Ростовский кремль год основания. Ростовский кремль, где иван васильевич меняет профессию. Музей Ростовский кремль – история, описание и фотографии

Ростовский кремль год основания. Ростовский кремль, где иван васильевич меняет профессию. Музей Ростовский кремль – история, описание и фотографии
Ростовский кремль год основания. Ростовский кремль, где иван васильевич меняет профессию. Музей Ростовский кремль – история, описание и фотографии

В программу многих экскурсий по Золотому кольцу России входит город Ростов Великий. Кремль его поражает воображение обилием золоченых куполов. Оборонное ли это сооружение или один обнесенный стеной монастырь? Это вы узнаете из данной статьи. Мы также расскажем, что следует посмотреть в кремле Ростова Великого. Ведь комплекс очень обширен. Он состоит из Успенского собора, пяти церквей и целого ряда жилых и хозяйственных построек. Есть здесь также и сад. Прежде чем мы начнем нашу виртуальную экскурсию по кремлю, следует сказать, что его видели многие люди, даже не приезжавшие в Ростов Великий. Ведь эта старинная резиденция стала естественными декорациями в съемках культовой советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Как добраться и другая полезная информация

Адрес этой достопримечательности прост: Российская Федерация, Ярославская область, г. Ростов Великий, ростовский кремль. Добраться до нее тоже несложно. На собственном автотранспорте необходимо выехать на трассу, ведущую из Москвы в Холмогоры. Со столичного Ярославского вокзала курсируют прямые электрички и поезда до Ростова Великого. От станции метро «Щелковское» в этот город отправляются автобусы и маршрутки. Так что вполне можно устроить себе небольшую однодневную экскурсию в этот старинный кремль. В городе найти его не составит никакого труда. Золотые купола церквей видны практически из любой точки старого Ростова. Кремль работает как музей. Он открыт с десяти до семнадцати часов. Музей работает с единственным выходным - 1 января. Но вот фрески старинных храмов и мощные фортификационные стены открыты для обозрения туристов лишь в теплое время года - с первого мая по 1 октября. Билет для взрослого стоит триста рублей, а для ребенка или пенсионера - сто восемьдесят.

Что такое кремль?

Не спешим входить в широкую въездную браму. Сперва полюбуемся всем комплексом издали, с берега И пока будем делать красивые фото, послушаем краткий курс кремлестроительства. В Средние века на Руси было принято обносить важные населенные пункты фортификационными стенами. Название «кремль» этимологически происходит от древнерусского слова «ограждать», «отделять». В украинском языке, как более аутентичном, существует глагол «відокремлювати». Таким образом, так называлась территория, отделенная от незащищенной земли. Эти кварталы назывались «посадом». В случае прихода неприятеля население скрывалось за стенами кремля. Только эта цитадель могла сопротивляться осаде и штурму. Но можно ли так назвать кремль Великого Ростова? Оказывается, нет. Издали он выглядит грозно и величаво. Но подойдем поближе и мы поймем, в чем дело.

Кремль (Ростов Великий): история

За стенами крепостей должен был находится князь со своей вооруженной дружиной. Все кремли на Руси несут отпечаток фортификационного строительства. Они снабжены массивными стенами с бойницами. Над въездными воротами располагались башенки, чтобы защитники могли отражать нападение осаждающих. Кремль часто дополнительно укреплялся рвом, наполненным водой. Через него шел мост, который, в случае опасности, поднимался специальным механизмом. Всего этого нет в ростовском кремле. Потому что строился он по иному замыслу. Да и не в те времена. Автором творения является митрополит Ростовской епархии Иона Сысоевич. В 1670 году он задумал построить свою резиденцию по образцу «огражденного от мира града Божия». Монашество считалось «ангельским чином», а потому митрополит хотел обитать «почти» в Предполагалось создать единый ансамбль, выдержанный в едином стиле. В нем должны были органично сочетаться церкви, сады, пруды. Подойдя к главным воротам, мы видим, что резиденция митрополита - псевдо-кремль. При приближении неприятеля с артиллерией он был бы абсолютно беззащитен.

