Политика речи посполитой на украинских землях. Вхождение украинских земель в состав речи посполитой. Борьба казачества против турецко-татарской агрессии

Политика речи посполитой на украинских землях. Вхождение украинских земель в состав речи посполитой. Борьба казачества против турецко-татарской агрессии
История Украины. Научно-популярные очерки Коллектив авторов

Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой

Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой

Новый мощный импульс к эскалации конфликта между Москвой и Вильно ситуация получает с момента реанимации в конце 50-х гг. Иваном IV Васильевичем (Грозным) курса своего деда Ивана III на обеспечение государству выхода к Балтийскому морю. В контексте решения этой задачи в начале 1558 г. первый российский царь начинает войну со своим бывшим союзником Ливонским орденом.

Уже к середине года царские войска стояли на берегу Балтики, а орден разваливался на отдельные образования. Впрочем, великий магистр Ордена, добровольно уступив значительные территории соседям, а также признав себя вассалом польского короля и великого князя литовского Сигизмунда, втянул в войну с Москвой Польшу, Литву, Швецию и Данию.

Для Вильно начальный период Ливонской войны складывался неудачно: 15 февраля 1563 г. 60-тысячной российской армии удалось овладеть хорошо укрепленным Полоцком, после чего оккупировать белорусские земли в районе Двины. Над княжеством нависла угроза значительных территориальных потерь, и в этих условиях актуальным становится вопрос о военной помощи Польши. Таким образом, давно популярная в среде рыцарства идея объединения с Короной и вследствие этого демократизации государственного устройства Великого княжества по польским образцам получает мощный внешнеполитический импульс.

Реагируя на требования шляхты о превращении личной унии с Короной Польской в унию реальную, Сигизмунд II Август в 1563–1568 гг. созвал шесть сеймов, на которых дебатировались различные аспекты предстоящего объединения государств.

Борьба за расширение политических прав рыцарства Великого княжества находит свое воплощение в серии проведенных в течение 1564–1565 гг. земских реформ. Начало реформам было положено привилеем великого князя Сигизмунда I Старого 1563 г., провозгласившим ликвидацию ограничений прав православных по сравнению с католиками, введенных Городельским актом 1413 г. (на практике это ограничение не действовало, ярчайшим подтверждением чему служит длинный реестр государственных и военных должностей православного магната К. Острожского - великого гетмана литовского, трокайского воеводы, виленского каштеляна, луцкого старосты, наместника винницкого и брацлавского и т. п.). В следующем году под давлением шляхты магнаты отреклись от своего особенного статуса в процессе судопроизводства и формально были уравнены в правах с остальным шляхетским сообществом. В княжестве внедрялись общие выборные шляхетские суды. Согласно Виленскому привилею 1565 г., вся территория княжества была разделена на 30 поветов, в которых организовывались земские и гродские суды. Шляхта того или иного повета была подсудна лишь выборному земскому суду, полностью независимому от великокняжеской власти. В компетенцию гродского (или замкового) суда, во главе которого стояли представители великокняжеской власти - воевода и староста, входили дела, связанные с разбоем, грабежами, поджогами.

Сигизмунд II Август. Портрет работы Я. Матейко. XIX в.

Вслед за судебной реформой в 1566 г. была реализована реформа политико-административного устройства. На землях Украины-Руси образовано Киевское, Волынское и Брацлавское воеводства. Владение землей в пределах того или иного повета являлось основанием для участия в заседаниях местных сеймиков, через которые осуществлялось непосредственное участие шляхты в управлении государством.

Серия проведенных реформ увенчалась провозглашением Второго литовского статута, закрепившего успехи шляхты в превращении ее в полноценный политический народ, а также конституирующего становление сословной шляхетской державы. Статут вносил кардинальные изменения в политическое устройство государства. Бальный сейм, который с этих пор становился двухпалатным, получал прерогативы законодательной власти. Сенат как наследник княжеского совета формировался из числа епископов, воевод, каштелянов, а также высших государственных должностей. Палата послов состояла из делегатов, избранных шляхетским сообществом на заседаниях поветовых сеймиков. Законодательно закреплялся принцип избрания великого князя свободными голосами представителей всех сословий.

