады, клубы. Церкви, превращенные в очаги культуры, часто сгорали. Может они пытались очиститься огнем? Был пожар и в ставропольском Свято-Троицком храме.
Но и сейчас в этом храме, без крыши, с обугленными балками чувствуется живое тепло.
Дело начато. Еще не раз станичники будут приходить сюда, чтобы помогать возрождению своей Святыни. Надо будет много бумаг собрать, много средств потребуется на реставрационные работы, без спонсоров не обойтись. Но прежде надо заручиться дозволением митрополита Исидора…
Очень надеются жители станицы, что настанет день, и засияют позолотой на фоне зеленых гор купола храма, и каждое утро протяжные звоны колоколов будут звать всех к заутрене. А пока вот он, остов великолепного творения мастеров-зодчих. Стоит на пригорке, протягивает надломленные стены-руки к небу и тихо взывает: «Православные, здесь дом Господа вашего ».
Церковь удивляет внутренним духовным теплом, здесь так легко и хорошо дышится…
Господь Бог некоторым дает особые послушания. В трудное время возлагает на них задачу крепить устои Церкви. Таков Игорь Семигулин.
Такова Лидия Салова, как бы не было тяжело и сложно (она живет и работает в Новороссийске), каждую субботу ее чудесный голос не устает славить Господа. Она у отца Алексия и певчая, и псаломщик.
Директор Краснодарской фирмы «Домино» Александр Вельчо, осмотрев, что осталось от храма, пообещал за счет фирмы организовать экспертизу, которая могла бы дать ответ на вопрос – подлежит ли храм восстановлению? И слово сдержал.
Специалисты ответили однозначно – восстановление храма возможно.
Богу было угодно – дело начато. Но далеко не всегда все получалось. Краевые власти денег не выделяли. Да и люди не могли быстро перестроиться, вернуться к церковному образу жизни. На призыв помочь восстановлению храма приходили многие станичники. Но не все.
Временами охватывало отчаяние от того, что дело могло остановиться.
Но пути Господни неисповедимы. Неспешно ре¬шались задачи, появлялись стройматериалы, находились помощники.
Наши прадеды воздвигали храм всем миром. Их мудрость не должно заменить вбитое в людей равнодушие и безверие.

Кто построил основание свое на камне веры, тот при реках скорбейи бурях искушений не падет…
Прп. Ефрем Сирин.

23 июня 2002 г. в ст. Ставропольской в храме Святой Живоначальной Троицы состоялось, после многих лет разрухи, первое Богослу¬жение.
Станичные ребята нарезали в лесу зеленых веток, привезли к церкви полную тракторную тележку. Подростки поменьше из свежескошенной травы про¬ложили по храму широкую дорожку до алтаря крестом, зеленые ветки расставили вдоль стен и по углам.
Полуразрушенный храм сиял от радости. Сиял многолюдьем православных, сиял голубым куполом неба, живыми цветами, сиял множеством зажженных свечей.
Был светлый престольный праздник. Гости приехали из Новороссийска, Краснодара, ст. Новодмитриевской, Григорьевской, ст. Смоленской, п. Афипского. Настоятель – протоиерей Алексий, вел службу, кропил всех святой водой, призывал: «Помолимся, братия
Творец – есть Любовь! Любовь вы познаете! Творец – есть Добро! В добре пребывайте! Творец – милосерд, Его призывайте! Творец – совершен, Его величайте!
Схиигумен Савва

Отец Алексий теперь по субботам ведет службы. Появились постоянные труженики на ниве Господней.
Татьяна Воронько, Константин Подружный, Борис Терёхин, Владимир и Наталья Власовы, Сергей и Людмила Сугак, Владимир и Наталья Яценко, Игорь Лещенко, Валентин и Зинаида Ющенко, Нина Политаева, Алла Кравчук, Валерий и Галина Еременко, Галина Мирошниченко, Валентина Шайтан, Лидия Горлач, Мария Андрейченко и многие другие православные – сразу отзываются и берутся за любую работу.
В начале января 2005 г. в ст.Ставропольскую приехали главный специалист по делам религии краевой администрации Л.Коркоценко и представитель комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей. Храм включили в список памятников архитектуры, охраняемых государством. Но самое главное, он попал в губернаторскую программу восстановления и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 гг., принятую Законодательным Собранием края. Ею предусмотрено выделить из краевого бюджета и других источников средства на восстановление церкви Святой Троицы в ст.Ставропольской.
Потихоньку церковная жизнь налаживается. Идут в церкви строительные работы. Все с Божьей помощью. Все в руках Господа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Родная Кубань». Литературно-исторический журнал, 1999-2003 гг.
2. Историческая справка из архива Ставропольской (Кавказской) епархии 1911г.
3. «Между Илем и Шебшем» В.И. Харченко, А.Л. Кистерев.
4. «Зори» газета Северского района Краснодарского края 2001 г.Страницы истории храма Святой Троицы ст.Ставропольской
Текст H. ТЕРЁХИНОЙ, Фото В. ВЛАСОВА.
Компьютерная верстка – редакции газеты “Зори Предгорья”.
Редактор А.А. ИГНАТКИН.

