Зюзино. Храм Бориса и Глеба, благоверных князей. Церковь бориса и глеба в зюзине Мероприятия, кружки и занятия

Зюзино. Храм Бориса и Глеба, благоверных князей. Церковь бориса и глеба в зюзине Мероприятия, кружки и занятия
Зюзино. Храм Бориса и Глеба, благоверных князей. Церковь бориса и глеба в зюзине Мероприятия, кружки и занятия

Бориса и Глеба в Зюзино.

Село Зюзино находится на месте поселения древнерусского племени вятичей и известно с 12 века. Его название происходит от имени владельца села — опричника («государева человека») Василия Зюзина, владевшего им во времена Ивана Грозного. В 1644 году Зюзино перешло в собственность известного и богатейшего боярского рода Морозовых. Последние представители этого рода братья Борис и Глеб Морозовы, предположительно и послужили тому, что первая деревянная в Зюзине была освящена именами их святых покровителей Бориса и Глеба.

Примечательно, что первая в Зюзино была старообрядческой, поскольку после смерти Глеба Морозова, его жена — знаменитая боярыня Феодосия Морозова (изображена на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова») — превратила свое имение в центр старообрядчества. За что в 1671 году она вместе со своей сестрой была сослана в Чудов , где была заморена голодом. А все имущество Морозовых, в том числе и село Зюзино, в 1671 году было отобрано в казну.

В 1687 году Петр I пожаловал имение князю Б. И. Прозорову, который распорядился в 1688 году заменить деревянную каменным храмом.

Уже в 1688 году был построен и освящен нижний ярус храма во имя равноапостольного святого князя Владимира. Верхний ярус закончен в 1704 году и освящен во имя страстотерпцев святых князей Бориса и Глеба (дети князя Владимира). Народ стал почитать как святых Бориса и Глеба сразу после их мученической кончины в 1015 году. Святые мученики ответили беззлобием на злобу людскую, они совершили подвиг прощения и любви, положив, тем самым, конец кровной мести на Руси.

Бориса и Глеба в Зюзино трехпрестольный. В верхнем ярусе храма расположен престол Бориса и Глеба, в нижнем — престол святого князя Владимира и приставной престол святителя Николая Чудотворца. Ориентирован на север, такое расположение алтаря в православных храмах встречается не часто. Три главы храма также располагаются необычно — на одной линии от притвора к алтарю.

Храм Бориса и Глеба построен в распространенном в то время стиле Нарышкинского барокко, архитектором, предположительно, был Яков Бухвостов. Храм состоит из двух ярусов, прямо над восьмериком второго яруса находится помещение для звона со шпилем, но эта звонница не подходила для больших колоколов, поэтому в 1879 году была достроена колокольня.

Архитектура храма по характеру русская, заимствованы из западноевропейской архитектуры в основном детали декоративного плана. Для нижнего яруса характерна основательность, некоторая тяжеловесность деталей: окна широкие, утоплены в глубокие ниши. На второй ярус храма ведет нарядная узорчатая лестница. Декорирование верхнего яруса сдержанное: арочные ниши, резные гребни, небольшие фронтоны. На окнах нет наличников, пространство между окошками украшено изящными колонками.

1938 год стал испытанием для храма: были прекращены богослужения, церковное имущество разграблено, разломан и разрублен на дрова старинный иконостас, навсегда разрушена колокольня. Храм пришел в упадок. В 50-х годах 20-го века храм приспособили под мастерскую по обработке алмазов, что привело к еще большему обветшанию здания.

Лишь в 1989 году храм был предан православной общине. В том же году, после первичного восстановления храма руками прихожан, была совершена первая божественная литургия. В 2005 году в уже отреставрированном храме была открыта воскресная школа.

У князя Владимира Киевского и царевны Анны родились два мальчика, назвали их Глебом и Борисом. Не думали они, что их сыновья погибнут мученической смертью из-за раздела власти. Их подвиг был в принятии Воли Бога и любви к своим врагам, непротивлении. Они стали первыми святыми на Руси. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф.5:43-45). Сначала к братьям обращались как к целителям. Затем простые люди и особенно знать просили покровительства перед Господом. С тех пор много храмов построено в их честь. К сожалению, до нашего времени мощи не сохранились.

