Страны участницы варшавского договора. Варшавский договор: причины и следствия. Маневры и учения

Страны участницы варшавского договора. Варшавский договор: причины и следствия. Маневры и учения
Страны участницы варшавского договора. Варшавский договор: причины и следствия. Маневры и учения

14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании глав правительств Бол­гарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подпи­сан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, во­шедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран - участ­ниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о про­длении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью со­хранить его силу и на последующие 10 лет.

Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обес­печению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В со­ответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязыва­лись воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами.

Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укрепле­нию обороноспособности и к организации Объединенных воору­женных сил (ОВС), которые составляли основу военной организа­ции ОВД.

В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Со­юза И. С. Конев (1955-1960).

Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в со­став ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих нацио­нальных командований, а их деятельность регламентировалась со­ответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коа­лиционных группировок.

Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально со­стоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. со­ставлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А. И. Антонов (1955-1962). В 1969 г. был создан самостоятель­ный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета минист­ров обороны (КМО) ОВД.

С согласия правительств государств-участников ОВД в союз­ные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачаль­ники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиям и.

Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командова­нии, а также Положение о Военном совете, соглашение об орга­низации единой системы ПВО и другие документы.

В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консуль­тативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложе­ния по военным вопросам общего характера и вносил их на рас­смотрение ПКК или правительств союзных стран.

В новом Положении об Объединенных вооруженных силах на­шли отражение политические и военные обязательства союзных го­сударств, основные права и обязанности национальных командова­ний в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск.

В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал ком­плектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям.

Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств-участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО - командующий Единой сис­темой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Со­юза П. Ф. Батицкий (1969-1978).

Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооруже­нию генерал-лейтенант И. В. Степанюк (1969-1975).

Для обеспечения более широкого участия руководящего соста­ва министерств обороны государств-участников ОВД в коллек­тивном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета.

В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существен­но не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС - генерал-полковник авиации А. Н. Катрич (1978-1986), по ВМФ - адмирал В. В. Михайлин (1978-1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, воен­но-морские флоты.

Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали ар­миями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обу­словленное спецификой национального военного строительства.

Болгарская народная армия. Строительство Болгар­ской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с по­ложениями национальной военной доктрины. В состав БНА вхо­дили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска.

Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призы­вались на действительную военную службу сроком на 2 года.

Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных за­ведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запа­са - специальная школа.

Венгерская народная армия (Венгерские оборо­нительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состоя­ла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской На­родной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов - до 60 лет.

Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразде­лениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский со­став комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в вы­сших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной ака­демии имени Миклоша Зриньи.

Национальная народная армия Германской Де­мократической Республики. В состав Национальной на­родной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопут­ные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы.

Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики - мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мо­билизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.

Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военно­служащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контрак­ту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры.

Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значи­тельная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учеб­ных заведениях.

Войско Польское. В своем составе Войско Польское име­ло: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Терри­тория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский.

Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицирован­ными военными кадрами.

К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадро­вый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.

Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав - в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заве­дениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.

Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национа­льной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.

Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоян­ные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ.

Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Террито­рия страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа - Западный и Восточный.

ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране за­коном о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы.

Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащи­ми, окончившими средние военные школы или специальные кур­сы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с об­щим средним образованием.

В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирова­ние развития ВС стран-участниц, проводились совместные уче­ния и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещен­ные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящих­ся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран-участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венг­рии, ГДР и Польши).

В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства-участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором еди­ногласно был принят и подписан Протокол о прекращении дейст­вия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразд­нении его военных структур с 31 марта 1991 г.

После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования - 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.

Общие сведения

ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.

Условия

Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.

Руководство

Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.

Декларации

Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.

Маневры и учения

Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:

  • "Квартет" (в 1963-м).
  • "Октябрьский штурм" (в 1965-м).
  • "Родопы" (в 1967).
  • "Север" (в 1968-м).
  • "Братство по оружию" (в 1970).
  • "Запад-81" (в 1981-м).
  • "Щит-82" (в 1982).

Разведывательные операции

Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.

Доктрина союзников

Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии "массированного возмездия". Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте - авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе "гибкого реагирования".

Стратегия начала 80-х

В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.

Значение Польши

В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.

КМО

Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.

Технический комитет

В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.

ОВС

Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.

"Щит-79"

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения "Братство по оружию"

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду - Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция "Братство по оружию" отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.

25 февраля 1991 г. в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора, поэтому мы сегодня решили напомнить, что это был за договор, между кем заключен и собственно для чего.

