Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках. Внешняя политика

Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках. Внешняя политика
Раздел II. Российская империя в XVIII –XIX веках. Внешняя политика

Россия на рубеже XVIII - XIX веков.

1. Правление Павла I (1796-1801 г.г.).

Рубежом XVIII-XIX вв. в России стало правление Павла I. В 1762 был убит Петр III и на трон взошла Eкaтерина II. В Российской истории не на сцене, а в жизни разыгрывалась трагедия наследника престола Павла. Родители будущего императора Павла I великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна оставались бездетными более 9 лет. Императрица Елизавета Петровна с таким нетерпением ожидала рождения наследника по линии Петра I, что торжества по случаю рождения Павла (р. 20 сентября 1754 г.) продолжались около года.

Павел с первых дней после рождения был удален от родителей и стал одной из любимых игрушек императрицы. С детства он воспитывался как будущий государь, правда в несколько странном стиле. Малолетний великий князь принимал послов и устраивал государственные приемы. Такие представления развлекали Елизавету Петровну, а во времена Екатерины II создавали иллюзию того, что Екатерина не собирается узурпировать власть. Есть свидетельства того, что в последние годы своей жизни Елизавета собиралась передать престол не племяннику Петру, а внуку, при регенстве Екатерины, до его совершенолетия. Но возможно такие слухи распространяла Екатерина.

Обучение Павла началось с 4 лет, вначале русскому языку и счету. С 6 лет осуществлялся полный курс обучения и воспитания под руководством графа Н.И.Панина. В учителя были приглашены лучшие европейские ученые. Его обучали французскому и немецкому языкам, истории, географии, физике, французской литературе.

В ночь переворота, 27 июня 1762 г. семилетний Павел под охраной солдат был доставлен вместе с графом Паниным в Зимний дворец, в тот же день принял присягу своей матушке Екатерине и был объявлен наследником престола. Однако Екатерина II была холодна со своим сыном, воспринимая его как политического противника.

В связи с 18-летием цесаревича (20 сентября 1772 г.) он вступил в должность генерал-адмирала русского флота и полковника кирасирского полка. В высшем свете ожидали большего, да и сам Павел надеялся если не занять престол, то по крайней мере разделить бремя власти с Екатериной II. Екатерина предпочла держать Павла на коротком поводке. Она заставила Павла отказаться от наследства отца герцогства Шлезвинг-Голштейн (договоры от 21 мая и 14 июня 1773г), с тем, чтобы он не стал независимым.

В течение следующего десятилетия политические надежды Павла и тех, кто делал ставку на него сошли на нет.

Честолюбие Павла страдало. Опытная возрастом Екатерина была безжалостна. Павел по молодости лет не понимал, что происходит. Он испытывал чувства к матери и в конце концов для себя объяснил поведение Екатерины тем, что на нее оказывали давление такие люди, как Потемкин. После нескольких попыток заняться государственными делами Павел был вынужден удалиться в Гатчину, где прожил довольно замкнуто 13 лет. Пугачевский бунт еще больше разделил Екатерину II и Павла, так как Пугачев выступил под именем Петра III.

Девятнадцати лет Павла женили на принцессе Гессен-Дармштатской Вильгельмине (в православии Наталья Алексеевна). Павел любил жену, но 15 апреля 1776 года Наталья Алексеевна скончалась при родах. Пытаясь "утешить" иступленного в горе Павла, Екатерина показала перехваченные любовные письма графа Разумовского к покойной жене. Излечив Павла от романтики первой любви, 26 сентября 1776 г. его женили второй раз на 17-летней принцессе Виртембергской Софии-Доротеи (в православии Мария Федоровна). Брак оказался счастливым, у них было 9 детей.

В течение 1781-1782 гг. Павел с женой под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе (Австрия, Италия, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия), где его принимали с почестями не как неизвестного графа, а как наследника. Павел произвел хорошее впечатление и умом, и поведением, в Европе его прозвали "Русский Гамлет".

С 1783 по 1796 год Павел был удален от реальной политики. На мызе Гатчина он создал миниатюрное государство и миниатюрный придворный круг с второстепенными лицами не имеющих доступ к большому двору. "Государство" Павла имело несколько фабрик и поместий и даже армию в составе 1 батальона.

5 ноября 1796г. Екатерину II постиг апоплексический удар, через сутки она скончалась не приходя в сознание. Около 30 посланных и самозванных курьеров бросились в Гатчину. Первым прискакал брат последнего фаворита Екатерины Николай Зубов. Бумаги покойной разбирал Павел и Безбородько А.А. - член коллегии иностранных дел, доверенный человек императрицы. Они уничтожили завещание Екатерины о передаче престола сыну Павла Александру. Безбородько сохранил свое положение при дворе, и во времена Павла он стал главой правительства, светлейшим князем, богатейшим человеком России, Украины.

Павел I был провозглашен императором. Это было довольно поздно, в 42-летнем возрасте. В 18 лет он составил план преобразования государства, в течение следующих 10 лет он пытался занять какие-нибудь позиции в государственном аппарате, а затем 15 лет находился в "кухонной" оппозиции. К неограниченной власти пришел человек, имеющий программу, но не имеющий навыка бюрократической работы и практики политической интриги.

Павла иногда называли "коронованным донкихотом". Его смешная фигура с нелепым курносым носом дополнительно к его выходкам создавала образ курьезного человека. Его недолгое царствование не было озарено таким внешним успехом как царствование Екатерины II и Александра I и представлялось промежуточным между яркими периодами. Однако если отбросить экзотику и присмотреться к его деятельности, мы увидим и другое лицо. Во-первых, физически и психически Павел был вполне здоровым человеком, он прекрасно ездил верхом, с удовольствием танцевал, часами на свежем воздухе занимался

С войсками. В конце концов он породил 9 здоровых детей, среди которых 3 следующих за ним русских императора: Александр I, Константин, Николай I.

Если бы Павел "сидел" на престоле, не проявляя воли и не занимаясь реформами, ему простились бы любые личные недостатки. Самодержавная форма правления в России за 70 лет после петровской реформы стала привычной и достаточно крепкой. Программа Павла была не более утопична, чем любая попытка новой власти "прикрутить гайки", навести дисциплину и заставить народ лучше трудиться. Он не учитывал консерватизм народа. Как всякий интеллигентный реформатор в России, Павел был обречен. Павел приходил в раздражение, что не только в народе, но и в правительстве не понимали и не принимали его действий. Павел торопился осуществить реформы, но пожал плоды его сын Александр, он подготовил за недолгие годы царствования (1796-1801гг) триумф сына Александра I.

По своему характеру, уму, привычкам Павел воспринял германскую идею. Личные отношения императора оказалось в международных делах.

Павел фактически укрепил русскую империю, продолжил идеи предыдущих русских императоров, в том числе Екатерины II, но по форме эти действия часто выглядели как противопоставление политики Екатерины.

Основное внимание Павел I уделил внутренней политике. Он считал, что наступило время освоения недавно завоеванных земель: Причерноморья, Крыма, Украины, Польши, Аляски. Внешняя политика России заключалась в том,чтобы России не мешали переварить и русифицировать эти земли,т.е. Россия перешла к обороне.

Павел I осуществил следующие реформы:

I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.

1. Издан закон о престолонаследии, регламентирующий порядок занятия престола, не по завещанию, как было на Руси во время Петра I, а по прямой мужской линии правящей династии.

2. Другие законы не издавались, проводилась работа с целью заставить население соблюдать, исполнять существующие законы.

3. Предпринята одна из первых попыток создания свода законов. Все последующие правители России вплоть до настоящего времени пытались создать свод наподобие "Кодекса Наполеона" во Франции. Никому это не удалось. Мешала бюрократия. Хотя при Павле происходила "дрессировка" бюрократии, но от этой дрессировки она стала только крепче.

II.Социально-экономические реформы:

1.Провозглашен принцип: "Доходы государственные, а не государя". Проведены ревизии государственных учреждений и служб. Значительные суммы взысканы в пользу государства.