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Содержание:
Православные Храмы станицы Новопокровской
Православный храм станицы Новоивановской
Православные храмы станицы Калниболотской
Православные храмы станицы Ильинской
Часовни
Поклонные кресты

Православные Храмы станицы Новопокровской

Богородицкая церковь была построена в 1851 году в станице Новопокровской в самом красивом и удобном месте там, где сейчас расположен Дворец культуры. Храм был деревянным, но построен из бревен и выдержанных досок, на века. Над храмом возвышались две огромные башни, выполненные в разных стилях со шпилями и куполами с крестами, и три небольших с крестами, высокие окна, колонны. Этот храм был настоящим памятником зодчества.
Вокруг располагались: волостное правление (сегодня библиотека), Нижний и Верхний рынок, церковно- приходская школа (сегодня здание школы искусств), построенная за счет средств священника и общественного деятеля Кулабухова Алексея Ивановича, дома зажиточных станичников – торговый дом купца Адоевцева Захара Дмитриевича (ул. Первомайская, детский сад № 2), дом купца Астанкова Ивана Назаровича (здание сбербанка), торговое здание купца Коновалова (где кинотеатр), дом купца Иглина (старое здание милиции), дома купцов Пирожкова и купца Меньшикова (где здание райпотребсоюза), дом священника Петра Рудольфа, приобретённого потом дедом Первенцева (музей), второй дом построенный Рудольфом (старый военкомат).
Храм ввиду его особой значимости располагался в центре.
Святая Богородица покровительница станицы, от Покрова Богородицы название станицы – вначале село Покровское, а так как в Ставропольском крае, к которому раннее было приписано село, было уже село с таким названием, переименовали в Новопокровское, а в дальнейшем в казачью станицу Новопокровскую.
В страшные годы репрессий, гонений в 1937-1939 году Богородицкая церковь была разрушена. Её разнесли по брёвнышку, на различные нужды. Кованный красивый забор использовался для ограды парка, а потом и частных дворов, в настоящее время его часть использована для ограды православного Храма по улице Суворова. Железные листы с крыши послужили для крыш общественных зданий. Часть церковного инвентаря верующим удалось спасти.
При производстве работ по перекрытию крыши спортивной школы станицы Новопокровской (бывшая Коробкина школа) в 2000 г. строители обнаружили лист железа на крыше с образом Пресвятой Богородицы. Лист был положен образом вниз на чердак и он не повреждён каемкой, видимо у кровельщиков того времени была совесть и они решили сохранить фреску. Фреска с образом Божьей Матери часть алтаря Богородицкой церкви и только чудо, иначе это не назовёшь, более чем через полвека вернуло образ верующим.
Население станицы Новопокровской бурно росло, и возникла необходимость в строительстве нового храма. На месте сегодняшней редакции в 1874 году была построена новая каменная церковь – Николаевская . Она также расположена в центре станицы и колокола церквей перекликались друг с другом. Храм был необычайно красив – высокие окна с разноцветными окнами, серебристые купола. Недалеко от церкви, по переулку напротив санаторного парка (ранее выгон, торговая площадь) была построена церковно- приходская школа. В школе учился будущий известный писатель Аркадий Первенцев, его дед Афанасьев Андрей Никанорович служил в церкви псаломщиком.
Николаевскую церковь постигла та же участь, что и Богородицкую – она полностью была разрушена варварами. Школа использовалась в дальнейшем как жилье, дом пионеров, интернат, сегодня это жилой дом.
В период немецкой оккупации верующие намеривались использовать для богослужения здание сегодняшней библиотеки. Но церковные богослужения начались только после освобождения станицы в 1943 году, в выделенном верующим помещения на углу ул. Почтовой и Первомайской (хозяйственный магазин №1). Верующие снесли в церковь иконы, церковную утварь, уцелевшую после разрушения церквей. В этот период люди как никогда чувствовали потребность в утешении, общения с богом. Но ещё в пятидесятых деятельность церкви в этом здании была прекращена.
В шестидесятые годы верующие собрали средства, приобрели земельный участок на улице им. Ворошилова (сегодня ул. Суворова), а также старый амбар, разобрали его и с выдержанных, толстых досок построили церковь – это храм Рождества Пресвятой Богородицы . Постепенно храм обустраивался, построена в торце церкви красивая колокольня, вместо небольшого колокола, привезенного с железнодорожной станции, воронежский литейный завод изготовил именной колокол для храма и сделана надпись «Сей колокол отлит для станицы Новопокровской Краснодарского края» Теперь в церковные праздники колокольный звон слышно далеко за пределами церкви.
Во дворе церковного двора построена Воскресная школа.
Но, конечно, по красоте этот храм далеко уступает разрушенным храмам – Богородицкой и Николаевской церкви. Ведь они строились всем миром и были украшением казачьей станицы.

В 1992 году было решено построить в станице Новопокровской новый храм Рождества Пресвятой Богородицы , который бы был достойной заменой разрушенных храмов, украшением станицы, центром духовной жизни станицы.
25 декабря 1992 г. состоялся чин освящения места будущего строительства храма. Место строительства улица Почтовая, в центре станицы. В настоящее время возведен и перекрыт первый этаж, там, где будет располагаться хозяйственный блок- кухня, трапезная, ризничная, комната духовных служителей. Возводятся стены второго этажа, в этом помещении будут проходить богослужения и церковные таинства. Из-за недостатка средств, строительство затягивается.

