Мифы древней греции в переводе куна. Мифы древней греции. Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Мифы древней греции в переводе куна. Мифы древней греции. Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Странное объявление

На улице Красных Зорь появилось странное объявление: небольшой, серой бумаги листок, прибитый к облупленной стене пустынного дома. Корреспондент американской газеты Арчибальд Скайльс, проходя мимо, увидел стоявшую перед объявлением босую молодую женщину в ситцевом опрятном платье; она читала, шевеля губами. Усталое и милое лицо ее не выражало удивления, – глаза были равнодушные, синие, с сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос за ухо, подняла с тротуара корзинку с зеленью и пошла через улицу.

Объявление заслуживало большего внимания. Скайльс, любопытствуя, прочел его, придвинулся ближе, провел рукой по глазам, перечел еще раз.

– Twenty three, – наконец проговорил он, что должно было означать: «Черт возьми меня с моими потрохами».

В объявлении стояло:

«Инженер М. С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе».

Это было написано обыкновенно и просто, обыкновенным чернильным карандашом.

Невольно Скайльс взялся за пульс: обычный. Взглянул на хронометр: было десять минут пятого, 14 августа 192… года.

Со спокойным мужеством Скайльс ожидал всего в этом безумном городе. Но объявление, приколоченное гвоздиками к облупленной стене, подействовало на него в высшей степени болезненно.

Дул ветер по пустынной улице Красных Зорь. Окна многоэтажных домов, иные разбитые, иные заколоченные досками, казались нежилыми – ни одна голова не выглядывала на улицу. Молодая женщина, поставив корзинку на тротуар, стояла на той стороне улицы и глядела на Скайльса. Милое лицо ее было спокойное и усталое.

У Скайльса задвигались на скулах желваки. Он достал старый конверт и записал адрес Лося. В это время перед объявлением остановился рослый, широкоплечий человек, без шапки, по одежде – солдат, в суконной рубахе без пояса, в обмотках. Руки у него от нечего делать были засунуты в карманы. Крепкий затылок напрягся, когда он стал читать объявление.

– Вот этот – вот так замахнулся, – на Марс! – проговорил он с удовольствием и обернул к Скайльсу загорелое беззаботное лицо. На виске у него наискосок белел шрам. Глаза – сизо-карие и так же, как у той женщины, – с искоркой. (Скайльс давно уже подметил эту искорку в русских глазах и даже поминал о ней в статье: «…Отсутствие в их глазах определенности, то насмешливость, то безумная решительность, и, наконец, непонятное выражение превосходства – крайне болезненно действуют на европейского человека».) – А вот взять и полететь с ним, очень просто, – опять сказал солдат, и усмехнулся простодушно, и в то же время быстро, с головы до ног, оглядел Скайльса.

Вдруг он прищурился, улыбка сошла с лица. Он внимательно глядел через улицу на босую женщину, все так же неподвижно стоявшую около корзинки.

Кивнув подбородком, он сказал ей:

– Маша, ты что стоишь? (Она быстро мигнула.) Ну, и шла бы домой. (Она переступила небольшими пыльными ногами, вздохнула, нагнула голову.) Иди, иди, я скоро приду.

Женщина подняла корзину и пошла. Солдат сказал:

– В запас я уволился вследствие контузии и ранения. Хожу – объявления читаю, – скука страшная.

– Вы думаете пойти по этому объявлению? – спросил Скайльс.

– Обязательно пойду.

– Но ведь это вздор – лететь в безвоздушном пространстве пятьдесят миллионов километров.

– Что говорить – далеко.

– Это шарлатанство или – бред.

– Все может быть.

Скайльс, тоже теперь прищурясь, оглянул солдата, смотревшего на него именно так: с насмешкой, с непонятным выражением превосходства, вспыхнул гневно и пошел по направлению к Неве. Шагал уверенно и широко. В сквере он сел на скамью, засунул руку в карман, где, прямо в кармане, как у старого курильщика и делового человека, лежал табак, одним движением большого пальца набил трубку, закурил и вытянул ноги.