2. Прекращен выпуск бумажных денег (к этому времени I бумажный рубль стоил 66 копеек серебром).

3. Был сделан упор на раздачу земель и крестьян в частные руки (за время царствования - 4 года), пожаловано 600 тыс.душ, за 34 года Екатерина II пожаловала 850тыс.душ. Павел считал, что помещики лучше будут содержать крестьян, чем государство.

4. Учрежден "Заемный банк" и принят "банкротский устав".

5. Освобождена от подушного оклада семья академика М.Ломоносова.

6. Освобождены из заключения польские повстанцы во главе с Т.Костюшко.

III. Военная реформа:

1. Введено одиночное обучение солдат и улучшено содержание.

2. Разработана стратегия обороны.

3. Сформированы 4 армии на основных стратегических направлениях.

4. Созданы военные округа и инспекции.

5. Введены новые уставы.

6. Осуществлена реформа гвардии, кавалерии и артиллерии.

7. Регламентированы права и обязанности военнослужащих.

8. Уменьшены привилегии генералитета.

Реформы в армии вызывали недовольство со стороны генералитета, гвардии. От гвардейцев потребовали нести службу как полагается. Все приписанные к полкам офицеры были обязаны явиться к службе из долгосрочных отпусков, часть из них и те, кто не явился были отчислены. Командиры частей были ограничены в распоряжении казной и использовании солдат на хозработах.

Военная реформа Павла I создала ту армию, которая разгромила Наполеона.

Анекдоты о Павле раздувались в политических целях. Возмущенное дворянство не поняло,что Павел "прикручивая гайки" продлил господство "служивого сословия" на сотню лет.

Современники Павла приспосабливались к нему. Он наводил порядок и дисциплину и это встречало одобрение в обществе. Дворяне-служаки быстро поняли, что Павел горяч, но отходчив, понимает юмор. Известен случай о том, что якобы Павел I отправил целый полк с вахт-парада в Сибирь; на самом деле Павел проявил недовольство в резкой форме, сделав выговор командиру передстроем. В раздражении он выпалил, что полк никуда не годен, что его надо отправить в Сибирь. Надо представить ситуацию: перед Павлом стоит дворянин, горячая кровь закипела и вдруг командир полка оборачивается к полку и подает команду:"Полк в Сибирь шагом марш!" Тут оторопел Павел. А полк промаршировал мимо него. Конечно, полк догнали и повернули назад. И командиру нечего не было. Да и прекрасно командир знал, что такая выходка в конце концов понравится Павлу.

Павел узнал однажды, что Дехтерев - будущий командир Санкт-Петербургского драгунского полка намеревается сбежать за границу. Павел вызвал его к себе и спросил: "Справедлив ли слух?" Дехтерев ответил: "Правда, государь, но к несчастью кредиторы меня не пускают". Ответ так понравился императору, что он приказал заплатить кредиторам и купить Дехтереву дорожную коляску.

Недовольство Павлом проявляли прежде всего часть высшего дворянства, впавшая в немилость при Павле по различным причинам, или потому, что они составляли ненавистный императору "екатерининский двор", или привлеченные к ответственности за казнокрадство и другие провинности.

Заговор против Павла созрел уже в 1800 г. Вдохновителями заговора были екатеринский вельможа граф Н.П.Панин и петербургский военный губернатор П.А.Пален. К заговору примкнул цесаревич Александр, активно помогал заговорщикам английский посол Ч.Уитворт.

Недовольство англичан Павел вызвал тем, что первым из русских правителей понял выгоды геополитического положения России и перестал "таскать каштаны из огня", вышел из-под английского влияния, более того, ударил Британию по самому больному месту - морским путям, приняв под покровительство мальтийский орден.

В марте 1801 г. Павел узнал о готовящемся заговоре и поделился известием с П.А.Паленом. 11 марта Павел вызвал сыновей Александра и Константина в придворную церковь и потребовал от них вторичной присяги. Заговорщики стали торопиться. Всего в заговоре участвовало около 60 человек сановников и гвардейских офицеров. Пьяные заговорщики в ночь 12 марта ворвались в спальню императора, набросились на него и кто-то из них проломил голову императора тяжелой табакеркой. Было объявлено, что он скончался от "апоплексического удара". Гвардейские солдаты, прибежавшие по тревоге к дворцу, не поверили Палену. Это лишний раз подтверждает социальный состав заговорщиков.

Трагическое окончание правление Павла I совпало с наступлением нового XIX столетия. Каковы же были основные итоги XVIII века для России? По сравнению с концом XVIII века значительно расширилась территория Российской империи (до 17 млн. квадратных километров) за счет включения в нее части Казахстана, Прибалтики, Крыма, Новороссии, части Кавказа, Приднестровья, Западной Белоруссии, Правобережной Украины и ряда других земель. Почти втрое возросла численность населения империи, достигнув 40 млн. человек. Как и прежде, основную его массу (свыше 90%) составляли крестьяне, в подавляющем большинстве крепостные. Городское население России значительно возросло, составив 2,2 млн. человек.

Медленно, но неуклонно пробивал себе дорогу капитализм, прежде всего, в промышленности. К началу XIX века в России числилось примерно 2000 предприятий, где было занято около 90 тыс. рабочих, из которых 48% были вольнонаемными. Главным тормозом в скорейшем промышленном развитии России, безусловно, было крепостное право. И тем не менее, России, вставшей в XVIII веке на путь модернизации, удалось сделать очень многое. Она превратилась в мощнейшую державу, экономический и военный потенциал которой не уступал самым развитым странам.

В XVIII веке российское самодержавие было в апогее своего исторического развития, отстояв монополию на власть в борьбе с притязаниями аристократии и подчинив прямому государственному контролю церковь. Во второй половине XVIII века было фактически лквидировано церковное землевладение; его доля сократилась с 12% до 2%. Царская семья превратилась в самого крупного в России собственника земли и крепостных крестьян. Годовой бюджет царских имений в середине XVIII века превышал 20 млн. рублей, а годовой бюджет государства в среднем составлял тогда 67 млн. рублей.

Мощная экономическая база стала одним из факторов утверждения определенной независимости самодержавия от всех сословий. В то же время эта независимость позволяла самодержавию лавировать между сословиями, осуществляя так называемую "надклассовую" функцию. Но следует подчеркнуть, что по своей феодальной природе теснее всего самодержавие было связано с дворянским сословием, от которого оно во многом зависело и в котором видело свою главную опору. Важно отметить, что дворянское сословие сознательно расширялось за счет отличившихся военных, наиболее способных чиновников и разбогатевших предпринимателей. К исходу XVIII столетия Российское дворянство обновилось за счет выходцев из других сословий более чем на 20%, что, безусловно, упрочило социальную базу самодержавия.

XVIII век - время утверждения в России светской культуры, распространявшейся, правда, лишь на привилегированную и образованную часть общества. В результате форсированной европеизации именно в XVIII веке произошел тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперед обострившееся взаимное непонимание между ними.

В заключение подчеркнем, что в XVIII веке на месте самобытной и архаичной Московской Руси возникла полуевропеизированная Российская империя - авторитарно-бюрократическое государство, утвердившее себя в результате многочисленных войн в качестве великой европейской державы. Наиболее же острые проблемы - освобождение крестьян из-под власти помещиков и демократизация политической системы - будут решаться Россией уже в XIX и в начале XX веков.


Политические и социально-экономическое развитие России в начале XIX в.

К началу XIX в. Россия была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4 млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн. человек. Около 90% всего населения составляли крестьяне: примерно 2% - дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное пpoизводство, происходили сдвиги в промышленности. Однако, говоря словами современного исследователя Б. Г. Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге истории». Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый этап своего развития. Многих специалистов интересовал, в частности, вопрос о причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I, занимавшего российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825-го, причем решают они его по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени генералы М. И. Богданович и Н. К. Шильдер развивали идею о стремлении царя к законности как главным мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Александр I, как утверждал Богданович, стремился «навсегда охра нить от произвола права всех и каждого».

