Профилактика стресса у детей. Нервный стресс

Профилактика стресса у детей. Нервный стресс

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе. Разница только в причинах и проявлениях. Что же делать, если подрастающее поколение страдает от эмоционального дисбаланса?

Ситуаций, которые могут влиять на стабильное психологическое состояние и вызвать стресс у детей - множество . У малышей младшего дошкольного возраста огромным потрясением становится детский сад. По мере взросления появляются новые проблемы: адаптация в первом классе; огромные нагрузки школьного процесса; первая неразделенная любовь; влияние компании ровесников; кризисы подросткового возраста.

Как проявляется детский стресс?

Помимо прочего, огромное количество детей младшего и школьного возраста вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? Как видим, причин для нарушения нормального психологического развития ребенка - огромное количество. На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли - помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками . Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада. Ведь взрослые могут чувствовать и объяснить, что с ними происходит, а вот крошкам трудно понять,что же с ними «не так». Отсюда, как последствие, и возникает нетипичное для них поведение.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

  1. Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки - подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?
  2. Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же ребятенок младшего школьного возраста становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится, когда уходит на занятия в школу или в секцию.
  3. Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.
  4. Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. У малютки может подняться температура, сильно разболеться живот…Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.
  5. Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день - перевозбуждает.
  6. Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики - грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста . Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

  1. Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.
  2. Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме. Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.
  3. Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.
  4. Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Психологи советуют: лучшая профилактика - это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни .

Стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Известно, что дети в возрасте до 6-7 лет являются особо эмоционально чувствительными к любым изменениям, которые происходят вокруг них. Они чутко реагируют на психологический климат в семье; легко перенимают на себя его эмоциональное состояние.

Есть несколько ведущих ситуаций в жизни, которые могут ярко проявляться и накладывать отпечаток на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста:

  • Рождение младших братьев и сестер. В каждой семье, где есть двое и больше детей, могли наблюдать такую картину: с появлением нового члена семьи старший меняется в поведении. Даже, если он сам очень просил и ждал малыша. Оказывается, для того, чтобы с ним играть или полноценно общаться, должны пройти многие месяцы. Старший к этому не готов.

С появлением брата или сестры у крохи часто появляется страх того, что он станет «не нужным» родителям. Младшенький начинает восприниматься им как конкурент за любовь и внимание. Дитя видит, что за братом или сестрой ухаживают: носят на руках, бесконечно моют-кормят-агукают. У него возникает логическая цепочка: для того, чтобы и мне уделяли столько же внимания, нужно стать маленьким. Поэтому начинает наблюдаться регресс в поведении . Также возможен вариант, когда внимание родителей добивается кардинальным методом: кроха начинает болеть. В его подсознании уже закрепилось воспоминание, что когда ему плохо (температура, боль), тогда мама или папа посвящают ему свое время.

  • Начало посещения детского сада или школы. На первый взгляд кажется, что проблем нет: ребенок хотел идти в детский коллектив. Но на проверку оказалось, что там есть свои требования, своя дисциплина, не всегда приятные воспитатели, задиры-ровесники и много новых обязательств (кушать, спать, слушаться, делать уроки). Он оказывается не готов к реалиям. Поэтому, еще задолго до начала посещения детских коллективов, нужно готовить сына или дочку. В большинстве случаев подготовка заключается в том, что взрослые расписывают, как хорошо будет их чаду в саду или школе: новый коллектив, где можно играть; новые права. И это в корне неправильно. Ведь тот же сад, это еще и необходимость кушать не домашнюю привычную пищу; учиться находить общий язык с драчунами; выполнять предписания воспитателей. И мамы рядом не будет. В реальности такое положение оказывается настоящим шоком. И истерики перед дверьми дошкольного учреждения могут вызываться капризами «из ничего». Это влияние эмоционального потрясения.
  • Плохие отношения и развод родителей. Взрослые часто допускают две большие ошибки: стараются сохранять видимость семьи «ради ребенка» или же бездумно рвать отношения, не взирая на младших членов семьи. В первом случае малыш будет чувствовать то напряжение, которое существует в общении между отцом и матерью или вовсе быть зрителем постоянных скандалов. Во втором он становится заложником ситуации, когда его мнения особо не спрашивают. Он вынужденно должен принимать выбор папы и мамы, которых одинаково любит. Еще вчера он с папой регулярно играл в футбол, когда тот возвращался с работы, а уже завтра он общается с ним в разы меньше. Дабы уберечь малыша от потрясений, взрослые должны тщательно обдумывать каждый свой шаг и слово. И не допускать выяснения отношений в присутствии детей. Они не должны становиться заложниками ситуации или объектом манипуляций. Поэтому, если у малютки вдруг поднялась температура, не назначайте сразу активное лечение. Просто задумайтесь: так ли хорошо в семье?

