Миска золотая хохлома в технике папье маше. Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома. II. Вводная беседа

Миска золотая хохлома в технике папье маше. Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома. II. Вводная беседа
Миска золотая хохлома в технике папье маше. Мастер-класс по изготовлению посуды (папье-маше) и ее роспись в стиле «Золотая хохлома. II. Вводная беседа

Урок 6
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)

Изделие: проект «Праздничный стол» - посуда, выполненная индивидуально из глины (или пластилина) для оформления общего праздничного стола.

Задачи урока: обучать детей алгоритму работы над групповым проектом ; повторить материал о свойствах глины; развивать и закреплять умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствовать умения работать по плану; формировать умение осуществлять само- и взаимоконтроль; развивать творческие способности детей.

Планируемые результаты: научиться совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Основные термины и понятия: проект, композиция.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин, таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для викторины. У учащихся: учебник, глина или пластилин, инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска).

Ход урока

В начале урока учащиеся делают сообщение по фотографии, принесенной из дома. Из фотографий, принесенных учащимися на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.
После этого учитель напоминает учащимся о том, что предыдущие уроки были посвящены теме «Посуда». На них дети узнали, из чего делают посуду , как используют, что хранят в посуде и как готовят различные кулинарные изделия, которые можно подавать в посуде.
Проверим себя. Учитель: «Посуда - неотъемлемая часть нашей жизни, с которой мы сталкиваемся каждый день. Давайте проведем викторину в два этапа». Можно разделить детей на команды. Первый этап - ответы на вопросы. За каждый ответ можно назначить определенное количество очков. Учащиеся, набравшие большее количество очков, получают поощрение, в том числе в виде оценок. Возможные вопросы: «Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Можно ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использовать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, например тыкву, кокосы и др.) Почему посуду называют чайной, кухонной, столовой? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя пообедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чашки, а не из стакана? Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда? Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы? Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы? Где изготавливают металлическую посуду? Почему посуду назвали эмалированной? Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посуду? Какие моющие средства используют для мытья посуды? Какие моющие средства можно считать экологически чистыми? Зачем нужен фартук?»
Второй этап викторины направлен на развитие ощущения и восприятия. Он может включать такие задания.
Тактильное восприятие. Определить на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов: стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и др. Учитель дает учащимся с закрытыми или завязанными глазами потрогать приготовленные заранее предметы.
Восприятие цвета. Нарисовать посуду разного цвета, ответив на вопросы: какого цвета может быть посуда, изготовленная из разных материалов? Какими красками чаще всего бывает сделана роспись посуды?
Восприятие величины и формы. Учащиеся, ответив на вопросы: какой из предметов посуды самый большой? Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды? Что больше: тарелка или блюдце? Что выше: стакан или чашка? - изображают различные предметы по одному, в парах или целой командой.
Восприятие пространственных отношений. Учащиеся под руководством учителя разыгрывают сервировку стола. Задание: положить нож и ложку справа от тарелки, а вилку слева, ответить на вопросы: между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка? - и продемонстрировать ответы с помощью соответствующих действий. Можно попросить ребят также поставить тарелку рядом с хлебницей, а между ними положить салфетки и объяснить местоположение каждого предмета. Это задание также поможет в обучении детей этикету.
Учитель обязательно должен подвести итоги викторины и оценить работу учащихся.
Делаем сами. Следующий этап урока - выполнение проекта «Праздничный стол». Учитель: «А теперь давайте сами сделаем посуду для сервировки праздничного стола». Для этого надо, чтобы учащиеся разделились на группы. Учитель должен проконтролировать этот процесс. Важно объяснить , напомнить ребятам, как нужно работать в группе, что нужно помогать друг другу и ориентироваться на работу остальных участников группы, распределить работу на всех так, чтобы каждый участник делал один из предметов посуды, а кто-то составлял композицию и проводил презентацию проекта. Необходимо дать учащимся представление о важности взаимопомощи для получения качественного продукта их совместной работы.
Затем нужно провести анализ уже готового изделия, представляемого учителем (желательно развивать навык самостоятельного анализа): какой материал использован (глина или пластилин), какие приемы необходимо знать для работы с данным материалом (приемы работы с глиной или пластилином; учащиеся вспоминают эти приемы и рассказывают о них с помощью таблицы, подготовленной учителем), какой особый прием использован для данной композиции (прием лепки из целого куска глины), как можно применить данную поделку.
После этого дети читают план работы Ани и Вани в учебнике на с. 23, оценивают его с помощью учителя, придумывают свои композиции, распределяют, кто что будет лепить, и составляют собственные планы работы, которые проверяет учитель. Каждый учащийся работает по собственному плану, выполняет свою поделку, после чего группа составляет композицию и один из участников проводит ее презентацию, одним из составляющих которой должен быть рассказ о возможностях использования посуды в их проекте.
Подведем итоги. В ходе презентации учащиеся под контролем учителя пробуют самостоятельно оценить работы и выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.

