Осушители воздуха своими руками: чем заменить магазинный прибор. Устройство и правила эксплуатации осушителя воздуха для камаз Рис.10 Размещение осушителя для компрессора перед воздухосборником

Осушители воздуха своими руками: чем заменить магазинный прибор. Устройство и правила эксплуатации осушителя воздуха для камаз Рис.10 Размещение осушителя для компрессора перед воздухосборником
Осушители воздуха своими руками: чем заменить магазинный прибор. Устройство и правила эксплуатации осушителя воздуха для камаз Рис.10 Размещение осушителя для компрессора перед воздухосборником

В фазе наполнения системы нагнетаемый компрессором сжатый воздух попадает че-рез вход 1 в камеру А (рис. 6-9). Здесь конденсат, образовавшийся в результате понижения температуры, по каналу С попадает в выпускное отверстие (е).

Воздух через фильтр тонкой очистки (g) и кольцевую камеру (h), встроенные в кар-тридж, стремится к верхней части картриджа с гранулятом (Ь). При прохождении через гранулят (а) из воздуха выводится влага и осаждается в его поверхностном слое (а). Осушенный воздух через обратный клапан (с), вход 21 и подключаемые тормозные приборы попадает в ресиверы тормозной системы. Одновременно осушенный воздух через дроссельное отвер-стие и вход 22 попадает в ресивер регенерации.

Рис. 6-9. Осушитель воздуха 432 410...О

Воздух попадает через отверстие (i) в камеру D и давление отключения воздействует на мембрану (т). После преодоления усилия пружины открывается впускное отверстие (n), a затем поршень (d) под воздействием давления открывает выпускное отверстие (е).

Теперь воздух, нагнетаемый компрессором, стремится в атмосферу через камеру А, канал С и выпускное отверстие 3. Одновременно поршень (d) берет на себя функцию предо-хранительного клапана. При появлении избыточного давления поршень (d) автоматически открывает выпускное отверстие (е).

Если давление в устройстве падает вследствие расхода воздуха ниже величины давле-ния включения, то впускное отверстие (п) закрывается, и давление в камере В снижается пу-тем выпуска воздуха через регулятор. Выпускное отверстие (е) закрывается и процесс осуш-ки начинается снова.

Ресиверы предназначены для накопления сжатого воздуха, производимого компрес-сором , и для питания им приборов пневматического тормозного привода, а также для пита-ния других пневматических узлов и систем автомобиля.

На автомобилях КАМАЗ с колесной формулой 8x8 шесть ресиверов вместимостью по 20 л, причем два из них соединены, образуя резервуар вместимостью 40 л. Ресиверы закреп-лены хомутами на кронштейнах рамы автомобиля. Три ресивера объединены в блок и уста-новлены на едином кронштейне.

Четырехконтурный защитный клапан (рис. 6-10) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на четыре контура: для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при на-рушении герметичности питающей магистрали.

Четырехконтурный защитный клапан прикреплен к лонжерону каркаса основания шас-си автомобиля и соединен с питающей трубкой, идущей от регулятора давления через кон-денсационный ресивер. Сжатый воздух, поступающий в четырехконтурный защитный кла-пан из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавли-ваемого усилием пружин 9 клапанов, открывает клапаны 1, расположенные в верхней крыш-ке защитного клапана, и поступает через выводы в два основных контура. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на мембрану 8, поднимает её. После открытия обратных кла-панов 1 сжатый воздух по каналу поступает к клапанам 6, расположенным в нижней крышке защитного клапана, открывает их и через выводы проходит в дополнительный контур, одновременно поднимая нижнюю мембрану.


Рис. 6-10. Четырехконтурный защитный клапан:

1 - клапан; 2 - клапан; 3 - корпус; 4 - толка-тель; 5 - пружина; 6 - клапан; 8 - мембрана; 9 - пружина клапана; 10 - направляющая пружины клапана; 11 - тарелка пружины; 12 - седло; 13 - крышка; 14 - пружина; 15 - колпачок защитный; 17 — регулировоч-ный винт; 21, 23 - пробка транспортная; 25 - винт; 27 - клапан в сборе.

При нарушении герметичности одного из основных контуров давление в этом кон-туре, а также на входе в клапан и в исправном контуре падает до величины давления за-крытия клапана неисправного контура.

Вследствие этого клапан исправного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая уменьшение давления в этих контурах. Таким обра-зом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, излишнее количество сжатого воздуха при этом будет выходить через неисправный контур. При отказе в работе дополнительного контура давление падает во всех исправных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан неисправного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в четырехконтурный защитный клапан в контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана неисправного контура.

При выходе из строя магистрали, идущей от компрессора в четырехконтурный за-щитный клапан, клапаны основных контуров закрываются, предотвращая падение давления во всех контурах.

Крап слива конденсата (рис. 6-11) предназначен для принудительного слива конден-сата из ресивера пневматического тормозного привода, а также для выпуска из него сжатого воздуха при необходимости. Кран слива конденсата ввернут в резьбовую бобышку на ниж-ней части корпуса ресивера. Соединение между краном и бобышкой ресивера уплотнено прокладкой.

Рис. 6-11. Кран слива конденсата:

1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - пружина; 4, 5 - кольцо.

Двухсекционный тормозной кран (рис. 6-12) служит для управления исполнительны-ми механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.

Управление краном осуществляется педалью, непосредственно связанной с тормоз-ным краном.

Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной сис-темы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала за-крывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров.

Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создавае-мым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней сек-ции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозно-го крана. Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух через ввод I поступает к выво-ду IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы.

Рис. 6-12. Кран тормозной с приводом от педали:

1 - педаль;

2 - регулировочный болт;

3 - защитный чехол;

4 - ось ролика;

6 - толкатель;

7 - опорная плита;

9 - тарелка;

10, 16, 19, 27 - уплотнительные кольца;

11 — шпилька;

12 - пружина следящего поршня;

13, 24 - пружины клапанов;

14, 20 - тарелки пружин клапанов;
15 - малый поршень;

17 - клапан нижней секции;

18 - толкатель малого поршня;

21 - атмосферный клапан;

22 - упорное кольцо;

23 - корпус атмосферного клапана;

25 - нижний корпус;

26 - пружина малого поршня;

28 - большой поршень;

29 - клапан верхней секции;

30 - следящий поршень;

31 - упругий элемент;

32 - верхний корпус.
А - отверстие;

В - полость над большим поршнем; I, II - ввод от ресивера; III, IV - вывод к тормозным каме-рам соответственно задних и перед-них колес.

Одновременно с повышением давления на выводе IV «возрастает давление под порш-нями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормоз-ного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управ-ляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.

Кран управления стояночным тормозом (рис. 6-13) фирмы «WABCO» предназна-чен для приведения в действие вспомогательной тормозной системы, а также стояночной тормозной системы автомобиля без прицепа вместе с тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами.

Ручной тормозной кран 961 723 1 ..0 для вспомогательной и стояночной тормозных систем применяется вместе с тормозными камерами с пружинными аккумуляторами. Допол-нительное подключение к клапану управления тормозами прицепа обеспечивает передачу тормозного воздействия на прицеп. Имеется положение контроля для проверки эффективно-сти стояночного тормоза автомобиля.

Кран закреплен двумя винтами на дополнительном щитке приборов, справа от води-теля.

Рис. 6-13. Кран управления стояночным тормозом.

Рис. 6-14. Положения рукоятки крана:

А - положение расторможено;

В - промежуточное положение вспомогательное торможение;

С - точка наибольшего усилия на рукоятку;

Д - стояночное положение заторможено(рукоятка зафиксирована);

Е - снятие фиксируемого положения рукоятки;

К - автоматическое возвращение рукоятки в растор-моженное положение.

Принцип действия:

1. Вспомогательный тормоз

В положении «расторможено» клапан (с) удерживает открытым проход между каме-рами А и В и подаваемый через вывод 1 сжатый воздух проходит через вход 21 в камеры пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра. Одновременно сжатый воздух через контрольный клапан (b) и камеру С попадает к выводу 22 и выводу 43 клапана управления тор-мозами прицепа.

При повороте рукоятки (а) и срабатывании вспомогательной тормозной системы кла-пан (с) закрывает проход между камерами А и В. Сжатый воздух из камер пружинного энер-гоаккумулятора через открывшийся выпуск (d) на выводе 3 выходит в атмосферу. При этом давление в камере В снижается и поршень (е) перемещается вниз под воздействием пружины сжатия (i). После закрытия выпуска при всех положениях торможения достигается положе-ние закрытия, т.е. в камерах пружинного энергоаккумулятора всегда имеется давление, соот-ветствующее необходимому замедлению.

2. Положение парковки

При дальнейшем перемещении рукоятки (а) за подвижный упор достигается положе-ние парковки. Выпускное отверстие (d) остается открытым и сжатый воздух полностью вы-ходит из камер пружинного энергоаккумулятора. В области вспомогательного торможения (от положения «расторможено» до точки подвижного упора) после отпускания рукоятки она автоматически возвращается обратно в положение «расторможено». С помощью основного и дополнительного контрольного клапана, скомбинированных вместе, можно проверить, обес-печивают ли механические силы стояночной тормозной системы тягача удержание автопоез-да на спуске или подъеме при расторможенной тормозной системе прицепа.

3. Контрольное положение

В положении «расторможено» камеры А, В и С соединены между собой и подавае-мый через вывод 21 сжатый воздух проходит к камерам пружинного энерго аккумулятора, а также через вывод 22 к клапану управления тормозами прицепа. При перемещении рукоятки (а) давление в камерах В и С снижается до тех пор, пока не станет равным 0 при достижении подвижного упора. При перемещении за подвижный упор рукоятка (а) встает в промежуточ-ное положение (положение стояночного тормоза). При дальнейшем перемещении рукоятки в контрольное положение имеющийся в камере А сжатый воздух проходит через открытый клапан (Ь) в камеру С. При выпуске сжатого воздуха через вывод 22 происходит управление тормозным краном прицепа, который отменяет пневматическое торможение прицепа, осуще-ствляющееся во время торможения вспомогательным или стояночным тормозом. Теперь гру-зовой автопоезд удерживается только благодаря механической силе пневмокамер пружинно-го энергоаккумулятора тягача. Как только рукоятка (а) отпускается, она снова возвращается обратно в положение стояночного тормоза, при котором срабатывает тормозная система прицепа.

Кран пневматический с кнопочным управлением предназначен для подачи и отклю-чения сжатого воздуха. Он управляет пневмоцилиндрами вспомогательной тормозной сис-темы.

Устройство пневматического крана показано на рис. 6-15. В атмосферном выводе II пневматического крана установлен фильтр 20, предотвращающий проникновение в кран гря-зи и пыли. Сжатый воздух в пневматический кран поступает через вывод I. При нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и своим выпускным седлом давит на клапан 15, ра-зобщая вывод III с атмосферным выводом П. Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от впу-скного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому исполнительному механизму.

При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13 возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие в корпусе 2, прекращая даль-нейшее поступление сжатого воздуха в вывод III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым вывод III с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из вывода III через отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.

Рис. 6-15. Кран пневматический:

1, 11, 12 - кольца упорные; 2 - корпус; 3, 5, 10 - кольца уплотнительные; 4 - тарелка пружины штока; 6 - втулка; 7 - чехол защитный; 8 - кнопка; 9 - толкатель; 13 - пружина толкателя; 15 - клапан: 16 - пружина клапана; 17 - направляющая клапа-на; 18 - заклепка; 19 - пробка транспортная; 20 - фильтр. 1 - от питающей магистрали; II - в атмосферу; III - в управ-ляющую магистраль.

Клапаны ускорительные предназначены для уменьшения времени срабатывания привода запасной тормозной системы (клапан 25, рис.6-1) и привода рабочей тормозной сис-темы передних мостов (клапан 27, рис. 6-1) за счет сокращения длины магистрали впуска сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы и выпуска воздуха из них непосредст-венно через ускорительный клапан в атмосферу. Клапан 25 установлен на внутренней сторо-не лонжерона рамы автомобиля в зоне задней тележки. Клапан 27 установлен на кронштей-не, закрепленном на первой поперечине рамы.

Устройство ускорительного клапана показано на рис. 6-16. К выводу III подается сжа-тый воздух из ресивера. Вывод IV соединен с управляющим прибором — тормозным краном обратного действия с ручным управлением, а вывод I — с пружинным энергоаккумулятором. При отсутствии давления в выводе IV поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 4 закрыт под действием пружины 5, а выпускной клапан 1 открыт. Через открытый выпускной клапан 1 и вывод I пружинные энергоаккумуляторы сообщаются с атмосферным выводом И. Автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами.

При подаче сжатого воздуха к выводу IV от ручного тормозного крана он поступает в надпоршневое пространство. Поршень 3 под действием сжатого воздуха движется вниз, сна-чала закрывает выпускной клапан 1 и затем открывает впускной клапан 4. Заполнение ци-линдров пружинных энерго аккумуляторов, присоединенных к выводу I, производится сжа-тым воздухом от ресивера через вывод III и открытый впускной клапан 4.

Рис. 6-16. Клапан ускорительный:

1 - клапан выпускной; 2 - корпус верхний; 3 - пор-шень; 4 - клапан впускной; 5 - пружина; 6 - корпус клапанов; 7, 8, 9, 10 - О-образное кольцо; 11 - колпа-чок направляющий в сборе; 12 - пробка транспортная; 13 - корпус нижний; 14 - кольцо упорное; 15, 16 — колпачок; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - гайка. Выводы:

I - к двухмагистральному клапану;

II - атмосферный вывод;

III - от ресивера;

IV - от крана управления стояночной тормозной сис-темой.

