Холодная война (кратко). План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: "внешняя политика ссср и начало "холодной войны"

Холодная война (кратко). План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: "внешняя политика ссср и начало "холодной войны"

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли.

После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).

Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы:
сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

Уже с осени 1945 г. в и Вашингтоне стали раздаваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 г. - открытые угрозы и обвинения. На протяжении 40-х годов происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решения внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В оккупационных зонах США, Англии и Франции формировалась социально-экономическая система западного образца, а в восточной оккупационной зоне СССР - модель сталинского социализма. Осенью 1949 г. была образована Федеративная Республика Германии, а затем - Германская Демократическая Республика.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее.

Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР. Победа китайских коммунистов резко повысила влияние Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, так как они потеряли самого сильного и мощного союзника в лице гоминьдановского Китая.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х годов не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.
Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением которого были гонка вооружений и взаимные угрозы.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950-1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полуостров. США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.
Северную Корею поддерживали Китай и СССР. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США.

Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием, смерть Сталина ознаменовали собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советским и западным правительствами во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские рецидивы.

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война»

Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.

Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР.

Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться.

Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля «Мускулы мира» в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма».

В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон.

Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы.

Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом.

Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое.

Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства.

В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами.

Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере.

В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии.

В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955).

Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР).

На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор.

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Внешняя политика СССР «Холодная война». Послевоенное 8-летнее развитие СССР шло в ожидании третьей мировой войны. Ее угрозу определила фултонская речь У. Черчилля. 5 марта 1946 г. отставной премьер-министр Великобритании от собственного имени выступил в Вестминстерском

Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

§ 34 – 35. Внешняя политика СССР Укрепление международных позиций. Разрыв внешнеполитической блокады СССР начался с Генуэзской конференции (1922), в которой участвовало 29 государств. Западные страны требовали от России компенсации в сумме 18 млрд руб. золотом, утраченных в

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ. Разрыв внешнеполитической блокады СССР после установления дипломатических отношений с Германией в 1922 г. привел к его международному признанию. К началу 1923 г. Советский Союз имел своих представителей уже в 12

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

8.6. Международные отношения. Первая мировая война Образование АнтантыПосле русско-японской войны российская дипломатия продолжала развивать отношения с Францией, фундамент которых был заложен еще Александром III. Германия с тревогой следила за укреплением

Из книги История начинается в Шумере автора Крамер Сэмюэл Н

4. Международные отношения Первая «война нервов» В том месте, где Мраморное море сужается, на стыке залива Золотой Рог и узкого, как река, Босфора, находится та часть Стамбула, которую турки называют Сарай-бурну, то есть «Дворцовый нос». Здесь около 500 лет тому назад

автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 35 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА Определившиеся уже в XVI в. противоречия противоречит в Европе м-ДУ складывавшимися в Европе национальв начале XVII в. ными государствами и противостоявшими им универсалистскими монархиями в начале AVII

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

К главе 35 Международные отношения в XVI – первой половине XVII в. Тридцатилетняя война Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф, Армия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 5-50, Энгельс Ф. Артиллерия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 199-204. Энгельс Ф. Кавалерия. – К. Маркс и

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ Международная ситуация в эпоху эллинизма была крайне сложной и запутанной. В отличие от предшествующего исторического периода теперь на внешнеполитической арене доминировало несколько мощных царств, интересы которых

Из книги Оглашению подлежит. СССР-Германия, 1939-1941. Документы и материалы автора Фельштинский Юрий Георгиевич

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. ИЗ ДОКЛАДА В. М. МОЛОТОВА НА ЗАСЕДАНИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1 АВГУСТА 1940 года …Наши отношения с Германией, поворот в которых произошел почти год тому назад, продолжают полностью сохраняться, как это обусловлено советско-германским соглашением.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг В период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. обострились противоречия и усилилось соперничество ведущих держав, что привело к разрушению Версальско-Вашингтонской системы и изменению расстановки сил в

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Глава I. Международные отношения и внешняя политика Швеции в X - начале XVIII вв. От эпохи викингов до крестовых походов (X-XIV вв.) С самых древних времен морские просторы были притягательны для народов и племен, населявших земли, прилегающие к морям. Скандинавы не являются

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Внешняя политика СССр 4.1. Укрепление статуса СССР как великой державы. После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.Превратившись в

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Как отразилась «холодная война» на внешней политике СССР?

«Холодная война» на внешней политике СССР отразилась негативно: отношения с США и Западом все больше принимали форму противостояния, форпостом этого противостояния стала Германия, не территории которой было образовано 2 государства – ФРГ (под влиянием США, Франции и Британии) и ГДР (под влиянием СССР).

Внешняя политика СССР по отношению к странам Восточной Европы была жесткой. Репрессии и вмешательство Советского Союза во внутренние дела союзников ослабляли блок социалистических стран, вызывали недовольство их населения.

Почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации?

Китай выбрал путь социалистического развития и модер¬низации потому, что дружба и сотрудничество с СССР было для Китая экономически выгодным.

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специалисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

1. Перечислите факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны».

– Берлинский кризис, закончившийся созданием:

1) Военно-политического союза НАТО

2) Федеративной Республики Германия в западной части страны

3) Германской Демократической Республики в её восточной части

2. Каковы были особенности советско-китайских отношений в послевоенный период?

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специ-алисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

Вместе с тем налаживание союзнических отношений с КНР с самого начала было непростым делом. В отличие от восточноевропейских социалистических стран Китай был огромной державой, занимавшей первое место в мире по численности населения. Лидеры Китая демонстрировали намерение руководствоваться собственными интересами и претендовали на особую роль в коммунистическом движении.

3. Расскажите о корейской войне.

В начале 1950 г. Мао Цзэдун окончательно победил в Китае и на родину вернулись северокорейские подразделения, воевавшие на стороне китайских коммунистов. У руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена появились надежды на ответную китайскую помощь. Он также активизировал нажим на Москву. 25 июня 1950 г. войска КНДР перешли в наступление и очень быстро захватили значительную часть Южной Кореи.

Однако срочно собравшийся Совет Безопасности ООН при отсутствии советского представителя (СССР тогда бойкотировал работу ООН, требуя признания прав представительства в ООН КНР) осудил КНДР как агрессора. Вскоре в Южной Корее высадились американские войска. К ним присоединились небольшие военные подразделения некоторых других государств. Союзники не только выбили северо-корейцев из Южной Кореи, но и захватили почти всю КНДР.

Однако после вступления в войну китайских вооружённых сил произошёл поворот в боевых действиях. КНДР была освобождена, и война вновь велась на территории Южной Кореи. Но американцам и южнокорейцам удалось нанести контрудары. В результате противостоящие армии оказались примерно там же, где начиналась война.

Советский Союз открыто не участвовал в корейской войне, но обеспечивал КНДР и КНР оружием. Кроме того, советские лётчики прикрывали КНДР и Китай от налётов американской авиации, получив приказ не пересекать границу с Южной Кореей. В соответствии с принципами ведения «холодной войны» и СССР, и CШA избегали широкомасштабного конфликта. Вместе с тем, корейская война была результатом геополитического противостояния СССР и США и их союзников. Наибольшие жертвы в результате этого противостояния понёс корейский народ. Страна лежала в руинах, погибли миллионы людей. Вскоре после смерти Сталина, в июле 1953 г., корейская война была прекращена.

4. Каким образом СССР стремился установить военный паритет с США?

Военный паритет с США СССР стремился установить с помощью вооружений и за счет увеличения армии.

Карта

1. Покажите на карте социалистические страны.

2. Какие страны вошли в состав НАТО, СЭВ?

В НАТО - 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В СЭВ - 7 стран – СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР с 1950, Монголия с 1962, Албания с 1949-1961, Куба с 1972, Вьетнам с 1978.

3. Покажите на карте, где происходили военные конфликты в изучаемый период – война в Корее

1. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, итоги» - см. таблицу после §26

3. Одни историки считают, что международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков, другие - что они были способом разрядки напряжённости, накопленной в предыдущий период. Какова ваша позиция? Аргументируйте её.

Наша позиция: международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков. Во время этих кризисов противники искали и находили разные способы продемонстрировать свое превосходство и силу. Как правило после кризисов не происходило решение проблем, противостояние сохранялось до обострения очередного кризиса.

4. Обсудите с одноклассниками тезисы: «Истоки «холодной войны» связаны с идеологической конфронтацией», «Холодная война» вызвана геополитическими причинами».

Оба тезиса верны. Идеологическая конфронтация это, действительно, одна из первейших причин «холодной войны», но, кроме идеологической конфронтации, у каждой из противостоящих сторон были и свои геополитические интересы.

5. Напишите эссе-рассуждение на тему «Гонка вооружений как фактор нагнетания «холодной войны».

Главной особенностью Холодной войны была гонка вооружений между государствами - членами Варшавского договора и НАТО. Несмотря на свою разорительность, она привела к существенным научным открытиям во многих технологических и военных областях.

Само это понятие означает постоянное наращивание противоборствующими сторонами военной мощи, развитие ее не только эволюционным, но и революционным путем, то есть созданием принципиально новых видов оружия. Некоторые особенно революционные прорывы были сделаны в области ядерного оружия и ракетной техники, что привело к космической гонке.

Продуктами гонки вооружений во время Холодной войны являются стратегические межконтинентальные бомбардировщики и ракеты, сверхзвуковые самолеты, противоракеты, беспилотные самолеты-разведчики, спутники-шпионы, электронные системы слежения, наблюдения, связи и пр. Многие из военных разработок вошли и в мирную жизнь – атомные электростанции, спутники связи и GPS, межконтинентальные реактивные пассажирские самолеты, сеть Интернет и т.д.

Для гонки вооружений была характерна повышенная международная напряженность и нестабильность, постоянные политические скандалы, постоянные испытания новых видов оружия и использование военной мощи как основного аргумента в политических вопросах. Однако, несмотря на это, во многом благодаря разрушительным продуктам гонки вооружений, Холодная война так и не переросла в горячую во время многочисленных кризисов и локальных конфликтов с участием сверхдержав.

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

После окончания Второй мировой Войны , ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

    5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

    1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели»Хрущева , именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

    1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

    1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.

    1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.

Внешняя политика СССР в 1945-1985 гг. Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) - с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны». В 1946-1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам. В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950-1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре - ГДР, вошедшая в сферу советского влияния. «Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953-1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.). Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции. Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно- стратегического паритета между США и СССР , ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка : качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).

2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии".

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества на пути к безопасности).

Договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).

1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки :

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений .

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений . Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны"; военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100 баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964- 1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. - Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Новое мышление

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Новое политическое мышление.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Отношения СССР с Западом

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.

В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.

В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.

После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.