Строительство храма велось в 1688—1704 годах.

В 1688 году построен и освящён нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира, боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов).

В 1704 году, через 16 лет, построен верхний, летний этаж во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

Замысел постройки прост и глубок: подвиг братьев взращен их отцом, святым равноапостольным князем Владимиром.

В 1879 пристроена колокольня и сооружен дом причта. До наших дней колокольня не сохранилась.

В 1938 году был закрыт, разграблен и заброшен.

В 1989 году возвращен Русской Православной Церкови Московского Патриархата, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Храм в стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Здание четырехугольное на высоком подклете, с двумя лестницами.

В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. Особая Святыня — чтимая Тихвинская икона Божией Матери. При храме есть библиотека.

Принадлежность храма: Русская Православная Церковь Московского Патриархата, Юго-западное викариатство, Московская епархия, Андреевское благочиние.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения . Храни вас Бог!

Первой владелицей села Зюзино была боярыня Морозова - известная раскольница. После конфискации, имение долгое время оставалось дворцовым. Во времена своего царствования Петр I пожаловал село одному из своих соратников - Борису Прозоровскому.

На тот момент в Зюзине уже стояла деревянная церквушка.

История храма Бориса и Глеба в Зюзино в Москве

В 1688 году по заказу Прозоровского возводится новый храм - храм во имя Бориса и Глеба в Зюзино.

Постройка была выполнена в барочном стиле и состояла из двух ярусов: нижний, зимний, был освящен во имя князя Владимира; верхний, летний, - в честь святых Бориса и Глеба.

Замысел довольно прост: подвиг святых мучеников стал возможен благодаря взрастившему их отцу, князю Владимиру.

Правда, строительство храма Бориса и Глеба в Зюзино затянулось, поэтому и его освящение состоялось довольно поздно. Если нижний ярус освятили в 1688 году, то верхний - только в 1704 году.

Архитектура храма немного скромнее привычного московского барокко: на окнах отсутствуют наличники, грани здания венчают небольшие фронтоны. Пышности добавляют, пожалуй, роскошные лестницы, ведущие в летнюю часть церкви.

В 1879 году к храму Бориса и Глеба пристраивают колокольню, которая сужается кверху в форме шпиля и имеет очень необычную, даже причудливую форму.

В советское время храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино постигла участь многих культовых построек того времени - в 1938 году его закрывают.

Но если многие святыни, как могли, оберегали местные жители, стараясь спасти хоть какую-то их часть, то храму в Зюзино не повезло вдвойне.

Люди сами вскрыли замки, разобрали на дрова роскошный иконостас, сохранившийся в храме с момента его возведения, вынесли двери и оконные проемы. Колокольня со временем стала разрушаться. Храм постепенно приходил в упадок.

В 50-х годах церковь Бориса и Глеба реставрировали, после чего, в ней разместили мастерскую по обработке драгоценных камней.

В здании памятника истории сделали перепланировку, колокольню снесли за ненадобностью. После мастерской в церкви размещался архив одного из Министерств СССР.

Долгое время храм Бориса и Глеба в Зюзино не удавалось передать православной общине. Главным аргументом являлось то, что здание разрушено не до конца, поэтому может быть использовано под другие нужды.

И все же, в 1989 году передача церкви в Зюзино состоялась. Сначала освятили нижний ярус храма Бориса и Глеба, через год - верхний.

Реставрационные работы длились довольно долго, но на сегодняшний день можно говорить об их окончании. Храм в Зюзине продолжает жить своей законной религиозной жизнью. Рядом с ним возвели здание для воскресной школы, действующей с 2005 года.

Храм Бориса и Глеба в Зюзино расположен по адресу: Москва, Перекопская, 7 (станции метро Каховская или Севастопольская).

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзино, первый, деревянный, заложил Глеб Иванович Морозов, известный прежде всего как муж своей жены, знаменитой «боярыни Морозовой», которую любой русский человек знает благодаря картине Сурикова.

В 2015 году вместе со всей Православной церковью приход святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине торжественно отметил 1000-летие подвига своих небесных покровителей.