Православный храм станицы Новоивановской

Свято – Покровский храм в станице Новоивановской расположен на большой площади в центре, его окружают школа, детский сад, дворец культуры, административные здания и жилые дома. Расположение храма подчеркивает его значение, величественность и красоту. Храм заложен в 1910 году и уже в 1912 освящён.
Революция, гражданская война, годы гонений на церковь сделали храм недействующим, богослужение в нём прекратилось на долгие годы. Но разрушить храм не смогли, использовался он под разные хозяйственные цели, как склад. Храм медленно разрушался под воздействием времени и человеческих рук.
Только после двухтысячного года оценили этот поистине талантливый памятник зодчества как культурную ценность России и края. Из краевого бюджета были выделены немалые средства на восстановление храма. Храм оделся в леса, начались восстановительные и реставрационные работы, в 2006 -2008г. восстановлена кирпичная кладка барабана центрального купола, шатровых кладок над колокольней и северным приделом, заменены покрытия куполов.
Сегодня это действующий храм, вновь началось богослужение. Храм с огромным главным куполом с крестом устремлен вверх и каждый приезжающий в Новоивановскую прежде всего обращает свой взор на это чудесное сооружение.

Православные храмы станицы Калниболотской

В 1797 году по благословению епископа Иова Мариупольского заложена церковь Георгия Победоносца в казачьей станице Калниболотская. Первое упоминание о богослужении в этом храме январь 1799 год. Этот храм входил в число первых четырнадцати храмов Черномории. На средства жителей станицы он перестраивался и достраивался. Было построено новое здание в 1817г, потом к нему пристроили колокольню, в 1872 построено здание с пределом во имя святого Николая Чудотворца. При церкви было две церковно- приходских школы. Для одной построено специальное здание, вторая помещалась в причтовом доме.
Население станицы Калниболотской росло и в 1909 г. составляло более 11 тысяч жителей. Возникла необходимость в строительстве ещё одной церкви. Решено было построить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 23 мая 1910 г. совершена закладка церкви и уже 9 сентября 1913г. эта церковь была освящена и открыта для богослужения. Население станицы в 1913г. было более 12 тысяч жителей.
В Тридцатые годы церкви в ст. Калниболотской были закрыты, храмы в дальнейшем полностью разрушены. Строительные материалы, бревна и имущество церквей были растащены.
В период оккупации верующие использовали для богослужения здание бывшей церковно- приходской школы. После освобождения станицы здание начали использовать для других нужд, для больницы и верующие стали арендовать другие здания. В 1965г. приход в ст. Калниболотской был закрыт.
В 1991г. в станице был вновь образован Приход Свято- Георгиевского храма и ему было передано здание бывшего детского сада. В 1997г после престольного праздника это здание сгорело и общине вновь было предоставлено здание больницы (церковно- приходской) школы.
В 2006г. был заложен камень в основание будущего храма и начат сбор средств на строительство. Проект храма изготовил своим землякам калниболотцам в качестве дара В.И. Лещенко. В настоящее время возведён фундамент и цоколь этажа.
В посёлке Незамаевский в бывшем здании хлебного магазина по ул. Будённого оборудован сельский храм Молитвенный дом священномученика Иоанна Пригоровского .
В посёлке Незамаевском служил и принял мученическую смерть в 1918г Иоанн Пригоровский.
Молитвенный дом приписан к храму Георгия Победоносца в ст. Калниболотской.

Православные храмы станицы Ильинской

В станице Ильинской строится новый Свято – Покровский храм . Храм будет украшением станицы, местом возрождения духовности. Храм строится быстро, без длительных протяжек во времени. Уже установлены купола, один из них засияет золотом.
Храм строится за счёт средств жителей станицы, их пожертвований. Значительный вклад в строительство храма внёс житель станицы Ильинской Сидоренко П.Ф.

Ф.С. Киреев

Из истории храма станицы Архонской

В 2003 году в станице Архонской Республики Северная Осетия было начато строительство новой церкви. Ее решили возвести на месте разрушенного храма, так как фундамент оказался в хорошем состоянии. Ныне строительство на стадии завершения, и уже в скором времени архонцы обретут новый, просторный, величественный храм, какой и должен быть в этой богатой православными традициями казачьей станице.

Это будет уже третий храм на этом месте. Как было сказано, храм сооружается на фундаменте бывшей церкви. В далеком 1838 году станица Архонская была основана малороссийскими казаками, которых перевели для службы на Кавказ. Вскоре станичники, как добропорядочные христиане возвели деревянную церковь во имя св. благ. Александра Невского. Храм соорудили в центре станицы, на большой площади. В ограде церкви появилось и первое станичное кладбище. Причт церковный состоял из одного священника и одного псаломщика.

Священник и псаломщик жили при церкви, жалованья, изначально они не получали, но пользовались станичною землею и «доброхотными» подаяниями, посредством которых они собирали в станице не одну сотню мер картофеля, пшеницы, ржи и других хлебов.

Священник ходил по станице, раз пять в год и из каждой избы ему давали то меру картофеля, то меру пшеницы или несколько копеек (до 20) денег, или печеный хлеб. Перед рождественскими праздниками давали и кусок сала, так, что у него собиралось изрядное количество разных продуктов, которые он потом продавал. Кроме того, бывали различные требы, как например свадьбы, (за которую полагалось не меньше 12 рублей) которые давали ему ежегодный доход до 300 руб..

Долгие годы деревянный храм возвышался над станицей. Хотя Архонская располагалась близко от Владикавказа, на удобной, благодатной почве, но здесь не было богатых станичников, поэтому соорудить каменный храм своими силами они не могли.

Со временем деревянный храм пришел в ветхость, а население станицы выросло, достатка появилось больше и, архонцы стали задумываться о новом храме. Еще когда был выстроен деревянный храм состоятельные и не очень станичники начали класть во Владикавказский городской банк пожертвования на строительство нового каменного храма. Так в ноябре 1848 г. казак Василий Марченко пожертвовал 148 руб. В 1868 г. казак Герасименко дал 1 меру гречки и 1 меру жита. Всего в тот год в пользу новой церкви было собрано 15 мер гречки и 18 мер жита. В феврале 1879 г. в банк было положено 640 руб. Из них 310 руб. от Василия Кикотя, 300 руб. от Ивана Горбенко и от других станичников 30 руб..

