Су 34 сколько на вооружении. Авиация россии. История создания самолета

Су 34 сколько на вооружении. Авиация россии. История создания самолета
Су 34 сколько на вооружении. Авиация россии. История создания самолета

Су-34 является самолетом-бомбардировщиком, который был спроектирован в конструкторском бюро Сухого. Разработка данного аппарата была начата еще в 80-х годах прошлого века. Главным конструктором проекта был назначен опытный Р.Г. Мартиросов, но также следует отметить конструктора М.П. Симонова, который приложил немалые усилия для создания данного самолета.

Что касается проекта самолета Су-34, то в конструкторском бюро данную машину обозначали как Т-10В. В основу данного аппарата намеревались положить самолет Су-27УБ. По первоначальному проекту планировалось провести модернизацию большого количества систем самолета типа Су-27, что в конечном итоге привело бы к появлению новой модификации.

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78 .

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Су-34 характеристики:

Модификация Су-34
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 22.00
Высота самолета 5.93
Взлетная масса, кг
нормальная 39000
максимальная 44360
Тип двигателя 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 14000
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 11000 м 1900 (М=1.6)
на уровне моря 1400
Практическая дальность, км 4500
Боевой радиус действия, км 600 -1130
Практический потолок, м 17000
Макс. эксплуатационная перегрузка 7
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
Боевая нагрузка - 8000 кг (нормальная - 4000 кг) на 12 узлах подвески:
8 УР класса воздух-воздух Р-73;
6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
1 многоцелевая УР Альфа;
3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

Су-34 - боевой самолёт поколения 4++. Является многофункциональным истребителем-бомбардировщиком, также позиционируется как фронтовой бомбардировщик.

На фото в полёте.

Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24 , поэтому может выполнять те же функции, а именно - нанесение ударов по наземным и надводным целям в любых погодных условиях в любое время суток.


Су-34 является глубокой модернизацией истребителя Су-27. На первых этапах разработки самолёт имел индекс Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик).


Первый полёт серийного самолёта Су-34 совершён в 1994 году.


Первый показ международной публике нового фронтового бомбардировщика состоялся на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции в 1995 году. Самолёт был представлен под обозначением Су-32ФН (Su-32FN, от англ. Fighter - истребитель, Navy - морской). В связи с таким обозначением на некоторое время самолёт получил прозвище финка.


В дальнейшем, из-за формы передней части самолёта, напоминающий утиный клюв, Су-34 получил среди лётчиков прозвище «утёнок».


Полностью государственные испытания завершились в 2011 году и в 2014 году Су-34 приняли на вооружение армии России.


9 мая 2015 года в Москве проходил военный парад, в воздушной части которого участвовало 14 самолётов Су-34.

На фото Су-34 во время репитиции парада летят совместно с Су-27 и МиГ-29.


В 2008 году подписан контракт стоимостью 33,6 миллиардов рублей на поставку 32 самолётов Су-34. Работы по контракту начаты в 2009 году, срок выполнения контракта - 5 лет.


В 2012 году Министерство обороны РФ продолжило закупать новые машины, был подписан государственный контракт с компанией «Сухой» на производство и поставку в ВВС РФ до 2020 года ещё 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.


На 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 бомбардировщиков Су-34, из них 11 машин было передано в армию в 2015 году.


Сейчас все производственные мощности полностью загружены, на заводах идёт масштабное переоборудование с целью увеличить производственные возможности. Планируется выпускать до 20 самолётов Су-34 в год и к 2020 году полностью заменить новыми машинами морально устаревшие бомбардировщики Су-24.


По итогам эксплуатации самолёта Су-34 были выявлены некоторые технические недостатки, которые исправлялись. Самолёт развивался и улучшался, эти проблемы являются «болезнями роста», которые сопровождают любую новую машину.


Су-34 начал активно эксплуатироваться строевыми частями в 2012 году, и уже на следующий год половина авиационного парка имела достаточно серьёзный налёт: от 200 до 250 часов.