Саша Митрахович 06.11.2018 07:18


Нижний храм Борисоглебской церкви в Зюзине был построен и освящен в 1688 году, а верхний - в 1704-м. Строительство продолжалось 16 лет.

У строителя храма в Зюзино - Глеба Ивановича - был старший брат - Борис Иванович - вначале «дядька», то есть воспитатель малолетнего царевича Алексея, а затем влиятельнейший человек при дворе . Благодаря его возвышению продвинулся по карьерной лестнице и младший брат. Данью уважения старшему брату и памятником братской любви призвана была служить церковь, освященная во имя Бориса и Глеба. Рядом с церковью Глеб Иванович выстроил деревянный терем, а село Зюзино по имени храма получило второе название - Борисовское или Борисоглебское.

После смерти Глеба Ивановича и печальной кончины боярыни Морозовой, Зюзино перешло в царскую казну, а затем за заслуги перед отечеством было пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, сподвижнику Петра I.

Село Зюзино на протяжении всей своей истории, даже в советское колхозное время, славилось фруктовыми садами и оранжереями, в которых вызревали редкие для севера фрукты. А начало этому изобилию положил князь Прозоровский, род которого владел усадьбой более ста лет. Именно при нем была построена каменная церковь Бориса и Глеба вместо обветшавшей деревянной, которая, надо отдать ей должное, простояла еще лет сорок и была разрушена лишь в 20-х годах XVIII века. Однако история храма ведется все-таки со времени постройки не деревянной, но каменной церкви, то есть с 1688 года, когда был заложен нижний храм во имя святого князя Владимира.

Замысел строителей и владельцев усадьбы был весьма глубок и символичен: как равноапостольный великий князь Владимир был отцом , так и нижний храм, освященный в его имя, служит в буквальном смысле слова основанием для церкви, носящей имя его сыновей. Верхняя церковь Бориса и Глеба была освящена в 1704 году, и эта дата считается официальным днем рождения храма - его трехсотлетие торжественно отмечалось в 2004 году.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино по архитектурному стилю принадлежит к московскому, или .

Прообразом храма Бориса и Глеба стала церковь в усадьбе Петровское-Дальнее, или Дурнево, принадлежавшей брату Бориса Ивановича Прозоровского. Она была разрушена в 30-е годы XX века.

Характерной чертой церкви Бориса и Глеба является расположение алтарной части не с восточной стороны, как это обычно принято, а с северной. Согласно легенде, так построить храм велел сам Прозоровский, чтобы вход в церковь располагался на одной линии с выходом из барского дома, который раскинул свои протяжные фасады с запада на восток, а парадное крыльцо его было обращено к Москве, находящейся строго на севере.


Саша Митрахович 06.11.2018 07:25


Храм в Зюзино и сама усадьба постепенно приходила в запустение - к несчастью, обстоятельства складывались так, что она постоянно меняла хозяев, переходила из рук в руки и в результате окончательно была разорена.

Еще в середине XIX века усадьбу Бекетовых снимал Московский университет под летние дачи для своих сотрудников, а затем старинный хозяйский дом и вовсе был разобран для строительства дач.

Тем временем наступил XX век. После Октябрьской революции 1917 года церковь Бориса и Глеба - Борисоглебская, как ее звали в народе, - продолжала действовать еще двадцать лет и была закрыта в 1938 году.

Холодной и страшной зимой 1941 года местные жители, все еще обитавшие в деревенских избах, разобрали почти все деревянные детали разоренного храма на дрова. Колокольня тоже была разрушена. Местный старожил Петр Дмитриевич Барановский взял к себе домой и спрятал несколько икон и резных колонн храма, а самое главное - царские врата. Чудом ему удалось сохранить их в военные годы, а затем передать в музей-усадьбу «Коломенское» - там они находятся до сих пор.

Во время Великой Отечественной войны храм Бориса и Глеба благодаря своей высоте использовался в качестве наблюдательного пункта запасного аэродрома.

В послевоенные годы в верхнем храме разместилось овощехранилище, а в нижнем - филиал завода драгоценных металлов. Позже, в середине 1960-х годов, здание арендовал архив НИИ Минстанкопрома - тонны его документации, хранившейся на железных стеллажах, отрицательно сказались на состоянии храма, не рассчитанного на такие нагрузки: на стенах появились трещины, а фундамент начал расползаться.