Пропорциональность управляющего давления на выводе IV и выходного давления на выводе I осуществляется поршнем 3. При достижении в выводе I давления, соответствующе-го давлению на выводе IV, поршень 3 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (то есть на выводе IV) поршень 3 вследствие более высокого давления на выводе I перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 1. Сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов через открытый выпускной клапан I, полый корпус 6 клапанов и атмо-сферный клапан выходит в атмосферу, автомобиль затормаживается.

Клапан двухмагистральный (рис. 6-17) служит для питания пневмоаппаратов от од-ной из двух магистралей сжатого воздуха, подсоединенных к клапану.

При подаче воздуха от регулятора давления клапан 3 перемещается и закрывает ввод магистрали от ресиверов, сжатый воздух проходит к крану управления стояночной тормоз-ной системой. При использовании сжатого воздуха из ресиверов клапан закрывает ввод ма-гистрали со стороны регулятора давления. Сжатый воздух также проходит к крану управле-ния стояночной тормозной системой. К клапану с одной стороны подведена питающая маги-страль от регулятора давления, с другой — от ресиверов контура III. Третий вывод клапана соединен с вводом крана управления стояночной тормозной системой.

Таким образом, клапан обеспечивает подачу сжатого воздуха на ввод ускорительного клапана из ресиверов, а при отсутствии в них воздуха — из управляющей магистрали крана управления стоя-ночной тормозной системой.

Рис. 6-17. Двухмагистральный перепускной клапан:

1 - кольцо уплотнителыюе; 2 - корпус; 3 - клапан; 4 - встав-ка; 5 - пружина.

Тормозные камеры в рабочей тормозной системе являются исполнительными меха-низмами, которые преобразуют энергию сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозного механизма автомобиля. В зависимости от исполнения предназначается для меха-нической или гидравлической передачи усилия.

В первом контуре применяются тормозные камеры типа 30. Цифра 30 в обозначе-нии типа камеры указывает активную площадь мембраны камеры в квадратных дюймах при нормальном ходе штока тормозной камеры. Во втором контуре используются тормозные ка-меры типа 30/24 с пружинными энергоаккумуляторами. Тормозные камеры безфланцевые крепятся с помощью болтов, приваренных к корпусу камеры и гаек к кронштейну на пово-ротном кулаке (передние тормозные камеры) или на тормозном механизме.

Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 30/24 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и закреплены дву-мя гайками с болтами.

Цилиндры пневматические предназначены для приведения в действие механизмов вспомогательной тормозной системы. На автомобилях КАМАЗ установлено три пневматиче-ских цилиндра:

Два цилиндра диаметром 35 мм и ходом поршня 65 мм (рис. 6-18 а) для управления дроссельными заслонками, установленными в выпускных трубопроводах двигателя;

Один цилиндр диаметром 30 мм и ходом поршня 25 мм (рис. 6-18, б) для управле-ния рычагом регулятора топливного насоса высокого давления.

Пневматический цилиндр 35x65 шарнирно закреплен на кронштейне при помощи пальца. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединяется с рычагом управления заслонкой. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 (рис. 6-18, а) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, пре-одолевая силу возвратных пружин 3, перемещается и воздействует через шток 4 на рычаг управления заслонкой, переводя ее из положения «ОТКРЫТО» в положение «ЗАКРЫТО». При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружин 3 возвращается в исходное положение. При этом заслонка поворачивается в положение «ОТКРЫТО».

Рис. 6-18. Пневматические цилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы (а) и привода рычага остановки двигателя (б):

1 - цилиндр; 2 - поршень; 3 - втулка; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крышка цилиндра; 8 - О-образное кольцо; 9 - заклепка; 10 - пробка транспортная; 11 - пружина.

Пневматический цилиндр 30x25 шарнирно установлен на крышке регулятора топ-ливного насоса высокого давления. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединен с рычагом регулятора. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневма-тического крана через вывод в крышке 1 цилиндра (рис. 6-18, б) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратной пружины 3, перемещается и воздейст-вует через шток 4 на рычаг регулятора топливного насоса, переводя его в положение нулевой подачи. Система тяг педали управления подачей топлива связана со штоком цилиндра таким образом, что при включении вспомогательной тормозной системы педаль не перемещается. При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружины 3 возвращает-ся в исходное положение.

Клапан контрольного вывода (рис. 6-19) предназначен для присоединения к приво-ду контрольно-измерительных приборов с целью проверки давления, а также для отбора сжатого воздуха.

Таких клапанов на автомобилях КАМАЗ установлено пять — во всех контурах пнев-матического тормозного привода. Для присоединения к клапану следует применять шланги и измерительные приборы с накидной гайкой Ml6x1,5.

При измерении давления или для отбора сжатого воздуха отвернуть колпачок 4 кла-пана и навернуть на корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному ма-нометру или какому-либо потребителю. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном, и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе 5 поступает в шланг. После отсоединения шланга толкатель 5 с клапаном под действием пружины 6 прижимается к седлу в корпусе 2, закрывая выход сжатому воздуху из пневмопривода.

Рис. 6-19. Клапан контрольного вывода:

1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - гайка-барашек; 4 - лента; 5 - пружина; б, 7, 8 - кольцо.

Датчик падения давления (рис. 6-20) представляет собой пневматический выключа-тель, предназначенный для замыкания цепи электрических ламп и звукового сигнала (зумме-ра) аварийной сигнализации при падении давления в ресиверах пневматического тормозного привода. Датчики с помощью наружной резьбы на корпусе вворачиваются в ресиверы всех контуров тормозного привода, а также в арматуру контура привода стояночной и запасной тормозных систем и при их включении загораются красная контрольная лампочка на щитке приборов и лампы сигнала торможения.

Датчик имеет нормально замкнутые центральные контакты, которые размыкаются при повышении давления выше 441,3-539,4 кПа (4.5-5,5 кгс/см).

Рис. 6-20. Датчик падении давления:

1 - корпус: 2 - мембрана; 3 - контакт неподвижный:

4 - толкатель; 5 - контакт подвижный; 6 - пружина;

7 - винт регулировочный: 8 - изолятор.

Рис. 6-21. Датчик включения сигнала торможения:

1 - корпус; 2 - мембран а; 3 - контакт подвижный; 4 - пружина; 5 - вывод неподвижного контакта; 6 - кон-такт неподвижный; 7 - крышка.

При достижении в приводе указанного давления мембрана 2 под действием сжатого воздуха прогибается и через толкатель 4 воздействует на подвижный контакт 5. Последний. преодолев усилие пружины 6, отрывается от неподвижного контакта 3 и разрывает электри-ческую цепь датчика. Замыкание контакта, а следовательно, включение контрольных ламп и зуммера, происходит при снижении давления ниже указанной величины.

Датчик включения сигнала торможения (рис. 6-21) представляет собой пневмати-ческий выключатель, предназначенный для замыкания цепи электрических сигнальных ламп при торможении. Датчик имеет нормально разомкнутые контакты, которые замыкаются при давлении 78,5-49 кПа (0,8-0,5 кгс/см 2) и размыкаются при уменьшении давления ниже 49-78,5 кПа (0,8-0,5 кгс/см 2). Датчики установлены.в магистралях, подводящих сжатый воздух к исполнительным механизмам тормозных систем.

При подводе сжатого воздуха под мембрану последняя прогибается, и подвижный контакт 3 соединяет контакты 6 электрической цепи датчика.

Клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом (рис.6-22) предназначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полупри-цепа) при включении любого из раздельных контуров привода рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стоя-ночной тормозных систем тягача.

Клапан крепится на раме тягача двумя болтами.

Рис. 6-22. Клапан управления

Бытовой осушитель воздуха – это переносной электроприбор, который предназначен для снижения и поддержания комфортной относительной влажности воздуха в помещениях дома или квартиры.

Для быта обычно выпускаются осушители воздуха, работающие на принципе охлаждения воздуха и конденсации из него воды с помощью встроенного компрессора с испарителем, как в холодильниках. Поэтому они называются конденсационными. Такие осушители обладают высокой производительностью и способны быстро создать и постоянно поддерживать в помещении комфортную для человека, домашних животных и имущества относительную влажность воздуха в пределах 40-60%.

Устройство и принцип работы
конденсационного осушителя воздуха

Если из корпуса холодильника убрать шкаф для хранения продуктов с морозилкой, а все остальное разместить в отдельном корпусе, то получится конденсационный осушитель воздуха, который представлен на фотографии.

Рассмотрим устройство и принцип работы осушителя воздуха на примере немецкой модели «Kaut K20», схема которого приведена на чертеже.

Влажный воздух из помещения через решетку на лицевой панели осушителя за счет вращения лопастей вентилятора всасывается в корпус осушителя. Далее воздух проходит через теплообменник, в котором из него удаляется вода, проходит через фильтр и возвращается обратно в помещение уже сухим.

Теплообменник состоит из двух зон – теплой и холодной. Сначала влажный воздух попадает в нагретую зону теплообменника и подогревается. Далее проходит через холодную зону теплообменника и охлаждается. Так как разница температур между подогретым воздухом и холодной зоной теплообменника большая, то вода из воздуха осаждается на его ребрах (конденсируется) и по стенкам стекает в лоток для конденсата.

Электрическая схема и принцип работы

Осушитель воздуха к электрической сети переменного тока 220 В подключается с помощью электрической вилки типа С6. Для индикации поступления питающего напряжения на схему на лицевой панели установлен индикатор, выполненный на неоновой лампочке HL1.

При работе осушителя из воздуха удаляется вода, которая собирается в водосборном резервуаре объемом 5,5 л. Для исключения перелива воды установлен датчик ее уровня S, который в случае наполнения резервуара отключает осушитель и включает неоновую лампочку-индикатор наполнения резервуара HL2, установленную на лицевой панели. Резисторы R1 и R2 служат для ограничения тока, протекающего через неоновые лампочки. Датчик уровня воды выполнен на механическом микропереключателе.


Требуемый уровень влажности воздуха задается и поддерживается благодаря гиростату (Н) типа TW2001R-A, способного регулировать относительную влажность в диапазоне от 10% до 80%. Управление гиростатом осуществляется с помощью ручки, расположенной на лицевой панели осушителя. При снижении относительной влажности до заданного уровня гиростат отключает подачу питающего напряжения на вентилятор и компрессор.

Для обеспечения циркуляции воздуха через теплообменник служит вентилятора М, который имеет два режима скорости. При замкнутом выключателе I, питающее напряжение подается без ограничения и лопасти вентилятора вращаются с максимальной скоростью. Для снижения уровня шума, например, при работе осушителя в ночное время, установлен токоограничивающий резистор R3, благодаря которому при размыкании выключателя I скорость лопастей снижается. Стоит заметить, что в таком режиме производительность осушителя тоже снижается.

Для исключения образования ледяной шубы на теплообменнике в схеме имеется блок управления, а в теплообменник вмонтирован датчик температуры. Если температура охлаждающей секции теплообменника приближается к 0°С, то блок управления отключает компрессор на время, пока температура не повысится.

Как работает компрессор в осушителе?

Компрессор представляет собой герметичный металлический корпус цилиндрической формы. В нем установлен электродвигатель с системой клапанов, которые при работе электродвигателя создают на выходе высокое давление. В качестве хладагента в компрессорах используется газ фреон или другие с подобными физическими характеристиками, например R134a.

С выхода компрессора нагретый и принявший жидкое состояние от сжатия фреон по медной трубке, сначала проходит через зону теплообменника подогрева воздуха, где отдает свое тепло. Выходя из зоны подогрева, трубка сужается до внутреннего диаметра 0,6-0,8 мм, образуя капилляр длиной более полметра. Далее трубка опять расширяется до прежнего диаметра.


Выходя из капиллярной трубки фреон, направляется в охлаждающую зону теплообменника. Из-за большой разности диаметров трубок возникает перепад давления. В результате фреон вскипает и переходит в газообразное состояние, поглощая при этом большое количество тепла, которое отбирается от охлаждающей зоны теплообменника. После этого фреон возвращается в компрессор, где газ опять сжимается и направляется в теплообменник. Пока включен электродвигатель компрессора циркуляция фреона через теплообменник будет происходить постоянно.

По такому принципу работает компрессор в любом домашнем холодильнике, только нагревающаяся часть теплообменника устанавливается на задней стенке его шкафа, а охлаждающая (морозилка) внутри него.

Внимание! При ремонте осушителя воздуха и любых других электроприборов, включенных в бытовую сеть, следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным участкам схемы подключенной к электрической сети может привести к поражению электрическим током. Не забывайте вынимать вилку из розетки!

Ремонт осушителя воздуха своими руками

Изучив принцип работы и электрическую схему осушителя воздуха можно приступать к его самостоятельному ремонту.

Первым делом нужно убедиться, что водосборный резервуар для воды не переполнен. Далее с помощью ручки гиростата выставить требуемый уровень влажности, например, установив указатель на цифру 6 (относительная влажность 60%). Кнопка переключения скорости вентилятора должна находиться в утопленном положении. Затем вставить вилку осушителя в розетку, должен загореться зеленый индикатор подключения к сети HL1 и не гореть красный индикатор переполнения резервуара HL2. Лопасти вентилятора должны завращаться и заработать компрессор.

Если осушитель исправен, то через 5-10 минут работы из его задней решетки должен поступать холодный воздух, а в резервуаре появится вода. В противном случае осушитель неисправен и требуется его ремонт.

Поиск неисправности любого электроприбора всегда начинается с розетки, вилки и сетевого шнура. Если светится зеленый индикатор, то с этим все в порядке. В противном случае необходимо убедиться в исправности розетки, вилки и сетевого шнура. Для проверки розетки достаточно вставить в нее вилку любого электроприбора, например, настольной лампы.

Как разобрать осушитель

Если осушитель не работает и светит красный индикатор, а в резервуаре воды нет, то, неисправность связана с микропереключателем S. Для его проверки и ремонта необходимо осушитель разобрать.

Для того чтобы добраться до деталей и узлов необходимо снять переднюю и заднюю панели, и верхнюю крышку. Разборку удобнее начинать с задней панели. Для этого нужно сначала выкрутить саморез, который удерживает панель со стороны дна.

Затем выкрутить еще четыре самореза, расположенные непосредственно в потайных отверстиях панели и ее снять. Заодно стоит проверить состояние воздушного фильтра.

Далее нужно отвинтить четыре винта в потайных отверстиях на передней панели и аккуратно снять ее, чтобы не повредить провода, идущие от органов управления. После этого останется только раздвинуть нижние края П-образной крышки, и снять ее, сдвинув вверх.

Теперь все узлы станут доступны для проверки и ремонта. На представленной фотографии нанесены надписи с указанием места нахождения всех основных узлов.

Первым делом нужно внимательно осмотреть все разъемные соединения. На них не должно быть изменений цвета покрытий и почернений. Далее проверить надежность посадки разъемов на клеммы. Для этого нужно попробовать каждый из разъемов подергать, взявшись за него пальцами, разъемы на клеммах должны держаться намертво. В случае, если разъем легко снялся, то нужно его поджать плоскогубцами.

Проверка индикатора и датчика уровня воды резервуара

В первую очередь необходимо убедиться, что толкатель датчика воды свободно перемещается. Для этого нужно надавить пальцем руки на черную клавишу, которая находится в верхнем правом углу отсека резервуара воды.

При нажатии и отпускании клавиша должна легко утапливаться и возвращаться в исходное положение. При этом должен раздаваться характерный щелчок работы микропереключателя. Индикатор красного цвета при нажатии на клавишу должен гаснуть, а при отпускании – загораться. Если что-то не так, то нужно снять датчик и выяснить, почему он не работает.

Датчик уровня воды установлен со стороны вентилятора и находится правее его гасящего сопротивления. Для того чтобы добраться до датчика достаточно открутить пару саморезов и разъединить две половинки корпуса, в котором микропереключатель установлен. На фото переключатель голубого цвета.

На последнем этапе проверки нужно проверить с помощью мультиметра или тестера, включенного в режим измерения сопротивления, исправность внутренних контактов микропереключателя.

Проверка исправности гиростата

Если датчик уровня воды и сигнальный индикатор исправны, то следующим элементом, управляющим работой компрессора является гиростат типа TW2001R-A.


Гиростат представляет собой металлическую коробку, в которой размещен датчик влажности, механически связанный с электрическими контактами. Это практически программируемый выключатель, замыкающий или размыкающий контакты при достижении заданного уровня влажности.

Для проверки гиростата достаточно выставить с помощью ручки на панели управления низкий уровень влажности и включить осушитель. Если лопасти вентилятора завращались, значит, гиростат работает нормально. Если вентилятор не заработал, то возможно он неисправен. Для проверки вентилятора надо закоротить выводы гиростата или подать напряжение питания непосредственно на выводы вентилятора, предварительно отключив их от схемы осушителя.

Осушитель воздуха не будет работать, если не установлен резервуар для воды (будет гореть красный индикатор). Чтобы заставить осушитель работать без установленного резервуара, нужно утопить клавишу датчика уровня воды и заклинить ее с помощью, например куска провода, как показано на фотографии.

Проверка работы вентилятора

При вращении лопастей вентилятора с недостаточной скоростью или остановкой охлаждающий теплообменник остынет до отрицательной температуры. Тогда блок управления отключит компрессор, и осушитель перестанет работать.


Вентилятор может плохо вращаться из-за недостаточной смазки подшипников вала двигателя или неисправности обмоток. Для проверки смазки достаточно провернут лопасти рукой. Лопасти должны после воздействия некоторое время продолжать вращаться. Если лопасти вращаются туго и после воздействия не продолжают вращаться, то нужно смазать подшипники через предусмотренные для этого отверстия в его корпусе.

Если такой возможности нет, то нужно будет разобрать двигатель, удалить старую застывшую смазку с помощью уайт-спирта и нанести свежую. Если неисправны обмотки, то двигатель придется заменить новым.


Вентилятор может не работать из-за неисправности кнопки переключения режима его работы или токоограничивающего резистора (сопротивления), показанного на фотографии. При нажатии на кнопку переключения скорости вращения лопастей вентилятора, она должна зафиксироваться в нажатом состоянии и скорость вращения лопастей должна увеличиться.

Если вентилятор работает при нажатой кнопке, а при отжатой лопасти не вращаются, то неисправен токоограничивающий резистор. Если кнопка не влияет на скорость, то она неисправна.

Как проверить работу компрессора

Если проверка показала, что сетевой шнур, датчик уровня воды, гиростат и вентилятор исправны, то осталось проверить работоспособность блока управления и компрессора.

Из этих двух узлов проще всего проверить компрессор, на этикетке которого написано, что он работает от переменного напряжения 220 В. Для проверки достаточно подать на его входные клеммы с помощью отдельного шнура с вилкой напряжение сети 220 В.


Чтобы получить доступ к клеммам нужно с компрессора снять защитную пластмассовую крышку, для чего вставить и надавить в находящееся в ней сверху отверстие жало плоской отвертки. Защелка отойдет, и крышка легко снимется.


К компрессору подключено три провода. Провод желто - зеленого цвета является заземляющим, а по черному и синему проводам подается питающее напряжение. Поэтому нужно снять разъемы с этих контактов и подать на них 220 В. Если с компрессором все в порядке, то он заработает и через пару минут охлаждающая зона теплообменника станет холодной. В случае если двигатель компрессора работает, а температура теплообменнике не изменяется, значит, имеет место утечка фреона.

Если компрессор неисправен, то придется обратиться в сервис. В домашних условиях без специального оборудования отремонтировать компрессор самостоятельно домашнему мастеру не по силам.

Проверка и ремонт блока управления

Подача питающего напряжения непосредственно на компрессор показала его исправность. Непроверенным остался только блок управления и очевидно, что осушитель не работает из-за его неисправности.

На фотоснимке показан Блок управления осушителя воздуха Kaut K20. Он выполняет функцию отключения компрессора в случае приближения температуры охлаждающей зоны теплообменника к нулю. Таким образом, исключается нарушение работы осушителя из-за образования снежной шубы на теплообменнике.


Для возможности поддержания заданной температуры охлаждающей зоны теплообменника между его ребер установлен терморезистор (термосопротивление), который на фотографии выделен, синим цветом. При изменении температуры величина его сопротивления изменяется. От терморезистора идут два провода, которые подключены с помощью разъемного соединения к Блоку управления.

На фотографии отображено показание мультиметра при измерении сопротивления терморезистора при температуре 20°С. Термосопротивление в ремонтируемом осушителе воздуха оказалось исправным.

Для проверки исправности терморезистора нужно отсоединить разъем с идущими от него проводами от блока управления и прикоснувшись щупами мультиметра к контактам снятого разъема измерять величину сопротивления. Она должна быть около 10 кОм. Если сопротивление равно нулю, то имеется замыкание в проводах. А если равно бесконечности, то либо провода в обрыве или неисправен терморезистор.

Следовательно, неисправен сам Блок управления (БУ). Для поиска неисправного элемента его надо снять. Сначала нужно отсоединить все разъемы с проводами от клемм БУ. Перед отсоединением разъемов не забудьте сфотографировать или зарисовать порядок их подключения.

Блок управления к основанию крепится с помощью четырех пластиковых стоек. Для освобождения его нужно пинцетом сдавить выступающие над печатной платой части стоек, как показано на фотографии.


Внешний осмотр качества паек и внешнего вида радиоэлементов не выявил отклонений от нормы. Прозвонка мультиметром диода, выпрямительного моста и сопротивлений показала их исправность.


Проверка резисторов и полупроводниковых приборов, установленных со стороны печатных проводников БУ, тоже не выявила неисправных деталей. Непроверенными остались только конденсаторы и микросхема, так как проверить их без выпаивания невозможно.


Для дальнейшего поиска неисправности БУ решил запитать ее от отдельного источника постоянного тока, подав на выводы «плюс» и «минус» выпрямительного моста питающее напряжение 24 В. Величина напряжения была выбрана исходя из напряжения питания реле, которое указано на его корпусе. Вместо терморезистора было подключено переменное сопротивление 15 кОм.


Ток потребления составил около 10 мА, что свидетельствовало об отсутствии короткого замыкания в схеме. При изменении величины сопротивления реле срабатывало, что говорило о работоспособности запитанной напряжением электрической части схемы БУ.

Стало очевидным, что в обрыве токоограничивающий конденсатор емкостью 0,68 мкФ. Вы его видите на фотографии.

Отказавший конденсатор был выпаян, а вместо него запаяны параллельно имевшихся под рукой два исправных емкостью 0,33 мкФ. При параллельном соединении конденсаторов полученная емкость равна сумме емкостей каждого из них. В результате получилось емкость 0,66 мкФ, что для замены отказавшего конденсатора вполне достаточно.

Блок управления без закрепления был подключен к электрической схеме. При включении осушитель воздуха он заработал. Осталось только надежно установить конденсаторы на печатную плату.


На печатной плате место для установки дополнительного конденсатора отсутствовало. Поэтому пришлось выпаять присоединенный параллельно конденсатору резистор и дополнительно просверлить в ней два отверстия, в которые и был установлен и запаян второй конденсатор.

Выпаянный резистор был припаян непосредственно к выводам одного из конденсаторов. Такая установка элементов гарантировала надежную работу.

Отремонтированная своими руками плата Блока управления осушителя воздуха, была установлена и закреплена на штатных стойках. Повторная проверка подтвердила исправную работу осушителя воздуха, через десять минут работы в лотке для сбора конденсата появилась вода.

Ремонт индикатора подключения к сети

Еще при первом подключении осушителя к бытовой сети было обнаружено, что верхний индикатор, который должен светиться при подключении вилки к розетке не светиться, хотя напряжение на него поступало, так как лопасти вентилятора вращались.


Индикатор представлял собой не разборный пластмассовый цилиндр с двумя клеммами. Крепился индикатор на лицевой панели с помощью защелок.


Для того чтобы добраться до источника света индикатора пришлось его пропилить по окружности с помощью ножовки по металлу и сломать в месте пропила.


Оказалось, что внутри находиться неоновая лампочка, включенная последовательно с токоограничивающим резистором. Проверка резистора показала его исправность. Следовательно, индикатор не работал из-за неисправной лампочки.


Исправная неоновая лампочка зеленого цвета свечения с резистором была извлечена из выключателя от Пилота с разломанной клавишей. Такие лампочки широко используются в качестве индикаторов во многих бытовых электроприборах, например в электрочайнике, утюге.


Исправная лампочка была припаяна к выводам корпуса индикатора и проверена. Отломанная пластмассовая трубка индикатора была приклеена на место клеем Момент и дополнительно пластмасса была оплавлена с помощью паяльника.

После установки индикатора на место и сборки корпуса ремонт осушителя воздуха своими руками был благополучно закончен.

Большое разнообразие различных видов пневмооборудования позволяет выполнять широкий спектр разного рода работ как на крупных производствах, в небольших автомастерских, на различных заводах, так и в бытовых условиях. В зависимости от типа , его рабочих характеристик и технических показателей, можно выбрать оборудование для небольших работ по дому – от мелкого ремонта и до садовых работ, а также для использования в крупной промышленности.

Для эффективного выполнения работ, необходимо правильно подобрать оборудование. Кроме того, подключение и использование пневмоинструмента должны быть выполнены грамотно и с учетом особенностей предстоящей работы. работает от компрессорной системы и поэтому в первую очередь необходимо правильно выбрать компрессор с нужными характеристиками – показателем конечного давления, уровне производительности и другими.

Итак, после того, как мы взяли нужный компрессор, подходящий для работы с выбранным пневмооборудованием, необходимо правильно подключить пневмоинструмент. Соблюдение всех правил и требований как по подключениюоборудования к компрессорной установке, так и по работе с инструментом, позволит не только грамотно и эффективно выполнить все необходимые работы, но также исключить возможность поломки инструмента и сделать использование всей пневмосистемы максимально безопасным.

Здесь Вы можете ознакомиться с , реализуемого ООО ГК "ТехМаш".

Первым этапом является подготовка к работе, которая заключается в грамотной организации системы подачи к пневмооборудованию воздуха под давлением. Данная система, помимо самого компрессора, состоит как из основных элементов, к которым относятся гибкие шланги, так и дополнительных – лубрикаторы, различные фильтры, а также масло- и влагоотделители. Воздух, подаваемый компрессором, содержит в себе различные примеси – пыль, абразивные частицы, воду, а также масло в случае использования масляного компрессора. Попадание в пневмомеханизм пыли и других частиц может привести к преждевременной поломке оборудования, а наличие влаги, которая является результатом выпадения конденсата, или же масла, может негативно отразиться на качестве проводимых работ. Именно поэтому необходимо предотвратить попадание этих примесей в пневматическую систему.

Для очистки сжатого воздуха от масла или влаги используется влагоотделитель, который особенно необходим в случае проведения длительных и интенсивных работ. Если же пневмооборудование используется в бытовых условиях и на протяжении короткого времени, достаточно слить конденсат из ресивера перед тем, как приступить к работе. Очистку воздуха от пыли и других частиц выполняют фильтры, которые могут быть, как встроены в компрессор, так и установлены дополнительно для более эффективного устранения примесей. При этом необходимо периодически проводить очистку фильтров или их замену, что позволит исключить выход из строя системы фильтрации и попадание в пневмосистему загрязненного воздуха.

При работе пневмоинструмента требуется обеспечение его специальной смазкой, которая предотвращает трение рабочих элементов и их преждевременную поломку. Для этого устанавливается лубрикатор, обеспечивающий регулярное поступление смазки в пневматическую систему. Наличие лубрикатора и маслоотделителя, а также их правильная установка позволяет предотвратить поломку рабочих деталей пневмооборудования, получив при этом очищенный сжатый воздух.


Непосредственное подключение пневмооборудования к компрессору происходит при помощи специальных шлангов – в случае использования оборудования в бытовых условиях. Если же работы проводятся на каком-либо производстве, в первую очередь устанавливается пластиковый или же металлический трубопровод, к которому далее, при помощи разветвителей, подсоединяется пневмооборудование.

Для соединения гибких шлангов, по которым сжатый воздух поступает от источника к пневматическому оборудованию, с компрессором, пневмоинструментом и другими частями пневмотрассы, используются специальные ниппели, штуцеры и переходники, которые позволяют выполнить крепление максимально качественно.

При подключении и использовании пневмоинструмента, необходимо соблюдать некоторые требования техники безопасности:


Использование пневматического инструмента дает множество преимуществ, среди которых удобство и легкость эксплуатации, возможность работы практически в любых условиях, проведение широкого спектра работ и многое другое. Кроме того, правильное подключение и использование пневмоинструмента позволяет выполнять необходимые работы максимально качественно и быстро. Именно поэтому пневмоинструменты используются во многих сферах деятельности – в строительстве и при проведении ремонтно-отделочных работ, в металлообработке и машиностроении, горнодобывающей и многих других промышленностях. Кроме того, такие инструменты особенно популярны на небольших предприятиях, станциях технического обслуживания и в частном использовании.

Осушитель воздуха КамАЗа — это устройство, которое удаляет лишнюю масляную жидкость и влагу с поверхности компрессора.

Устройство осушки воздушного потока включает в себя такие элементы, как:

  • поршень управляющего типа;
  • выпускное устройство;
  • глушитель;
  • клапан выхлопа;
  • камера влагоотделителя;
  • клапан обратного типа;
  • жиклер;
  • кольцевой фильтрующий элемент;
  • регулятор давления и питающий подвод;
  • атмосферный вывод;
  • крепежные элементы для монтажа.

Осушение воздуха осуществляется за счет компрессора, через который проходит воздушный поток. Затем воздух проходит через фильтр кольцевого типа, где очищается от нагара и испарений масляной жидкости.

В кольцевом фильтрующем устройстве воздушный поток охлаждается, благодаря чему часть влаги остается в камере осушительного устройства.

После фильтров воздух переходит через гранулообразный порошок к клапану обратного типа. После него он попадает к воздушному ресиверу тормозного механизма, проходя через отводы.

В это же время через жиклер и отвод происходит наполнение воздушного ресивера, который используется для регенерации. Очистка воздушного потока и первоначальное удаление лишней влаги в кольцевом фильтрующем элементе способствует увеличению срока эксплуатации тормозных механизмов.


Как поставить осушитель

Для того чтобы установить этот прибор, понадобятся следующие инструменты:

  • гаечный ключ;
  • сварочный аппарат;
  • отвертка;
  • молоток.

Перед началом установки осушителя воздуха на КамАЗ рекомендуется надеть защитные очки и маску, чтобы избежать получения травм.

Схема подключения и порядок действий во время монтажа прибора:

  1. Установить транспорт на смотровую яму или платформу для проведения ремонтных работ.
  2. Открутить крепежные элементы и демонтировать кронштейн транспортного средства.
  3. Снять радиатор с корпуса автомобиля.
  4. Снять уплотнительные кольца и прокладку.
  5. Используя крепежные болты, прикрутить прибор для осушения воздуха к опорной раме.
  6. Подсоединить трубу, которая идет от корпуса компрессора, к осушительному прибору.
  7. Провести внешний осмотр плотности мембраны.
  8. Выполнить проверку обратного клапана.
  9. Проверить уровень давления в системе и степень сжатия воздуха.
  10. Проверить работоспособность крана слива конденсата.
  11. Установить уплотнительные кольца на фильтрующее устройство.
  12. Закрутить верхнюю крышку.
  13. Установить обратно радиатор и кронштейн.


Правила эксплуатации

Для того чтобы устройство регенерации воздуха функционировало без сбоев, необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание, согласно руководству пользователя. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр прибора на наличие повреждений и дефектов.

Для того чтобы проверить предохранительный клапан оборудования, нужно затянуть полый винт регулятора до упора. Если механизм исправен, то при давлении «А» откроется клапан выпускного типа, который в интервале переключения должен быть герметичным.

Обслуживание обратного клапана производится при помощи манометра. Если уровень давления падает до 0 Бар, необходимо разобрать механизм и проверить целостность деталей.


Для того чтобы провести диагностику осушительного прибора, следует понизить уровень давления и определить интервал переключения «С». Если показатели превышают норму, рекомендуется вывернуть винт в левую сторону, а если показатели ниже нормы — в правую сторону. После того как все контровые гайки будут затянуты, нужно снова проверить настройку регулирующего устройства.

Во время подачи воздушного потока на выводы допускается утечка в 10 см в минуту, а минимальный уровень давления в системе может упасть до 1 Бар.

Неисправности и ремонт

В некоторых случаях может потребоваться ремонт, неисправности могут быть вызваны негерметичностью тормозной системы. Прибор перестает в автоматическом режиме удалять влагу и конденсат. В этом случае может потребоваться замена уплотнительного кольца и пружин.


Перепады температуры и влажности как в помещении, так и снаружи создают некомфортные условия для проживания в квартире. Оптимальный выход из такой ситуации - установка осушителя воздуха. Промышленный вариант стоит недёшево, поэтому сегодня мы поговорим о том, как сделать осушитель воздуха для квартиры своими руками.

Для чего в квартире нужен осушитель воздуха

Самые нежелательные и нежданные гости в нашем жилище - это плесень и грибок. Их споры постоянно витают вокруг, но большую часть времени они в состоянии спячки, потому что для активации им необходимы определённые условия:

  • влажность;
  • высокая температура в помещении.

Достаточно температуры выше 20 градусов по Цельсию при относительной влажности 80%, чтобы вы невооружённым взглядом увидели рост колоний плесени и грибков на стенах комнат. А почему в таком случае, например, у вашего соседа нет подобных неприятностей? Ответ прост: температура воздуха во всех квартирах чаще всего одинакова, а вот влажность может серьёзно различаться.

Осушители воздуха

В борьбе с последствиями сырости можно, конечно, существенно понизить температуру в квартире. Но кто захочет жить в постоянном холоде? В связи с этим оптимальным вариантом является установка осушителя воздуха.

Кроме всего прочего, он станет на страже здоровья жильцов квартиры. Иммунитет организма находится в прямой зависимости от влажности окружающего воздуха: чем он суше, тем сложнее вредоносным бактериям и микробам размножаться.

Осушение также избавит вас от испарины на окнах.

Принцип действия

Современные осушители воздуха представлены множеством моделей, которые могут значительно отличаться друг от друга. Первое отличие - это рабочий объём, то есть количество воды, отфильтрованной устройством из воздуха. Этот параметр измеряется в литрах за суточный промежуток (24 часа).

