Все для подготовки к огэ по обществознанию. Личный опыт: как сдать ОГЭ по обществознанию

Все для подготовки к огэ по обществознанию. Личный опыт: как сдать ОГЭ по обществознанию
Все для подготовки к огэ по обществознанию. Личный опыт: как сдать ОГЭ по обществознанию

Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников . Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание в качестве или ?

Обществознание – «что это за зверь»?

Обществознание – это междисциплинарный экзамен , то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»

Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ . Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов , а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

Миф 2 «Необязательно готовиться долго»

Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»

Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия , дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Я убеждена, что очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл , суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.

Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.

Миф 4 «Обществознание – это скучно»

Обществознание – это сама наша жизнь , говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни ,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать и

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»

К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме , и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу , особенно Конституцию Российской Федерации . Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.

Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».

Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.

Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!

1 Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

2 Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.

3 Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

4 Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

5 Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

6 Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

7 Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

8 Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

9 Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

для учащихся.

    Школьное обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии, правоведения.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 14

15 – 24

25 – 33

34 – 39

    Справка об изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2016 году:

История, Обществознание – содержательных изменений нет.

Изменен порядок следования нескольких заданий части 1

СТРУКТУРА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Структура и содержание контрольных измерительных материалов, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразователь­ной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразователь­ных учреждений.

Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит
6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Вторая часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подоб­ранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 200–250 слов.

Советы психолога

Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам.

Вызывающие страх мысли

Рациональные спасительные мысли

Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки.

Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания.

Я слишком глуп, чтобы понять этот материал.

Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей.

В мою голову ничего больше не может войти.

Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения.

Я обязательно провалюсь на экзамене.

Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Анастасия Григорьева:

Экзамен по обществознанию – не очень сложно

Сдать экзамен по обществознанию для меня было не очень сложно. В начале учебного года я купила книжку с десятью вариантами ОГЭ для подготовки. Кроме того, у нас каждую неделю в школе были дополнительные занятия по этому предмету, но я на них не ходила из-за нехватки времени и желания задерживаться после уроков.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Начала готовиться я примерно за полгода до экзамена: решала варианты и пользовалась консультациями.

Мне было не очень сложно на экзамене, потому что хватило знаний, которые я получила на уроках и информации из учебника по обществознанию за девятый класс.

Трудность вызвали только лишь задания про управление государства и последние два, где была работа с текстом. Присутствовало волнение, конечно, но оно совсем не помешало. С экзаменом я справилась за два часа.

Ксения Банникова:

На экзамене будет то, что решали на уроках

Я ходила на консультации в школе, решала тесты на сайте «Решу ОГЭ», пользовалась учебным материалов, который нам давали учителя по обществознанию.

Нас очень хорошо готовили, поэтому я написала без всяких трудностей первую часть, а вот со второй возникли сложности. Мне показалось, что в тексте много терминов, и я даже не поняла его. Но я просто нашла в тексте такие же слова, как в вопросе, перечитала несколько раз этот фрагмент и вникла.

Я писала шпаргалки, но не пользовалась ими. Занесла туда определения за весь курс девятого класса, потому что думала, что мне это пригодится.

Мой совет – прорешайте, как можно больше тестов, потому что первая часть всегда повторяется, никаких новых вопросов не включают. То, что будете выполнять на уроках, то и будет на экзамене.

Татьяна Миронова:

Я решила не рисковать

Я готовилась с репетитором. Купила специальную книжку для подготовки к ОГЭ ФИПИ – по ней и готовилась (там около 30 вариантов). Кроме того, помог сайт «Решу ОГЭ» – там много заданий и вариантов.

Сам экзамен прошел достаточно спокойно, камер не было. Прочитала все правила и начала писать.

Шпаргалки я не делала, но могу сказать, что можно было выходить в туалет, сколько хочешь, поэтому списать возможность была. Многие так и делали. Но я решила не рисковать.

Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) школьники сдают после окончания 9-го класса. По сути, этот экзамен - тренировка перед ЕГЭ, который сдают после 11-го класса и который учитывается при поступлении в ВУЗы. Рекомендуется пошаговая систематическая подготовка, а также чтение Конституции РФ (некоторые вопросы по обществознанию основаны на данном документе).

Данный сборник составлен ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) - именно его, от ФИПИ, нам рекомендовали для подготовки к экзамену в школе.

Заметим также, что в целом объём теоретического содержания курса основной школы, поддающийся формализованной проверке, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы выражена практическая составляющая - комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности. Всё это даёт также некоторое представление о степени социализации выпускников основной школы, их понимании свойственных возрасту социальных ролей.

Используйте при подготовке также, помимо сборников, материалы Открытого банка заданий ОГЭ, расположенные по адресу: opengia.ru/subjects/social-9/topics/1.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом;
- часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

Советуем выполнять задания по мере прохождения или повторения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для Вас вопросы и задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.

Если, готовясь к экзамену, Вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к учителю, тем более что при систематической подготовке у Вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который Вы не находите в учебной книге, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.

Некоторые страницы сборника смотрите на фото ниже.