Су-34 — фронтовой бомбардировщик (в некоторых источниках классифицируется как истребитель-бомбардировщик), разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека

Длина: 23,3 м

Размах крыла: 14,7 м

Высота: 6,0 м

Площадь крыла: 62 м²

Угол стреловидности: 42o

Коэффициент удлинения крыла: 3,5

База шасси: 6,63 м

Колея шасси: 4,4 м

Масса пустого: 22500 кг

Нормальная взлётная масса: 38240 кг

Максимальная взлетная масса: 45 000 кг

Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных АЛ-31Ф с форсажной камерой

максимальная: 7600 кгс (74,6 кН)

на форсаже: 12500 кгс (122,6 кН)

Степень двухконтурности: 0,6

Лётные характеристики

Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Дальность полёта: 4000 км

Боевой радиус: 1100 км

Практический потолок: 15 000 м

Тяговооружённость: 0,68

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9)

Вооружение

Пушечное вооружение: 1× 30 мм пушка ГШ-301

Точек подвески: 12

Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске

Первый полёт прототипа Су-34 — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.

В ноябре 1995 года закончили проведение статических испытаний самолетов. Сейчас лётные испытания продолжаются по специальной программе, поскольку нет необходимости проверять характеристики новой машины на некоторых режимах в связи с высокой степенью её унификации с базовым самолётом Су-27. В испытаниях Су-34 принимают участие лётчики-испытатели ОКБ И. В. Вотинцев, Е. Г. Ревунов и И. Е. Соловьёв.

В дни празднования 60-летия ОКБ Сухого в ПЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске пилоты фирмы и ВВС установили в процессе испытаний Су-34 несколько мировых авиационных рекордов. Первые четыре рекорда были установлены лётчиком-испытателем, шеф-пилотом ОКБ Игорем Вотинцевым и штурманом-испытателем Александром Гайворонским 28 июля 1999 года. Полная взлётная масса самолёта составляла 36160 кг, полезная бомбовая нагрузка — 5129 кг. Попутно в этом полёте были превышены ещё три мировых достижения.

Два новых рекорда установили 3 августа лётчик-испытатель ГЛИЦа полковник Вячеслав Петруша со штурманом Александром Ощепковым. Взлётная масса Су-34 на этот раз составила 34130 кг. С полезной ракетно-бомбовой нагрузкой 5 т они достигли высоты 15050 м. Кроме этого, лётчики подняли на высоту 2000 м максимальный груз, равный 5129 кг.

19 августа 1999 года, во время проведения 4-го международного авиакосмического салона МАКС-99, было установлено ещё три мировых рекорда. Один из них зафиксирован следующим образом: полезную ракетно-бомбовую нагрузку весом 2,3 т. самолёт поднял на высоту 16150 м. Ни один в мире реактивный самолёт со взлётной массой от 35 до 45 т. до этого не достигал такой высоты с указанной полезной нагрузкой. Рекордный полёт выполнили лётчик-испытатель Игорь Соловьев и штурман-испытатель Владимир Шендрик.

В конце 90-х годов в российской печати появилось сообщение, что НАПО в общей сложности уже построило семь экземпляров Су-34 (Су-32ФН). Но главной сенсацией стала информация о том, что на самолёте в будущем планируется установить двигатели нового поколения с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф.

Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа.

Бортовое оборудование и системы

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Самолет оснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач.

Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем.

Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей — 200-250 км.

Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере.

Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Центральная вычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора, центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем месте штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработанная информация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов.

Индикаторы позволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране выдается одновременная информация от различных систем.

Бортовая цифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности».

Для морского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника.

При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.

Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в состав которых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.

Вооружение.

Встроенная пушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла) может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения.

Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическими буями.

«Неинтеллектуальное» оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.

Ракетное вооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет средней дальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.

примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

Летно- технические характеристики Су- 34

Экипаж ‑ 2 человека.

Габариты:

Размах крыла ‑ 14,7 м

Длина самолета ‑ 22 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

Масса (в тоннах):

Взлетная нормальная ‑ 39 000

Взлетная максимальная ‑ 44 360

Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

Скорость:

Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

Как известно американцы обожают составлять различные рейтинги, в том числе и касающиеся и техники. Естественно в этих рейтингах первые места занимают образцы и изделия американского производства.


24 октября на «Военном обозрении» появилась публикация: «Су-30СМ и F-22: достоинства и недостатки». В которой автор Дейв Маджумдар на полном серьёзе утверждает, что российские боевые самолёты Су-30СМ, являющиеся во многом прямыми аналогами F-15E Strike Eagle и F/A-18F Super Hornet, при встрече с американскими истребителями обречены на поражение.

