От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание? Доктор богословия

От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание? Доктор богословия
От моряка до доктора богословия, или как найти своё призвание? Доктор богословия

Доктор богословия

Современное использование

Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor.

В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не имеет юридической силы, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» («в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней») такая степень должна присваиваться Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации . Решения диссертационных советов духовных академий, созданных в обход данного Постановления Правительства РФ, также не имеют юридической силы на территории Российской Федерации .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • D.A.F.T. - A Story About Dogs
  • D.P.G. Recordz

Смотреть что такое "Доктор богословия" в других словарях:

    Христиани, доктор богословия - бывший лифляндский генерал суперинтендант, † 2 марта 1886 г., в Риге, 80 лет. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Доктор философии - Оксфордского Университета в полном академическом облачении Доктор философии (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) … Википедия

    Доктор Философии - (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis) Несмотря на название … Википедия

    Доктор физики - Доктор философии (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis)… … Википедия

    Доктор - (лат. doctor, «учитель»): Содержание 1 Медицина 2 Образование 3 География … Википедия

    Доктор (звание) - Доктор (лат. doctor, «учитель») учёная степень. В европейской континентальной академической системе (в таких странах, как Германия, Австрия), многие особенности которой были позаимствованы российской и советской системой послевузовского… … Википедия

    Доктор

    Доктор (ученая степень) - (латин. Doctor, собственно значит учащий, учитель). Первоначально у римлян, а затем и в средние века слово Д. означало вообще преподавателя и в этом смысле было тожественно со словами magister, scholasticus и др. Только с XII в. оно сделалось… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Доктор - – учитель, а впоследствии носитель высшей ученой степени. Впервые обычай усвоять ученым звание доктора возник в XII в. в Болонье на юридич. факул., затем появляются и Д. богословия, получавшие степень от папы или канцлера унив., как… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Преподает

Магистратура:

Экзегетика Священного Писания

Общий педагогический стаж:

Стаж работы по специальности:

Библиография

На русском языке:

  1. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. СПб., 2001. С. 101–117.
  2. Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. № 2 (15). С. 170–183.
  3. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. № 3 (16). С. 229–270.
  4. Учение архимандрита Софрония о старчестве // Начало / Журнал Института богословия и философии. СПб, 2001. № 10. С. 84–112.
  5. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы» // Альфа и Омега 2001. № 2 (28) и 3 (29).
  6. Подвиг Богопознания // Архимандрит Софроний. Подвиг Богопознания. Письма с Афона к Д. Бальфуру. М., 2002. С. 25–38.
  7. Архимандрит Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое / Предисловие. М., 2001. С. 11–15.
  8. Архимандрит Софроний. Письма в Россию / Предисловие. М., 1997. С. 7–16.

На английском языке:

1. I Love Therefore I Am. The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. New York: St Vladimir"s S. Press, 2002.

2. The Theology of Archimandrite Sophrony. D. Phil. Thesis. Oxford, 1999.

3. Monastic life according to Father Sophrony // Sourozh, № 99. London, 2005. C. 29–41.

4. St Silouan the Athonite and Archimandrite Sophrony // Conomos D. and Speake Gr. (eds.). Mount Athos The Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain. Oxford: Peter Lang, 2005. C. 141–162.

На французском языке:

1. L"Archimandrite Sophrony; Esquisse // Buisson Ardent № 10. Pully, 2004. C. 107–126.

J"aime done je suis: Le legs theologique de 1"archimandrite Sophrony. Пер. Michel Quenot. Paris, 2005.

1. Архимандрит Софроний. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2001, С. 50–90.

2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 51–57 // Церковь и время 2000. №4 (13). С. 328–355.

Биография

В 1982 г. окончил 9 классов средней общеобразовательной школы № 116 в Москве и поступил в Московское государственное музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1986 г. получил диплом преподавателя теории музыки.

С 1986 по 1988 г. проходил военную службу в армии.

В 1989 г. совершил паломническую поездку в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Великобритании, основанный архимандритом Софронием Сахаровым, по благословению которого был принят в братию монастыря.

В 1990 г. рукоположен в сан диакона.

С 1990 по 1991г. проходил курсы английского языка в Кольчестере (Colchester Institute, U.K.), по окончании которых получил следующие сертификаты: Первый Кембриджский Сертификат (Cambridge First Certificate) и Кембриджский Сертификат Квалифицированного владения языком (Cambridge Proficiency).

В 1992 г. поступил в Оксфордский Университет (Великобритания) на богословский факультет в колледж «Пемброук» (Pembroke Colledge, Oxford).

1996 г. окончил с отличием полный курс бакалавра (ВА Honours in Theology), продолжил образование в Оксфордском университете и в 1997 получил звание магистра (MA Honours).

В 1999 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Богословие архимандрита Софрония», получив звание «Доктор богословия» (PHD in Theology).

В 2001 г. проходил обучение греческому языку в Афинском лингвистическом центре и в 2002 г. в Аристотелевском университете (Салоники, Греция).

В 2001 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в сан священника.

Принимал участие и выступал с докладами в различных богословских конференциях: в Международном конгрессе по Свт. Григорию Паламе (Афины, 1998) и др.

С 2004 г. преподает в Кембриджском Православном Институте, читая курсы лекций по русской религиозной мысли XIX–XX веков и по Новому Завету.

С 2006 г. зачислен в коллегию Эссекского Университета (Великобритания) накафедру «Психоаналитики».

С 2006 г. преподает Экзегетику Священного Писания на Кафедре библеистики в МДА.

До начала XIX года стройной общей системы аттестации в православных духовных учебных заведениях Русской Церкви не было и ученые степени присуждались в каждой школе в соответствии со своим уставом. Первая попытка согласования уставов духовных академий с общегосударственными нормами присвоения ученых степеней произошла в года. В результате священнослужителям по единым правилам стали присуждать ученые степени "кандидат богословия ", "магистр богословия " и "доктор богословия ". Первые две из них присваивались выпускникам духовных академий по результатам учебы и полученным знаниям. Степень доктора богословия могла быть присуждена только на основании защиты диссертации.

В году был принят новый устав духовных академий, а с ним и новый порядок присвоения степеней. Степень кандидата богословия стала присваиваться студентам, окончившим три, а магистерская – четыре курса обучения. Эти степени обозначили лишь разные классы академических дипломов.

С года наиболее успешно окончившим духовные академии присваивались степени, а остальным - звания "действительный студент ", что было идентично университетским дипломам. Магистерская степень в этом случае была свидетельством получения высшего богословского образования. С года по результатам защиты диссертаций присуждались степени: "доктор богословия ", "доктор церковной истории " и "доктор канонического права ", хотя были и исключения.

В англоязычном мире

В ряде православных учебных заведений возникших в англо язычном мире вошла в употребление общепринятая местная система религиозных учебных степеней. Обыкновенно в ходу трехступенчатая система - "бакалавр ", "магистр " и "доктор ", с присовокуплением сферы специализации. Так, на год одна из наиболее значительных православных высших духовных школ англоязычного мира - Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде , штат Нью-Йорк - предлагала три магистрские и одну докторскую программы с четырьмя специализациями: богословие (Theology), пастырство (Divinity), искусство (Arts) и служение (Ministry)

Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК.

Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.

Иностранка

– Что происходит с теологией в Европе?

– Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень.

Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука.

– А как в России?

– В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук.

Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

– Что такое теология?

– Современная теология – это крупное образовательное направление, или, говоря в терминологии ВАКа, укрупнённая научная специальность: комплекс специальностей и наук. В неё входят такие науки, как история вероучений, библеистика, историческая литургика, история Церкви, церковная археология, церковное искусство, патрология (наука о христианской письменности – богатейшей области древней письменности), ряд психологических дисциплин, христианская этика, христианская философия, церковное право, каноника. Все эти дисциплины представлены в западном образовании и являются неотъемлемой частью европейской гуманитарной культуры.

– Православный Свято-Тихоновский университет возник в каком-то смысле стихийно.

Когда в конце 80-х годов прошлого столетия появилась возможность открыто говорить о христианстве, к нам обратились с просьбой читать лекции о православии. В течение нескольких лет мы проводили лектории: сначала по 4 лекции, потом годовые.

И наши слушатели спросили, не можем ли мы устроить что-то более серьёзное и систематическое?

– То есть это был запрос «снизу»?

– Да, и мы решили организовать курсы (в 1991 году), а затем студенты и преподаватели сказали: давайте сделаем институт. Курсы, по благословению Патриарха Алексия II были преобразованы в Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Потом мы узнали, что в государственном перечне образовательных направлений, оказывается, уже имеется бакалавриат то теологии. Туда теологию внесли без наших хлопот, без каких-либо усилий со стороны Церкви. Инициатива эта принадлежала, как это ни парадоксально, бывшим научным атеистам.

– В чем была их мотивация?

– После перестройки они остались без работы, и в стремлении обеспечить себя трудовой деятельностью они ввели в перечень образовательных направлений религиоведение и теологию. Стандарт по теологии отличался от стандарта по религиоведению буквально двумя фразами. И оба стандарта были атеистическими.

– Подождите, атеистический стандарт по теологии?

– Это парадокс, но факт. Тем не менее, это дало нам возможность получить лицензию. Через несколько лет стали вводить образовательные стандарты второго поколения, и тут мы взбунтовались и сказали, что не может существовать теология, преподаваемая по атеистическому стандарту. Нужен конфессиональный стандарт. Оказалось, что это непонятно и трудно для нашего Министерства образования.

– Как это, конфессиональный стандарт? Ну, введите, мы не умеем. Только вы помните, что у нас страна поликонфессиональная, значит, стандарт должен быть и для православных, и для мусульман, буддистов и иудеев. Одна теология для всех должна быть, мы не можем водить 20 разных теологий.

А мы понимаем, что не может быть одного стандарта для христиан, мусульман и буддистов. Что же делать? И тут нас озарила счастливая идея. Мы предложили ввести поликонфессиональный стандарт.

Это стандарт похож на куст. У него одно основание, один корень, в который входят общие дисциплины вроде истории России, английского языка, истории культуры, ОБЖ и т.д. Затем эти стандарты разветвляются по конфессиям. Каждая религия выбирает себе свою ветвь из пучка стандартов.

Министерство согласилось на такой подход, и мы его осуществили. Причем, мы сделали шаблоны для всех религий, так что они все нам были очень благодарны.

Такой стандарт и был утвержден министерством и стал государственным. В нашей стране появилось государственное религиозное образование. Легитимное религиозное образование. Это настоящее преодоление декрета Ленина об отделении Церкви от школы и Церкви от государства!

Осознавать это стали позже.

– А на тот момент было ли сопротивление сверху?

– И очень большое – нужно было преодолеть множество препятствий. Менталитет русского человека ещё совершенно не свободен от последствий советского периода. Приходится убеждать людей в самых элементарных вещах.

Теперь мы выдаем нашим выпускникам дипломы государственного образца. В 2008 году был принят Закон об аккредитации духовных школ, и наш стандарт пригодился теперь для всех Духовных Семинарий и Академий Русской Православной Церкви. Наш университет оказался ледоколом. Теперь уже никто не спорит про государственный стандарт по теологии.

Так, несомненно, будет и тогда, когда теологию внесут в Перечень научных специальностей. Все сразу, как по команде, забудут, что теология якобы не наука.

И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

- Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

- Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

- Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

- Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

- Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

- В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

- Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

- Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

- Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

- Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

- Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

- Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

Как найти своё призвание

1. Прислушиваться к себе.

Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

3. Необходимо прислушиваться к Богу.

Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

Беседовал Олег БОКОВ
adventist.ru
Печатается с сокращениями