Стрессовые состояния у подростков

Подростки смотрят на мир совсем другими глазами, чем взрослые и малыши . Он воспринимается обостренно. Нервный срыв способна вызвать любая мелочь. Чаще всего это связанно с мощной гормональной перестройкой организма, что не может не влиять и на нервную систему. В этот период бывает очень важно помочь ему справляться с эмоциями. Ведь стресс у детей и подростков имеет свои отличия.

В отличие от младшего возраста, дети старшего школьного периода очень ранимы. У них появляется масса комплексов. Кто-то начинает переживать по поводу физических показателей; кто-то- не удовлетворен отношениями с ровесниками. Расцветают различные фобии. Известен вариант, когда девочки школьного возраста начинают массово переходить на диетическое питание. Причем даже тогда, когда к этому нет никаких предпосылок. Одно неосторожное слово способно породить комплекс выдуманной полноты. Значение имеет буквально любая мелочь. Мальчики очень болезненно воспринимают вопросы лидерства, ведь влияние ровесников велико. Агрессивно реагируют на подколки одноклассников. В связи с этим существует еще одна опасность подросткового возраста: современные школьники отличаются жестоким поведением. Жертвами в таких ситуациях становятся обе стороны: и тот, кто обижает, и сам обиженный. Ведь в первом случае есть те обстоятельства, которые влияют на такое неадекватное поведение, а во втором - рождается огромная обида, вплоть до ощущений собственной неполноценности.

Еще одной самой распространенной причиной эмоциональных потрясений становится первая любовь. Особенно, если объект вожделения не разделяет симпатию. Или же, если после романтических отношений, вдруг решает их разорвать. Для 12-15 летних школьников такие жизненные обстоятельства кажутся «концом света». Папы и мамы же не всегда правильно реагируют на это, отмахиваясь дежурным советом, что «ничего страшного, какие там годы». Но подросток именно в этот момент воспринимает по-другому, расценивает, как предательство сверстников и «лечение мозгов» старшим поколением. Начинаются разочарования, которые могут привести даже к суициду. Ведь нередко можно услышать в новостях о том, что школьник покончил с собой из-за неразделенной любви. Да и родственники, которые категорически запрещают детям встречаться, также могут стать причиной психологического дисбаланса, приводящего к печальным последствием.

На то, что у подростка существуют проблемы, могут указывать такие признаки:

  • замкнутость;
  • рассеянность - погружение в переживания;
  • патологическое стремление изменить свою фигуру;
  • агрессивность;
  • нарушение сна;
  • апатия.

Также возможно психосоматическое проявление физических патологий: та же повышенная температура, блуждающие боли. Профилактика психологически трудных ситуаций - предупреждение физических заболеваний .

Дети школьного подросткового возраста редко идут на контакт. Им кажется, что проще проблемы переживать внутри себя. Они слабо доверяют взрослым. Да и хочется доказать самому себе, что способен решать вопросы самостоятельно и делать правильно. Подростковый период - очень сложный в плане того, что внутри взрослеющего тела остается все еще мозг и психология ребенка. Это взрослые дети, которым очень необходима поддержка и внимание, а не активное влияние на их жизнь.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Нетипичное поведение ребенка младшего или школьного возраста является сигналом о том, что существуют те обстоятельства, которые нарушают его эмоциональное равновесие. И он хочет привлечь к себе внимание. Это всего лишь скрытая просьба о помощи, которую не каждый может понять. Сам приход человека в этот мир уже является для него эмоциональным потрясением. Стоит вспомнить, как ведут себя новорожденные в первые дни: они либо беспробудно спят, либо постоянно кричат. И тот и другой вариант - это индивидуальный способ переживания послеродовой адаптации к внешнему миру. Что делает мама? Она старается неотлучно быть при малютке, чутко реагируя на каждый его писк. Сама природа подсказывает, что нужно маленькому человеку для снятия эмоционального напряжения и устранения раздражающих факторов: ему не требуется лечение, а только лишь правильная помощь взрослого.

Крошка взрослеет . И скоро ему придется пройти через психологическую встряску расставания с мамой: она выходит на работу или малыш отправляется в детский сад. В этот же период могут сложиться обстоятельства, когда родители разводятся или в семье ожидается появление младшего ребенка. Для крошки важно чувствовать, что не смотря ни на что, он продолжает оставаться самым любимым. И что понимание плюс поддержка будет обеспечена ему в любой ситуации.

Важно научить дитя адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам, спокойно реагировать, выстраивая взаимоотношения со сверстниками. Не делать все за него, а быть тем человеком, который позволит ему учиться самостоятельно, но при постоянной поддержке при необходимости. Не забывать о похвале. Постараться организовать режим дня и правильный рацион питания, которого будут тщательно придерживаться. Давать эмоциональную разгрузку при помощи физического активного времяпровождения . И помнить, что если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Каждый день взрослый человек сталкивается с огромным количеством разнообразных ситуаций, которые требуют от нас сосредоточенности, собранности, выдержки и сдержанности. И порой очень сложно не сорваться, не крикнуть, сдержаться и не погрязнуть в стрессе. Но, не всегда это получается. В большинстве случаев получается так, что обстоятельства оказываются выше нас и стресс полностью атакует человеческий организм и человеческую психику. Такие резкие эмоциональные перемены и сбои повергают человека в стрессовую ситуацию.

Негативному воздействию стресса подвержены не только взрослые люди, но также и дети всех возрастов. Причем, ребенок может начать переживать по причине таких факторов, как:

  • Смена места жительства;
  • Нервозная стрессовая обстановка дома (ссоры родителей или же близки);
  • Непонимание, оскорбления в детском саду или школе (низкая способность к адаптации в новом коллективе);
  • Смена окружения;
  • Потеря близких и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях организм ребенка начинает вести активную борьбу со стрессом, что приводит к потере внутренних ресурсов и огромных затрат энергии. Как следствие, после пережитого ребенок начинает болеть.

Причины стрессов у ребенка

Маленькие дети не умеют защищать себя также, как мог бы это сделать взрослый. Не все родители знают и понимают, что самая первая стрессовая ситуация поджидает маленького человека в процессе его появления на свет. В этот период ребенок покидает привычную ему среду, в которой он чувствовал себя в полной безопасности и что он слышит – крики матери, стоны, громкие фразы врачей. Ему больно проходить через родовые пути, больно ощущать перерезание пуповины, затем – попадать в чужие руки врача-педиатра. Все это является первым стрессом в жизни ребенка.

После того, как ребенок появится на этот свет, он вынужден испытать еще один стресс, связанный с постоянным поиском еды и материнского тепла. Ведь до этого ребенку не приходилось беспокоиться о пище, тепле и заботе. Сейчас – ребенок в этом нуждается и если он не получает необходимой порции внимания, то начинает плакать, кричать и звать тех, кто эту заботу ему окажет.

Важно!

Для обеспечения полноценной здоровой мозговой деятельности новорожденного, его необходимо в обязательном порядке покормить. Почему? Потому что его энергетические запасы очень быстро иссякают и истощаются, следовательно – нарушается работы головного мозга. нарушение работы головного мозга является очень опасным фактором для жизнедеятельности ребенка.

Следующей наиболее распространенной причиной стресса у маленьких детей является длительное переохлаждение. Происходит это потому, что маленький ребенок в отличие от взрослого не может полноценно контролировать свою температуру тела. Если взрослому человеку холодно, то он начинает дрожать. Дрожь – это вполне естественное хаотическое сокращение мышц, направленное на повышенную выработку тепла. Маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут дрожать.

Когда ребенок становится старше, он начинает нервничать, эмоционально напрягаться по причине изменений во взаимоотношениях с окружающими. Ребенка уже в 1-1,5 года могут отдать в детский сад, затем – школа, возможно – смена места жительства и т.д. Маленьким детям не так легко воспринимать все эти перемены – все чаще это слезы, нервозность, раздраженность, плач и как результат – стресс. Чтобы сгладить эту ситуацию, родители должны быть постоянно рядом с ребенком, поддерживать его, больше общаться, понимать и принимать все те изменения, которые происходят в его жизни. Огромной ошибкой будет отдать ребенка на воспитание няне или же бабушке.

Чтобы избежать стресса у ребенка в дошкольном возрасте, родители должны быть постоянно рядом – поддерживать, помогать и при необходимости – утешать.