Насильственное устранение Павла I в 1801 г. и воцарение его сына Александра I не только не вызвало потрясения в стране, но пробудило ожидания реформ, большей свободы, конституции. Манифест по поводу коронования Александра I содержал либеральные идеи: подтверждались основные права подданных, введенные Екатериной II, было обещано введение законов, которые обеспечат неприкосновенность личности и частной собственности, смягчение уголовного права, отменялись ограничения, введенные Пактом I (телесные наказания, цензура). Александр I правил почти четверть века: 1801-1825 гг. О нем и его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Эта особенность породила у современников впечатление неискренности императора. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверял»; он неискренен: это истинный византиец..., тонкий, притворный, хитрый". Французский писатель Ф. Шатобриан был более краток: "Изворотлив, как грек". "Северный Тальма" - так часто называли Александра I в европейских салонах, намекая на его артистические способности. Очевидно, что по взглядам император был умеренным либералом. Он воспитывался в духе просвещенного абсолютизма, был умен и не мог не считаться с духом времени, прежде всего с влиянием Великой Французской революции. По признанию современников, он имел большой политический талант, но многие считали, что проявился этот талант больше в военной области и внешней политике, чем во внутренней.

Первый этап царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., именуют периодом просвещенного абсолютизма. Если просвещенный абсолютизм Екатерины II был связан с французским просвещением, окрашен идеями Вольтера, Монтескье, то просвещенный абсолютизм ХIX в. подпитывался идеями Великой Французской революции и теми процессами в Европе, которые происходили под ее влиянием. Вокруг царя сложился кружок друзей, который получил название "Негласный комитет". В него вошли молодые аристократы: графы П. А. Сгроганов и В. Д. Кочубей, Н. Д. Довосильцев, князь А. Д. Чарторыйский. Консервативные круги общества окрестили этот комитет "якобинской шайкой". Он заседал с 1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты государственных реформ, отмены крепостного права и т.п. Но постепенно его деятельность сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной бюрократии. Большую роль в подготовке преобразований в области государственного устройства сыграл М. М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал в 1807 г. статс-секретарем и ближайшим советником императора. Проект реформы общественно-политического устройства России М. М. Сперанский изложил в 1809 г. в документе, который назывался "Введение к уложению государственных законов". Предлагалось:

1. Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставлять гражданские права. Надо иметь в виду, что и на Западе в то время еще не шла речь о всеобщности в гражданских правах, а в США существовало рабство. Важно, что в этом случае появлялась возможность влиять на систему власти, причем не только для аристократии, но и для средних слоев.

2. Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральная Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.

3. Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.

4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а это подразумевало их ответственность перед обществом.

Вся система государственного управления, по проекту М. М. Сперанского, строилась снизу вверх. Предусматривалось, что население будет выбирать местные думы. Собираясь раз в три года, они, в свою очередь, должны выбирать членов правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего собрания, а также представителей в вышестоящие думы (волостная - в окружную, окружная - в губернскую, губернская - в центральную). Обосновывая необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия движется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа власти в народе. При этом следует отметить, что М. М. Сперанский не предусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношения крестьян с помещиком предполагалось регламентировать законом, а помещичьим крестьянам предлагалось дать право приобретать движимую и недвижимую собственность; но проект остался на бумаге.

Царь был вынужден маневрировать между активизировавшимися консервативными и теми общественными силами, которые требовали изменений. Планы М. М. Сперанского вызвали сопротивление в высших слоях общества, да и сам Александр I охладел к либеральным идеям. Но все же кое-что из либеральных начинаний было реализовано. Произошло выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. В 1802 г. был создан Комитет министров как высшее административное учреждение. Коллегии, созданные Петром I, как отраслевые органы государственного управления окончательно ушли в прошлое, были заменены министерствами. Первоначально Комитет министров также имел законосовещательные права по всем вопросам государственного управления и не обладал исполнительной властью (реализация решений возлагалась на соответствующих министров). По существу, Комитет так и не стал органом, объединяющим и направляющим деятельность различных министерств. Он был местом совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Более четко структура и функции исполнительной власти были определены в 1811 г. Это завершило организационное оформление исполнительной ветви власти. С введением министерств усилилось единоначалие в государственном управлении. Эти преобразования сказались на положении Сената. Он стал органом, надзирающим за правильностью исполнения законов в государстве.

В 1810 г. был создан Государственный совет - законосовещательный орган при царе. Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного совета", - гласил императорский указ. Он централизовал законодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм. Утверждалось, что Государственный совет "учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия". Буквально первые же годы деятельности Государственного совета показали, что самодержавие не в состоянии следовать даже тому порядку, который оно само санкционировало. Принятая общая идея о введении в России законного правопорядка на практике приходила в противоречие с гораздо глубже укоренившимся традиционным произволом русского абсолютизма. Многие важные законопроекты стали утверждаться царем, минуя Государственный Совет, по докладам председателя Комитета министров, председателей различных советов и комитетов. С течением времени сфера компетенции Государственного совета вообще стала терять сколько-нибудь четкие очертания.

В результате реформ, несмотря на негативные стороны, структура власти организационно и функционально приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского, возможность действительного введения разделения властей вызвала недовольство бюрократии, дворянства. Он был отстранен от государственной деятельности и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Были предприняты некоторые меры, направленные на борьбу с отрицательными сторонами бюрократического управления, придание управленческой деятельности цивилизованных начал. В 1809 г. указом царя был введен "экзамен на чин". От него освобождались те чиновники, которые закончили университет в России, к остальным же предъявлялись следующие требования: знание русского языка и одного из иностранных, владение основами естественного, римского, гражданского и уголовного права, знание российской и всемирной истории; овладение основами естествознания, географии, математики, физики. Главной целью была подготовка "исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием". Указ был воспринят с неудовольствием, т.к. на экзамене требовалось показать разносторонние знания. Знаменитый российский историк Н. М. Карамзин, который также не одобрял этого нововведения, писал: "У вac председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский - свойство оксигена и всех газов, вице-губернатор - пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших - римское право, или умрут коллежскими и титулярными советниками". Однако бюрократические меры борьбы с бюрократизмом не могли быть эффективными.

Необходимость реформирования почвенного уклада, особенно отмены крепостного права, также была очевидна. Император неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

Запрещена раздача или продажа государственных крестьян в частные руки. Таким образом было приостановлено увеличение числа крепостного населения. Однако проводилось в жизнь это положение непоследовательно. В 1810-1817 гг. в связи с тяжелым финансовым положением империи в частные руки все же было продано десять тысяч душ мужского пола; широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду частным лицам в Белоруссии и в Правобережной Украине. К концу царствования Александра I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.

Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках "в розницу", то есть без семьи, без земли, публиковать объявления о продаже, ссылать крестьян в Сибирь за незначительные поступки.

Указ 1803 г. "О вольных хлебопашцах" предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Однако воспользоваться этим указом было трудно, и к 1825 г. в соответствии с ним освободились менее 0,5 % крепостных.

В 1804-1805 гг. началась отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (в Латвии и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась на крестьян "дворохозяев" (то есть необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.

Таким образом, язва крепостного права сохранялась. В почвенном укладе по-прежнему господствовала корпоративность (община, уравнительные принципы). С введением военных поселений на казенных землях ряда губерний (Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской) ухудшилось положение государственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. В особенно тяжелом положении была помещичья деревня. Рост задолженности помещиков привел к тому, что к 1859 г. в государственных кредитных учреждениях было заложено 65% всех крепостных.

Западный уклад, по сравнению с "почвой", развивался динамично: к I860 г. число крупных предприятий выросло до 15 тысяч. В 30-40- е гг. ХIX в. начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Города превращались в промышленные центры, росла численность городского населения. Улучшилась система путей сообщения: появились пароходы, были прорыты каналы, соединившие внутренние районы с морскими портами. Хотя и медленно, шло классообразование. Сократилась доля крепостных рабочих на крупных промышленных предприятиях (к I860 г. до 18%). Создавались условия для расширения слоя мелких собственников, в том числе и в деревне: в 1801 г. купцы, мещане, казенные крестьяне получили право покупать землю в частную собственность. В 1858 г. 270 тысяч домохозяев имели в частной собственности свыше одного миллиона десятин земли. Поскольку крепостной крестьянин не имел прав на собственность, землей он владел де-факто. (Юридически собственность оформлялась на помещика.)