Станичная земля, отданная в пользу церкви, находилась между реками Малкой и Дур-Дуркой и сдавалась в аренду за 115-130 руб. в год . Эти деньги также накапливались во Владикавказском банке.

Постепенно накопилась нужная сумма, и станичники приступили к постройке нового храма. В ноябре 1880 г. уполномоченные от станицы урядники Тимофей Малышев и Василий Клименко заключили договор с техником Василием Алексеевым, который за 200 руб. обязался к 1 января 1881 г. составить проект со сметою будущего храма на 600 человек . Свою задачу техник Алексеев выполнил, затем его проект рассматривался областным архитектором Терской области, после чего он получил одобрение областного начальства.

18 апреля 1882 г. в станице Архонской собрался станичный сход из числа 200 человек имеющих право голоса, на котором был рассмотрен дальней этап сооружения храма. Согласно составленной сметы стоимость храма должна была составить 18 тыс. 182 руб. 12 коп. серебром, при этом на постройку в наличии имелось лишь 13 тыс. руб., которые хранились во Владикавказском банке и банковские билеты на 6 тыс. 250 руб. серебром находящиеся в Александро-Невской церкви и 7 тыс. 725 руб. находящиеся в станичном правлении. Все это скопилось за несколько лет посредством подушного оклада на сооружение церкви (с общего согласия), добровольных пожертвований и частью от арендной платы за общественную землю .

Так как эта сумму оказалась недостаточной, то на сходе было решено обложить население станицы еще одним налогом по 10 руб. от души, что дало бы, считая взрослое население станицы (с 17 лет) 600 душ, сумму 6 тыс. рублей. Эту сумму было решено собрать в течение трех лет постройки храма .

Независимо от собранных денег на сходе решили подвести к месту постройки церкви булыжный и тесаный камень, кирпич с утроенного для постройки церкви завода, дрова для обжига кирпича и извести, а также провести канал для воды от реки Невольки.

После этого было начало строительство церкви, которое продолжалось четыре года. 6 июля 1886 г. казаки станицы Архонской собрались на сходе и с участие представителей областного начальства осмотрели выстроенный храм. Было признано, что все работы сделаны из доброкачественного материала, правильно и прочно и во всем согласно чертежам и поэтому было признано допустить в ней богослужение.

30 августа 1886 г. в присутствии большинства жителей станицы, областного и отдельского начальства новый храм во имя св. Александра Невского был освящен. Храм получился вполне приличный, содержался в чистоте и порядке, станичники регулярно жертвовали на его нужды, что отмечалось епархиальным начальством .

Прошли годы, и уже этот храм перестал вмещать возросшее население станицы. Вновь станичники стали решать что делать – строить новый храм на новом месте или перестраивать действующий.

После всестороннего обсуждения обоих вариантов было решено построить новый храм на месте существующего храма. Автор нового проекта инженер Ф.Ковалев в присутствии станичного начальства и приходского священника внимательно изучил место предполагаемого строительства. Чтобы проверить грунт была выкопана яма глубиной 4 аршина. После чего проект был направлен на утверждение в строительное отделение областного правления.

Здесь возникла одна проблема. Согласно существующим нормативам от стен церкви до жилых помещений должно быть не меньше 20 сажень. Этого не получалось по проекту нового храма. Но, председатель строительного нового храма приходской священник Николай Диомидов и станичники настаивали на своем решении. На станичном сходе уже было решено новый храм строить в старой ограде, разобрав старую церковь. Аргументы этого решения были следующие:

1. В станице Архонской нет другой площади, на которой можно было строить храм, а ставить его на выгоне – за станицей не только далеко, но и не крайне неудобно, тем более что станичное общество желало иметь пока один храм, а не два.

2. То место, которое избрано для постройки будущего храма, являлось в станице почти центром, около него находились станичное правление, церковно-приходская школа и недалеко начальное и городское училища.

3. Именно на этом месте изначально стоял деревянный храм, затем его сменил каменный.

4. С восточной стороны храма (через улицу) стояли церковно-приходская школа и квартира приходского священника, а это такие здания, которые могли иметь место и в церковной ограде.

5. Расширить площадь покупкою усадебных мест с западной стороны не представлялось возможным вследствие крайней дороговизны земли и возведенных на ней постройках .

Доводы станичников были приняты во внимание и 28 мая 1914 г. Начальник Терской области и Наказной Атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант С.Н. Флейшер утвердил проект нового храма в станице Архонской.

Увы, новому проекту было не суждено осуществиться. Начавшаяся вскоре Первая мировая война вынудила отложить строительство до лучших времен. Но «лучшие времена» наступили не скоро. Более того, в советское время Александро-Невский храм в станице был разрушен. В 30-х годах церковь была закрыта, сняты колокола и кресты, а в 40-х годах она была полностью разрушена.

Новый приход во имя св. Александра Невского в станице Архонской был основан иеросхимонахом Иосифом (Бунделевым) летом 1947 г. и в этом же году освящен. Он расположился в одном из станичных домов, переделанных под храм. А на месте бывшего храма так ничего и не построили, здесь устроили парк. Но, по воле Божией, именно на этом месте вновь засияют купола. Новый храма выстроен на фундаменте прежнего храма, там же где когда стоял еще деревянный храм. Вот так, несмотря на все невзгоды, храм вернулся на свое место.

