Тайная доктрина блаватская елена петровна читать онлайн. Тайная доктрина с комментариями. Мировое зло выходит из подполья

Тайная доктрина блаватская елена петровна читать онлайн. Тайная доктрина с комментариями. Мировое зло выходит из подполья

Произведение В. И. Ленина, написанное в феврале - мае 1904 г. и вышедшее в мае того же года. В этом произведении разработаны организационные принципы марксистской партии нового типа, ставшие организационными основами Коммунистической партии Советского Союза и всех братских коммунистических партий. Ленин в этой книге дал отпор проводившейся меньшевиками кампании за срыв решений II съезда РСДРП. Захватив Центральный орган партии газету «Искра», меньшевики на её страницах вели разнузданную пропаганду организационной распущенности, подрыва партийности и партийной дисциплины и оправдания анархической недисциплинированности, всячески мешали созданию подлинно марксистской партии, способной возглавить борьбу рабочего класса за социализм.

Меньшевики были сторонниками партии реформистской, а не революционной и хотели, чтобы в России существовала рабочая партия по образцу западноевропейских партий II Интернационала. В книге «Шаг вперед, два шага назад» В. И. Ленин показал, что марксистская партия есть часть рабочего класса, его сознательный, передовой отряд, вооружённый знанием законов общественного развития, знанием законов классовой борьбы, что партия есть политический вождь рабочего класса, его боевой штаб и всякий, кто отрицает эту особенность партии, предоставляет рабочее движение стихии, делает его тред-юнионистским. Партия, указывает В. И. Ленин, не просто передовая, сознательная часть рабочего класса, она - организованный отряд, спаянный единством воли, действий и дисциплины, и поэтому всегда стоит в первых рядах борющегося пролетариата, вносит дух организованности и дисциплинированности в миллионные массы беспартийных рабочих и трудящихся.

Партия является не только передовой организованной частью рабочего класса, она является высшей формой его классовой организации. В борьбе против буржуазии пролетариат создаёт различные объединения - профессиональные союзы, парламентские фракции, кооперативы, союзы молодёжи, культурно-просветительные учреждения и т. д. Но каждая из этих организаций, имеющих большое значение в классовой борьбе рабочего класса, отстаивает только его частичные интересы. Чтобы классовая борьба пролетариата была единой, целеустремлённой и направленной на разрешение коренных интересов, нужна такая организация, которая стояла бы во главе всех пролетарских объединений, направляла бы их по революционному пути, подчиняла бы всю их деятельность борьбе за диктатуру пролетариата. Такой организацией может быть только марксистская партия.

Партия в состоянии выполнить роль борца за диктатуру пролетариата, если она крепко связана с широкими народными массами, не отгораживается от них, постоянно пополняется за счёт лучших людей рабочего класса. Партия может правильно функционировать, когда она организована на началах централизма (а в легальных условиях на началах демократического централизма), с единым уставом, единой партийной дисциплиной, единым руководящим органом в лице съезда партии, а в промежутках между съездами - в лице ЦК партии, с подчинением меньшинства большинству, отдельных организаций - центру, низших организаций - высшим. Ленин разработал основные принципы партийного руководства, важнейшим из которых является принцип коллективности руководства.

Партия только в том случае может быть боевой, революционной организацией, если она будет требовать строжайшей дисциплины от всех своих членов - рядовых и лидеров,- если в партии не будет людей, для которых партийная дисциплина не обязательна. Таковы организационные принципы марксистской партии, развиваемые Лениным в его книге. «Ее историческое значение состоит в том, что в ней Ленин первый в истории марксизма разработал учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру» («История ВКП(б). Краткий курс»).

Опираясь па прочный фундамент марксизма, Ленин в своей книге показал, что партии II Интернационала, возникшие в период относительно мирного развития капитализма и приспособленные к одной лишь парламентской борьбе, оказались непригодными в новую эпоху, когда классовые столкновения принимают открытый характер, когда в порядок дня ставится вопрос о власти, о диктатуре пролетариата. «У пролетариата,- писал Ленин,- нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации.

Разъединяемый господством анархической конкуренции в буржуазном мире, придавленный подневольной работой на капитал, отбрасываемый постоянно «на дно» полной нищеты, одичания и вырождения, пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. Перед этой армией не устоит ни одряхлевшая власть русского самодержавия, ни дряхлеющая власть международного капитала».

В мае 2012 года исполнилось 108 лет со дня выхода в свет книги В.И. Ленина «Шаг вперёд, два шага назад, Кризис в нашей партии». Сегодня, когда власть в России захвачена наглыми безграмотными тупыми ворами-стяжателями, а трудящиеся России заблудились, как слепцы, среди трех сосен и мечутся в панике, думая, что они попали в дремучий лес, из которого нет выхода, каждому патриоту России просто необходимо вспомнить и прочесть этот гениальный ленинский труд. Именно в этом труде есть ответ на вечные русские вопросы: «Что делать?», «Кто мы?», «Кто наши друзья, а кто враги?»