Досуг ребенка как фактор стресса

Удивительно, но досуг ребенка является одним из наиболее важных факторов, который может привести к возникновению стресса или же его полному отсутствию. Почему? Потому что по статистике, на сегодняшний день основной досуг ребенка возраста от 3 месяцев и до 18 лет проводят свое время в интернете. И виной этому, в первую очередь, родители. Как правило, родители уже в младенческом возрасте ребенка включают ему (даже, если ребенок не понимает их содержания) и занимаются своими делами. Ребенок привыкает к тому, что вся его жизнь – это интернет. Соответственно, дальше, в более старшем возрасте, любое навязывание спорта, бальной школы, плавания и хорошей успеваемости в школе воспринимается неадекватно и в стрессовой форме.

Не стоит приучать ребенка к интернету! Ведь не все взрослые могут полноценно фильтровать всю ту информацию, которая имеется на просторах интернета, а это значит, что лучше лишний раз с ребенком выйти на улицу.

Сильнейшему эмоциональному стрессу подвержены дети из неблагополучных семей, приютов, дети алкоголиков и наркоманов. Нередко дома их ожидают – ссоры, скандалы, побои, отсутствие полноценной еды. Такие дети испытывают сильный стресс при общении со сверстниками, во время смены обстановки, места жительства, школы и т.д.

К возникновению стрессовой ситуации приводит и подростковый возраст, и сексуальное развитие в целом. Некоторые подростки, еще фактически находясь в детском возрасте, вступают в половую жизнь, что естественно провоцирует возникновение стресса, а в некоторых случаях – даже шока.

Симптомы стресса у детей

Симптомами стресса у детей являются:

  • Истощение организма;
  • Ощущение постоянной усталости;
  • Капризность, плач, ;
  • Дефицит полезных веществ в организме;
  • Бледность, болезненность кожи, повышенное шелушение, появление сыпи;
  • Выпадение волос, ломкость ногтей;
  • Бессонница;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Обострение уже имеющихся заболеваний.

Лечение стресса у детей начинается прежде всего с консультации психолога и активного общения родителей с детьми.

Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка возникает намного чаще, хотя в большинстве случаев родители и близкие не замечают этого.

Жизнь детей не так стабильна, как жизнь взрослых. У них постоянно меняется род занятий, появляется ответственность и новые обязанности. Стрессу способствуют возрастные изменения в организме и нестабильный гормональный фон в пубертатном периоде. Многие родители невнимательно относятся к своим детям и путают симптомы патологии с банальными детскими капризами. Отсутствие внимания и не вовремя диагностированный стресс могут привести к эмоциональной нестабильности у детей, нервным расстройствам и возможным психическим заболеваниям во взрослой жизни.

Психологи считают, что большинство расстройств во взрослой жизни связано именно с и страхами. Стресс в детстве может привести к множеству проблем: от чувства заниженной самооценки до различных маний и даже шизофрении.

Стадии стресса у детей

Существует несколько стадий стресса у детей:

  1. Стадия тревоги. Дети не сигнализируют ни эмоционально, ни словесно о пережитом стрессе. Они пытаются замкнуться в себе, настороженно относятся к любым событиям и действиям других людей. Физически чувствуют себя нормально.
  2. Стадия сопротивления. Дети могут чувствовать себя уставшими и истощенными. Это связано с перерасходом энергии нервной системой на внутренние переживания.
  3. Стадия истощения. У детей заканчиваются физические и моральные силы переживать стресс. Нервная система теряет контроль над эмоциями, могут возникать вспышки апатии или агрессии, бессонница из-за кошмаров. Подростки становятся скрытными, недоверчивыми, у них может возникать суицидальный синдром.

Вернуться к оглавлению

Причины и симптомы стрессов у детей

В зависимости от возраста детей могут варьироваться причины возникновения патологии. У новорожденных детей и малышей до года к нервному расстройству может привести разлука с матерью, смена формы кормления, болезнь, испуг. При этом малыш очень чувствителен к психологическому состоянию своих родителей. Любая ссора, истерика у родителей может быть воспринята детьми как собственная.

Сильный стресс вызывают в жизни детей переходные периоды, которые происходят в трехлетнем, шестилетнем (семилетнем) возрасте и при вступлении в пубертатный период. Это связано с переменой обстановки, появлением новых обязанностей, гормональными изменениями в организме. Необходимо обеспечить поддержку своему малышу при первых походах в детский сад и школу, при возникновении первых подростковых проблем и переживаний.