Рассказывая о станичном храме нельзя не сказать о приходских священниках, трудами которых здесь утверждалось и сохранялось православие. К сожалению, имена первых священников станицы Архонской пока не найдены. Известно, что в 60-х годах XIX века здесь служил священник Иоанн Сиротин. 28 января 1871 г. в возрасте 43 лет он скончался от чахотки. До сентября обязанности приходского священника исполнял священник станицы Ардонской Петр Воскресенский. 12 сентября 1871 г. в Архонскую прибыл и приступил к своим обязанностям священник Стефан Волков. Больше двадцати лет прослужил он в станице. При нем, при его деятельном участии деревянный храм был заменен каменной церковью.

С середины 90-х годов XIX века до 1905 г. приходским священником был Алексий Молчанов, затем его сменил священник Николай Диомидов. При нем в 1914 г. решался вопрос перестройки станичного храма. Отец Николай возглавлял приход до своей смерти в середине 20-х годов.

Такова история одного из станичных храмов Осетии. Она наглядный пример того как несмотря на все гонения во времена воинствующего атеизма, огонь православия в казачьих станицах не погас, и ныне разгорается с новой силой.

Библиография

  1. Владикавказские епархиальные ведомости, 1895, № 6.
  2. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска, Владикавказ, 1881.
  3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания (ЦГА РСО-А), ф. 11, оп. 62, д. 393.
  4. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 59.
  5. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 60.

Свято-Троицкий храм станицы Платнировской.

