Основные причины тридцатилетней войны 1618 1648. Тридцатилетняя война. Ход Тридцатилетней войны. Кратко

Основные причины тридцатилетней войны 1618 1648. Тридцатилетняя война. Ход Тридцатилетней войны. Кратко
Основные причины тридцатилетней войны 1618 1648. Тридцатилетняя война. Ход Тридцатилетней войны. Кратко

причины тридцатилетней войны 1618-1648

  1. Религиозные причины. Несомненно, что начало 30-летней войны тесно связано с религией. Взаимоотношения католиков и протестантов в Священной римской империи сильно изменились в связи с приходом к власти Фердинанда. Фердинанд Штирийский, утвержденный в качестве наследника чешского престола 9 июня 1617 года, взял власть в свои руки с помощью испанцев. Наряду с этим, он был известен как наследник главы Священной римской империи. Протестантов тревожило то, что Фердинанд вел политику, преследовавшую интересы немцев и католиков. Он всецело был обращен к католической вере и совсем не считался с интересами протестантов. Фердинанд оказывал различные привилегии католикам, всячески ограничивая права протестантов. Посредством таких поступков он настроил народ против себя, к тому же он установил усиленный религиозный контроль. Политические причины. Наряду с недовольством простых жителей-протестантов в это же время начинаются действия против Фердинанда представителей правящих кругов. В связи с приходом к власти Фердинанда были лишены своей должности несколько политических личностей, среди которых был Генрих Матвей Турн, организовавший протест простых людей против деяний Фердинанда. Одним из личностей, способствовавшему восстанию протестантов против власти, был Фридрих V, в то время он исполнял должность курфюрста во владении Пфальц. К началу войны протестанты провозгласили между собой Фридриха V царем. Все эти действия протестантов только усиливали и без того обостренную ситуацию. Такие политические шаги явились еще одной причиной войны. 30-летняя война, начавшаяся на земле Чехии, в течение трех лет ознаменовалась победой. Однако военные действия не ограничились этим, они продолжались в датский, шведский и франко-шведский периоды. Война, начавшаяся вследствие религиозных причин, стала приобретать с течением времени чисто политический характер. Дания и Швеция, которые должны были защищать интересы протестантов, посредством войны преследовали цель исправить свое социально-экономическое положение и укрепить свой политический авторитет. Наряду с этим, одержав победу над Габсбургами, они нацеливались обрести крупную политическую мощь в Центральной Европе. Экономические причины. Династия Габсбургов, не считавшаяся с интересами протестантов, были главой Священной римской империи, а империя, расположенная в Центральной Европе, обладала несколькими стратегически значимыми территориями. Северные области расположены близко к Балтийскому побережью. В случае если династия Габсбургов стала предводителем Европы, то обязательно вели бы борьбу за владения на Балтийском побережье. Поэтому Дания и Швеция воспрепятствовали такой империальной политике, так как ставили выше всего интересы на Балтийском побережье. Посредством победы над династией Габсбургов они нацеливались ввести в свой состав территории империи Европейских государств, расположенных близ Балтийского моря. Конечно, такое действие было обусловлено их экономическими интересами. Наряду с этим, природные и другие богатства государства порождали огромный интерес зарубежных стран, более того, с простого воина до имеющего чин полководца, искали выгоду с этой войны. Это основные причины 30-летней войны, охвативший промежуток с 1618 по 1648 гг. Из приведенных сведений можно сделать наблюдения о том, что 30-летняя война началась в результате религиозных обострений. Однако на протяжении самой войны религиозная проблема приобрела дополнительный характер, главная цель которой заключалась в преследовании государственных интересов. Отстаивание прав протестантов было лишь основным поводом начала 30-летней войны.
    5 Нравится Пожаловаться
    никита суровяткин Ученик (166) 6 месяцев назад
    Тридцатилетняя война военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затр
  2. Причины тридцатилетней войны:
    Религиозные противоречия снова обострились
    Германия снова раскололась на две враждебные группировки- католическую лигу и Евангелическую унию
    Фердинанд второй захотел покончить в протесьантской ересью
    Также он стремился уточнить господство Габсбургов в Европе
  3. Тридцатилетняя война военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил вестфальскую систему международных отношений.

    Война началась после Пражской дефенестрации 23 мая 1618 года, которая ознаменовала собой начало восстания чешских сословий, направленного против попыток рекатолизации со стороны принадлежавшего к дому Габсбургов чешского короля. Последовавшие боевые действия делятся на четыре крупных периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. Две попытки прекращения конфликта Любекский мир (1629) и Пражский мир (1635) окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. Это удалось только всеевропейскому Вестфальскому мирному конгрессу (16411648). Вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый баланс сил между императором Священной Римской империи и имперскими сословиями и определил конституционные рамки, действовавшие в империи до е распада в 1806 году. Республика Соединнных провинций и Швейцарский союз стали независимыми государствами и вышли из состава империи.

    Боевые действия Тридцатилетней войны происходили в Центральной Европе, в основном на территории современной Германии. Как сами боевые действия, так и вызванные ими голод и эпидемии опустошили целые регионы. В Южной Германии войну пережила лишь треть населения. Многим областям потребовалось больше века, чтобы восстановиться от последствий вызванного войной экономического и социального упадка.

  4. Тридцатилетняя война военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил вестфальскую систему международных отношений.