Шумели старые липы в сквере. Воздух был влажен и тепел. На куче песку, один во всем сквере, видимо уже давно, сидел маленький мальчик в грязной рубашке горошком и без штанов. Ветер поднимал время от времени его светлые и мягкие волосы. В руке он держал конец веревочки, к другому концу веревочки была привязана за ногу старая взлохмаченная ворона. Она сидела недовольная и сердитая и так же, как и мальчик, глядела на Скайльса.

Вдруг – это было на мгновение – будто облачко скользнуло по его сознанию, закружилась голова: не во сне ли он все это видит?.. Мальчик, ворона, пустые дома, пустынные улицы, странные взгляды прохожих и приколоченное гвоздиками объявленьице – приглашение лететь в мировые пространства…

Скайльс глубоко затянулся крепким табаком. Развернул план Петрограда и, водя по нему концом трубки, отыскал Ждановскую набережную.

В мастерской Лося

Скайльс вошел во двор, заваленный ржавым железом и бочонками от цемента. Чахлая трава росла на грудах мусора, между спутанными клубками проволок, поломанными частями станков. В глубине двора отсвечивали закатом пыльные окна высокого сарая. Небольшая дверца в нем была приотворена, на пороге сидел на корточках рабочий и размешивал в ведерке сурик. На вопрос Скайльса, можно ли видеть инженера Лося, рабочий кивнул вовнутрь сарая. Скайльс вошел.

Сарай едва был освещен – над столом, заваленным чертежами и книгами, горела в жестяном конусе электрическая лампочка. В глубине сарая возвышались до потолка леса. Здесь же пылал горн, раздуваемый рабочим. Сквозь нагромождения лесов поблескивала металлическая, с частой клепкой, поверхность сферического тела. В раскрытые половинки ворот были видны багровые полосы заката и клубы туч, поднявшихся с моря.

Рабочий, раздувавший горн, проговорил вполголоса:

– К вам, Мстислав Сергеевич.

Из-за лесов появился среднего роста крепко сложенный человек. Густые, шапкой, волосы его были белые. Лицо – молодое, бритое, с красивым большим ртом, с пристальными, светлыми, казалось, летящими впереди лица, немигающими глазами. Он был в холщовой грязной, раскрытой на груди рубахе, в заплатанных штанах, перепоясанных веревкой. В руке он держал запачканный чертеж. Подходя, он попытался застегнуть на груди рубашку на несуществующую пуговицу.

– Вы по объявлению? Хотите лететь? – спросил он глyxoватым голосом и, указав Скайльсу на стул под конусом лампочки, сел напротив у стола, положил чертеж и начал набивать трубку. Это и был инженер Мстислав Сергеевич Лось.

Опустив глаза, он зажег спичку; огонек осветил снизу его крепкое лицо, две морщины у рта – горькие складки, широкий вырез ноздрей, длинные темные ресницы. Скайльс остался доволен осмотром. Он объяснил, что лететь не собирается, но что прочел объявление на улице Красных Зорь и считает долгом познакомить своих читателей со столь чрезвычайным и сенсационным проектом междупланетного сообщения.

Лось слушал, не отрывая от него немигающих светлых глаз.

– Жалко, что вы не хотите со мной лететь, жалко, – он качнул головой, – люди шарахаются от меня, как от бешеного. Через четыре дня я покидаю землю и до сих пор не мoгy найти спутника. – Он опять зажег спичку, пустил клуб дыма. – Какие вам нужны данные?

– Наиболее выпуклые черты вашей биографии.

– Это никому не нужно, – сказал Лось, – ничего замечательного. Учился на медные гроши, с двенадцати лет на своих ногах. Молодость, годы учения, работа, служба, – ни одной черты, любопытной для ваших читателей, ничего замечательного, кроме… – Лось вдруг насупился, резко обозначились морщины у рта. – Ну, так вот… Над этой машиной, – он ткнул трубкой в сторону лесов, – работаю давно. Постройку начал два года тому назад. Все!

– Во сколько приблизительно месяцев вы думаете покрыть расстояние между Землей и Марсом? – спросил Скайльс, глядя на кончик карандаша.

– В девять или десять часов, я думаю, не больше.

Давно, очень давно меня подбивал отец прочитать эту книгу, поскольку "это классика советской фантастики". Сначал он предлагал посмотреть фильм, но до фильма я так и не дошёл, а вот книгу прочитал. Немного опечалился, узнав, что есть две версии книги - "взрослая" и "юношеская". Впрочем, оглядываясь на этот "юношеский" вариант, начинаю задумыватья о рейтинговой системой, которая сейчас правит бал во всё мире. Да, спойлер-тревога - я пишу мысл о сюжете книги, а не пытаюсь "продать" её. Вообще, я бы не сказал, что книгу прям следует читать всем и каждому, хотя безусловно, в некоторую часть классики она входить должна. К слову, как раз той, что вполне можно читать в школьном возрасте, если плевать на рейтинги. Благо, там на них и так плюют - ведь "Капитанская дочка" проходится классе в 9 что ли, а там кровь, смерть и разве что секса нет. К слову, нет его и в Аэлите, хотя намёков и подводок к нему довольно много. Но всё по порядку.

Первое, что впечатлило - это описание русского человека от имени корреспондента американской газеты: "отсутствие в их глазах определённости, то насмешливость, то безумная решительность и, наконец, непонятное выражение превосходства - крайне болезненно действуют на европейского человека." Это мне понравилось, и опечалил тот факт, что этого сейчас не скажешь о русских людях. Ведь Толстой писал этот роман, находясь за границей, а потому, я думаю, опирался на реальные показания европейцев. А какой образ сейчас сложен у зарубежного человека о русских? То что я слышал, не утешает - в основном это пьяные охламоны в Турции. Лет десять назад - жестокая русская мафия с акцентом. Но нет былой славы.

В то же время один из двух главных героев романа, Гусев Алексей, бывший солдат, разбойник и в целом перекати-поле, меня конкретно выбил из колеи. Потому что с одной стороны он как раз воплощение описания, выше приведённого. А с другой - очень ветренный и не особо-то хороший человек. Я с большим удивлением увидел, как она на Марсе "забыл", что у него на Земле осталась жена, и заигрывал с марсианской девушкой. У второго героя, Мстислава Лося, хотя бы было оправдание - его жена в могиле была уже. В целом, меня довольно сильно удивило наличие любовной линии в романе, а так же её влияние на сюжетные повороты. Всё это очень сильно напоминает Эдгара Райса Берроуза и его "Барсумскую серию" о Марсе. Вполне возможно, что отчасти Толстой как раз и вдохновлялся ею - по времени как раз мог.

Что касается Марса, то тут меня многое позабавило, и в то же время впечатлило. Например, мнимая "старость" народа Марса мне совсем непонятна - по тексту я нигде не припомню, чтобы народ это был старый. Вот Атлантида, от которой они почерпнули знания, да. "Магацитлы" действительно представляли собой очень старое знание. Вообще весь изгиб сюжетной линии в эпоху декаденса несколько странен. Возможно, намёк на "загнивающий капитализм" - мол, его время уже ушло. А главные герои представляют собой будущее - коммунизм. Недаром Гусев так упорно пытался устроить пролетарскую революцию на Марсе.

Научные достижения, описанные в книге, конечно, сейчас выглядят достаточно нелепо. Теория с марсианскими каналами оказалась полностью ложью, а жизнь на ней так и не появилась - слишком мала масса планеты. Способ работы ракеты, построенной Лосём, малоприменим, поскольку работает она на мифическом "ультралиддите", который напоминает мне почему-то о луддитах, противниках прогресса. Вообще вся техника, описанная Толстым, сейчас по большей части, не существует - разве что телевизор. В книге описано устройство - матовый экран, посредством которого можно было видеть, что проихсодит в другом помещении, где стоял такой же экран. На момент написания книги - 1922 год - телевизоры уже были в разработке, но повсеместное распространение и постоянные трансляции начались полтора десятилетия спустя. Не Артур Кларк, но всё же.