В нынешнее время упадка духовных ценностей в Славянских и не только странах, изучение и приумножение знаний об истории православия весьма актуально и востребовано. Особенно на примере малых станиц, деревень, сёл России. В контексте микроисторического исследования хотелось бы коснуться истории Свято-Троицкого храма Кубанской станицы Платнировской. Одного из самых старейших и красивейших на Кубани. В этом исследовании нам помогут материалы музея Свято-Троицкого храма, справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г., архив администрации Кореновского района. О более поздних эпохах и современности, материалы газетных публикаций и рассказы непосредственных очевидцев истории и возрождения храма.
Второй по значимости станицей в Кореновском районе Кубани после районного центра г. Кореновска является станица Платнировская. Но так было не всегда. Она была основана, как и Кореновск в 1794 г. в числе 40 куреней Черноморского войска. Расположена на реке Кирпили. Располагалась, как и Кореновск на ЖД ветке Екатеринодар-Тихорецк. В станице была железнодорожная станция. Станица известна так же тем, что казаком этой станицы был известный атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак, и его сын герой войны 1812 г. Афанасий Фёдорович Бурсак, который в 1912 г. станет вечным шефом 1 – го Черноморского полка ККВ. Если станица Кореновская по своему составу была станицей с преобладающим иногородним населением, то Платнировская была в большинстве своём казачьей станицей, и играла более важную роль чем Кореновск в Дореволюционную эпоху.
С 1890 г. станица получает мощный импульс к своему развитию. Высочайшим повелением 2 августа 1890 г. станица Платнировская назначена сборным и роспускным пунктом I,II,III, Черноморских полков. В станице находился арсенал, управление казаками 2 и 3 очереди. Ещё в 1886 г. в станице была построена Петропавловская церковь. Однако расширение станицы привело к необходимости строить новый крупный храм. Предположительно за основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба. В самом музее храма говорят, что на Руси есть всего три храма подобной постройки. Храм Василия Блаженного в Москве, в Платнировской и в Троице-Сергиевой Лавре. Строительство этого красивейшего и старейшего на Кубани храма велось с 1903 г. Строительство началось с постройки моста через реку Кирпили. И велось на возвышенности, чтобы храм было видно с любой точки станицы и окрестностей. Кирпич для стройки возили на подводах из Ростова-на-Дону. Станичники всячески помогали строительству. Они оплачивали труд строителей. Вся станица была разделена на кварталы жители которых по очереди собирали и приносили яйца для добавления в цементный раствор. Работами руководил зажиточный казак станицы Платнировской Г. Ляшенко, он был владельцем обозного завода. Строили храм профессиональные каменщики. Известно, что жили они в станице в доме священника Стефановского. Оплачивали труд каменщиков все жители станицы в складчину. За качество строительства говорит тот факт, что и поныне спустя более чем столетие кирпичная кладка храма сохранилась в хорошем качестве.
Строительство было завершено в 1906 г. О первом богослужении в храме возвестил колокол весом в 135 пудов. При открытии храма регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклонится тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придёт в этот храм после нас!». Не будет преувеличением сказать, что главный храм станицы Платнировской ничуть не уступал и не уступает по красоте храмам Старой Москвы и Санкт-Петербурга. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г. Сообщает нам такие подробности о церковной жизни в этом храме: «Троицкая церковь. Построена в 1903 - 1906 годах, кирпичная, покрыта оцинкованным железом; ограда железная. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли: священнику 55 десятин, псаломщику 18 десятин. Церковно-приходская школа 1, помещается при церковной сторожке. Министерских одноклассных училищ в приходе 2. Жалованье законоучителю 190 руб. В приходе жителей (ц. д.): 2681. Рождений 230, браков 29, смертей 115». Согласно метрическим книгам храма хранящимся в архиве администрации Кореновского района в 1907 – 1918 гг. в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоан Соколов, ставший с 1916 г. диаконом. Так же введении храма находилось 37 десятин земли. 24 августа 1914 г. после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2 – го Черноморского полка Кубанского казачьего войска который отправлялся воевать на Восточный фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной приходской жизни храма так же известен случай, когда в 1914 г. в нём отпевался умерший в станице болгарский поданный Иван Панайлов Генов.
В 1933 г. храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали такое заключение: «Необходимый для взрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем сам храм. Также при разборке кладки не будет целых кирпичей, так как раствор очень крепкий и не будет делиться по швам». Тогда председатель местного колхоза В.Г. Долгих предложил использовать храм как зернохранилище. Он выкупил здание храма у государства под эти нужды за 28 тысяч рублей. Купола с храма были убраны, иконостас разграблен, многие священнослужители и прихожане подвергнуты гонениям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны община прихожан храма собрала сумму, около 3000 тысяч рублей, которой хватило на вооружение и содержание танковой бригады «Защитник Юга». Среди прихожан храма есть легенда, будто И.В. Сталин узнав об этом прислал в храм благодарственную телеграмму, так это или нет узнать не представляется возможным. Телеграмма если и была, то исчезла после 1963 г. Храм был открыт и в годы немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг. В пятидесятые годы в храме служил протоиерей Николай Терентиенко и священник Павел Стефановский. Отец Николай всячески пытался защитить храм от закрытия, так как это был единственный очаг православия в районе. В храме в то время был организован церковный хор в числе до 50 человек из прихожан храма. Но в 1963 г. храм был закрыт по настоянию Н.Ф. Дудника, директора расположенной рядом с храмом школы, в этом ему активно помогали местные комсомольские организации. Н.Ф. Дудник вместе с председателем сельсовета К.М. Гришко перепалили замки храма. Церковная утварь была вывезена в колхозы, книги сожжены, иконы и небольшие предметы утвари разнесли по домам прихожане чтобы сберечь их от поругания. Храм снова стал использоваться как зернохранилище, в нём так же был устроен тир для учащихся 25 – й школы.
В 1975 г. в результате умышленного пожара сгорела крыша храма. Жители станицы после пожара проявили не лучшие свои стороны, растаскивая храм «по кирпичику» для своих бытовых нужд.
Восстановление храма началось только в 1990 г. Тогда Кореновский районный совет депутатов передал здание храма в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома, данного прихожанам в замен храма в советские годы. Прихожане тогда сами взялись за восстановление храма. В большинстве своём это были пенсионеры, многие тяжёлые работы по восстановлению храма на первоначальном этапе сделали они. Смутные 1990- е годы и кризис 1998 г. не позволили в полной мере заняться восстановлением храма. Однако уже в 2000 г. в храме впервые за 37 лет встретили престольный праздник – день Святой Троицы. Жители станицы в период с 10 апреля по 18 июня сами подготовили часть храма для богослужений. В октябре этого же года храм был признан памятником истории и культуры Кубани. В 2001 г. был создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавил тогдашний глава района А.Г. Козицкий. В январе 2002 г. Кубанский Казачий Хор провёл в доме культуры станицы Платнировской благотворительный концерт в целях сбора средств для восстановления храма. Исследовательские работы на предмет восстановления храма вели специалисты кафедры оснований фундаментов Кубанской сельхоз академии под личным руководством академика К.Ш. Шадунца. В апреле 2004 г. эскизный проект восстановления храма был одобрен краевым комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен митрополитом Екатеринодарским Кубанским Исидором. К Пасхе 2005 г. были проведены громадные работы. Заменены кровельные работы, восстановлены все окна, возведены центральный и четыре малых барабана храма. К храму были поведены электричество, газ, обеспечено теплоснабжение, заменены полы, приобретена церковная утварь, колокола, создан иконостас. 11 июня 2006 г. храм отметил свой столетний юбилей, при большом стечении народа была отслужено праздничное богослужение. В 2008 г. на центральный купол Свято-Троицкого храма был водружён крест, весом около 200 килограмм и выстой в шесть метров. 20 мая 2009 г. был освящён и водружён на колокольню храма большой колокол Благовест. Нужно отметить, что все восстановительные работы в храме с начала 2000 – х гг. ведут строители Кореновской проектно-строительной фирмы ООО «Капитель-2» под руководством директора Василия Ивановича Кононенко. В 2008 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор за активное участие в восстановлении храма наградил В.И. Кононенко орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активно помогали в восстановлении храма директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» Н.И.Хворостина, житель г. Сочи В.В. Каравайный на пожертвования которого был приобретён главный колокол храма, бывшие главы Кореновского района А.Г. Козицкий и В.Н. Рудник.
11 февраля 2011 г. храм посетил губернатор Кубани А.Н. Ткачев. Он в частности заявил во время посещения храма: «Это дело хорошее, и мы вас не оставим! Это правильно, что храмы восстанавливаются – ведь это наши корни, наша история и традиции и относиться к ним нужно очень бережно, – отметил глава региона». 23 марта 2011 г. состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма, где в частности настоятель храма отец Алексей сказал следующие слова: «Восстановление храма; это яркая примета современной России, того, как возрождается духовная жизнь, восстанавливаются исторические духовные памятники, консолидируются государство, Церковь и общество». Однако и поныне восстановление храма до конца не завершено внутри храма. Не хватает ещё около 30 миллионов рублей. Однако снаружи храм сияет своей красотой в самом центре Кубани.
Помимо работ по восстановлению храма в 2007 г. состоялось ещё одно важное событие в жизни храма. По инициативе Платнировских и Кореновских казаков в храме были открыты памятные таблички со списками казаков станицы Платнировской сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество, так же памятные таблички в память о I,II,III Черноморских полках, в память о начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Сейчас в храме есть свой музей, библиотека, и читальный зал, храм центр духовной жизни станицы и в какой-то степени Кореновского района.
Сложная история Свято-Троицкого храма станицы Платнировской показывает и весь сложный исторический путь России в XX веке. Храм олицетворяет собой и патриархальную жизнь Кубанского казачества до вихря смут 1917 г., храм прошел сквозь все гонения советской эпохи и уцелел только чудом. А в наше время Свято-Троицкий храм является одним из символов православного и духовного возрождения как Кореновского района, так и всей Кубани. Здесь лишь была сделана попытка описать и проследить судьбу храма за сложное столетие. Написание полной истории храма к концу его полного восстановления специалистами по церковной истории с привлечением широкого спектра источников было бы как нельзя актуально и востребовано. Это было бы закономерным итогом восстановления храма.