    Война началась после Пражской дефенестрации 23 мая 1618 года, которая ознаменовала собой начало восстания чешских сословий, направленного против попыток рекатолизации со стороны принадлежавшего к дому Габсбургов чешского короля. Последовавшие боевые действия делятся на четыре крупных периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. Две попытки прекращения конфликта Любекский мир (1629) и Пражский мир (1635) окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. Это удалось только всеевропейскому Вестфальскому мирному конгрессу (16411648). Вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый баланс сил между императором Священной Римской империи и имперскими сословиями и определил конституционные рамки, действовавшие в империи до е распада в 1806 году. Республика Соединнных провинций и Швейцарский союз стали независимыми государствами и вышли из состава империи.

    Боевые действия Тридцатилетней войны происходили в Центральной Европе, в основном на территории современной Германии. Как сами боевые действия, так и вызванные ими голод и эпидемии опустошили целые регионы. В Южной Германии войну пережила лишь треть населения. Многим областям потребовалось больше века, чтобы восстановиться от последствий вызванного войной экономического и социального упадка.

  5. Религиозные причины. Несомненно, что начало 30-летней войны тесно связано с религией. Взаимоотношения католиков и протестантов в Священной римской империи сильно изменились в связи с приходом к власти Фердинанда. Фердинанд Штирийский, утвержденный в качестве наследника чешского престола 9 июня 1617 года, взял власть в свои руки с помощью испанцев. Наряду с этим, он был известен как наследник главы Священной римской империи. Протестантов тревожило то, что Фердинанд вел политику, преследовавшую интересы немцев и католиков. Он всецело был обращен к католической вере и совсем не считался с интересами протестантов. Фердинанд оказывал различные привилегии католикам, всячески ограничивая права протестантов. Посредством таких поступков он настроил народ против себя, к тому же он установил усиленный религиозный контроль. Политические причины. Наряду с недовольством простых жителей-протестантов в это же время начинаются действия против Фердинанда представителей правящих кругов. В связи с приходом к власти Фердинанда были лишены своей должности несколько политических личностей, среди которых был Генрих Матвей Турн, организовавший протест простых людей против деяний Фердинанда. Одним из личностей, способствовавшему восстанию протестантов против власти, был Фридрих V, в то время он исполнял должность курфюрста во владении Пфальц. К началу войны протестанты провозгласили между собой Фридриха V царем. Все эти действия протестантов только усиливали и без того обостренную ситуацию. Такие политические шаги явились еще одной причиной войны. 30-летняя война, начавшаяся на земле Чехии, в течение трех лет ознаменовалась победой. Однако военные действия не ограничились этим, они продолжались в датский, шведский и франко-шведский периоды. Война, начавшаяся вследствие религиозных причин, стала приобретать с течением времени чисто политический характер. Дания и Швеция, которые должны были защищать интересы протестантов, посредством войны преследовали цель исправить свое социально-экономическое положение и укрепить свой политический авторитет. Наряду с этим, одержав победу над Габсбургами, они нацеливались обрести крупную политическую мощь в Центральной Европе. Экономические причины. Династия Габсбургов, не считавшаяся с интересами протестантов, были главой Священной римской империи, а империя, расположенная в Центральной Европе, обладала несколькими стратегически значимыми территориями. Северные области расположены близко к Балтийскому побережью. В случае если династия Габсбургов стала предводителем Европы, то обязательно вели бы борьбу за владения на Балтийском побережье. Поэтому Дания и Швеция воспрепятствовали такой империальной политике, так как ставили выше всего интересы на Балтийском побережье. Посредством победы над династией Габсбургов они нацеливались ввести в свой состав территории империи Европейских государств, расположенных близ Балтийского моря. Конечно, такое действие было обусловлено их экономическими интересами. Наряду с этим, природные и другие богатства государства порождали огромный интерес зарубежных стран, более того, с простого воина до имеющего чин полководца, искали выгоду с этой войны. Это основные причины 30-летней войны, охвативший промежуток с 1618 по 1648 гг. Из приведенных сведений можно сделать наблюдения о том, что 30-летняя война началась в результате религиозных обострений. Однако на протяжении самой войны религиозная проблема приобрела дополнительный характер, главная цель которой заключалась в преследовании государственных интересов. Отстаивание прав протестантов было лишь основным поводом начала 30-летней войны.
  6. 30-летняя война началась в результате религиозных обострений. Однако на протяжении самой войны религиозная проблема приобрела дополнительный характер, главная цель которой заключалась в преследовании государственных интересов. Отстаивание прав протестантов было лишь основным поводом начала 30-летней войны. На наш взгляд, затянувшаяся на долгие 30 лет война, была результатом глубокого политико-экономического кризиса. Война завершилась 24 октября 1648 года с принятием мирного соглашения в городах Мюнстер и Оснабрюк. Это соглашение вошло в историю под названием Вестфальский мир

Тридцатилетняя война - это первый военный конфликт, который охватил всю Европу. В ней принимали участие две крупные группировки: Габсбургский блок (австро-германские и испанские Габсбурги, католические княжества Германии, Польша) и антигабсбургская коалиция (Дания, Швеция, Франция, протестантские княжества Германии, Англия, Голландия, Россия). Развертыванию этого конфликта способствовали как религиозные, так и политические причины.

Религиозные причины

«Война вер» - это второе название масштабного военного конфликта, который длился с 1618 по 1648 год. Действительно, Тридцатилетняя война стала самым страшным периодом противостояния католиков и протестантов в 17 веке. Многие люди взялись за оружие, чтобы установить господство «правой веры». О религиозном характере войны свидетельствуют и названия противоборствующих союзов. В частности, протестанты создали Евангелическую унию (1608), а католики - Католическую лигу (1609).

