Входо-иерусалимский собор. Призраки Входо-Иерусалимской церкви: мифы и исследование Входо иерусалимская

Входо-иерусалимский собор. Призраки Входо-Иерусалимской церкви: мифы и исследование Входо иерусалимская
Входо-иерусалимский собор. Призраки Входо-Иерусалимской церкви: мифы и исследование Входо иерусалимская

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим (Входо-Иерусалимская) - православный храм г. . Расположен по на Крестовской (Иерусалимской) горе , адресу: ул. Борцов Революции, 15, при входе на Иерусалимское кладбище (сейчас - территория Центрального парка). Настоятель - протоиерей Андрей Степанов.

История строительства Входо-Иерусалимского храма

Храм был заложен 11 сентября 1793 года. Строительство его закончилось в 1795 году. Это была небольшая каменная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Церковь на Входо-Иерусалимском кладбище была построена на средства купца М. Сибирякова. К середине XIX вева церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением.

В 1835 году на месте этого храма был построен новый. Церковь установили на самой высокой точке города. С ее колокольни были видны все иркутские храмы и монастыри. Проект новой церкви был составлен томским губернским архитектором Деевым. Строительство длилось с 1820 по 1835 годы. Строительство велось медленно, это было связано с повреждением конструкций: в 1823 году обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Наконец только в 1830 г. заканчиваются основные строительные работы (без внутренней отделки). Иконостас для новой церкви выполнялся по рисунку, составленному иркутским архитектором А. Васильевым. Авторский надзор за выполнением внутренних работ велся очень тщательно. В 1835 г. Иркутская губернская строительная комиссия произвела освидетельствование построенного храма. Освящение готовой церкви состоялось 25 июля 1835 года. Первоначально она имела один придел, в 1890 г. с южной и северной сторон пристраиваются еще два придела.

В советское время купола храма были снесены. Здание было перестроено и разделено на три этажа. Сначала в церкви располагался милицейский склад, затем общежитие, лыжная база, а последнее время культпросветучилище. Кладбище было закрыто в 1932 году, а в 1957 году на его месте устроен центральный парк культуры и отдыха, при этом уничтожены ценные исторические надгробия.

Сейчас храм восстанавливается приходской общиной и постепенно приобретает свой прежний вид. Раз в неделю проводятся богослужения. Построена девятиметровая колокольня. Служители церкви уверены: восстановить храм - долг перед памятью похороненных на Иерусалимском кладбище.

В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили ее облик до неузнаваемости. Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьми лотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска и явилось отголоском общерусского развития классицизма. Фасадный декор постройки строг и лаконичен. Оконные проемы, лишенные наличников и украшенные только сандриками, простой антаблемент, колонные портики с трех сторон -все это характерно для зрелого классицизма.

Входо-Иерусалимская церковь/Церковь Входа Господня в Иерусалим

Суздаль. Пятницкая и Входо-Иерусалимская церковь. после 1904 г.
Пятницкая церковь (слева) и Входо-Иерусалимская церковь (справа)


Входо-Иерусалимская церковь

До кон. XVII в. на этом месте стояли церкви: и Пятницкая. Преосв. Ильинскую церковь перенес на Иванову гору, в свою Архиерейскую бобыльную слободу, а Пятницкую церковь за ветхостью упразднил. На их месте в 1702-1707 гг. построил каменную Входо-Иерусалимскую церковь с колокольней.
В 1772 г. была построена теплая каменная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского.

В XVIII в. Входо-Иерусалимская церковь составляла единый архитектурный ансамбль вместе с расположенной рядом тёплой Пятницкой церковью и снесённой колокольней с вогнутым шатром. Весь комплекс был окружён невысокой кирпичной оградой с воротами, каменный свод которых был выполнен в виде кресчатой бочки.
Здание церкви типично для суздальского зодчества. Основной объём в форме четверика окаймлён по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII в. четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х гг.