Кроме того, наблюдается ускоренное сближение экономических систем Великого княжества и Короны. Проведенная в княжестве согласно «Уставы на волоки» Сигизмунда II Августа 1557 г. аграрная реформа, в результате которой произошел обмер и перераспределение земли вначале в великокняжеских, а позже и частных поместьях, создала условия для формирования в государстве фольварковой системы хозяйствования.

Проведенные реформы и принятая новая редакция Литовского статута превращали Великое княжество в одну из наиболее развитых европейских шляхетских демократий. Одновременно реформы подготовили почву для объединения княжества с Польской Короной. Окончательное решение по вопросу объединения государств должен был принять созванный в Люблине в начале 1569 г. общий сейм.

Противниками унии выступали литовские и русьские магнаты, не желающие терять свои монопольные права управления государством. Определенную пассивность проявляла и королевская партия, рассматривающая Великое княжество в качестве своей унаследованной от предков вотчины.

Идейная борьба между сторонниками и противниками реальной унии нашла свое продолжение и в ходе Люблинского сейма. В ответ на выдвинутые польской стороной предложения унитарного устройства объединенного государства магнаты из Литвы вначале организовали отдельные заседания сейма, а вскоре и вовсе покинули Люблин. Демарш литовской стороны дорого им обошелся. В их отсутствие 5 марта 1569 г. сейм принял постановление об инкорпорации (включении в свой состав) Подляшья и Волыни, немного позже - Киевского и Брацлавского воеводств.

Литовская аристократия, возмущенная вероломством поляков, поначалу готова была объявить Короне войну, но под давлением своей же шляхты была вынуждена вернуться в Люблин. Прения на сейме были продолжены, а их результатом стало компромиссное решение, предусматривающее сочетание в унийном акте как унитарных, так и федеративных начал. В частности, в преамбуле документа констатировалось, что Корона Польская и Великое княжество Литовское сливаются в одно «нераздельное целое» и из двух государств и народов превращаются в «одну общую Речь Посполитую», «один народ», руководимых королем польским, который одновременно является и великим князем литовским. Высшим законодательным органом державы становился общий вальный сейм, местом проведения которого определялась Варшава. Объединенное государство проводило единую внешнюю политику. Шляхта получала равные права на всей территории государства. Вместе с тем Великое княжество сохраняло за собой свое название и титул своего правителя, собственную систему государственных должностей, отдельные вооруженные силы и финансовую систему. На территории княжества действовал свой свод законов. Бальный сейм принимал отдельно законы для Короны Польской, отдельно для Княжества Литовского. Магнатам и шляхте Короны разрешалось приобретать земли в Княжестве, и наоборот.

Князь Василий-Константин Острожский. Портрет XVI в.

В отличие от литовской элиты нобилитет русьских земель на сейме занял довольно пассивную позицию, что негативно отразилось на статусе украинских земель в составе федеративного государства, титульными нациями которого провозглашались польская и литовская элита. Представители русьского рыцарства на сейме свое видение устройства нового государственного образования не озвучили. Князья же главным образом отстаивали свободу вероисповедания и неприкосновенности местных обычаев.

Люблинская уния 1569 г., затронувшая различные сферы жизни Руси-Украины, явилась важной рубежной вехой украинской истории. Впрочем, как справедливо отмечают исследователи, серьезных изменений в социальном и властном обустройстве украинских земель, перешедших в состав Коропы Польской, современники унии не наблюдали. На Киевщине и Волыни настоящими правителями, как и прежде, оставались могущественные княжеские династии Острожских, Заславских, Збаражских, Вишневецких. Формально потеряв наследственное право на места в сенате, князя вернулись в высшую законодательную палату в качестве воевод и каштелянов Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств. А владея огромными богатствами и по-прежнему сохраняя за собой власть, княжеские роды Волыни со второй половины XVI в. проникают на Левобережную Киевщину и Брацлавщину, активно скупая там земли местного боярства, которое, согласно Второму Литовскому статуту, получило право их неограниченного отчуждения.

Киев. Надгробие князя Василия-Константина Острожского. 1579 г.