Примечания:
1. Кореновские вести, 2002. 9 февраля.
2. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
3. Там же.
4. Платнировская станица (Кавказский отдел)URL: (дата обращения 17.08.2012).
5. Архив администрации Кореновского района. Ф145. Оп.1. Д.94. Л.30.
6. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
7. Благовест №4. Кореновские вести, 10.06.2006.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Кореновские вести. 2009. 23 мая. №64(11215).
13. Кореновские вести. 2006. 20 июня.
14. Губернатор Кубани Александр Ткачев: «Будем продолжать и дальше восстанавливать и возрождать наши традиции». URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/11/detail/27260/ (дата обращения 17.08.2012).
15. Состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма станицы Платнировской. URL: (дата обращения 17.08.2012).

Вскоре после кущевских событий в интернет-дневнике известного православного блогера появилась фотография станичного храма из красного кирпича с белыми колоннами и золотыми куполами. «Интересно, сколько “жертв” принесли для строительства этого “шедевра церковного зодчества” Цапки?.. Не думаю, что протоиерей Николай Запорожец захочет отвечать на этот вопрос», — написал автор дневника. По существу блогер обвинил священника в связи с мафией. Правда ли это? И как вообще относится Церковь к «спонсорской помощи» криминальных авторитетов? С этими вопросами корреспондент «НС» отправился в станицу Кущевская.

Иоанно-Богословский храм в станице Кущёвской Краснодарского края

Кубанский священник с Арбата

Более двадцати лет прослужив в храме Воскресения Словущего на Арбате, отец Николай так и не прижился в Москве, не стала она ему родным городом. Он давно подумывал о возвращении на родную Кубань и в 1986 году решился — попросил священноначалие о переводе в тогда еще Краснодарскую епархию и вскоре получил назначение в Кущевскую. Увидев, в каком храме предстоит служить, сначала пожалел о возвращении. «Маленькая деревянная хатка — сегодня у людей сараи лучше», — вспоминает отец Николай. Он решил, что необходимо строить новый храм и, хотя это при советской власти казалось невозможным, через два года добился разрешения. Не имея ни архитектурного, ни строительного образования, сам спроектировал будущий храм, выбрал место на берегу реки Еи. В 1996 году строительство было завершено, храм освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас храм — главная архитектурная достопримечательность в Кущевской. После трагедии 4 ноября 2010 года, когда местная мафия расправилась с семьей фермера Сервера Аметова и их гостями, в СМИ и на интернет-форумах пошли упорные слухи, что церковь построена на бандитские деньги.

Вопреки пророчествам блогера отец Николай ответил на обвинения в местных СМИ: «Кущевский храм начал строиться еще при советской власти на скудные пожертвования бедных и больных бабушек, а не на деньги богатых, здоровых и сытых, и тем более бандитов. Кстати, о них при советской власти мы и не слышали, разве что в кино видели. Кущевский храм начали возводить в 1988 году, в 1996 году освятили. Сейчас Сергею Цапку 35 лет, его покойному брату было бы на год больше. По нехитрым подсчетам, во время строительства храма оба сидели за партой в 6-7-м классе».

Отец Николай — человек прямой и резкий. Но гостеприимный, хлебосольный, внимательный к людям. Прихожане отзываются о нем тепло, считают, что им повезло со священником.

На воскресной литургии около ста человек: старушки, молодежь, родители с детьми. Почему-то не вижу казаков, а ведь их в Кущевской более тысячи. По словам прихожан, казаки в храме — редкие гости. Сам о. Николай, говоря о них, в выражениях не стесняется. «Казачество полностью уничтожили в Гражданскую войну. И если донские еще кое-как сражались, то кубанские ждали прихода красных. А сегодня о каком казачестве речь? Наш атаман держит мастерскую по производству гробов. Другие тоже кто чем занимаются. В церковь почти не заходят, не причащаются. Возрождение казачества — выдумка. Я “не скажу за всю Одессу“, но за нашу станицу могу — полный ноль!»

Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич поставил в вину настоятелю непротивление мафии. Какие возможности имел 74-летний священник для борьбы с бандитами, которые, вопреки слухам, не были воцерковленными людьми? На этот вопрос, заданный в его «Живом журнале», журналист так не ответил. Регулярно ходит в храм бывший начальник кущевской милиции, снятый с должности после трагедии и сейчас находящийся под следствием. Как и любой священник, отец Николай обязан хранить тайну исповеди, поэтому не рассказывает, делился ли с ним бывший начальник своими служебными проблемами. Но за чашкой чая батюшка прямо говорит, что сейчас этого человека просто подставили, избрали на роль очередного козла отпущения. Ничего он, по словам батюшки, сделать не мог, поскольку Цапков «крышевала» Москва.