Мальцев Дмитрий Васильевич состоял в певческом хоре, с 1766 года обучался в грамматике, в 1770 г. направлен пономарём во Входоиерусалимскую церковь.
Недоедов Дмитрий Яковлевич взят в Суздальскую семинарию в 1767 году, в 1776 году направлен пономарём к Входоиерусалимской церкви.
Веселовский Яков в 1780 г. направлен диаконом во Входоиерусалимскую церковь.
Кованцев Порфений взят в Суздальскую семинарию в 1786 году, в 1788 г. из инфимы направлен дьячком в суздальскую Входоиерусалимскую церковь.
Протопопов Георгий (Егор) Яковлевич (годы жизни: 1793 – 1868 гг.) - священник Входоиерусалиской церкви.
Молчанов Иван в 1798 г. из богословского отделения направлен диаконом Цареконстантиновской церкви г.Суздаля; в 1805 г. священник Входоиерусалимской церкви.
25 ноября 1865 г. Входоиерусалимской церкви протоирею Георгию Протопопову, в ознаменование 55-летней беспорочной и усердной службы его в сане Священства, преподано от Его Преосвященства Архипастырское благословение.

Пятидесятилетний юбилей протоиерея Входоиерусалимской церкви о. Георгия Протопопова в г. Суздале