Домашнее задание. Попросите у родителей небольшую миску, подумайте, из чего она сделана , каким способом, вспомните, для чего ее обычно используют у вас дома. Составьте небольшое сообщение. Миску принесите на следующий урок.

Урок 7
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Задачи урока: познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; развивать интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.

Ресурсы и оборудование. У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.

Ход урока

Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома. Учитель: «А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов - хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».
Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».
Путешествуем во времени. Дети читают текст на с. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное - золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал , что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»
Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан способом аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на странице 24 под рисунком. Обратите внимание на слово „орнамент“. Что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога.) Дети читают определение понятия «орнамент» (с. 95). Учитель: «Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».
Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляют путем прессования различные предметы.) Учащиеся читают план работы в учебнике на с. 25 и рассматривают изображения к нему, а затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку», после чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать , к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске высохнет быстро, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.
Подведем итоги. В конце урока учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»

Домашнее задание. Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить его хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.

Урок 8
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать любовь к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью.

Планируемые результаты: знать особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.

Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи , памятка № 2 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Ход урока

Урок можно начать с анализа учащимися работ друг друга по фотографиям, принесенным из дома. Учитель обязательно контролирует работу учащихся.
Путешествуем во времени. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать народные промыслы с разговора о хохломской росписи. Сегодня мы познакомимся с другим видом росписи - с городецкой росписью. Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?»
Учитель предлагает детям прочитать текст учебника на с. 26, после чего целесообразно провести беседу по иллюстрациям учебника и изделиям, подготовленным учителем. Учитель: «Что в учебнике сказано о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил свое развитие в деревнях близ города Городца.) Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.) А какой использовали материал для создания этих предметов быта? (Дерево.) Посмотрите внимательно на рисунки и изделия. Что городецкие мастера изображали на своих работах? (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.)»
Учимся новому. Следующим этапом урока может быть беседа об основных особенностях городецкой росписи. Учитель: «Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов - розана и купавки. Посмотрите на доску. (Образец готовой разделочной доски с аппликацией «Городецкая роспись» учащимся демонстрирует учитель, при этом указывает на каждый из видов цветов и называет его.) В чем различие цветов? (У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.) Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается (можно спросить у детей, как они понимают значение этого слова в данном случае) в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка - накладываются основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов - пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка - цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками. И в итоге получаются замечательные, удивительные городецкие узоры».
Делаем сами. Первый этап работы над поделкой, как обычно, анализ уже готовой работы, который можно провести в виде фронтального опроса учащихся: форма изделия (форма разделочной доски), орнамент, выполненный на доске (растительный: купавки, листики; птица), как расположены элементы, т. е. какова композиция (птица в центре, по краям растительный орнамент), используемая техника выполнения (аппликация), используемые материалы (картон для основы - доски, цветная бумага для элементов композиции), возможное применение поделки (для украшения кухни).
После этого полезно попросить учащихся сказать, каким будет следующий этап работы (планирование), прочитать план работы в учебнике (с. 27), проанализировать его вместе с учителем и составить свой план: 1. Подготовка шаблонов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Это поможет развить у учащихся самостоятельность, навыки самооценки и самоконтроля. Только после этого можно начинать непосредственную работу над поделкой.
Подготовка шаблонов. Дети вырезают шаблоны из рабочей тетради (с. 12-13). Но перед этим надо вспомнить правила работы ножницами (с помощью памятки № 2 из приложения).
Разметка. С помощью шаблонов учащиеся делают разметку на цветном картоне и бумаге. Шаблон доски размечается на белом или цветном картоне, можно выбрать желтый цвет , под дерево. Шаблоны листиков - на зеленой бумаге, а цвет для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно (что способствует развитию у них чувства цвета и умения составлять композицию). Важно напомнить детям об экономии бумаги и выполнении разметки на обратной стороне листа.
Раскрой. Учащиеся аккуратно вырезают все детали.
Сборка. Учитель: «Составьте композицию. Только после того как все детали будут разложены вами на основе - доске в целостной композиции, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем».
Подведем итоги. Итогом урока, как обычно, является анализ работ учащихся (форма может быть разной в зависимости от выбора учителя: самоанализ, взаимоанализ и оценка работ учителем). Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?»

Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, где может применяться ваша поделка.

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями хохломской росписи, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента, с видами декоративно-прикладного искусства, закреплять умения и навыки работы с бумагой, навыки росписи посуды, работы с такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать творческое мышление, воспитывать эстетический вкус, интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше, уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, народное творчество.

Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.

Ход урока

Учащиеся выступают с сообщениями, приготовленными дома. Учитель: « А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».

Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на стр. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».

Путешествуем во времени. Дети читают текст на стр. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить не зазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и родилось название – «золотая хохлома». Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»

Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан путем аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на стр. 24 под рисунком. Обратите внимание на слово орнамент, что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога). Дети читают определение понятия «орнамент» (стр. 95). Учитель: «Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».

Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше? Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляются путем прессования различные предметы). Учащиеся читают план работы в учебнике на стр. 25 и рассматривают изображения к нему. А затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку». После чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске успеет высохнуть, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.

Подводим итоги. В конце урока учитель оценивает работ учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?».

Домашнее задание: Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.

Класс: 2

УМК «Школа России»

Предмет: технология

Учитель начальных классов МБОУ НСОШ

Сыроватская Анастасия Александровна

Тема: Народные промыслы. «Золотая хохлома»

Тип урока: урок изучения нового.

Цели: создать условия для:

    знакомства учащихся с технологией изготовления миски в технике папье - маше и росписи ее в стиле золотой хохломы, с историей возникновения росписи в стиле золотой хохломы ; с технологией папье- маше;

    воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству;

    развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Планируемые результаты:

Личностные: уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности; стремление учащихся к реализации собственных замыслов.

Предметные : знать особенности процесса создания изделия в стиле папье-маше с использованием хохломской росписи.

Метапредметные:

познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; умение выявлять сущность и особенности объектов; умение на основе анализа текста делать выводы;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать по плану; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Методы обучения: словесно-наглядные, практический, иллюстративный.

Средства : интерактивная доска, презентация, учебник, блюдце, белая бумага, клей, газета, простой карандаш, краски, кисти.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Орг.момент.

Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Слушают стихотворение.

Личностные : желание приобрести новые знания.

Коммуникативные : умение вести диалог с учителем, учащимися

2.Целеполагание

Цель: создать условия для формулировки детьми темы и целей урока .

Ребята, вы сейчас прослушали два стихотворения, о чем в них говорится?

Что в них общего, что их объединяет.

Кто понял, в какой технике работали мастерицы из второго стихотворения?

Как вы думаете, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Ребята, что объединяет эти слова: гжель, хохлома, дымковская игрушка?

Значит как более точно мы можем сформулировать тему урока?

Действительно тема урока: Народные промыслы: «Золотая хохлома».

Какие цели на урок вы сформулируете?

О природе. О мастерицах, которые изображают природу.

Хохломской росписи.

Золотой. Наверное в хохломе используется много золотых красок.

Золотая хохлома.

Это народные промыслы.

Народные промыслы: золотая хохлома.

Ставят цели на урок.

Личностные:

Регулятивные : учиться самостоятельно управлять своей деятельностью.

3. Актуализация знаний учащихся

Цель:

Расширение знаний об окружающем мире, знакомство с историей возникновения золотой хохломы, техники попье-маше

Физминутка

Откройте учебники на с.24 и рассмотрите изображенную посуду.

Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи»

Итак, давайте совершим небольшое путешествие во времени: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное - золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи.

Сегодня вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и в основном использовали для изготовления кукол.

