Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Что нового в выводах следователей по сбитому над Донбассом MH17

Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Что нового в выводах следователей по сбитому над Донбассом MH17
Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Что нового в выводах следователей по сбитому над Донбассом MH17

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Тьиббе Йустра презентует доклад об итогах расследования на фоне воссозданного из обломков "боинга"

Совет безопасности Нидерландов представил результаты собственного расследования крушения "боинга" "Малазийских авиалиний", сбитого 17 июля прошлого года на востоке Украины.

Результаты расследования родственникам погибших и журналистам представил глава совета Тьиббе Йустра. Им также показали воссозданный из обломков самолет.

Голландские власти ставили задачу ответить на четыре вопроса:

  • Что привело к распаду самолета на большой высоте?
  • Почему самолет летел над зоной военных действий?
  • Почему некоторым из родственников было сообщено о гибели их близких лишь через четыре дня после катастрофы?
  • Насколько в последние минуты жизни пассажиры и экипаж самолета осознавали, что происходит?

Доклад не рассматривал вопроса о том, кто виновен в крушении рейса MH17, поскольку этот вопрос не относится к сфере компетенций совета безопасности.

Это был "Бук"

По итогам расследования голландские власти пришли к выводу, что "боинг" "Малазийских авиалиний" был сбит ракетой комплекса "Бук", выпущенной с территории восточной Украины. Версии о взрыве, произошедшем на борту самолета, ракете, выпущенной по "боингу" с воздуха, и неких атмосферных явлениях, от которых мог пострадать самолет, были опровергнуты.

Причину взрыва удалось установить после анализа обломков. Для этого из найденных фрагментов фюзеляжа в ангаре голландской авиабазы Хилзе-Райен создали модель самолета длиной около 20 метров.

Анализируя характер повреждений "боинга", совет безопасности пришел к выводу, что взрыв ракеты произошел слева от кабины пилота в 13 часов, 20 минут и 03 секунды по Лондону. Ракета приблизилась к самолету "почти встречным курсом".

Никакие сигналы тревоги на борту не были активизированы; запись обоих бортовых самописцев прекратилась внезапно. На записи речевого самописца о произошедшем свидетельствуют лишь последние 20 миллисекунд, на которых зафиксирована "высокоэнергетическая звуковая волна, длившаяся около 2,3 миллисекунды".

В телах трех членов экипажа, а также в обломках самолета удалось найти поражающие элементы из нелегированной стали, характерные для боевой части ракеты системы "Бук" (модель 9N314M).

Правообладатель иллюстрации onderzoeksraad.nl Image caption В докладе содержатся подробные объяснения повреждений, которые самолет получил в результате взрыва

Как объясняется в докладе, "в боевой части этой оружейной системы помещен боезаряд, вокруг которого уложены в два слоя поражающие элементы". В обломках "боинга" удалось найти все три типа поражающих элементов, характерных для модели 9N314M: кубические, цилиндрические фрагменты, а также элементы в виде "бабочки".

Кроме того, отмечается, что ракеты, выпущенные из "Бука", могут достигать высоты в 24,4 километра, что намного выше высоты, на которой летел самолет (10,1 км).

Совет по безопасности смоделировал ситуацию поражения и взрывной волны, возникшей после взрыва боевой части. В результате было установлено, что после взрыва от самолета оторвалась кабина пилотов и половина салона бизнес-класса; они почти сразу упали на землю. Оставшаяся часть фюзеляжа пролетела еще около 8,5 километров, постепенно распадаясь на части под действием мощных потоков воздуха. Части самолета были найдены на территории площадью 50 квадратных километров.

"С момента поражения передней секции воздушного судна до падения всех остальных частей самолета на землю прошло около 1 или 1,5 минуты", - говорится в докладе.

Полет над зоной боевых действий

"МН17 был одним из 160 рейсов в этой зоне в тот день. 61 авиакомпания из 32 стран продолжали полеты над восточной Украиной. Все они думали, что это безопасно. Ни Украина, ни воздушные операторы не смогли верно оценить риски", - сообщил Йустра, представлявший результаты доклада.

При этом гражданским судам запрещались полеты на высоте ниже 9,7 км (воздушный эшелон FL320). Это требование малазийский "боинг" выполнил.

Мгновенная потеря сознания

Для родственников погибших одним из главных был вопрос о том, успели ли пассажиры "боинга" осознать произошедшее и испытывали ли они боль в момент крушения самолета.

Члены совета безопасности пришли к выводу, что вероятность этого крайне невелика.

"Поскольку поражение самолета было совершенно неожиданным, люди едва ли были в состоянии осознать ситуацию. Времени для сознательной реакции практически не было. Находящиеся на борту почти мгновенно подверглись воздействию экстремальных факторов, - говорится в докладе. – Часть находящихся на борту людей сразу получили тяжелые травмы, приведшие, вероятно, к смерти. У других разгерметизация моментально привела к уменьшению или потере сознания".

Ответ редакции

Представитель Международной следственной группы, куда входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, на пресс-конференции о результатах расследования заявил, что зенитно-ракетный комплекс «Бук», сбивший «Боинг» MH17 Malaysia Airlines в Донецкой области, принадлежал России. Выступая в голландском городе Бюннике, представители следствия заявили, что самоходная огневая установка на момент выстрела находилась на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся в районе Курска. Такие выводы комиссия сделала, проанализировав путь следования техники по фото и видео из интернета. При этом один из членов комиссии, голландский прокурор Фред Вестербеке , заявил, что пока нельзя однозначно утверждать, кто и почему сбил «Боинг».

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина , никакой новизны в результатах расследования нет. По сути, комиссия и раньше утверждала, что «Бук» был российским, теперь только добавилась подробность о конкретной бригаде, на вооружении которой он состоял. «Комиссия по расследованию рейса MH17 загнала себя в тупик. Дело в том, что они отказались от сотрудничества с Россией, которая представляла довольно полный объем данных по этому инциденту. Сейчас члены комиссии вынуждены обходиться теми так называемыми доказательствами, которые предоставила украинская сторона и специальная комиссия, которая выезжала на место. Этих данных для обвинений недостаточно, но, судя по всему, сейчас речь идет о политическом обвинении России. В этой связи хотелось бы посмотреть на все данные в совокупности, на основании которых будут выдвинуты обвинения. Российские специалисты должны оценить их весомость и правомочность. В остальном нужно положиться на совесть и правовое сознание наших уважаемых партнеров из Нидерландов», — говорит Мухин.

Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17, был сбит 17 июля 2014 года над территорией Донецкой области. Погибли 298 человек, находившихся на борту. Пассажирами рейса были граждане 10 стран, большинство погибших (196 человек) — граждане Нидерландов.

Кто входил в следственную группу?

Специалисты из Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины.

Как участники комиссии пришли к такому выводу?

Как заявил представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 Уилберт Паулиссен , комиссией были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». На основе фото и видео из социальных сетей следователи сделали вывод о том, что «Бук» якобы передвигался из поселка Маршала Жукова Курской области России, где базируется зенитно-ракетная бригада. Следственная группа установила, что «Бук» вывезли с базы 23 июня. Он был в составе конвоя, состоящего из 50 машин и 6 «Буков».

На пресс-конференции также были продемонстрированы обломки корпуса и других частей зенитной ракеты, обнаруженные в районе катастрофы. По словам представителя австралийской полиции Дженнифер Херст , данные образцы были найдены экспертами комиссии. Обломки хвостовой части ракеты, по словам Херст, уже демонстрировались в сентябре 2016 года. В этот раз следователи обратили внимание на несколько характеристик данных образцов. В частности, как пояснила Херст, они обнаружили на головной части ракеты надписи, «выполненные кем-то от руки».

Не в первый раз

Ранее, 13 октября 2015 года, Совет безопасности Нидерландов обнародовал отчет о причинах этой катастрофы. Согласно этому отчету, самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук» российского производства. Спустя год совместная следственная группа сообщила, что самолет был сбит в районе поселка Первомайское российским ЗРК «Бук», ввезенным в Украину из РФ.

Летом прошлого года Украина и Нидерланды подписали соглашение о создании правовых оснований для рассмотрения дела о катастрофе. Согласно подписанному документу, преследование лиц, виновных в катастрофе, будет осуществляться в рамках национальной судебной системы Нидерландов. 22 марта 2018 года правительство Нидерландов направило в парламент законопроект, который разрешает судебное преследование на территории страны любых подозреваемых по делу катастрофы рейса MH17. Закон позволит подозреваемым предстать перед судом (в том числе — по видеосвязи), если их выдача будет затруднена. Процесс должен проходить в окружном суде Гааги.

Ранее российская сторона предоставила Нидерландам и совместной следственной группе все необходимые данные для расследования катастрофы MH17 в Донбассе, включая результаты эксперимента, проведенного производителем ракет «Бук», компанией «Алмаз-Антей». По данным их расследования, ракету, сбившую МН17 над Донбассом, выпустили со стороны поселка Зарощенское, который контролировала украинская армия.

Глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР. Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается. Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

  • Место падения малайзийского Boeing MH17
  • Reuters

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, — подчеркнула австралийский министр иностранных дел. — Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Также по теме


«У нас другая точка зрения»: почему Австралия не разделяет антироссийских и антикитайских взглядов Вашингтона

Канберра не рассматривает Россию и Китай в качестве военной угрозы. Об этом в понедельник заявила министр иностранных дел Австралии...

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», — отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом в 2015 году с поста премьер-министра Тони Эббота, выступавшего с антироссийскими заявлениями.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», — заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», — отметил министр.

  • Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс
  • Reuters

«Действительно нет никаких доказательств, — отмечает Александров. — И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году. — RT ), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года — с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы, куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты , в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Также по теме


«Попытка политизировать расследование»: как в России отреагировали на подписание меморандума о крушении MH17

Пять стран - участниц расследования крушения рейса MH17 в небе над Донбассом заключили меморандум о политической поддержке уголовного...

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ — в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные, нормальные люди, которые действительно уважают международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», — отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из перечисленного сделано не было.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, — подчёркивает эксперт. — Всё это типично для современной ситуации в мире: если что — виновата Россия. Неважно, что доказательств нет».

  • Реконструкция МН17 в Гилзе Рейен, Нидерланды, 13 октября 2015 года
  • Reuters

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее сговор с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты, сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна , при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», — отметила в ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», — отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачёв. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Ранее журналисты, в том числе и австралийские, неоднократно выступали с похожими «сенсационными» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, — утверждает эксперт ИКАО. — А раз так, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту. По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, . Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, — считает Бордунов. — Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, — считает Михаил Александров. — Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит, надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, это поставит под вопрос её отношения с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду — тоже, вот они и затягивают», — подытожил Александров.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

Расследование гибели MH17 - последние новости

Президент России Владимир Путин заявил о том, что наших экспертов не допускают до расследования крушения малайзийского «Боинга». Зато там вовсю работают украинские специалисты.

Ничего удивительного в выводах комиссии, занимавшейся расследованием крушения малайзийского «Боинга», нет. Ведь, как отметил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров с лидером Франции Эммануэлем Макроном, наших экспертов к расследованию не допускают.

Но там активно работает украинская сторона, которая, как подчеркнул Путин, «нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия».

Ранее голландским прокурором Фредом Вестербеком были озвучены предварительные итоги расследования по крушению «Боинга» в Донбассе в 2014 году, летевшего рейсом MH17. Следствие пришло к выводу, что самолет был якобы сбит российским ЗРК «Бук».

Эту информацию позже опровергли в Минобороны России, заявив, что ни один наш ЗРК не пересекал украинскую границу.

Путин отметил, что Россия сразу же предлагала помощь в расследовании крушения. Однако наших специалистов не допустили.

«Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, к нашему удивлению, нас к этому расследованию не допускают. Украинская сторона там работает, несмотря на то что Украина нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия. Она работает, Россия нет», — уточнил Путин, добавив, что Москва все сделанные экспертами выводы внимательно изучит и проанализирует.

МО РФ: Ракета «Бука», которую показали в Гааге, не могла принадлежать России

Все ракеты этого года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию ещё в 2011 году.

Ракета ЗРК «Бук», фюзеляж которой был продемонстрирован в Гааге в качестве одного из аргументов причастности России к катастрофе МН-17, не могла принадлежать Вооружённым силам РФ. Об этом в пятницу сообщили журналистам в Минобороны РФ.

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, действительно указывает на то, что она была произведена в Советском Союзе в 1986 году. Однако, как пояснили в ведомстве, все ракеты этого года выпуска были списаны ещё в 2011 году.

Все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию, - подчеркнул в Минобороны. - Однако всё это безусловно касается исключительно российских подразделений ПВО, получавших и получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России.

Напомним, Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донбассе 17 июля 2014 года. В результате катастрофы погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Российские эксперты представили комплекс доказательств, что за уничтожением малазийского «боинга» могут стоять украинские военные. В частности, что самолёт мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25, за штурвалом которого мог находиться пилот Владислав Волошин, который позднее покончил с собой.

В Минобороны рассказали о ракете, якобы сбившей MH17 на Украине

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, указывает на то, что она была произведена в 1986 году в Советском Союзе, сообщили в Минобороны РФ.

«Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе. При этом гарантийный срок эксплуатации зенитных ракет данного типа составляет 15 лет», - говорится в сообщении.

Международная следственная группа JIT в четверг представила промежуточные результаты расследования. Международное следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования.

В четверг МИД РФ заявил, что обвинения JIT в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Позже президент РФ Владимир Путин отметил, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, если будет принимать в нем полноценное участие.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна «Алмаз-Антей», ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов «Бук», также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

Россию официально обвинили в гибели MH17

Австралия и Нидерланды официально обвинили Россию в причастности к крушению Boeing на Украине в июне 2014 года, говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17», - подчеркивается в сообщении.

Обе страны проинформировали Россию о своем решении.

На причастность РФ к инциденту указывают выводы Совместной следственной группы, которая расследует крушение самолета, заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. Ранее он говорил, что «впечатлен собранными доказательствами».

24 мая Совместная следственная группа, в состав которой входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, опубликовала промежуточные результаты расследования катастрофы. По версии следователей, ЗРК, с которой была запущена ракета, сбившая Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Минобороны РФ отвергло обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс ВС РФ никогда не пересекал границу Росси и Украины.

Пассажирский Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур потерпел крушение 17 июля 2014 года над Донбассом. Погибли 238 пассажиров и 15 членов экипажа – граждане 10 государств.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

В заявлении голландского кабинета министров уточняется, что страны проинформировали Москву о своем решении

Австралия и Нидерланды официально обвиняют РФ в причастности к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года и намерены привлечь Москву к ответственности. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17, — говорится в документе. — Голландское правительство приняло соответствующее решение по предложению главы МИД Стефа Блока. Обе страны проинформировали РФ о данном решении».

«Крушение рейса MH17 вызвало невероятные страдания, — отметил со своей стороны сам Блок. — Правительство всегда заявляло, что правда вокруг катастрофы должна быть установлена и что справедливость должна восторжествовать для жертв и родственников. В этом вопросе у Нидерландов имеется поддержка мирового сообщества. На основе выводов Совместной следственной группы Нидерланды и Австралия теперь убеждены, что Россия несет ответственность за размещение установки «Бук», из которой был сбит Boeing. Поэтому правительство теперь принимает следующий шаг, чтобы официально привлечь РФ к ответственности».

Кроме того, Нидерланды просят РФ предложить компенсацию семьям жертв крушения MH17. Об этом сообщил в пятницу на пресс-конференции в Гааге глава МИД Нидерландов Стеф Блок.

Он отметил, что уже переговорил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «Мы обратились к российской стороне с требованием предложить компенсацию родственникам жертв крушения MH17», — сказал голландский министр.

Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, 24 мая опубликовала промежуточные результаты своего расследования. Как утверждают следователи, зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. Минобороны РФ, комментируя выводы ССГ, отвергла все обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс Вооруженных сил РФ никогда не пересекал российско-украинскую границу. В министерстве также отметили, что голландским правоохранительным органам были представлены исчерпывающие доказательства, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК «Бук» к уничтожению Boeing.

Совместная следственная группа: ракета, сбившая «Боинг» под Донецком, принадлежала России

В четверг в Cовместной следственной группе (ССГ), в которую входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, заявили, что ракета класса «земля-воздух», сбившая пассажирский самолет MH17 на востоке Украины, состояла на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, российских ВС, дислоцирующейся в районе Курска, передает «Интерфакс». В Нидерландах во время презентации материалов расследования был показан фильм, в котором объясняется, как участники ССГ пришли к такому выводу.

В четверг на пресс-конференции группы в Гааге представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 (из уголовной полиции Нидерландов) Уилберт Паулсен заявил, что совместные исследования подтверждают тот факт, что самолет был сбит из «Бука», который попал из Российской Федерации на неподконтрольную (Киеву) территорию.

Эксперт заявил, что были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». Паулсен отметил, что он презентует несколько дополнительных результатов.

«Проанализированы все доступные картинки и изображения, нам удалось снять отпечатки пальцев со снарядов, из которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», - сказал он.

Как известно, Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, в авиакатастрофе никто не выжил.

Осуществлявшего рейс MH17, обнародовала первые предварительные результаты своей работы. Как заявил на пресс-конференции глава центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен, пассажирский самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, что находится к югу от населенного пункта Снежное.

Согласно данным расследования, Boeing был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук", который располагался на поле фермы. Место запуска ракеты, уточнил голландский следователь, находилось на тот момент под контролем ополченцев. Он обозначил район пуска территорией приблизительно 500 на 700 метров. По словам Уилберта Паулиссена, это подтверждают данные США, которые оценили, что место запуска находилось в 6 километрах к югу от Снежного.

Стоит отметить, что эти данные не нашли подтверждения по итогам экспериментов, ранее концерном "Алмаз-Антей", производящим ЗРК "Бук". Они показали, что Boeing был сбит из района населенного пункта Зарощенское, расположенного около 20 километров к западу от Снежного. Достоверно известно, что в день авиакатастрофы село Зарощенское контролировали Вооруженные силы Украины.

В минувший понедельник начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России Андрей Кобан на брифинге, что анализ данных первичной радиолокации опровергает возможность запуска зенитной ракеты из района восточнее места катастрофы (именно там находится и поселок Снежное). По его словам, если бы малайзийский Boeing сбила ракета из любой точки, находящейся восточнее места авиакатастрофы, то она точно была бы обнаружена российским первичным радиолокатором.

Также уже опровергли данные международного расследования в самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР). "Такого рода систем ПВО (ЗРК "Бук" - прим. "РГ") на нашем вооружении не было, причем ни самих систем, ни специалистов. Поэтому сбить самолет мы не могли", - заявил "Интерфаксу" заместитель командующего оперативным командованием "Донецк" Эдуард Басурин.

Представитель ДНР также напомнил, что после того, как был сбит Boeing, появилось заявление американской стороны о том, что у них есть съемка со спутников, подтверждающая, что его сбили с подконтрольной ополчению территории. "Однако прошло 2 года, а этих снимков так никто и не увидел. После того, как обратились к Украине, чтобы они предоставили материалы со своих РЛС, какие самолеты находились на то время в воздухе, никто также ничего не предоставил. Но при этом сразу начали заявлять, что сбили системой "Бук" с подконтрольной ополчению территории. Я считаю, что это специально заводят следствие в тупик, ведь международная комиссия уже второй раз делает неправильные выводы", - заявил Басурин.

Представитель ДНР также напомнил, что на вооружении Украины с советских времен остались комплексы "Бук", и украинская сторона не раскрывает данные о том, где они были в момент авиакатастрофы.

Напомним, 26 сентября 2016 года официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков , что Россия Голландии всю информацию, касающуюся катастрофы малайзийского самолета. "Это объективные данные, уверены, что эти сведения помогут совместной следственной группе установить истинные причины крушения малазийского самолета в украинском небе", - сказал военный на пресс-конференции в Москве.

Кроме того, он отметил, что из-за позиции Украины, которая не предоставляет данные, "расследование идет по ложному следу - от противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и как следствие места ее запуска". "Несмотря на запросы как России, так и других стран, а также родственников погибших, Киев так и не обнародовал информацию о расположении своих расчетов ЗРК "Бук" в день катастрофы, переговорах авиадиспетчеров, в первую очередь, военных, а также данные об активности в день катастрофы своих РЛС, данные о работе украинских систем ПВО и показания свидетелей", - указал генерал Конашенков.

В понедельник Минобороны РФ и разработчики трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т" - научно-производственное объединение "Лианозовский электромеханический завод" (ЛЭМЗ) - представили подробную запись с российских средств объективного контроля воздушного пространства в день трагедии Boeing над Донбассом. Согласно ней, никаких сторонних воздушных объектов поблизости от самолета кроме двух гражданских лайнеров расположенный к востоку от места катастрофы радиолокатор не фиксировал. "Вблизи малайзийского самолета Усть-Донецкий радиолокатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения", - сказал на брифинге в Москве заместитель главного конструктора ЛЭМЗ Виктор Мещеряков.

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение в воздушном пространстве Украины 17 июля 2014 года. На борту самолета находились 298 человек, все они погибли. Из них - 192 подданных Нидерландов (один имел и гражданство США), 44 гражданина Малайзии, среди которых 15 членов экипажа, 27 граждан Австралии, 12 - Индонезии, 10 - Великобритании (один имел и гражданство ЮАР), четверо немцев и четверо бельгийцев, трое филиппинцев, один гражданин Канады и один - Новой Зеландии.

В международную группу, ведущую расследование, входят эксперты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины. Руководит группой представитель Нидерландов. 13 октября 2015 года комиссия Совета безопасности Нидерландов, которая занималась расследованием причин катастрофы лайнера, доклад, в котором говорилось, что самолет был сбит ракетой класса "земля - воздух", выпущенной из ЗРК "Бук".