Субботу 20 ноября 1865 г. суздальское городское духовенство ознаменовало особенным празднеством. В этот день исполнилось 55 лет, как священствует о. протоиерей Георгий Яковлевич Протопопов при Входоиерусалимской церкви. Г.Я. Протопопов рукоположен во священника 20 ноября 1810 года. Предки его начиная с прадеда и отец были протоиереями в Суздальском соборе. Георгий Протопопов был правнуком . «В июле 1788 г. епископ Владимирский Виктор вместе с архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Герасием, протоиереем кафедрального Богородице-Рождественского собора Алексеем Смирновым, ключарем иереем Маковым Протопоповым и протоиереем Суздальского Василием Русовым составили опись имущества Суздальского архиерейского дома - всего, что осталось от владыки Тихона)».
В этот день, по предварительному приглашению о. благочинного г. Суздаля священника И.П. Грацилевского, 16 священников собрались во Входоиерусалимсккую церковь, и четверо из них при предстоянии о. протоиерея служили литургию, а по окончании ее отправлен благодарственный молебен. В котором участвовали все прибывшие в церковь городские священники и даже из окрестных селений, случайно узнавшие о торжестве. По провозглашении многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Преосвященному Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому, один из духовных сыновей протоиерея – священник Покровского девичьего монастыря о. Михаил Тихонравов произнес следующую речь:
«Достопочтеннейший отец протоиерей и многоуважаемый духовный наш пастырь! Во внимание к вашей честной многолетней жизни, и особенно к вашему ревностному 55 летнему служению в священном сане иерея, совершается настоящее торжество. Если долголетие есть дар Божий, ниспосылаемый за известную добродетель, то тем более полувековое служение перед престолом Всевышнего, приношение бескровной жертвы Тела и Крови Христа Бога за живых и умерших есть особенный дар благодати Божией, в преизбытке ниспосылаемый только тем, кои во исполнение слов Апостола бывают честны, благоговейны, трезвенны, кротки, несварливы, дом свой добре правяще. И, говоря откровенно, к славе и чести всего духовенства, все сии добрые качества, Вы, совместили в себе и тем заслужили преизбыточествующую благодать священства. Обязанные заповедью почтить Вас доблестный отец? Обязанные всегда сочувствовать доброму, честному и святому,- не должны ли мы быть признательными к тому, кто являет в себе исполнение многих добрых качеств? При том же мы обязаны Вам, духовный наш пастырь и отец, вечною признательностью и благодарностью за истинно отеческие наставления и вразумения. Вы, всегда верный слову Апостола, исправляете нас духом кротости и стараетесь внушить нам тот дух любви Христовой, по которому бы мы всегда пребывали в братских снисходительных между собой отношениях. Так сердца наши преисполнены к Вам чувствами почтения, уважения и признательности; выразить их мы и собрались ныне в сей храм, чтобы в день вашего рукоположения, в день ниспослания на Вас благодати священства, за вашими священнодейственными молитвами принести свои молитвы к Господу и возблагодарить Всевышнего за то, что Он ниспослал нам в лице вашем верного и ревностного строителя таин Божиих. Благодарим, благодарим Бога, что благодать его Всесвятого Духа не оскудевает и даже преизбыточествует на верных его служителях, и подает им силы к животу и благочестию – и тем заслуживает от людей любовь и уважение к себе, а отсюда и к самой вере. Участие в настоящем торжестве не одних только духовных, но и других лиц, есть верное доказательство того, что Вы, достопочтенный отец, общим голосом признаетесь за ревностного и благоговейного священнослужителя алтаря Господня. отрадно участие других в нашем духовном торжестве. Дай Бог, чтобы настоящее торжество не прошло для нас, почтенные отцы, без урока. Выражая признательность к доблестям нашего духовного отца, постараемся подражать ему в кротости, в строгой и воздержанной жизни, в истовом и благоговейном священнослужении, чтобы через то и нам заслужить благословение Божие и всеобщую любовь, которая приобретается лишь ревностным исполнением наших обязанностей.
Ознаменовав настоящий торжественный и радостный для Вас и всего духовенства день благодарственными молитвами к Господу Богу, как главному виновнику всякого добра и чести, мы желаем выражение наших чувств искренних, почтения и признательности к Вам сделать памятным навсегда. Посему предлагаем Вам усердное приношение, как видимый знак всегдашней сердечной благодарности и уважения к Вам ваших духовных чад. Примите это святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа (На Евангелии сделана надпись: «Сие свящ. евангелие приносится в дар о. протоиерею суздальской Входоиерусалимской церкви Георгию Яковлевичу Протопопову от Суздальскаго духовенства и прихожан в день юбилея, по случаю пятидесяти-пяти летней его службы в священном сане, 20 Ноября 1865 г.»), служителем коего, при благодати Духа Святого, Вы полвека пребыли честно и верно. Примите сей крест (На оборотной стороне креста вычеканено: «Отцу протоиерею Георгию Яковлевичу Протопопову, дар суздальскаго духовенства и прихожан». По сторонам: «20 ноября 1810 – 20 ноября 1865 г.». Вы так благоговейно вспоминали принесенную на нем жертву за грехи мира, и верою в Распятого умели укрепить себя в перенесении житейских невзгод и дожить до глубокой старости, свидетельствующей о вашей благочестивой жизни. Примите все это благосклонно и помолитесь Господу, чтобы Он сподобил и нас недостойных иереев служить Богу так, как Вы служили. Помолитесь, чтобы все ваши духовные дети сумели воспользоваться вашими кроткими исправлениями, и пребывали по духу любви истинными христианами. Нам же надлежит долг всегда молить Господа, да продлит Он милосердный ваше протоиерейство на многия лета».
За сим возглашено было многолетие виновнику торжества о. протоиерею Г.Я. Протопопову, и о. благочинным поднесены ему крест и евангелие.
Из церкви все духовенство, в предшествии о. протоиерея, отправилось к нему в дом, где уже приготовлен был обеденный стол. При входе в комнаты, хором певчих пропето было: «многая лета». О. архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Илларион и игумения Покровского монастыря Митрополия, желая почтить уважаемого старца, прислали иконы и просфоры. Из светских прибыли к о. протоиерею исправляющий должность уездного предводителя дворянства уездный судья И.А. , уездный стряпчий, смотритель духовных училищ, доктор и еще несколько чиновников – прихожан о. протоиерея Георгия Яковлевича.
Почтенный старец был глубоко тронут таким всеобщим выражением сочувствия и уважения к его служению.
К. Тихонравов («Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть №23, 1865 года).
Последнюю литургию Протопопов совершил 1 января 1868 года, в день своего рождения. 25 января 1868 г. в 5 часов утра скончался протоиерей Входо-Иерусалимской церкви Георгий Яковлевич Протопопов, на 76 году жизни, и на 58 году священства, при одном и том же храме.