Накал взаимоотношений протестантов и католиков произошел, когда в 1617 году королем Чехии был провозглашен Фердинанд Штирийский, который одновременно являлся наследником всей Священной Он был католиком и не собирался считаться с интересами протестантов. Это четко проявлялось в его политике. Так, католикам он давал различные привилегии, а права протестантов всячески ограничивал. Основные государственные должности занимали католики, а протестанты, наоборот, преследовались. Был наложен запрет на выполнение протестантских Вследствие насилия часть протестантов перешла к католикам. Религиозные столкновения снова стали обычным явлением.

Все перечисленное привело восстанию пражских протестантов 23 мая 1618 года. Тогда произошла «Вторая пражская дефенестрация»: восставшие протестанты выбросили из окон одной из крепостей Праги габсбургских чиновников. Последние остались живы только благодаря тому, что упали в навоз. Позднее объясняла их спасение помощью ангелов. После описанных событий католическая армия двинулась на восставших. Так и началась Тридцатилетняя война.

Политические причины

Но причины Тридцатилетней войны связаны не только с религией. Политический характер конфликта четко проявился в последующие периоды войны (шведский, датский и франко-шведский). В его основе была борьба с гегемонией Габсбургов. Так, Дания и Швеция, защищавшие интересы протестантов, хотели обрести в Центральной Европе. Кроме того, эти страны питались избавиться от конкурентов на

Тридцатилетняя война способствовала раздроблению империи Габсбургов, поэтому даже католическая Франция перешла на сторону протестантов. Последняя боялась чрезмерного усиления империи, а также имела территориальные претензии в Южных Нидерландах, Эльзасе, Лотарингии и Северной Италии. Англия же боролась с Габсбургами на море. Тридцатилетняя война, причины которой крылись в религии, быстро превратилась в один из самых масштабных европейских политических конфликтов.



Тридцатилетняя война в Германии, начавшаяся в Богемии и продлившаяся в Европе целое поколение, имела одну специфическую черту по сравнению с другими войнами. «Первой скрипкой» в этой войне (спустя пару лет после ее начала) были не немцы, хотя и они, конечно, принимали в ней участие. Самые густонаселенные провинции Римской империи стали полем боя для армий Испании, Дании, Швеции и Франции. Как и по какой причине немцам довелось пережить это?
1618 год — наследником трона Габсбургов был Фердинанд Штирийский (1578-1637). Фердинанд был убежденный католик, воспитанный иезуитами. Он был настроен крайне радикально по отношению к протестантам среди своих слуг. Фактически этот человек мог бы стать таким могущественным императором Римской империи, какого не было со времен Карла V. Однако протестантские правители к этому не стремились.
Он даже смог бы превзойти великого Карла как император. В австрийских и богемских землях, которые управлялись напрямую Габсбургами, у Фердинанда была реальная власть. Как только он стал королем Богемии в 1617 году, он отменил условия религиозной терпимости и толерантности, которые даровал протестантам его кузен Рудольф II в 1609 году. Жители Богемии были в том же положении, что и голландцы в 1560-х гг., — чуждые своему королю по языку, обычаям и религии.
Как и в Нидерландах, в Богемии вспыхнуло восстание. 1617 год, 23 мая — сотни вооруженных представителей знати Богемии буквально загнали в угол двух самых ненавистных им католических советников Фердинанда в одной из комнат замка Градшин в Праге и сбросили их из окна вниз с более чем 50-ти метровой высоты. Жертвы выжили: возможно (по католической точке зрения), их спасли ангелы или (как считали протестанты) они попросту упали на солому. В результате произошедшего восставшие предстали перед судом. Они объявили своей целью сохранение бывших привилегий Богемии и спасение Фердинанда от иезуитов. Но они в действительности нарушили законы Габсбургов.
Кризис быстрыми темпами распространялся из Богемии к краям империи. Пожилой император Маттиас, умерший в 1619 году, дал немецким правителям-протестантам шанс присоединиться к восстанию против власти Габсбургов. Семь выборщиков имели эксклюзивное право выбрать наследника Маттиаса: три католических архиепископа — Майнца, Трира и Кельна, три протестантских правителя — Саксонии, Бранденбурга и Пфальца — и король Богемии.
Если бы протестанты лишили Фердинанда права на голосование, они могли бы отменить его кандидатуру как императора Римской империи. Но лишь Фредерик V из Пфальца (1596-1632) выразил свое желание на это, но был вынужден уступить. 1619 год, 28 августа — во Франкфурте все голоса, кроме одного, были отданы за императора Фердинанда II. Через несколько часов после выборов Фердинанд узнал, что в результате бунта в Праге его низвергли с трона, а на его место стал Фредерик из Пфальца!
Фредерик получил корону Богемии. Война была теперь неминуемой. Император Фердинанд готовился сокрушить восставших и покарать германского выскочку, который осмелился претендовать на земли Габсбургов.
Восстание в Богемии поначалу было очень слабое. У восставших не было героя-лидера, такого как Джон Хасс (ок. 1369-1415), который возглавил восстание в Богемии двумя столетиями раньше. Члены знати Богемии не доверяли друг другу. Правительство Богемии колебалось в принятии решения о введении специального налога или создании армии.
Не имея своего кандидата, чтобы заменить Фердинанда, восставшие обратились к немецкому выборщику из Пфальца. Но Фредерик был не лучший выбор. Неискушенный молодой человек 23-х лет, он не имел ни малейшего представления о той религии, которую собирался защищать, а также не мог собрать достаточно денег и людей. Чтобы разгромить Габсбургов, жители Богемии обратились к другим князьям, которые могли бы помочь Фредерику. Однако только немногие пошли им навстречу, друзья Фредерика, к примеру его отчим, король Англии Яков I, также остались нейтральными.
Основная надежда восставших основывалась на слабости Фердинанда II. У императора не было своей армии, и маловероятно, что он мог бы ее создать. Австрийские земли Габсбургов и в большинстве своем знать и горожане поддерживали восставших. Но Фердинанд был в состоянии купить войско у трех союзников. Максимилиан (1573-1651), герцог Баварии и самый влиятельный из католических правителей, прислал свою армию в Богемию в ответ на обещание, что император дарует ему выборное право Фредерика и часть земель Пфальца.
Король Испании Филипп III тоже отправил армию в помощь кузену в обмен на земли Пфальца. Более удивительно то, что лютеранский курфюрст Саксонии также помог завоевать Богемию, его целью была габсбургская Лужица. Итогом этих приготовлений стала молниеносная военная кампания (1620-1622), в ходе которой восставшие были повержены.
Армия Баварии легко смогла победить Богемию в битве у Белой горы в 1620 году. От Альп до Одера восставшие капитулировали и сдались на милость Фердинанда. Баварская и испанская армии далее завоевали Пфальц. Глупый Фредерик был прозван «королем одной зимы»: к 1622 году он потерял не только корону Богемии, но и все свои германские земли.
Эта война не закончилась в 1622 году, потому как не все вопросы удалось решить. Одной из причин продолжения конфликта было появление свободных армий, управляемых ландскнехтами. Среди их предводителей Эрнст фон Мансфельд (1580-1626) был самым запоминающимся. С рождения будучи католиком, Мансфельд сражался против Испании еще до обращения в кальвинизм, и, отдав свою армию Фредерику и Богемии, он позднее часто переходил от одной стороны к другой.
После того как Мансфельд полностью снабдил свою армию всем необходимым, грабя территории, по которым проходил, он решил перебраться на новые земли. После поражения Фредерика в 1622 году Мансфельд направил свою армию в Северо-Западную Германию, где встретился с войсками Максимилиана Баварского. Его солдаты не подчинялись капитану и безжалостно грабили население Германии. Максимилиан извлек выгоду из войны: он получил значительную часть земель Фредерика и его место в электорате; к тому же он получил неплохую денежную сумму от императора.