Логотип Организации Варшавского договора

14 мая 1955 года в Варшаве между официальными лицами Албании, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польши, Румынии и СССР был подписан договор о дружбе и сотрудничестве.


Подписание Варшавского договора, 1955

Подписание Варшавского договора документально подтвердило образование социалистического блока, главной целью которого было противостояние НАТО в условиях холодной войны.


Карта Варшавского договора

Организация Варшавского договора носила военно-политический характер, на территории стран-участников договора проводились регулярные военные учения и встречи руководящих глав государств, помимо этого всячески развивалось и поощрялось культурное сотрудничество между странами-участниками.


Количество союзнических войск и зоны их ответственности. Красный цвет - страны Варшавского договора, Синий цвет - страны NATO

Основным принципом политической активности участников Организации Варшавского договора провозглашалось мирное ведение внешней политики, поддержания мира во всей Европе и обеспечение целостности и безопасности социалистических государств, входящих в зону Договора.

Договор состоял из вступительной преамбулы и 11 статьей, основной мыслью которых было непроявление агрессии в решение мировых конфликтов, но при возникновении угрозы для стран-участниц со стороны империалистических государств, немедленное содействие и поддержка в решении той или иной ситуации. На бумаге Варшавский Договор был основан на добровольных началах, но на самом деле недовольство или попытки выхода из этого союза не только не приветствовались, но порой и жестоко пресекались.
Высшим управленческим органом Организации Варшавского договора выступал Политический консультативный комитет (ПКК), в его компетенцию входили политические и административные вопросы, а вот военными делами в Организации варшавского Договора ведали Объединенное командование, штаб-квартира которого располагалась в Москве.


Заседание консультативного комитета. На Фото лидеры стран участниц Варшавского договора. Слева направо: Густав Гусак, Тодор Живков, Эрих Хонеккер, Михаил Горбачёв, Николае Чаушеску, Войцех Ярузельский, Янош Кадар. 29 мая 1987 год


Разведки и военные ведомства государств-участниц сотрудничали на основе системы глобальной радиоэлектронной разведки (СОУД). В этой системе были задействованы не только страны ближнего соцлагеря, но и не входившие в Организацию Варшавского Договора Вьетнам, Монголия и Куба.


Плакат, посвященный Декларации ПКК ОВД, осудившей агрессию США во Вьетнаме. 1968 г.



Деятельность Организации Варшавского договора была весьма противоречивой с точки зрения его участниц, первой о выходе из Организации в 1962 году заявила Албания, окончательно Албания разорвала отношения с Варшавским Договором в 1968 году, после событий «Пражской весны» в Чехословакии.


Чехословацкая оттепель и реформы Дубчека серьезно обеспокоили советское руководство, особенно после предшествующих чехословацким волнений в других странах Организации Варшавского Договора. После политического давления на Чехословакию, СССР, главный идеолог ОВД, вводит в Чехословакию свой военный контингент.

В 1985 году Договор продлевался еще на 20 лет, однако после падения социалистических режимов в странах-участницах, организация де-факто и де-юре прекратила свое существование.


Организация Варшавского Договора прекратила свое существование в 1991 году. В 1990 году первыми были ликвидированы управляющие органы Организации, в 1 июля 1991 году в Праге официальные представители СССР, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Польши подписали договор о ликвидации Варшавского Договора.


Последняя встреча руководителей военных структур Варшавского договора, 1991 год
В условиях холодной войны формирование двух противодействующих блоков была вполне естественным и закономерным явлением, если бы не существовало Варшавского договора, соцлагерь объединился бы в какое-либо другое политическое объединение.


Лидером и в определенной мере диктатором в Организации Варшавского Договора был СССР, который перенес на эту организацию принцип внутрисоветского административного руководства.

Зеленым: страны, где проводилась или проводится люстрация власти.
Серым: страны-участницы Варшавского Договора, в которых люстрация пока не проводилась
Сегодня и восточноевропейский соцлагерь и Варшавский Договор в прошлом, мир перестал быть ареной противоборства двух мировых систем, двуполярным, но он по-прежнему разделен множеством политических, религиозных, этнических и других разногласий…

1 июля 1991 года закончилось противостояние двух миров. Оно закончилось не на поле боя и не в командных пунктах противников. Оно закончилось в богатой пражской зале. Лидеры соцстран поставили подписи под заключением о политической кончине Организации Варшавского договора. В штаб-квартире НАТО в тот вечер, надо полагать, подняли не один бокал за победу. Почему же ОВД прекратила существование? Есть ли сегодня альтернатива НАТО? Кто гарантирует безопасность на просторах бывшего СССР?