«Папье-маше» в переводе с французского языка обозначает «рваная бумага». И действительно, для поделки из «папье-маше» нужно нарвать много кусочков бумаги. А затем этими кусочками с помощью клея выложить многослойную форму. Это первый способ изготовления папье–маше.

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника, отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя

Учащиеся повторяют движения

Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.

Регулятивные : научиться самостоятельно управлять своей деятельностью.

Познавательные :

умение извлекать информацию из иллюстраций, рассказа учителя, учебника;

умение выявлять сущность и особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные :

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные : умение формулировать вопросы по новой теме, высказывать свое мнение по новому материалу

4. Выполнение изделия

1).Сообщение плана работы

Цель: разобрать этапы выполнения работы, их последовательность

Прежде чем выполнить изделие, разберем план нашей работы.

Откройте учебник, рассмотрите изображения, объясните, какой этап изображен, для чего он нужен.

Учащиеся читают план работы в учебнике на стр. 25 и рассматривают изображения к нему, разбирают этапы работы, их последовательность.

Познавательные:

Коммуникативные :

сотрудничество со сверстниками учителем, умение слушать собеседника, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место

2). Изготовление миски.

Цель: изготовление блюдца в технике папье-маше;

познакомить детей с типами орнамента, используемого в золотой хохломе

Под руководством учителя выполняют работу по плану:

Шаг 1: Для начала выберите, что вы будете делать: тарелку, чашку или что-то другое. Проще всего изготавливать блюдце.

Шаг 2: А теперь приступаем к самому процессу изготовления блюдца из папье-маше. Накрываем рабочую поверхность стола газетой или другим подручным материалом. Кладем блюдце на стол донышком вверх. Отрываем от белой бумаги небольшие кусочки с неровными краями и, смачивая в клее, равномерно прикладываем к внешней поверхности блюдца.

Шаг 3: После слоя белой бумаги наклеиваем пять слоев из кусочков газеты. Технология та же.

Шаг 4: После нанесения всех слоев бумаги изделие надо просушить.

Шаг 5: Процедуру по наклейке кусочков бумаги необходимо повторить 5-10 раз.

Шаг 6: Последний, а можно и предпоследний слой папье-маше делаем из кусочков белой бумаги.

Шаг 7: Опять даем изделию просохнуть.

Шаг8: оставляем на просушку.

Ребята, пока изделие сохнет, мы должны придумать узор(орнамент) в стиле хохломы, которым будем украшать изделие.

Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Давайте попробуем изобразить орнамент на листе бумаги и определим, к какому типу относится полученный узор.

Под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку».

Рассматривают элементы орнамента, которые можно использовать в своей работе, слушают объяснения учителя

Изображают орнамент на чистом листе бумаги, определяют к какому типу он относится.

Личностные: саморазвитие, мотивация к обучению

Познавательные:

работа с информацией, выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез.

Коммуникативные :

сотрудничество со сверстниками, умение формулировать мысли в устной речи

Регулятивные : преодоление трудностей, настойчивость в достижении цели. осознание способов и приёмов действий.

5. Роспись миски

Цель: создать условия для росписи изделия в стиле золотой хохломы

Наша поделка высохла, теперь ее можно расписывать.

Распиши свою миску в стиле хохломской росписи

Расписывают миску в стиле «хохломы

Регулятивные:

осознание способов и приёмов действий. Личностные

6.Подведение итогов урока, . Выставка работ, рефлексия.

Цель: подведение итогов, оценивание работ, нахождение ошибок в работах

С каким материалом мы работали на уроке?

Почему хохломскую посуду называют золотой?

Давайте теперь организуем выставку работ, оценим их

Выставляют свою работу, оценивают, находят ошибки, озвучивают их.

Личностные : мотивация достижения успеха

Познавательные:

умение оценить качество выполненной работы в соответствии с поставленными задачами.

7. Уборка рабочих мест.

Спасибо вам за работу! Приведем свои рабочие места в порядок.

Дети наводят порядок на рабочих местах.

Регулятивные: умение приводить свое рабочее место в порядок по окончании работы

Елена Митенькина

Набор посуды (Папье-маше). Роспись «Золотая хохлома»

Золотая Хохлома - один из красивейших видов росписи русского искусства.

Это роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Предположительно хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги.