Так что Максимилиан не слишком стремился к миру. Некоторые протестантские правители, сохранявшие нейтралитет в 1618-1619 гг., теперь начали вторжение в имперские границы. В 1625 году король Дании Кристиан IV, чьи земли Хольстена входили в империю, вступил в войну как защитник протестантов в Северной Германии. Кристиан страстно желал предотвратить католический захват империи, но он также надеялся получить свою выгоду, как и Максимилиан. У него была неплохая армия, но он не мог найти себе союзников. Протестантские правители Саксонии и Бранденбурга не хотели войны, и они решили примкнуть к протестантам. В 1626 году войска Максимилиана разбили Кристиана и отбросили его армию обратно в Данию.
Итак, император Фердинанд II больше всех выиграл от войны. Капитуляция восставших в Богемии дала ему шанс задавить протестантизм и перестроить схему управления страной. Получив титул курфюрста Пфальца, Фердинанд обрел реальную власть. К 1626 году он сделал то, что оказалось недостижимым в 1618 году, — создал суверенное католическое государство Габсбургов.
В целом военные цели Фердинанда не совпадали полностью с чаяниями его союзника Максимилиана. Императору необходим был более гибкий инструмент, чем баварская армия, хотя он был должником Максимилиана и не мог самостоятельно содержать армию. Эта ситуация объяснила его удивительную расположенность к Альбрехту фон Валленштейну (1583-1634). Богемский протестант с рождения, Валленштейн присоединился к Габсбургам во время революции в Богемии и смог удержаться на плаву.
Из всех кто принимал участие в Тридцатилетней войны Валленштейн был самым загадочным. Высокая, угрожающая фигура, он олицетворял собой все самые неприятные человеческие черты, которые только возможно себе представить. Он был жадным, злым, мелочным и суеверным. Добиваясь высшего признания, Валленштейн не ставил предела своим амбициям. Недруги его боялись и не доверяли ему; для современных ученых сложно представить, кем же был в действительности этот человек.
1625 год — он присоединился к императорской армии. Валленштейн быстро сошелся с баварским генералом, но все таки он предпочитал вести кампанию самостоятельно. Он выгнал Мансфельда за пределы империи и захватил большую часть Дании и германского балтийского побережья. К 1628 году он командовал уже 125 000 солдат. Император сделал его герцогом Мекленбургским, даровав ему одну из новых завоеванных балтийских земель. Правители, сохранявшие нейтралитет, к примеру курфюрст Бранденбурга, были слишком слабы, чтобы остановить Валленштейна от захвата их территорий. Даже Максимилиан молил Фердинанда защитить его владения.
1629 год — император почувствовал, что настало время подписать свой Реституционный эдикт, может быть самое полное выражение автократической власти. Эдикт Фердинанда объявлял кальвинизм вне закона на территории Священной Римской империи и принуждал приверженцев лютеранства вернуть все церковное имущество, которое они конфисковали с 1552 г. 16 епископств, 28 городов и около 150 монастырей на территории Центральной и Серверной Германии были обращены в римскую религию.
Фердинанд действовал самостоятельно, без обращения к имперскому парламенту. Католические князья были так же запуганы эдиктом, как и протестантские, потому как император попирал и их конституционные свободы и устанавливал свою неограниченную власть. Солдаты Валленштейна в скором времени захватили Магдебург, Хальберштадт, Бремен и Аугсбург, которые в течении многих лет считались истинно протестантскими, и силой утвердил там католицизм. Казалось, не было никакого препятствия тому, чтобы при помощи армии Валленштейна Фердинанд отменил полностью Аугсбургскую формулу 1555 года и установил на своей территории империи католицизм.
Переломный момент настал в 1630 году, когда Густав-Адольф пришел со своей армией в Германию. Он объявил, что пришел защитить немецкий протестантизм и свободу народа от Фердинанда, но в действительности, как многие, старался извлечь из этого максимальный доход. Шведский король столкнулся с теми же преградами, что и предыдущий лидер протестантского движения, король Дании Кристиан: он был чужаком без немецкой поддержки.
К счастью для Густава-Адольфа, Фердинанд сыграл ему на руку. Чувствуя себя защищенным и имея власть над Германией, Фердинанд созвал парламент в 1630 году, чтобы объявить своего сына преемником на троне и помочь испанским Габсбургам выступить против Голландии и Франции. Планы императора были амбициозными, и он недооценил враждебность германских князей. Князья отказались от обоих его предложений даже после того, как он постарался угодить им.
Сняв Валленштейна с должности главнокомандующего армией, Фердинанд делал все возможное, чтобы укрепить свою власть. Густав-Адольф, однако, имел еще один козырь. Французский парламент, возглавляемый кардиналом Ришелье, согласился спонсировать его вмешательство в дела Германии. По сути, у кардинала Франции не было резона помогать Густаву-Адольфу. И все же он согласился выплачивать Швеции миллион лир в год, чтобы содержать 36-ти тысячную армию в Германии, потому как хотел сокрушить Габсбургов, парализовать империю и озвучить французские претензии на территорию вдоль Рейна. Все, что надо было Густаву-Адольфу, — это поддержка со стороны немцев, которая позволила бы ему стать почти национальным героем. Это было нелегким делом, но в результате он уговорил курфюрстов Бранденбурга и Саксонии присоединиться к Швеции. Теперь он мог действовать.
1631 год — Густав-Адольф разбил имперскую армию при Брейтенфельде. Это была одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны, поскольку она уничтожила достижения католиков 1618-1629 гг. В течении следующего года Густав-Адольф систематически занимал ранее нетронутые католические регионы в Центральной Германии. Кампания в Баварии была продумана особо тщательно. Король Швеции готовился обезглавить Австрию Габсбургов и действовал все активней, стремясь занять место Фердинанда на троне Священной империи.