Сделаны были важные шаги в развитии образования. Созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. В 1804 г. было открыто Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведены на русский язык и изданы экономические труды Адама Смита, которые стало модно читать в высшем обществе. Важным нововведением явилось то, что отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий и на низших ступенях обучение было бесплатным (оплачивалось из государственного бюджета). Для царствования Александра I была также характерна безусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.

Россия эпохи Николая I

Николай I стал императором России. Его политическим идеалом был Петр I, которому он старался во всем подражал. Изображение Петра Великого до самой смерти всегда было с Николаем. Казалось бы, такой выбор идеала означал прозападность императора. Однако это не так. В Петре I его привлекала решительность, сила и мощь государственной власти. Он, как и Петр I, верил во всесилие государства и считал, что государственный механизм может изменить мир. Он не только не хотел преобразовывать Россию по западному варианту, но и мечтал искоренить то, что уже было сделано до него в этом направлении. В одном из первых манифестов после 14 декабря 1825 г. Николай I поставил задачу очистил, Русь от заразы, извне к нам нанесенной. Для упрочения государственной власти предлагалось насаждать "отечественное, природное, не чужеземное воспитание".

После восстания декабристов Николай I создал секретный комитет для разработки проектов реформ, приблизил М. М. Сперанского, который к этому времени оставил конституционные проекты и стал защитником неограниченного самодержавия. Ему было поручено возглавить деятельность по кодификации законов Российского государства. К 1830 г. эта работа была закончена. Полное собрание законов Российской империи составило 47 томов. Первая статья их гласила: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". В кодификации и издании законов ничего реформаторского не было, но это было важное событие. До издания свода законов никто подлинно не знал, какие законы на какой предмет существуют. Законы были разбросаны по архивам и ведомствам; их можно было разыскивать и противопоставлять друг другу и, не сходя с формальной законной почвы, оправдывать даже вопиющие злоупотребления.

Вторая четверть ХIX в. - время в России, когда принцип личной неограниченной власти императора достиг максимального развития. Важнейшим орудием этой власти была Собственная его императорского величества канцелярия и особенное отделение, принципы работы которого так характеризует историк начала XX в. АД Пресняков: "Наряду с розыском о "государственных преступниках" (а чего только не подводили под это понятие!) в третьем отделении было сосредоточено распоряжение их судьбою в тюрьме и ссылке; сюда поступали разнообразные сведения о "подозрительных лицах"-отнюдь не только в политическом отношении, но также уголовном и вообще полицейском; отсюда исходили против них негласные меры надзора и высылки; отсюда следили за всеми пребывающими из заграницы и выезжавшими из России; сюда поступали из всех губерний и жандармских округов периодические "ведомости" о всевозможных происшествиях, о более ярких уголовных делах, особенно о фальшивомонетчиках, корчемниках и контрабандистах; тут внимательно следили за крестьянскими волнениями, расследовали их причины и поводы, принимали меры к их подавлению; тут все усиливалось наблюдение за поведением литературы".

Как упразднить то, что отжило, не вызвав потрясений? Этого Николай I не знал, но все же кое-что предпринял в этом направлении. Опираясь на усиление дисциплины и централизации, самодержавие укрепляло российский государственный строй и пыталось продвинуться в решении крестьянского вопроса. Крестьянский вопрос был в центре внимания императора. Он девал раз создавая секретные комитеты по крестьянскому делу, но деятельность их была малоуспешной. Следуя примеру Александра I начинал, реформы с западных районов, по окончании русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Николай I объявил крестьян в Молдавии и Валахии лично свободными. При этом точно были определены их повинности в отношении помещика. В 1837-1841 гг. была проведена реформа государственной деревни, в результате которой государственные крестьяне получили юридические права, административное управление было реорганизовано. Реформа не внесла серьезных изменений в положение крестьян, но улучшила систему управления ими. В результате работы очередного секретного комитета появилось "Положение об обязанных крестьянах" 1842 г., в соответствии с которым помещикам предоставлялось право заключать со своими крестьянами добровольные соглашения о прекращении личной крепостной зависимости и о переводе их в разряд обязанных поселян. За отвод земли, оставшейся собственностью помещика, но находившейся в пользовании крестьян, обязанные крестьяне должны были или отбывать барщину, или уплачивать денежный оброк. При этом вводились элементы сельского самоуправления.

Внешне в николаевской России было все в порядке армия блистала на смотрах, бюрократический механизм отлично работал, бумаги исправно переходили из канцелярии в канцелярию. Численность чиновников возросла, военно-полицейские функции усилились за счет ослабления роли поместного дворянства с его заложенными и перезаложенными имениями, а также оппозиционных сил, подавленных расправой над декабристами. Но мир менялся, а Россия лишь стремилась закрепить и упрочить то, что было. Вместе с тем восстание декабристов и его жестокое подавление, расправа над участниками дали толчок дифференциации общественно-политических интересов. Политической доминантой стало ограничение самодержавия, введение разделения властей и элементов парламентаризма, что неизбежно требовало разрушения корпоративности. Русская интеллектуальная элита, утонченная и европейски образованная, вела бесконечные споры о цивилизационных ориентирах общества, пытаясь соединить идею прогресса с православной духовностью и общинным коллективизмом. Восстание декабристов, несмотря на его поражение, подтолкнуло общественно-политические процессы в обществе. Наметились основные политические течения, среди них видное место занимали славянофилы и западники, между которыми развернулся спор об особенностях России и путях ее развития.

Вместе с тем реальный спектр общественно-политических интересов был сложнее, многоцветнее. Складывалось консервативно-охранительное направление. Его платформа- не допустить дальнейших изменений в сторону западной системы, сохранить "почву", общину в неприкосновенности, утверждать православие, сохранить крепостное право, поскольку оно благотворно для крестьян: "помещик- отец родной". Консерваторы преобладали в рядах высшей государственной бюрократии.

Одновременно с консервативным оформляется либеральное направление, ориентированное на западные образцы. Его платформа - правовое государство и гражданское право дан всех; конституция, утверждающая разделение властей и контроль общества за властью; идеалом государственного устройства являлась - конституционная монархия; мирные средства достижения заявленных целей (реформы). В среде бюрократии в 30-е и особенно в 40-е гг. стал складываться спой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных идеями реформирования страны. Это так называемая либеральная бюрократия. Очагами ее формирования были министерства. Она не была отторгнута от общественных сил страны, формировалась в сотрудничестве с либеральными общественными деятелями, литераторами, учеными. В середине 40-х гг. это сотрудничество укрепилось. Московскому университету сыграл исключительную роль в духовном становлении либеральной "молодежной России", противостоянии официальной доктрине.

По словам А. Герцена, Московский университет устоял в тяжелое время и начал первый вырезываться из-за всеобщего тумана. С каждым годом он приобретал все большее значение, сюда со всей России стекалась талантливая молодежь. Учеба в Московском университете накладывала отпечаток на всю их жизнь. Здесь сложилась блестящая плеяда либеральных преподавателей: Кавелин, Соловьев, Грановский, многие другие. Они несли либеральные идеалы в ряды российской интеллигенции. С. Уваров опекал Московский университет, устранял вредных профессоров, но изменить ничего не мог. Университет вываливался из официальной программы. Он стал центром, вокруг которого группировались западники - сторонники европейских образцов для России: Герцен, Корш, Сатин, Граневский. Люди яркие, талантливые, они украсили своей деятельностью эпоху Николая I.

Российская империя представляла собой огромную, сложную общественную систему. Единство разнородных в цивилизационном отношении анклавов, развивающихся в разном темпе и в разной традиции, обеспечивалось благодаря доминированию русских, включению части местной аристократии в управленческую элиту, а также за счет жесткой централизации и применения силы. В николаевскую эпоху, когда в политике преобладали консервативно-охранительные приоритеты, урегулирование постоянно возникающих противоречий в многонациональном сообществе осуществлялось путем применения силы или запретительных и ограничительных законов.

Свод законов Российской империи зафиксировал право разных конфессий беспрепятственно исповедовать свое вероучение, однако это касалось не всех. Так, были приняты меры для усиления контроля в буддийском анклаве в Сибири. Если на протяжении почти двух столетий власти поощряли распространение ламаизма (тибетская форма буддизма) в Прибайкалье и Забайкалье, то к середине ХIX в. ситуация изменилась. Влияние буддийского духовенства было так велико, что вызывало опасение у властей. В 1853 г. было принято "Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири", которое ограничивало число духовных центров (дацанов) и количество лам (духовных лиц). Дня Бурятии было разрешено иметь 34 дацана и 285 лам. В реальности это ограничение точно провести в жизнь было невозможно, но сказывалось оно существенно. Правовые нормы, регулировавшие взаимоотношения конфессий, не коснулись ламаистов и язычников, которые в соответствии с традициями православия считались идолопоклонниками, что рассматривалось как страшный грех. Особенно страдали язычники. При Николае I началось преследование за исполнение языческих обрядов.

Выступления против системы многонационального государства жестоко подавлялись и, как правило, усиливали тенденцию со стороны власти к сглаживанию межцивилизационых различий за счет унификации и русификации. Николай I в 1828 г. без эксцессов вступил на польский престол. Это вовсе не означало, что польское общество спокойно и покорно принято этот факт. Осенью 1830 г. здесь началось восстание. Сейм объявил династию Романовых низложенной и сформировал правительство. Поскольку Польша имела собственную армию с хорошими военными кадрами, воспитанными в духе наполеоновской школы, неизбежны были серьезные военные действия. Однако мечтать о военной победе над российской армией могли только очень горячие головы. Летом 1831 г. Варшава была взята. Конституционный остров в составе России просуществовал недолго. После восстания 1830-1831 гг. польская конституция была упразднена, Государственный совет и сейм были распущены, вооруженные силы ликвидированы. Воеводства были переименованы в губернии, поветы - в уезды. Власть сосредоточилась в руках царского наместника (позднее - генерал-губернатора).

Для государственного управления в национальных районах было характерно слияние гражданских и военных функций, большая самостоятельность наместников и генерал-губернаторов, привлечение национальной элиты в отдельные звенья управления и суда, наличие особых органов и традиций, связанных с особенностями региона. Так, например, в Прибалтийских губерниях большую роль играли сословные организации баронов, которые имели большое влияние в местной администрации, полиции и суде, в Финляндии-местное дворянство.

Россия во второй половине XIX в.

Модернизация второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Александра II, который решительно продвинул Россию в сторону прогрессивного типа развития. Он вступил на престол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реализацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований.

Александр II был воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов, но он осознавал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществлял их на протяжении всего царствования. Сразу после восшествия на престол Александр II предпринял шаги, которые предвещали реформы. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I, в стране стали зарождаться элементы гласности, в которой так нуждалось общество. Была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, уничтожены ограничения для университетов. К коронации была объявлена амнистия политзаключенным (оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг.), 9 тыс. человек были освобождены от полицейского надзора.

Но это были лишь подходы к глубоким преобразованиям. Либерально настроенная часть государственной бюрократии осознавала необходимость реформ. Положение в экономике страны было сложным, из года в год сохранялись бюджетные дефицит. Промышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и нехватки капиталов. В полтора раза за 1858-1861 гг. уменьшился золотой и серебряный фонд государственного казначейства.

Таким образом, реформы Александра II, предполагавшие углубленный вариант модернизации, преследовали цель обеспечить единство общества на европейской основе и одновременно осуществлялись во всех сферах: в общественно-политической, социально- экономической, духовно-культурной.

Ключевым моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Обратите внимание, речь шла не только об отмене крепостного права (это было очевидно), но и о судьбе почвенного уклада в цепом, поскольку он определял судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, катлективизма и приблизится к европейским державам, либо будет откатываться назад - к традициям Московского царства. Вокруг Александра II объединились сторонники глубокого реформирования России, в основном из числа высшей государственной бюрократии. Видную роль играл либерально настроенный брат царя великий князь Константин Николаевич.

В первую очередь, была необходима отмена крепостного права. Секретный комитет по крестьянскому делу разработал следующий вариант реформы деревни: 1) сохранение помещичьих крупных хозяйств; 2) отмена крепостного права с передачей надельной (полевой) земли крестьянам в личную собственность за выкуп. Фактически предполагалось перевести крестьян на фермерский путь развития, создать развитый многомиллионный слой мелких собственников.

Первым этапом реформы почвенного уклада явилась отмена крепостного права, которая решала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. Следует отметить, что на этот период крепостное право уже было отменено в прибалтийских губерниях, в Молдавии и Бессарабии, отличались от центра России земельные отношения у горцев Кавказа, народов Средней Азии. В Сибири практически не было крепостного права. Перед реформой 18б1 г. здесь насчитывалось 4000 крепостных мужского пола- преимущественно дворовые, занятые не в хозяйстве, а в качестве слуг. Уже при Александре II было издан указ (1858 г.) о праве выхода из крепостной зависимости удельных (то есть сидящих на земле царской фамилии) крестьян, но без земли.

После длительной борьбы, дискуссий и многочисленных корректировок появился Манифест 19 февраля 18б1 г. и ряд "Положений", которые разъясняли условия освобождения крепостных крестьян. Это был акт исторического значения. Миллионы крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, т.е. обретали права, предоставляемые законами империи для крестьянского сословия. Реформа ликвидировала власть помещика над личностью крестьянина и расширена сфера действия общинной демократии в бывшей помещичьей деревне. Вводилось крестьянское самоуправление в масштабах волости (волостное общество). Во главе с выборным старшина (как правило из зажиточных крестьян). В рамках волости крестьяне самостоятельно решали такие вопросы, как строительство школ, пропаганда агротехнических знаний, организация пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянского быта, помощь и благотворительность для бедных. В законе была закреплена и первичная демократическая ячейка - сельское общество.

Однако реформа 1861 г. не создала слоя собственников, поскольку земля передавалась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Крестьянин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: ".. Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачивалось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти принудительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп добровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крестьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет временной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послаблением. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П. Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица!

Второй этап реформы "почвы" начался в июне 1863 г., когда появилось "Положение о поземельном устройстве удельных крестьян". На основании этого документа урегулировались земельные отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в собственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей деревне), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в выкупные платежи сроком на 49 лет.

Третий этап реформы почвенного уклада касался государственных крестьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном комитете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю государственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуществом, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля передавалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "государственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практически была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина.

Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861-1866 г. и касавшиеся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от крепостной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной собственностью крестьян, a 4/5 - принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За крестьян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Использовались в общине и телесные наказания.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход на подворное землепользование, а также выход из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким условием, что право практически было нереализуемым, - требовалось получить согласие 2/3 членов общества. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли.

В эпоху Александра II был предпринят еще ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, имели особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последовательно. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это демонстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участником процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников -14,9%, мещан - 18,3%, крестьян - 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.

Введение выборною местного самоуправления принесло России:

1. Самоуправление являлось важнейшим элементом гражданского общества западного типа.

2. Ломалась корпоративность общества, складывалось общество граждан.

3. Произошла частичная децентрализация: часть властных функций от государственного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.

Органы самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, определяли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали землевладельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уездными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически становились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления.

Реформы потребовали изменений в экономической области. Уже первое крупное мероприятие нового министра финансов повлекло за собой настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В декабре 18б1 г. было принято решение о публикации со следующего года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства государства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходовании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятилетия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.