Богата и красива русская культура. Неповторима и многогранна каждая роспись, будь то волшебная Гжель, Городец, Каргополь или Золотая хохлома. Люблю каждый вид росписи, но сегодня хочу остановиться именно на Хохломе. Люблю создавать что-то новое своими руками, а потом расписывать. Под кистью будто оживает предмет, становится самобытным, неповторимым.

Представляю Вашему вниманию Мастер – класс по изготовлению посуды папье-маше и ее росписи в стиле «Золотая Хохлома».

Для работы нам понадобится :

Ваза, кувшин, любая емкость, напоминающая вазу (что есть под рукой);

Бумага, газеты, белые листы;

Клей ПВА;

Подсолнечное масло;

Гуашь белая для грунтовки.

Гуашь (красная, черная, желтая) для росписи;

Краска «золотая» (если есть, работа с ней выглядит более завершенной и торжественной;

Лак (бесцветный);

Кисточки;

Простой карандаш.

1. Бумагу (газеты) мелко разрываем, замачиваем в воде до набухания Отжимаем.

Вазу или кувшин (что есть под рукой) с внешней стороны мажем подсолнечным маслом и обклеиваем вазу бумагой. Сначала 1-2 слоя. Дать высохнуть. Снова 3-4 слой, дать высохнуть … и так далее. Примерно таких слоев должно быть 12-13. Для плотности и надежности изделия каждые 2-3 слоя я промазывала клеем. Неделю сохла вся «конструкция». Убедившись, что слои просохли и изделие готово, я надрезала вазу канцелярским ножом сверху вниз и сняла бумажный каркас. Место разреза стыковала и склеила белой бумагой. Чтобы заготовка вазы была однородной, покрыла ее в белый цвет. Так же сделала и тарелочку (технология изготовления такая же). После покраски в белый цвет вот что полочилось.

2. Изделие готово для росписи. Сначала я нарисовала простым карандашом предполагаемый рисунок. Использовала элементы росписи «Золотая хохлома» (завиток, цветок, листья, ягодки).

3. Сначала расписывала все детали желтым цветом.

4. Затем прорисовывала все элементы красным цветом.

5. После прорисовывания всех элементов желтым и красным цветом , включила в работу черный цвет .

Когда я нанесла основной орнамент, для завершения работы использовала краску золотого цвета (по контору изделия, в элементах листочков и завитков).

После завершения всей росписи, убедившись, что ничего исправлять не надо, я покрыла всю работу лаком.

Этот вид росписи очень мне близок, он прост и в тоже время красив. Немного позже по этой же технологии я сделала пиалу. Вот что у меня получилось.

Публикации по теме:

26 апреля 2017 года в нашем родном Новосибирске состоялся I творческий фестиваль "Поверь в мечту" для детей с ограниченными возможностями.

1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора (элементы, композиция.

се дети просто обожают шоколадные яйца «Киндер Сюрприз». И не потому, что они сладкие, а скорее всего из-за сюрприза спрятанного внутри.

Лозина Ольга Олеговна МАСТЕР-КЛАСС Елочная игрушка из папье-маше "Золотая рыбка" Ежегодно в нашем городе проводится городской конкурс "Новогодняя.

Представляю вашему вниманию мастер класс по изготовлению киндер-сюрприз из папье-маше. Который я делала племяннику в подарок. Перед тем.

Предлагаю Вашему вниманию, ещё одну игрушку из бумаги, выполненную способом папье - маше. Папье - маше по - французски - значит «жёванная.

Задачи урока:

  1. формирование специальных умений и навыков;
  2. решать задачу по профориентации;
  3. развивать воображение, память, внимание, чувство ритма;
  4. развивать умение управлять двигательными действиями, мелкой моторикой;
  5. развивать способности и дарования.

Оборудование: заготовки папье-маше, краски – кисти, палочки, салфетки, подставки; натюрморт по мотивам "Золотая хохлома", панно на стене (столе) "Золотая хохлома"; выставка предметов Хохломской росписи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа:

Ребята, мы с вами уже знаем о истории создания посуды. Знаем, что сначала появилась … (глиняная) затем… (деревянная, стеклянная, металлическая, синтетическая) посуда.