История знает много военных блоков. Они организовывались, как правило, в преддверии очередной войны, а с ее окончанием незаметно уходили в Лету, порой превращая друзей в непримиримых врагов. Существовали во все времена и договоренности между странами о военной помощи в случае нападения на одну из них. Однако ситуация, сложившаяся после 45-го года, была ни на что не похожей. Ялтинская и Потсдамская конференции разделили Европу.
Центральная Европа стала регионом победившего социализма. Германию разрезала граница, которой в последующем уготовано было сыграть ключевую роль в соперничестве двух идеологий.
Премьер-министр Англии Уинстон Черчилль менее чем через год после великой Победы объявил о начале холодной войны, заявив, что США с помощью ядерной бомбы “могут разговаривать с остальным миром с позиции силы”.
Соперничество систем вышло на новый виток в апреле 1949 года, когда в Вашингтоне 12 стран подписали Североатлантический договор. А спустя пять лет в НАТО вошла Федеративная Республика Германия, которой согласно предыдущим решениям союзников по антигитлеровской коалиции нельзя было иметь свою армию. Но в политике если нельзя, но надо, то можно.
1955 год был знаменателен нашим ответом Эйзенхауэру. Восемь стран “соцблока” в Польше подписали Варшавский договор. Так появилась новая надгосударственная структура со своим командованием, штабом и вооруженными силами.
Между Западом и Востоком опустился “железный занавес”. Началась эра накачивания мускулов и демонстрации угрожающей военной раскраски. Началось соперничество экономик: до какого предела они смогут выдерживать военного колосса? Запас экономической прочности оказался более чем внушительным.
Время противостояния НАТО и ОВД, как ни парадоксально, стало для Европы золотым временем тишины: ни страшных канонад, ни эпохальных битв, ни черных шлейфов воздушных баталий.
В середине 80-х годов уже настойчиво зазвучало требование о необходимости нового устройства Европы. Зачем бороться, когда можно дружить? Проект “общеевропейского дома”, предложенный руководителем СССР Михаилом Горбачевым, во всех мировых столицах был встречен овациями.
М.Горбачев предлагал начать строить общее здание коллективной безопасности, но сохранить системную перегородку. Впрочем, в ней предусматривался проем для свободного передвижения.
Планировалось отказаться от бессмысленной военной гонки, но оставить сложившуюся идентичность регионов. Залог развития - в многообразии.
Именно проект “общеевропейского дома” в последующем кто-то назовет утопией, а кто-то - “троянским конем империализма”.
Дело в том, что центральноевропейские страны, исторически находившиеся в западных координатах, при первых порывах изменившегося ветра стали менять курс движения.
Руководители “дружественных соцстран” уже с трудом держали штурвал в море нарождающейся стихии.
Буря разразилась осенью 1989 года. Волны демонстрантов в ГДР, Чехословакии, Румынии снесли коммунистические правительства (а в Румынии Чаушеску был убит).
Организация Варшавского договора не остановила стихию (в отличие от 1956 года в Венгрии и 1968-го в Чехословакии).
На Мальте советский лидер сказал президенту США Джорджу Бушу: “Иногда приходится слышать, что в нынешней ситуации мы не выполняем нашей миссии в отношении друзей. Я в таких случаях отвечаю: во-первых, к нам не обращались, а во-вторых, процессы происходят в конституционной форме”.
Новые власти в странах победивших революций сразу заверяли Москву, что не намерены выходить из Организации Варшавского договора. То есть стратегический план “общеевропейского дома” пересмотру не подлежит.
То, что процесс пошел, было ясно, но то, что он пошел не по обнародованным и публично заявленным Кремлем направлениям, стало очевидно осенью 1990 года, когда две Германии объединились. Этот воспринятый, как выдох, долгожданный момент означал не только восстановление исторической справедливости, но и ознаменовывал окончательное крушение “мечты о коммунистическом светлом будущем”. Не ФРГ вошла в ГДР, а ГДР растворилась в ФРГ. То есть восточная Германия, разделяющая две системы идеологических координат, перешла в НАТО. Вместо задуманной дверцы в перегородке систем образовалась огромная дыра. Весь проект будущего здания коллективной безопасности превратился в никому не нужные бумажки. Пошел отсчет последних месяцев ОВД. СССР также стоял на грани перемен.
Через полтора месяца после распада ОВД в Советском Союзе разразился путч - это была попытка с помощью силы сохранить если уж и не весь социалистический блок, то хотя бы “единую и могучую”. ГКЧП проиграл. Союз раскололся на суверенные страны, которые тут же начали дрейф в сторону Запада. И хотя было создано СНГ, а в 1992-м часть новых суверенных стран, образовавшихся на постсоветских просторах, подписали Договор о коллективной безопасности, но центробежные силы сметали на своем пути все преграды. Это напоминало картину “Девятый вал”.
Копирование западных моделей - это еще не гарантия того, что копия будет, как оригинал. Копия всегда хуже оригинала. К тому же - на какой холст она наносится?
Бывшие союзные республики исторически не идентифицировались с Западом.
Переход от административно-командной социалистической системы к рыночной - это не прогулка на “Мерседесе” по автобану.
Вторая половина прошлого века - период, который еще долго будет осмысляться политиками, учеными. Социализм потерпел поражение, но он привнес в госпрактику необходимость социальной защиты населения. А во внешней политике - блоковое объединение стран. Притом речь не просто о военных блоках, а о военно-политических, то есть союзе государств, имеющих схожую общественную модель и группирующихся вокруг привлекательного и сильного центра.
НАТО обеспечивает своим странам общую коллективную безопасность. Но эта безопасность не распространяется на регионы, лежащие вне границ альянса.
К тому же НАТО, оставшись “единственным и непобедимым”, как показала война в Югославии, уже может применить силу даже без санкции мирового сообщества.
Страны же СНГ, которые сегодня сталкиваются с новыми угрозами своей стабильности - терроризм, межэтнические конфликты, незаконная миграция, наркотрафик, - также ищут формы защиты. Именно поэтому Договор о коллективной безопасности в нынешнем тысячелетии был очищен от пыли и наполнен жизнью. Последний саммит глав шести государств ОДКБ в Москве, кроме решений о сотрудничестве в военно-технической сфере, противодействии наркоторговле и установлении диалога с НАТО, еще показателен и тем, что, пожалуй, впервые обсуждалась проблема создания миротворческих подразделений в дополнение к существующим силам быстрого реагирования, предназначенным в основном “для отражения внешней агрессии”.
ОДКБ сегодня все чаще сравнивают с Организацией Варшавского договора. В том смысле, что однополярный мир должен получить новый полюс стабильности.
Варшавский договор остался в прошлом. Но его уроки по-прежнему актуальны. Если у истории не учиться, то она повторяется.