Державин Василий Петрович окончил Вл. Дух. Сем. в 1836 г. 1837 - 1868 гг. - священник Источниковской церкви г.Суздаля; 1868 - 1873 гг. - священник Входоиерусалимской церкви.

В сентябре 1875 г. начальство подняло вопрос о храме, в котором служба отправлялась бы исключительно для учеников, и где последние были бы полными хозяевами. Храм нашелся - это храм центральный по расположению ученических квартир, храм Входоиерусалимский, лишившийся к тому времени своего настоятеля и перешедший в заведывание причта Предтеченской церкви. Было получено согласие причта и церкви испрошено разрешение Владыки и ученики начали ходить к богослужению во Входоиерусалимскую церковь. Но нашлись неудобства и здесь. Приходилось детям, собравшись около своей церкви, всей массой перекочевывать в другую, или разбившись на квартирные группы идти в близлежащие к их квартирам церкви. Причт Входоиерусалимской церкви заведывал двумя приходами, двумя церквами, и конечно должен вести очередь в отправлении богослужения. И вот когда не бывало службы во Входоиерусалимской церкви, ученики должны переходить в Предтеченскую церковь. Случался праздник во Входоиерусалимской церкви, и опять ученики, как не дающие дохода, а между тем стесняющие праздничных богомольцев, должны искать себе места для молитвы.

Невский Иван Дмитриевич окончил Вл. Дух. Сем. в 1891 г. 1894 - 1896 гг. - священник Входоиерусалимской церкви. В 1896 г. назначен в (Покровский уезд).
Дроздов Николай Алексеевич окончил в 1889 г. С 1896 г. священник Входоиерусалимской церкви.
Копии с метрических книг исповедных росписей с 1801 года хранились в целости; опись церковного имущества, составленная в 1882 г., также хранилась в церкви.
Земли церковной по плану значилось 112 квадр. сажен; но в кон. XIX века имелось только несколько сажен, а прочая отмыта водою. В 1862 г. г-жа Маренкова пожертвовала в церковь огородную землю мерою 1226 квадр. сажен. Из арендной платы за эту землю причт получал половину, а другая половина шла в пользу церкви.
Причт: священник и псаломщик. На содержание причта получалось: от земли, процентов с государственных бумаг и за требоисправления до 500 р. в год.
Приход: 11 дворов, душ мужского пола 29, а женского пола 41 душа.
Светозаров Михаил Иванович родился 4 ноября 1882 г. в селе Вача Нижегородской губернии. В 1899 году окончил Муромское духовное училище. 24 августа 1899 г. - псаломщик Входоиерусалимской церкви г. Суздаля. 22 июля 1913 г. - рукоположен во диакона к церкви погоста Архидиаконского Покровского уезда. 30 октября 1930 г. арестован. Приговорён к 5 годам ИТЛ. В 1934 г. – освобождён. 28 мая 1934 г. - рукоположен во священника к церкви погоста Архидиаконского. В 1948 г. - священник церкви с. Воскресенское Покровского р-на. В 1953 г. - настоятель Сретенской церкви с.Новая Никола Судогодского р-на. 4 июля 1953 г. - уволен за штат (после ампутации ноги).
Бывший воспитанник семинарии Алексей Акантин, 10 января 1904 г., определен и. д. псаломщика в гор. Суздаль к Входоиерусалимской церкви.

Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма


Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви


Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма

К сожалению, в Суздале не сохранилось ни одной ограды приходских церквей. А они имели не только функциональное, но и архитектурно-художественное значение. На этом фото мы видим каменную ограду со Святыми воротами Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Это строение завершалось «бочковым» покрытием, имевшим живописное панно «Вход в Иерусалим». Поодаль, за воротами, стояла колокольня с изящным вогнутым каменным шатром. Это творение суздальских зодчих, обрушенное в конце 30-х гг. XX в., принял обрывистый берег реки Каменки. Тогда же погибли ограда и уникальные ворота.



Входо-Иерусалимская церковь

Пятницкая церковь/Церковь Параскевы Пятницы





Пятницкая церковь/Церковь Параскевы Пятницы

В 1772 г. была построена теплая каменная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В обоих церквях было по одному престолу.
Поначалу церковь получила название Никольской, но название не прижилось и со временем церковь превратилась в Пятницкую по названию более старого деревянного храма, стоявшего на этом месте.
Храм является типичным представителем суздальских «тёплых» храмов и состоит из двух небольших каменных клетей, с восточной стороны к храму примыкает широкая апсида. В отличие от других «зимних» храмов на центральном четверике поставлен восьмерик с высоким куполом и необычной фигурной главкой.

В 1956 г. - устройство крыши и главки на теплой Пятницкой церкви.


Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.

1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.

2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.

3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.

4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.

5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.

6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.

7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства "Благовещение".

9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.

10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.

13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.

14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.

15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.

16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда "русском стиле", взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.

18. Вокруг церкви растут вековые деревья.

19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется...

22. За храмом покоятся старинные надгробия...

24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.

25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.

26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и

Когда речь заходит о культовых учреждениях Нижнего Тагила, то обычно Входо-Иерусалимский собор упоминается в первую очередь. И практически всегда с эпитетами «первый», «богатейший», «красивейший» и… «не дошедший до наших дней».

Строго говоря, статус Собора Входо-Иерусалимская церковь получила лишь в мае 1912 года, да и первой церковью Нижнетагильского заводского посёлка она не была: долгое время единственным местом, где заводчане могли обратиться к Богу, была небольшая деревянная церковь, построенная на горке напротив завода. Располагалась она на том месте, которое нынче известно горожанам, как площадь перед бывшим зданием заводоуправления. Известно о ней очень немного – церковь не имела фундамента, была тесной и не могла вместить в себя всех желающих. Известно также, что уже в 1760 году она именовалась церковь Входа Господня в Иерусалим, а священником в ней служил Василий Афанасиевич Хомяков.

Впервые намерение выстроить при Тагильском заводе большую каменную церковь выразил ещё в 1758 году Никита Акинфиевич Демидов: «…и брат мой Прокопий настаивал, и сам я мыслю, что волю родителя нашего Акинфия Никитича следует исполнить…»

Впрочем, некоторые исследователи жизни Никиты Демидова склонны относить появление храма к проблемам, связанным с рождением у заводчика наследников: первая жена — Наталья Яковлевна Евреинова – не смогла родить здоровых детей (сын Акинфий и дочь Лиза умерли в младенчестве), а вторая супруга — Мария Сверчкова – и вовсе оказалась бесплодной. Поэтому набожный Никита и решил построить роскошный храм «…во искупление прежних грехов, и обращаясь к Богу послать ему наследника».

Так или иначе, в первых днях июня 1764 года на самом высоком месте заводского посёлка была заложена трёхпрестольная каменная церковь. К моменту закладки уже начал формироваться клир будущего храма – с 1763 года настоятелем храма значился протоиерей Григорий Яковлев Мухин, а священниками — Петр Тиханов и Василий Хомяков. Строительство новой церкви шло без малого 12 лет. Главный престол – во имя Входа Господня в Иерусалим — был освящён в 1776 году, однако, левый и правый приделы его были освящены раньше – в 1771 и 1773 годах соответственно.

Известный путешественник, учёный-энциклопедист и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, побывав в 1770 году на Нижнетагильском заводе, записал в своих дневниках:

«…А на бугре, коего каменная верхушка выровнена, […] сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но так же и колокольную игру заводят. Покрыта оная железом, а украшена великолепно и снабжена богатою утварью. Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 годе, и покудова ея надлежаще не украсили, богослужение отправляется в маленькой деревянной церкви…»

Освящать левый придел нового храма Никита Демидов пригласил Тобольского Преосвященного Варлаама – личность легендарную, хотя и позабытую. К тому времени отделка церкви снаружи и внутри была уже практически завершена.
Современные исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, по чьему же проекту была построена Входо-Иерусалимская церковь. Одни историки утверждают, что её проект был заказан у популярного в те годы архитектора Карла Ивановича Бланка. Другие считают, что проект сделал неизвестный архитектор Дворцовой школы Ухтомского или даже сам Дмитрий Васильевич. Пока единого мнения на этот счёт нет. Доподлинно известно, что подряд на постройку храма был отдан ярославскому крестьянину Якову Ивановичу Колоколову, который «вместе с товарищами» начал возводить «с честью, без архитектора в Нижнетагильском заводе церковь каменную». Известно и то, что по условиям подряда Колоколов должен был использовать местных демидовских мастеров кирпичной кладки. Строили храм из «подпяточного» кирпича, в состав которого, помимо прочего, входили яичные белки и известковая мука. Каждый кирпич испытывали на прочность, сбрасывая с высоты, в одну пятую от высоты самого здания. Использовали при строительстве и другое ноу-хау демидовских строителей – чугунные балки с вплавленным в тело железным стержнем.

Церковь представляла собой каменное одноэтажное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. На верхнем ярусе колокольни находились «боевые часы» с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом в 560 пудов. Алтарь, купола, кресты церкви, и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка.

На долгие 60 лет Входо-Иерусалимская церковь стала единственным храмом в Нижнетагильском заводе. Практически все, кто бывал в наших краях, отзывались о внутреннем убранстве церкви с восхищением. В алтаре храма находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота, общей стоимостью почти 60 тысяч рублей.

И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы постоянно старались приумножить красоту в величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины, добытых на демидовских приисках, украшенные уральскими самоцветами, серебряные кубки, оклады и прочие «предметы и богослужебные принадлежности» поступали в храм регулярно. Кстати, жертвовали для «первой и главной церкви» не только Демидовы, но также тагильские купцы, приказчики и управляющие. Так Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму «чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников».

Отдельное восхищение у посетителей церкви вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского собора. Всё художественное литьё церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым). Они же (а после отъезда Шталмеера, Ярулин-Сизов самостоятельно) занимались изготовлением иконостаса и плит для пола. А все иконы для иконостаса Входо-Иерусалимского собора были написаны в Петербурге мастерами Федором Зыковым и Федором Дворниковым.

До нашего времени сохранилось очень мало фотографий внутреннего убранства этого храма, но даже по тому, что имеется, можно составить представление о его неповторимой красоте.

…Позднее в приходе Входо-Иерусалимской церкви появилась церковь Иоанна Предтечи, которая была построена в 1868 году на Сухоложском кладбище (теперь, на этом месте находятся коксовые батареи №№ 9 и 10). А годом ранее было получено разрешение на постройку каменной часовни в память избавления от гибели императора Александра II. Часовню эту на свои средства выстроил на Александровской (Базарной) площади тагильский торговец мукой Пермяков. «Пермяковская» часовня также была отнесена к приходу Входо-Иерусалимского собора.

После известных событий 1917 года храм функционировал ещё несколько лет, но в конце 20-х его закрыли и передали в ведение «Т. О. И. М. К.» (Тагильского Общества Изучения Местного Края). В помещении собора был устроен художественный отдел Нижнетагильского краеведческого музея, а впоследствии планировалось создать центр атеистической пропаганды. Но в 1936 году местные власти приняли решение разрушить храм…
Впрочем, это уже совсем другая история.

Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь (3 благочиние) Верхотурский уезд . Приход этой церкви расположен в самом центре Нижне-Тагильскаго завода, вблизи заводских сооружений и Главнаго Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Сей приход почти ровесник самому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселенных в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России; приход образовался в 1750 году, с построением храма. До этого же времени христианския требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники или склонные к расколу) исправлялись, по всей вероятности, наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянскаго монастыря. Но с течением времени православное население завода все более и более увеличивалось, увеличивалась вместе с тем и численность прихожан Входоиерусалимскаго храма. Такое увеличение и разростание завода, а следовательно, и прихода Входоиерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшаго столетия выделение и образование из Входоиерусалимскаго прихода еще двух самостоятельных приходов и , а во 2-й половине того же столетия и 3-го, . В настоящее время в приходе Входоиерусалимской церкви числится: муж. пола 1952 души, жен. пола 2065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен. пола 52 души; субботников иеговистов муж. пола 1 и жен. 2 души. К приходу Входоиерусалимской церкви приписано село Елисаветинское. Первоначальный храм этого старейшаго Нижне-Тагильскаго прихода был деревянный. Он устроен был в 1750 году и освящен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Храм этот существовал до 1777 года, когда был устроен и освящен другой, ныне существующий каменный храм в честь Входа Господня во Иерусалим. Прежний же деревянный храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы перенесен был на кладбище и несколько десятков лет состоял кладбищенским, пока не обращен был в самостоятельный приходский храм. Новый каменный, и до ныне существующий, храм в честь Входа Господня во Иерусалим был заложен вблизи бывшаго деревяннаго Введенскаго храма (место престола последняго и доселе ограждено чугунной решеткой вблизи храма) 5 Июня 1764 года Невьянскаго монастыря Архимандритом Исаею, в присутствии местнаго духовенства и приглашенных из Екатеринбурга чиновников, с благословения Тобольскаго и всея Сибири Митрополита Павла. Храм был построен и украшен иждивением заводовладельца д. ст. советн. Никиты Акинфиева Демидова. Кроме главнаго, в честь Входа Господня в Иерусалим, в храме устроены были два придельных алтаря: с южной стороны в честь Рождества Христова и с северной во имя св. великомученика Никиты (15 сент.), имя котораго носил строитель храма. Сей последний придел был освящен самим Тобольским и Сибирским епископом (как назывались с 1768 до 1792 года бывшие Тобольские Митрополиты) Варлаамом в 1771 году Февраля 13 дня. Рождественский же придел освящен, по благословенной грамоте того же Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама, протоиереем сей церкви Григорием Мухиным в 1773 году Января 28 дня; а главный алтарь в честь Входа Господня в Иерусалим освящен, по благословению того же епископа Тобольскаго и Сибирскаго Варлаама, в 1776 году Ноября 22 дня закащиком Нижне-Тагильскаго Духовнаго Правления, священником Григорием Скрябиным. Обращает на себя внимание устройство храма. Храм устроен в византийском стиле, в виде креста, с тремя маковицами и крестами на верху. Стропила на церкви и колокольни железныя. Под шпилем устроены были башенные часы с боем четвертей в 4 колокола. Карнизы храма снаружи были украшены алебастровыми фигурами, а кругом купола 12 херувимами; впоследствии, в 20 годах прошлаго столетия, лишния колокола у часов, алебастровыя фигуры и херувимы были сняты. Кресты и маковицы на храме сделаны были в Нижне-Тагильском заводе из красной меди и вызолочены через огонь в Москве, на что употреблено было 100 червонцев, да на провоз 70 рублей. Престолы в алтарях, по воле храмоздателя, устроены из «ординарнаго отполированнаго камня Высокогорской магнитной железной руды в величину престола и обложены деревом»; над главным престолом устроена сень. Подрядчик каменных работ, крестьянин Ярославскаго уезда