Вмешательство Густава-Адольфа было мощным, потому как он сохранил протестантизм в Германии и сломил имперский стержень Габсбургов, но его личные победы были не столь яркими. 1632 год — Валленштейн вернулся из своей отставки. Император Фердинанд уже обращался к генералу с просьбой снова принять на себя командование императорскими войсками, и Валленштейн в конце концов дал свое согласие.
Его армия более чем когда-то стала его личным инструментом. Темным, туманным ноябрьским днем в 1632 года двое главнокомандующих встретились под Лютценом в Саксонии. Армии столкнулись в яростной битве. Густав-Адольф пустил свою лошадь в галоп в тумане, будучи во главе кавалерии. И в скором времени его лошадь возвратилась обратно раненая и без всадника. Шведские войска, решив, что они потеряли своего короля, погнали войско Валленштейна прочь с поля битвы. В темноте они в конце концов нашли тело Густава-Адольфа на земле, буквально усеянное пулями. «О, — воскликнул один из его солдат, — если бы Бог подарил мне еще раз такого командира, чтобы вновь выиграть эту славную битву! Этот спор стар как мир!»
Старые разногласия в действительности к 1632 году привели к безвыходному положению. Ни одна армия не была достаточно сильной, чтобы победить, и слабой настолько, чтобы сдаться. Валленштейн, который как и прежде был самой устрашающей фигурой в Германии, получил шанс решить все вопросы мирным путем компромиссов. Не обремененный страстными религиозными убеждениями или лояльностью по отношению к династии Габсбургов, он был готов пойти на сделку с каждым, кто заплатит за его услуги.
1633 год — он мало служил императору, периодически обращаясь к врагам Фердинанда: немецким протестантам, восставшим в Богемии, шведам и французам. Но теперь Валленштейн был слишком слаб для решительной и опасной игры. 1634 год, февраль — Фердинанд снял его с поста главнокомандующего и отдал приказ новому генералу схватить Валленштейна живым или мертвым. Зиму Валленштейн провел в Пилзнере, в Богемии. Он надеялся, что его солдаты пойдут за ним, а не за императором, но они предали его. В скором времени после его бегства из Богемии Валленштейн был загнан в угол. Финальная сцена была ужасной: ирландский наемник распахнул дверь в спальню Валленштейна, пронзил безоружного командира, протащил истекающее кровью тело по ковру и скинули его с лестницы.
К тому моменту Фердинанд II убедился в том, что ему недостает военного таланта Валленштейна. 1634 год — император заключил мир с германскими союзниками шведов — Саксонией и Бранденбургом. Но конец войны был все еще далеко. 1635 год — Франция, находившаяся под властью Ришелье, прислала в Германию новых людей и немалую денежную сумму. Чтобы восполнить пробел вследствие шведского поражения, воюющими сторонами теперь становились Швеция и Германия против Испании и императора.
Война переросла в столкновение двух династий — Габсбургов и Бурбонов, в основе которого лежали религиозные, этнические и политические причины. Только немного германцев согласились продолжить войну после 1635 года, большая часть предпочла остаться в стороне. Тем не менее их земли продолжали оставаться полями сражений.
Завершающая часть войны с 1635 по 1648 г. была самая разрушительная. Франко-шведская армия в конце концов взяла верх, но их целью было, казалось, поддержание войны, а не решительный удар по их противнику. Отмечено, что французы и шведы редко вторгались в Австрию и никогда не разоряли земель императора так, как они разграбили Баварию и территорию Центральной Германии. Такая война требовала больших талантов в мародерстве, чем в сражении.
Каждую армию сопровождали «сочувствующие» — в лагере жили женщины и дети, в обязанности которых входило сделать быт армии наиболее комфортным, чтобы у солдат не исчезало стремление к победе. Если не брать в расчет частенько свирепствовавшие в военных лагерях эпидемии чумы, то жизнь военных в середине XVII века была намного более спокойной и удобной, чем горожан. Многие города Германии стали в ту эпоху военными мишенями: Марбург был захвачен 11 раз, Магдебург осаждался 10 раз. Впрочем, горожане имели возможность спрятаться за стенами или перекупить нападающих.
С другой стороны, крестьяне не имели другой возможности, кроме как убежать прочь, потому они страдали от войны больше всех. Общие потери в численности населения были ошеломляющие, даже если не брать во внимание преднамеренное преувеличение этих цифр современниками, которые сообщали об убытках или требовали освобождения от налогов. Города Германии потеряли больше одной трети населения, в течение войны крестьянство уменьшилось на две пятых. По сравнению с 1618 годом в империи в 1648 году проживало на 7 или 8 миллионов населения меньше. До начала XX века ни один европейский конфликт не приводил к таким людским потерям.