В целом экономическая жизнь страны активизировалась. В короткий срок была сооружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность составляла лишь 979 верст, то в 1881 - 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акционерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города.

Военная реформа преследовала ряд целей: сократить армию, сохранив и укрепив ее боеспособность, уменьшить военные расходы в бюджете, уменьшить степень централизации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), которая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее

21 года. Срок службы в армии был сокращен до 6 лет в строю и 9 лет в запасе (во флоте- 7 лет в строю). Предусматривались широкие льготы, связанные с семенным положением, получением образования. Длительность срочной службы значительно менялась в зависимости от уровня образования (имевшие высшее образование служили в строю всего полгода). Началось перевооружение армии. Повысился уровень образованности офицерского корпуса (в середине 60-х гг. XIX в. половина офицеров не имела никакого образования). В общей сложности военная реформа заняла 15 лет.

Изменения, происходившие в стране, не мощи не затронуть систему образования. В 18б3 г. университетам была возвращена автономия, вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал самостоятельно решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы. Представитель царской администрации - попечитель учебного округа - только наблюдал за соблюдением уставных положений и законов. Вместе с тем, если профессорско-преподавательский состав получил большие права, то студентам никаких прав предоставлено не было, что вызывало напряженность в студенческой среде. Система высшего и среднего образования стала доступной для всех сословий, возникла средняя и высшая школа для женщин.



Введение

Александр I (1777--1825) - российский император с 1801 г.

Многие историки трактовали личность Александра как слишком романтическую, неустойчивую, подверженную противоположным влияниям. Некоторые, напротив, считали, что у него есть своя система, свое направление, которому он неуклонно следует.

Преобразователь, мечтающий о реформах вплоть до создания в России парламента, просветитель, открывающий новые университеты, гимназии и училища, соперник военного гения (Наполеона), уничтоживший его темную деятельность, ведущий неутомимо войну, не для покорения, а для освобождения народов - вот тот образ Александра I, названного благословенным, который встает перед нами.

Целью курсовой работы является изучение дипломатии Александра I.

В работе представлены такие задачи, как:

  • - дать характеристику Александра I как исторического лица;
  • - выявить особенности дипломатии монарха;
  • - определить влияние преобразований императора на ход истории.

Россия на рубеже XVIII-XIX веков

Общая характеристика Российской империи на рубеже XVIII--XIX вв.

Рубеж XVIII--XIX вв. -- период, когда Российская империя достигла естественных географических границ на Европейском континенте, включая в себя не только значительную часть Азии, но и территории в Северной Америке -- русскую Аляску. Но еще не определилось стремление преодолеть хребты Кавказа, а также утвердиться в Средней Азии. Более чем когда-либо ранее она оказалась вовлеченной в европейские дела, существенно влияя на решение проблем большой политики, на поддержание баланса сил на континенте.

Это время, когда шло к закату "осьмнадцатое столетие" -- век Просвещения. Идеи его зримо отразились в истории европейских монархий и, преобразившись в принципы политики "просвещенного абсолютизма" в Центральной и Восточной Европе, способствовали крушению монархии во Франции. Последнее событие нарушило столь ревностно охранявшееся весь век европейское равновесие.

Это эпоха, когда постепенно складывалось понимание того, что легитимная власть обязана основываться на законе, что именно в этом состоит ее главный видовой признак, а не только и не столько в освященном помазании на царство. Но одновременно происходила милитаризация власти, практически повсеместно, особенно же в Пруссии и России (со времени Павла I).

Наивная вера философов-просветителей во всемогущество разума, в изначальное равенство людей и естественные права личности реализовалась в политической практике конца XVIII в. казнью легитимного короля Людовика XVI и жуткими реалиями якобинского террора. Последнее немало способствовало излечению просвещенного европейца от идеальных мечтаний о равенстве и братстве. Но, эмигрировав из революционной Франции в самодержавную Россию, он с ужасом замечал, сколь широко распространены идеи рационалистической философии и просветительские убеждения в светских домах Петербурга, в среде дворянской молодежи. И аналогии с аристократическими салонами предреволюционной Франции казались ему устрашающими.

Но удивляться этому не приходится. Весь XVIII в. Россия неуклонно перенимала и усваивала западные технологии, формы организации промышленности и государственной власти, систему образования и воспитания, культурно-бытовой уклад и европейские языки, новинки моды и модные идеи. Правда, разные поколения русского дворянства различно воспринимали чужую культуру. И отношение к Европе демонстрировали всякий раз иное.

Во время царствования Петра I русский дворянин ездил на запад (чаще всего не по своей воле) учиться навигации и кораблестроению, артиллерийскому делу и точным наукам -- вещам, необходимым для государственной службы. При Елизавете Петровне Европу посещали уже по собственному желанию и в основном затем, чтобы привезти домой новинки парижской моды и обретенный там же галантный политес. В царствование Екатерины освобожденное от обязательной службы дворянство, находясь под обаянием французского вольномыслия, -- благо все литературные новинки беспрепятственно попадали в Россию, -- поехало в Европу на поклон к философам.

Одновременно с Александром I в активную политическую жизнь вступали два-три поколения свободного от обязательной службы "непоротого" дворянства. Эта молодежь была воспитана и "французиками из Бордо", и образованными носителями идей Просвещения. А уже подрастали те из них, чьими наставниками стали отцы-иезуиты, появившиеся в России при Павле I после официального роспуска ордена и сумевшие убедить романтического русского императора в том, что они лучше, чем кто-то другой, способны воспитывать подрастающее поколение в консервативном, верноподданническом духе. Иезуиты принесли с собой не только экзальтированное религиозное чувство, но и сложившуюся систему воспитания и обучения, ориентированную на мобилизацию интеллектуальных возможностей воспитанников и на формирование деловых навыков и деятельностных жизненных установок. Поэтому они явились далеко не худшими воспитателями дворянской молодежи, если, конечно, не учитывать ревностной пропаганды католицизма. Среди будущих декабристов, кстати, многие прошли школу отцов-иезуитов.

?
– создание военного флота; реорганизация армии,
органов государственного управления; экспансия на
Восток;
реформа
церковного
управления;
европеизация культуры.
?
– подражал Петру I; провел секуляризацию земли;
создание Государственного банка; указ о свободной
внешней
торговле;
«Манифест
о
вольности

службу.
?

укрепление
самодержавия,
усиление

унификация управления.
?
– закон о престолонаследии; ослабление позиций
дворянства; улучшение положения крестьян; усиление
цензуры.

приверженцем либерализма.

Петр I – создание военного флота; реорганизация
армии,
органов
государственного
управления;
экспансия на Восток; реформа церковного управления;
европеизация культуры.
Петр III – подражал Петру I; провел секуляризацию
земли; создание Государственного банка; указ о
свободной внешней торговле; «Манифест о вольности
дворянства» - получали право вообще не выходить на
службу.
Екатерина II – укрепление самодержавия, усиление
бюрократического аппарата, централизация страны и
унификация управления.
Павел I – закон о престолонаследии; ослабление
позиций дворянства; улучшение положения крестьян;
усиление цензуры.
Александр воспитывался при дворе своей бабки и был
приверженцем либерализма.

Император Александр I: генеалогическое древо

Императрица
Екатерина II
(1762 – 1796)
Император Петр III
(1761 – 1762)
Император Павел I
(1796 – 1801)
Александр
Императрица
Мария Федоровна
Константин
Николай
Михаил

Важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета:

Амнистия; реформа органов
государственной власти, реформа
народного просвещения; решение
крестьянского вопроса: разрешение
крестьянам и мещанам покупать
ненаселенные земли, «закон о вольных
хлебопашцах».

Либерализм – течение, объединяющее
сторонников
парламентского
строя,
гражданских свобод (выбора веры, свободы
слова, собраний, объединений и т. д.) и
свободы предпринимательства.
Манифест – торжественное письменное
обращение верховной власти к населению.
Амнистия

частичное
или
полное
освобождение от судебного наказания,
производимое верховной властью.

Высшие органы
государственного управления после 1802 г.
Сенат – превращен в высший судебный орган,
контролировал
деятельность
местных
властей.
Комитет министров – обсуждал общие
вопросы управления страной, был учрежден
при Александре.
Министерства – органы государственного
управления вместо коллегий.

Ф. Лагарп – либерал, воспитатель Александра; мог
помочь ему с разработкой реформ по отмене
крепостного права и введению конституции.
П. А. Строганов – друг Александра,
предложил проект Негласного комитета.
именно
он
Н. Н. Новосильцев – член Негласного комитета,
разработал проект «Уставной грамоты Российской
империи» - первой конституции России.
А. А. Чарторыйский – глава министерства иностранных
дел; мог дать советы по либерализации империи.
В. П. Кочубей – дипломат, государственный деятель;
активно участвовал в обсуждении крестьянского
вопроса.

13.09.2018 г.
Император Александр I:
начало правления.
Реформы М. М. Сперанского.

План:
1. Император Александр I.
2. Негласный комитет.
3. Реформа управления.
4. Реформа образования.
5. Политика в отношении крестьян.
6. .

Д/З:
П. 2 повторить; знать факты и
термины

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Карьера Михаила Сперанского
в 1797 – 1808 гг.:
1797 г. – чиновник канцелярии
генерал-прокурора Сената.
1803 – 1807 гг. – директор
одного из департаментов
министерства внутренних дел.
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
с 1807 г. – статс-секретарь
императора.
с 1808 г. – заместитель
министра юстиции.


М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный
орган при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер,
назначаемый императором,
задача Госдумы –
обсуждение законопроектов
Губернские думы
Четырёхступенчатые выборы
Окружные думы
Волостные думы
Исполнительная
власть
Министерства

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского:
Предполагалось также установить деление общества на три
сословия:
Дворянство
«Среднее
«Народ рабочий»:
состояние»:
крепостные
(с сохранением
купцы, мещане,
крестьяне,
особых прав)
государственные
домашние слуги,
крестьяне
рабочие
Политические права предоставлялись только «свободным» (первым
двум) сословиям.
Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди
них было положение о том, что «никто не может быть наказан без
судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и
капитала перейти во второе сословие.
Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и
недвижимым имуществом (то есть представители первых двух

1809 г. – «План государственного преобразования»
М. М. Сперанского
Какие положения проекта
реформ М. М. Сперанского вы
считаете главными?
Затрагивали ли проекты
Сперанского основы
феодально-самодержавного
строя?
Михаил Михайлович
Сперанский
(1772 – 1839)
Нет, не затрагивали. Только в
будущем Сперанский видел
конечную цель реформ в
ограничении самодержавной
власти царя и ликвидации
крепостного права.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его
следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений
в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее
«безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. – образование Государственного совета:
- Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете;
- Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму
необходимость их принятия;
- Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их
исполнению;
- Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по
распределению государственных доходов и расходов.
Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и
принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной
силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не
законодательный, а законосовещательный орган при императоре.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Сперанский также в 1811 г. подготовил проект «Уложения
Правительствующего сената».
Исходя из идеи разделения властей, он предлагал
разделить Сенат на Правительствующий (ведающий
вопросами местного управления) и Судебный (высший
судебный орган, контролирующий все судебные
учреждения страны).
Этот проект не был осуществлен.
А что же было осуществлено из проектов
Михаила Михайловича Сперанского?

Организация государственной власти по проекту
М. М. Сперанского:
Император
Государственный совет –
законосовещательный орган
при императоре
Судебная власть
Законодательная власть
Исполнительная власть
Сенат
Государственная дума:
Глава – канцлер, назначаемый
императором,
задача Госдумы – обсуждение
законопроектов
Министерства
Губернские думы
Четырёхступенчатые
выборы
Окружные думы
Волостные думы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.:

Император
Генерал-прокурор
Председатель
Председатель
Правительствующий
Сенат
Комитет
министров
Государственный
совет
Оберпрокурор
Святейший
Синод
Министры
Министерства
Был создан Государственный совет.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Почему проект Сперанского фактически не был
реализован?
Обратимся к историческому источнику:
С. 21
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре
наступят новые порядки, которые перевернут вверх
дном весь существующий строй. Об этом уже говорили
открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая
опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных,
теряли голову при мысли, что конституция уничтожит
крепостное право и что дворянство должно будет
уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего
сословия было всеобъемлющим».
(Из воспоминаний попечителя Петербургского
учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
Высшие сановники, придворные, дворянство
воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь,
что подобные реформы подорвут основы государства.
Попытки Александра I предоставить гражданские права
крепостным также вызывали негодование крупного
дворянства.
Точку зрения консервативно
настроенных кругов общества
выразил
Николай Михайлович Карамзин
в своей
«Записке о древней и новой России».
Николай Михайлович
Карамзин (1766 – 1826),
историк, писатель

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского
По этим причинам Александр I вынужден был прекратить
осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба
отца.
Император прекрасно понимал, что резкая критика
Сперанского, по существу, направлена в его собственный
адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его
симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел
ввести в России в угоду Наполеону.
Царь более не мог сдерживать волну критики и принял
решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь
сыграло намерение императора объединить общество
накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812
г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в
Пермь.
Как нам следует оценить деятельность Сперанского?

Историк В. А. Томсинов о деятельности
М. М. Сперанского:
«В историю России Сперанский вошёл в качестве
великого неудачника. И в самом деле, ни один из его
реформаторских замыслов не был осуществлён в
сколько-нибудь полной мере – большей части
созданных
им
проектов
государственных
преобразований суждено было остаться на бумаге, их
даже не пытались реализовать на практике. Но можно
ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно
бросил свою душу и талант в пучину политики?»
Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были
реализованы, его реформаторские поиски и планы
составили ту основу, на которой в дальнейшем
вырабатывались проекты преобразований.

Постановка важнейших вопросов:
Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и
России в начале XIX века в социальной, экономической,
политической сфере.
Какие задачи стояли перед Российским государством в начале
XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять
российскому правительству для решения этих задач?
Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России
необходимость проведения в стране реформ?
Почему они могли прийти к такому выводу?

Цели урока: охарактеризовать территорию и население Российской империи, ее экономическое развитие и политическое устройство. Показать отличия в развитии нашей страны с развитием западных стран. Определить роль уральского региона в исторических событиях данного периода.

Оборудование урока.

1. Ноутбуки.

2. Атласы “Россия в начале XIX века”.

3. Карта “Россия в начале XIX века”.

4. Портрет Павла I.

5. Кроссворды “Российская империя в начале XIX века”.

6. Телевизор и видеопроектор.

План урока.

1. Территория и население.

2. Политическое устройство.

3. Сословный строй.

4. Транспорт. Торговля. Промышленность.

Ход урока

На прошлых уроках мы с вами изучали, как развивались различные страны мира в XIX веке. Давайте вспомним, историю каких стран мы изучали? (Учащиеся отвечают)

Мы говорили о том, что в западных странах бурно развивались капиталистические отношения. Давайте вспомним, что такое капитализм? (Учащиеся отвечают)

Молодцы, многое вспомнили. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, я должна вас предупредить о том, что в конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу. Поэтому, слушайте внимательно, запоминайте и записывайте.

Сегодня мы с вами начинаем изучать историю России в XIX веке. Мы узнаем, как развивалась наша страна, какой она была, кто проживал на ее территории, так же хорошо развивались наша экономика, как в западных странах, каких удивительных писателей, поэтов, художников. Ученых родила наша страна в XIX веке. Какие войны вел наш народ, какие реформы происходили. Все это мы будем изучать на протяжении всего второго полугодия. А сегодня мы познакомимся с тем, какую территории занимала Россия, какие народы ее населяли, каково было политическое устройство, хозяйство. Тема нашего урока – “Российская империя на рубеже XYIII – XIX веков”. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

1. В XIX веке наша страна называлась Российская империя. К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. От северного Ледовитого океана до Каспийского моря и среднеазиатских пустынь. Н этом пространстве проживало 40 млн. человек. Давайте проследим и покажем эту территорию в атласах. (Учащиеся по атласу показывают территорию России)

Столицей Российской империи был город Санкт-Петербург. (Показывают в атласах)

Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок жили разные народы, связанные между собой общей исторической судьбой. (Задание учащимся: назвать народы, проживавшие на территории России. Сегодня что-то изменилось?)

В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Значительная группа народов (татары, башкиры, некоторые народы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм. Значительная часть северных и сибирских народов (чукчи, эскимосы, эвенки) сохраняла языческие верования.

2. Сейчас мы поговорим о политическом устройстве Российской империи. Записываем в тетрадях подзаголовок: Политическое устройство. Я вам буду рассказывать, а вы запишите в тетрадях схему политического устройства.

(На доске: Политическое устройство. Учащиеся делают запись в тетрадях).

По своему политическому устройству Российская империя была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. В начале XIX века на троне нашей страны сидел император Павел I. Его портреты есть у каждого из вас на партах.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. От произвола чиновников, от их бюрократии страдали все слои населения, которые полностью были подчинены воле царя и чиновников.

(По ходу рассказа рисуем схему:

император

чиновники

Власть царя никто не ограничивал. Он делал все, что хотел, не спрашивая разрешения. Не было такого закона, которому император обязан был подчиняться.

(Вопрос: вспомните, какое политическое устройство было в западных странах?

Какова была схема власти?)

А я сейчас приглашаю сюда его императорское величество императора Павла I.

(Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением).

Спасибо, Ваше императорское величество. Присаживайтесь. А мы подведем итоги. Итак, закон о престолонаследии. Кому и как передавался трон в Российской империи?

(Учащиеся отвечают).

3. Каков же был сословный строй Российской империи в начале XIX века? Какие же слои населения существовали в нашем обществе и какие ступеньки они занимали? Кто по положению был выше, а кто – ниже? Я вам представляю таблички с названиями сословий. Кто попробует у доски расположить эти таблички в правильном порядке?

(Таблички расположить следующим образом:

Не забудьте записать схему сословного строя в тетради, пока я вам рассказываю о представителях этих сословий.

Главенствующим, самым богатым и образованным сословием было дворянство. Закон закреплял за ними ряд привилегий, важнейшим из которых было право владеть крепостными крестьянами. Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов. Сами дворяне нигде не работали, жили в свое удовольствие, устраивали балы, рауты. Дворянский титул передавался по наследству.

Что же такое духовенство? Это священнослужители. Они стояли на одной социальной лестнице с дворянством, имели столько же прав, сколько и дворяне. Подробнее об этом сословии мы будем говорить на отдельном уроке.

Кто такие купцы? Это торговцы. Они занимались внешней, внутренней, мелкой городской торговлей. Они имели меньше прав, чем дворянство, но имели и ряд привилегий перед мещанами и крестьянами. Например, купцы не платили подати государству.

Мещане – это непривилегированное сословие. В основном, это городское население: ремесленники, наемные работники, мелкие торговцы. Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям.

Самым многочисленным сословием было крестьянство. Оно составляло более 80% всего населения страны. Почти все крестьяне были крепостными, т.е. зависимыми. Помещики могли крестьянина женить по своей воле, продать, подарить, проиграть в карты. Крестьяне платили государству все подати, которые только существовали, из них набирали рекрутов в армию, они подвергались телесным наказаниям. Это было самое бесправное сословие.

Особым сословием было казачество. Казачьи войска создавались для охраны границ государства. Казаки были вольными людьми. Возглавлял казачье войско атаман. Атаманом считался наследник императорского престола. Казаки отличались своеобразным бытом, традициями, языком. Они были гостеприимны, трудолюбивы, набожны, почтительны к старшим. Рассказывают, как одна донская казачка побила за безнравственный поступок своего сына, успевшего дослужиться до генерала. “Помилуйте, матушка! Вспомните, что я генерал!” - вскричал провинившийся. “Не генерала бью, а сына”, - ответила старая казачка.

Таков был сословный строй в Российской империи в начале XIX века.

4. Сейчас мы переходим к следующему пункту плана. Мы с вами поговорим о том, как развивалась торговля, транспорт и промышленность в нашей стране в начале XIX века.

В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Корабли перевозили хлеб, лес, пеньку, железо. В южных губерниях, где не было большого количества рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. Весной и осенью дороги размывало дождями и они становились непроходимыми. Лишь в середине XIX века началось строительство шоссейных дорог. И лишь в 1851 году в России открылось движение на железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Скажите, кто-нибудь из вас знает изобретателя первого в России паровоза? Где он был изобретен?

(Учащиеся отвечают. Запись в тетрадях: виды транспорта: водный, сухопутный)

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Ежегодно на ярмарки стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Здесь продавались и покупались различные товары: скот, шерсть, кожа, меха, ремесленные изделия, зерно, ткани, чай, сахар и многое другое. Ярмарки устраивались обычно 1–2 раза в год. Их было немного. Самыми большими и знаменитыми ярмарками были ярмарки в Нижнем Новгороде, в Ростове Великом, Макарьеве. На Урале тоже была своя ярмарка, находилась она в городе Ирбите.

(Учащиеся ищут в атласах названные города)

(Запись в тетрадях: виды торговли: ярмарки,…)

И все-таки на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.

Кроме ярмарок в городах работали лавки, где можно было купить различные товары ежедневно. Лавки были специализированными. Существовали лавки мясные, мануфактурные, бакалейные и другие. (Продолжение записи: лавки,…)

Была еще одна интересная группа мелких торговцев. Их называли коробейники потому, что они носили на себе огромные короба, в которых находился различный мелкий товар. Это могли быть сувениры, ленты, табакерки, платки и многое другое. Коробейники ходили по улицам и предлагали свой товар всем прохожим. Для того, чтобы вы лучше смогли представить себе этих коробейников. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Гардемарины”. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма)

(Продолжение записи в тетрадях: коробейники)

Промышленность в стране развивалась крайне плохо. Количество заводов и фабрик было незначительным. Попробуйте вспомнить, что такое фабрика, завод?

(Учащиеся отвечают)

В нашей стране в начале XIX века преобладали мануфактуры. Ответьте, что такое мануфактуры? (Учащиеся отвечают)

Итак, мы выяснили, что в России преобладал ручной немеханизированный труд. Паровые машины, способные заменить труд людей, почти не применялись. Почему это происходило? Да потому, что в Российской империи существовало крепостное право. Все крестьяне принадлежали своим помещикам или государству. Свободных рабочих рук не было. И, даже если какой-то предприниматель хотел и мог построить фабрику, поставить туда паровые машины, то работать на этих предприятиях было бы некому. Ведь нанять рабочего не представлялось возможным. Ни один помещик не отпустил бы своего крепостного, чтобы тот нанялся на завод и стал там работать за деньги. Помещику это было совсем не выгодно. А раз не развивалась промышленность, то не строились и города. Россия того времени была деревенской. Городов было очень мало.

Таким образом, делаем вывод: наличие крепостного права в России серьезно тормозило экономическое развитие, а в конечном итоге тормозило и развитие капитализма. Наша страна почти на двести лет отставала от стран Западной Европы и США.

Итак, мы сегодня с вами познакомились с тем, как развивалась наша страна в начале XIX века. Узнали о территории, населении, политическом и сословном строе, развитии торговли, транспорта и промышленности. И теперь пришло время выполнить самостоятельную работу, о которой я вам говорила в начале урока. Желающие могут выполнить работу на компьютерах, остальные я раздам кроссворды, которые нужно будет решить. Все, кто сегодня был внимателен на уроке, легко справиться с работой. На выполнение задания я отвожу 5–6 минут времени. Приступайте.

5. Рефлексия.

1. Что нового сегодня на уроке узнали?

2. Легко или нет воспринимался материал?

3. Было ли интересно?

4. Кто активнее всего работал на уроке? Какую отметку заслуживает?