Активизации хозяйственной деятельности магнатов на новых землях способствует общеевропейская экономическая конъюнктура. Главными ее составляющими выступали дефицит византийского зерна и скота, возникший вследствие падения Константинополя, и массовый наплыв после открытия Америки и морского пути в Индию с заморских колоний на европейские рынки золота и драгоценностей. Только за вторую половину XVI в. цены за зерно на европейских рынках выросли в 3–5 раз, и это явилось мощным стимулом для ускоренного развития магнатами и шляхтой товарного сельскохозяйственного производства. На новых землях выросли огромные земельные латифундии (фольварки), которые не только обладали мощным экономическим потенциалом, но и представляли собой автономные квазигосударственные образования, как по своему месту в структуре государственного управления, так и по степени распространения на них законодательного поля Речи Посполитой.

Золотая лихорадка стимулирует хозяйственное освоение слабо заселенных земель на границе с кочевыми народами. Вместе с тем наплыв шляхты неизбежно провоцирует конфликт с местным населением, в основном владеющим землями на правах займанщины, далеко не всегда подтвержденных соответствующими документальными актами. Кроме того, в районах пограничья особенно остро ощущается проблема рабочих рук. Вследствие этого шляхта в отношении до тех пор свободного или почти свободного населения окраин стремится внедрить меры внеэкономического принуждения.

Наиболее быстрыми темпами процессы закрепощения крестьянства протекают после принятия в 1588 г. Третьего Литовского статута на западноукраинских землях - в Белзском, Русьском, Подольском и Волынском воеводствах, где продолжительность панщины нередко доходила до 5–6 дней в неделю. На Киевщине и Брацлавщине, где государственная власть была слабее и всегда сохранялась возможность перехода на еще не освоенные земли на границе с Российской державой или Крымским ханатом, обязательная отработка в пользу пана ограничивалась одним-двумя, в крайнем случае, тремя днями. Тем не менее стремительность социальных изменений, а также возможность оказания вооруженного сопротивления или выхода на свободные земли провоцировали в регионе максимальное обострение социальных отношений.

Острожская «Библия». Острог, 1581 г. Титульный лист

Еще одно важное следствие Люблинской унии 1569 г. вытекало из того, что она ликвидировала границу, разделяющую украинские земли на те, что пребывали в составе Великого княжества Литовско-Русьского, и - земли Короны Польской. Уния способствовала усилению миграционных потоков. Доминирующим их направлением становится перемещение образованных и привычных к светским церемониям, но малоземельных шляхтичей из Галиции и Западного Подолья на княжеские дворы магнатов Волыни, откуда они с течением времени переходят на Киевщину и Брацлавщину. На новом месте они не только получают возможность реализовать свою энергию и умение администраторов, но и благодаря опеке своих патронов пополняют ряды местных землевладельцев. Вместе с русьскими шляхтичами западноукраинских земель на восток устремляется немало представителей шляхетских корпораций и других коронных земель. Это, в свою очередь, усложняет этническую мозаику региона, а также провоцирует конфликт с местной боярской служилой группой.

Из книги Россия и Украина. Когда заговорят пушки… автора

Глава 16 КРАХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ Громадную роль в истории Украины сыграли разделы Польши, в ходе которых большинство русских земель, которыми ранее владели князья Рюриковичи, было объединено в составе Российской

Из книги Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 Вхождение Закавказья в состав империи В 1492 г. царь Кахетии Александр I направил в Москву послов, прося о покровительстве, а в послании к великому князю московскому Ивану III именовал себя «холопом Ивана», которого он называл «Великим Царем». Это послание

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

а. Наследие Речи Посполитой Появились также каналы, соединяющие Волгу с Доном, Буг с Припятью. Ну, про Волго-Дон рассказывать не нужно, его все знают. А вот о том, что Днепр давным-давно соединён с Вислой (точнее, приток Припяти, река Пина с притоком Буга, рекой Мухавец) и

Из книги Империя. Собирание земель русских автора Голденков Михаил Анатольевич

Разделы Речи Посполитой Еще один хитрый термин - «раздел Речи Посполитой», словно речь идет о разделе праздничного пирога за рождественским столом, словно охотники делят шкуру убитого медведя, который уже не имеет никаких прав даже на собственную шкуру. В России всегда

автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 6. ВКЛ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ «Нашы гістарычныя традыцыі не маюць нічога супольнага ні з маскоўскім азіяцкім абсалютызмам, ні з польскім анархістычным шляхетствам». (Вацлаў

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

3. Три раздела Речи Посполитой Уже давно, с самого начала XIX века, российские авторы пишут о том, что в Речи Посполитой непрерывно расширялся и углублялся социально-экономический и политический кризис. Мол, в результате этого кризиса основная масса населения ужасно

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Реванш Речи Посполитой В 1572 году умирает король Сигизмунд-Август. Он не оставил наследников и потому стал последним правителем из литовской династии Ягеллонов. Начались поиски нового монарха. Они, как правило, были долгими, потому что поляки привыкли устраивать что?то

автора Коллектив авторов

Вхождение восточнославянских земель в состав Великого княжества Литовского Начало стремительного подъема Литовского княжества приходится на времена правления Миндовга. В 1240 г. Миндовг провозгласил себя единовластным правителем Литвы, а вслед за этим начался процесс

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

2. Эволюция и кризис украинской сословной государственности. Вхождение украинских земель в состав империй

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Инкорпорация украинских земель в состав Российской и Австрийской империй В конце XVIII столетия практически для каждого государства характерны значительные территориальные изменения, что было связано с войнами за гегемонию на европейском континенте. Вспомним и

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Вхождение украинских земель в состав Речи Посполитой. Возникновение

Из книги Украина и Речь Посполитая в первой половине XVII в. автора Безьев Дмитрий Анатольевич

§ 1. Политика российского правительства в отношении Речи Посполитой и ее украинских земель в первой половине XVII в. В данной главе мы очень кратко коснемся проблемы отношения правительства России к событиям, происходившим на территории Украины в первой половине XVII в., его

Из книги Теленгеты автора

ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТОВ В СОСТАВ ТЮРКСКОГО КАГАНАТА. В 550 году теленгеты восстали и из Западной Джунгарии двинулись на своих заклятых врагов жужаней, чтобы нанести им решающий удар в районе Халхи. Но на сей раз теленгетам не суждено было сокрушить жужаней. Во

Из книги Теленгеты автора Тенгереков Иннокентий Сергеевич

ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТСКОГО ХАНСТВА В СОСТАВ ДЖУНГАРСКОГО УЛУСА. С попаданием Теленгетского ханства в вассальную зависимость от Джунгарии, хан Цэван Рабдан в 1713 году начал осуществлять переселение мундусов с их улусными людьми в глубь своего государства.

Из книги Теленгеты автора Тенгереков Иннокентий Сергеевич

ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕНГЕТОВ В СОСТАВ РОССИИ. 21 июня 1756 года для принятия Российского подданства прибыли в Бийскую крепость зайсаны Буктуш Кумеков, Намыкай Малаев, Бурут, Церен и демичи Менгош Сергеков из зайсанства зайсана Бокола, который решил принять китайское

Страница 1

В соответствии с Люблинской унией 1569 г. большая часть украинских земель оказалась под властью Речи Посполитой. Началось насильственное ополячивание украинского народа. Повсеместно насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи. В обширные и плодородные области Малой Руси устремилась польская шляхта. Территория Украины была разделена на воеводства во главе с польскими воеводами. Сауны города воронежа все 223 сауны воронежа.

Власть польских магнатов и шляхты приняла грубые формы. Земли находившиеся в пользовании крестьян, казаков, мещан захватывались польскими магнатами и шляхтой. Барщина достигала 5-6 дней в неделю. Крестьяне были превращены в бесправных крепостных, их имущество и сама жизнь полностью зависели от произвола пана. Владения польских и украинских магнатов достигали огромных размеров и превращались в государство в государстве.

В тяжелом положении находилось и население городов. Польская шляхта, по мимо земель, пользовалась монополиями на мельницы, пивоварни, сосредотачивала в своих руках промыслы и торговлю.

Католическое духовенство поставило своей целью присоединение православного населения к католической церкви. В 1596 г. в Бресте состоялся Церковный собор, на котором было принято решение о соединении церквей. Польское правительство признало законным постановление униатского собора, король издал манифест о состоявшемся соединении церквей. Православие официально перестало существовать. Большинство православной знати Украины приняло католицизм и ополячилось. Запрет православной церкви на Украине привел к разделу украинцев на два лагеря, что положило начало отличиям, развившимся между западными и восточными украинцами.