Строительство кремля

Сысоевич не дожил до окончания работ и не смог полюбоваться своим детищем. Его дело продолжил преемник на кафедре - Иоасаф. Кремль Великого Ростова был полностью завершен лишь к 1700-му году. То есть строился он около тридцати лет. Но тут история внесла свои коррективы. Ярославль стал более оживленным и крупным городом, чем Ростов Великий. И кафедра митрополитов была перенесена туда. Это случилось в 1787 году. Ростовский кремль постепенно ветшал. В храмах богослужения не велись, а митрополичьи палаты и другие постройки сдавались в аренду под склады. В середине девятнадцатого века местные архиереи вообще решили отдать кремль под снос. Великого спасло местное купечество. В 1860-е и вторично в 1880-е годы были собраны благотворительные пожертвования на реставрацию комплекса. Уже в 1883 году для общественности был открыт первый музей - церковной утвари.

Превращение в заповедник

Совсем хорошо пошли дела по восстановлению памятника старины с 1886 года. Тогда престолонаследник Николай Второй принял кремль Великого Ростова под свой личный патронаж. С этих пор все высокое дворянство Российской империи считало долгом пожертвовать определенную сумму (и немалую) на реставрацию старинной резиденции митрополитов. А в 1910 году Дума своим указом присвоила ростовскому кремлю статус общероссийского музея. Отныне груз по содержанию памятника был снят с плеч общественности. Средства отпускались из государственной казны. Советская власть ничего не стала менять. Лишь в 2010 году на памятник покусилась Православная Церковь Московского патриархата. Предполагалось выселить музейные экспозиции в новое здание, а палаты и храмы отдать в ведение архиерейской резиденции. Только под давлением общественности этот проект был свернут.

Ростов Великий, кремль: экскурсии

Если задаться целью обстоятельно осмотреть все постройки резиденции митрополита, то придется провести в городе как минимум несколько дней. Одиннадцать башен, стены, храмы и колокольни, хозяйственный двор. А чего стоят только палаты «смиренного» раба Божия Ионы Сысоевича! Можно осмотреть главные достопримечательности Ростовского кремля самому. Но гораздо интереснее будет послушать интересный рассказ гида. В кассе можно купить несколько видов билетов. Ведь в стенах резиденции размещается несколько музеев: краеведческий, пушек, финифти, колокольцев и бубенцов и т. д. Но если вы хотите подняться на укрепления и посмотреть сохранившиеся фрески храмов, вам нужно купить билет на экскурсию «Переходы по стенам Кремля».

Успенский собор и звонница

Сосредоточимся на главных постройках резиденции. Успенский собор в том виде, в каком мы его видим, - уже пятый по счету. Известно, что еще в десятом веке тут стояла городская церковь. Храм неоднократно перестраивался и расширялся. Этот собор был построен в семнадцатом веке. В его архитектуре сказывается влияние московского стиля. Вероятно, митрополит заказал зодчим сделать копию Успенского собора столичного Кремля. Луковичные главы храма были построены столетием позже (им предшествовали шлемовидные, крытые лемехом). Стоит войти внутрь, чтобы полюбоваться иконостасом и увидеть некрополь митрополитов. Есть здесь и могила Ионы Сысоевича. Колокольня была возведена в конце семнадцатого века. Стоит послушать мелодичный перезвон - именно им славится Кремль в Ростове Великом.

Архиерейский двор

Из северной части комплекса переходим в центральную. Это, собственно, и есть кремль Великого Ростова. Палаты митрополита ограждены стенами. Над въездом высятся две надвратные церкви - Воскресения и Иоанна Богослова. В самих палатах размещаются музейные экспозиции.

Спасо-Яковлевский монастырь позади и наш путь лежит в центр Ростова - к Ростовскому кремлю...

Буквально спустя несколько минут (пробок в Ростове даже в праздничные дни мы не обнаружили) - и мы в центре города....