Мирные переговоры начались в 1644 году, но понадобилось 4 года, чтобы дипломаты, собравшиеся в Вестфалии, наконец пришли к согласию. После всех споров Вестфальский мирный договор 1644 года стал фактическим подтверждением Аугсбургского мира. Священная Римская империя вновь становилась политически раздробленной, разделенной на три сотни автономных, суверенных княжеств, большинство которых были малы и слабы.
Император — теперь это был сын Фердинанда II Фердинанд III (правил в 1637-1657 гг.) — имел ограниченную власть в своих землях. Имперский парламент, в котором были представлены все суверенные князья, продолжал существование де-юре. Так надежда Габсбургов на объединение империи в единую страну с абсолютной властью монарха потерпела крах, на этот раз окончательный.
Мирный договор также повторно подтвердил положения Аугсбургского договора касательно церквей. Каждый князь имел право устанавливать католицизм, лютеранство или кальвинизм на территории своего княжества. По сравнению с договором 1555 года серьезные успехи были достигнуты в плане гарантий личной свободы вероисповедания для католиков, проживающих в протестантских странах, и наоборот, хотя в реальности германцы продолжали исповедовать религию своего правителя.
Анабаптисты и члены иных сект были исключены из положений Вестфальского договора и продолжали страдать от гонений и преследований. Тысячи их последователей в XVIII веке эмигрировали в Америку, в особенности в Пенсильванию. После 1648 года северная часть империи была почти полностью лютеранской, а южная — католической с прослойкой кальвинистов, расположившихся вдоль Рейна. Ни в какой другой части Европы протестанты и католики не достигли такого баланса.
Практически все основные участники Тридцатилетней войны получили по Вестфальскому договору часть земель. Франции досталась часть Аляски и Лотарингии, Швеции — Западная Померания на балтийском побережье. Бавария сохранила часть земель Пфальца и свое место в курфюрстате. Саксония получила Лужицу. Бран-денбург, учитывая его пассивную роль в войне, присоединил к себе Восточную Померанию и Магдебург.
Даже сын Фредерика V, будущий король Богемии, не был забыт: ему был возвращен Пфальц (хотя, урезанный в размерах) и презентовано восемь мест в коллегии электората. Швейцарская Конфедерация и Голландская республика были признаны независимыми от Священной империи. Ни Испания, ни Австрия Габсбургов не получили территорий в 1648 году, но испанским Габсбургам и так принадлежал самый большой блок земель.
И Фердинанду III пришлось более жестко, чем его отцу перед восстанием в Богемии, контролировать политическую и религиозную ситуацию в Австрии и Богемии. Навряд ли можно было сказать, что каждый получил по договору достаточно за 30 лет войны. Но государство в 1648 году казалось необычно стабильным и прочным; политические границы Германии были практически неизменными до прихода Наполеона. Религиозные границы сохранились и до XX века.
Вестфальский мирный договор положил конец Религиозным войнам в Центральной Европе. Даже после 1648 года Тридцатилетняя война в произведениях XVII и XVIII вв. считалась примером того, как не надо вести войн. По мнению авторов тех времен, Тридцатилетняя война продемонстрировала опасность религиозных волнений и армий, возглавляемых наемниками. Философы и правители, презирая религиозные варварские войны XVII века, пришли к иному способу ведения войны с армией, профессиональной настолько, чтобы избежать мародерств, и введенной в такие рамки, чтобы максимально избегать кровопролитий.
Для исследователей XIX века Тридцатилетняя война казалась гибельной для нации по многим причинам, в том числе потому, что она на долгие столетия затормозила национальное объединение Германии. Ученые XX веке, возможно, и не были столь одержимы идеей объединения Германии, но они яростно критиковали Тридцатилетнюю войну за абсолютно не рациональное использование людских ресурсов.
Один из историков так сформулировал свои мысли: «Духовно бесчеловечный, экономически и социально разрушительный, беспорядочный в своих причинах и запутанный в своих действиях, безрезультатный в итоге — это выдающийся в европейской истории образец бессмысленного конфликта». Это высказывание подчеркивает самые негативные аспекты войны. Сложно найти в этом конфликте плюсы.
Современные критики проводят не совсем приятные для нас параллели между идеологическими позициями и жестокостью середины XVII века и нашим современным стилем постоянной войны. Потому Бертольт Брехт выбрал Тридцатилетнюю войну в качестве периода для своей антивоенной пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», написанной после окончания Второй мировой войны. Но безусловно, аналогии между Второй мировой и Тридцатилетней войной натянуты: когда в итоге все устали от войны, дипломаты в Вестфалии смогли прийти к заключению мира.
Данн Ричард

В начале XVII века Европа подвергалась болезненному «переформатированию». Переход от Средневековья к Новому времени не мог осуществиться легко и гладко — любая ломка традиционных устоев сопровождается социальной бурей. В Европе этому сопутствовали и религиозные волнения: Реформация и Контрреформация. Началась религиозная Тридцатилетняя война, в которую оказались втянутыми почти все страны региона.

Европа входила в XVII век, неся за собой из предыдущего столетия бремя неразрешенных религиозных споров, обострявших и политические противоречия. Взаимные претензии и обиды вылились в войну, длившуюся с 1618 по 1648 год и получившую название «Тридцатилетняя война ». Ее принято считать последней европейской религиозной войной, после которой международные отношения приняли светский характер.

Причины начала Тридцатилетней войны

  • Контрреформация: попытка католической церкви отвоевать у протестантизма утерянные в ходе Реформации позиции
  • Стремление Габсбургов, правивших Священной Римской империей германской нации и Испанией, к гегемонии в Европе
  • Опасения Франции, видевшей в политике Габсбургов ущемление своих национальных интересов
  • Желание Дании и Швеции монопольно контролировать морские торговые пути Балтики
  • Эгоистические устремления многочисленных мелких европейских монархов, надеявшихся во всеобщей свалке урвать что-то для себя

Затянувшийся конфликт католиков и протестантов, развал феодальной системы и зарождение концепции национального государства совпали по времени с небывалым усилением имперской династии Габсбургов.

Австрийский правящий дом в XVI веке распространил свое влияние на Испанию, Португалию, итальянские государства, Богемию, Хорватию, Венгрию; если прибавить к этому обширные испанские и португальские колонии, Габсбурги могли претендовать на роль абсолютных лидеров тогдашнего «цивилизованного мира». Это не могло не вызывать недовольства «соседей по Европе».

Ко всему добавлялись религиозные проблемы. Дело в том, что Аугсбургский мир 1555 года решил вопрос вероисповедания простым постулатом: «Чья власть, того и вера». Габсбурги были ревностными католиками, а между тем их владения распространялись и на «протестантские» территории. Конфликт был неотвратим. Имя ему — Тридцатилетняя война 1618—1648 годов .

Этапы Тридцатилетней войны

Итоги Тридцатилетней войны

  • Вестфальский мир установил границы европейских государств, став исходным документом для всех договоров вплоть до конца ХVIII века
  • Немецкие князья получили право вести независимую от Вены политику
  • Швеция добилась преобладания на Балтике и Северном море
  • Франция получила Эльзас и епископства Мец, Туль, Верден
  • Голландия признана самостоятельным государством
  • Швейцария получила независимость от Империи
  • С Вестфальского мира принято вести отсчёт современной эпохи в международных отношениях

Нет возможности пересказать здесь ее ход; достаточно напомнить, что в нее так или иначе оказались втянуты все ведущие европейские державы — Австрия, Испания, Польша, Швеция, Франция, Англия и ряд мелких монархий, ныне образующих Германию и Италию. Мясорубка, унесшая более восьми миллионов жизней, закончилась Вестфальским миром — событием поистине эпохальным.

Главное — была разрушена старая иерархия, сложившаяся под диктовку Священной Римской империи. Отныне главы независимых государств Европы уравнялись в правах с императором, а значит — международные отношения вышли на качественно новый уровень.

Вестфальская система признала в качестве главного принцип государственного суверенитета; в основу внешней политики легла идея баланса сил, не позволяющая какому-то одному государству усиливаться за счет (или против) других. Наконец, формально подтвердив Аугсбургский мир, стороны дали гарантии свободы вероисповедания тем, чья религия отличалась от официальной.

Одно из важнейших событий 17 века - 30-летняя война 1618-1648 годов. В ней участвовали практически все европейские страны, она оставила после себя миллионные человеческие жертвы. Решающую точку в этой войне поставил договор под названием «Вестфальский мир». Итоги его имели важнейшее значение для всей дальнейшей европейской истории. Он был заключен 15 и 24 октября 1648 года после длительных переговоров, которые тянулись с 1644 года и не могли удовлетворить условия всех участников.

1648 года

Он объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры, заключенные в этом году в Вестфалии. В городе Мюнстере проводились переговоры с представителями католичества, а в Оснабрюке - с протестантской стороной. Иногда к Вестфальскому миру относят и договор, заключенный 30 января того же года Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, которым завершилась Восьмидесятилетняя война, поскольку борьбу между этими государствами исследователи считают и частью Тридцатилетней.

Что представляли собой объединенные договоры?

Оснабрюкский договор представлял собой соглашение, заключенное между Швецией и ее союзниками.

Мюнстерский же Римская империя подписала с Францией и теми странами, которые поддерживали ее (к ним относились Голландия, Венеция, Савойя, Венгрия). Именно эти два государства принимали такое активное участие в судьбе большой части Европы потому, что в третий и наиболее важный, переломный период Тридцатилетней войны они способствовали расшатыванию сил римлян, что способствовало их раздроблению в дальнейшем. Вестфальский мир главным образом обозначал положения, которые определяли территориальные изменения, политическое устройство и религиозные особенности в Священной Римской империи.

Итоги 30-летней войны

Чем же закончилось противостояние стран? По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне - Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира. Эти могущественные державы контролировали действие подписанного договора, и без их согласия в нем не могли изменить ни одну статью. Таким образом, вся Европа была надежно защищена от каких-либо глобальных изменений, что могло повлечь за собой угрозу безопасности многих стран. А поскольку, благодаря германский император был бессилен, остальные сильные державы могли не бояться его влияния. Вестфальский мир способствовал значительным территориальным перекраиваниям, прежде всего в пользу держав-победительниц Франции и Швеции.

Одним из таких кардинальных изменений на карте было то, что по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций. Это государство, начав свою освободительную войну против католической Испании как мятеж, получило в 1648 году международное признание.

Что получили страны, победившие в войне?

По решению, принятому при подписании Вестфальского мира, империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров. Кроме того, ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной (вместе с Штеттином), город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен (сам город Бремен туда не входил).

Швеции достались также устья многих судоходных рек в Северной Германии. Получив в свое распоряжение германские княжества, король Швеции имел возможность отправлять депутатов на имперский сейм.


Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии. Новые владения после подписания договора и увеличившееся влияние страны помогли ей в дальнейшем занять позицию гегемона в Европе.

Германские княжества Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург и Бранденбург, которые поддержали победившие страны, также получили преимущества - они смогли расширить свои владения в результате присоединения секуляризованных епископств и монастырей. К Саксонии в результате действия этого договора была присоединена Лузация, а в состав Баварии вошел Верхний Пфальц. Курфюрст Брандегбургский также получил в свои владения обширные земли, на которых в дальнейшем сформировалась Пруссия.

Что принес этот мир германцам?

Условия Вестфальского мира были таковы, что германский император потерял значительное количество своих былых прав. При этом германские князья стали независимыми от римского правителя и смогли проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Например, они могли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Удельные князья могли также заключать договоры с другими государствами. Единственное, что им было недоступно, - заключение союзов с другими державами против правителя Римской империи. Если говорить современным языком, после подписания этого договора удельные германские князья становились субъектами международного права и могли принимать активное участие в политической жизни Европы. Усиление их позиций способствовало формированию федеративного устройства современной Германии.

Религиозная жизнь после 1648 года

Что касается религиозной сферы, в результате Вестфальского мира в Германии были уравнены в правах католики, кальвинисты и лютеране, а также узаконена которая была проведена в 20-х годах XVII века. Отныне курфюрсты не могли определять за своих подданных их религиозную принадлежность. Кроме того, по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Голландии. Напомним, что освободительное движение в этой стране началось с выступления против католической Испании. По сути, этот договор узаконил политическую раздробленность Германии, окончив на этом имперскую историю этой державы.

Тем самым Вестфальский мир значительно усилил мощь Франции, избавив ее от главного соперника, Испании, претендовавшего на первую роль среди всех европейских государств.

Еще одна важнейшая функция этого договора, о которой говорят историки: он являлся основой для всех последующих европейских соглашений вплоть до XVIII в., когда состоялась Французская По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Северных Нидерландов. Также международное правовое признание получил Швейцарский союз.

Значение Вестфальского мира

Таким образом, этот договор называют событием, положившим начало современному мировому порядку, который предусматривает наличие в мире национальных государств и действие определенных принципов международного права. Принцип политического равновесия, вероятно, сложился именно в результате появления положений Вестфальского мира. Традиция решения сложных территориальных, правовых, религиозных проблем в отношениях двух и более государств при помощи вмешательства других сильных и влиятельных европейских держав появилась именно с тех пор.

Значение 30-летней войны для формирования нынешней правовой системы

Понятие «вестфальская система», которое относится к области мирового права и появилось после 1648 года, обозначает обеспечение суверенитета любого государства на его законной территории. Вплоть до XIX столетия нормы договора и условия Вестфальского мира во многом определяли законы

После появления соглашения особенно укрепились права реформированного христианства с традиционным римо-католическим христианством, что важно с точки зрения культурологии. Правда, многие ученые находят определенные недостатки в положениях, по которым после подписания договора должны были жить жители Германии. Так, они вынуждены были исповедовать религию, выбранную правителем, то есть по сути свободы вероисповедания еще не было. Но, несмотря на все недостатки, Вестфальский мир действительно был первой (и удачной) попыткой создать систему международного права.