Таким образом, установленный польскими феодалами тягчайший крепостнический и национальный гнет являлся сильнейшим тормозом экономического и культурного развития Украины. Коренным вопросом национального существования украинского народа, исторической необходимостью для него становилось освобождение от гнета Польши.

В таких условиях с XVI в. украинский народ поднялся на массовую освободительную борьбу против чужеземных поработителей. Одной из самых распространенных форм протеста крестьянства против крепостнического гнета было бегство. Бежали в города, заселяли Поднепровье, Левобережную Украину. Бежали на юг, в степи; здесь беглые объединялись в отряды, занимались промыслами: охотой, рыбной ловлей, в пограничных местах беглые начинали заниматься сельским хозяйством, ремеслами, торговлей. Так беглые превращались в казаков, то есть в вольных людей.

«Казак» - слово тюркского происхождения, означает «степной разбойник», «вольный человек». (источник: Советская историческая энциклопедия, под ред. Е.М.Жукова, М.-изд. «Советская энциклопедия», 1973 г., т.14, стор.835).

Первые сведения об украинских казаках относятся к 1480 г., когда по свидетельству польского летописца М.Бельского, они сопровождали польское войско в походе на крымских татар. В середине XVI в. предводитель казачества – староста Дмитрий Вшиневецкий объединил казаков. Казаки основали за днепровскими порогами укрепленные поселения, получившие название Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь – это свободное военное братство, во главе с кошевым атаманом. Каждый казак был обязан за свой счет нести военную службу. В Сечь принимали любого, кто приходил добровольно, не спрашивали, кто он, как и чем жил до этого, лишь бы не был католиком или евреем. Женщины в Сечь не допускались. Сечь непрерывно пополнялась выходцами из Московской Руси и Речи Посполитой. (источник «Обзор русской истории», С.Г.Пушкарев, Санкт-Петербург, 1999 г., изд. «Лань», стр.368).

Иван Грозный и борьба за укрепление централизованной власти. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. В июне 1547 г. в Моск...

Замыслы и идеи
«Более 50 лет тому назад группа студентов по рекам страны догребли до Сталинграда». За этим событием следила вся страна. Этому подвигу дали название «Спортивный подвиг». На набережной в память этому подвигу Александр Сергеевич хотел сделать памятник под названием «В честь перехода». На памятнике должна была стоять дата перехода, 1954 го...

Общий характер политического объединения восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века.
Политическое объединение восточных славян, совершившееся в конце IX и в Х веке, как уже было указано в своем месте, на первых порах было чисто внешним, лишенным внутренней сплоченности. Это был, в сущности, конгломерат многочисленных городских и сельских миров под верховным водительством великого князя Русского. Это соединение могло с т...

Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 г. - Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 г. оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания, Чернигово-северская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).

С принятием в 1572 г. Польшей так называемых Генриховых артикулов страна стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией, выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем во всей остальной Европе (исключая Англию) роль парламентов неуклонно снижалась, усиливалась власть абсолютного монарха.

Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. После 1569 г. в Украине были уничтожены последние следы административного деления на древнерусские княжества, все украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на шесть воеводств. С 1563 г. как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равные права с католической, в середине 16 в. исчез из употребления термин "бояре". Привилегии огромного большинства дворян определялись их воинской службой. В Польше шляхта отличалась высокой степенью сплоченности и была самой могущественной в Европе, составляя 8-10 всего населения. На украинских же землях дворянство не так быстро добилось особого статуса, а его общая численность не превышала 5% населения.

Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов, которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных, быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в 1294 г., Хуст, Тячев, Вышкове - в 1329, Львов - в 1356, Киев - в течение 1494-1499 г и др. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и Центральной Украине - более 20.

Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожане в этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.

Большинство населения Украины составляло крестьянство. - 80 % населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под алог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в 1557 г. в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием " Устав на волоки". Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 га в Польше, 22-в Литве. Их получали в пользование одна, реже - две крестьянские семьи. Чтобы культивировать трехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности.