В 1960-е село Зюзино вошло в черту города и обрело статус . Здесь началось особенно активное строительство пятиэтажек. Благодаря обновлению квартала было обновлено и здание церкви - проведена косметическая окраска фасада. Внутреннее помещение храма тоже отремонтировали, теперь здесь разместилась ювелирная мастерская.

Но наступили новые времена. 11 апреля 1989 года храм Святых Благоверных Князей Российских Бориса и Глеба был возвращен верующим. 15 мая, в день памяти небесных покровителей храма, состоялся первый водосвятный молебен на территории церкви.

Возрождение

Освобождение храма Святых Бориса и Глеба было только началом долгого и трудного пути - предстояли тяжелые восстановительные работы. В особенно плачевном состоянии находился нижний храм - весь пол был закатан асфальтом, а сверху застелен линолеумом, стены выкрашены синей масляной краской, роспись уничтожена. Фасад здания тоже сильно пострадал: покрытие куполов и кровли проржавело, белокаменный декор почти полностью разрушился, стены нуждались в починке, южное крыльцо развалилось, и весь храм просел в землю почти на полтора метра.

Работы по приведению в порядок храма велись очень интенсивно, уже в конце июля отслужили первую литургию в нижнем храме - к тому моменту там был настелен временный деревянный пол и установлен иконостас. 28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме, освященном в его имя, состоялась первая после полувекового перерыва Божественная литургия. С этого момента началась литургическая жизнь прихода.

В течение ближайших месяцев были демонтированы перекрытия и лестницы в верхнем храме, подготовлен пол и отделана мрамором солея. Теперь верхний храм тоже был готов к богослужениям. 31 марта 1990 года состоялось освящение церкви Бориса и Глеба, после чего Божественная литургия стала совершаться ежедневно.

Иконы и фрагменты подлинного иконостаса былой Борисоглебской церкви находятся в запасниках музея «Коломенское». Вернуть имущество музей отказался, поэтому были сделаны слепки с фрагментов иконостаса XVIII века и по старинным фотографиям воссоздана его точная копия.

В конце 1990-х годов церковь Бориса и Глеба сделалась значимым местом для местных жителей. Даже те, кто не считал себя прихожанами храма, полюбили сюда приходить. Особенной популярностью пользовался церковный двор у молодых родителей - на территории храма было так приятно гулять с колясками или с маленькими детьми, едва начинающими ходить! Зимой дорожки всегда расчищены, гололедицы нет, можно спокойно катать коляску, вокруг стоит тишина, никто не разбудит младенца; летом можно не волноваться, что ребенок внезапно побежит и выскочит под машину - церковная ограда надежно защищает его.


Саша Митрахович 07.11.2018 07:23


Архитектура храма Бориса и Глеба в Зюзине. Это кирпичное здание, в плане крестообразное, поставленное на высоком арочном подклете, с запада и с юга к церкви примыкают лестничные сходы на арках.

Характерное для сочетание красного кирпича и белого камня также присуще церкви Бориса и Глеба в Зюзине, равно как и церкви Покрова Богородицы в Филях, созданных одним и тем же зодчим - Яковом Бухвостовым.

«Иже под колоколы»

Храм Бориса и Глеба возводил зодчий Яков Бухвостов, создатель таких шедевров , как , Спасская церковь в Уборах и Троицкая церковь в Троице-Лыкове. Все они были построены в 1690-х годах и объединены одним общим архитектурным рисунком, при этом декоративное убранство церкви Бориса и Глеба гораздо скромнее, чем у остальных церквей. Покровскую церковь в Филях, к счастью, сохранившуюся до наших дней, с первого взгляда бывает даже трудно отличить от церкви Бориса и Глеба, - выстроенные из розового и белого камня, издали они очень похожи.

Все эти церкви относятся к разряду двухэтажных храмов « », то есть с венчающим здание ярусом звона.


Саша Митрахович 10.11.2018 07:07


На фото: Главный иконостас Борисоглебского храма и Голгофский крест с предстоящими, раньше на этом месте (восточная стена) был еще один вход.

Боярин князь Прозоровский, строя каменный храм Бориса и Глеба в Зюзино, повелел обратить алтарь не к востоку, а к северу, по направлению к Москве. Редчайшее «северное» расположение алтаря создало значительные трудности при восстановлении храма после полувекового запустения в советское время - церковь находилась в столь бедственном состоянии, что определить прежнее местонахождение алтаря было весьма проблематично, и реставраторы искали его, как полагается, в восточной части. Ситуацию осложнил тот факт, что в восточной стороне храма были следы третьего, позднее уничтоженного входа. В современном храме на этом месте расположен Голгофский кресте предстоящими, подаренный настоятелем дружественного храма Покрова Божией Матери на Землянке.

На западной стене верхнего храма мы видим фреску Преображения Господня, а на южной - Успения Богородицы. В храме есть несколько особо почитаемых икон Божией Матери, и главная среди них - Всех скорбящих Радость.


Храму принадлежит также икона Пресвятой Богородицы, по всей видимости, передававшаяся в неизвестной нам семье по наследству как большая ценность: ведь когда-то, больше ста лет назад, она была получена в дар от самого губернатора! Старинная, с ятями и ерами, надпись на обратной стороне доски гласит:

«В молитвенное воспоминание поднесена сия святая икона надзирательнице Рязанского Дома Трудолюбия Анне Дмитриевне Васильковой от начальствующего рязанского губернатора Николая Семеновича Брянчанинова в день прощания ея с подведомым заведением 3 января 1895», - то есть, как сказали бы сейчас, в день ухода на пенсию.

Также в верхнем храме стоит обратить внимание на приставной престол и на икону Святителя Николая с мощевиком, а также на икону Великомученика Пантелеймона.

В нижнем же храме мы увидим престол князя Владимира и фреску, посвященную Крещению Руси. Кроме того, на фреске «Новомученики и исповедники Российские» изображен император Николай II с семьей - прихожане гордятся тем, что это изображение было выполнено еще до прославления последнего российского императора в 2000 году. Образцом для его канонизации послужили именно - то есть те, кто, по словам митрополита Ювеналия, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.

В XIX веке храм был отнесен к памятникам архитектуры, а также назван в числе ценных памятников иконописи и внутреннего убранства. Макет церкви Бориса и Глеба экспонируется в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре

Как добраться самостоятельно к храму

На общественном транспорте:

От станции метро «Каховская»: первый вагон из центра, в переходе повернуть направо.

На любом троллейбусе или на автобусе № 826 доехать до остановки «Молодежный центр». Пройти немного назад по ходу транспорта до уходящего вглубь квартала безымянного проезда - бывшей главной улицы села Зюзино. На углу стоит указатель в сторону храма, который уже виднеется за деревьями.

От станции метро «Профсоюзная»: первый вагон из центра, троллейбусы № 49 и № 85 до остановки «Перекопская улица». Перейти дорогу и идти по малозаметной Перекопской улице мимо пруда к церкви.

На автомобиле:

По Варшавскому шоссе: повернуть на Чонгарский бульвар, переходящий в ул. Каховка, где после перекрестка с ул. Керченская будет указатель направо, на безымянный проезд, ведущий к церкви.

По Севастопольскому проспекту: повернуть на ул. Перекопская, ведущую к церкви.

Расположение храма Бориса и Глеба в Зюзино на карте Москвы:


Саша Митрахович 11.11.2018 08:45

Вконтакте

Имение, в котором располагалось село Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство храма велось в 1688–1704 годах.

Нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира был построен и освящён уже в 1688 году; верхний, летний, во имя благоверных князей Бориса и Глеба - только в 1704 году.

Дмитриева Ирина , CC BY-SA 3.0

В 1938 году храм был закрыт. В конце 1950-х годов началась его первая реставрация, после которой в нём разместили мастерскую по обработке алмазов.

В 1979 году началась новая реставрация, после чего в храме разместился архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

Сержант Пеппер , CC BY-SA 3.0

В 1989 году храм перешёл православной общине Севастопольского района, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Архитектура

Изначально на этом месте располагался старый, деревянный храм. Новый храм был построен в стиле .