С парковкой проблем особых не было (места предостаточно, да и на дорожные знаки, регламентирующие вопросы остановки (стоянки) транспортного средства, здесь как-то особо внимания не обращают...(хотя может быть это нам так показалось..))

На пути к кремлю встречаем местный блошиный рынок,

расположенный на фоне остова какого-то (очевидно имеющего архитектурную неприкосновенность) здания...

А вот и "первая ласточка" - церковь Иоанна Богослова, в которой оказывается находится главный вход на территорию кремля и кассы музея...

Но то ли по причине ее массивной двери (никто не мог открыть), то ли в связи с отсутствием необходимой информации - все жаждущие лицезреть достопримечательности Ростовского кремля дружно поворачивали налево и

пройдя вдоль крепостной стены метров сто попадали на его территорию через другие ворота...

Как оказалось, мы все-таки не прогадали... Ростовский кремль предстал перед нами через Святые ворота с надвратной Воскресенской церковью, сооруженной в 1670 году....

План кремля.... Из него следует, что условно вся территория разбита на три зоны: Соборная площадь, Владычий двор, Митрополичий сад...

Мы с вами в зоне "А" - на территории Соборной площади... И перед нами (следуя из плаката) Успенский собор,

а за ним - Звонница собора....

Честно говоря размеры некоторых ее колоколов впечатляют....

Но, кажется, мы с вами торопим события.... Находимся внутри кремля, а про него еще ничего не знаем. Буквально несколько слов по существу....

Ростовский кремль построен архитектором Петром Дасаевым в период с 1670 - 1683 гг. и являлся резиденцией митрополита Иона Сысоевича...

После того, как церковное начальство перебазировалось в Ярославль, кремль потерял свою значимость и стал приходить в упадок. В конце 19 века на помощь пришло местное купечество, за счет которых были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы... После этого государство с удовольствием взяло комплекс на свой баланс и в 1907 году открывает здесь Ростовский музей Церковных Древностей...

Ну а мы начинаем осмотр кремля с Успенского собора...

Его история, как это не банально звучит - типичная для многих старинных построек:

991 г. нашей эры - закладка собора по распоряжению князя Владимира (деревянный вариант):

1160 г. - Андрей Боголюбский, после пожара, устанавливает белокаменный вариант собора;

1213 г. - появление на свет нового варианта собора после обрушения предшественника;

1411 г. - очередное воскрешение собора после очередного пожара;

1512 г. - появление пятого варианта Успенского собора....

Из более современной истории следует, что в 1935 году собор перепрофилировали в фабрику по производству цикория, но сей нужный для страны продукт производился не долго - в 1953 году в силу форс-мажорных обстоятельств (смерч снес крышу собора) ее пришлось прикрыть...По своему прямому назначению Успенский собор Ростовского кремля стал использоваться в 1991 году...

Ну а теперь можем ознакомиться и с внутренним убранством собора...

Основной вклад в роспись собора внесли ярославские мастера под руководством Дмитриева и Владимирова (1659 - 1669 гг.).

Но вы сами видите, что собор имеет внушительные размеры и для ускорения процесса были приглашены их костромские коллеги (Никитин и Савинов)...


Что же касается иконостаса, то его отсчет идет с 1730 года....

Старинный иконостас освещает массивная люстра.... Относительно ее "стажа" можно сказать лишь то, что она явно была сделана после 1874 года (именно тогда Александр Николаевич Лодыгин получил свой патент под номером 1619 на изобретение нитевой лампы)....

Из других реликвий собора стоит упомянуть о том, что здесь среди многих захоронений высшего духовенства Ростова находится и захоронение уже известного нам митрополита Ионы Сысоевича, а 1884 году здесь была найдена рака святого Леонтия.....

Покинув стены Успенского собора мы устремляемся на смотровую площадку, которая находится в Звоннице....

Подниматься (спускаться) приходится по достаточно узкому проходу....