Неслучайные вопросы

Политолог Владимир Пастухов, бывший научный директор Института права и публичной политики, на сайте Polit.ru назвал Кущевскую моделью русской жизни в миниатюре. Ни для кого не секрет, что, начиная с 1990-х годов, мафиози почувствовали себя хозяевами жизни, и в провинции до сих пор зачастую именно они правят бал. Изменить эту ситуацию может только государственная власть. Борьба с мафией — дело не священника, а государства. Но Церковь сегодня не отделена от общества. Пока в России есть мафия, людей не может не беспокоить отношение к ней Церкви. А на возникающие в обществе вопросы необходимо отвечать.

Один знакомый батюшка категорически отговаривал меня от поездки в Кущевскую. «Это все клевета врагов Церкви, их надо игнорировать», — убеждал он. Уже в Кущевской второй священник Иоанно-Богословского храма, отец Сергий Лысенко, примерно так же прокомментировал ситуацию: «Церковь мозолит глаза, вызывает ненависть мира прелюбодейного и грешного, а мы тихо-мирно плывем на нашем корабле, во главе которого Христос». Не приведет ли такая позиция к тому, что мы сами окажемся изолированы от мира церковной оградой? Не насильно, как при советской власти, — просто станем миру неинтересны, потеряем доверие. Кущевский храм был построен не на бандитские деньги, но подозрение такое возникло неспроста. Всем известно, что многие бандиты щедро жертвуют на храмы, бывают на службах. Двери храма открыты для всех, но можно ли принимать пожертвования от бандитов, допускать их к причастию, отпевать?

«Пожертвование на храм, как и любая жертва, может быть приятна Богу, а может быть и противна, — говорит настоятель храма Священномученика Климента, Папы Римского, протоиерей Леонид Калинин . — В середине девяностых годов в Псково-Печерский монастырь пришел крупный криминальный авторитет. Он принес покаяние, сказал, что осознал необходимость поменять свою жизнь, и пожертвовал монастырю большую сумму денег. Вскоре после выхода из монастыря он был убит, и наместник, помня просьбу этого человека, похоронил его в пещерах. В обществе разразился скандал, многие настаивали на перезахоронении, но монахи не разрешили перезахоранивать. Духовный собор монастыря тем самым признал искренность и подлинность покаяния этого человека. Вот вам современный пример раскаявшегося разбойника! Несомненно, его денежные пожертвования угодны Богу. Люди же не кающиеся часто жертвуют, желая выделиться, получить церковную награду. Это не то пожертвование, которое приятно Богу. Если же священник принимает богопротивную жертву, он соучаствует в делах зла. Принимать пожертвования от конкретных людей надо очень осторожно».

Отец Леонид, правда, считает, что деньги, происхождение которых сомнительно, можно отдавать на социальные программы по поддержке сирот, престарелых, инвалидов и других нуждающихся. Но и в этом случае священнику необходимо понять, не стоит ли за дарением денег желание жертвователя закабалить его. И здесь речь даже не о мафии, а просто о богатых людях. Некоторые священники, принимающие большие суммы от жертвователей, начинают закрывать глаза на их беззакония. Например, священник знает, что человек имеет «вторую семью», то есть постоянно изменяет жене, совершает другие тяжкие грехи, и тем не менее причащает его, так как этот грешник постоянно жертвует храму большие деньги. По словам отца Леонида, это сегодня довольно распространенное явление, появилось даже выражение «карманный священник». То есть священника можно «засунуть в карман», и он тебе слова не скажет в надежде получить мзду. Это тяжелый пастырский грех. Но и самим богатым людям о. Леонид советует не искушать священников, а жертвовать тайно. «Среди наших прихожан есть немало очень богатых людей, от которых наш храм не получает ни копейки. Потому что я сразу предупредил, что они для меня такие же прихожане, как все, и их деньги меня не интересуют. Это не значит, что никому нельзя принимать крупные пожертвования от своих прихожан. Можно, если священник потом сможет относиться к человеку, постоянно дающему на храм крупные пожертвования, так же беспристрастно и нелицеприятно, как к любому другому прихожанину, как к нищему на паперти. Наши старцы примерно так одинаково и относятся ко всем людям. Но я в своей беспристрастности не уверен, поэтому не хочу подвергать себя таким искушениям», — говорит настоятель. Знает отец Леонид и случаи, когда священник становился заложником мафиози. Благодать, полученная в таинстве хиротонии, попирается людьми, потерявшими нравственные критерии, поправшими мораль. Священник теряет свободу, без которой невозможно истинное пастырство. Когда пастырь свободен, его устами говорит Господь, когда несвободен — сатана. Об этом предупреждает Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24).

Многие бандиты, по словам отца Леонида, помнят о благоразумном разбойнике и втайне надеются, что и они в конце жизни покаются в своих злодеяниях и уйдут с миром. Но смерть часто приходит неожиданно. В 1990-е годы редкий день в России обходился без криминальных разборок с человеческими жертвами. Часто убитых в разборках отпевали. «Видел, как диаконы в Елоховском соборе простодушно радовались, что привезли такого убитого, значит, больше заплатят, — вспоминает отец Леонид. — Конечно, отпевание — не таинство, а обряд, названный в Типиконе “последование мертвенное мирских тел”. Оно помогает душе усопшего в прохождении мытарств, утешает скорбящих родственников, благодатно воздействует на них, кому-то помогает задуматься о бренности земной жизни, необходимости прекратить безобразия и обратиться ко Христу. И все же если бы ко мне в храм хотели привезти убитого или умершего, про которого было известно, что он состоял в криминальном сообществе и не покаялся, я бы уклонился от отпевания».

Леонид ВИНОГРАДОВ