В этой книге В.И. Ленин создал стройное учение о пролетарской партии, разработал организационные принципы большевизма, определил политическое значение разделения РСДРП на большевиков и меньшевиков на 2-м съезде партии. Данная книга написана в феврале — мае, издана в мае 1904 в Женеве. В Полн. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 8, с. 185—414.

В обстановке нарастания революции в России разъяснение партийным массам причин раскола на Втором съезде РСДРП (1903) и послесъездовской борьбы Большевизма против Меньшевизма приобрело первостепенное значение. Заверяя партию в отсутствии принципиальных разногласий с большевиками, меньшевики усилили раскольническую деятельность; искажали суть внутрипартийных разногласий, заявляли о якобы случайном характере победы ленинцев на съезде; о необязательности выполнения решений съезда и центральных органов партии; подчинение меньшинства большинству рассматривали как «грубое механическое» подавление воли и свободы членов партии, а партийную дисциплину как «крепостное право»; по сути выступали против создания единой, сплочённой партии, построенной на началах централизма, отстаивали автономизм партийных организаций по отношению к ЦК партии.

Ленин показал, что размежевание на большевиков и меньшевиков явилось прямым продолжением разделения социал-демократии на революционное и оппортунистическое крыло, возникшее ещё в период борьбы «Искры» против «Экономизма». «... В основе нового деления, — указывал Ленин, — лежит расхождение по вопросам организационным, начавшееся спором о принципах организации (§ 1 устава) и закончившееся “практикой”, достойной анархистов» (там же, с. 373). Успех работы съезда был шагом вперёд в деле создания революционной пролетарской партии, а раскольнические действия меньшевиков — двумя шагами назад. Ибо подготовку масс к революции можно было осуществить только при наличии идейного и организационного единства партии, централизованного руководства партийными организациями.

Большевики рассматривали партию как вождя класса, а меньшевики фактически не отличали партию от всего класса. Разоблачая организационный оппортунизм меньшевиков, проявившийся на съезде при обсуждении § 1 Устава — о членстве в партии, переросший в систему оппортунистических взглядов, Ленин указывал, что стремление меньшевиков предоставить каждому стачечнику право называться членом РСДРП стирало грань между авангардом и остальной частью рабочего класса, в конечном счёте обрекало партию на хвостистское приспособление к отсталым слоям пролетариата. Нельзя смешивать партию, как передовой отряд рабочего класса, со всем классом. Партия наиболее сознательная часть рабочего класса, она вооружена знанием законов общественного развития и классовой борьбы и поэтому способна руководить пролетариатом.

Партия не только передовой, но и организованный отряд рабочего класса. Она сможет выполнить роль вождя только при условии высокой организованности и дисциплины, единства воли и действий своих членов.

Партия есть высшая форма классовой организации пролетариата. Она призвана руководить всеми массовыми организациями рабочего класса (профессиональными, кооперативными, молодёжными, женскими и т.п.), объединяя их усилия в борьбе против эксплуататорских классов. Партия есть воплощение связи авангарда рабочего класса с миллионными массами пролетариата и всех трудящихся.

Партия может стать крепкой и сплочённой организацией лишь будучи построена на началах централизма, что означает строительство и работу партии на основе единого устава, руководство ею из единого центра, которым является съезд партии, а между съездами — ЦК партии, единую дисциплину для рядовых членов партии и её руководящих работников, подчинение меньшинства большинству, низших организаций высшим. Ленин указывал, что централизм вовсе не противоречит демократизму, присущему марксистской партии с момента её возникновения, что в легальных условиях партия должна строиться на началах демократического централизма. Однако в условиях подполья Ленин на первое место выдвигал принцип централизма, который один мог обеспечить боеспособность партии, подвергавшейся жестоким репрессиям властей. Но централизованная и дисциплинированная марксистская партия строит свою работу на основе внутрипартийной демократии, коллективности руководства, критики и самокритики.

Главной мыслью Ленина, проходящей через всю книгу, является определение им решающего значения организации для пролетариата. Сила рабочего класса — в организации. Без организации пролетариат — ничто, организованный — он всё. «У пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации, — писал Ленин. —... Пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. Перед этой армией не устоит ни одряхлевшая власть русского самодержавия, ни дряхлеющая власть международного капитала» (там же, с. 403—04).

Книга Ленина широко распространялась в местных партийных организациях и оказала огромное влияние на партийные кадры, явилась могучим идейным оружием в борьбе против меньшевизма. В 1907 книга была переиздана в сборнике «За 12 лет» в большевистском издательстве «Зерно» (Петербург).