Оставим это весьма спорное умозаключение на совести автора и попробуем сравнить американский истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle с российской машиной аналогичного назначения – Су-34.

Аналогом истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle в российских ВВС следует считать именно ударный Су-34, а не многоцелевой Су-30СМ. Определяющим фактором в этом случае является наличие на Су-34 специального прицельно-навигационного комплекса адаптированного для использования ракетно-бомбового вооружения «воздух-земля».

Способность нести бомбовую нагрузку, а так же наличие в экипаже Су-30СМ двоих лётчиков не являются главными признаками в классификации. Ведь российские Су-27СМ и Су-35 тоже могут применять свободнопадающие бомбы и НАР, но никто в здравом рассудке не запишет эти тяжелые истребители в бомбардировщики.

Хронология создания и принятия на вооружение

Самолёты F-15E и Су-34 созданы на базе тяжелых истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15 и Су-27. Они предназначались для замены ударных самолётов с изменяемой геометрией крыла – «прорывателей ПВО»: F-111 и Су-24.

Исторически сложилось, что американский F-15E Strike Eagle появился в строевых частях намного раньше российского Су-34. Первые «Ударные Орлы» поступили на вооружение 4-го авиакрыла на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина в декабре 1988 года. В общей сложности до 2001 года для американских ВВС было построено 236 самолётов этого типа. В середине 90-х один F-15E обходился американской казне в 43 млн.$.

«Тридцатьчетвёрка» была готова к началу серийного производства в 1994 году, но из-за недостатка финансирования и распада производственной кооперации и хозяйственных связей между предприятиями бывшего СССР перспективы этой машины в течение длительного времени оставались неопределёнными.

Про Су-34 вспомнили вначале 2000-х в связи с необходимостью замены Су-24М в авиаполках фронтовой бомбардировочной авиации. Заключительный этап государственных совместных испытаний «тридцатьчетвёрки» завершился в сентябре 2011 года. Только в начале 2014 года Су-34 был официально принят на вооружение ВВС России.

В связи с острой потребностью в этом боевом самолёте ещё до принятия на вооружение в 2008 году был подписан первый контракт на поставку 32 Су-34. Серийное производство началось на НАПО им. Чкалова в Новосибирске, где до 1993 года велось строительство фронтовых бомбардировщиков Су-24М. При этом стоимость Су-34 составляла в 2008 году около одного миллиарда рублей.

В 2012 году согласно ещё одному контракту количество самолётов, поставляемых до 2020 года, было увеличено ещё на 92 единицы. По мере увеличения количества построенных Су-34 их цена в абсолютном выражении должна снижаться.

Конструкция, оборудование и вооружение

Компоновка истребителя бомбардировщика F-15E Strike Eagle опирается на двухместный учебно-боевой F-15D. По сравнению с F-15D планер истребителя-бомбардировщика несколько усилен. Лётчики в двухместной кабине F-15E сидят друг за другом. В соответствии с ударными задачами на самолете подверглись изменению его БРЭО и вооружение.

Особенностью F-15E стало применение на этом самолёте конформных топливных баков, которые представляют собой специальные несбрасываемые ёмкости для топлива обтекаемой формы, навешиваемые на боковые поверхности фюзеляжа. Образующиеся зазоры ликвидируются специальными эластичными прокладками.


Установка конформных топливных баков на F-15E

Конформные баки по сравнению с подвесными не так увеличивают лобовое сопротивление самолёта, позволяя выполнять полёты со скоростью до 1,8 М. Запас авиационного топлива при этом увеличивается более чем на 2/3. Узлы подвески на поверхности конформных баков позволяют размещать дополнительное вооружение. Общий запас топлива во внутренних и конформных баках достигает 10217 кг. Возможна подвеска 3 ПТБ общей емкостью 5396 кг.

Запас топлива во внутренних баках на Су-34 превышает 12000 кг. Боевой радиус действия и перегоночная дальность полёта Су-34 и F-15E практически равны, но российский бомбардировщик может нести большую бомбовую нагрузку на ту же дальность. Боевой радиус действия Су-34 при полете на малой высоте несколько больше. Оба самолёта оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Тяговооруженность F-15E (отношение тяги двигателей к весу самолёта) при подвеске только УР «воздух-воздух» составляет - 0,93, что несколько выше соответствующего показателя у Су-34, у которого тяговооруженность составляет - 0,71. Это объясняется тем, что Су-34 значительно тяжелей. Так масса пустого Су-34 составляет - 22 500 кг, а F-15E - 14 300 кг. Но это не означает, что Су-34 является более лёгким противником в ближнем воздушном бою.

Американский самолёт имеет несколько большую максимальную скорость - до 2,5М. Однако указанные скоростные показатели F-15E могут быть достигнуты при отсутствии внешних подвесок, при использовании ПТБ скорость ограничивается – до 1,4М. Российский бомбардировщик разгоняется - до 1,8М. Крейсерская скорость у обеих машин при выполнении ударных заданий практически одинакова. Большая масса Су-34, в какой-то мере является платой за лучшую защищённость и больший комфорт для экипажа.

Отличием «Сухого» от «Страйк Игла» является просторная двухместная кабина, в которой лётчик и штурман сидят в катапультных креслах К-36ДМ «плечом к плечу». В кабине Су-34 имеется миникухня с микроволновой и санузел, что существенно облегчает дальние полёты продолжительностью до 10 часов. Система кондиционирования кабины позволяет лётчикам работать без кислородных масок на высоте до 10000 метров.


Кабина F-15E


Кабина Су-34

Кабина Су-34 выполнена в виде прочной титановой бронекапсулы с толщиной брони до 17 мм. Бронёй так же прикрыты некоторые жизненно важные агрегаты самолёта. Это в определённой мере повышает выживаемость самолёта, а, самое главное, даёт дополнительные шансы на спасение экипажу фронтового бомбардировщика.

Вход в защищённую бронёй кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси. За характерную форму передней части Су-34 получил в войсках имя – «Утёнок».

Российский и американский боевые самолёты оснащены прицельно-навигационными комплексами для эффективного применения авиационного вооружения «воздух – поверхность» в любое время суток и в сложных погодных условиях. А так же средствами РЭП, встроенной и подвесной аппаратурой, позволяющей совершать скоростные маловысотные «броски» на предельно малой высоте в любое время суток.


Картинка в кабине пилота F-15E, транслируемая системой LANTIRN

В состав БРЭО фронтового бомбардировщика Су-34 входит комплекс РЭБ Л-175В "Хибины-10В", который имеет уникальные для нашей фронтовой авиации характеристики. Комплекс обеспечивает индивидуальную и групповую защиту от противовоздушных и авиационных средств поражения.


Су-34 с контейнерами комплекса РЭП Л-175В на консолях крыла и с контейнером групповой защиты под фюзеляжем

В отличие от фронтового бомбардировщика предыдущего поколения Су-24М, аппаратура постановки помех которого была разработана для противодействия станциям наведения зенитных ракет американского производства: «Найк-Геркулес», «Хок» и «Пэтриот», комплекс РЭП Су-34 работает в более широком диапазоне. Он может ставить эффективные помехи любым РЛС и ЗРК вне зависимости от страны производителя.

РЛС обоих самолётов способны обнаруживать воздушные цели на большой дистанции, по своим характеристикам они сравнимы с аналогичными станциями, установленными на «чистых» истребителях.

Американская РЛС AN/APG-70 может видеть воздушные цели на дальности 180 км, ожидается, что на части F-15E эта станция будет заменена РЛС АФАР AN/APG-82.

РЛС Ш-141 и AN/APG-70 так же могут использоваться в режиме картографирования земной поверхности и обеспечивают обнаружение наземных и надводных радиоконтрастных целей, а также применение оружия. Дальность обнаружения крупных наземных и надводных целей РЛС Ш-141 составляет 200-250 км.

Российский радиолокационный комплекс Ш-141 обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности 100 км. Он может сопровождать до 10 воздушных целей и вести обстрел 4 целей.

Кроме того на Су-34 на этапе проектирования была предусмотрена РЛС обзора задней полусферы для предупреждения экипажа об атаке ЗУР и истребителей противника. Эта опция на Су-34 должна была существенно повысить шансы на выживание во время выполнения боевого задания. Но пока станция обзора задней полусферы до рабочего состояния не доведена.

Для замены разведывательных Су-24М оренбургское ОАО ПО "Стрела" получило заказ от компании «Сухой» на проектирование комплексных контейнеров разведки (ККР) «Сыч» для фронтового бомбардировщика Су-34. Предполагается выпуск разведконтейнеров трех вариантов: радиотехнического, радиолокационного и оптико-электронного.

Встроенная 30 мм пушка ГШ-301 выигрывает у пушки, установленной на F-15E по могуществу действия снаряда. На 12 узлах подвески Су-34 могут быть размещены все типы авиационных средств поражения «воздух-поверхность», состоящие на вооружении российской фронтовой авиации общей массой до 8000 кг.

С учётом экспортных заказов для Су-34 адаптированы подвесные контейнеры Damocles, обеспечивающие применение управляемых авиационных бомб с лазерным наведением BGL стандартов НАТО.

Так же, как и F-15D, ударный F-15E вооружен встроенной 20 мм пушкой M61 Vulcan, но, по сравнению с «чистыми» истребителями, боекомплект к ней сокращён с целью освобождения веса и свободного пространства для дополнительного оборудования.
Истребитель-бомбардировщик F-15E способен нести на 9 узлах подвески широкий спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Общая масса полезной нагрузки на внешней подвеске может достигать 11 000 кг.

Однако следует понимать, что большая по сравнению с «тридцатьчетвёркой» бомбовая нагрузка на «Страйк Игле» во многом является фикцией. Одиннадцать тонн – это общая полезная нагрузка с учётом ПТБ и конформных баков. В случае полной заправки на бомбы и ракеты остаётся около 5000 кг. По этому показателю F-15E несколько уступает Су-34.

В состав вооружения F-15E входят управляемые и неуправляемые бомбы массой до 2270 кг, в том числе JDAM (комплект на основе GPS, превращающий свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие), кассетные боеприпасы, управляемые ракеты AGM-65 Maverick, тяжелые AGM-130 и AGM-158, противорадиолокационные ракеты HARM, ПКР Harpoon. F-15E является носителем тактических ядерных бомб семейства В61.

Служба и боевое применение

По состоянию на 2014 год в ВВС США и Национальной гвардии имелось 213 F-15E. Эти истребители-бомбардировщики развёрнуты в США на авиабазах Сеймур Джонсон, Эглин, Люк, Нэллис, Маунтин-Хоум, Элмердорф, в Великобритании на авиабазе ВВС США Лэйкенхис.


Спутниковый снимок Google earth: истребители-бомбардировщики F-15E на авиабазе Сеймур Джонсон, Северная Каролина

F-15E участвовали в многочисленных вооруженных конфликтах, развязанных США. Их первым боевым эпизодом стало участие в компании против Ирака в 1991 году. «Ударные Орлы» бомбили объекты иракской инфраструктуры и войска, охотились за мобильными ракетными установками «Скад».

Там американцы впервые встретились с МиГ-29, обе стороны применяли в воздушном бою управляемые ракеты, но безрезультатно. Впрочем, ВВС Ирака вели себя пассивно, гораздо большую угрозу для американских ударных машин представляли иракские средства ПВО. От их огня в 1991 году были потеряны два F-15E, экипаж одного из них погиб.

В следующий раз F-15E появились над Ираком в 1993 году, когда они обеспечивали бесполётную зону на севере этой страны. Кроме воздушного патрулирования самолёты наносили удары по иракским РЛС, ЗРК и военным объектам.

В том же 1993 году «Страйк Иглы» участвовали в операции на Балканах. Силы НАТО вмешались во внутренний конфликт в Югославии, назначив виновной во всех грехах стороной сербов. В первую очередь экипажи F-15E были задействованы в уничтожении позиций ПВО. После чего начали безнаказанно бомбить сербские сухопутные подразделения в Боснии и Хорватии.

В марте 1999 года американские истребители-бомбардировщики бомбили Югославию. Приоритетными целями для них опять стали сербские РЛС и ЗРК. F-15E совершали боевые вылеты с итальянской авиабазы Авиано и британской Лэйкенхис.

Вскоре после терактов 11 сентября 2001 года F-15E наносили удары по талибам в Афганистане, взлетая с кувейтской авиабазы Ахмед Аль Джабер. На первом этапе операции ударам корректируемыми бомбами GBU-15, GBU-24 и GBU-28 были подвергнуты тренировочные лагеря, склады вооружения и боеприпасов, а так же входы в пещеры, в которых по данным разведки могли находиться руководители Аль-Каиды и движения Талибан. В дальнейшем, после уничтожения крупных стационарных целей, F-15E действовали по заявкам союзных сухопутных войск.


F-15E над Афганистаном в ходе операции Mountain Lion, 2006 год

Во время боевых вылетов в Афганистане, американские истребители-бомбардировщики обычно не снижались ниже 2000 метров над горными хребтами, дабы избежать поражения ракетами ПЗРК.

В начале марта 2002 года несколько F-15E принимали участие в ставшей впоследствии широко известной «Операции Анаконда». Целью операции был захват или физическая ликвидация руководства Аль-Каиды в Афганистане и уничтожение баз и укрытий боевиков в долине Шахи-Кот.

С самого начала из-за ошибок в планировании и недостоверных разведданных операция пошла не так. Американцы в несколько раз недооценили силы противника в этом районе. Как выяснилось позже, здесь присутствовало до 1000 боевиков.

Во время высадки сил специального назначения были сбиты два вертолёта MH-47 Chinook, потери в живой силе составили 8 убитых и 72 раненых американских военнослужащих.

Только благодаря воздушной поддержке, в том числе и оказываемой несколькими F-15E, американцам удалось переломить ход боя и избежать полного уничтожения высаженного десанта. При этом одному истребителю-бомбардировщику F-15E пришлось вести огонь из 20 мм пушки по наступающему на позиции американских спецназовцев талибам до полного израсходования боеприпасов, чего в американских ВВС не было со времён Вьетнама.

В Афганистане не обошлось без «нежелательных инцидентов». 22 августа 2007 года F-15E сбросил 500-фунтовые (230 кг) бомбы на британских военнослужащих. При этом были убиты трое солдат. 13 сентября 2009 года экипаж F-15E привлекли к перехвату беспилотника MQ-9 Reaper, который перестал реагировать на команды с земли, после чего возникла вероятность его вторжения в воздушное пространство другой страны. 18 июля 2009 года F-15E разбился в центральной части Афганистана, погибли два члена экипажа.

В январе 2003 года часть истребителей бомбардировщиков F-15E 4-го истребительного авиаполка с авиабазы Сеймур Джонсон была развёрнута на катарской авиабазе Аль Удейд. Они действовали в южной и западной части Ирака, нанося удары по радарам, аэродромам, ретрансляторам, узлам связи и штабам, парализуя, таким образом, управление иракскими войсками.

По мере разрастания масштабов боевых действий число «Страйк Иглов», действующих в Ираке, увеличивалось. В феврале 2003 года бомбардировщики этого типа были заняты уничтожением иракских противовоздушных систем на границе с Иорданией, что дало впоследствии возможность беспрепятственно летать там самолётам коалиции. Считается, что F-15E во время компании 2003 года уничтожили около 60% целей разбомбленных тактической авиацией ВВС США. Один самолёт был сбит зенитным огнём в районе Тикрита, экипаж погиб.

В 2011 году в рамках операции «Рассвет Одиссея» F-15E применялись для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ливией. При этом один самолёт при не выясненных обстоятельствах был потерян, оба лётчика успешно катапультировались и были спасены.

В сентябре 2014 года F-15E бомбили объекты ИГ в Ираке и Сирии (операция «Неотъемлемая решимость»), совершив до 37 % боевых вылетов, выполненных авиационной группировкой западных стран. Однако, по мнению наблюдателей, результативность этих атак была невысокой. Основной целью воздушных ударов было не разгромить халифат, а выдавить исламистов из Ирака в Сирию.

В общей сложности за годы эксплуатации в ходе боевых действий и в катастрофах потеряно 15 истребителей-бомбардировщиков F-15E из состава ВВС США, значительная часть потерянных самолётов разбилась в ходе тренировочных полётов на предельно-малой высоте.

Су-34 имеет не столь богатую боевую биографию, так как он совсем недавно появился в российских боевых авиационных частях. Первые Су-34 поступили в 929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова, расположенный недалеко от города Ахтубинск, что в Астраханской области и в 4-й липецкий Центр боевой подготовки.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме в Липецке

Первым строевым полком стал 47-й отдельный смешанный авиационный полк на авиабазе Балтимор под Воронежем. В настоящее время на этом аэродроме ведётся масштабная реконструкция ВПП и инфраструктуры. Что позволит в будущем увеличить количество базирующихся здесь фронтовых бомбардировщиков.

4 июня 2015 года при посадке на аэродром Бутурлиновка в Воронежской области после выполнения планового учебно-тренировочного полета у самолета Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Фронтовой бомбардировщик выкатился за пределы ВПП и перевернулся.


Спутниковый снимок Google earth: фронтовые бомбардировщики Су-34 на аэродроме Бутурлиновка

Именно на аэродром Бутурлиновка были временно перебазированы Су-34 и Су-24М с авиабазы Балтимор на время реконструкции там ВПП.

В Ростовской области Су-34 получил 559-й БАП, базирующийся на аэродроме Морозовск. Здесь размещено 36 «тридцатьчетвёрок».

Первым «боевым крещением» Су-34 стал российско-грузинский вооруженный конфликт в августе 2008 года. Тогда эти, ещё официально не принятые на вооружение, фронтовые бомбардировщики прикрывали другие российские боевые самолёты бортовым комплексом постановки помех. Удары по грузинским средствам ПВО ракетами Х-58 под прикрытием станций РЭП Су-34 наносили фронтовые бомбардировщики Су-24М.


Грузинская РЛС 36Д6, уничтоженная противорадиолокационной ракетой

Анализ боевой деятельности Су-34 в Грузии показал, что этот фронтовой бомбардировщик нуждается в дальнейшем усовершенствовании прицельно-поискового оборудования. Для гарантированного обнаружения малоразмерных целей радиолокационного комплекса оказалось недостаточно. Для этого необходимы совершенные тепловизоры и телевизионные системы высокого разрешения. Не так давно в СМИ появились сообщения о разработке модернизированного варианта – Су-34М.

В сентябре этого года Су-34 в количестве 6 единиц были задействованы в операции российских ВКС в Сирийской Арабской Республике. Отмечается, что с этих новейших машин в ходе авиаударов по позициям и объектам ИГ используется управляемое авиационное вооружение.

Перспективы

В целом, сравнивая американский F-15E Strike Eagle и российский Су-34, можно отметить, что эти машины находятся на разном этапе жизненного пути. Су-34 только начинает свою долголетнюю службу, а F-15E уже готовится к её завершению. Ресурс многих F-15E уже заканчивается, и они будут списаны в течение ближайших 5 лет.

По сравнению с бомбардировщиком Су-34, который имеет солидную броневую защиту кабины и части агрегатов и лучше адаптирован для действий на малых высотах, американский F-15E имеет большую «истребительную направленность» - бронезащита на нём практически отсутствует.

Истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle в настоящее время является единственным в ВВС США боевым самолётом тактической авиации, который способен участвовать в дальних рейдах и выполнять длительные полёты на малой высоте.

Неизвестно, превзойдёт ли количество построенных Су-34 аналогичный показатель F-15E, поставленных в ВВС США, но уже сейчас ясно, «тридцатьчетвёрка» станет в будущем основой боевых машин фронтовой авиации.

В ближайшее время на Су-34 предстоит окончательно победить «детские болячки». Самолёты первой серии, а также предсерийные экземпляры значительно отличались друг от друга, что затрудняет эксплуатацию. На них отмечалась нестабильная работа РЛС и прицельно-навигационной системы.

В плане повышения надежности БРЭО и улучшения эксплуатационных характеристик Су-34 конструкторами и промышленностью ведётся серьёзная работа. В данный момент все строевые фронтовые бомбардировщики доведены до уровня 3-й заводской серии. На них установлены вспомогательные газотурбинные установки, предназначенные для запуска основных двигателей без аэродромного оборудования. Это позволяет в перспективе повысить автономность и расширить список аэродромов базирования.

Нет никаких сомнений, что на Су-34, которому в будущем предстоит стать основным российским фронтовым бомбардировщиком все «болезни роста» будут успешно преодолены и этому боевому самолёту предстоит большое будущее и долгие годы службы.

По материалам:
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_02/p6.php
http://www.richard-seaman.com
http://science.howstuffworks.com/f-151.htm