Сюжет. В целом, это очень крутой сюжет, достаточно лихо закрученный и очень хорошо написанный. Можно выдвигать конкретные претензии - к тому, что Гусев даже не моргнул глазом, узнав, что пока они летели до Марса, прошло полтора месяца. А ведь его жена дома ждёт. Впрочем, это можно объяснить его характером. На самом деле, больше всего меня действительно бесит именно сюжетный поворот касаемо непосредственной "революции", которая не удалась. Пролетариат просто разбомбили вместе с городом. Само по себе это не удивляет, удивляет отношение марсиан к этому. Почти никак не объясняется, откуда у них такой повальный фатализм относительно гибели цивилизации. И если им действительно насрать, то с хера ли они вообще решили устроить бунт?

Религия. Мне очень понравилось, как Толстой низвёл религию до инструмента. Во первых, ни марсиане, ни главные герои не являются верующими. Во-вторых, единственное упоминание религии - в истории Атлантиды, находящейся внутри книги. "Тогда жрецы - высшая каста Атлантов - поняли, что нужно внести ясный и понятный, единый для всех культа. Они стали строить огромные храмы и посвящать их солнцу - отцу и владыке жизни..." Мне понравилось, как он это обработал. Вообще, учитывая обстановку в РФСР, Толстой умудрился сделать крайне деликатную книгу, обходящую многие острые углы, насколько я могу понять.

Как-то на этом кончаются мои мысли о 140 страницах, написанных Толстым. Тем более что на самом деле их где-то 100 - очень много у меня иллюстраций в книге было.

История написания и издания

А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году , находясь за пределами России.

Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь » в № 6 за 1922 год и в № 2 за 1923 год. Первое отдельное издание романа вышло в 1923 году и называлось «Аэлита (Закат Марса)».

Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе ».

Научно-техническая сторона фабулы в повести основана на теории межпланетных ракетных сообщений , разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии , в частности, «Хроники Акаши »:

  • А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов.
  • «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе . Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек , - образ и подобие Хозяина Вселенной».
  • «Разум есть материя , более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет ».
  • «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум - в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот - солнце, глаза - звёзды, голова - чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».

Марс Толстого

  • Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов , на их пересечении расположены тёмные точки. Система каналов двойная - одна ярко видна на поверхности Марса, вторая - крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, дно высохших каналов поросло кактусами, новая же снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) - циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.
  • Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня , изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами . Позднее из романа выясняется, что эта местность была ирригирована , но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса, Соацера («Солнечное селение»), находится в оазисе Азора. Обитатели планеты называют её Тума.
  • На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) - потомки аолов и землян. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета).

Связь с другими произведениями

Связь с реальным миром

В повести указан адрес дома в Петрограде , в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты - Ждановская набережная , 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Интересно, что это место по нескольким причинам имеет отношения и к реальной истории российской космонавтики. В соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей. . Позднее, в 1930-х годах, неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа , занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон. . Наконец, рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского .

Экранизация

Кадр из экранизации Я. Протазанова

  • В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита », считающийся классикой мировой кинофантастики.
  • «Межпланетная революция» (1924) - мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты» А. Н. Толстого
  • В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир » - четвёртый выпуск.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Копейкин А. Толстой А. Н. Аэлита

Категории:

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Фантастические повести
  • Повести Алексея Николаевича Толстого
  • Повести 1923 года
  • Атлантида в культуре и искусстве
  • Книги о Марсе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аэлита (роман)" в других словарях:

    АЭЛИТА, СССР, Межрабпом Русь, 1924, ч/б, 100 мин. Фантастико приключенческий фильм. По мотивам одноименного фантастического романа А.Толстого. «Аэлита» первый фильм, поставленный режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции.… … Энциклопедия кино

    Запрос «Аэлита» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Аэлита Жанр: повесть

    - … Википедия

    - «Аэлита» литературная премия, старейшая советская и российская премия в области фантастики.Премия основана в 1981 году редакцией журнала «Уральский следопыт» совместно с Союзом Писателей РСФСР и с тех пор вручается… … Википедия