Книга В. И. Ленина занимает важное место в истории развития марксистско-ленинской теории, в истории КПСС и всего мирового коммунистического движения. Ленинские принципы построения революционной пролетарской партии имеют непреходящее значение, подтверждаются опытом всего мирового революционного движения.

Книга Ленина издавалась 151 раз общим тиражом 9150,4 тыс. экз. на 43 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 января 1977).

Макс Гендель

Блаватская и Тайная Доктрина

О книге:

Она сделала то, что не сделал бы ни один востоковед со всей своей учёностью, что не сделали бы все востоковеды вместе, со всем их знанием восточных языков и их исследованиями литературы Востока. Ни один из них не смог бы из материала с подобным разноцветьем синтезировать такую важную работу. Ни один из них не был в состоянии из того хаоса создать космос – но русская женщина с невысоким уровнем образования сделала это. Не будучи учёным и не претендуя на это звание, она где-то получила знания, которые позволили ей выполнить то, что не сделал бы никто другой: ни учёный, ни дилетант.

Введение

Если бы это небольшое эссе о Е.П. Блаватской и «Тайной Доктрине» не было опубликовано, все изучающие метафизику и мистицизм понесли бы реальный ущерб.

Макс Гендель, христианский мистик, отдаёт должное Елене Блаватской, восточному оккультисту. Он не обращает внимания на небольшие различия, разделяющие Запад и Восток, и восхищается великой мудростью, которой изобилует Азия, богато насыщающая поля мировой мысли. Велик тот ум, который радуется величию других умов. Дань памяти и работе Блаватской, и её Учителям со стороны Макса Генделя – это действительно замечательный жест для нашего мира, скупого, увы, на такие добрые порывы.

Мы живём по нормам критики и осуждения, мало уважая труды других. Секты и вероучения возводят стены вокруг себя, и только героические души, в которых действительно пробуждено духовное восприятие, могут возвыситься над этими мнимыми ограничениями. Вернитесь мысленно к книгам, которые вы прочли, и вспомните, как редко какой-либо писатель хорошо отзывался о другом. Всякий человек, непреклонный в своих собственных убеждениях, невысоко ценит мнения других. В этом мире есть много учителей, обучающих словами, но только немногие учат благородным примером великодушных поступков.

В своём учебнике христианской метафизики «Космоконцепция розенкрейцеров» Макс Гендель ссылается на Е.П. Блаватскую, как на «преданную ученицу Восточных Учителей», и в том же параграфе он пишет о её великой книге «Тайная Доктрина», как о «непревзойдённой работе». Относясь с глубоким уважением к духовным ценностям, Макс Гендель демонстрирует высшую степень своей компетентности, признавая фундаментальное достоинство труда Е.П. Блаватской. Христианский мистик раскрывается здесь как подлинный ученик восточного оккультизма. Его краткое изложение «Тайной Доктрины» в последней части этой книги показывает удивительно глубокое понимание монументальных духовных традиций Азии. В нескольких лаконичных и простых словах г-н Гендель резюмировал космогенезис, формирование мира, и антропогенезис, формирование человека. И розенкрейцеры, и теософы, если они действительно подлинные ученики оккультных наук, извлекут пользу из анализа этого резюме.

Рукопись данной книги следует рассматривать как первое литературное достижение Макса Генделя. Она была началом заслуживающей внимания метафизической литературы, посвящённой применению мистического идеализма к существующим проблемам мучительно страдающего человечества. В ней было написано, что «первые станут последними». Эта небольшая книга донесла в печать лишь остаток неопубликованной рукописи Макса Генделя. Первоначально рукопись состояла из записей двух лекций, прочитанных перед Теософским Обществом в Лос-Анджелесе. За годы, ушедшие на подготовку этих лекций, Макс Гендель значительно повысил свой уровень мистического знания и по праву заслужил признание как первейший христианский мистик Америки. Однако его почтение и уважение Блаватской со временем никоим образом не изменилось, и до дня своей смерти он всегда отзывался о ней словами высочайшего восхищения. Это было заслугой книг Блаватской, из которых Макс Гендель получил первое в своей жизни знание оккультных наук. Он считал благодарность главным законом оккультизма, и его чистая душа хранила до конца замечательный дух благодарности за вдохновение и обучение, полученные им из «Тайной Доктрины».

И г-жа Блаватская, и г-н Гендель посвятили свои жизни служению человечеству. Каждая из них была посвящена распространению духовного знания. Они были награждены, по большей части, неблагодарностью, гонением и непониманием. Они страдали от лживости друзей и усвоили, каким жестоким может быть мир к тем, кто стремится наставлять и улучшать его. Только руководитель духовного движения может представить себе, какой тяжёлой может быть ответственность лидера. Елена Блаватская уже перешла в невидимый мир, когда Макс Гендель начал своё служение. Они никогда не встречались на физическом плане. Макс Гендель пришёл к пониманию Блаватской через годы подобного же служения тем же высшим идеалам. Он пришёл к её пониманию, как может только мистик, и его высокая оценка её верности и её терпения была тем более глубока из-за несчастий, которые он претерпевал сам.

Как Е.П. Блаватская, так и Макс Гендель отдали свои жизни замечательному служению духовным нуждам расы. Они одинаково рано сошли в могилы, разбитые ответственностью и преследованием. Каждый оставил, как наследие будущему поколению, метафизическую литературу, которая переживёт превратности судьбы.

Истинные цели мистицизма – увековечить, объяснить и применить идеализм расы. Человек обращается к религии за руководством, поддержкой и утешением. Мы хотим, чтобы религия стояла за нами, когда мы стараемся жить честно.

Нам нужно знать, что где-то есть сплочённая группа людей, которые придерживаются духовных ценностей в разрушающемся материальном мире. Все мы ищем вдохновения. Мы жаждем идеалов. Мы желаем достойной цели, объединяющей нашу деятельность. Мы желаем установить в этой юдоли слёз духовную систему, которая возвысится над повседневностью. Мы хотим прийти к жизни, признающей наши духовные организации как оазисы в пустыне материализма.

Цивилизация претерпевает муки великого периода преобразований. Человек, как никогда прежде в истории, ищет решение неотложных и серьёзных проблем. Церковь и государство в равной степени осознают, что они могут объединиться, когда известный им мир уходит в забвение.

Во всех частях цивилизованного мира есть мужчины и женщины, преданные мистическому объяснению жизни. Эти мужчины и женщины следуют кодексу духовной этики, имеющей в своей основе два великих принципа: Отцовство Бога и Братство Человека. Учащиеся, по большей части, организованы в различные группы, большие и малые, с целью самосовершенствования и социального прогресса. Такие группы можно подразделить на два типа: первые, чьё вдохновение, по существу, христианское; и вторые, по сути дела, восточные. Хотя эти группы разделены, основные цели, к которым они стремятся, идентичны для всех просвещённых религиозных движений, поскольку их главная цель и намерение – возрождение человека и человечества.

Макс Гендель был пионером в христианской мистике, а Блаватская была пионером в восточном оккультизме. Оба создали системы мышления, которые распространились по всему, нищему духом, человечеству. Они оставили не только свои организации, но и семена, посеянные ими в сердцах людей, впоследствии проросшие и принесшие плоды во многих частях мира, где были созданы в том же ключе другие организации. По этой причине существует значительная группа мистиков и оккультистов в Америке, и их число увеличивается с каждым днём за счёт искренних мужчин и женщин, чьи сердца и умы нуждаются в некоем разумном объяснении изменений, происходящих в обществе.

Почти всем ученикам оккультных наук в Америке известна работа, которую выполнили Елена Блаватская и Макс Гендель. Жизни этих двух религиозных основателей являются постоянным примером для ещё больших духовных усилий и бескорыстной отдачи. Когда мы восхищаемся этими великими лидерами, у нас возникает желание продолжить их работу посредством интеллектуального увековечивания их доктрин нашими словами и делами. Во время же великой мировой войны метафизики упустили возможность внести свой постоянный вклад в расу из-за внутренних разногласий и споров. Организации, призванные бескорыстно служить человечеству, вместо этого растрачивали впустую свою энергию на бесполезные прения по личным вопросам, не имеющим практически никакого значения.

Наш нынешний кризис намного важнее мировой войны. Весь цивилизованный мир бедствует на фоне эгоизма и коррупции. Имеются новые возможности по применению духовных методов для решения материальных проблем. Долг всех духовно просвещённых людей – забыть все разногласия, пожертвовать всеми личными амбициями и подтвердить свою приверженность великим идеалам, внедрять которые в жизнь призывали их ордена и общества.

Во время великого бума, непосредственно предшествовавшего нынешнему экономическому кризису, даже мистические организации были поражены бациллами обогащения, потребления и личных амбиций. Личности затмили принципы, тогда и организации, и индивидуумы отступили от простых истин, являющихся основами разумной жизни. Затем последовал крах. Материальные ценности были сброшены в бездонные глубины, подобно свинцу. Амбиции были развеяны ветром, и расе пришлось столкнуться с проблемами, которые можно решить только путём переоценки духовных ценностей и обращения людей и организаций к принципам просвещения и истины.

Представьте, что именно в этот день Е.П. Блаватская, львица Теософского Общества, возвратилась из Аменти мудрецов и потребовала должного отчёта от Общества, ею основанного. Кто бы смог, стоя перед нею, честно сказать: «Любимая учительница, мы приложили все усилия, мы так же верны тебе и Учителям, о которых ты говорила»? Сколько их могло бы сказать: «Мы были честными, добрыми, справедливыми и беспристрастными; мы...