В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания (там произошла "революция цен", когда вследствие притока дешевого золота и серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенно те, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебную торговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждали крестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, а дальше - в страны Западной Европы.

Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнуло к созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьей земли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуется в плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались "фольварки". Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибрать к рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведение крестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением "Устава на волоки" та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностью объявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Так крестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле - положение его теперь мало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европе крепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оно возрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.

Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областях Украины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине и Волыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдных районах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силе и вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.

Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.

(вторая пол. XVI – первая пол. XVII ст.)

После Люблинской унии 1569 года Большое княжество Литовское потеряло не только свои земли, но и государственное значение.Но наибольшие потери понесла национальная жизнь и традиции украинского народа. Последнюю надежду на свое возрождение похоронила украинская государственность: польское административно-территориальное деление, язык, католическая вера были распространены на всю Украину.До конца XVI ст. большинство украинских земель очутилось под властью магнатов Вишневецких, Заморских, Конецпольских, Тарновских.

Основные черты права

Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинские земли административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было сложнее.

В Польше на данное время не существовало единственной правовой системы. Ни Устав Лацкого 1516 года, ни „Артикулы” Генриха Валуа 1573 года не решали проблему кодификации права. Правительство создавало сборники, которые охватывали выданные раньше уставы и конституции, а также нормы польского обычного права, роль которого в регуляции общественных отношений была достаточно значительной.Литва, а следовательно и украинские земли, имела достаточно развитую систему права. С формированием казацкого республиканского строя возникла своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия Уставов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, „словесным правом и здравым смыслом”. Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-дминистративную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно с уверенностью утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию.

После Люблинской унии 1569 года украинские земли входят к объединенному государству и теряют остатки автономии. Это привело к последующему усилению социального и национально-религиозного гнета. Польские магнаты и католическая Церковь грабили украинские земли и закрепощали крестьянство. Экспансия католицизма, которую осуществлял через польское правительство Ватикан, попытки полонизации украинского народа вызывали широкое общественно-политическое движение, оппозицию со стороны православных магнатско-благородных слоев. Значительно ослабили эту оппозицию измена части украинской шляхты и духовенства, которая перешла в католическую веру. С целью массового окатоличивания украинского народа Ватикан вместе с правительством Вещи Посполитой и верхушкой католической Церкви, опираясь в поддержку части православного духовенства, провели в Бересте в 1596 году церковную унию, которая привела к созданию униатской Церкви.



Характерным для данного периода было то, что народно-освободительное движение в Украине направлялось не только на освобождение от национального, социального и религиозного гнета, но и на создание нового общественно-политического строя.

Период литовско-польских суток принес в Украине новые структурные изменения в обществе. Прежде всего украинская господствующая верхушка, которая окатоличилась, особенно после Берестейской церковной унии 1596 года, оформляется в новое состояние. Города достают законодательство и систему самоуправления – так называемое магдебургское право, что гарантировало мещанам независимость от королевской власти. Украинцы приспосабливались к тем законам, к той системе управления, которая существовала на Западе. Осознания своих прав, ответственности и обязанности перед законом было определяющим в общественном сознании общества.

Такое общественное бытие связывало украинское население с западной политической и правовой культурой. Интересно, что соседнее восточное государство – Московское царство развивалась в противоположном общественном направлении. В результате более длительного господства монголо-татар ее населения еще долго не могло ознакомиться с принципами уважения законов и выполнения определенных общественных долгов. Это задерживало формирование и развитие правильного гражданского общества, цивилизованной политической культуры, что проявилось в будущем.

В то же время нужно сказать, что с исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая сливалась с господствующим классом Речи Посполитой, исчезает и идея возрождения независимого украинского государства.

Главным фактором создания государства стало украинское казачество, которое вступило в третий этап своего существования. На Запорожье была создана военная организация, которая спустя некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются фундаменты республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.