14 мая 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ был подписан представителями восьми государств: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Его подписание оформило создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД). Организация была создана в противовес западному военному блоку НАТО, нацеленному против стран соцлагеря.

Главными целями ОВД провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира на территории Европы. Договор состоял из общей вводной части и 11 статей и обязывал государства, вошедшие в блок, воздерживаться в своих международных отношениях от применения силы. Однако в случае нападения на любого из участников, остальные должны были незамедлительно оказать ему военную помощь.

Помимо этого члены ОВД обязывались действовать в духе дружбы и партнерства в целях взаимного укрепления экономических и культурных связей на принципах уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друга. Стоит отметить, что членство в Организации Варшавского договора было не всегда добровольным, а попытки отдельных стран выйти из него достаточно жестко пресекались.

Высшим органом ОВД стал Политический консультативный комитет (ПКК). Он был уполномочен проводить консультации и рассматривать вопросы, возникающие в связи с осуществлением Договора. В его совещаниях, как правило, участвовали главы правительств, входящих в ОВД стран.

Для того чтобы обеспечить взаимодействие вооруженных сил государств ОВД, было создано Объединенное командование вооруженными силами, руководить которым должен был Главнокомандующий (штаб находился в Москве). Такими главнокомандующими в разное время были – маршалы Советского Союза И. Конев, А. Гречко, И. Якубовский, В. Куликов, генерал армии П. Лушев.

Организация Варшавского договора помогла закрепить политические итоги Второй мировой войны и стала своего рода платформой для послевоенного развития. В деятельности ОВД присутствовали как военная, так и политическая стороны. Тесное политическое взаимодействие помогало государствам-участникам решать многие национальные и международные задачи. Стоит добавить, что на территории всех стран-участниц проводились совместные командно-штабные и войсковые учения.

Разведки стран ОВД постоянно координировали друг с другом свои действия, а в 1979 году был реализован секретный проект глобальной системы радиоэлектронной разведки – СОУД, включавший в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы.

Организация Варшавского договора просуществовала до начала 90-х годов прошлого века. Албания прекратила участие в деятельности ОВД еще в 1962 году, а в 1968 году формально вышла из нее – после ввода войск ОВД в Чехословакию. В 1990 году были упразднены военные органы Организации. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол об окончательном прекращении действия Варшавского договора.