Поэтому, прежде чем рискнуть - объективно оцените свои габариты (пивной мозоль может сыграть злую шутку). Да и еще - удовольствие это платное. Со своими кровными 100 руб. вы сможете без проблем расстаться прямо перед входом в Звонницу - милый охранник с удовольствием их у вас примет, тем самым освободив вас от необходимости бежать в кассу....

Вот такой предстает Звонница Успенского собора перед теми, кто добрался до ее верха....

Несколько слов об истории этого сооружения.....

Строительство Звонницы велось с 1682 по 1687 гг. По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, каждый из которых имеет свою тональность и название. Среди первых колоколов были колокола "Полиелейный", весом свыше 16 т., и "Лебедь" - весом около 8 т.

Позднее отливается и самый крупный колокол "Сысой" (назван в честь отца митрополита). Его вес составляет свыше 32 т. Для того, чтобы такую махину разместить на Звоннице - к ней даже присторили дополнительный столп...

Надо отметить, что и язык этого колокола имеет весьма внушительные размеры...

Во второй половине 19 века на Звоннице появилось еще два новых колокола, и в настоящее время знаменитый ростовский колокольный звон образован колокольной системой из 15-ти уникальных экземпляров...

Второе назначение Звонницы Успенского собора - смотровая площадка...

Несмотря на то, что Звонница не такая уж и высокая - с нее достаточно хорошо просматриваются ростовские торговые ряды, которые берут свое начало с конца 18 - начала 19 вв...

Внутри рядов расположена церковь Спаса Всемилостивого на Торгу....

Есть и более поздние постройки... К таким, например, относится " Емельяновский ряд" (получил свое название в честь братьев Емельяновых, которые выложили кругленькую сумму за снос старых развалин и строительство торговых точек в современном для того времени стиле)...

С "нашей" смотровой площадки можно увидеть другую, более высокую, которая находится на территории Владычего двора....

Церковь Воскресения Христова.... Год выпуска 1670. Она была фактически одним из первых построенных храмов Ростовского кремля и по своей архитектуре представляет целый комплекс сооружений: непосредственно пятиглавый храм, ворота, галерея и две башни...

В настоящее время храм стоит в строительных лесах и защитной сетке, но даже через них можно разглядеть все нюансы и прелести этого сооружения..

Через ворота храма и его кассу попадаем на территорию Владычего двора...

В его центре находится Центральный пруд...Одна из версий гласит, что в свое время этот пруд являлся не чем иным, как литейной ямой, в которой происходила отливка колоколов Звонницы Успенского собора....

Не будем вдаваться в детали его происхождения, в конечном итоге пруд он везде пруд...

Можно лишь отметить, что благодаря ему и без того великолепный ансамбль Ростовского кремля получил еще большее развитие...Кроме этого, удобно расположившись на лавочках вдоль пруда, можно подумать и о чем-нибудь вечном....

Первым архитектурным сооружением, которое мы увидели внутри Владычего двора была церковь Одигитрии....

Она была построена после смерти митрополита Ионы Сысоевича (1962-1963 гг.) в модном тогда стиле "московское барокко"....

Для того, что это сооружение не стало бы бельмом внутри уже сформированного (в архитектурном смысле) Ростовского кремля, строителям пришлось потратить много сил, чтобы хоть как-то состыковать разные архитектурные стили. Но чуда, увы, не произошло. Хоть и пишут многие специалисты, что "данный храм гармонично вписался в архитектурный ансамбль кремля" - он все равно стоит как-то обособленно....

Возле храма идет бойкая торговля картинами местных современных мастеров,

ну а нумизматы имеют уникальную возможность пополнить свою коллекцию монет....

Перед нами церковь Иоанна Богослова. Теперь мы имеем возможность рассмотреть ее с другой стороны....

На ней имеется мемориальная табличка, из которой следует, что она была построена в 1680-е годы и использовалась как домовая церковь при Красной палате.... В 19 веке Синод хотел разобрать храм (нужен был кирпич для строительства теплого храма при Успенском соборе), но местные жители дружно встали на защиту церкви.... Благодаря им на одно всенародное достояние у нас стало больше....