Принятие Люблинской унии мало для Украинской фатальные последствия. Если в 1569 положение украинских и белорусских земель в составе Литвы было сносным, то теперь ситуация в корне изменилась: начался повсеместный наступление польско-литовской администрации на права украинского населения. Он охватывал прежде всего экономическую сферу, где правительство вновь Речи Посполитой всячески поддерживал магнатство, в руках которого даже король оставался марионеткой. Резко усилился национальный, религиозный и культурный гнет. Как свидетельствовала судьба Галичины, с переходом украинских земель от Литвы к Польше было поставлено под сомнение само существование украинского как отдельной этнической общности. Историк Н.Половська-Василенко по этому поводу отмечала: "С половины XVI в. Положение меняется. Отдельные эпизодические случаи заменяет уже систематически подчеркивания презрение к украинскому народу, для которого используется термин" холопы ", а с того мужицкая речь, мужицкая вера.. . Эту "хлопску" веру... поляки называют "еретическую", "схизматических" и в понятиях Украинская православная вера идентифицируется с украинской народностью ».

Согласно новым административно-территориальным устройством, украинские земли, оказались в составе Польши, были разделены на 6 воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзское (Белз), Подольское (Каменец), Волынское (Луцк), Брацлавское (Брацлав), Киевское (Киев). В 1635 г.. Было образовано Черниговское воеводство с центром в Чернигове. Каждое воеводство имело свои сеймики и посылало своих депутатов в Варшаву на сейм. Сначала на Киевщине, Брацлавщине и Волыни хранились Литовский статут и правительственная украинский язык, но вскоре они уступают общегосударственном праву и латинском и польском языках.

Ново присоединены территории отличались между собой по экономическому положению. Процветающими считались Волынь, Северная Киевщина, Юго-Восточное Подолье было меньше заселено и Левобережья было очень опустошен. На юге сильнейшими городами были Канев и Черкассы. Переяславщина начала быстро возрождаться с монгольской руины во второй пол. XV в., Но ее процветания продолжалось недолго. Опустошительные набеги крымских татар начиная с 1482р. снова превратили этот край в пустыню. Сиверщина меньше терпела от набегов кочевников. Еще когда она была в составе Великого княжества Литовского, здесь развивались сельское хозяйство, различные промыслы.

В кон. XVI в. началась бурная колонизация Восточной Украины, в т. ч. Левобережья, Средней Полтавщины, земель между Днепром и Южным Бугом, Северщины. Хотя некоторые польские историки Утверждают, что заселяли эти пространства преимущественно мазуры, факты свидетельствуют о противоположном - Восточную Украину колонизировали крестьяне с Волыни, Галичины, Холмщины и Подолья. Вслед за земледельцами приезжали магнаты и тысячи их наймитов, которые захватывали самыми богатыми в мире черноземы. Образовывались огромные латифундии, фактически независимые от польской короны. Эти господа имели наемное войско, репрессивный административный аппарат. До сер. XVII в. на просторах левого и правого берегов Днепра они внедрили крепостничество Не менее жестокое, чем на западноукраинских землях. Массовое заселение этих территорий обусловлено льготами, "слободами" новоприбывшим на 20 и более лет. Угнетения народных масс, то есть увеличение отработочной ренты, возросло в XVI - нач. XVII в. в связи со спросом в Западной Европе на украинский хлеб. Образовалась жестокая фильваркова система, которая доказала барщину до 6 дней в неделю. Внедрение барщины свободный народ встретил враждебно. Поддержан запорожцами, он готовился к решающей борьбе с врагом.

Нелегко жилось в Польском государстве и украинском мещанству. Несмотря на предоставление городам пункты, из него пользовались почти исключительно поляки и немцы, тогда как самоуправление украинских мещан было значительно ограничено. В XV-XVII вв. их вытеснили к отдельным кварталов, запрещали покупать или строить дома в центре города, принадлежать к ремесленных цехов. Украинцы не могли быть избраны или назначены бургомистрами, осуществлять христианские процессии, даже звонить на похоронах. Между украинскими и польскими ремесленниками шла затяжная борьба, не раз перерастала в кровавые драки. Украинцы добивались равноправного участия в ремесленных цехах.

Итак, с образованием Речи Посполитой и переходом украинских земель под власть Польши их положение значительно ухудшается: усиливаются экономические притеснения, ограничивается политическая жизнь, упадок национальные традиции и культура.