Яков Ив. Колоколов с товарищем подрядился строить храм за 180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу, и дело свое окончил с честию, без архитектора. А для квартиры своей с товарищами еще построил на ограде церковный каменный дом, в коем, по окончании работ по церкви, поместилось Заказное Духовное Правление, потом церковно-приходское училище. Наблюдение за постройкой храма было поручено заводскому Управителю Григорию Белых, единственному в то время православному приказчику, и протоиерею Григорию Мухину. Поденная плата рабочих была по 1 коп. в день. Со времени построения своего каменный корпус храма никаким перестройкам и изменениям не подвергался до настоящаго времени; но внутри произведено было несколько перемен и ремонтировок. Входоиерусалимская церковь имеет богатейшую ризницу и утварь. Наиболее замечательны: священные литургийные сосуды из чистаго золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар заводовладельца, т. сов. Николая Никитича Демидова († 1828 г. 22 Апреля); цена этих сосудов по курсу того времени 45,000 рублей; напрестольное Евангелие, в сребропозлащенном окладе, весьма большаго весу и величины. Особенно чтимыя иконы: древняя икона святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго, принесенная из завода около 1725 года и украшенная сребропозлащенной ризой с драгоценными камнями; икона св. Андрея Критскаго, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная в 1858 г. Анатолием Демидовым в память об Андрее Николаевиче Карамзине; икона св. равноапостольнаго Князя Владимира, в сребро-позлащенной ризе, устроенная Нижне-Тагильским купечеством в 1869 году, в память посещения завода В. Князем Владимиром Александровичем; икона Иверской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе с уральскими драгоценными камнями, ценою около 3 тысяч рублей, приобретена усердием прихожан в 1891 году; икона Божией Матери Взыскание погибших. - Церковь обнесена каменной оградой с чугунными решетками. - При Входоиерусалимской церкви состоят приписными две церкви: 1-я в самом заводе, на кладбище, каменная заложена в 1893 году во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2-я в селе Елизаветинском, называвшемся до построения церкви деревнею Бобровкой, построена в 1890 году во имя св. пророка Божия Илии. Кроме приписных церквей в приходе Входоиерусалимской церкви имеются две каменных часовни, обе в самом Н.-Тагильском заводе. - Причт Входоиерусалимской церкви состоит из 3 свящ., 1 диакона и 3 псаломщиков. Домов для помещения причта 3; в ограде - помещение для сторожей, просфорни и церковно-приходской школы. В приходе Входоиерусалимской церкви имеются две церковно-приходских школы: Входоиерусалимская, открытая в 1890 году, смешанная, помещается в церковном здании; Кирилло-Мефодиевская, открытая школой грамоты в 1900 г. 2-го Ноября, преобразована в церковно-приходскую школу в Сентябре 1901 года, смешанная, помещается в собственном здании; одна школа грамоты - Ключевская (в Н.-Тагильском заводе), смешанная, открыта в 1891 году, помещается в здании принадлежащем частному лицу (учительниц школы). Кроме того в приходе Входоиерусалимской церкви обретаются: 1) Горнозаводское Демидовское училище; это училище возникло после целаго ряда преобразований из цифирной школы, открытой родоначальником Демидовых Никитою Демидовым, по повелению Императора Петра 1-го от 6-го Декабря 1709 года; 2) Городское трехклассное училище (для 110 мальчиков), прекрасно обставленное; 3) женское училище 2-го разряда, называемое Анатолиевским (для 100 учениц); ныне преобразовано в женскую прогимназию; 4) женское начальное училище, под названием Павловскаго (для 100 учениц). Все эти четыре училища помещаются в зданиях, принадлежащих заводовладельцам, и до 1887 года содержались исключительно на их средства, а с этого года они содержатся на соединенныя средства заводовладельцев, служащих на заводах и рудниках и отчасти рабочих рудничных и заводских; но все училища состоят в ведении Министерства Народнаго Просвещения. Наконец, в Входоиерусалимском же приходе находится земское Елизаветинское училище, в селе Елизаветинском, смешанное; открыто в 1881 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.