Причины возникновения стресса у детей:

  1. Отсутствие внимания со стороны родителей. Если родители не уделяют малышу должного внимания, постоянно отмахиваются от его просьб и вопросов, тот начинает искать причину отсутствия их любви в себе, что вызывает сильнейший стресс.
  2. Частые пристыживания, неудачи и унижения родителями, особенно прилюдно. Подобные методы воспитания приводят к возникновению у детей чувства собственной неполноценности, которое затем проецируется на взрослую жизнь.
  3. Страх и испуг. Для детей существует множество внутренних и внешних страхов, которые могут привести к сильному стрессу. Внешние: нападение человека или животного, страшный фильм или книга, звук и т.д. Внутренние: фантазирование, проблемы в семье, психологическое давление со стороны взрослых.
  4. Изменения во внешней обстановке. Это самая распространенная причина патологии у детей. Расставание с родными и друзьями, переезд, смена детского сада и школы, перемены в расписании дня, окончание или начало учебного года, первая любовь — все эти события в жизни детей являются для них стрессом.
  5. Увлечение компьютерными играми. С развитием технологий данная причина патологии постепенно выходит на первую позицию. Дети могут более реалистично воспринимать игру, чем взрослые. Стресс вызывает неудача в игре, конфликт со взрослыми, недосып и нарушение питания.

Вернуться к оглавлению

Проявление патологии

Проявления стресса у детей:

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Вернуться к оглавлению

Как снимать стресс у детей?

Прежде чем задаваться вопросом, как снять стресс у ребенка, необходимо сперва принять и понять проблему. Некоторые родители предпочитают не замечать проблемы своих детей. Они считают, что детские страхи и стрессы связаны исключительно с их возрастом, мол, вырастет и все пройдет. Но детский стресс может стать причиной многих проблем:

  • заболевания внутренних систем и органов: сахарный диабет, заболевание желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, проблемы с мочеиспусканием и стулом;
  • большинство заболеваний нервной системы;
  • возникновение суицидального синдрома;
  • проблемы с адаптацией и отношениями во взрослой жизни;
  • возникновение страхов и маний.

Большинство психологических проблем взрослой жизни связаны со стрессовыми ситуациями в детстве, поэтому взрослому важно вовремя распознать симптомы стресса и помочь своему ребенку. Не стоит отмахиваться от своего малыша, когда он пробует рассказать матери или отцу о своих проблемах. Часто взрослые не понимают детей, считают их страхи детскими фантазиями.

После пережитого стресса дети могут замыкаться в себе, не доверять взрослым, отказываться говорить о своих проблемах. Ни в коем случае нельзя давить на детей, расспрашивать о чем-то неприятном без необходимости. У маленьких детей со стрессом поможет справиться родительская ласка, рисование (желательно совместно со старшими), придумывание сказки или реальной истории, где главным героем выступал бы малыш, подвижные игры, лепка, физические упражнения с родителями, просьба в помощи по дому.

Отлично психологическое напряжение у детей любого возраста снимает домашнее животное. Маленькие дети при игре с кошкой или собакой расслабляются и отвлекаются от стресса. Поглаживание животного и общение с ним приводит в порядок нервную и сердечно-сосудистую систему. Дети постарше и подростки могут доверять животным свои проблемы и общаться с ними словесно. Если завести животное дома нет возможности, подобное лечение может осуществляться в так называемых контактных зоопарках.

При сильном стрессе, который может быть вызван сильным испугом, переездом, травмой или болезнью, потерей близких и родственников, лечение должно проходить под контролем психолога.

Специалист поможет малышу определиться со своей проблемой. У старших детей диагностика стресса происходит с помощью личного разговора (родители должны отсутствовать), у маленьких детей — с помощью рисунка или составления сказки, в которых дети подсознательно раскрывают свои страхи.

При восстановлении нервной системы после стресса или депрессии не рекомендуется использовать препараты для взрослых, особенно антидепрессанты. Они противопоказаны людям до 18 лет. Справиться со стрессом помогут физические упражнения (лучше всего подходят командные игры и водные виды спорта), совместные с родителями походы в лес, поездки к рекам и озерам, пикники.

Помогает правильный режим дня. Необходимо следить, чтобы дети ложились и вставали в одно и то же время, следили за своим расписанием, грамотно распределяли свое время, не засиживались за компьютером и телевизором. Поможет справиться с переживаниями и правильное питание. Частые стрессовые ситуации может провоцировать дефицит магния. Дети обязательно должны употреблять бананы, рис, гречку и картофель.

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

1. Одиночество.

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

8. Беспокойство.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Необходимая помощь.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Другие публикации по теме данной статьи:

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .