О природе архитектуры. Связь архитектуры и природы Какова роль природы в создании архитектурного образа

О природе архитектуры. Связь архитектуры и природы Какова роль природы в создании архитектурного образа
О природе архитектуры. Связь архитектуры и природы Какова роль природы в создании архитектурного образа

Экологичным направлением развития архитектуры является использование параметров строения и функционирования живых систем при создании новых принципов функционирования зданий, новых материалов и форм. Экологичная архитектура -- это природоподобная архитектура.

В круг исследований по архитектурной и строительной бионике входят следующие вопросы: генеральные планы мест расселения, форма и красота природных конструкций, основные принципы строения природных конструкций, конструктивные системы в природе и их использование в архитектуре и строительстве (сжатые, растянутые и изгибаемые элементы, фундаменты, оболочки, структуры, мембраны, сетки), строение покровных тканей в природе, пассивные и активные природные материалы, биоморфность искусственных сооружений, органичная связь с ландшафтом, процедура роста природных конструкций и их разложения после выполнения функций и т.д.

Некоторые из природно- бионических принципов носят ценный характер для экологичной архитектуры. Например, гомеостаз, метаболизм, обратная связь и реакция на изменение внешних воздействий, саморазвитие и разложение после завершения срока жизни и т.д. Использование этих принципов в архитектуре позволит в будущем достичь состояния экологического равновесия технологическими средствами.

Наиболее полно природа выразила себя в конструировании пространственных конструкций (в живой природе нет плоских элементов). Изучение строения природных форм: раковины, черепа, оболочки яйца - показывает необычайную проработанность конструкций, функциональную обусловленность. Здесь и хорошее восприятие распределенных нагрузок, и перекрытие (торможение) трещин в целях недопущения разрушения ценного для живого организма материала, и минимизация расхода материалов. Оболочки в качестве покрытий зданий и сооружений природоподобны, они архитектурно выразительны, прочны, это жесткие и легкие конструкции.

В природе объект становится видимым, когда существует разница по яркости, цвету или фактуре между ним и фоном. Чем больше контраст между предметом и фоном, тем лучше качество видимости, при этом порогом зрительного восприятия является наименьшее значение контраста между предметом и фоном, начиная с которого предмет становится видимым.

Архитектурное разнообразие (подобие биоразнообразию)

Многое в визуальном настроении, сформировано цветом, фактурой, масштабностью и качеством взаимодействия видимых предметов. Опустошенность чувственного опыта не питательна для развития души, если качества среды, даже соответствующиепотребностям, должны еще приносить радость жизни и душевную бодрость, нам необходимо разнообразие, но не ровность без границ- температуры, освещенности, все того же вида перед окном, все тех же форм или последовательности движений в пространстве. Как только есть разнообразие, мы начинаем замечать, как одно ощущение соотносится с другими. Мы начинаем осознавать зоны их контакта. Чаще всего такой контакт заметен в мире видимого. Это очевидно, что необходимо стремление к разнообразию, подобному биоразнообразию в природе: разнообразию размеров, форм, деталей, цвета (с учетом природоподобия). Желательно соответствие размеров зданий размерам компонентов ландшафта,в первую очередь, деревьев) и тела человека.

Живая природа не подчиняется законам симметрии. Можно предположить, что здания и сооружения также не должны быть полностью симметричными. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют индивидуальные особенности людей. Известно, что некоторым архитекторам и обычным людям нравятся небоскребы, огромные площади, широкие проспекты с потоками автомобилей; это, видимо, одно из проявлений разнообразия. Поэтому в архитектуре, как и в природе, должно быть представлено разнообразие решений, "очаровательное разнообразие". Тогда визуальная среда будет приятна для глаз.

Экологичное проектирование должно быть направлено на создание комфортной, здоровой, красивой среды для человека. При решении этих задач может пригодиться использование существующего в природе биоразнообразия (обычно -- числа видов), богатство которого успешно поддерживает устойчивость природы и среды. Архитектурное разнообразие должно касаться всех объектов архитектуры - начиная от города, кварталов, отдельных здании и заканчивая их отделкой.

Экологическая архитектура должна поддерживать разнообразие воздействий. Например, в природе на кожу человека почти постоянно действует ветер переменной интенсивности; влажность воздуха в природе меняется; ступни человека ранее контактировали с землей и человек ощущал подошвами не гладкий пол или асфальт, а неровную; сотни тысяч лет человека окружали неплоские поверхности укрытий и первобытных домов, а в настоящее время -- плоскости; человек осязал экологичные поверхности - траву, почву, теплую кору деревьев, а в настоящее время -- чаще всего бетон, сталь, стекло, пластмассу; в течение суток на человека действовала меняющаяся температура окружающего воздуха, а в настоящее время она почти постоянна, и т.д. Все эти факторы можно учесть при архитектурном проектировании разнообразной окружающей среды в здании. При экологичном архитектурном проектировании с учетом разнообразия можно учитывать следующие положения.

1. Стремление к разнообразию архитектурно-ландшафтных сред, уходу от однотипных пейзажей. Присутствие всего разнообразия ландшафтов (рек, ручьев, лесов, полей, гор, крупных парков, небольших садов, множества территорий естественной и культурной природы, соединенных "коридорами"). Введение в ландшафты местных видов флоры и фауны и оригинальных растений -- интродуцентов.

2. В целях создания более привлекательного образа необходимо стремиться к разнообразию форм, этажности и размеров здания (подобно биоразнообразию в природе). Среди возможного разнообразия -- ограничение применения только плоскостных форм и введение криволинейных поверхностей, использование сочетаний криволинейных и плоских форм, разной этажности и размерности здания, природоподобие форм и размеров (в том числе соответствие размеров зданий величинам компонентов окружающих ландшафтов -- деревьев, холмов; соответствие габаритов помещений размерам тела человека).

Формы зданий и инженерных сооружений должны быть разнообразны. Основное направление -- применение наряду с параллелепипедами различных криволинейных объемов. Необходимо предусмотреть широкое использование всех форм оболочек -- от цилиндрических и призматических до гипаров и сложных составных оболочек. Одно из направлений разнообразия -- использование этнической архитектуры. Все инженерные сооружения нужно выполнять только из разнообразных криволинейных пространственных конструкций. Размеры зданий и их этажность должны быть разнообразны подобно разнообразию размеров компонентов естественного ландшафта -- кустов и деревьев, возвышенностей и гор.

Типы наружной отделки и цвет зданий должны быть разнообразны подобно разнообразию наружных покрытий в природе. С учетом восприятия цвета глазами человека должны подбираться цвета фасада здания и всех других искусственных поверхностей. Необходимо учитывать цветовой тон, насыщенность, яркость цвета. Наиболее приемлемы для глаза человека светлые теплые цвета: светло-зеленый, светло-коричневый, оранжевый, желтый и другие, а также часто встречающиеся природные цвета -- голубой, синий, розовый и др. Нужно также принимать во внимание характер воздействия цвета -- активные возбуждающие цвет (красный, оранжевый, желтый), успокаивающие (синий, голубой, фиолетовый) и нейтральный (зеленый -- цвет равновесия). Дня улучшения эмоционального восприятия рекомендуется применение хорошо воспринимаемых сочетаний цветов и последовательного контраста -- переноса взгляда с одного предмета на другой. Нужно учитывать гармонию контраста цветовых сочетаний по цветовому тону, насыщенности, яркости и гармонию сходства при плавном изменении цветовых характеристик.

С учетом разнообразия необходимо использовать растущие и адаптивные дома. Растущие и адаптивные здания меняют свой облик по мере их роста или при приспособлении к новым условиям эксплуатации.

3. Разнообразие фасадов зданий, окраски, формы и размеров окон, лоджий и балконов, архитектурных деталей и украшений. Формы фасадов могут быть плоскостные и криволинейные в разнообразных сочетаниях. Отделка фасада должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Рекомендуется разнообразие форм оконных проемов -- не только прямоугольные проемы, но и овальные, круглые, многоугольные, неправильной формы.

4. Разнообразие планировки, площадей комнат, типов покрытий пола, отделки стен, потолка. Внутренняя планировка должна меняться в течение жизни здания в соответствии с изменением потребностей и возможностей, в том числе с учетом персонализации жизненного пространства как его приспособления к материальному и духовному совершенствованию личности. Изменяемое человеком его жизненное пространство может рассматриваться как один из способов самовыражения (индивидуализации) личности. Поэтому внутренние планировки должны быть множественны и индивидуальны. Не должно быть понятия заданной на весь срок эксплуатации площади пространства. Должно быть гибкое жизненное пространство, которое приспособляется во множестве вариантов к потребностям жителей.

Отделка стен и потолков должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Покрытия пола могут быть разнообразны по гладкости: в отдельных местах, где жители ходят босиком (ванные комнаты), покрытие может имитировать неровную поверхность почвенно-растительного слоя, чтобы активно воздействовать на нервные окончания в подошвах. Деревянные полы также могут иметь различную степень шероховатости.

5. Разнообразие микроклимата внутри помещений. Меняющиеся в небольших пределах дневные и ночные температуры, влажность, постоянное движение воздуха с меняющейся скоростью, подобное легкому бризу в природе.

6. Меняющиеся в течение времени (гибкие) планировки помещений, их форма, площади, отделки, освещенность, озеленение и т. п. Меняющаяся приспособляемость (адаптивность) здания, изменение назначения объектов. Физиологически человек развивался в постоянно меняющейся визуальной окружающей среде, при постоянных изменениях тепловых, слуховых и осязательных воздействий.

7. Здания должны быть изменчивыми, экологически приспосабливаемыми. Здесь интересным направлением является применение концепции природного метаболизма к архитектуре. Природный метаболизм (обмен веществ) как основная особенность живых организмов может быть эффективно использован в экологичной архитектуре и в строительстве. Он направлен на сокращение материальных затрат и минимизацию использования сырьевых ресурсов и энергии. Фундаментальным законом в процессе проектирования для архитектора- эколога становится минимизация необходимых материальных ресурсов и затрат и сокращение воздействии здания. Подражание естественным метаболическим циклам означает использование строительных материалов, которые легко перерабатываются и усваиваются средой или перемещаются в другое здание, или используются по другому назначению. Согласно энергетическому принципу естественного метаболизма нужно адаптировать здание к региональному климату так, чтобы оно использовало минимум энергии в течение эксплуатационной стадии. Нужно минимизировать использование высококачественных ресурсов, таких как питьевая вода, в течение срока эксплуатации здания.

Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е - 1950-е гг.

Органика (Бионика) (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий) - это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.


Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди . И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне" - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели.Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в органическом стиле.

В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум , и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на "вооружение".

Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто .

Особенности стиля:


● Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные , возникающие как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм , который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.


● В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки.

В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия".

Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на более крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек) . Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции .

1 Взаимосвязь природных и архитектурных форм

Природный ландшафт - важнейший фактор для ком­позиции любого архитектурного объекта. Общеизвест­но выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаж­дений и т.д.

Взаимосвязь архитектуры и природы исторически обусловлена и развивается вместе с обществом. При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим мето­дом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зда­ний и сооружений, следует выделить три уровня:

Формирование архитектурно-ландшафтного ансамб­ля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаи­мосвязь архитектуры и природы, максимальное выяв­ление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;

Детальная архитектурно-ландшафтная проработка от­крытых пространств, примыкающих к зданиям и фор­мируемых ими;

Введение природных элементов в архитектуру дома.

Поиски интеграции искусственного и природного завоевывают у архитекторов все большую популярность. В последнее время архитекторы осознанно или интуи­тивно стали шире пользоваться архитектурно-ландшафт­ными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях - устройствах для цветов и вью­щихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта.

Известно, что гармония архитектурного сооружения и ландшафта может быть достигнута различными при­емами - контрастом, нейтральностью или полным под­чинением. Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это пре­образование может быть положительным (когда соору­жение по форме, материалу, фактуре, масштабу и дру­гим композиционным качествам гармонирует с ландшаф­том) и отрицательным (когда архитектурные сооруже­ния не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).

Для того чтобы достичь определенной степени со­гласованности архитектурных сооружений с ландшаф­том, необходимо знать ряд композиционных приемов. Ис­ходным является сравнение пространственных форм за­стройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ланд­шафта, которые он мало чем может изменить. Он дол­жен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.

Природные пространственные формы характеризу­ют следующие основные свойства: величина, геометри­ческий вид, фактура, цвет, светотень, положение в про­странстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспри­нимаются небольшой дачный домик в горном ландшаф­те, где он подчинен среде, и крупный санаторный комп­лекс в равнинной местности, где он доминирует.

Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколь­ко от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма зда­ния, остроугольный его силуэт напоминают нам окру­жающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).

Как архитектурные сооружения, так и формы ланд­шафта могут иметь массивную или ажурную простран­ственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности ар­хитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фак­тура материала. Органичнее всего композиционно увя­зываются с природным окружением простейшие соору­жения из естественных материалов - дерева, камня, ка­мыша. Фактура искусственных строительных материа­лов (пластмасса, алюминий и др.) обычно контрастиру­ет с фактурой природных компонентов.

Доминирующее или подчиненное положение соору­жения в ландшафте во многом определяется его разме­щением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точ­ках - к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне на­саждений - всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшаф­том, оно должно иметь малую величину, ажурную про­странственную структуру, геометрическую форму, анало­гичную формам ландшафта, гармоничное цветовое соче­тание архитектурных и природных компонентов.

2 Растения в архитектуре зданий и сооружений

Природные материалы используются архитектора­ми как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере - это вертикальное озеленение фа­садов, озеленение и цветочное оформление балконов, лод­жий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутрен­них двориков, террас, плоских кровель.

Малые архитектурные формы для ландшафтного бла­гоустройства балконов и лоджий - напольные и навес­ные ящики для цветов, решетки - для вьющихся рас­тений, кашпо - для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, что­бы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов - это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.

Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей ком­позиции лоджии или балкона, характера их огражде­ния, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, ша­мота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются во­достойкой полимерной краской либо содержат в фак­турном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с после­дующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором - пе­ларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем - душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д.

Комплексное озеленение жилых домов с использо­ванием высококачественного, выполненного в едином сти­ле оборудования для растений позволит значительно обо­гатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.

Особую область ландшафтного творчества составля­ют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот воп­рос связан с организацией и других типов садов на кры­шах. К сожалению, в современной отечественной прак­тике они еще мало распространены, хотя устройство их известно с глубокой древности.

Однако сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устрой­ства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных со­оружений.

Устройство садов на искусственных основаниях свя­зано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рацио­нальное использование городских земель, которые сти­мулируют создание многоуровневых надземных соору­жений с площадями-платформами, эстакадами, терраса­ми для пешеходного движения, стоянками и благоуст­роенными местами для кратковременного отдыха.

Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплу­атации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под откры­тым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-худо­жественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслу­живания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и дале­ко не безвредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.

В зависимости от расположения относительно уров­ня земли сады на искусственных основаниях подразде­ляются на надземные (в прошлом - «висячие»); назем­ные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зда­ний или на других конструкциях, приподнятых над зем­лей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к скло­ну местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительны­ми конструкциями.

Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектиро­вании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей техниче­ской реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обо­гащении. Наибольшими эстетическими и экологиче­скими возможностями обогащения «пятого» фасада го­рода располагает ландшафтная архитектура. С устрой­ством садов на крышах улучшается микроклимат, об­щий ландшафтно-художественный облик города. Про­блема организации садов на искусственных основани­ях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой за­стройки. На территориях существующих промышлен­ных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пус­туют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зе­леных насаждений и площадок для игр детей и отды­ха взрослых.

Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а служат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия вы­полняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, ка­мень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кир­пич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с пре­дохранением зданий от чрезмерного перегрева, от сол­нечной радиации. По преобладанию того или иного ма­териала выделяются сады водяные (наиболее распрост­раненный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы - песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада - мхи, малые архи­тектурные формы.

Растительные сады подразделяются на сады с по­чвенным слоем в виде сплошного покрова или несколь­ких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специ­альных емкостях - контейнерах.

Зимний сад - сад экзотических растений, выращи­ваемых в условиях искусственного микроклимата. Со­здание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вен­тиляции, условиям естественного и искусственного ос­вещения и т.д.

На практике чаще встречается второй вид натурали­зованного интерьера - различные формы декоративно­го озеленения и цветочного оформления помещений об­щественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонта­ны, скульптура, неживые природные материалы - ка­мень, песок, дерево.

Растения в помещениях играют санитарно-гигиениче­скую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль. Все это, конечно, в небольшом масштабе.

В композиции интерьера используется цвет, факту­ра, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вью­щимися растениями, устройство зеленых бордюров и т. д.

ЛЕКЦИЯ № 6

ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ МЕЖСЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

    Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т.п.)

    Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы).

    Методика архитектурно-ландшафтного проектирования дорожного пространства.

    Принципы формирования и организация территорий производственных объектов.

1 Основные принципы проектирования территорий, являющихся объектами охраны (заповедники, заказники, национальные и природные парки и т. п.)

На региональном уровне архитектурно-ландшафтные вопросы являются составляющими более крупных эко­логических программ, которые могут иметь различия в зависимости от вида районной планировки, экономиче­ских, природных условий района, его географического положения. Кроме ряда разделов, связанных с вопроса­ми охраны окружающей среды (охрана воздушного бас­сейна, водного бассейна, почвенно-растительного покро­ва, животного мира, улучшение санитарно-эпидемиоло­гических условий, охрана среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, радиации и т.п.) и комп­лексной схемы охраны окружающей среды с урбоэкологическим зонированием, предложениями простран­ственной локализации природоохранных мероприятий и т.д., экологическая программа должна вклю­чать следующие разделы:

    формирование единой системы зеленых насаждений района (установление минимально допустимой и оптимальной лесистости, величины и конфигурации зе­леных массивов, образование «природного каркаса» из взаимосвязанных элементов - лесов и других насаж­дений различного функционального назначения);

    охрана памятников истории и культуры (выявление, систематизация и разработка предложений по ис­пользованию и охране архитектурных, исторических, этнографических и других памятников во взаимосвязи с окружающей их природной средой);

    создание системы охраняемых территорий (национальные и природные парки, заповедники, заказники, охраняемые ландшафты, отдельные объекты живой и неживой природы и т.д.);

    охрана и улучшение ландшафтов (сохранение, обогащение и целенаправленное формирование облика при­родных и антропогенных ландшафтов, рекультивация территории, мероприятия по улучшению эстетических ка­честв ландшафтов и т.д.).

К охраняемым ландшафтным объектам относят за­поведники, заказники, достопримечательные ландшафты, а также отдельные их компоненты, памятники садово-паркового искусства, архитектурно-ландшафтные ансам­бли, природные (национальные) парки, рекреационные территории (места отдыха и туризма). Однако при со­временной постановке проблемы охраны природы мы не можем выделить охраняемые и неохраняемые ланд­шафты. Поскольку под охраной природы, ландшафтов понимается также их рациональное использование и научно обоснованное преобразование (формирование), а не только консервация, все ландшафты должны охра­няться.

Уровень охраны ландшафтов определяется соотно­шением природоохранной и природопреобразуюшей де­ятельности. Поэтому вполне правомерным стало введе­ние также понятий «особо охраняемый ландшафт» , «осо­ бо охраняемые ландшафтные территории», цля кото­рых природоохранные задачи превалируют над природопреобразующими.

Заповедники - участки практически неизменных естественных ландшафтов, сохраняемые как эталоны при­родных комплексов для сравнения с хозяйственно-ис­пользуемыми территориями и выявления благоприят­ных или неблагоприятных результатов деятельности общества. Цель заповедников - сохранение характер­ного для данной ландшафтно-географической зоны при­родного комплекса в целом, охрана особо примечатель­ных участков местности, ценных в научном, культурном и хозяйственном отношениях, охрана отдельных ред­ких видов флоры и фауны.

Заказники - территории, на которых сохраняется часть природного комплекса с исключением из хозяй­ственного оборота лишь тех объектов, для которых за­казник организован (растительность, животный мир или др.). Известны были ботанические, геологические, гид­рологические, охотничьи, мемориальные и другие заказ­ники. Вокруг государственных заповедников и заказни­ков в случае необходимости по решению правительства выделяются дополнительные охранные зоны, в которых устанавливается режим, запрещающий те или иные виды деятельности. В особо охраняемых природных объектах с точки зрения планировки, архитектуры застройки не может быть главных и второстепенных задач. Все слу­жебные, хозяйственные здания, каждый указатель или другая малая архитектурная форма должны быть под­чинены одной цели - охране и улучшению ландшафта.

Национальные природные парки - одна из перс­пективных форм охраны ландшафтов и организации отдыха и туризма. В современных представлениях о природных и национальных парках существуют две крайние точки зрения: природные парки - объекты охраны природы типа заповедников, в которые могут допускаться очень ограниченно туристы; природные парки - места массового отдыха в условиях малоизмененной природы.

Получает распространение тип природного парка, в котором вся территория организуется по принципу за­поведника. Допускается строго регламентируемый и кон­тролируемый туризм по пешеходным тропам с местами для ночлега (приюты, укрытия, бунгало).

Начался поиск путей и мер по ограничению потока посетителей. В основе этих мер - новые приро­доохранная и рекреационная программы парков, сокра­щающие развлекательные и спортивно-оздоровительные формы отдыха и туризма и усиливающие просветитель­ные и эколого-воспитательные функции.

Соответственно потребовалась трансформация архи­тектурно-планировочной организации парков: сокраще­ние сети автодорог, вынос комплексов отдыха в буфер­ные зоны и т.п.

    Особо охраняемая территория национального парка окружается рекреационно-буферными зонами («зона­ми-ловушками») с учреждениями обслуживания, авто­мобильными подъездами и стоянками, парквеями и т.д. Ставится задача такой архитектурно-планировочной и архитектурно-ландшафтной организации природного парка, которая прежде всего должна служить инструментом охраны природы, однако исходить не столько из системы запретов, сколько из принципа формирования устойчивого стереотипа поведения туристов в природ­.
    Архитектурно-планировочное решение национального (природного) парка, система и интенсивность обслужи­вания зависят от предполагаемой посещаемости и форм отдыха и туризма, которые в свою очередь определяют­ся природными особенностями (пейзажное разнообра­зие, наличие акваторий, гор, охотничьих угодий, памят­ников культуры), размещением по отношению к городам, автомагистралям и т.д. В связи с ростом потребностей в местах организованного отдыха и туризма и одновре­менно с дифференциацией потребностей появились пред­ложения по выделению различных типов природных пар­ков. Например, пейзажно-прогулочный, спортивно-про­гулочный, охотничий, архитектурно-исторический и пр. Видимо, такая классификация приемлема, однако основ­ной задачей в организации и эксплуатации природных парков должна оставаться природоохранная.

2 Архитектурно-ландшафтная организация рекреационных территорий (места отдыха, рекреационные зоны, рекреационные районы и регионы)

Формирование рекреационных ландшафтов - про­цесс длительный, поэтому требует заблаговременного пла­нирования. На территориях, намеченных к перспектив­ному рекреационному освоению, следует поэтапно пре­образовывать и улучшать ландшафты: вести посадки леса на неудобных землях, создавать водохранилища, в существующих лесах вести рубки ухода и ландшафт­ные рубки, а также новые декоративные посадки.

В местах наибольшей концентрации отдыхающих формируются лесопарковые насаждения с повышенным уровнем благоустройства, обеспечивающим охрану от рекреационных нагрузок до 30-40 чел/га. По мере уда­ления от учреждений отдыха, пляжей, центров культур­но-бытового обслуживания уровень благоустройства может снижаться, постепенно переходя от характера ле­сопарка (8-12 чел/га) к рекреационному лесу (3-10 чел/га).

Существенно улучшает качество рекреационных ланд­шафтов создание искусственных водохранилищ. При ис­пользовании искусственных водохранилищ в рекреа­ционных целях необходимо, чтобы колебания уровня воды в них во время купального сезона не превышали 0,2 м. Для купания должны быть выделены места в зоне, ограниченной изобатой 1,4 м. При проектировании во­дохранилищ рекомендуется исходить из расчета 1 га водной поверхности на 1000 человек. Прибрежная по­лоса шириной 10-70 м является основной зоной концен­трации отдыхающих. В 100-200 м от берега водоема количество отдыхающих в 4-5 раз меньше, чем в при­брежной полосе, а в полукилометре - в 10 раз меньше.

Пешеходные дорожки, аллеи позволяют уменьшить вытаптывание травяного покрова. Под дорожно-тропиночную сеть в загородных парках рекомендуется отво­дить до 8-12% территории, в лесопарках - до 4%, в ре­креационных лесах - до 1,5%.

Рекреационные территории различаются по величи­не, назначению, особенностям ландшафтно-природных ус­ловий и планировочной организации.

Место отдыха - первичный элемент рекреацион­ных территориальных образований площадью от несколь­ких гектаров до нескольких квадратных километров, на­пример сквер, парк, пляж, коллективный сад и др.

Рекреационная зона (зона отдыха и туризма, ку­рорт) - территориальное образование от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров, включающее места отдыха, комплексы рекреационных учреждений, имеющее единую планировочную организа­цию, систему обслуживания, транспортного и инженер­но-технического обеспечения.

Рекреационный район - сложное территориальное образование площадью в сотни квадратных километров, объединяющее зоны отдыха на основе общности при­родных ресурсов, экономических, транспортных и дру­гих взаимосвязей.

Рекреационный регион - наиболее крупное терри­ториальное образование площадью в десятки тысяч ки­лометров, объединяющее рекреационные районы на ос­нове общности народнохозяйственного развития.

Рекреационные районы и регионы выделяются, как правило, на базе уникальных природных комплексов (Южный берег Крыма, Карпаты и др.).

Для крупных и больших городов первый пояс ре­креационных территорий, создаваемый на «пороге» го­рода, формируется из наиболее часто посещаемых объек­тов - парков, лесопарков, спортивных комплексов и др. Следующий по удаленности от города пояс образуют территории и объекты, предназначенные для кратко­временного отдыха с ночлегом (базы и летние городки отдыха, садоводческие товарищества и др.). Третий, наи­более удаленный пояс рекреационных территорий вклю­чает места и объекты преимущественно продолжитель­ного отдыха (лагеря школьников и дачи дошкольни­ков, пансионаты и базы отдыха предприятий и органи­заций и др.), а также места кратковременного отдыха в естественной природной среде (сбор ягод и грибов, охота и т.п.). На рис. 4.3 приведены схемы зонирования тер­ритории по уровню рекреационных нагрузок при ли­нейном и компактном размещении рекреационных ком­плексов вдоль берега водоема.

Для многих ландшафтных условий неприемлемо со­здание обширных зон сплошной рекреационной застрой­ки. Комплексы и отдельные учреждения рекомендуется отделять друг от друга массивами зеленых насаждений, создающих визуальную и звуковую изоляцию и обеспе­чивающих психологический комфорт. Ширина полосы насаждений, разделяющей комплексы рекреационных уч­реждений, должна быть не менее 300-400 м, а рекреаци­онные учреждения - 100-150 м.

Архитектурно-ландшафтное проектирование системы отдыха и туризма и ее различных пространственных составляющих в силу большого разнообразия видов от­дыха, типов рекреационных объектов, природных усло­вий и других факторов - достаточно сложная задача. Поэтому в рамках учебного курса нами были изложе­ны лишь основные направления решения задач.

Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, ... О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2007. Габриелян...
  • Учебно – методическое обеспечение выполнения учебного плана выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно – методическими комплектами представленными в таблице

    Учебники

    Учебно методическое обеспечение выполнения учебного плана. Выполнение данного учебного плана обеспечивается учебно методическими комплектами , представленными в таблице: Учебные предметы, ступень...

  • Учебно-методические комплекты Касьянова физике для 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый

    Программа

    Уровень. Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - ... частицы). Важнейшая характерная особенность данного Учебно -методического комплекта , являющегося замкнутым концентром, - возможность...

  • Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации

    Эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно -методический комплект (УМК) – это совокупность учебно -методических материалов и программно-технических...


  • ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ

    Развитие и возникновение новых форм общественной жизни, достижения научно - технического прогресса, внедрение пространственных конструктивных систем и эффективных строительных материалов - все это привело к рождению новых свойств архитектурной формы, которые так же, как и известные нам " классические " свойства, участвуют в становлении ее красоты. При этом происходит интересный процесс: тенденции формообразования в современной архитектуре (в пределах принятого понятия " отвлеченная форма ", " структура " или " система ") начинают как бы сходиться с формами живой природы, приближаться асимптоматически (никогда, естественно, не приблизившись) к ним по своим свойствам, являющимся результатом взаимодействия функции, формы и техники.

    Эстетические чувства вызывают наблюдаемые нами в живой природе свойства, которые ассоциируются с большими достижениями в архитектуре, прошедшими через десятилетия научно - технического прогресса и научно - творческую мысль архитекторов и инженеров XX в.

    Сюда относятся внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при больших возможностях сопротивляемости механическим воздействиям; сво­ бодно развивающееся пространство, отличающееся многоплановостью и прозрачностью, которая способствует глубоко проникающему визуальному наблюдению и це­ лостному восприятию; структуризация пространства; чередование различных форм, структур, масс и прост­ ранства с постепенными переходами, осуществляемое при помощи действия механизма закона дифференциа­ ции и интеграции; пластичность форм; упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобных выполненным из железобетона и пластмасс оболоч­ кам - скорлупам, применяемым в архитектурной прак­ тике; динамичность - как реальные движения, так и образное выражение роста и развития форм и т. д.

    Архитектурная бионика стремится изучить объектив­ ные закономерности проявления этих свойств и найти им применение в архитектуре не только с целью реше­ ния чисто практических задач - конструирования, создания ограждающих поверхностей, организации сре­ды и т. д., но и задач эстетических, связанных с гармони­ зацией функции, формы и техники.

    Однако не только сегодня, но, по - видимому, и на про­тяжении всего существования зодчества архитекторы художественно осмысливали, доводя до образности, указанные выше свойства форм и пространства приро­ ды, часто не задумываясь над обусловливающими их функциями и не связывая их с последними. И тем не менее это не только не противоречило потребности и развитию человеческого духа, но и было во многих случаях необходимо для его возвышения, для выполне­ ния больших общественных задач средствами искус­ ства архитектуры.

    Формы природы, их пространственные сочетания ста­ новились в определенных случаях прообразами худо­ жественных архитектурных форм. Например, мотив зарослей лотоса интерпретирован в колоннаде египет­ ских храмов, мотив леса - в интерьерах готических соборов, что придавало им не только выразительность, но и идеологическую настроенность.

    Динамика развития, роста, жизнеустремления в ар­ хитектуре нередко символически выражается в форме пространственной спирали, даже если этот прием с точ­ ки зрения функции и не обязателен (но и не противоре­ чит ей). В живой природе спираль - функциональ­ ное проявление рациональности роста и развития орга­ низмов: спиралевидные раковины, спиралевидное рас­ положение листьев на стеблях растений, спиралевид­ный порядок размещения лепестков и цветов и т. д.

    Проблема динамики всегда тревожила архитекторов. Если сейчас имеются технические условия для конструи­ рования реально подвижных архитектурных форм, то в традиционной архитектуре, когда это было нужно, архитекторы стремились выразить идею динамической формы иллюзорными средствами.

    Рис. 99. Павильон Болгарии для ЭКСПО -70 в виде рас­ крывающегося цветка розы. Конкурсный проект (2- я премия). Архит. Матей Матеев (НРБ)

    Рис. 100. Памятник Христофору Колумбу. Конкурсный проект. 1930 г. Архит. К. С. Мельников (СССР)

    В результате практи­ кой архитектуры был разработан ряд приемов, спо собствующих достижению динамической выразительнос­ ти архитектурных форм. Современные архитекторы также не отказываются от создания образов движения.

    В 1969-1970 гг. болгарский архитектор М. Матеев представил на конкурс (и получил II премию) проект павильона Болгарии на ЭКСПО -70 в Осака (рис. 99). За основу образа он взял розу и придал ей " динамич­ ную " форму готового распуститься бутона. В этом решении архитектурного образа выбор розы пред­ ставляется вполне оправданным: это не копиробание природной формы, а художественная интерпретация популярного в Болгарии цветка в архитектурном произ­ ведении.

    При создании образа памятника Христофору Ко­ лумбу (1930), предполагаемого к строительству в районе высадки экипажа его корабля на американской земле, архит. К. С. Мельников использовал " борьбу " двух конусов: конуса устойчивости и конуса роста, символически выражающих все трудности плавания и в итоге победу. Последнюю он " окрылил " в полном смысле слова, прикрепив к верхнему конусу (конусу роста) крылья, которые силой ветра заставили его вращаться (рис. 100). Известно, что в живой природе " противоборство " двух конусов - характерная тен­ денция, отчетливо проявляющаяся, например, в форме кроны и ствола ели, в развитии грибов и т. д.

    Живая природа может вызвать еще более глубоко скрытые чувственные ассоциации, например, в связи с ростом и стремлением организмов к свету, солнцу, теплу, их жизнеспособностью - утверждением здоро­ вого начала, проявляющегося в свежих и ярких крас­ках, в упругости тканей, в определенности и постоян­ стве их формы - жизненной непосредственностью многообразия, даже кажущейся хаотичностью (подоб­ но городу, слагавшемуся в течение многих столетий и вобравшему в себя стили различных эпох).

    Уместно ли в бионике использование этих ассоциа­ ций в архитектурных формах? Вполне уместно, если они правильно интерпретируются и не противоречат гуман­ ным целям архитектуры. Способы же их выражения в архитектуре подсказывает живая природа. Очевидно, использование эстетических закономерностей природ­ной гармонии не может полностью заменить художест­ венно - образной выразительности, которая присуща зод­ честву, как общественному явлению, но возможности архитектурной бионики здесь огромны,

    Думается, что ассоциативное мышление способству­ ет пониманию и воспроизведению целостного образа, гармонии форм живой природы и архитектуры. Осо­ бенно оно важно для понимания " нечто " и многих, часто ускользающих от " глаз " науки изменений форм на современном этапе познания живой природы.

    Это отмечает также архит. И. Ш. Шевелев, говоря, что гармония формы г достигнутая вне связи с ассоциа­ циями, не затрагивает глубин человеческого сознания, не обращена к тому, что хранится в памяти человека . Но, подчеркивает И. Ш. Шевелев, искусству архи­ тектуры свойственны не прямые ассоциации, воссоздаю­ щие зрительные картины, а ассоциации, пробуждающие, связанные с этими картинами настроения и психоло­ гические состояния. В разные эпохи, в разной архитек­ туре они неодинаковы. Античная архитектура, напри­ мер, ассоциируется с человеком, а древнерусская пред­ставляется связанной с образами природы.

    Иногда задается вопрос: не потеряет ли архитектура в связи с использованием законов формообразования живой природы свое национальное лицо, что с точки зрения развития национальных культур было бы не­ приемлемым.

    Мы убеждены в том, что если бы это и случилось, то в этом была бы виновата не архитектурная бионика. Напротив, архитектурная бионика помогает найти еще один путь к развитию национальных черт, а именно в аспекте интерпретации региональных, местных форм живой природы в их целостной, пространственной экосистеме. Последняя же составляет, правда, далеко не единственную, но неотъемлемую часть национальной среды.

    Одновременно архитектурная бионика не сужает архитектуру до узконациональной, поскольку многие закономерности и принципы организации живых форм являются всеобщими, не говоря уже о том, что исполь­ зование законов формообразования живой природы не самодовлеюще и подчиняется главной, социальной функции архитектуры.

    Последним и высшим этапом архитектурно - биони ческого процесса должна стать общественная практика, которая пробуждает новые потребности в бионических методах и может внести коррективы в старые пред­убеждения против них. Архитектурно - бионическая прак­тика способна настолько развить и обогатить эту архи­ тектуру, что возникнут фактически совершенно новые гармоничные архитектурно - бионические системы, комп­ лексы, градостроительные природные единства.

    Details Разное Эстетика

    Обогащение формальных средств современной архитектуры благодаря применению все более сложных по конфигурации поверхностей и других пространственных конструкций вносит много нового в развитие архитектурной формы, приближающейся к естественному многообразию природных форм. Даже торговый центр сегодня должен выглядеть как произведение архитектуры, а не безликая коробка.
    Как уже отмечалось выше, история архитектуры дает нам немало примеров подражания формам живой природы. Однако такая имитация была чисто внешней и касалась в основном отдельных элементов: колонн, фриза, орнамента и т. п. Напротив, архитектурная композиция здания в целом зависела-от подразделения на части его конструкции и общего облика, определяемого его отдельными формами, подобно тому, как в Древнем Египте архитрав прямолинейных очертаний поддерживался колоннами фитоморфическ-го характера.
    Такое противоречие было преодолено в дорическом храме Древней Греции за счет применения курватур, энтазиса, утонения и других «оптических корректив». Таким образом, композиция обретала непрерывность, монолитность и единство живого организма. Однако это было достигнуто лишь благодаря внешнему сходству и ряду искусственных приемов, таких, например, как имитация колонной формы растения.
    Сегодня подражание изживает себя, потому что непрерывность и монолитность материала стали реальностью, так же как и целостное единство, во всяком случае с технической точки зрения. Достижение идейно-художественного единства для нас не менее важно, и его значение в искусстве ныне еще более возросло.
    Но как же добиться общности материально-технической структуры? Ее можно достигнуть с помощью тектоники, выявления пластики формы и широкого использования средств архитектурной композиции, связанных с закономерностями восприятия.
    Однако язык выразительности современной архитектуры не может быть идентичен языку зодчества прошлого. Речь уже больше не идет о том, чтобы выразить победу над силами тяготения, преодолевая тяжесть и подчеркивая значение легкости. Сегодня задача заключается в том, чтобы выразить прежде всего победу легких «воздушных» форм над неизменяемостью и затем победу над дифференциацией элементов сооружения, подчеркивая значение непрерывности и однородности материала и того факта, что прочность пространственных систем в значительной степени обусловлена свойствами формы. Взаимоотношения между формой и конструкцией диалектичны, они образуют неразрывное единство. В этом находит яркое проявление важнейший для понимания процесса взаимодействия техники и архитектуры закон непрерывного развития техники как реальности, оказывающей «революционизирующее» Влияние на более консервативные архитектурные формы. Однако последние не пассивно следуют за техникой, они обладают относительной самостоятельностью и могут оказывать воздействие на конструкции, способствуя их развитию или, наоборот, сдерживая его.

    Created on 19 October 2014