Ребята, а как вы думаете, что надо было знать мастеру для изготовления деревянной посуды? (Свойства пород дерева).

Сначала посуду делали все, кто мог, затем стали делать те, у кого лучше получалось.

Вывод: По мере развития хозяйственной жизни человека изготовление посуды усложнялась, требовало все большего мастерства и со временем превратилось в профессию.

III. Выступления учащихся по теме.

Сейчас ребята нам расскажут о создании деревянной посуды мастерами Хохломы.

Ученик: Токарь вытачивает на станке заготовки. У посуды, сделанной на станке, ровная и гладкая поверхность. Она нежно-розоватого цвета. Сияет чистотой фактуры свежего дерева липы или сосны. Изделия сушат, шлифуют.

2 ученик: Затем посуда попадает в руки грунтовщика. Он накладывает на заготовку грунт – вап – глину красновато-коричневого цвета.

Обмазанное вапом изделие похоже на глиняное, т. к. дерево под слоем грунта не видно.

3 ученик: Грунтованное изделие высушивают в печи и оно переходит в руки лудильщика. Изделие натирают алюминиевым порошком. Это называют лужением. Луженое изделие похоже на серебряное.

4 ученик: Наступает время работы мастера-художника, красильщика. По серебряному фону мастер кистью рисует орнамент.

5 ученик: Затем мастера-лачилы покрывают изделия лаком. Печники ставят полаченные изделия в электропечь и следят, чтобы лак закалился при t 160-180 ?С. Под пленкой закаленного лака все, что было серебряным, стало золотым.

Учитель: Да, не зря народ говорит: “Красна птица перьем, а человек уменьем!” Вот и мы с вами сегодня на уроке будем мастерами мастерами-художниками, мастерами-умельцами. У нас уже приготовлены заготовки (стаканчики, тарелочки).

Каждый из вас на предыдущих уроках думал над росписью своей заготовки, выполнил ряд эскизов орнаментов.

И теперь вы можете приступить к росписи, используя элементы хохломской росписи. (травку, цветок, кудрину, ягодки) – хохломские мотивы.

Учитель: (открывает натюрморт)

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Ребята, ваша задача состоит в том, чтобы выбрать орнамент, расписать заготовку как художники-травники, не забывая о том, что мы работаем в мастерской хохломской росписи (Обращает внимание на натюрморт по мотивам Хохломы), и что основные цвета Хохломы это?.. (красный, желтый, зеленый, черный)

IV. Итог беседы:

Мы будем расписывать изделия, не забывая, что орнамент Хохломы – это обязательное использование растительных элементов, их переплетение, размещение главного элемента в центре (ягодка, лист), оформление края изделия. Ограничение цветовой палитры.

V. Приступайте к работе (20-25 мин).

Выполнение задания.

Зрительный ряд: эскизы ранее выполненных растительных орнаментов в стиле Хохломы; хохломская посуда; репродукции орнаментов Хохломы.

По мере того как учащиеся заканчивают работу, они выходят и выставляют на полочках. Когда работы почти все выставлены, в класс входит гость (Петрушка). Петрушка удивляется тому, что видит. Говорит о том, зачем все это надо, когда можно пойти в магазин и купить готовую посуду.

Учитель: Да, конечно, можно купить, Петрушка! Но очень интересно сделать все самому. Ведь это посуда не обычная, и ребята сегодня - мастера Хохломской росписи.

Петрушка: Да, я тоже так смогу! У меня даже любимые цвета есть: оранжевый, фиолетовый.

Учащиеся: Что ты, Петрушка! Хохлома использует не все цвета, не все виды орнаментов. Ты приходи к нам на урок и увидишь и узнаешь много интересного.

VI. Обобщение:

Петрушка, ты лучше посмотри, какая посуда у нас на выставке! Что тебе особенно понравилось и почему?

VII. Анализ работ.

Оценка Петрушки:

  1. Аккуратность.
  2. Яркие цвета.
  3. Очень красивые листья, цветы.
  4. Ягодки.
  5. Завитки.

Учитель: А теперь, ребята, ваши такие яркие работы давайте подарим нашим гостям. (Приготовленные заранее).

Эти же работы, над которыми вы работали, должны просохнуть и мастера лачилы покроют их лаком.

А всем мастерам, исполнявшим работу, спасибо.