Чтобы выбрать прибор с оптимальным объёмом, учитывайте размер комнаты, в которой он будет установлен. Обращайте внимание и на цену оборудования. Чем больше объём у осушителя, тем он дороже, но такому прибору реже будет требоваться обслуживание.

Осушители бывают переносными и стационарными. Первые мобильны, их вы сможете использовать в разных помещениях при необходимости. Стационарные крепятся на стену, их переноска невозможна, но они обладают большей производительностью.

Принцип работы осушителя основан на изменении влажности за счёт его конденсации. Воздух поступает из помещения при помощи вентиляторов внутрь прибора. Там он проходит сквозь испаритель, представляющий собой радиатор, температура на котором ниже, чем температура воздуха в помещении. Влага конденсируется за счёт такого перепада температурного режима.

Простейшая схема осушителя воздуха

Капли конденсата стекают вниз и собираются в специальной ёмкости. После прохождения через испаритель и охлаждения воздух нагревается и подаётся в выходное отверстие, откуда попадает обратно в комнату уже сухим и тёплым.

Обратите внимание! При использовании такого осушителя нужно убедиться, что в здании обустроена качественная система принудительной вентиляции, которая подаёт свежий воздух в помещение и отбирает смешанный.

Схема конденсационного осушителя воздуха

Такие осушители часто используют в следующих случаях:

  • чтобы предотвратить запотевание окон в помещениях;
  • для улучшения уровня комфорта повседневной жизни;
  • при проведении ремонтных работ.

Любые отделочные материалы во время ремонта при использовании осушителя сохнут гораздо быстрее. И технология при этом нисколько не страдает: температура в помещении остаётся прежней.

Алгоритм создания прибора своими руками

Осушение воздуха обеспечивается тремя простыми принципами:

  • нагревом;
  • адсорбцией;
  • конденсацией.

Казалось бы, при помощи нагрева проще всего осушить воздух в помещении. Но на самом деле никому не понравится постоянно находиться в слишком жаркой квартире. Поэтому мы рассмотрим два следующих варианта: адсорбцию и конденсирование влаги. Сделать осушители, основанные на этих принципах, вы сможете самостоятельно.

Осушитель адсорбирующего типа

Пожалуй, простейший вариант, не требующий больших финансовых и временных затрат.

  1. Возьмите 2 пластиковые бутылки. Объём каждой - не менее 2 литров.

    Вам потребуются пластиковые бутылки объёмом 2 литра

  2. Дно первой бутылки перфорируйте горячей спицей или гвоздём. Разделите ёмкость на две одинаковые половины.
  3. В нижнюю, перфорированную, часть первой бутылки поместите вторую половину так, чтобы она была направлена горлышком вниз. Обязательно накрутите на горлышко пробку, проделав в ней множество отверстий раскалённым шилом.
  4. В верхнюю часть конструкции засыпьте любой абсорбент. Оптимальный вариант - силикагель, обладающий мощными впитывающими свойствами. Которые легко восстанавливаются после просушивания использованного вещества. На один осушитель вам потребуется около 250 грамм силикагеля.

    В качестве наполнителя используйте силикагель

  5. Срежьте дно у второй бутылки, внутри ёмкости закрепите вентилятор, который будет дуть в сторону срезанного дна. Для этого можно использовать USB-вентилятор или кулер для охлаждения компьютерного процессора. Расположите напорный узел устройства в 7–10 сантиметрах от срезанного дна.

    В качестве вентилятора в таком осушителе можно использовать кулер от процессора

  6. Вторую бутылку наденьте на ёмкость, содержащую адсорбент. Место стыка тщательно обмотайте скотчем для герметизации. Скрутите крышку с горлышка второй бутылки - так вы обеспечите приток воздуха.

    Пример соединения частей бутылок для осушителя

Таким образом, вы получите малошумный и достаточно эффективный прибор, который легко можно запитать от USB-разъёма или зарядки для мобильника. Вентилятор создаёт усилие притока и прогоняет воздух через силикагель, а осушенный поток выходит из перфорационных отверстий внизу конструкции.

Осушитель конденсационного типа

Этот прибор сложнее предыдущего, но основу необходимой конструкции легко найти в каждом современном доме. Грубо говоря, такой осушитель можно сделать, например, из старого холодильника.

Пример осушителя воздуха из холодильника

  1. Снимите дверцу с морозильного и холодильного отсеков, разобрав петли. Сделать это просто, поскольку большинство моделей снабжены съёмными дверцами.
  2. По габаритам снятых дверей отмерьте пластины оргстекла не меньше 3 мм толщиной.
  3. На расстоянии 30–40 см от края пластины вырежьте отверстие, в которое будет вмонтирован вентилятор. Его габариты должны совпадать с защитной решёткой напорного агрегата.
  4. Вмонтируйте вентилятор, закрепите его решётку при помощи саморезов. Устройство должно работать как приточный напорный агрегат, задувая поток воздуха внутрь холодильника.
  5. В верхней части пластины из оргстекла высверлите ряд отверстий. Их общая площадь должна равняться площади отверстия для вентилятора.
  6. Приведите в порядок штатную систему выведения конденсата из корпуса или доработайте её. Для этого соедините наружный патрубок над компрессором с накопительной ёмкостью полимерным шлангом.
  7. Оргстекло закрепите саморезами на том месте, где должна быть дверца холодильника. Чтобы герметизировать стыки и утеплить их, используйте самоклеящуюся ленту или силикон.

Теперь вам осталось только включить холодильник, перед этим запустив вентилятор. Пройдёт немного времени, и влажность в помещении снизится на 8–10%. Если этот самодельный осушитель будет работать долго, то кроме влажности снизится и температура в помещении.

Видео: как сделать осушитель воздуха своими руками

Контроль влажности

Как решить вопрос с контролем влажности? Заводские осушители воздуха снабжены встроенными датчиками контроля над температурой и влажностью воздуха. А как быть в случае с самодельным устройством? Можно использовать термометр, но он необязателен и к тому же ничего не скажет об уровне влажности.

Используйте гигрометр. Он может быть стрелочным или цифровым. Вы можете купить его во многих специализированных магазинах. Кроме того, такой прибор часто предусмотрен в конструкции некоторых современных моделей часов.

Гигрометр поможет вам контролировать влажность воздуха в помещении

Используя самодельный осушитель воздуха, не забывайте, что и слишком сухой воздух может быть вреден. Ведь кроме болезнетворных организмов вокруг нас находятся и полезные бактерии, которым тоже нужна влага. Гигрометр поможет вам определить, есть ли необходимость в использовании осушителя. Если влажность в квартире достигла критических 80%, при которых плесень и грибы начинают активно размножаться, смело включайте устройство. Обращайте внимание на погодные условия: возможно, в некоторых случаях нужно использовать не осушитель, а увлажнитель.

Как видите, вы легко сможете сделать осушитель воздуха самостоятельно. Таким образом решается ещё одна проблема - использование старого холодильника, который выбросить жалко, а девать некуда. Поделитесь с нами своим опытом в осушении воздуха в квартире. Лёгкой вам работы и уюта вашему дому!