Идем дальше... Государские хоромы (Хоромы для пришествия великих государей) (17 век). Исходя из своего названия - предназначались для размещения царских особ во время их посещения кремля... Однако использовать сей объект по назначению не удалось, т.к. после смерти Ионы Сысоевича резиденция митрополита переместилась в Ярославль...

Благодаря своей красоте получили название Красная палата....

По двухшатровому крыльцу можно подняться на второй этаж, где расположены парадные помещения, из которых существует проход на западную и южную стены кремля (к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова)....

Кстати, если вы вспомните, то это красивое крыльцо встречается в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" ....

На подступах к Красной палате нами был замечен и сам Иван Васильевич (возможно даже со супругою)....

На крыльце их встречал какой-то боярин....

Левее Красной палаты расположен Самуилов корпус (желтое здание) - жилое помещение для митрополита. Первоначальный вариант корпуса был возведен в 16 веке, а свой нынешний вид приобрело при митрополите Самуиле в 18 веке...

За Самуиловым корпусом (если подняться по лестнице) находятся Белая палата (бывшая столовая палата архиерейского дома) и

церковь Спаса Нерукотворного (на сенях) 1675 г. - домовая церковь ростовских митрополитов...

Вход в церковь расположен на гульбище,

с которого можно охватить взором восточную часть архиерейского двора....

С другой стороны расположена крепостная стена, отделяющая Владычий двор от Митрополичего сада....

Прежде чем попасть туда, мы осмотрим "служебные" помещения архиерейского двора....

Вот здесь располагалась архиерейская пивоварня....

А это - "житье на кладовых палатах"....

Перед нами "Приспешня и поварня"...

Питьевую воду в те времена брали из этого колодца....

А рядом с ним находится "Сушила на леднике и кладовых палатах".....

За ними - водяная башня с той самой смотровой площадкой, о которой мы уже упоминали выше....

Короче говоря, Ростовский кремль имел хорошо развитую инфраструктуру....

Огибаем Самуилов корпус с другой стороны и

опять выходим к центральному пруду....

С этой стороны находится гостиница "Дом на погребах".....Так что можете остаться здесь и на ночь....

Ну а замыкает архитектурную композицию Владычего двора здание Судного приказа.....

Теперь наш путь лежит в третью часть Ростовского кремля - в Митрополичий сад.....

Вот мы и попали на его территорию....

Перед нами церковь Григория Богослова (17 век). Она построена на месте древнего монастыря - Григорьевского затвора, который был знаменит тем, что из его стен вышли выдающиеся писатели древней Руси: Стефан Пермский и Епифаний Премудрый....

Митрополичий сад со всех сторон окружен крепостными стенами, по углам которых расположены башни с бойницами....

Ну а если оглянуться назад - то перед собой вы увидите знаменитую крепостную стену по который бегали самозванец Иоанн Васильевич с князем Милославским от стражников в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"...

Вроде бы о Ростовском кремле рассказали все, что удалось увидеть в это посещение....

Теперь уже через центральный вход выходим из кремля

и направляемся к озеру Неро.... Сейчас большой разлив и хочется посмотреть как выглядит озеро в этот период...

Адрес: Ярославская область, г.Ростов, Кремль. Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00. Осмотр крепостных стен и фресок храмов открыт для туристов с 01 мая по 01 октября. Как добраться: на автомобиле трасса М-8 "Москва - Холмогоры"; автобусы до Ростова Великого отправляются ежежневно с московского автовокзала; электропоездом с Ярославского вокзала г.Москвы до остановки "Ростов Великий".

Главной жемчужиной одного из центров Золотого кольца России - Ростова Великого - является местный Кремль , который называют Ростовским. Строго говоря, само название "Кремль" этому ансамблю не подходит, так как сооружен он был не с оборонительной целью. Но архитектурный стиль, повторяющий подавляющее большинство элементов традиционных крепостей древней Руси, позволяет нам называть церковный комплекс в Ростове Кремлем .

История Ростовского Кремля

Иона Сысоевич - митрополит из Ростова - в 1670 г. задумал построить в городе земное воплощение Рая. В самом центре исторической части поселения предполагалось возвести крупный архитектурный комплекс, который включал бы в себя несколько церквей, дом митрополита и цветущий сад. Все планы были составлены в соответствии с описанием Эдема в Библии - комплекс должен был быть окружен стенами, по углам должны были выситься башни, а в самом центре располагаться цветник с озером. Сооружение этого грандиозного ансамбля проводилось почти 13 лет: только к 1683 г. Ростовский Кремль был закончен.
Чуть более ста лет комплекс процветал и расширялся. Ростов в те годы являлся главным центром региона - как культурным, так и религиозным. Здесь располагался центр епархии Ярославской области, здесь стояло множество церквей и храмов. Город развивался и богател, а главной причиной этого была как раз религиозная жизнь. Но в 1787 г. царской властью принято решение о переносе епархии в соседний Ярославль - в центр области. С того времени как Ростовский Кремль , так и весь Ростов начинают терять свое значение в жизни края. Архитектурный комплекс постепенно забывается, его перестают поддерживать в надлежащем виде, многие постройки приходят в упадок. Все пригодные и устойчивые здания были заняты властями города под складские помещения. Ни в одной из церквей не проводились службы. Архитектурная и историческая доминанта Ростова даже могла быть полностью снесена! Впрочем, сейчас мы можем любоваться шедевром древнерусской архитектуры благодаря сознательным городским купцам. Торговая элита Ростова в 1860-х гг. заступилась за комплекс. Он был полностью восстановлен и отреставрирован на средства все тех же купцов. С этого времени начинается новая страница в истории Ростовского Кремля. Большинство его зданий продолжают использоваться в качестве государственных контор или хозяйских помещений, но теперь это проходит под контролем общины города. Дополнительно в 1883 г. в здании Белой палаты открывается Музей церковных древностей, ставший прототипом будущего музея-заповедника. В 1910 г. - в последние годы царской власти - Государственной думой был утвержден национальный статус музея.
Судьба Ростовского Кремля циклична. В 1953 г. почти все здания использовались для государственных нужд, а на верхних этажах палат располагались квартиры. Во дворе граждане разводили домашнюю птицу, в частности "райский пруд" стал купальней для уток. Но 23 августа того же года стихия сказала свое слово: на Ростов обрушился мощный смерч. В результате Кремль сильно пострадал, были сорваны купола и крыши, уничтожены фрески и разрушены дома. Под видом косметической реконструкции архитекторы провели полноценное восстановление ансамбля с параллельной научной работой. В итоге комплекс постепенно выведен из хозяйственного использования, здесь стал развиваться музей. В 1995 г. он был введен в состав объектов культурного наследия. Сейчас же Ростовский Кремль - это несколько памятников архитектуры в ведении государственного музея-заповедника. И ни о каких утках в пруду речи и быть не может!

Экспозиции музея

Одной их главных выставок музея считается художественная, ее коллекция насчитывает более 92 тысяч картин. Особую гордость вызывает собрание традиционной российской живописи XVIII-XIX веков. Художественная коллекция музея побывала в разных выставочных залах страны и даже в Европе, в США.
Традиционная школа иконописи Ростова также оставила свой след в музее. Тут хранятся иконы, самые ранние из которых были созданы в XIII столетии. Интересна техника и мотивы произведений: на них не встретить подспудного давления, характерного для иных школ. Все фигуры и лица спокойны, а краски приглушены.
Знаменита на всю Россию выставка финифти - традиционного ростовского народного промысла. Финифть представляет собой роспись огнестойкими красками по эмали на металлической основе. В этой технике создаются ювелирные украшения, зеркала, часы. Музей собрал наибольшую в стране коллекцию предметов в технике финифти.
Интересной является и другая традиционная для России выставка. На ней собрана немалая коллекция классических ямских колокольчиков, которые использовались на каретах в XVIII-XIX веках. Колокольчики были привилегией государственных почтовых экипажей.

Архитектурный ансамбль Кремля

Всего в комплекс Ростовского Кремля входит 6 храмов, 1 звонница, 1 ворота, 5 жилых и государственных зданий, а также все башни. Вот список архитектурных памятников комплекса:

- Успенский собор и его звонница;
- Воскресенская надвратная церковь;
- Иоанновская церковь;
- Храм Одигитрии;
- Церковь Спаса Нерукотворного;
- Храм Григория Богослова;
- Судебный приказ;
- Красная палата;
- Белая палата;
- Святые ворота;
- Самуилов корпус;
- "Дом на погребах";
- Башни.

Ныне весь Ростовский Кремль принято делить на три зоны - центральную, архиерейскую и садовую. В архиерейской части, которая ограничена историческими стенами, находится старейшая церковь ансамбля - Воскресенская, новая церковь Иоанна Богослова и Спасская церковь. При этом храм Воскресения построен в комплексе с воротами и галереей, идущей между двумя башнями. Иоанновская церковь строилась как единое целое с одной из палат - Красной. А храм Спаса Нерукотворного возводился одновременно с Белой палатой. Церковь Одигитрии исторически является самой современной, так как была построена в 1693 году.

Главный собор Кремля - Успенский - является пятой по счету постройкой. Первые деревянные и каменные храмы были сильно повреждены пожарами, временем, смерчем и халатным отношением властей, так что их не раз приходилось перестраивать. Возведенный в начале XVI века, Успенский собор гармонично дополняет весь комплекс!

Количество башен 11

Ростовский кремль. Купола Успенского собора.

Ростовский кремль. Звонница Успенского собора.

Вид на Ростовский Кремль сверху

Крытые арочные переходы внутри кремля, по которым бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Ростовский кремль (Митрополичий двор) - бывшая резиденция митрополита , расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро .

Митрополичий двор возводился как резиденция митрополита и не был рассчитан на оборону, поэтому стены кремля имели декоративный характер. За митрополичьем двором закрепилось название «кремль », хотя оно спорно.

История кремля

Ростовский кремль был построен при митрополите Ионе Сысоевиче , примерно в 1670-1683 годах. Предположительно, архитектором был мастер Пётр Досаев.

Резиденция митрополита была построена в виде кремля, хотя к тому времени эпоха строительства кремлей уже прошла. Стены Ростовского кремля имели скорее декоративную, нежели оборонную функцию.

После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в кремлевских храмах не велось. Архиереи были готовы продать Кремль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в XIX веке кремль был отреставрирован. По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 года в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей Церковных Древностей, который с 1907 года стал финансироваться государством.

Многие памятники Кремля были повреждены в результате урагана в 1953 году. Позднее все они были отреставрированы.

По состоянию на осень 2010 года, общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла добивается передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви . В октябре 2010 года губернатор Ярославской Области C.A. Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви, с выселением музейных фондов в новое здание, и созданием в помещениях кремля архиерейской резидении и «Всероссийского центра венчания и крещения » . Этот проект, однако, вызвал критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект, скорее всего не реален .

Архитектурный ансамбль Кремля

Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.

Архитектурные памятники кремля:

  • Успенский собор (1508-1512)
  • Звонница Успенского собора (1682-1687)
  • Святые ворота
  • Надвратная церковь Воскресения (1670)
  • Судный приказ (1650-1660)
  • Церковь Иоанна Богослова (1683)
  • Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675)
  • Церковь Григория Богослова (1680)
  • Красная палата (1670-1680)
  • «Дом на погребах» (XVII в.)
  • Самуилов корпус
  • Белая (Столовая) палата
  • Башни кремля

Успенский собор

Примечания

Ссылки

Координаты : 57°11′09″ с. ш. 39°25′12″ в. д.  /  57.185833° с. ш. 39.42° в. д. (G) (O) 57.185833 , 39.42


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия